textarchive.ru

Главная > Документ


суть науки

каббала

Леониду Макарону ––

с глубокой признательностью

за помощь в распространении

каббалистических знаний

посвящается

Каббала –– наука XXI века

суть науки

каббала

Том I

МИХАЭЛЬ ЛАЙТМАН

«СОФИЯ» 2 0 0 5

УДК 296.65

ББК 86.391

Л18

Лайтман Михаэль

Л18 Суть науки каббала. Том I. –– М.: ООО Издательский дом

«София», 2005. –– 448 с.

ISBN 5-9550-0807-1

Перед вами книга о каббале. Что же это такое на самом деле? Тайное, мистическое учение, магическая практика, эзотерическая методика или, быть может сложнейшая метафизика и абстрактная теософия?

Автор этой книги Михаэль Лайтман, крупнейший ученый-каббалист, биокибернетик, профессор онтологии и теории познания, говорит просто: каббала – это наука. Наука о человеке, об окружающем его мире, о цели нашего существования. И нет науки более необходимой человеку сегодня, чем каббала, поскольку дальнейшее существование без познания общих законов мироздания, влияющих на нас и наш мир, становится невозможным.

Устоявшийся подход к жизни, основанной на постоянном потреблении, вызывает дисбаланс в природе и разрушительно отражается на всех сферах человеческой деятельности. Глобальный кризис современной цивилизации – проблема, остро заявляющая о себе не только на научных конференциях и в программах передовых исследовательских проектов, но и лично в каждом из нас. Потеря ориентации в жизни, поглощающие современная общество депрессия, насилие, наркотики и суицид – все это говорит о том, что человечеству пора остановить самоуничтожение и на секунду задуматься, как действительно изменить свою жизнь.

Именно для этого, говорит автор книги, каббалисты на протяжении тысячелетий передавали и адаптировали для каждого нового поколения древнюю методику каббалы, ибо назначение этой науки – раскрыть целостную картину мира и поднять все человечество на совершенный, высший кровень существования, изначально предназначенный Человеку в Замысле Творения.

Эта книга – начало нашего проникновения в глубины познания истинной реальности.

УДК 296.65

ББК 86.391

 М. Лайтман, 2005

ISBN 5-9550-0807-1  ООО ИД «София», 2005

Содержание

От редактора

Вступительная лекция (18 июля 2004 года)

Суть науки каббала (урок от 18 июня 2004, Москва)

Суть науки каббала (урок от 20 июня 2004 года, Москва)

Отличие каббалы от религии (урок от 14 июля 2004)

Материя и форма в науке каббала (урок от 16 июня 2004 года)

Предисловие к книге «Уста мудрого» (урок 16 июня 2004, Москва)

Условия разглашения каббалистических знаний (урок 17 июня 2004 года, Москва)

Сравнительный анализ каббалы и философии (урок 21 июня 2004 года, Москва)

Сравнительный анализ каббалы и философии, продолжение

(Урок 22 июня 2004 года, Москва)

Мир в мире (урок 24 июня 2004 года)

Мир в мире (урок 25 июня 2004 годы)

Мир в мире (урок 27 июня 2004 года)

Мир в мире (урок 28 июня 2004 года)

Мир в мире (урок 29 июня 2004 года)

Мир в мире (урок 30 июня 2004 года)

Каббала как современное учение (урок 30 июня 2004 года)

Каббала как современное учение (урок 1 июля 2004 года)

Каббала – корень всех наук (урок 2 июля 2004 года)

Каббала – корень всех наук (урок 6 июля 2004 года)

Постижение единства мироздания (урок 7 июля 2004 года)

Постижение единства мироздания (урок 8 июля 2004 года)

Постижение единства мироздания (урок 13 июля 2004 года, Москва)

«Плоды мудрости» (Письмо со страницы 70)

Высказывания великих людей о каббале

От редактора

В этой книге собраны беседы каббалиста-практика, автора более 30 книг и монографий по каббале, переведенных на 22 языка, специалиста по биокибернетике, основателя международной академии каббалы, профессора онтологии и теории познания Михаэля Лайтмана.

Особенность этих бесед, которые ученый-каббалист проводит со своими учениками, состоит в том, что они постепенно настраивают читателя на глубокое внутреннее проникновение в материал творения. Вследствие этого человек прозревает сквозь материал нашего мира скрытые за ним силы и связи мира высшего. Направить взгляд человека внутрь материи, чтобы именно сквозь нее он увидел высший мир, — это задача Учителя. Такой метод обучения открывает каждому человеку возможность приблизиться к проникновению в высший мир.

Воспринимать этот текст следует как свободную беседу, где многое передается между строк, где возможны оговорки и недоговоренности. Именно благодаря им читатель может включиться в обсуждение в качестве собеседника.

Эта книга — особая по своему воздействию на читателя, и мы надеемся увидеть каждого из вас среди тех, кто откроет для себя удивительный высший мир.

Вступительная лекция

18 июля 2004 года

Наука и каббала — тема очень обширная и сложная. Трудно охватить проблему их отношений в полном объеме. Я занимался наукой и каббалой много лет, но только в последние годы обнаружил точки их пересечения. Область соприкосновения между ними начала выявляться 70–80 лет назад, когда, изучая частицы атомов, ученые обнаружили их двойственную природу: иногда мы можем наблюдать их как частицы вещества, а иногда — как волны.

Как их воспринимать, рассматривать, изучать — целиком зависит от нас, то есть от исследователя, пользующегося каким-либо прибором. И когда это выяснилось, стали появляться вопросы: обладают ли волны, да и вся окружающая нас материя, какой-то определенной формой или она «такова, какой мы ее воспринимаем»? Эта дилемма поразила ученых: каков же в действительности наш мир? Ведь если мы воспользуемся другими приборами, то обнаружим вовсе не вещество, а волны, различные виды плазмы или энергии.

В последние годы ученые приблизились к пониманию того, что уже давно открыто в науке каббала: вне человека не существует никакой реальности, которую можно было бы обнаружить и исследовать иначе, чем в соответствии с нашими органами чувств.

Окружающая нас реальность, как утверждает наука каббала, — это высший свет, некое силовое поле. И какую картину мира мы воспринимаем, зависит от того, под каким углом, в соответствии с какими нашими свойствами, условиями, трактовками мы ее рассматриваем.

Наше восприятие мира меняется в зависимости от наших органов чувств, подобно тому, как голографическое изображение меняется в зависимости от угла зрения. Наука каббала объясняет это так: нет разницы между духовным и материальным. Если человек поймет, как он воспринимает картину материального, каким образом она ему представляется, ему намного легче перейти к духовному восприятию. Ведь это один и тот же человек воспринимает оба мира.

Наука каббала утверждает, что весь материал творения — это желание получать. И это желание требует наполнения. А наполнение оно ощущает в соответствии со своими свойствами. Если желание получать маленькое, оно ощущает только свою жизнь, свое существование. Мы это видим на примере неживой природы и растительного мира, а также животной жизни на простейшем уровне. Если желание получать большое, оно развивает рядом с собой умственную систему, помогающую ему достичь наполнения. Рядом с сердцем — желанием наслаждаться — возникает разум.

Чем больше желание, тем изощреннее разум в своих поисках способов наполнить желание. И чем совершеннее творение, тем совершеннее в нем обе эти части. Желание получать достигает состояния, когда становится способным воспринять всю реальность, то есть получить все полагающееся ему наполнение (тогда как на предыдущих уровнях наполнение возможно лишь частичное).

Если в нас преобладает желание земных наслаждений, то и разум наш занят поиском путей наполнения именно этого желания. У желания есть определенные внутренние свойства, и свет, наполняющий его, вместе с желанием создает общую картину мира, реальности.

Действительность — это не то, что находится перед нами, не то, что существует вне нас. Она полностью зависит от наших свойств. В нашей реальности есть открытая и скрытая части. Она делится на уровни: неживой, растительный, животный и человеческий; на твердые тела, жидкости, газы и т. д. И все это — в соответствии с нашими свойствами, и если мы изменим эти свойства, то и реальность изменится.

Здесь дело обстоит точно так же, как с элементарными частицами: посмотрим с одной стороны — увидим, что это вещество, а посмотрим с другой — увидим, что это волны. Все зависит от того, как смотреть. Так же и мы: если бы мы изменили себя, то увидели бы совсем другую реальность, соответствующую нашим новым свойствам, — например, обнаружили бы волны там, где сегодня видим твердое тело.

30–40 лет назад начался кризис в науке. Ученые стали понимать, что наука не может развиваться дальше, не принимая в расчет свойства человека-исследователя. Именно поэтому в наши дни, когда науки уже достигают предела своего развития, они оказались в тупике.

Наука всегда утверждала, что мы воспринимаем мир по определенным законам, вне зависимости от личности исследователя. Но когда выяснилось, что все зависит от того, как изменяемся мы сами, вся картина мира пошатнулась. Таким образом начала выявляться связь между наукой и каббалой. И если 20–30 лет назад невозможно было даже говорить с учеными о каббале — они вообще не воспринимали ее подход, то сейчас они уже готовы прислушаться и принять утверждение, что все зависит от нас, все зависит от человека, и все то, что мы принимаем за реальность, — это оттиск наших свойств.

Все наши ощущения, все наши действия существуют лишь в том мире, который мы себе представляем, и не существует никакой реальности самой по себе. Если мы изменим угол зрения, то есть наши свойства, то увидим вместо вещества волны, а вместо волн — вещество. Нечто подобное открылось исследователям элементарных частиц в 20–30-е годы прошлого столетия.

Сегодня мы можем говорить с учеными и вместе обратиться ко всему миру с новым объяснением его устройства. Это настоящий переворот в мировоззрении, и последствия его огромны и очень важны. Все зависит от нас; все, по сути, зависит от внутреннего состояния человека. Вся система законов этого мира, все наблюдаемые нами связи и соответствия между частями мира — все это зависит от нас.

Нет никакой объективной реальности. А раз так, то необходимо знать только одно: каким образом нам стоит измениться, под каким углом следует рассматривать абстрактный высший свет, пребывающий в абсолютном покое, чтобы он проявился наилучшим для нас образом, в оптимальном виде. И этим занимается наука каббала.

В противовес всем остальным наукам, она не занимается исследованием материи вне нас; она изначально говорит о том, как должен измениться человек, чтобы изменился и воспринимаемый им мир. По сути, это и есть вся наука каббала.

Картина мира, какой она сегодня нам представляется, ужасна. Мир погружен в полное отчаяние; отсюда — тяга к наркотикам, кризис семьи и общества в целом. Но все это не потому, что так устроен мир. Это лишь слепок растущего в нас желания: ведь именно желание порождает нашу картину мира, проецируя себя на свойства высшего света.

Несколько лет назад, начиная налаживать связи с учеными, я обнаружил, что они готовы воспринимать эти идеи и соглашаться с таким подходом. Они готовы сотрудничать и понимают, что в этом — будущее науки. Наука будущего — это наука каббала. Она даст правильное отношение к миру.

Прежде мы считали, что этот мир существует сам по себе, независимо от нас. Но сегодня ученые соглашаются с нашим способом исследования мира. Они ведь и сами приблизились к такому подходу путем экспериментов, путем исследования реальности. Они «переключили» восприятие внутрь человека и перенесли внутрь человека причины происходящего снаружи.

Сам по себе мир не изменится. Мир — это высший свет, пребывающий в абсолютном покое. И о том же мы читаем в последних статьях ученых. Астрофизики, например, утверждают, что Вселенная — это единая мысль, действующая разум­но и целенаправленно. Экологи пришли к выводу, что наша планета с ее атмосферой и всеми природными проявлениями ведет себя как некое живое существо, обладающее разумом и программой действий, и реагирует на нас как живой объект.

На этих основаниях ученые приходят к выводу, что и Вселенная, и земной шар, и все, что на нем существует, от самых простых форм жизни до глобальных систем, — все это оттиск свойств человека. Поэтому, в конечном счете, все науки, развивавшиеся в течение тысячелетий, сумели охватить лишь очень узкую область исследований действительности.

На их место приходит наука каббала, которая поглощает их, сотрудничает с ними и объясняет человеку, как правильно исследовать истинную реальность. Реальность проявляется для нас в соответствии с принципом подобия свойств, при сопоставлении наших свойств со свойствами света. Любое явление открывается нам только при уподоблении наших свойств этому явлению.

Можно объяснить это на простом примере: звуковые волны существуют вне моего уха, но я воспринимаю их только при условии, что у меня внутри есть система, способная воспроизводить такие же волны.

Простейшая аналогия — радиоприемник. Если внутри него есть колебательный контур, производящий волну, совпадающую по частоте с наружной, происходит резонанс: приемник как бы захватывает волну извне и проводит ее к слушателю. Таким образом, чтобы уловить волну, я должен обладать неким соответствующим ей свойством. Если я хочу воспринять какую-то определенную часть действительности, я должен знать изначально, какими внутренними свойствами мне следует для этого обладать.

Мы рождаемся с пятью органами чувств. И у каждого из них есть определенная область восприятия, в которой фиксируются все наши реакции на происходящее вовне. Мы воспринимаем на слух не все волны, существующие вокруг нас, а только в определенном диапазоне: скажем, от 15 Гц до 15 КГц. Так же устроены и все остальные органы чувств.

Мы созданы таким образом, что мир открывается нам лишь в пределах наших пяти областей восприятия. А если бы у нас были дополнительные органы чувств с иными областями восприятия, картина мира выглядела бы совсем по-другому. Картина мира —это то, что представляется нам вследствие наших реакций на нечто находящееся снаружи.

Снаружи находятся волны, высший свет. И из всех этих волн мы улавливаем только незначительную часть, ограниченный набор впечатлений в определенном диапазоне частот. Вот и все, что в конечном счете создает нашу картину мира. Так мы воспринимаем и самих себя, и окружающую реальность.

И, разумеется, эта картина является оттиском наших свойств. Если кто-то от рождения лишен одного из органов чувств, его представление о мире отлично от нашего. И если у нас появится дополнительный орган восприятия, картина мира также изменится.

Наука развивается в результате исследований этой картины. Человек, ограниченный своими свойствами, не может исследовать то, что находится за гранью его восприятия. Для этого нужно дополнительное свойство, которое называется экраном, или шестым органом чувств. Наука переживает кризис, но ее развитие не завершено: ей необходимо перейти на более высокий уровень.

Изменить наши природные, телесные органы чувств мы не можем, поэтому мы воспринимаем окружающий мир как единую картину. Но если бы у нас появился орган восприятия, способный изменяться, то благодаря ему нам открылся бы изменяющийся мир. Именно так происходит, когда мы обретаем новую возможность — с помощью экрана воспринимать иной, высший мир.

Наука каббала объясняет человеку, как ощутить, уловить, воспринять реальность в соответствии с его выбором, настройкой его дополнительного внутреннего органа ощущения — экрана, сосуда, кли, души (все это одно и то же).

Вопрос: Сколько бы человек ни менялся, законы природы неизменны, независимо от его мировоззрения. Природа, которая может нас уничтожить, покалечить или доставить наслаждение, останется той же. Вы можете изменять нас хоть до бесконечности, но мы все равно будем страдать от жестоких проявлений природы...

Думаю, я привел доступный для понимания пример. Рассматривая предмет через один прибор, я вижу волну, через другой — вещество. Кто-то утверждает, что реальность не меняется. Но на самом деле реальность меняется, и она зависит от меня, от моих свойств. Если я изменю свои свойства, реальность изменится. Воспринимаемая нами реальность не существует вне нас. Все видимое, слышимое, осязаемое нами — только наши ощущения. Невозможно утверждать, что такая же реальность существует вне нас. Никто еще не вышел из себя наружу и не воспринял ее иным способом.

Результаты научных опытов и исследований показывают, что видимая нами картина изменяется, если мы меняем себя. Я сейчас говорю не о позиции каббалы — я имею в виду ученых. Они уже понимают, что, изменяя человека, можно изменить мир, так как мир является отпечатком, отражением наших свойств.

Мы привыкли считать, что мир существует сам по себе, независимо от того, находимся мы в нем или нет; что вселенная, земной шар — все существует и без человека. Затем начали понимать, что картина мира зависит, как открыл Эйнштейн, от скорости перемещения. С увеличением скорости движения реальность предстает предо мной в ином виде: меняется время, меняются расстояния. То есть постоянные, по нашим прежним представлениям, величины оказываются непостоянными. Таким образом, все относительно. Что значит «относительно»? Это значит, что все измеряется относительно меня, относительно моих свойств.

Затем возникла теория (тоже успевшая устареть), которая утверждала, что воспринимаемая мною реальность сама по себе не существует, а является сочетанием моих свойств и внешней среды. Есть нечто вне меня, но я улавливаю всего лишь небольшой отдельный фрагмент, соответствующий диапазону восприятия моих органов чувств. Благодаря зрению, слуху, осязанию и так далее формируется определенная картина, которая является частью некой огромной общей реальности, находящейся вне меня.

За последние 30–40 лет ученые пришли к выводу, что вне нас вообще нет никакой реальности. Возникающая передо мной картина зависит исключительно от моих свойств, от моих внутренних параметров. Я ощущаю, улавливаю не окружающее, а свою реакцию на нечто внешнее. Например, моя барабанная перепонка реагирует на внешнюю волну, в соответствии с этим я улавливаю определенную часть этой волны.

Вокруг меня может существовать множество звуковых волн с высокими частотами, но если у меня повреждена барабанная перепонка, то я ощущаю всего лишь свои слабые, частичные реакции на низкие частоты. Только их я и улавливаю, не имея ни малейшего понятия о том, что на самом деле происходит вне меня. У меня нет прибора для сравнения, чтобы выяснить это.

Я — словно черный ящик с пятью отверстиями: пятью органами чувств, соответствующими пяти видам восприятия — зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу.

Я ощущаю свои реакции на то, что находится вне меня. Но что на самом деле находится вне меня, я не знаю. Сумма этих реакций рисует мне картину мира. Это — мой мир. То есть это не внешняя картина, находящаяся вне меня, а отпечаток, проекция моих внутренних свойств, являющихся результатом работы органов чувств.

Современная наука дошла до этого только сейчас, тогда как наука каббала говорит об этом давно, уже на протяжении тысячелетий. Не надо суетиться, занимаясь поисками чего-то вне нас. Мы это делали тысячи лет — и увидели, что в реальности ничего изменить нельзя. Необходимо изменить свои свойства — и тем самым мы изменим реальность.

Изменить свои свойства не означает стать лучше, установить между людьми добрые отношения и тогда всем будет хорошо. Это неверно. Изменить свои свойства необходимо в соответствии с находящимся вне нас высшим светом. Если я сделаю это, высший свет будет протекать через меня безо всяких преград. И тогда я стану ощущать себя совершенным — как в своих чувствах, так и в осознании своего местопребывания.

Каким образом правильно сопоставить свои внутренние свойства с высшим светом — именно об этом и говорит наука каббала. Это делается с помощью экрана. Желание получать, эгоизм, — это, по сути, стенки черного ящика (см. рисунок).

Если мы ставим над этими стенками экран (масах), то уподобляем наши внутренние свойства свойствам внешнего света. И тогда мы достигаем той реальности, которая не давит на нас и разрешает все наши противоречия. Свет воспринимается нами как наслаждение, мудрость, знания, постижение.

Вопрос: Это кажется нереальным. Это что же, мы окажемся в идеальном состоянии? Есть ли в мире люди, достигшие этого, и сколько их?

На сегодняшний день — действительно немного. Однако, развиваясь, человечество придет к состоянию, когда ощутит необходимость измениться. Иначе мы не сможем избавиться от бед, несчастий, страданий. Дело в том, что высший свет противоположен нашим свойствам и в соответствии с этим давит на нас. Наш эгоизм постоянно возрастает, и контраст между нашей эгоистической природой и Творцом проявляется все сильнее и сильнее. Поэтому то, что находится внутри нашего «ящика», по сравнению со светом воспринимается как тяжелая жизнь, которая с каждым днем становится все хуже и хуже. У нас не остается иного выхода, кроме как приступить к изменению самих себя.

Науке — в том числе психологии, социологии, экологии — уже известно об этом. В какой-то момент специалисты во всех областях человеческой деятельности в один голос стали указывать на то, что без изменения своих качеств в соответствии с реальностью, находящейся вне нас, мы дойдем до трагического состояния, до угрозы уничтожения.

Наша реальность делится на две части: реальность, которую мы ощущаем до махсома («граница, барьер») в этом мире, и реальность, которая ощущается над махсомом. Кто пребывает только в реальности этого мира, ощущает то, что ощущаем все мы. Поднявшийся выше махсома в какой-то мере совпадает по свойствам со светом и, в соответствии с этим, ощущает высшую реальность. Отождествляясь со своей душой, он уже по-другому воспринимает время, ощущает совершенство и вечность. Вместе с тем, по-прежнему обладая телом, он ощущает и то, что находится в нашем мире.

Вопрос: Существует ли какой-то максимальный уровень, которого может достичь человек, перейдя махсом?

Я говорю о шестом органе чувств, развивая который достигают тождественности свойствам света. Это духовная энергия, пребывающая в абсолютном покое. Если человек приобретает ее свойства, то, в соответствии с этим, он ощущает вечность и совершенство.

Вопрос: Существует ли нечто помимо этого?

Помимо этого ничего быть не может.

Вопрос: Человек способен этого достичь?

Человек обязан достичь этого! На протяжении всей истории мы развиваемся от низших желаний — плотских — через желания, обращенные к деньгам, славе, знаниям, и вплоть до желания, устремленного к духовному. Во втором тысячелетии мы при­шли к состоянию, когда желание получать у большей части человечества достигло уровня, приближающегося к духовному.

Поэтому человек, который не находит удовлетворения в деньгах, славе и знаниях, стремится к чему-то другому. Однако он не знает к чему, потому что не ощущает в нашем мире духовный мир, свет. Он не ощущает, что значит совпадать со светом по свойствам. Общество не способно обеспечить человека этими ощущениями, и поэтому он либо впадает в депрессию и может даже попасть в зависимость от наркотиков, либо в результате длительных поисков открывает для себя каббалу.

Мы видим, что год от года жизнь становится все хуже и хуже. Причина в том, что возрастает наше желание получать. Решимо, заложенное в нас, — своеобразный духовный ген — проявляется все сильнее и сильнее, наши требования растут. Эти требования на протяжении тысячелетий определяли наше культурное, технологическое, научное развитие. В конце концов мы достигли состояния, когда исчерпали все возможности: в пределах нашего материального мира далее развиваться некуда.

В рамках этого мира развитие науки, культуры, всех сфер человеческой деятельности практически завершилось. Нам больше нечего делать — и ученые это понимают. Вот почему, в соответствии с развившимся в нас желанием, нам необходимо перейти в область, находящуюся вне нас, и действовать в ней. Еще две тысячи лет тому назад в Книге Зоар было сказано, что именно в наше время начнется этот процесс, и сегодня мы в этом убеждаемся.

Вопрос: Сегодня существует много систем, объясняющих, как работать с энергиями, аурой, кармой... Как к ним относится каббала?

Каббала не использует никаких систем, кроме собственной. Она не исследует другие методики и не занимается их сравнительным анализом. Это не входит в ее задачи.

Занимаясь наукой каббала, человек приобретает шестой орган чувств и благодаря ему начинает ощущать высшую реальность. И тогда он видит, что всевозможные манипуляции энергиями — просто баловство. Все это — не более чем попытки подсластить свою жизнь. Человеку нужна какая-то уверенность в завтрашнем дне, ему приятно думать, будто существует жизнь после смерти, существуют инопланетяне, какие-то чудеса... Это всего-навсего психосоматические явления, не более того.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Режиссер Поставил в театре "

    Анкета
    ... заXIXвек ... признательность ... каббалистической ... наука в III веке, ...но получила окончательный вид только в ХII-ХIII веках ... каббала ... глубокие и вдохновенные свои размышления Розанов, как и Достоевский, посвящал ... знания". Следовательно, она есть, по сути ...
  2. Рабле гаргантюа и пантагрюэль повесть о преужасной жизни великого

    Документ
    ... I, гл. XIX). Что и ... помощьюкаббалистического ... во векивеков, ... суть святые ... Кислуш, Макарон, Гарнир ... распространенное ... глубокую свою признательность и пообещали в благодарность за ... посвящалнауке ... Селевк, Леонид, Агафокл, ... знания, равно как знания ... "каббала" в ...
  3. MACOHCTBO B COBPEMЕHHOЙ POCCИИ

    Презентация
    ... векекаббало ... знания». «Каменщики» XVIII века по сути ... признательны» ... глубокиезнания ... распространении шведской ... XIXвеке ... , макаронами, даже ... посвящена ... наука побеждать» была наукой ... запомощью, или хотя бы за ... герметической, каббалистической и ... Леониды, ...
  4. Архимандрит рафаил (карелин) о вечном и преходящем

    Документ
    ... распространенные названия «бессмертный еврей», «веч­ный жид» средним векам ... каббалистическую зашифровку). Занимались под видом нравственного совершенствования оккультными науками ... в глубокой пустыне. Более всего времени препо­добный посвящал беседе ...

Другие похожие документы..