textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

КАФЕДРА «ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО»

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе

для студентов всех специальностей

Ижевск

Издательство ИжГТУ

2010

УДК 316.3 (07)

Составители:

Г.М.Тихонов, д-р филос.наук,проф.; О. А.Логунова, канд.филос.наук, доцент; С.П.Печерских, канд.филос.наук, доцент; М.А.Полищук, канд.филос.наук, доцент; Л.А.Сабурова, канд.филос.наук, доцент; С.В.Багровникова, канд.филос.наук, доцент; Е.Г.Иванова, ст. преп.; Л.А.Старцева, ст. преп.; В.А.Трушина, ст. преп.

Рецензенты:

д-р филос. наук, проф., заведующий каф. «Социология коммуникаций» Удмуртского государственного университета Б. А. Родионов

Социология : учеб.-метод. пособие по самостоят. работе для студентов всех специальностей/ [сост. Г.М.Тихонов, О.А.Логунова, С.П.Печерских и др.]. – Ижевск : Изд-во ИжГТУ, 2010. – 54 с.

Данное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, содержит 15 тем, которые расположены в строгой логической последовательности. Методические рекомендации по каждой теме раскрывают их основное содержание. Указана основная и дополнительная литература, составлены контрольные вопросы, предложены темы рефератов и основных понятий.

Учебно-методическое пособие подготовлено с учетом многолетнего опыта чтения курса лекций по социологии на всех факультетах ИжГТУ.

Пособие рассчитано на студентов всех специальностей ИжГТУ.

УДК 316.3 (07)

© Ижевский государственный технический университет, 2010

Предисловие

Учебно-методическое пособие подготовлено авторским коллективом кафедры «Политология, социология и право» Ижевского государственного технического университета. Авторы убеждены, что знание общей социологической теории, в которой зафиксированы основополагающие моменты социального бытия людей, функционирование и развитие общества, бесспорно расширяет гуманитарную компоненту любого современного специалиста.

Предлагаемое пособие призвано помочь студентам в подготовке к практическим занятиям, экзаменам и зачетам по изучаемой дисциплине, а также способствовать получению глубоких и систематизированных знаний в области современной социологической теории.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

С.П.Печерских, канд. филос. наук, доцент

Тема 1. Теоретические и методологические основы социологии

Вопросы к занятию

  1. Объект и предмет социологии.

  2. Определение понятия «социальное».

  3. Структура социологического знания.

  4. Методы социологии.

  5. Социология в системе обществознания. Функции социологии.

Основные понятия

Объект социологии, предметная область социологии, общество, социальное, сознание, культура, основные сферы жизнедеятельности общества, социальный заказ, социальный институт, социальные изменения, социальные процессы,, уровни социологического знания, общая социология, частные социологические науки, эмпирическая социология, макросоциология, микросоциология, функции социологии, интегративный (междисциплинарный) характер социологии, социальная реальность, социальный закон, общетеоретические, общелогические и эмпирические методы социологии.

Методические рекомендации

Характеризуя объектно-предметную область социологии, следует обратить особое внимание на специфику социологического знания по сравнению с точными науками, техническим знанием и обще-гуманитарными теориями. Предмет любой науки, в том числе и социологии, отражает структуру объекта, его содержание, а так же закономерности его возникновения, существования и развития. Изучение предметной области социологии предполагает рассмотрение таких категорий, как «социальный институт», «социальный процесс», «социальные взаимодействия». Через рассмотрение социальных связей и отношений мы должны понять, чем определяется положение каждого отдельного человека в обществе.

Следует рассмотреть основные подходы к пониманию сущности "социального", как продолжения природного. Уметь объяснить, почему все социальные отношения носят разумный характер и являются результатом функционирования как индивидуального, так и коллективного сознания. Рассматривая специфику социальных связей и отношений в различных сферах жизнедеятельности общества, мы должны понимать их внутреннюю динамику, тенденции развития, органическую взаимозависимость.

При рассмотрении уровневого подхода к анализу структуры социологического знания, следует дать характеристику общетеоретического, частносоциологического и эмпирического уровней, показать понимание развития структуры социологического знания на современном этапе. Определите специфику социологического знания на микро- и макро-уровнях, его значение для теории и практики социального строительства, дайте характеристику основных парадигм в социологии.

Особое место в данной теме занимает вопрос о методологических основах социологии, и поэтому необходимо объяснить специфику применения общетеоретических, общелогических и математических методов в современной социологии. Методы эмпирической социологии целесообразно разделить на опросные и неопросные. При анализе опросных методов выделите анкетирование и интервьюирование. Неопросные методы включают в себя – наблюдение, анализ документов, эксперимент. Дайте их характеристику и определите значение для современной социологии.

Сравнивая объектно-предметные области социальных и гуманитарных наук, покажите специфику социологического знания, его место и роль в обществознании. Объясните, почему объектно-предметные области различных социальных наук взаимопроникают друг в друга. Раскройте основные функции социологии – познавательную, методологическую, описательную, общекультурную, прогностическую, мировоззренческую и другие.

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Место социологии в системе наук о человеке.

  2. Задачи и особенности современной социологии.

  3. Что такое "общество" как объект социологии.

  4. О социальных аспектах развития технического знания.

  5. Задачи социологии в формировании современного инженера.

Контрольные вопросы

              1. В чем отличие объекта и предмета социологии?

              2. Какова структура современного социологического знания?

              3. В чем заключается сущность «социального»?

              4. Понятие «общество», системный характер общества.

              5. Какими методами пользуется социология при познании общества?

              6. Какое место занимает социология в системе общественных и социальных наук? Дайте характеристику основных функций социологии.

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

        1. Актуальные проблемы теории социологии. Навстречу ХУ1 Всемирному социологическому конгрессу. // Социс, 2005, № 9.

        2. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1990.

3. Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии.//Социс, 2008, № 4.

  1. Кирдина С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? //Социс, 2008, № 2

  2. Кравченко С.А. К итогам YII конференции Европейской социологической ассоциации: тематические, теоретические и методологические новации. //Социс, 2008, № 2.

  3. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование. //Социс, 2008, № 12.

  4. Максимов Б.И. Четыре ступени развития социологии, или нужны ли социальные инженеры? //Социс, № 10.

  5. Маркс Г.Т. О профессиональной деятельности социолога – 37 моральных императивов. //Социс, 2008, № 1.

  6. Плахов В.Д. Социология: эпистемы и эпистемология. //Социс, 2007, № 11.

  7. Романовский Н.В. Современная теоретическая социология в России: состояние и перспективы. //Социс, 2008, № 2.

  8. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии. //Социс, 2005, №3.

  9. Титаренко Л.Г. Современная теоретическая социология: размышления после конгресса. //Социс, 2009, № 1.

  10. Тощенко Ж.Т. О тенденциях развития социологии в современном мире.//Социс, 2007, № 6.

  11. Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии.//Социс, 2007, № 6.

В. В. Лаптинский, канд. пед.наук, доцент

Тема 2. Возникновение и развитие социологии как науки

Вопросы к занятию

1. Социально – философские предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Классические социологические теории.

3. Современные социологические теории и законы, их связь с экономическими законами.

4. Особенности развития социологической мысли в России.

Основные понятия

Социальный эволюционизм, натурализм, позитивизм, социальный дарвинизм, марксизм, футурология, этносоциология, психологический эволюционизм, системный подход, географическое направление, антипозитивизм, неопозитивизм, Чикагская школа, Колумбийская школа, структурно - функционалистская парадигма, теория интегрального синтеза, конструктивный структурализм, мультипарадигмальность.

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу следует рассмотреть: а) исторические условия возникновения социологии; б) социальные условия; в) возникновение социологии в виде теорий О. Конта, Г. Спенсера .

При подготовке ко второму вопросу следует рассмотреть истоки современной социологической мультипарадигмальности. Для этого необходимо уяснить сущность теорий Э. Дюркгейма и М. Вебера. Здесь же целесообразно ознакомиться с социологическими теориями К. Маркса; Ф. Тённиса; Г. Зиммеля; Парето. Нужно подчеркнуть, что, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, все теории разумно было бы воспринимать не в качестве «научных» суждений, а в «высшей степени своеобразного и значимого способа конструирования реальности в современном обществе».

При подготовке к третьему вопросу желательно проследить, как классические теории получили свое развитие во взглядах выдающихся социологов Т. Парсонса, Р. Мертона, Дж. Мида, Ч. Кули, Э. Гоффмана и др. Во второй части данного вопроса целесообразно рассмотреть основные современные социологические теории: структурно-функционалистическую парадигму; бихевиоризм; символический интеракционизм; феноменологическая социология; неомарксизм Франкфуртской школы; теория интегрального синтеза; конструктивный структурализм П. Бурдье и др.

При подготовке к четвертому вопросу следует отметить, что первыми социологами в России стали П.А. Лавров, Н.К. Михайловский и С.Н. Южаков. Следовательно, первым этапом становления социологических идей в России явилось распространение социологических идей – середина 60-х до середины 90-х гг. XIX века. Второй этап – середина 90 -х гг. XIX в. до середины 20 гг. XX в.. Третий этап – с середины 20-х гг. до середины 50-х гг. XX в. Четвертый этап – бурное развитие российской социологии – с 80-х гг. XX века по настоящее время. Необходимо кратко охарактеризовать особенности всех этапов.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Марксизм и позитивизм как основные концепции европейского социального мышления в XIX веке.

2. Феноменологическая социология как отражение социологической реальности.

3. Проблематика «национальной идеи» и «своего пути» в отечественной социологии.

4. Теории Э. Дюркгейма и М. Вебера и их продолжение в теориях постмодернизма.

5. Эволюция социологических идей (П. Сорокин).

Контрольные вопросы

1. Каковы основные предпосылки появления социологии как науки?

2. В чем особенности классического этапа развития социологии?

3. В чем состоит разница в методологических воззрениях Э. Дюркгейма и М. Вебера?

4. Классификация современных социологических теорий и законов.

5. В чем специфика развития социальных воззрений в России?

6. Охарактеризуйте современное состояние социологии как науки в России.

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Американская социологическая мысль. Р. Мертон, Дж. Мид, Р. Парсонс, А. Щюц. М.: Изд-во МГУ, 1994.

  2. Бачинин В.А. История западной социологии / В.А. Бачинин, Ю.А. Сандулов.- М.,2002.

  3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: МГУ,1990.

  4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  5. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии Х1Х-ХХ вв. М., Онега, 1995.

  6. Голосенко Н. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1992.

  7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

  8. Добреньков В.И. История социологии. В 3 кн. – М., 2004.

  9. Дюркгейм Э. Метод социологии.- М.1990.

  10. Дюркгейм Э. Социология. М., 1995.

  11. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. М., МГИМО, 2007

  12. Луман Н. Теория общества // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999

  13. Малинкин А.Н. Полипарадигмальный подход и ситуация в российской социологии//Социологические исследования.- 2006.-№ 1. – С. 114 – 123.

  14. Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия (от М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму). М., Наука, 1994.

  15. Смелзер Н. Социология. М.:Феникс, 1994.

  16. Тексты по истории социологии XIX – ХХ веков. Хрестоматия. М.: Наука, 1994.

  17. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Тексты по истории социологии. XIX – ХХ веков. Хрестоматия. М.: Наука, 1994.

Л. А. Старцева, ст. преподаватель

Тема 3. Общество как социальная система

Вопросы к занятию

  1. Понятие системы и понятие общества, основные подходы к его анализу. Типология обществ.

  2. Мировая система и процессы глобализации.

  3. Место России в современном мире

Основные понятия

Система, социальная система, социальное, социальные связи, социальные отношения, социальные действия, типы обществ, мировая система, глобализация.

Методические рекомендации

В ходе обсуждения первого вопроса следует обратить внимание на понятие "система", в чем специфика социальных систем по сравнению с природными, каковы основания системности общества и как решали эту проблему представители различных течений в социологии (К.Маркса, Э.Шилз, Н.Смелзер, Т.Парсонс).

Далее важно выявить критерий сложности социальных систем: на каком основании мы выделяем "примитивные", "развитые", "развивающиеся" и т.п. социальные системы. В заключении первого вопроса нужно дать характеристики различных типов обществ.

По второму вопросу необходимо выяснить, что такое глобализация, каковы ее основные признаки и тенденции.

В ходе рассмотрения третьего вопроса важно рассмотреть имеющиеся точки зрения ученых на место России в современном глобальном мире.

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Европейская интеграция: общность духовных, экономических, социально-политических интересов.

  2. О глобализации и перспективах России в глобальном мире.

  3. Модели общественного развития: теории Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, У. Ростоу, О. Тоффлера.

  4. Проблемы социального прогресса и его критерии.

  5. О. Конт о трёх стадиях эволюции общества.

  6. Основные принципы системного анализа общества.

Контрольные вопросы

  1. Что такое социальная система?

  2. Назовите восемь признаков общества по Э. Шилзу.

  3. В чем различия понятий «страна», «государство», «общество»?

  4. Что такое глобализация, каковы ее основные характеристики?

  5. Каковы перспективы России в глобальном мире.

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Бестужев-Лида И.В. Глобальный технологический прогноз на XXI век. // Социс, 2007, № 4.

  2. Бороноев А.О. Опыт и проблемы изучения истории российской социологии// Социс, 2007, № 7.

  3. Воронцов А.В., Громов И.А. теория капитализма Макса Вебера и ее методологическое значение// Социс, 2007, № 1.

  4. Ганжа А.О. К истории создания работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»// Социс, 2007, № 7.

  5. Глобализация: политические риски открытости. // Полис, 2008, № 2.

  6. Гринин Л.Е. Национальный суверенитет и процессы глобализации. // Полис, 2008, № 1.

  7. Гофман А.Б. Существует ли общество? // Социс, 2005, № 1.

  8. Дробот Г.А. Глобализация: понятие, этапы противоречия. // СГЗ, 2008, №2.

  9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.

  10. Журавлев В.В. Россия ХХ столетия: реформы или социальный эксперимент? //СГЗ, 2001, № 10.

  11. Леонова О.Г. Вызовы глобализации и актуальные тренды общественного сознания в России XXI века. // СГЗ, 2008, №1.

  12. Прадес Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество. //Социс, 2000, № 4.

  13. Пригожин А. Социология организаций. М., 1982.

  14. Ратиев В.В. Социокультурная взаимосвязь «массового» и «информационного» общества// СГЗ, 2007, № 1.

  15. Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии// Социс, 2007, № 1.

  16. Солодовников А.Д. Российское общество в информационном противоборстве// СГЗ, 2007, № 5.

  17. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

  18. Турен А. Социология без общества. // Социс, 2004, № 7.

  19. Цветков Е., Корольков Н., Фролов С. О глобализации и перспективах России в глобальном мире. // Власть, 2006, № 3

О. А. Логунова, канд. филос. наук, доцент

Тема 4. Социальные институты

Вопросы к занятию

  1. Понятие социального института. Основные социальные институты современного общества. Процесс формирования институтов.

  2. Признаки и функции социальных институтов. Структура социальных институтов.

  3. Процесс взаимодействия социальных институтов. Проблемы функционирования социальных институтов в современном российском обществе.

Основные понятия

Социальный институт, институционализация, социальная потребность, функционирование социальных институтов, явные и латентные функции институтов, дисфункции, институциональная автономия

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на характер институциональной структуры современного общества, рассмотреть основные социальные институты: институт семьи, образования, политические, государственно-правовые, экономические, культурные институты, определить причины и процесс формирования социальных институтов.

Во втором вопросе следует проанализировать роль институтов в упорядочении социальных отношений в обществе и социализации личности, определить причины разнообразия институтов в современном обществе. Следует рассмотреть нормативную и ролевую структуры социальных институтов, их отличительные признаки.

При подготовке к третьему вопросу следует обратить внимание на противоречивый характер взаимодействия социальных институтов, основные причины и признаки трансформации социальных институтов в современном российском обществе.

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Социальные институты как каналы социальной мобильности.

  2. Характеристика основных социальных институтов российского общества.

  3. Религия как социокультурный институт.

  4. Наука как социальный институт.

Контрольные вопросы

        1. Что представляет собой социальный институт?

        2. Какова типология и функции социальных институтов?

        3. Каковы этапы процесса институционализации общества?

        4. Какова структура социальных институтов?

        5. Назовите институты, сформированные в постсоветской России.

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

1. Глотов М.Б. Социальный институт: определения, структура, классификация. //Социс, 2003, № 10.

2. Гавра Д.П. Социальные институты. //СПЖ, 1998, № 2.

3. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социс №2, 2001.

4. Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России. //Социс, 2002, № 12.

5. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. – М.: 1991;

6. Мертон Р. О социальных дисфункциях и аномии // Социс №2, 1992

7. Олейник А.Н. Механизм возникновения новых институциональных структур в переходный период // Социс №2, 1994.

8. Беридзе А.З. Социальные характеристики института// СГЗ № 5, 2007.

9. Ерекешева Л. Б. К анализу социологии религии Э. Дюркгейма // Социс, 2008, № 12

10. Наумова Т.В. Отток кадров из российской науки: выигрыш или проигрыш?// Социс, 2008, № 9.

Л. А. Старцева, ст. преподаватель



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПОЛИТОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов всех специальностей

    Учебно-методическое пособие
    ... И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» КАФЕДРА «ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО» ПОЛИТОЛОГИЯ Учебно-методическоепособиепосамостоятельнойработедлястудентоввсехспециальностей Ижевск Издательство ИжГТУ 2010 ...
  2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009

    Методические указания
    ... философии КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельнойработедлястудентоввсехспециальностейпо дисциплине ... философии МГТУ; Учебно-методическоепособие рассмотрено и одобрено ... культурологических учений, социология культуры, культурная ...
  3. Методические рекомендации по курсу «культурология» для студентов всех специальностей таганрог 2003

    Методические рекомендации
    ... Методические рекомендации по курсу «Культурология». Длястудентоввсехспециальностей. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 60 с. В данном пособии ... учебнойработыстудентов ... самостоятельнаяработа – 40 часов. Промежуточный рейтинг по ... сфере. Социологи утверждают ...
  4. Проект плана издания учебно-методической литературы

    Рабочая учебная программа
    ... Социология. Рабочая учебная программа длястудентов-бакалавров специальности ... Методическоепособиепо дисциплине «Философия» (переиздание) длястудентоввсехспециальностей. Методические материалы предназначены длясамостоятельнойработыстудентовпо ...
  5. Философия контрольные работы для студентов всех специальностей бгуир заочной и дистанционной форм обучения

    Методическое пособие
    ... Самостоятельнаяработа ... и общество. Хрестоматия посоциологии религии. – М., ... . 70 Учебное издание Философия Контрольные работыдлястудентов заочной и дистанционной форм обучения всехспециальностей БГУИР Методическоепособие А в т о р ы – с ...

Другие похожие документы..