Главная > Документ


СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

22

Реализация стратегии РАЗВИТИЯ СИБИРСКОЙ
АКАДЕМИИ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

Н.В. Фадейкина

доктор экономических наук,
профессор, ректор САФБД

Выбор России, сделанный в начале 90-х гг. XX столетия, и начавшиеся реформы полностью изменили структуру национальной экономики и направления деятельности ее субъектов. В структуре появились организации разных форм собственности и различных организационно-правовых форм. Новые субъекты национальной экономики пытались работать по правилам, приближенным к рыночным (до рынка было еще слишком далеко). Начали функционировать формальные институты рыночной экономики – коммерческие банки, товарные и фондовые рынки, биржи, качественно новые налоговые механизмы, правила антимонопольного регулирования и т.д. Появились новые для российской экономики финансовые инструменты и технологии, изменилась нормативно-законодательная база по регулированию различных видов деятельности, особенно в области финансов и кредита. Существенно изменились не только условия, но и цели коммерческой деятельности, формируя новые требования к уровню и содержанию профессионального образования.

Состояние банковской системы, конечно же, не отвечало тогда экономическим требованиям, поскольку существующие банковские технологии не обеспечивали достижение новых целей и реализацию новых функций. Развивающаяся банковская система, возникающие в стране новые финансовые институты (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды), формирующийся рынок ценных бумаг предъявляли повышенный спрос на специалистов, не только имеющих теоретические знания, но и способных разрабатывать и применять новые технологии.

Государственная система высшего образования, отпущенная в свободное плаванье, не могла стремительно перестроиться под новые общественные потребности, а время не ждало. Особенно сложное положение возникло в области экономического образования – его парадигму необходимо было менять полностью.

В советской России основные экономические дисциплины были представлены курсами политической экономии капитализма и социализма. В лучших экономических вузах студентам удавалось приобрести опыт самостоятельного изучения «Капитала» Маркса, однако в большинстве случаев преподавался упрощенный догматический марксизм, а у преподавателей и студентов формировалось восприятие экономической теории как дисциплины, ничего общего не имеющей с реальностью. Что касается специальных дисциплин, то преподавание их отвечало потребностям плановой советской экономики.

Рынок экономического образования в первые годы реформ характеризовался превышением величины спроса над величиной предложения. Спрос сдвинулся от инженерно-технических специальностей к тем, которые могли найти непосредственное применение в нарождающейся рыночной экономике, – экономическим, юридическим, менеджериальным*.

Кроме того, связь российского экономического образования с научными исследованиями практически отсутствовала по понятным причинам – в СССР наука и образование были искусственно разведены. Фундаментальными научными исследованиями в основном занимались институты Академии наук, а вузовские преподаватели в связи с большой учебной нагрузкой располагали гораздо меньшими возможностями для занятия НИР. Хотя общеизвестно: если преподаватель не занимается наукой, он может научить студентов лишь тому, что когда-то узнал сам. В США, Великобритании и других развитых странах именно количество научных публикаций в реферируемых журналах является основным показателем при заключении и продлении контракта с преподавателем, в России же и сегодня этот показатель не используется.

Перестройка экономического образования в начале 90-х гг. очень болезненно сказалась на преподавательском корпусе российских вузов. Весь опыт, знания, методические наработки, заслуги перед отечественной экономической наукой, накопленные в советский период, в одночасье утратили свою ценность. Преподавателям пришлось всему учиться заново, и в основном по зарубежным источникам. Многие ценные кадры ушли из высшей школы на «вольные хлеба». Лучшие, «продвинутые» (особенно те, кто хорошо владел иностранными языками) стали работать в бизнес-школах.

Именно в это время по инициативе группы специалистов (преподавателей экономических дисциплин – кандидатов экономических наук, востребованных на различных бизнес-курсах), возглавляемой Н.В. Фадейкиной, при поддержке Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), коммерческих банков Сибири и Дальнего Востока, аудиторских фирм «ФИНЭКС» (фирма в феврале 1992 г. получила лицензию ЦБ РФ на банковский аудит) и «ЭкоН», Сибирской фондовой биржи, других новосибирских организаций и английской фирмы GMA была создана Сибирская международная высшая школа банковского дела (СМВШБД), затем переименованная в Сибирский институт финансов и банковского дела (СИФБД). 4 августа 1992 г. в Москве состоялось собрание учредителей, 24 августа ТОО «СМВШБД» было зарегистрировано в установленном порядке, 10 ноября была получена лицензия Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, а 23 ноября началось обучение первой группы заочников по направлению «Экономика».

Деятельность в области консультирования и внедрения новых банковских технологий мы начали уже с сентября. Благо к этому времени у аудиторской фирмы «ФИНЭКС» на обслуживании было более 50 коммерческих банков, а фирма «ЭкоН» активно занималась продвижением своих продуктов – автоматизированных финансово-банковских комплексов – рабочих мест (АРМ финансиста, бухгалтера, операциониста и др.). В первые полтора года более половины доходов составляли доходы от проведения межрегиональных конференций и семинаров (с привлечением ведущих специалистов Банка России, преподавателей экономических вузов Москвы и Санкт-Петербурга, зарубежных экономистов), продажи программных продуктов (вместе с компьютерной техникой) и консультирования.

Мы уже тогда осознавали, что образовательная деятельность потребует колоссальной отдачи, тем более что в период реформ и отсутствия парадигмы экономического образования она в большей мере, чем любое другое занятие, имеет дело с будущим.

Мы также понимали: высокое качество преподавания экономических дисциплин возможно только при условии сочетания преподавательской деятельности с практической работой в соответствующей сфере экономики. Поэтому все силы направлялись на поиск «остепененных» практиков, которые уже «нашли себя» в образовании и/или в бизнесе, то есть создали себя в короткое время, добиваясь результатов большим трудом. Мы были одержимы, и в нас поверили.

В период с 1992 по 1997 г. с нами работали доценты и профессора из санкт-петербургских вузов – Г.Ф. Сысоева, Г.Н. Бургонова, Л.П. Мальтинская, зав. кафедрой международных валютно-кредитных отношений Финансовой академии д-р экон. наук, профессор В.И. Суровцева, представители Банка России – А.А. Козлов, И.А. Князев, В.И. Ильин, О.И. Мартынова, А.Н. Шеховцов, М.П. Помозков, В.М. Паламарчук, Б.В. Черкасский, Н.А. Антоненко, И.В. Новосёлов, И.Ю. Седова, З.И. Меркулова, А.П. Стрыгин, Г.С. Пескова, Т.А. Артамонова, Д.Ю. Будаков.

Активно сотрудничая с МАСС, вуз продвигал свои образовательные продукты по всему Сибирскому региону. Бизнес-курсы, межрегиональные конференции, семинары проводились практически ежемесячно, и они были чрезвычайно востребованы.

К середине 90-х гг. популярность этих бизнес-курсов и семинаров повысилась, а масштабность образовательных программ СМВШБД увеличилась в связи с повышением профессиональной компетенции наших преподавателей. Нас стали приглашать читать лекции не только в Бурятию, Горно-Алтайск, Сургут и другие города Сибири, но и в Москву и Санкт-Петербург. Помогли не только «столичные учителя», но и аудит. К этому времени у аудиторской фирмы «ФИНЭКС» (один из учредителей СМВШБД) было на обслуживании более 100 коммерческих банков; не отставал и «ЭкоН» (тоже учредитель СМВШБД) – его практика общего аудита расширилась и территориально, и в отраслевом разрезе. Благодаря аудиту мы привлекали студентов и слушателей с Урала, Сибири и Дальнего Востока.

И еще мы поняли, что вузу нужны хорошее издательство и свой журнал, на страницах которого будут публиковаться результаты наших исследований и мероприятий. В 1997 г. журнал «Сибирская финансовая школа», зарекомендовав себя как солидное научно-практическое издание, стал печатным органом МАСС.

В апреле 1997 г. наш институт (уже не СМВШБД, а СИФБД) прошел государственную аттестацию и выполнил свои обязательства перед участниками, студентами и общественностью, подтвердив тем самым позиции одного из ведущих негосударственных вузов, специализирующихся на подготовке специалистов в области финансов и кредита.

В качестве одного из принципов деятельности института утвердился принцип диверсификации образовательных услуг, осуществляемых вузом по различным программам, направлениям и формам образования. Речь идет о внутренней диверсификации – то есть о дифференциации образовательных услуг, форм и периодов обучения, дипломов, удостоверений, свидетельств и сертификатов, направлений, специальностей обучения и т.д.

Мы неуклонно расширяли сферы деятельности, номенклатуру образовательных продуктов, превращая комплекс образовательных услуг, осуществляемый в институте, в диверсифицированный комплекс с постоянным внедрением новых технологий, которые отрабатывались в практике аудиторских фирм, банков и других предприятий и организаций – участников (учредителей) и стратегических партнеров института.

Цель диверсификации – удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг. Аргументы в защиту диверсификации образовательных услуг просты. Но реализация ее сложна и требует использования новых образовательных технологий, качественного научно-методического обеспечения и высокопрофессиональных кадров. В целях углубления и расширения диверсификации образовательных услуг ко второй половине 90-х гг. вузом были предприняты:

– переход к широкомасштабной подготовке и переподготовке кадров (в том числе руководящего персонала организаций) Сибирского региона в сфере финансов и кредита, внешнеэкономической деятельности, отраслевых финансов в области промышленности, транспорта и связи, государственных и муниципальных финансов, бухгалтерского учета и аудита различных форм и видов экономических субъектов, малого предпринимательства и международных финансово-кредитных отношений;

– формирование системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей для выпускников по программам начального, среднего и высшего образования «обучение через всю жизнь»;

– реализация принципа преемственности образовательных программ (от образовательной школы до аспирантуры) и других принципов деятельности института, сформулированных в Концепции развития вуза;

– интеграция направлений подготовки: наши выпускники вместе с дипломом СИФБД одновременно получали (благодаря нашим образовательным технологиям и таким нашим партнерам как Сибирская государственная геодезическая академия, Сибирская фондовая биржа, аудиторские фирмы «ФИНЭКС» и «ЭкоН» и др.) дипломы двух вузов, диплом и аттестат профессионального бухгалтера (финансового менеджера) и профессионального специалиста рынка ценных бумаг, диплом и удостоверение валютного кассира или специалиста коммерческого банка по работе с иностранной валютой и т.д.

Диверсификация образовательных программ в нашем небольшом институте позволила:

– дополнительно расширить возможности выбора специальности для обучаемых;

– обеспечить получение образования в соответствии с потребностями и способностями отдельных студентов;

– сделать финансово-экономическое образование доступным для каждого.

С нашими студентами и выпускниками мы связывали большие надежды. Мы всегда стремились к тому, чтобы наши выпускники были умелыми, образованными, знающими, духовно богатыми и дисциплинированными, чтобы они были носителями духовных ценностей, приобретенных в стенах нашего института.

В середине 90-х гг. мы понимали, что вариантов дальнейшего развития вуза множество. А самый оптимальный сопряжен с огромной ответственностью и руководства вуза, и его учредителей. При выборе достойного варианта развития надо было просчитать риски, и не малые, связанные с размещением аккредитованного вуза на новых учебно-производственных площадях. Это была самая большая проблема, сдерживающая развитие СИФБД.

Смогли мы решить эту проблему благодаря «доброй воле» А.П. Бобрышева – генерального директора НАПО им. В.П. Чкалова. Он предоставил нам в пользование (на условиях долгосрочной аренды) большой учебный корпус, где раньше базировался самолетостроительный факультет НЭТИ (сегодня это здание нами выкуплено у НАПО).

По прошествии нескольких лет учредители СИФБД уже вполне осознавали, что наш вуз – это серьезная и признанная в научном и финансовом сообществе организация и с нами можно работать как с серьезным, ответственным и высококвалифицированным партнером. Мы ждали помощи от участников (учредителей) и сами готовы были оказать им посильную помощь. Мы были уверены в том, что учредитель (участник), если он желает быть нашим стратегическим партнером, не может оставаться в стороне от деятельности института в силу законодательства об образовании и нашего устава.

Мы мечтали тогда о своей научной школе, о солидном издательстве, признании нашего журнала «Сибирская финансовая школа», своих учебных корпусах… И, как показала практика, мечтали не зря. Мы достигали своих целей, которые выстраивали в мечтах. Ведь лучшее определение цели – мечта, которая осуществляется к определенному сроку.

С развитием рыночных отношений в конце 90-х гг. значительно расширился объем образовательных потребностей и изменилась их структура, что предопределило необходимость приведения в соответствие с региональными потребностями количества профессиональных образовательных учреждений и их видов; установления такого содержания образования, которое было бы наиболее адекватно запросам общества и интересам обучающихся; обеспечения различного уровня преемственности в образовании; разработки и внедрения технологий обучения, обеспечивающих максимальную реализацию потребностей личности с учетом ее индивидуальных особенностей. К решению этих проблем активно подключился и наш вуз.

К тому времени СИФБД разработал и утвердил новую Концепцию развития вуза (как многоуровневой образовательной системы), в которой миссия была определена как «создание региональной финансовой школы, обеспечивающей высокое качество профессиональной многоуровневой подготовки и развитие фундаментальной и прикладной науки в области финансов и кредита».

К началу 2000-х гг. вуз реализовывал образовательные программы в рамках единого профессионального поля по трем уровням профессионального образования – среднему, высшему и послевузовскому. Причем, каждая специальность среднего профессионального образования получала свое продолжение в специальностях высшего профессионального образования (рис. 1), которые, в свою очередь, давали возможность обучающимся вести научный поиск по специальностям послевузовского профессионального образования (в 2001 г. мы открыли аспирантуру по специальности 08.00.05 «Управление в народном хозяйстве», а в 2005 г. – по специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет и статистика»).

Рис. 1. Перечень реализуемых в вузе экономических специальностей
по уровням профессионального образования

Концепция развития вуза была нацелена на то, чтобы образовательная деятельность на любой ступени носила опережающий характер.

Опережающее образование в отличие от традиционного не только предполагает подготовку специалистов к предстоящей конкретной профессиональной деятельности, но и ориентировано на формирование готовности к усвоению новых знаний, приобретение многофункциональных умений и навыков, обеспечивающих профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника и отвечающих запросам рынка труда.

Такой уровень подготовки специалистов можно обеспечить на основе систематического обновления содержания и структуры учебных программ, использования новых технологий и прогрессивных методик обучения, тщательного подбора профессорско-преподавательского состава, расширения участия в учебном процессе ведущих специалистов-практиков, создания современной материально-технической базы, информационно-методического и программно-компьютерного обеспечения образовательного процесса.

Необходимость выполнения перечисленных условий предопределила декларацию (а затем и выполнение) новых требований и принципов организации образовательного процесса – это были принципы последовательности и системности в обучении, непрерывности развития образовательной системы, модульности, адекватности и активизации в обучении, комплексного подхода к реализации образовательных (и сопутствующих им) услуг и интеграции образования, науки и практики.

Оглядываясь в прошлое, хочется подчеркнуть, что в 90-е гг. государственные и негосударственные вузы имели разные стартовые условия для вхождения в рынок. Если государственные вузы располагали достаточной материально-технической базой, развитой инфраструктурой, сложившимся кадровым составом, высокой репутацией у потребителей образовательных услуг, то негосударственным вузам приходилось все начинать с нуля. Они не имели ни собственного аудиторного фонда, ни стабильного штата преподавателей, ни собственного «лица» на рынке образовательных услуг. Эти, казалось бы, слабые стороны стали основой для стремительного прорыва их на рынок и усиления конкурентоспособности. Негосударственные вузы эмпирическим путем адаптировались к рынку, формируя «методом проб и ошибок» адекватную существующим в регионе социально-экономическим условиям стратегию развития.

В определении стратегии и тактики управления учебным заведением, организации всех сторон его жизни, прежде всего учебной и научной, в утверждении на современном рынке интеллектуальной продукции, безусловно, исключительная роль принадлежит руководителю – ректору вуза. Современный ректор – это руководитель, который знает, как работать в сложной обстановке, обладает смелостью принимать ответственные решения, используя для этого свои умения делать выбор, интуицию и здравый смысл. Ректор должен обладать способностью видеть вуз не таким, какой он есть, а таким, каким он может стать.

Быстро встали на ноги только те негосударственные вузы, у которых ректоры обладали такой способностью и понимали, что успех равнозначен умению, а умелым быть во всем – невозможно. Надо заниматься тем, что получается лучше, чем у прочих. Нельзя бросаться учить всех подряд общему менеджменту и общей экономике, необходимо как можно быстрее найти свою нишу на рынке образовательных услуг, свой контингент обучающихся, свой стиль и свое лицо. Сделать это необходимо на первом же этапе развития вуза. И мы это сделали.

В свой десятилетний юбилей мы единодушно признали, что основными факторами успешного развития вуза явились реализация инновационной адаптивно- деятельностной модели среднего профессионального образования и эффективное функционирование системы дополнительного профессионального образования (ДПО), которая «притягивала» к себе уже не только банкиров и финансистов, но и бухгалтеров, менеджеров, оценщиков, антикризисных управляющих и др. Понятия «научная сессия», «научно-образовательный проект» стали в СИФБД столь же обычными, как «образовательная программа», «спецкурс» и др.

Научно-образовательные проекты, осваиваемые в рамках научно-методических исследований, позволили обеспечить органичное соединение научной, методической и учебной деятельности педагогического коллектива института: в научной части разрабатывалась идея, постепенно она доводилась до концепции, затем до методических разработок, которые и давали возможность создавать новое содержание программ, дисциплин, спецкурсов, тренингов, мастер-классов и реализовывать их сначала в системе ДПО, а потом и в рамках основных образовательных программ.

Именно ДПО стало катализатором процессов обновления образовательного процесса в СИФБД. Понятие «обновление образовательного процесса» подразумевает процесс модернизации, реконструкции и замены отдельных звеньев, методов и инструментария педагогической системы вуза с тем, чтобы повысить ее действенность и эффективность, проявляющиеся в повышении конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда. Без обновления нет развития; другими словами, чтобы иметь будущее, надо постоянно использовать нововведения, фокусируя внимание не столько на минимизации затрат, сколько на максимизации возможностей.

Опыт реализации научно-образовательных проектов, бизнес-курсов в вузе доказал, что содержание различных форм организации ДПО должно формироваться с учетом быстро меняющихся и перспективных видов деятельности, которые требуют более высокого уровня профессиональной культуры. Каждый новый проект в сфере дополнительного образования связан с освоением или внедрением новых практико-ориентиро­ванных знаний, согласованием их последовательности и объемов с основными разработчиками и/или потребителями, что способствует расширению поля профессиональных контактов вуза и получению возможности формирования компетентной информации «из первых рук». Кроме того, проекты и программы, реализуемые вузом в сфере ДПО, носили (и носят) инновационный, интегративный, междисциплинарный характер.

Такое видение развития ДПО было аргументировано тем, что XXI в. несомненно станет веком синтеза, обобщающих междисциплинарных подходов, веком не «узких» профессионалов, а специалистов по решению проблем (в сравнении с XX в., который был веком анализа; он прошел под знаком специализации, рождения новых профессий на стыке науки и новых сфер деятельности).

Итогом командной работы над каждым научно-образовательным проектом в СИФБД становился инновационный комплекс методик, технологий, которые применялись не только в системе ДПО, но и в образовательном процессе по всем уровням образования. Это проявлялось в форме:

– новых дисциплин в составе основных образовательных программ разных уровней профессионального образования;

– новых методических разработок для действующих учебных дисциплин;

– новых тем курсовых и дипломных, магистерских и кандидатских работ;

– новых направлений научных исследований;

– новых проблем для обсуждения на межрегиональных научно-практических конференциях, семинарах и др.

Работа над проектами в рамках единого профессионального поля позволяет вузу обеспечить целенаправленность и скоординированность процессов развития, реализовать опережающий характер обучения и управления образовательным процессом.

В начале 2000-х гг. инновационная адаптивно-деятельностная модель среднего профессионального образования (АДМ) стала базовым элементом многоуровневой образовательной системы СИФБД.

Под АДМ понимается целостная личностно ориентированная система обучения, направленная на создание единого образовательного пространства и обеспечивающая преемственность общего и профессионального образования, способствующая адаптации личности к профессиональной деятельности, учитывающая потребности рынка труда и индивидуальные цели обучающегося.

Эффективная реализация АДМ стала возможной только в условиях функционирующей системы стратегического партнерства (ССП).

Формировать ССП мы начали в 1994 г., когда еще никто не понимал, что такое ССП, к каким результатам может привести ее функционирование. На первых этапах мы думали лишь о том, что ССП повысит конкурентоспособность вуза и наших выпускников, а также обеспечит устойчивый контингент студентов по всем формам обучения.

Уже к 2002 г. ССП стала обязательным элементом нашей многоуровневой и многофункциональной образовательной системы, звеном инновационной инфраструктуры вуза и фундаментом для повышения его инновационной, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.

Что же мы понимаем под ССП?

Стратегическое партнерство в сфере профессионального образования представляет собой особую форму взаимоотношений вуза с его партнерами, в том числе с образовательными учреждениями. ССП функционирует на основе соглашений о стратегическом партнерстве в области образовательной и профессиональной деятельности, заключаемых между вузом и партнерами для решения определенных инновационных и образовательных задач и преследующих цель получения синергетического эффекта от взаимодействия партнеров. Мотивация сторон связана с увеличением объема присутствия партнеров на рынке, диверсификацией спектра предоставляемых услуг, снижением издержек, поиском новых идей, потребителей и пр.

Одним из доказательств того, что функционирование ССП является важным условием повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности вуза, служит тот факт, что система непрерывного профессионального образования предполагает широкое взаимодействие учебных заведений, реализующих различные формы и уровни образования. Это школы и колледжи, колледжи и вузы, школы и вузы и т.д. Наиболее распространенной формой сотрудничества является образовательная модель «Школа – Вуз». На ее основе школы и вузы реализуют множество образовательных программ: от подготовки в вуз до углубленного изучения ряда специальных дисциплин на базе школы с последующим обучением в вузе по индивидуальному плану. Подготовка в вуз и профессионализация профильного обучения имеют прямое отношение к конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности вуза, так как профильное обучение в школах все еще не имеет своего методологического обеспечения, а многие вузовские наработки вполне эффективны для решения задач профилизации.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса полнее учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их склонностями и намерениями в отношении продолжения образования и будущей деятельности. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Результатом функционирования ССП и профилизации обучения стала организация на базе образовательных школ (стратегических партнеров вуза) профильных классов. Специфика сотрудничества школы с вузом заключается в следующем:

– общее среднее и профессиональное образование учащиеся получают параллельно: в школе – среднее (полное) общее в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОС) на основании Устава школы, в вузе – среднее профессиональное образование (СПО), также в соответствии с ГОС, но уже по СПО;

– у школьников появляется уникальная возможность получить качественное среднее (полное) общее образование с соответствующим аттестатом о среднем (полном) общем образовании и среднее профессиональное образование через 10 месяцев после окончания школы, подтверждаемое дипломом государственного образца о среднем профессиональном образовании (где по общеобразовательным предметам выставляются школьные оценки);

– курирование учебно-воспитательного процесса в профильных классах ведется классным руководителем в школе и организатором работы со студентами в вузе. Вопросы контроля учебно-воспитательного процесса рассматриваются во время совместных заседаний администрации школы с деканатом факультета СПО, в конце учебного года его итоги обсуждаются на расширенном совете в вузе;

– по окончании факультета среднего профессионального образования и получении диплома о СПО учащиеся могут продолжить обучение на факультете высшего профессионального образования по ускоренной программе со сроком обучения 3,5 года, опередив своих сверстников на 1,5 года (но при условии, что обучающийся (студент) успевает в вузе).

Проводимое нами систематическое анкетирование обучающихся и их родителей показывает, что АДМ СПО, внедренная в вузе параллельно с ССП, устраивает всех участников образовательного процесса.

Анализ качественной успеваемости в профильных классах выявляет положительную динамику учебно-воспитательного процесса по общеобразовательным и профильным дисциплинам. Обычно в профильных классах достаточно высокая успеваемость, большой процент медалистов.

Какие преимущества дает обучение в профильном классе школьникам? На наш взгляд это:

– обучение основам профессиональных знаний при параллельном изучении общеобразовательных дисциплин в школе и гуманитарных, социально-экономических, математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин на факультете СПО в вузе;

– формирование профессиональных интересов и осознанный выбор профессии;

– адаптация к вузовской системе образования;

– получение двух документов об образовании – аттестата о среднем (полном) общем образовании и (через год) диплома о среднем профессиональном образовании;

– возможность обучения в вузе по ускоренной программе высшего профессионального образования;

– более высокая мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Спецификой реализации АДМ является создание единой образовательной среды в тесной связи как со школами, так и с финансово-кредитными организациями. Это обеспечивается работой в вузе Координационного совета стратегического партнерства со школами и выездных кафедр, созданных вузом на базе различных организаций.

Основные проблемы, возникающие на первых этапах взаимодействия вуза со школой, состоят в выработке целеполагающих и концептуальных рекомендаций по вопросам взаимодействия и стратегического партнерства, определении подходов к его организации, обобщении позитивного опыта совместной инновационной деятельности по обеспечению качественной профессиональной подготовки. Решению этих проблем способствует экспертиза и уточнение документов по стратегическому партнерству с каждой школой; координация усилий САФБД и школ по реализации инновационной АДМ среднего профессионального образования; повышение профессиональной компетентности педагогов в области психологии и педагогики, образовательного менеджмента, экономики, финансов, права и бухгалтерского учета; пропаганда экономических и психолого-педагогических знаний среди родителей и учащихся базовых школ ССП «Школа – Вуз»; организация профориентационной работы среди учащихся базовых школ; публикация материалов об опыте, накопленном в рамках стратегического партнерства.

Профессиональная деятельность не сводится к сумме специальных знаний, умений и навыков, так как для любого специалиста важны не только конкретные профессиональные знания, но и определенная система взглядов и нравственных норм, которая определяет содержание и методы индивидуальной и коллективной работы, а также ответственность за ее результаты. Главным условием формирования таких качеств для нас является единство компетентностного и нравственного аспектов педагогической и экономической деятельности.

ССП во взаимодействии с АДМ приобрела прогрессирующий характер в 2005–2008 гг. (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация развития в САФБД (СИФБД)
системы стратегического партнерства «Школа – Вуз»

В 2007 г. вузу был присвоен статус академии. Сегодня академия – это корпоративный инновационный вуз с развитой многоуровневой системой образования и широким кругом стратегических партнеров, среди которых – школы, учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, аудиторские фирмы, банки, страховые компании, крупные промышленные предприятия и другие коммерческие и некоммерческие организации. Это позволяет привлекать к учебному процессу не только профессиональных преподавателей, но и практиков (оценщиков, банкиров, аудиторов и др.).

Академия обеспечивает всех студентов местами производственных, преддипломных практик и стажировок, а лучших распределяет (трудоустраивает) «по интересу». Традиционные конкурсы «Банк моей мечты» и презентация выпускников в рамках «Дней карьеры» позволяют работодателю оценить профессиональный уровень выпускника академии.

Большое внимание в академии уделяется науке. Немногие негосударственные образовательные учреждения имеют в своей структуре диссертационные советы. В 2003–2006 гг. в академии действовал региональный диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по двум специальностям (08.00.05 и 08.00.10). Сейчас мы выступили с инициативой открытия при САФБД объединенного диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. Надеемся, что в ближайшее время совет начнет функционировать.

Гордость академии – ее выпускники и студенты. Профессиональный рост выпускника академии – это результативность и ее деятельности. Поэтому мы с удовлетворением отмечаем, что наши выпускники занимают должности генеральных директоров, главных бухгалтеров, начальников кредитных отделов, ведущих аудиторов и т.д.

Академия уверенно заявляет о себе на студенческих городских, межрегиональных и российских олимпиадах и конференциях. Победа в олимпиаде по экономике организаций в г. Москве и 2-е место в олимпиаде по инновациям в г. Томске в 2007/2008 гг. подтверждают качество образования, а также рост деловой и инновационной активности академии.

В академии многое сделано для того, чтобы обеспечить качество академического образования и в целом эффективное функционирование многоуровневой образовательной системы (рис. 3), ориентированной на раскрытие у студентов творческих способностей и поддержание инновационной активности у всех участников образовательного процесса.

Образовательный процесс в академии осуществляется на четырех факультетах:

– факультете среднего профессионального образования (ФСПО);

– дневном факультете высшего профессионального образования (ДФВПО);

– заочном факультете высшего профессионального образования (ЗФВПО);

– факультете дополнительного образования (ФДО), состоящем из шести отделений, реализующих образовательные программы, бизнес-курсы ДПО, научно-образовательные проекты (совместно с научно-исследовательскими лабораториями, кафедрами и координаторами программ и проектов), тренинги и пр.

Неотъемлемым элементом образовательного процесса является научно-исследовательская деятельность студентов, преподавателей и сотрудников. Она направлена на:

– развитие основных научных направлений вуза как базы для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

– приоритетное развитие фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, научно-консалтинговых и других работ как основы для создания новых знаний и прикладных исследований в областях государственных, региональных,

муниципальных и корпоративных финансов, банковского дела, оценочной деятельности, финансового менеджмента, инвестиций, ценообразования, страхования и инновационной деятельности, в сфере бухгалтерского учета, анализа и аудита в государственных и муниципальных автономных учреждениях и бюджетных учреждениях, функционирующих в социально значимых областях (образование, наука, культура, здравоохранение, социальная защита и др.), кредитных организациях и страховых компаниях, коммерческих организациях реального сектора экономики, статистики общественных финансов, а также в области педагогики и профессионального обучения (экономика и менеджмент);

– развитие основных научных направлений вуза как базы для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

– приоритетное развитие фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, научно-консалтинговых и других работ как основы для создания новых знаний и прикладных исследований в областях государственных, региональных, муниципальных и корпоративных финансов, банковского дела, оценочной деятельности, финансового менеджмента, инвестиций, ценообразования, страхования и инновационной деятельности, в сфере бухгалтерского учета, анализа и аудита в государственных и муниципальных автономных учреждениях и бюджетных учреждениях, функционирующих в социально значимых областях (образование, наука, культура, здравоохранение, социальная защита и др.), кредитных организациях и страховых компаниях, коммерческих организациях реального сектора экономики, статистики общественных финансов, а также в области педагогики и профессионального обучения (экономика и менеджмент);

– исследование и разработку теоретических и методологических основ регулирования деятельности негосударственных финансовых институтов;

– осуществление научно-исследовательских работ по реструктуризации сектора государственного управления и реформированию бюджетного процесса, трансформации финансовых отношений в общественном секторе, конвергенции бюджетного учета и учета в коммерческих организациях, корпоративному управлению, холдингизации, финансовому менеджменту, моделированию кредитных систем на базе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе (МСФООС), международных стандартов аудита (МСА), международных стандартов внутреннего аудита и финансового контроля (в том числе аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности); в части новых форм и методов образовательной деятельности в областях финансов и банковского дела, менеджмента, мировой экономики и международных финансово-кредитных отношений на базе современной методологии и методики исследований;

– организацию и проведение научно-методических работ, направленных на развитие многоуровневых образовательных систем в контексте Болонского соглашения, научно-методического, информационно-аналитического и психологического сопровождения образовательного процесса в академии;

– развитие новых прогрессивных форм сотрудничества с научными финансовыми школами России, предприятиями и организациями, негосударственными финансовыми институтами, вузами и научными организациями, администрациями территориальных образований регионов Сибирского федерального округа и другими субъектами с целью совместного решения важнейших задач для обеспечения финансовой стабилизации экономики и улучшения финансового положения конкретных экономических субъектов, для развития малого предпринимательства и разработки механизмов регулирования региональной экономики;

– развитие международного сотрудничества в научной сфере, участие в международных научных и научно-образовательных проектах и программах, научных и научно-практических мероприятиях, нацеленных на совершенствование образовательного и научного процессов вуза;

– развитие финансовой основы научных исследований и разработок преимущественно за счет хоздоговорного и госконтрактного финансирования, а также инновационной, научно-консалтинговой и научно-образовательной деятельности;

– развитие материальной базы для исследований и создание финансовых условий для защиты кандидатских и докторских диссертаций преподавателями и сотрудниками вуза;

– активное привлечение к научно-исследовательской и внедренческой деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов, соискателей степеней кандидатов и докторов наук, наших стратегических партнеров.

В академии сформированы и успешно развиваются научные школы:

– методология и теория управления государственными и муниципальными финансами;

– совершенствование механизмов государственного и муниципального регулирования экономики субъектов хозяйствования;

– теория, методология и методическое обеспечение оценочной деятельности;

– финансовые механизмы управления экономическими системами;

– совершенствование банковской деятельности;

– управление инновационной и инвестиционной деятельностью;

– разработка и совершенствование стандартов бухгалтерского учета и аудита;

– методология и теория финансового менеджмента (в том числе в секторе государственного управления);

– разработка концептуальных, методологических и методических подходов к конвергенции учета в бюджетных и коммерческих организациях в свете МСФО и МСФООС;

– генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования, проектирование и оптимизация систем непрерывного профессионального образования, интеграционный потенциал профессионального образования, педагогические проблемы управления, финансирования и социально-экономического развития системы профессионального образования, образовательный менеджмент и маркетинг, диагностика качества в профессиональном образовании;

– разработка научно-методического обеспечения учебного процесса.

О научном потенциале вуза можно судить по публикациям преподавателей и сотрудников академии, в том числе представленным в вузовском журнале «Сибирская финансовая школа», который с 2005 г. входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, где публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (Перечень ВАК РФ).

Результаты внешней оценки общего потенциала САФБД проиллюстрированы на рис. 4.

Рис. 4. Лепестковая диаграмма (эпюра) показателей САФБД
(на фоне статистики показателей государственной аккредитации для академий).
Индекс соответствия критериям аккредитации J 
 1,62

Понадобилось 16 напряженных лет для реализации нашей мечты – создания современного конкурентоспособного вуза, получившего признание и способного предоставлять образовательные услуги академического уровня.

* Итоговый аналитический отчет по результатам реализации проектов по экономике вузов – участников Инновационного проекта развития образования. М.: НФПК, Инновационный проект развития образования, компонент «Высшее образование», 2004. 67 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Руководство по повышению эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы в целях увеличения налоговых поступлений и развития среднего и малого предпринимательства

    Учебно-методическое пособие
    ... отраслевых стратегий и стратегийразвития хозяйствующих субъектов со стратегиейразвития ... для реализации проекта _________.) Банковские реквизиты ... Редакционно-издательский отдел Сибирскойакадемиифинансов и банковскогодела (г. Новосибирск) 630051 ...
  2. Юбилейный v сибирский кадровый форум

    Документ
    ... образования и реализации приоритетного национального ... Стратегия и тактика управления вознаграждением персонала организации: монография (Н(ч)ОУ ВПО «Сибирскаяакадемияфинансов и банковскогодела» ... социально-экономического развития муниципального ...
  3. Отчет о проведении первой финансовой недели «повышение финансовой грамотности населения в сибирском федеральном округе» прошедшей в г новосибисрке с 13 по 22 декабря 2010 г

    Отчет
    ... представлены следующие доклады: 1. «Реализация бюджетной стратегии Российской Федерации: проблемы и ... менеджеров, ректор Сибирскойакадемиифинансов и банковскогодела 2. «Состояние и развитие финансовых рынков в Сибирском федеральном округе»- ...
  4. По результатам реализации

    Отчет
    ... «Роль НИУ НГУ в реализациистратегииразвития Новосибирского научного центра» (март ... университет (Сибстрин); Сибирский университет потребительской кооперации; Сибирскаяакадемияфинансов и банковскогодела; Сибирский федеральный университет; Томский ...
  5. РАЗДЕЛ 1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

    Документ
    ... документов, регулирующих реализацию программ высшего профессионального ... партнерские отношения с Сибирскойакадемиейфинансов и банковскогодела. В соответствии ... / Институт экономических стратегий. М., 2007 ... подотчетность, непрерывность развития. Основные ...

Другие похожие документы..