textarchive.ru

Главная > Программа


От Библии – к художественной литературе.

Программа элективного курса по литературе для 9 – 11 классов

общеобразовательной школы

«Христианские сюжеты и образы в русской литературе».

Автор: учитель русского языка и литературыМОУ «Клязьмогородецкая средняя общеобразовательная школа»

Рахматуллина В. Е.

Пояснительная записка.

Гуманизация образования – насущная потребность современной школы.

Помочь её реализации призван элективный курс «Христианские сюжеты

и образы в русской

литературе», который состоит из введения, пяти раз-

делов и заключения. Курс рассчитан на три года обучения (9 – 11 кл.) и

может быть использован как в средних общеобразовательных школах, так

и в классах с углубленным изучением литературы.

Цель данного курса – продолжить знакомство школьников с величайшим памятником культуры – Библией; показать влияние христианских идей,

нравственного смысла христианства на формирование русской литературы,

проследить, как воплотились в ней христианские сюжеты и образы; выяс –

нить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление

творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла

жизни.

Введение посвящено Библии как памятнику культуры и литературы. Необхо-

димо познакомить обучающихся с текстом Библии (выборочно), широко при-

влекая для этого комментарии историков, философов, литературоведов.

Только после такого ознакомления школьники смогут осознанно подойти к раз-

говору о христианских образах и сюжетах в русской литературе.

Курс состоит из следующих разделов:

Введение;

1.Христианская основа древнерусской литературы;

2.Библейские и евангельские мотивы в русской литературе 17-18 веков;

3.Роль христианских идей в развитии русской литературы первой половины19 века;

4.Христианские сюжеты и образы в истории русской литературы второй половины 19 века;

5.Переосмысливание христианских сюжетов и образов в русской литературе «серебряного века».

Заключение.

Курс рассчитан на 34 часа в каждом классе и даёт возможность расширить литературный кругозор учащихся, на качественно новом уровне обобщить

изучаемый в9 – 11 классах материал, углубить представление ребят о

литературе.

9 класс (34час.)

Введение.

Тема №1. (2час.)

Библия как памятник культуры и литературы. Ветхий Завет. Новый Завет.

Влияние христианства на развитие европейской культуры в эпоху Средне-

вековья и Возрождения.

Раздел 1.

Христианская основа древнерусской литературы.

Тема №2. (3час.)

Своеобразие древнерусской культуры дохристианского периода.

Славянская мифология. Языческая культура. Введение христианства на

Руси. Христианство и язычество. Влияние христианства на развитие древ-

нерусской литературы и письменности.

Тема №3. (5час.)

Христианский характер литературных произведений Киевской Руси.

Роль переводной литературы в становлении литературы Киевской Руси.

История христианизации Руси в «Повести временных лет». Основы христианской морали в произведениях древнерусских князей и церковнослужителей («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Письмо Владимира Мономаха Олегу Святославовичу» – отрывок из «Повести временных лет» - и др.). Нравственные эталоны, утверждаемые в древнерусской житийной литературе («Житие Феодосия Печерского», «Житие Бориса и Глеба»). Сплав языческих и христианских мотивов в «Слове о

полку Игореве».

Тема №4. (3час.)

Христианская тематика в литературе периода образования единого

Русского государства.

Смысл и роль еретических течений в развитии русской духовности.Тема поиска рая в сочинениях архиепископа новгородского Василия.

Христианский смысл «Спора жизни со смертью» и «Сказания о Соломоне и Китоврасе».

Раздел №2.

Библейские и евангельские мотивы в русской литературе 17 – 19веков.

Тема №1. (3час.)

Христианские сюжеты и мотивы в системе литературных жанров 17века.

Жанр видения, автобиографическая основа жанра биографии в литера-

туре 17века. Библейские сюжеты как основа первых русских театраль-

ных «пьес». Мотив продажи души дъяволу в «Повести о Савве Грудцыне».

Своеобразие темы первородного греха в «Повести о Горе Злочастии».

Протопоп Аввакум – «расколоучитель», личность и писатель. Новаторство

«Жития» протопопа Аввакума.

Тема №2. (5час.)

Своеобразие осмысления христианских тем и идей в русской литературе 18века.

Роль церковнославянского языка в развитии российской словесности 18века («Новый и краткий способ к сложению российских стихов…» В.К. Тредиаковского и учение о «трёх штилях» М.В.Ломоносова). Христианская интерпретация похода и осады Казани войсками Иоанна 4 в поэме М.М.Хераскова «Россияда», «Дерзость» Г.Р.Державина в осмыслении «божественной природы» человека (Ода «Бог», «Властителям и судьям »-псалма).

Раздел №3.

Роль христианских идей в развитии русской лите-

ратуры первой половины 19 века.

Тема №1. (3час.)

Обращение к христианским образам в творчестве поэтов допушкинской

и пушкинской поры.

Концепция человеческого бытия с точки зрения христианской морали в стихотворении В.А.Жуковского «Человек». Переосмысливание библейских тем в «Опытах священной поэзии Ф.М.Глинки, образ поэта – пророка у

В.К.Кюхельбекера («К богу», «Пророчество»).

Тема №2. (4час.)

Христианские образы в творчестве А.С.Пушкина.

Отношение А.С.Пушкина к античному наследию, устному народному твор-

честву и христианской культуре. Библейская основа стихотворений «Пророк», «Отцы пустынники и жёны непорочны…». Образ Богоматери в стихотворении «Жил на свете рыцарь…». Христианские мотивы в «Пиковой даме»и «Станционном смотрителе».

Тема №3. (3час.)

Своеобразие христианских мотивов в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Христианский подтекст стихотворений «Ангел», «Ветка Палестины»,

«Молитва». Библейский сюжет о падшем ангеле как основа поэмы «Демон».

Тема №4 (3час.)

Многогранность христианской образности в творчестве Н.В.Гоголя.

Отражение в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» христианско – языческого двоеверия. Мотив дъявольского искушения в «Портрете».

Христианская модель мира как основа замысла «Мёртвых душ».

10 класс (34час.)

Раздел №4.

Христианские сюжеты и образы в истории литера-

туры второй половины 19 века.

Тема №1.(5час.)

Два типа отношения к Богу в драме А.Н.Островского «Гроза».

Тема греха в «Грозе», её решение в образах представителей « тёмного царства» и Катерины.

Тема №2. (6час.)

Переплетение исторической и евангельской реальности в произведе-

ниях Н.А.Некрасова.

Образ раскаявшегося грешника в стихотворении «Влас». Христианский подтекст поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: функции образа Матрёны

Тимофеевны; христианизирование изображения демократических идей

в образах Савелия, Кропильникова, Кудеяра, Гриши Добросклонова;

роль «странников и богомольцев» в художественном мире поэмы

Тема №3. (2час.)

Влияние христианских сюжетов и образов на становление творчества М.Е.Салтыкова – Щедрина.

Вечные темы и сюжеты в сказках М.Е.Салтыкова – Щедрина.

Приближение творчества писателя к современному читателю через библейские сюжеты и образы.

Тема №4. (8час.)

Христианская символика романа Ф.М.Достоевского «Преступление

и наказание».

Христианская концепция романа. Душа Раскольникова – «поле битвы»

Бога с дъяволом. Эволюция Раскольникова в сторону Сониной веры –

путь к очищению героя. Этическое и эстетическое значение евангельско-

го сюжета о воскресении Лазаря для понимания романа.

Тема №5. (8час.)

Выражение христианских воззрений Л.Н.Толстого в романе «Война

и мир».

Логика развития истории в романе. Христианский аспект духовных исканий

П.Безухова и А.Болконского. Слияние «общей жизни» с «внутренним челове-

ком» - доминанта христианского и эстетического идеала писателя. Значение образа П.Каратаева.

Тема №6. (5час.)

Христианский подтекст произведений А.П.Чехова.

Евангельская основа рассказа «Студент». Роль образа дъявола в символиче –

ской конструкции «Дуэли». Христианский подтекст рассказа «Ионыч». Че –

ховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской систе-

мы ценностей.

11 класс(34час.)

Раздел №5.

Переосмысливание христианских сюжетов и образов в русской литературе «серебряного века».

Тема №1.(3час.)

Христианские образы в художественной системе русского символизма.

Христианская концепция земной жизни в стихотворениях В.С.Соловьёва.

Своеобразие христианских идей в поэзии З.Н.Гиппиус. «Мир ангельских

видений и дьявольского шабаша» в романе В.Я.Брюсова «Огненный ангел»

Поэтика смерти в художественной системе Ф.К.Сологуба, её связь с

христианской символикой.

Тема №2. (2час.)

Ветхозаветные и новозаветные параллели в творчестве Л.Н.Андреева.

Обращение к сюжетам Ветхого и Нового Заветов в «Жизни Василия Фивей-

ского», «Елеазаре», «Иуде из Искариоте». Специфика образа дъявола в

пьесе «Анатэма».

Тема №3. (2час.)

Роль христианского подтекста в раскрытии темы любви у А.И.Куприна.

Сюжетная и стилевая основа повести «Суламифь». Образы Соломона и Суламифи. Библейская лексика. «Гранатовый браслет» - «молитва» о люб-

ви.

Тема №4. (3час.)

Христианские архетипы в произведениях М.Горького.

Функция библейских образов в сказке «Девушка и смерть». Христианский

подтекст образов Ларры и Данко в рассказе «Старуха Изергиль». Христиан-

ские мотивы в образа Луки (пьеса «На дне»). Архетип Богоматери в романе

«Мать».

Тема №5. (2час.)

Специфика религиозных мотивов в поэзии И.А.Бунина.

Христианские мифы в стихотворениях «Из Апокалипсиса», «День гнева»,

«Сын человеческий». Образы Сатаны и Каина в бунинской интерпретации.

Тема №6. (2час.)

Христианские образы в поэзии Н.С.Гумилёва.

Образ Адама в свете эстетических концепций акмеистов. Особенности образов Христа, Люцифера, своеобразие библейского мотива рая в поэ-

зии Н.С.Гумилёва («Ворота рая», «Две розы», «Рай»).

Тема №7. (2час.)

Евангельская символика поэмы А.А.Блока «Двенадцать».

Христианская модель мира в поэме. Символика цвета, названия и композиции. Образы апостолов – красногвардейцев. Образ Христа.

Тема №8. (2час.)

Переосмысливание христианских идей в поэзии В.В.Маяковского.

Соотношение человека и Бога в поэме «Человек», стихотворении «Послушайте!». Христианская модель мира в стихотворении «Адище

города».

Тема №9. (2час.)

Революция и бесовство в творчестве М.А.Волошина.

Христианские мотивы в «Путях Каина».Осмысление революции как евангельского «конца мира» в сборнике «Демоны глухонемые».

Тема №10. (2час.)

Христианское мироощущение в поэзии В.Ф.Ходасевича.

Евангельские параллели в стихотворениях «Слёзы Рахили», «Путём

зерна». Поэтические размышления В.Ф.Ходасевича о Боге и о душе

в контексте христианского миропонимания.

Тема №11. (2час.)

«Народное христианство» новокрестьянских поэтов.

Уникальность христианской модели мира в творчестве Н.А.Клюева.

Клюевская демонология в художественном осмыслении социальных

событий (цикл «Разруха»). Образ православной Руси в «Пришествии»,

«Преображении», «Иорданской голубице» С.А.Есенина. Сплав языческих

представлений и «псевдохристианской терминологии» в художественной системе С.А.Есенина.

Тема №12. (2час.)

Библейские образы в поэзии А.А.Ахматовой.

Художественные особенности «Библейских стихов». Осмысление женской

судьбы через ветхозаветные образы Рахили, Мелхолы, Лотовой жены.

Тема №13. (2час.)

Христианские образы в лирической системе М.И.Цветаевой.

Тема «греховодности» в поэзии М.И.Цветаевой. Значение образа Магдалины

для самораскрытия лирической героини.Образ Георгия – Победоносца в русской православной традиции, своеобычность этого образа в трактовке

М.Цветаевой («Георгий – Победоносец»).

Тема №14. (2час.)

Обращение к русской православной культуре в творчестве Б.К.Зайцева.

Переосмысливание житийного жанра в «Преподобном Сергие Радонежском».

Образ православного святого как нравственный идеал писателя.

Тема №15. (2час.)

Многообразие христианских мотивов в поэзии В.В.Набокова.

Христианский контекст в изображении России («Видение», «Молитва»).

Соотношение образов человека и ангела в поэтической системе В.В.Набокова.

Заключение. (2час.)

Христианские образы в мировой культуре.

Иисус Христос. Богоматерь. Иуда. Сатана. Библейские и евангельские

образы в музыке, живописи, скульптуре и кино 20 века.

От Библии – к художественной литературе.

Урок – «взгляд»

«Вечные темы и сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина» (10 класс)

Учитель русского языка

и литературы

МОУ «Клязьмогородецкая СОШ»

Ковровского района: .

Рахматуллина В.Е.

Форма: урок – «взгляд»

Тема:

«Вечные темы и сюжеты в сказках М.Е.Салтыкова – Щедрина»

Цели урока:

1.Выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина;

2.Приблизить к себе, «современному читателю», произведения писателя через библейские сюжеты и образы, открыть в них важный человеческий смысл;

3. Развивать умение видеть в сатирических образах не только смех, но и слёзы трагедии человеческой жизни, освещённой высоким идеалом любви и сострадания;

4. Воспитывать на «щедринских» текстах понимание учащимися смысла своего существования, места в жизни, реализации своих возможностей.

Оформление:

Стенд «Сегодня на уроке…», портрет М.Е.Салтыкова – Щедрина, иллюстрации к сказкам библейских сюжетов, творческие задания учащихся, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

(Музыкальная вставка)

1.Слово учителя.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Два мира – библейский и современный тесно переплетаясь, дополняя друг друга, позволяют постичь нам богатство щедринского творчества. Свои библейские образы, мотивы и сюжеты автор «Сказок» заимствовал как из Ветхого завета, так и из Нового завета. С их помощью он стремился войти в душу каждого человека, разбудить в ней дремлющие нравственные силы.

Попробуем сегодня на нашем заключительном уроке по сказкам Салтыкова – Щедрина обратить свой взор на сказочный цикл писателя, основанный на Библии, ведь Библия – это философское размышление о смысле и оправдании человеческой жизни.Поэтому-то она и сталаисточником идей и сюжетов для всей мировой культуры, в том числе и для Салтыкова – Щедрина. (Учитель сообщает цели урока)

Наш урок состоит из трёх частей:

  • Экспресс – опрос

  • Экспресс – анализ

  • Экспресс – интервью

2. Экспресс – опрос.

-Скажите, какое место в мировоззрении и творчестве писателя занимала Библия?

-Используя библейские образы в своём творчестве, Щедрин умело и глубоко истолковывал подобные мотивы в произведениях других писателей и художников.

Перед вами фрагменты иллюстраций по картине художника Н.Н.Ге, которую он привёз из Флоренции в Петербург в 1863г. Внимание вопрос:

Что это за картина? Как она связана с творчеством Салтыкова – Щедрина?

Вывод:

Именно в «живых образах» Щедрин стремился показать читателю человеческую жизнь в своих «Сказках». А давайте подумаем, почему этот жанр так дорог писателю?

/Поиском вечного идеала, даже ценой своего пожертвования/

Конечно, это и есть прямое слияние щедринской сказки с евангельскими сюжетами, где речь идёт о самопожертвовании Христа, об искуплении им кровью всех грехов человеческого рода.

Давайте убедимся в этом на ваших творческих исследованиях и рассмотрим конкретные библейские мотивы в сказках, выбранных вами.

3.Экспресс – анализ.

-Слово 1-ой группе.

Анализ библейских мотивов, использованных в сказке «Дикий помещик»

Вывод:

Итак, библейские мотивы, использованные в данной сказке, очень важны. Они помогают глубже понять образ помещика, его судьбу, раскрыть общечеловеческий смысл этого персонажа. Заставляет нас, современных читателей, задуматься о своей собственной жизни, о нравственных позициях, о духовных ценностях.

-Слово 2-ой группе.

Анализ библейских сюжетов, использованных в сказке «Премудрый пескарь»

Вывод:

Опираясь на Библию, а точнее на Апокалипсис (последняя книга Библии), Салтыков-Щедрин развивает в своей сказке тему нравственного и духовного совершенствования личности. Автор рассуждает о личностной позиции, от которой напрямую зависит понимание человеком смысла своего существования. «Самое важное,- убеждает писатель,-научиться находить своё место в жизненном процессе, реализовать свои возможности, уметь понимать смысл своего существования – это делает человека мудрее».

-Слово 3-ей группе.

Взаимосвязь Библии с сюжетом сказки «Коняга».

Вывод:

В современном литературоведение укрепилось представление о трагедийности сюжета этого произведения, в котором писатель с помощью Библии выразил глубокое понимание безысходности жизни, таящейся в самом бессмертии мужика и Коняги. Укрупнить как бы этот бытовой сюжет о тяжкой доле крестьянина, придать ему вселенский масштаб снова помогла Щедрину Библия.

Слово учителю.

Сегодня мы с вами убедились, что «Сказки» Салтыкова Щедрина насыщены библейскими сюжетами, которые помогают приблизить эти произведения к читателю, открыть в них важный человеческий смысл. А таких сказок у писателя не мало. Это «Дурак», «Деревенский пожар», «Христова ночь», «Пропала совесть» и другие. И все они, по словам Короленко, «…составляют своеобразную смысловую мозаику, где каждый «камешек» дополняет картину, создающую впечатление вечного горения духовного огня, освещающего мрак «установившегося порядка вещей»

4.Экспресс – интервью.

  • С какой целью Салтыков – Щедрин в своих сказочных текстах объединяет два мира: библейский и современный?

  • В чём заключается нравственная философия писателя?

  • Актуальны ли «вечные темы» Салтыкова – Щедрина?

5.Словарная работа..

-Сегодня на уроке часто звучали слова и словосочетания, попробуйте объяснить их смысл.

Экспресс (быстрота);

Философия (наука о законах развития природы, развития общества);

Личность (человек, индивидуум);

Духовные ценности (доброта, справедливость, внутренняя красота души)

«Вечные темы» Салтыкова – Щедрина (о смысле человеческого существования, о месте в жизни, о реализации возможностей, о нравственных позициях, о духовных ценностях).

6.Творческая задание, приготовленное дома.

- Приготовить по сказкам писателя творческий сюрприз, связанный с нашей темой урока, и защитить его.

1группа – Пасхальное яйцо.

2группа – Стихотворение собственного сочинения.

3группа – Раскладушка цветных иллюстраций.

7.Заключительный этап урока.

Современный философ и учёный В.Самойлов, размышляя над удивительной

притягательностью сказок, пришёл к выводу:

«Сказочные образы эти не сохранились бы памятью народною, если бы они не выражали собою неприходящих, умирающих ценностей человеческой жизни. Запоминается и передаётся из поколения в поколение только то, что дорого человечеству. В своих сказочных произведениях, основанных на библейских сюжетах, Салтыков – Щедрин и сумел обобщить и передать в ёмкой символической форме собственные мысли и чувства, оригинальный взгляд на положение человека в мире».

Музыкальный фон.

Вот сказки Щедрина. Они прекрасны.

И в чём же этой красоты секрет?

Легко дыша, а для врагов опасны,

Они живут на протяжении многих лет.

И каждая по существу, для дела,

И ни одна не терпит пустоты.

Раскрыт сюжет и точно, и умело-

Вот вам пример щедринской красоты.

Читая Щедрина, ты полон чувством,

И мыслей в голове сцепленья череда.

Ведь «темы вечные» открыв своим искусством,

Шагнул в бессмертие писатель навсегда.

Рахматуллина В.Е.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным образовательным программам

    Программа
    ... ) образования, основная образовательная программа. Литература. Программаполитературедляобщеобразовательных учреждений. 5 – 11классы. – М.: Дрофа, 2008. 1 Ионин Г.Н. Русскаялитература XIX века 10 ...
  2. Элективные курсы гоу лицей №1525 «воробьевы горы» система элективных курсов гоу лицея № 1525 «воробьевы горы»

    Документ
    ... в профильной школе в классах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, в общеобразовательнойшколе как ... по поэтике. М., 1987 Программаэлективногокурса «Основы журналистики». Автор Замбржицкая Р. А., учитель русского языка и литературы. ...
  3. Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория №1505 Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов Под ред

    Автореферат диссертации
    ... дляобщеобразовательных учебных заведений под ред. Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина. М., Дрофа, 1995. И.В.Сотникова Русский сувенир Программаэлективногокурсадля 5-6 классов ... ). Художественный средства создания образов. Сюжет. Композиция «Русский стол» ...
  4. Раздел i концепция развития (миссия) школы и средства ее реализации

    Основная образовательная программа
    ... . Программапо химии для 10—11классовобщеобразовательных учебных заведений является логическим продолжением авторского курсадля основной школы. Поэтому ...
  5. И нститут повышения квалификации и переподготовки работников образования учебные программы курсов повышения квалификации

    Программа
    ... -классовпорусскому языку. 1.5. Проектирование, анализ и экспертиза программэлективныхкурсовпорусскому языку и литературе - общее понятие об элективныхкурсах, определение и цели элективныхкурсов ...

Другие похожие документы..