textarchive.ru

Главная > Книга


К.К. ТОМПИЕВ

О ТЮРКСКИХ

ПЛЕМЕНАХ И НАРОДАХ

АЗИИ И ЕВРОПЫ

Алматы

2010

УДК 94 (3)

ББК 63.3

Т 56

Томпиев К.К.

Т 56 О тюркских племенах и народах Азии и Европы. —

Алматы: «КазАкпарат», 2010. — 403 стр.

ISBN 978-601-03-0047-7

Книга написана в порядке монографии и информации для широкого круга читателей, интересующихся историей тюркских и других народов и их этнической связью. Автор пытается восстановить память о забытых предках, показать культуру, взаимоотношеня тюркских племен и народов. Они не только господствовали на территории Азии и Европы, но и вносили свою новую этнокультуру и развивали мировую цивилизацию. Автор пытается увязать исторические, археологические, лингвистические и другие сведения и факты, показать преемственность, этническое и генетическое единство народов Евразии.

Данное произведение является вторым изданием с учетом замечаний читателей, историков, обновленных сведений по археологическим и другим источникам, уточняющих, дополняющих и подтверждающих сведения автора в 1-ом издании. Автор дополннл книгу новыми сведениями о истоке цивилизации, развитии культуры и цивилизации у тюркских племен и народов с ІV-ІІІ тыс. до н.э. и до современности.

Марал Томпиев доктор экономики, член-корреспондент

Национальной и Международной инженерной Академии

УДК 94 (3)

Т0503000000 ББК 63.3

00(05)-09

ISBN 978-601-03-0047-7

© Томпиев К.К., 2010.

ОТ АВТОРА

В книге приводятся сведения о ведущих тюркских племенах и народах и этнически связанных с ними других племенах и народах, в том числе о выдающихся личностях, вождях и полководцах Азии и Европы. Книга по содержанию представляет собой информационный, монографический и поисковый характер. Автор пытается рассматривать историю с точки зрения родословной (шежире). На базе этнических отношений происходили объединения, создавались Орды, государства и империи. Также автор пытается дать отдельным именам и названиям свой необычный тюрко-казахский перевод, исходя из корня слова и по смыслу, не настаивая на его полной достоверности. Этим самым доказывается этническая и генетическая связь народов. Думается, что сведения заинтересуют лингвистов и историков. К примеру, гуннское (тюркское) имя Баламир, предположительно, состоит из двух слов: бала – юноша, амир (әмір-повеление*) – эмир, и означает «юный эмир», однако по-европейски имя звучит как «Вальдамар» (что означает?). На русском языке «Вальдамар» стал звучать как «Владимир», переводят его уже как «владеть миром».

Автор не является профессиональным историком, археологом или лингвистом, но у него есть свой опыт и взгляд на историю тюрков, которые этнически связаны со многими племенами и народами Евразии. Эта новизна дает возможность по-иному смотреть на историю, культуру, языкознание и другие жизненные процессы.

Заранее прошу извинения за некоторые неточности, сведения и выражения, взятые у других авторов с целью показа нового подхода к устаревшим взглядам, с учетом новых открытий и взглядов, с которыми автор солидарен. Возможно, некоторые представленные идеи и сведения заинтересуют молодых ученых, историков. Будут ими использованы приведенные сведения и идеи для более глубокого профессионального изучения исторических материалов с учетом новых археологических материалов и этнических связей народов. Я выражаю благодарность за консультацию, замечания, критику, отзывы и одобрение историку Т.Балахаеву, философу Н.Амиркулову, историку-исследователю К.Закирьянову, читателю Н.Н.Свиридову, Ж.О.Ильясову и за практическую помощь брату Ж.Томпиеву

Книга посвящается внукам Анвару, Мадине, Болату, Казыбеку, Арману в надежде вызвать у них интерес к истории и другим смежным наукам.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель написания книги – дать интересные, на мой взгляд, сведения о роли тюркских племен и народов Азии и Европы в развитии мировой культуры и цивилизации, часть которых незаслуженно забыта или отнесена к другим народам Византии, Рима, Китая и других стран. Как читатель истории хочу выразить сомнения в некоторых исторических концепциях, описаниях исторических событий. Пытаюсь выразить свою нестандартную точку зрения, приводя сведения из некоторых источников и книг. Ведь иногда и дилетант может дать идеи, над которыми стоит поработать историкам и писателям. Тюрки являются предками многих нынешних народов Евразии. Как выясняется ныне, прототюрки в лице «аркаимцев являются основоположниками цивилизации в Азии и Европе. История тюрков до сих пор широко не раскрыта. Многие прошлые историки Древнего мира и Средних веков часто искажали, порой умышленно скрывали истину. Совсем недавно стали появляться объективные переводы древних первоисточников и книг о фактах и роли тюрков в истории на доступном нам русском и казахском языках. Масса клинописей и рунов древних тюрков лежат в архивах мира и ждут своего раскрытия. Известно, что первые письменные сообщения о человечестве и человеке появились в Ветхом завете от мифических Адама и Евы. Адам представляется отцом и родоначальником всех людей на земле. Дети Адама поделились на расы, племена и народы, во главе которых стояли родоначальники, вожди, каганы, ханы, цари, императоры и другие правители. Благодаря их амбициям, возникали распри и войны. Автор пытается показать на примере тюрков этногенез и маршруты перемещения по Евразии тюркских племен и их участие в образовании новых народов-потомков от родоначальника Тюрка, в том числе тех, где сохранились тюркские корни, их генетическую связь с другими нациями и народами Евразии. Некоторые историки пишут об исчезновении целых народов и племен. Например, историк Л.Гумилев пишет о полном исчезновении тюрков и гуннов, не учитывая их генетическую связь с последующими тюркскими народами. Полагаю, что гунны являются потомками древних тюрков, значит, тюрки не исчезли, их наследниками стали потомки под названием «гунны». Корни гуннов сохранились во многих потомках– народах Евразии: у казахов, киргизов, болгар, венгров и других тюркских народов. С изменением исторических условий появлялись новые вожди – родоначальники, именами которых называли новые племена и народы. Это особенность тюрков, возможно, и беда, что многочисленные тюркские народы не сохранили единое имя «Тюрк» и единое Тюркское государство с единой культурой и цивилизацией. Численность народов в мире, относящих себя к тюркскому этносу, составляет свыше 220 млн. Численность народов с тюркскими корнями, по некоторым сведениям, составляет свыше 1,6 миллиарда человек. Образование множества племен и народов происходило в силу их полукочевого образа жизни. Оседлые кочевники сумели сохранить единые названия, к примеру, «китайцы» или «индийцы», хотя, среди них немалую часть составляют тюрки. В силу извечного дробления тюрки не сохранили единую, цельную древнюю и средневековую историю и культуру. Распространяясь по континентам, они создавали новые многочисленные общества и государства с самобытной, разнообразной культурой и языковой терминологией и лексикой. Само название «тюрк» сохранилось лишь за народом турков нынешней Турции. В силу своего полукочевого образа жизни и воинственности тюркские племена захватывали огромные территории, осваивали новые земли, господствовали на захваченных территориях, вносили свою культуру и обязательно дробились и делились на части. Часть оставалась, создавая новые оседлые народы, государства и империи. Другая часть завоевывала новые земли. Историк Абулгазы в своей книге «О родословной Тюрков» пишет, что у Тюрка было семь братьев, именами которых были созданы племена и народы. Автор в дальнейшем изложении будет называть их условно братскими племенами и потомками, к примеру, братские кемерийцы, русы, хазары и другие. Читателю будет интересно узнать о «шумерах», создавших в числе первых мировую цивилизацию, о реальном спасителе человечества от потопа Утнапиштиме, о племенах «эллинах» (предки греков). Дополнительно узнает о прототюрках «аркаимцах», основателей древней цивилизации, культура которых распространилась по всей Евразии. Одними из носителей культуры аркаимцев были и шумеры. Читатель узнает о тюркских племенах и их вождях, господствовавших в Евразии и мире, иное понятие о русах и поэте А.С. Пушкине и о многом другом, что может заинтересовать любознательных читателей, исходя из достоверных и малоизвестных источников.

Кстати, в Советские времена казаков Казакского ханства переименовали в казахов и в Казахстан, поменяв в середине букву «к» на «х», чтобы отлечить (отделить) русских казаков России от казаков Казахстана. Отделить удалось так называемх русских казаков от азиатских казаков (казахов). Нынешнее поколение не считает, что так называемые русские казаки и так называемые казахи являются этнически родственниками. Обо всем этом будет изложено ниже.

Примечание. В своем дальнейшем изложении исторических сведений слово «казак» и «казах» будет фигурировать по периодам времени, как они тогда назывались.

Глава 1.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЮРКСКИХ

ПЛЕМЕН И НАРОДОВ

1) Схема родоначальников по линии тюрков

1. Адам

\Шиш – ...12. Нух(Ной)

\ 13. Хам, Сем, Япыш – ...18. Талик \ 19. Тюрк –

– 20. Мулкы, Хахан Кандар

\

21. Талут

\

\-------------\-----\---------

22. Бактрия Армия (вероятно, Ария*)

\

/------------------/------\------\----

23. Азхан, Согды Парфян (все армийцы)

\

/-------------\-------------/--------------------------/-----

24. Аккап Табиги Табигат

\ /---------/-------\---/----------/ \

25. Сагид Сак Массагет Кос Орхон Тугар

\

--------/----------/

26. Бозхан Гун

\ \ 27. Мадьяр

/-------– \----/---------/---------/---------/--------/--------/

27. Сабыр Сармат Сапар Абар Хазар Албан Алан (бохханцы-гунны) \ / \

\ \ /

/------\------/ \ 28. Азербайджан /---/--

28. Асхен Сельджук \ 28. Асет Гагауз

\ /------/------/---\------/------/-------/--------/

28. \ Карашай Таулен Шеркеш Абказ Аджар Кумык Лезгин

--\-----/-----------/------------/

29. Бешенен Скиб Садык палуан

/--------------/-----\------

30. Рустам Туркпен

\

31. Меликхан

---/--------\------------/

/ /

32. Искандер Ислал

\ \

\ 33. Газына

/----\ ----------------------------------------------/

33. – Огуз 33. – Гаккаша

-Кыпшак – Актан – 34. Балкар,

-Аббас – 34. Шор, Туба, Толенгит – Хатмараз – 34. Балкан – 35.Тангыт

-Габбас – 34. Тургеш – Хатмараз

-Жаныс – Кыргыз

-Махалата – Алун

-Хасан – 34. Булгар – Хакас

-Канжарата – 34. Мажуси, Карлык, – Алтай

Карахан, Кахар. – Жакут

(К Огузам относятся, таким образом, известные тургеши, булгары, карлуки и др.)

33. Огуз – 34. ветвь Сагади – 35. Дастем – 36. Гамзат – 37.

Абдулмурат – 38. Кали – 39. Наурызхан – 40. Ансары – 41. Хусайын

-----/---------------/-----------------------/

42. Халиф Тахир

\

--/------------/---\--------------------/

43. Аухан Окас Аннас

/-------/ /

44. –Туркмен /

-Балкар /

– Карашай /

-Кумак /

-----/---------/--------/----------/-------/-------/--------/--------/

44. Култегин Бухар-Мадат Мадан Акшолпан Курал Ажат Сыбай

/ / / /

– Магаз – Узбек – Ногай 44.Алаш

– Жабал – Уйгур – Татар /

– Сейил – Гагауз – Башкир /

/---------------/--------/

потомки Аннаса Жайылхан 45.Сейилхан /--------\-----/ /

46. Кыпшак Хакас / \-----------\---------\----------/-------/

46.Казак Сунак Каракалпак Кыргыз

/

Могол

Последние племена (46) входили в дружественный, точнее, родственный союз «Алты Алаш» (шесть Алашей).

Данная схема-шежире составлена на основании исследований этнографической экспедиции на территории Казахстана. Приводятся имена отцов и потомков (родоначальников) по линии родоначальника Тюрка, схема дана от самого Адама. Как принято у тюрков, семья разрастается до рода и племени. Когда не хватает пастбищ, земли начинают отпочковываться от племени род во главе с новым родоначальником, именем которого называется этот род. Затем, разрастаясь, семья становится племенем. Племена при необходимости могут объединяться в союзы по имени древнего общего родоначальника и решать общественные и боевые задачи. В истории известны случаи, когда появлялись крупные объединения и народы с новыми именами новых родоначальников, преимущественно завоевателей. Думается, что указанную выше схему нельзя считать по хронологии достоверной. Согласитесь, что в схеме фигурируют древние имена, которые встречаются в названиях тюркских племен и народов. В дальнейшем изложении исторических сведений будут встречаться названия арии, бактрии, саки, массагеты, гунны, сарматы, хазары, аланы, огузы, татары, казаки, туркмены и др. Схема позволяет судить о родственных отношениях, связях многих племен и народов, их возникновении, связанных с именем лидера-родоначальника. По схеме родословной можно предположить, какие племена и народы относятся, непосредственно, к тюркам. Арабский поэт VII века Ахталь в своем диване (сборник однорифменных стихов) впервые приводит сведения о тюрках как о потомках Яфеса. Легендарный Тюрк представлен в 19 таксономических уровнях от Адама.

Сам Тюрк происходит от Талика, имеет ceмь братьев, в том числе Хазар (хазары), Рус (русы), Кеймар (кемерийцы) и другие. В схеме показаны потомки Тюрка лишь по ветви Мулки (Тутек). Какие потомки пошли по 2-ым другим ветвям Хахану и Кандару и братьям, в схеме не показаны. Быть может, от них идут европейские племена эллинов (греков), китайские племена и другие. Из схемы видно родство Азхана, Согды и Армийцев (вероятно, Арий и арийцы-диалекты). Потомки Азхана, очевидно, вошли в состав более сильных гуннов. Историки порой пытаются саков относить к персам. Судя по схеме, саки идут от ветви родоначальника Армия (Ария). Не случайно их иные историки относят к племенам персов, похоже персы так же происходят от предка Ария. Кстати, гунны, согласно схеме, также относятся к арийцам. Из схемы следует, что бактрийцы, парфяне, массагеты, сарматы, абары албаны, мадьяры, абхазцы, аджары, черкесы, балкарцы, тангуты, якуты, хакасы, татары, моголы, уйгуры, гагаузы и другие являются этнически родственными народами. Они относятся к тюркским племенам-арийцам, разделяются по ветвям. Тюрк – единый их древний предок, родоначальник и вождь.

На схеме можно отметить некоторую закономерность в вопросах совпадения некоторых имен в древе и, соответственно, наименования племен. Имена (тезки) некоторых родоначальников повторяются через какие-то периоды времени. Поэтому следует различать современные имена племен от более древних с одними и теми же названиями, корни которых идут по другой ветви и в другой период времени. Например, древние карашаи и кумыки идут от предка Сапара, а более поздние идут по линии Сабыра-Окаса. Кыпчаки, татары, хакасы идут напрямую от Искандыра, но в другой период времени появляются название татары по линии Огуза-Ажата и повторно кыпшаки и хакасы по линии Огуза-Сыбая-Алаша-Сейылхана. Более того, имеются кыпшаки по линии Сыбая – Алаша-Жайылхана-Казака, то есть, казакские кыпшаки. Возникает сомнение в непрерывности родственных связей по одной линии. Ныне известны племена уйсунов, аргынов, кереев, кыпчаков, родоначальниками которых, согласно шежіре, являются предки Алаш и Қазақ(в казахском звучании), которые имеют родство с усунями, аргунами, кереитами, жившими в более древние времена. Культ Алаша-хана восходит, вероятно, к ІІІ-ІІ вв. до н.э. Он является одним из родоначальников группы тюркских племен, основателем державы. Не случайно это имя периодически упоминается в истории. О родстве можно лишь судить по совпадению танбы (герба). Повторяемость имен можно обьяснить тем, что родители пытались называть детей именами выдающихся предков прошлого времени. После предка Қазақа нет четкой непрерывной линии родоначальников, например, от Қазақа до Аргына и от Аргына до Мейрама. Возможно, поэтому историки, не зная четкой родословной племен, полагают «аргунов» Европы прямыми предками «аргынов» нынешних казахов или древних кыпчаков– предками «кыпчаков»– казахов. Однако не исключено, что они, по устным преданиям, на каком-то периоде времени имели общих предков. Со времени родоначальника Казака(в русском звучании) казакские племена определенно имеют близкие родственные связи, прежде всего, имеют идентичные язык и культуру, которые несколько отличны от других тюркских племен. Другие дети Алаша (сунаки, каракалпаки, кыргызы и др.) имеют почти схожие язык и культуру с несущественным различием. Все-таки по схеме можно ориентироваться, сопоставлять родственные связи племен и народов и делать соответствующие поиски корней племен.

2) Просхождение рода, племени и народа

Не вызывает сомнения, что тюркские народы имеют древние корни, древнюю историю и культуру. И что удивительно, тюрки, имея громадный потенциал развития как в организации государственности, военной мощи и технических возможностей, так и в области религии и письменности, не сохранили себя как единое Тюркское государство. Очевидно, происходило это в силу их особенностей делиться (дробиться) на наследственные улусы, тем самым, создавая новые племена, народы и государства. Изучая «шежире» (родословную) тюркских племен, можно заметить несоответствие исторических событий по периодам времени, отнесение некоторых племен к иным группам. Вызывает сомнение нынешнее толкование о самом происхождении казаков. Думается, что написанные истории без учета родословной племен и народов, особенно тюркских племен, не совсем достоверны, происходят неувязки событий с периодами времени и местом происхождения, именами вождей тюрков, которые порой искажены до неузнаваемости. Образование новых племен и народов можно проследить на примере кочевников тюркского происхождения. Тюркское племя, увеличиваясь по численности душ и количеству скота, когда ему не хватает пастбищ, земли начинает поиски новых земель. Рождаются новые сильные и самостоятельные личности-батыры, которым родители-вожди дают енші (наследство): землю, скот, людей, имущество, пастбища для самостоятельного проживания. Глава племени позволяет им отделяться со своим родом (тайпой) на новые, порой необжитые, места. Род перерастает в племя, получает новое название, как правило, по имени родоначальника. При необходимости они вытесняют с земель другие племена. Этот процесс разрастания, деления и возникновения новых племенных образований со своими общими хозяйственными отношениями и новыми названиями становится непрерывным. Мелкие племена, как правило, присоединяются к более крупным племенам, принимая его название. Для защиты или захвата новых земель могут образовываться племенные объединения или союзы по имени сильного племени или общего родоначальника. И когда идет нашествие гуннов или сарматов, это не значит, что участвует только одно племя, к нему присоединяются и другие соседние родственные племена. Исчезают названия мелких племен на уровне союзов и обьединений, сохраняется название более сильного племени или родоначальника, вокруг которого собираются и подчиняются другие родственные племена и рода. Поэтому многие источники называют лишь имена встречающихся племен без увязки с их предыдущим происхождением. Однако знание родословной-шежире позволяет судить о племенах и народах, о времени их действия на исторической арене, степени родства племен. Возникают объединения, крупные союзы для ведения совместного хозяйства и войн. Из истории мы знаем об объединении гуннов (24 племени) в Азии. Часть гуннов, выходцы из тюркского племени в Азии, объединилась под руководством Атиллы в IV-V веках, покорила Европу и властвовала там сотни лет. Известны также объединение тюркских племен в Тюркский каганат и Орда тюркских племен под руководством Чингисхана, который захватил почти все значимые государства мира. Согласно книге Абулгазы «Родословная тюркских племен», от родоначальника Тюрка в 6-ом поколении происходит потомок по имени Сак (осторожный*). Он объединил и возглавил племена, которые стали именоваться саками. В 7-ом поколении одним из потомков был Гунн (күн-солнце*), который как родоначальник объединил и возглавил тюркские племена, именовавшиеся в истории «кунами, хуннами и гуннами». Аналогично от родоначальника племени Алаша родились (по сведениям писателя М.С.Муканова) сыновья Сейилхан и Жайылхан. От первого родились Қыпшақ и Хақас, которые, очевидно, стали родоначальниками новых племенных образований кыпчаков и хакасов. От второго сына Жайылхана родились сыновья Қазақ, Сунақ (Созақ), Қарақалпақ, Қырғыз, которые стали родоначальниками племенных образований казаков, сунаков, каракалпаков и киргизов. Ныне эти племена известны как народы. От Казака известны потомки – родоначальники: Үйсiн, Арғын, Найман, Алшын и другие. Соответственно, по их именам возникли новые племенные образования уйсуней (древние усуни, вероятно, являются ветвью от саков), аргынов, найманов, алшинов и другие. От Үйсiна произошли потомки – родоначальники Дулат, Албан, Суан и другие. Соответственно, образовались ныне известные новые племена: дулат, албан, суан и др. А от Аргына произошли потомки – родоначальники Мейрам (Қуандық, Қаракесек), Тобықты, Атығай и др. Соответственно, пришли ныне известные новые племена: куандык, каракесек, тобыкты, атыгай и другие. Аналогично происходило от родоначальников Наймана, Қыпшака, Сунақа, Қырғыза и других родоначальников. Все эти племена существуют и ныне. Не исключено, что родоначальники Үйсін, Арғын, Найман, Керей, Алшын и др. не являются прямыми потомками Казака, а являются потомками саков и гуннов в разные периоды времени. Однако племена в силу соседства и постоянного общения объединились под именем древнего предка Казака. При необходимости, близко родственные племена объединялись в союзы и народы. В частности, в устных сказаниях известно крупное объединение «Алты алаш» (шестеро детей Алаша), куда вошли племена кыпшаков, хакасов, казаков, сунаков, каракалпаков и киргизов, которые также могли возникнуть в разные периоды времени и объединиться под общим именем вождя – родоначальника. На базе этих племен образовались затем народы казахов, киргизов, каракалпаков...

*) – знак означает перевод с учетом тюрко-казахского диалекта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен ст.преподавателем кафедры СГДиИС Мартынюк Е.Н. на основании ГОСО по специальности 050703 «Информационные системы», утвержден и введен в действие от 23.
  2. Введение природно-климатические условия восточной европы

    Учебное пособие
    В 1996 г. кафедра отечественной истории до XX века Казанского государственного университета совместно с преподавателями других кафедр (археологии и этнологии, а также истории татарского народа) подготовила и опубликовала учебное пособие
  3. Введение природно-климатические условия восточной европы (1)

    Учебное пособие
    В 1996 г. кафедра отечественной истории до XX века Казанского государственного университета совместно с преподавателями других кафедр (археологии и этнологии, а также истории татарского народа) подготовила и опубликовала учебное пособие
  4. ВВЕДЕНИЕ Природно-климатические условия Восточной Европы (2)

    Учебное пособие
    В 1996 г. кафедра отечественной истории до XX века Казанского государственного университета совместно с преподавателями других кафедр (археологии и этнологии, а также истории татарского народа) подготовила и опубликовала учебное пособие
  5. Б41 географической науки в Казахстане

    Учебное пособие
    М. Теоретические и методологические проблемы Д40 географии: монография / Г.М. Джаналеева.- Астана: КазУЭФиМТ, 008.- 300 с. 8. 91.89 Кувыкина Ольга.
  6. Б41 географической науки в Казахстане

    Автореферат диссертации
    М. Теоретические и методологические проблемы Д40 географии: монография / Г.М. Джаналеева.- Астана: КазУЭФиМТ, 008.- 300 с. 8. 91.89 Кувыкина Ольга.

Другие похожие документы..