textarchive.ru

Главная > Рабочая учебная программа


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по технологии

5-9 класс

Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, и в соответствии с программой «Технология. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. - М. «Просвещение» 2008.



Разработчик: учитель технологии Иванова М.И.

МОУ СОШ №17

Пояснительная записка

к рабочей программе по технологии (обслуживающий труд)

для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа составлена на основе

  • Примерной программы основного общего образования по направлению

« Технология. Обслуживающий труд»,

  • Программы образовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение»

(под рук. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко)

Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 5-8 классов основам технологических знаний, формирования технологической культуры и качеств, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

В процессе обучения учащихся технологии решаются следующие задачи:

  1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры.

  2. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету

бюджета семьи.

  1. Ознакомление с основами современного производства и сферой услуг.

  2. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские

задачи.

  1. Обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения

профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.

  1. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, ответственности и

порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения.

  1. Овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и

умение применять их при реализации собственной продукции и услуг.

8. Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического вкуса и художественной инициативы ребенка.

Содержание настоящей программы отобрано на основе:

-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии,

-требований к уровню подготовки выпускников основной школы по технологии с учетом региональных особенностей обучения учащихся в ОУ Мурманской области, а также с учетом интересов, склонностей детей, пожеланий родителей, материально- технической базы образовательного учреждения, собственных возможностей учителя.

Региональные особенности обучения учащихся технологии отражены в программе:

- при изучении истории и культуры родного края, старинных народных трудовых традиций, особенностей применявшейся техники и технологии, ресурсного обеспечения;

- при специфическом подборе тематики проектных творческих работ учащихся.

Содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • проектная деятельность;

  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приори­тетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ

Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Вы­полнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия.

При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргоно­мическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, ути­лизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить по­литехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обу­чение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знако­мятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

В процессе выполнения програм­мы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и на­выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

Приоритетными ви­дами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

  • Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от об­разца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; уча­стие в проектной деятельности.

  • Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

  • Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).

  • Выбор и использование вырази­тельных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с дру­гими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компо­нента:

  1. знать / понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний,

  2. уметь – владе­ние конкретными навыками практической деятельности,

  3. компонент, включающий знания и уме­ния, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.

Результаты обучения сформулиро­ваны в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению тех­нологической подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания про­дуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонно­сти к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • на­выками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры тру­да, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Особенности распределения часов по основным разделам программы.

В связи с отсутствием оборудованного кабинета для кулинарных работ при изучении раздела « Кулинария» практические работы заменены творческими заданиями для учащихся.

В связи с необходимостью развития навыка работы со швейным оборудованием, увеличено количество часов на изучение темы « Элементы машиноведения» и выполнение практических работ по данной теме. В 5-7 классах с 4 до 6 часов.

В 5 классе увеличено количество часов на изучение темы: «Элементы материаловедения» с 2 до 4 часов в связи с трудностью и большим объемом изучаемого материала.

В 6-8 классах увеличено количество часов на изучение раздела « Художественная обработка материалов. Рукоделие». В 6-м классе с10 до 12 часов, в 7 классе с 8 до 12 часов, в 8 классе с 7 до 8 часов. Это обусловлено необходимостью развития творческих способностей учащихся и изучения НРК (народных ремесел и промыслов, приобщения учащихся к истокам народного творчества.

В 8 классе увеличено количество часов на изучение темы: « Технология изготовления швейного изделия» до 10 часов, т.к. предусмотренного количества часов по примерной программе недостаточно для изготовления изделия по индивидуальным меркам.

Тематический план

5-9 классы

Разделы и темы

Количество часов

5

6

7

8

9

Кулинария

16

14

14

10

8

Санитария и гигиена.

2

Физиология питания.

2

2

2

Технология приготовления пищи.

8

10

10

4

4

Блюда национальной кухни.

2

Сервировка стола.

2

2

Заготовка продуктов.

2

2

2

4

2

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Элементы материаловедения.

2 \ 4

2

2

2

Ручные работы.

2

Элементы машиноведения.

4 \ 6

4 \ 6

4 \ 6

Конструирование и моделирование швейных изделий.

6

6

6

4

Технология изготовления швейных изделий.

12

12

12

5 \ 10

Рукоделие. Художественные ремесла.

8

10 \12

8 \ 12

7 \ 8

8

Технология ведения дома

Уход за одеждой. Ремонт одежды.

2

Эстетика и экология жилища.

4

\ 2

4

Ремонт помещений.

4

Санитарно-технические работы.

4

Бюджет семьи. Рациональное использование расходов.

4

Введение в предпринимательскую деятельность.

6

Электротехнические работы

Электромонтажные работы.

2

Электроосветительные приборы. Электроприводы.

2

Электротехнические устройства.

6

Простые электронные устройства.

6

Современное производство и профессиональное образование

Сферы производства и разделения труда.

4

Пути получения профессионального образования.

4

Творческие, проектные работы.

10

10

10

8

6

Резерв учебного времени.

6

6

6

6

6

всего

68

68

68

68

34



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (254)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Барнаульского учебного центра ФПС повышения квалификации ... В.В. Доронин «___» _____________2011г. «___»_____________2011г. РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Барнаульского учебного центра ФПС повышения квалификации специалистов ...
  2. Рабочая учебная программа (65)

    Программа
    ... : федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебнаяпрограмма, рабочаяучебнаяпрограмма, методические разработки для студентов и преподавателей ...
  3. Рабочая учебная программа (148)

    Рабочая учебная программа
    ... -методического совета Протокол № Секретарь ________ РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Предмет: Английский язык Учитель:Лаврова ... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочаяучебнаяпрограмма (далее по тексту – программа) по английскому языку в 10 ...
  4. Рабочая учебная программа (244)

    Программа
    ... , первая квалификационная категория с. Култаево 2011 Рабочаяучебнаяпрограмма составлена на основе Федерального компонента ... 5 Развитие речи 16 Программа: Рабочаяучебнаяпрограмма составлена на основе примерной программы и программы по русскому языку ...
  5. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (77)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА по Информатике и информационно ... Бином. Лаборатория знаний, 2008 г. Программу разработала учитель информатики Кудринская Н.В. ... требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической ...

Другие похожие документы..