textarchive.ru

Главная > Документ


Vaganova I.V.

Ekaterinburg

Using of cooperative learning technique for professionally orientated ELT in a nonlinguistic university

KEY WORDS: cooperative learning, professionally orientated learning, vocabulary, level of education.

ABSTRACT: the main points of cooperative learning are considered in this article. The variants of different tasks of cooperative learning for studying professionally orientated vocabulary are offered.

Современный период общечеловеческого развития можно назвать периодом гуманизации. Гуманизация образования подразумевает его глубокие качественные преобразования в технологии, методологии, тактике и стратегии обучения, так как предполагает, прежде всего, смещение всех акцентов на личностный фактор. В центре находится не преподаватель, а обучающийся как полноценная личность со своими мотивами.

Основная идея технологии обучения в сотрудничестве – создать условия для активной учебной деятельности обучающихся в различных учебных ситуациях. В аудитории все обучающиеся разные: одни усваивают материал очень быстро, другим требуется значительное время для осмысления. Если объединить обучающихся в небольшие группы по 3–4 человека и дать им одно общее задание, проговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда обучающийся отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого обучающегося совершенствовать свои собственные достижения.

Преподаватель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся. Он должен помочь студентам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

Следует отметить, что основной особенностью работы в группах на основе технологии сотрудничества по сравнению с другими формами работы в малых группах является взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей. Цель, задача, которая ставится перед группой, предполагает владение учебным материалом каждым членом группы. Общая оценка работы группы складывается из оценки формы общения обучающихся в группе наряду с академическими результатами работы.

При обучении профессионально-ориентированному материалу важно, чтобы обучающиеся имели достаточный объем профессиональной лексики для понимания иностранных специалистов и работы со специальной литературой на иностранном языке. Поэтому при работе с лексикой, как на начальном этапе, так и при ее отработке эффективным является применения технологии обучения в сотрудничестве, так как мотивация, ответственность и самостоятельность у обучающихся значительно повышается. На примере темы «Процесс горения» (Combustion Process) была разработана серия заданий на изучение специальной лексики с элементами сотрудничества.

Первое задание относилось к варианту обучения в сотрудничестве, который в иностранной литературе называется обучение в команде. Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям") и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой / проблемой / вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого обучающегося состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Группа была разделена на однородные (по уровню обученности) группы по 3-4 человека. Каждой группе было дано задание: исследовать один из основных элементов, входящих в пожарный треугольник: топливо, кислород, тепло. Таким образом, каждая группа работала над подзаданием общей темы «Пожарный треугольник», которую изучала вся группа. Слабые по уровню обученности члены команды занимались составлением ассоциативной карты-схемы для ключевого слова (топливо, кислород или тепло), которое выпало их группе, работая с двуязычными словарями. Сотрудничество состояло в постоянной работе с другими членами команды, поскольку им важно было знать, в каких основных направлениях использования данного компонента пожара следует подбирать лексику. Например, для понятия «топливо» необходимо знать названия основных его видов, факторы, влияющие на скорость горения того или иного вида топлива и т.д. Более сильные курсанты определяли непосредственно важность каждого из предложенных элементов для процесса горения, работая с текстами, делая выборку и пользуясь ассоциативными схемами, которые составляли члены их команды. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом было достигнуто понимание принципа работы пожарного треугольника. Так как по ходу работы группы общались между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы, то усвоение лексики прошло более эффективно по сравнению с традиционной формой изучения материала.

Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был назван "пила". Обучающиеся организуются в группы по 4 человека для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).

Тема «Фазы горения» очень успешно может быть изучена как раз с применением данного подхода. Каждый из членов одной группы занимался исследованием отдельной стадии горения, изучая ее различные аспекты: уровень кислорода, температуру в эпицентре пожара, характеристику пламени, продукты горения. После этого они возвращались в свою группу и заполняли итоговую таблицу по одному определенному аспекту реакции, предложенному их группе. Владея информацией о всех стадиях, группа без труда могла сделать вывод, например, о том, что происходит с пламенем на каждой из стадий или как и почему меняется уровень кислорода в результате прохождения всех фаз горения.

Обучение по технологии сотрудничества - это обучение в процессе общения. Это социальное общение, поскольку в ходе общения обучающиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики для каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ученику сформировать в своем сознании систему изучаемого языка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка [Текст] / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1991. - №6.

  2. Полат Е.С. Новые педагогические технологии - М., 1997

  3. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. - №1.

Васильева М.И.

г. Екатеринбург

Использование логико-смыслового подхода при чтении научной литературы аспирантами и соискателями

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: логико-смысловой подход, анализ, связи, сверхфразовые единицы.

АННОТАЦИЯ: статья посвящена методам, основанным на элементах представления логико-смыслового подхода при чтении научной литературы.

Vasilieva M.I.

Ekaterinburg

Using logical-meaningful approach for teaching training of special texts reading

KEY WORDS: unit, approach, analysis, connections, links, marker

ABSTRACT: this article considers methods which are based on elements introduction of logical – meaningful approach for teaching training of special texts reading. Composition – meaningful analysis is important component of this method.

Целью чтения научной литературы аспирантами и соискателями является понимание как общего содержания текста и его деталей, так и извлечение и усвоение его познавательной эксплицитной и имплицитной информации. Элементы разных уровней текста объединены разнообразными связями. Оптимальные единицы текста – сверхфразовые единицы, единства (СФЕ) – объединены разного рода лексическими, грамматическими, логическими и стилистическими связями. Логико-смысловые связи внутри и между СФЕ имеют в тексте свое формальное выражение, поэтому логико-смысловой анализ опирается на знание средств внутри и межфразовых связей. Образуя текст, СФЕ следуют одно за другим в линейном порядке и не только связаны друг с другом, но и отграничены друг от друга не только семантически, но и формально.

Разделение связного текста на серию СФЕ с точки зрения содержания приводит к обнаружению формальных границ начала и конца отдельных высказываний. Для обучения аспирантов и соискателей умению ориентироваться в логико-смысловой структуре текста представляется важным выделять формальные средства связи. Одним из наиболее очевидных средств, обозначающих начало СФЕ, является стоящее в начале первого предложения обстоятельство времени, выраженное разными классами слов. Как правило, в этих случаях СФЕ вводится наречиями, предложными оборотами временного значения: quand, depuis, après, il y a etc.

Время необязательно обозначается обстоятельствами. Указание на него может служить основным содержанием первого предложения: il s`était passé trоis ans depuis…

Началом СФЕ текста служит появление нового персонажа, которое может выражаться с помощью слов: voici, voila.

Началом новой темы, а также и первого СФЕ являются некоторые формулы типа: il était une fois, il est cas…,il existe, с`était, ce fut, а также оборот quant' à .

Указание на внезапность, на неожиданность, на непредвиденность служит сигналом новое СФЕ, выражается соответствующей лексикой: soudain, brusquement. Формальным признаком начала СФЕ служит неопределенный артикль.

Так же, как СФЕ имеет формальные показатели начала, оно имеет и формальные концовки, выражающиеся средствами грамматики и лексики. Наиболее выразительной является фраза, состоящая из присоединительной конструкции с союзом et: Et ils se mirent à lire… А так же конструкции с союзами donc, or и оборотом c'est pourquoi в присоединительной функции.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что: границы СФЕ всегда семантичны, охватывают одно более или менее законченное высказывание в потоке текста, обозначаются грамматическими и лексическими формальными единицами, обладают известной самостоятельностью содержания.

Анализ композиционной структуры текста, основанный на СФЕ является необходимым условием и в тоже время средством извлечения информации из текста. Понятие композиционной структуры включает в себя:

1) композиционно - формальную структуру (состав текста с точки зрения формы – заголовок, аннотация, текст);

2) и композиционно - смысловую структуру (состав текста с точки зрения содержания – постановка проблемы, выдвижение гипотезы).

Умения, необходимые для композиционного анализа, сводятся к следующему:

1) понять информацию, заключенную в заголовке и подзаголовках, аннотации, т.е. в частях композиционно – формальной структуры;

2) выявить композиционно – смысловую структуру и её основные части (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство гипотезы, выводы);

3) найти в тексте отдельные части композиционно – смысловой структуры по формальным признакам (постановка проблемы в начале текста, выводы в конце текста);

4) определить основную тему и подтемы (используя информацию, заключенную в заголовке и подзаголовках), основную идею (на основании вывода и заключения в конце текста).

Затем подключаются элементы логико-смыслового анализа с опорой на формальные текстообразующие средства:

  • установить какие средства связи используются в начале каждой композиционно – смысловой части);

  • найти в каждой части присущие ей средства связи, указывающие на логику и последовательность мысли.

Подведя итог изложенному, можно отметить, что использование логико – смыслового подхода при чтении научной литературы, позволяет аспирантам успешнее и неформально понимать читаемый текст. Для реализации этой цели необходимо научить соискателей:

  • разделять текст на композиционно – формальную и композиционно – смысловую структуры;

  • выявлять смысловую структуру текста;

  • определять логические связи между смысловой структурой текста.

Велижанина Е.М.

г. Екатеринбург

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку для специальности «Специальная психология»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: необучаемость, дисграфия

АННОТАЦИЯ:Статья посвящена методической разработке учебного занятия по английскому языку для специальности «Специальная психология». Особый интерес представляют тексты и упражнения, формирующие профессиональную компетенцию студентов.

Velizhanina E.M.

Ekaterinburg

Methodic working studies in English for profession

Special psychology”

KEY WORDS:learning disability, dysgraphia.

ABSTRACT: The article is devoted to the consideration of methodic working studies in English for profession “Special psychology”. Our special interest covers texts and different exercises for professional competence.

Курс, группа: группы второго курса института специального образования

Тема: Learning Disabilities. Passive Voice

Конспектзанятия:

1. Rewrite the sentences using the present passive without by.

a) People speak English in Australia => English is spoken in Australia.

b) They sell mineral water in plastic bottles.

c) People don't use this room very often,

d) The postman delivers the letters at 8.00.

e) They are cleaning the classrooms now.

f) People use the Internet all over the world.

g) They are repairing the road at the moment.

h) The teacher is marking the tests.

i) They aren't using the computer.

j) He is doing the washing up.

2. Rewrite the sentences using the past passive without by.

a) They postponed the match => The match was postponed.

b) They built this house a hundred years ago.

c) Did anyone answer your e-mail?

d) Someone found this wallet in the street.

e) A teacher wrote this workbook last year.

f) They included VAT in the bill.

g) They were building the metro when we were there.

h) Someone was locking the doors when we arrived.

i) He gave me a test.

j) Someone woke us up early.

3. Answer the questions using the passive form of the verbs below and by. If you need help, some of the answers are given below.

invent, replace, form, write, own, heat, write, manufacture

a) Who was the inventor of the light bulb? => The light bulb was inventedby Thomas Edison.

b) Which currency replaced the peseta, the franc, and the lira in 2002?

c) How many countries form the United Kingdom?

d) Who is the owner of this book?

e) What type of heating have you got in your school - oil, gas, or electric?

f) Who was the author of Hamlet?

g) Which company was the manufacturer of the first PC?

Three (England, Scotland and Wales; Northern Ireland is a province); Shakespeare; IBM; the euro

4. Read and translate the text, answer the following question: What does “dysgraphia” mean?

Dysgraphia

People who have unusual difficulty with skills like reading, writing, listening or working with numbers may have a learning disability. Today we discuss a condition with writing, called dysgraphia.

Writing is not an easy skill. It is both mental and physical. A person must be able to move the muscles in the hands and fingers to form letters and numbers. Some people are not able to move these muscles easily.

Experts say teachers and parents should suspect dysgraphia if they see handwriting that is unusually difficult to understand. Letters may be formed or spaced incorrectly. Capital letters may be in the wrong places.

Children with dysgraphia often hold their writing tools in an unusual position. They may also place the paper in an odd position for writing. The disorder generally appears when they first learn to write. Children continue to write wrong or misspelled words even after their teacher tries to show them the correct way.

Experts at the National Institutes of Health say the cause of the disorder is not known. Some people with dysgraphia are able to improve their writing ability. But others are not. As with other disorders, the most important part of treatment is for someone to first identify the problem.

There are some simple interventions that can help students with dysgraphia. For example, schools can give them more time to complete writing activities and provide help taking notes. Students might be permitted to type their work instead of having to write by hand. Teachers can also permit students to take examinations by speaking the answers instead of writing them.

Dysgraphia often appears with other learning disabilities. Some students may not be able to organize their thoughts and think about how to write at the same time. So a teacher might advise them to type their ideas first, without thinking about writing skills.

Experts say people with dysgraphia may be able to write well if they work slowly and develop their skills. Technology can help. One way to avoid the problems of handwriting is to use a computer. Students can use the computer spell checker to help make sure every word is correct.

5. Match the two parts of the sentences:

  • People who have unusual difficulty with skills

  • Writing is

  • A person must be able

  • The disorder generally appears

  • the cause of the disorder

  • the most important part of treatment is for someone

  • not an easy skill

  • may have a learning disability

  • when they first learn to write

  • is not known

  • to first identify the problem

  • to move the muscles in the hands and fingers to form letters and numbers

6. Answer the following questions:

- What is the cause of the dysgraphia?

- When does dysgraphia appear?

- What signs of dysgraphia do you know?

- What interventions can help children or students with dysgraphia?

7. Read and translate the text:

Special schools

Today we examine what schools are doing to help students with learning disabilities.

Public schools and colleges in the United States are required by law to provide help. Congress approved the Rehabilitation Act in nineteen-seventy-three. This law requires schools to provide disabled students with opportunities equal to those for other students.

A more recent law requires public schools to establish a program for each child found to have a disability. Schools must write, and follow, a statement called an I.E.P., an individualized education program. If not, parents may take legal action. States must provide special education services for free. Teachers with these skills are in great demand.

There are many ways to meet the needs of a student who has disabilities. One way is to give the student extra time to complete work. Teachers might also permit the student to take tests differently from others in class. For example, the teacher might let the student speak the answers. Or another person could write the answers that the student gives. Also, students who have trouble concentrating might wish to take tests in a room that is extra quiet.

Some students might want others to take notes for them during class. Or they might want to listen to recordings of books instead of reading them.

Technology is one way to help. There are computer programs, for example, designed for the needs of people with learning disabilities.

There are some schools in the United States that teach only students with learning disabilities. One is Landmark College in the northeastern state of Vermont. Students attend for up to three years. It prepares them to continue their education at other colleges. Classes at Landmark College are small. Students have their own learning plan, and a special teacher to help them study.

8. Answer the following questions:

- What schools for special education in the USA do you know?

- What technology can help people with learning disabilities?

- What ways to meet the needs of a student who has disabilities are there?

- When did congress in the USA approve the Rehabilitation Act?

9. Rearrange the words below to make four statements from the text:

- are / small / classes at Landmark College

- their / students / own / plan / learning / have

- for free / must / provide / States / special education services

- demand / with / these skills / in / great / Teachers / are

10. Complete these collocations with words from the text:

- There are many ways to meet the needs of a student who has ---.

- They might want to listen to ---of books instead of reading them.

- One way is to give the student --- --- to complete work.

- Teachers might also --- the student to take tests differently from others in class.

- The teacher might let the student ---the answers.

- Students who have --- --- might wish to take tests in a room that is extra quiet.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Clarke S. Macmillan English Grammar in Context Essential. – Oxford: Macmillan Education, 2008. – 232 p.

  2. Dysgraphia, Special schools [Электронный ресурс]. – URL: http://www.voaspecialenglish.com, свободный.

  3. James Kaufmann, the free encyclopedia [Электронный ресурс]. – URL: , свободный.

Виноградова О.В.

г. Екатеринбург

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов неязыковых специальностей на занятиях по иностранному языку

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникация, профессиональная коммуникация, коммуникативная компетентность.

АННОТАЦИЯ: в статье отражена значимость формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста – выпускника неязыкового вуза, отражается положительный опыт, получаемый на уроках иностранного языка, и его влияние на развитие общепрофессиональных навыков общения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам (1)

    Документ
    ... иностранныхязыков института иностранныхязыков Уральского государственного педагогического университета. Методика профессионально-ориентированногообученияиностраннымязыкам претерпевает значительные изменения, знания иностранногоязыка ...
  2. Профессионально -ориентированное обучение иностранным языкам

    Документ
    ... государственный педагогический университет» Институт иностранныхязыков Кафедра иностранныхязыковПрофессионально-ориентированноеобучениеиностраннымязыкам Сборник материалов IV международной научно ...
  3. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам (2)

    Пояснительная записка
    ... . Интегративное обучениеиностраннымязыкам. Формирование профессиональной компетенции средствами иностранногоязыка. Профессионально-ориентированноеобучениеиностраннымязыкам в школе. Особенности обученияиностраннымязыкам студентов неязыковых ...
  4. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам (3)

    Документ
    ... . Интегративное обучениеиностраннымязыкам. Формирование профессиональной компетенции средствами иностранногоязыка. Профессионально-ориентированноеобучениеиностраннымязыкам в школе. Особенности обученияиностраннымязыкам студентов неязыковых ...
  5. Методика проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению педагогика ( специализированная магистерская программ раннее обучение иностранному языку в сфере межкультурной коммуникации )

    Программа
    ... ). Роль самостоятельной работы в овладении иностраннымязыком. Основные проблемы профессионально-ориентированногообученияиностранномуязыку. Рекомендуемая литература для подготовки ...

Другие похожие документы..