textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусств»

Факультет информационных ресурсов и дизайна

Кафедра информатики

Н.Н. Шаховалов

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ

Учебное пособие

для студентов специальности 071401

«Социально-культурная деятельность» квалификации

«Менеджер социально-культурной деятельности»

специализации «Организация и управление в сфере туризма»

Барнаул 2007

ББК 32.81+75.81я7

Ш 32

Утверждено на заседании кафедры информатики

18.09.2007 г., протокол № 3

Рекомендовано к изданию факультетом

художественного творчества 9.10.2007 г., протокол № 2

Рецензенты:

В.С. Беднаржевский, доктор технических наук,

доцент АлтГТУ им. И.И. Ползунова;

Р.Ю. Ракитин, кандидат физико-математических наук,

доцент БГПУ

Ш 32

Шаховалов, Николай Николаевич

Интернет-технологии в туризме : учебное пособие /
Н. Н. Шаховалов ; АлтГАКИ, кафедра информатики. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2007. – 251 с.

ISBN 978-5-901897-38-6

Пособие предназначено для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» квалификации «Менеджер социально-культурной деятельности» и содержит теоретический материал по основным разделам курса. Материалы, изложенные в пособии, могут быть полезны студентам других специальностей связанных с туризмом и сервисом, специалистам турфирм и другим организаторам бизнеса в Интернете.

ББК 32.81+75.81я7

ISBN 978-5-901897-38-6 © АлтГАКИ, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......……….……………………...……....................

5

РАЗДЕЛ 1.Информационно-вычислительные сети и

интернет-технологии в туризме ………….…….………….......

7

1.1 Общая характеристика информационно-вычислительных сетей......

1.1.1 Основные программные и аппаратные компоненты сети....................

1.1.2 Классификация компьютерных сетей....................................................

1.1.3 Локальные сети........................................................................................

1.1.4 Топология сети.........................................................................................

1.1.5 Уровни взаимодействия компьютеров в сетях......................................

7

8

13

16

18

21

1.2 Интернет и его возможности.......................................................................

1.2.1 Общие сведения о сети Интернет...........................................................

1.2.2 Принципы и организация сети Интернет...............................................

1.2.3 Службы Интернета...................................................................................

Электронная почта...........................................................................................

Всемирная паутина WWW..............................................................................

Файловые архивы.............................................................................................

Служба новостей..............................................................................................

ВидеоконференцииRealAudio и Video.........................................................

Другие службы………………………………………….................................

23

23

28

32

34

40

47

48

50

51

1.3 Интернет-технологии в туризме.................................................................

1.3.1Автоматизация туристической фирмы………………...........................

1.3.2. Возможности использования Интернета в туристском бизнесе….....

1.3.3. Перспективы развития туристических интернет-проектов…….........

1.3.4 Технологические решения в привлечении и обслуживании клиента.

1.3.5 Интернет-технологии построения взаимоотношений с клиентами....

1.3.6. Методы достижения высоких позиций в поисковых системах…….

1.3.7 Системы поиска и бронирования туров...............................................

Контрольные вопросы к разделу 1..............................................................

53

54

57

59

68

72

75

77

88

РАЗДЕЛ 2. Интернет-коммерция.....………………………............................

2.1 Понятие электронной коммерции и ее категории……..........................

2.2 Сервисы Интернета для обеспечения коммерции …............................

2.2.1 Технология «клиент - сервер»................................................................

2.2.2 Провайдеры интернет-услуг..................................................................

2.2.3 Безопасность трансакций……………………………….........................

2.2.4 Протоколы и стандарты безопасности виртуальных платежей…………......

90

90

95

95

98

102

108

2.3Интернет-рынок информационных ресурсов..........................................

2.3.1Классификация информационных ресурсов Интернета.......................

2.3.2 Классификация интернет-представительств e—commerce...................

2.3.3 Поиск информации в Интернете...............................................................

Информационно-поисковые системы.............................................................

Работа с поисковыми серверами.....................................................................

Основные рекомендации по поиску в Интернете.........................................

Контрольные вопросы к разделу 2..............................................................

112

113

117

125

126

128

134

136

РАЗДЕЛ 3. Туристский бизнес в Интернете и интернет-обеспечение

туристского бизнеса.....………………………...............................

3.1Туристские бизнес-ресурсы и представительства туристских фирм.

3.1.1 Сайты и порталы общего назначения с туристическими разделами..

3.1.2 Специализированные туристические порталы и сайты……...............

3.1.3 Порталы для профессионалов турбизнеса………….............................

3.1.4 Структура и содержание представительств туристских фирм………........

138

139

139

140

142

143

3.2Туристская интернет-реклама...................................................................

3.2.1. Содержательная реклама……………………………............................

3.2.2. Внешняя реклама…………………………………….............................

Баннерная реклама...........................................................................................

Регистрация в web-каталогах и индексация сайта поисковыми системами.......................................................................................................................

Реклама с использованием электронной почты..........................................................

151

151

155

156

164

165

3.3 Страховое, денежно-финансовое, юридическое, консультационное и образовательное обеспечение туристского бизнеса...........................

3.3.1 Аутсорсинг и аренда серверных приложений...................................................

3.3.2 Страховое интернет-обеспечение........................................................................

3.3.3 Денежно-финансовое обеспечение......................................................................

3..3.4 Юридическое, консультационное и образовательное обеспечение e-commerce............................................................................................................

173

173

179

185

202

3.4 Аналитические исследования и эффективность интернет-проектов

туристского бизнеса......................................................................................

3.4.1 Аналитические исследования в Интернете..............................................................

3.4.2 Эффективность интернет-проектов e-commerce ................................................

3.4.3 Методы оценки эффективности информационных систем..................

3.4.4 Эффективность on-line продаж..............................................................

3.4.5 Эффективность маркетинговых исследований.......................................................

Контрольные вопросы к разделу 3..................................................................

Заключение..........................................................................................................

210

210

222

223

232

236

244

246

Список литературы.........................……………………....................................

248

ВВЕДЕНИЕ

Достижения технического прогресса в области информационных технологий конца XX века прочно завоевали свои позиции в туристской индустрии, в корне изменив процедуру формирования, продвижения и реализации туристских услуг. С появлением национальных и международных систем бронирования, компьютерной сети Интернет, мультимедийных каталогов туристских путешествий по различным направлениям, электронных баз данных по нормативно-правовым актам, систем взаиморасчетов и других современных достижений в области информационных технологий, заметно увеличилось качество предоставляемого продукта, снизилась его себестоимость, сократились затраты туристов на самостоятельный поиск и приобретение необходимого пакета услуг. Большинство российских туристских компаний имеет доступ практически ко всем вышеперечисленным возможностям, предоставляемым как отечественными, так и зарубежными разработчиками. Однако российская интернет-коммерция как явление относительно новое, развивается в условиях недостаточно проработанной законодательной базы и сопровождается рядом теоретических и методологических проблем, связанных с разработкой инфраструктуры, современных моделей, принципов и методов принятия организационно-технологических решений в системе электронной коммерции. Проблема организации и оценки эффективности интернет-коммерции в туристском бизнесе представляет несомненный практический и теоретический интерес как для туроператоров и турагентств, так и для организаций, осуществляющих их сервисное (технологическое, информационное, консалтинговое, посредническое, страховое, банковское) обслуживание.

Настоящее пособие соответствует авторской учебной программе и состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен общим вопросам организации и строения компьютерных сетей, Интернет и его возможностям. Кроме этого в первом разделе подробным образом рассмотрены различные примеры интернет-технологий, в том числе системы бронирования и резервирования.

Приступая к изучению курса «интернет-технологий в туризме», предполагается, что студенты уже знакомы с информационными технологиями, Интернетом в курсах общепрофессиональных дисциплин, поэтому материалы первого раздела дополняют уже имеющиеся знания. Второй раздел посвящен интернет-коммерции и туристскому бизнесу в Интернете, что требует минимум специальных предметных знаний в области экономики, менеджмента и организации сферы туризма и сервиса.

Интернет–коммерция и бизнес все стремительнее проникают в туристскую сферу, поэтому нет сомнений в целесообразности и важности изучения данного учебного курса.

Материалы, изложенные в пособии, могут быть полезны студентам других специальностей связанных с туризмом и сервисом, специалистам турфирм и другим организаторам бизнеса в Интернете.

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

СЕТИ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ

1.1 Общая характеристика
информационно-вычислительных сетей

Конец XX века ознаменовался небывалым скачком в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий – третьим после открытия каналов передачи аудио- и видеосигналов, который коренным образом повлиял на развитие системы средств массовой информации, вслед за радио- и телевещанием были изобретены сетевые технологии, основанные на ином, цифровом, способе передачи информации, которые привели к формированию новой среды для распространения потоков информации.

Наряду с автономной работой значительное повышение эффективности использования компьютеров может быть достигнуто объединением их в компьютерные сети (network).

Под компьютерной сетью в широком смысле слова понимают любое множество компьютеров, связанных между собой каналами связи для передачи данных.

Существует ряд веских причин для объединения компьютеров в сети.

Во-первых, совместное использование ресурсов позволяет нескольким ЭВМ или другим устройствам осуществлять совместный доступ к отдельному диску (файл-серверу), дисководу CD-ROM, стримеру, принтерам, плоттерам, к сканерам и другому оборудованию, что снижает затраты на каждого отдельного пользователя.

Во-вторых, кроме совместного использования дорогостоящих периферийных устройств имеется возможность аналогично использовать сетевые версии прикладного программного обеспечения.

В-третьих, компьютерные сети обеспечивают новые формы взаимодействия пользователей в одном коллективе, например при работе над общим проектом.

В-четвертых, появляется возможность использовать общие средства связи между различными прикладными системами (коммуникационные услуги, передача данных и видеоданных, речи и т.д.). Особое значение имеет организация распределенной обработки данных. В случае централизованного хранения информации значительно упрощаются процессы обеспечения ее целостности, а также резервного копирования.

1.1.1 Основные программные и аппаратные

компоненты сети

Компьютерная сеть – это сложный комплекс взаимосвязанных и согласованно функционирующих программных и аппаратных компонентов.

Изучение сети в целом предполагает знание принципов работы ее отдельных элементов:

  • компьютеров;

  • коммуникационного оборудования;

  • операционных систем;

  • сетевых приложений.

Весь комплекс программно-аппаратных средств сети может быть описан многослойной моделью. В основе любой сети лежит аппаратный слой стандартизованных компьютерных платформ, т.е. система конечного пользователя сети, в качестве которого может выступать компьютер или терминальное устройство (любое устройство ввода-вывода или отображения информации). Компьютеры в узлах сети иногда называют хост-машинами или просто хостами.

В настоящее время в сетях широко и успешно применяются компьютеры различных классов – от персональных компьютеров до мэйнфреймов и суперЭВМ. Набор компьютеров в сети должен соответствовать набору разнообразных задач, решаемых сетью.

Второй слой – это коммуникационное оборудование. Хотя компьютеры и являются центральными элементами обработки данных в сетях, в последнее время не менее важную роль стали играть коммуникационные устройства.

Кабельные системы, повторители, мосты, коммутаторы, маршрутизаторы и модульные концентраторы из вспомогательных компонентов сети превратились в основные наряду с компьютерами и системным программным обеспечением как по влиянию на характеристики сети, так и по стоимости. Сегодня коммуникационное устройство может представлять собой сложный специализированный мультипроцессор, который нужно конфигурировать, оптимизировать и администрировать.

Третьим слоем, образующим программную платформу сети, являются операционные системы (ОС). От того, какие концепции управления локальными и распределенными ресурсами положены в основу сетевой ОС, зависит эффективность работы всей сети.

Самым верхним слоем сетевых средств являются различные сетевые приложения, такие как сетевые базы данных, почтовые системы, средства архивирования данных, системы автоматизации коллективной работы и др.

Очень важно представлять диапазон возможностей, предоставляемых приложениями для различных областей применения, а также знать, насколько они совместимы с другими сетевыми приложениями и операционными системами.

Каналы передачи данных по компьютерным сетям

Для того чтобы компьютеры могли связаться между собой в сеть, они должны быть соединены между собой с помощью некоторой физической передающей среды.

Основными типами передающих сред, используемых в компьютерных сетях, являются:

  • аналоговые телефонные каналы общего пользования;

  • цифровые каналы;

  • узкополосные и широкополосные кабельные каналы;

  • радиоканалы и спутниковые каналы связи;

  • оптоволоконные каналы связи.

Аналоговые каналы связи первыми начали применяться для передачи данных в компьютерных сетях и позволили использовать уже существовавшие тогда развитые телефонные сети общего пользования.

Передача данных по аналоговым каналам может выполняться двумя способами.

При первом способе телефонные каналы (одна или две пары проводов) через телефонные станции физически соединяют два устройства, реализующие коммуникационные функции с подключенными к ним компьютерами. Такие соединения называют выделенными линиями или непосредственными соединениями.

Второй способ – это установление соединения с помощью набора телефонного номера (с использованием коммутируемых линий).

Качество передачи данных по выделенным каналам, как правило, выше и соединение устанавливается быстрее. Кроме того, на каждый выделенный канал необходимо свое коммуникационное устройство (хотя есть и многоканальные коммуникационные устройства), а при коммутируемой связи можно использовать для связи с другими узлами одно коммуникационное устройство.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений (61)

    Бюллетень
    ... ; Барнаульский государственный педагогический университет. - Барнаул : БГПУ, 2007. - 32 с. : табл. ББК 74.00я73 ФРК: 716110 ... . опт. диска (CD-ROM) ББК81.41Р-92 + 75.81я7 КРЯИ: 717628 Семантические и стилистические ...
  2. Бюллетень новых поступлений (103)

    Бюллетень
    ... ; Барнаульский государственный педагогический университет. - Барнаул : БГПУ, 2007. - 32 с. : табл. ББК 74.00я73 ФРК: 716110 ... . опт. диска (CD-ROM) ББК81.41Р-92 + 75.81я7 КРЯИ: 717628 Семантические и стилистические ...
  3. Бюллетень новых поступлений (110)

    Бюллетень
    ... ; Барнаульский государственный педагогический университет. - Барнаул : БГПУ, 2007. - 32 с. : табл. ББК 74.00я73 ФРК: 716110 ... . опт. диска (CD-ROM) ББК81.41Р-92 + 75.81я7 КРЯИ: 717628 Семантические и стилистические ...
  4. Имени Омские книги (7)

    Библиографический указатель
    ... (571.13) ББК 91.18 О- ... – 75 р. С2230544 МП С2230545 К С2230546 К 571. 32.81я7 С22 ... 02 / Д. И. Петин. – Барнаул, 2011 (Омск). – 24 с. ... С2227780 К 904. 81.411.2-922 Т51 Токарева ... [худож. Г. Ю. Пермяков]. – Омск : [б. и.], 2007. – 46, [1] c. : ил., портр. ; ...
  5. Бюллетень новых поступлений 2005 год

    Бюллетень
    ... Твой путь к знаниям) ББК32.81я7 ЗЭИР: ФН-840, ... Герцена; Барнаульский государственный педагогический университет. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004 Ч. ... 5-85009-841-0 ББК 74.267.5 + 75.578 А1: 600506 ... конце глав ISBN 5-7695-2007-8 ББК81.41Р-5-923 А1: 603128 ...

Другие похожие документы..