textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Тема 14. Социология семьи

Вопросы к занятию

  1. Семья как социальный институт.

  2. Исторические формы семьи и брака. Современные типы семьи.

  3. Социальные функции семьи.

  4. Семья как социальная общность. Факторы устойчивости семейной общности.

  5. Семейные отношения и семейные роли.

  6. Проблемы современной семьи.

Основные понятия

Семья, брак, полигамия, полиандрия, моногамия, кровнородственная семья, эндогамия, экзогамия, патриархальная семья, полная семья, неполная семья, репродуктивная функция, воспитание, воспроизводство, хозяйственно-бытовые отношения семьи, рекреативная и гедонистическая функции семьи, нуклеарная и расширенная семья, эгалитаризм, семейные роли, семейная идентичность, семейная культура, семейные ценности, жизненный цикл семьи, родство, развод, гражданский брак.

Методические рекомендации

Подготовка к семинару предполагает рассмотрение семьи, как одного из важнейших социальных институтов, обеспечивающих не только простое репродуктивное воспроизводство населения, но и передачу морально-этических и нравственных ценностей, созданных предшествующими поколениями, то есть социализацию индивидов. Необходимо также освоить понятия "брак" и "семья", ознакомиться с эволюцией института семьи, уметь дать характеристику основных исторических форм семьи и брака.

Социальная значимость семьи раскрывается через набор тех функций, которые она выполняет в обществе. Важно понять, что одна из главнейших функций семьи – это воспроизводство, которое предполагает не простое воспроизводство себе подобных, а воспроизводство всей сложной системы социальных связей и отношений, существующих во всех базовых сферах жизнедеятельности общества. Следует показать не только понимание социальных функций семьи, а также закономерностей формирования и развития семейных общностей через понятия «брачные и семейные стратегии», «семейные роли», «субкультура семьи».

При подготовке к семинару требуется проанализировать взаимодействия общества и семьи, взаимозависимости семьи и других социальных институтов общества.

Понимание специфики семьи как особого вида социальной общности требует использования понятийного аппарата, применяемого в социологическом анализе социальных общностей и малых групп. Желательно при таком анализе пользоваться результатами конкретных социологических исследований относительно стратегии и мотивов семейного (брачного и родительского) поведения, а также социальных и психологических факторов, способствующих планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Студенческая семья.

2. Социальная стратификация как фактор семейного поведения.

3. Тенденции и перспективы трансформации института семьи в постиндустриальном обществе.

4. Семейная политика государства – возможности, стратегии, инструменты.

5. Национальные особенности семейного поведения.

Контрольные вопросы для зачета

        1. Какие факторы влияют на стабильность семьи?

        2. Дайте характеристику социального института семьи и брака.

        3. Назовите исторические формы семьи и брака.

        4. Охарактеризуйте социальные функции семьи.

        5. В чем, на ваш взгляд, состоят проблемы современной семьи.

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

  2. Багирова А.П., Илышев А.М. Факторы репродуктивного поведения населения. Анализ межстрановых и межрегиональных различий. //Социс, 2009, № 2.

  3. Балабанов С.С., Наук Б., Саралиева З.Х.-М. Типология мотивов иметь или не иметь детей. //Социс, 2009, № 3.

  4. Бургьер А., Бестужев-Лада И. Семья. 50:50. М., 1988.

  5. Бурова С.Н., Демидова А.В. Тенденции исследования семьи в советский и постсоветский периоды. //Социс, 2008, № 12.

  6. Быстров А.А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости. //Социс, 2009, № 12.

  7. Голод С.И. Прокреация, плюральность эротического ландшафта: история и современное состояние. //Социс, 2008, № 12.

  8. Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи. //Социс, 2008, № 1.

  9. Давыдов Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания. //ОНС, 2000, № 4.

  10. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи. //Социс, 2008, № 11.

  11. Мониторинг. Семейные ориентации // Социс №2, 2001

  12. Парциорковский В.В., Парциорковская В.В. Большая семья в демографической ситуации в России. //Социс, 2009, № 3.

  13. Семья в России: теория и реальность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 1999.

  14. Семья в современном европейском обществе. М., 1996.

  15. Семья, гендер, культура: Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг.. М., 1997.

  16. Смелзер Н. Социология. М., 1994, р.3, гл. 13.

  17. Шахбанова М.М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев. //Социс, 2008, № 9.

  18. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. /Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.

  19. Ярмиева Р.М. Роль семьи в формировании и развитии языка. //Социс, 2008, № 1.

Л. П. Сабурова, канд. филос. наук, доцент

Тема 15. Демографические процессы в современном обществе

Вопросы к занятию

  1. Социально-демографические показатели развития общества как индикаторы состояния социальной системы.

  2. Неравномерность демографической динамики в современном мире.

  3. Социально - демографические тенденции в России и Удмуртской республике.

Основные понятия

Демография, рождаемость, смертность, брачность, естественный прирост населения, ожидаемая продолжительность жизни, миграция, миграционный баланс, плотность населения, депопуляция, половозрастная структура.

Методические рекомендации

Знакомство с вопросами социально-демографического развития общества предполагает осмысление связи популяционного и социального развития. На основе изучения статистических данных при подготовке к занятию рекомендуется проанализировать влияние эволюции экономических, политико-правовых и культурных институтов на демографические процессы и, напротив - влияние демографических процессов на социальные с точки зрения ресурсного обеспечения социального развития. Необходимо использовать сравнительно-исторический подход для объяснения современных демографических тенденций в разных странах и регионах. Необходимо также ознакомление с основами социально-демографического прогнозирования.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Демографические процессы в условиях глобализации современная геополитика

2. Сценарии развития демографической ситуации в современной России.

3. Демографическая политика государства – возможности и инструменты влияния на демографический процесс.

Контрольные вопросы

  1. О каких социальных процессах говорят демографические показатели (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, естественный прирост, миграционный баланс)?

  2. К каким экономическим, политическим, социальным, культурным последствиям может приводить ухудшение демографической ситуации? К каким – улучшение?

  3. Почему неравномерность демографического развития современного мира считается одной из глобальных проблем современности?

  4. В чем особенность демографической динамики России за последнее столетие?

  5. Как составляются демографические прогнозы? Какие сценарии демографического развития России Вы знаете?

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2000. № 7.

  2. Вишневский А. Демографическая модернизация России 1900 – 2000. М., Новое издательство, 2006

  3. Всемирный Банк. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение. М., Весь Мир, 2007

  4. Коротаев А.В.б Халтурина Д.А. Алкоголь и наркотики как фактор демографического кризиса.//Социологические исследования. 2006.  № 7. С. 104-112.

  5. Медков В.М. Демография. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2002

  6. Население России 2002. Под редакцией Вишневского А.Г. М., 2004

  7. Осадчая Г.И., Роик В.Д. Социальные аспекты экономической безопасности России. М., 2006

  8. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М., Госкомстат России, 2003

  9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. Статистический сборник. Росстат. – М., 2007

  10. Российский статистический ежегодник. М., Госкомстат.

  11. Спицына Н.Х. Демографический переход в России. М., Наука, 2006

  12. Удмуртская республика в 2000 – 2004 годах. Статистический сборник. Ижевск, 2005

  13. Шаповалов В.Ф. Особенности российской сексуальной культуры. Семья и брак в России // Общественные науки и современность. 2007.  № 2.

  14. Юдина Т.Н. Социология миграции. Уч. пос. М., АкадемПроект, 2006. www. demoscope. Ru

Примерные темы контрольных работ

              1. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.

              2. Место социологии в системе наук о человеке.

        1. Задачи и особенности современной социологии.

        2. Что такое "общество" как объект социологии.

        3. О социальных аспектах развития технического знания.

        4. Марксизм и позитивизм как основные концепции европейского социального мышления в Х1Х веке.

        5. Проблематика «национальной идеи» и «своего пути» в отечественной социологии.

        6. Социология и власть: российские и европейские способы взаимоопределения.

        7. Эволюция социологических идей П.Сорокин.

        8. Современное российское общество и социальные тенденции его развития.

        9. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество.

        10. Многообразие социальных систем в современном мире.

        11. Социальное время и социальное пространство как характеристики социальных систем.

        12. Цивилизационный подход к развитию общества.

        13. Человек как биосоциальная система.

        14. Роль семьи в социализации личности.

        15. Противоречивость социализации в условиях социально-экономических реформ.

        16. Теории социализации личности в западной социологии.

        17. Проблема ценностных ориентаций личности в современном мире.

        18. Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения

        19. Теория аномии Э.Дюркгейма, функционалистическая теория аномии Р.Мертона.

        20. Типология отклоняющегося поведения.

        21. Теория стигматизации («наклеивания ярлыков») Э.Лемерта и Г.Беккера.

        22. Социальный контроль, его функции и структура в современном обществе.

        23. Социология малых групп (объект и предмет).

        24. Специфика рассмотрения понятия «социальная группа» в системном и номиналистском подходах.

        25. Специфика рассмотрения понятия «социальная общность» в системном и номиналистском подходах.

        26. Общественные организации в современном обществе.

        27. Политические организации в современном обществе.

        28. Добровольные организации в современном обществе.

        29. Концепция социальной стратификации П. Сорокина.

        30. Современные формы социального неравенства.

        31. Феномен социального престижа.

        32. Маргиналы в социальной структуре современного российского общества.

        33. Социальная структура современного российского общества и тенденции ее развития.

        34. Американская социологическая школа об основных факторах и источниках социальной стратификации.

        35. Социальные институты как каналы социальной мобильности.

        36. Характеристика основных социальных институтов российского общества.

        37. Социокультурные изменения в современной России.

        38. Мифы современного общества.

        39. Социокультурные эффекты модернизации.

        40. Студенческая семья.

        41. Тенденции и перспективы трансформации института семьи в постиндустриальном обществе.

        42. Семейная политика государства – возможности, стратегии, инструменты.

        43. Демографические процессы в условиях глобализации.

        44. Сценарии развития демографической ситуации в современной России.

        45. Демографическая политика государства – возможности и инструменты влияния на демографический процесс.

        46. Роль образования в формировании социальной структуры современного общества.

        47. Соответствие системы образования структуре производства и рынку труда.

        48. Инновации в сфере образования.

        49. Наука в современном российском обществе.

        50. Молодежь на рынке труда.

        51. Основные формы девиантного поведения молодежи.

        52. Молодежь и армия.

        53. Особенности молодежной культуры.

        54. Религиозные секты и молодежь.

        55. Проблемы трудоустройства российской молодежи.

        56. Социальные гарантии и социальная защита молодых.

        57. Служба занятости населения, ее функции.

        58. Типы и виды современной безработицы.

        59. Социальные изменения и их виды: открытия, изобретения, инновации.

        60. Взаимосвязь социальных и культурных изменений.

        61. Конкуренция как один из основных видов социальных процессов, ее достоинства и недостатки.

        62. Виды и типы социальных движений, их причины.

        63. Социальные конфликты в российском обществе.

        64. Проблема конфликта в социальной теории.

        65. Конфликты в организациях.

        66. Системный кризис современного российского общества.

        67. Теории конфликта в отечественной и западной социологии.

Вопросы к экзамену

  1. Социология как наука, ее предмет, структура и функции.

  2. Методологические основы социологии.

  3. Теоретические и социальные предпосылки формирования социологии как науки.

  4. О.Конт и Г. Спенсер – основатели социологии. Позитивизм в европейской и российской социологии XIX века.

  5. Социологические идеи К. Маркса.

  6. Классический этап в истории социологии. Социологические концепции Э.Дюркгейма.

  7. Социологические теории М.Вебера.

  8. Современные социологические теории: структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и Р. Мертона.

  9. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера.

  10. Этапы и особенности развития социологической мысли в России.

  11. Социология П.А. Сорокина.

  12. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье.

  13. Постмодернистские теории: Н. Луман, Э. Гидденс.

  14. Общество как объект социологии. Понятие «социальное».

  15. Общество как социокультурная система. Признаки и типологии обществ.

  16. Концепции эволюционного, революционного и циклического изменения общества.

  17. Мировая система и процессы глобализации.

  18. Политические, экономические и социальные последствия глобализации

  19. Социальные институты: их структура и функции. Значение социальных институтов в жизни общества.

  20. Социальные группы и общности. Основные виды общностей и социальных групп.

  21. Социальные организации: понятие и теории Виды и функции социальных организаций.

  22. Социальная структура общества, ее основные элементы.

  23. Понятие, теории и критерии социальной стратификации.

  24. Типы стратификационных систем.

  25. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

  26. Стратификация Российского общества.

  27. Социальные роли и социальные статусы личности.

  28. Социальные действия и взаимодействия. Формирование социальных отношений.

  29. Социализация личности. Этапы и агенты социализации.

  30. Теории социализации личности.

  31. Социальные типы личности.

  32. Социологические подходы к анализу культуры. Культурные универсалии.

  33. Культурные общности и субкультуры. Механизмы их формирования.

  34. Культура как фактор социальных изменений.

  35. Общественное мнение как социальный институт.

  36. Девиантное поведение, его основные формы.

  37. Теории девиантного поведения.

  38. Социальный контроль и.его элементы.

  39. Семья как социальный институт.

  40. Семья как социальная общность. Семейные отношения и семейные роли.

  41. Социальные изменения, их виды.

  42. Социальные процессы, их классификация.

  43. Социальные движения, их природа и типология. Стадии развития социальных движений.

  44. Социологические теории конфликта.

  45. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.

  46. Типология конфликтов.

  47. Концепции социального прогресса.

  48. Место России в мировом сообществе.

  49. Методология и методика конкретных социологических исследований.

  50. Виды социологических исследований.

  51. Программа социологического исследования: цель, задачи, этапы исследования.

  52. Анкетный опрос как метод социологического исследования. Композиция анкеты.

  53. Опрос как метод сбора первичной социологической информации.

  54. Социологическое наблюдение.

  55. Эксперимент в социологическом исследовании.

  56. Выборочный метод в социологии.

  57. Анализ документов. Контент-анализ.

  58. Обработка и анализ социологической информации.

Вопросы к зачету

  1. Что представляет собой объект и предмет социологии?

  2. Что такое социальное действие? Какие его типы выделяет Макс Вебер?

  3. Какова структура социологического знания?

  4. Каковы функции социологии?

  5. В чем специфика социологии (в сравнении с другими общественными науками)?

  6. Какие социальные и научные факторы способствовали возникновению социологии?

  7. Охарактеризуйте основные направления социологии ХIХ-ХХ века.

  8. В чем суть социологических воззрений Эмиля Дюркгейма?

  9. Дайте характеристику социологической теории Макса Вебера.

  10. Каковы особенности развития социологии в России?

  11. Каковы тенденции в развитии современной социологии?

  12. Назовите типы взаимодействия культур.

  13. В чем разница между моно- и полистилистической культурой?

  14. Охарактеризуйте такие культурные формы как контркультура, официальная культура, массовая культура, элитарная культура.

  15. Что изучает социология личности? Раскройте суть социологических теорий личности.

  16. В чем заключается роль биологических и социальных факторов в развитии личности?

  17. Какие типы личности рассматривает социология?

  18. Что представляет собой процесс социализации личности и его этапы?

  19. Что такое девиация? Назовите виды девиантного поведения.

  20. Каковы типы социальных отклонений?

  21. Дайте характеристику теорий девиации.

  22. Каковы функции и способы осуществления социального контроля?

  23. Назовите отличия современного общества от традиционного.

  24. Что такое социальная структура общества?

  25. Перечислите номинальные и ранговые параметры социальной структуры. Что они характеризуют?

  26. Перечислите разновидности социальных общностей.

  27. Дайте определение понятию «социальная группа».

  28. Каковы формы и виды социальных организаций?

  29. Что представляет собой социальный институт? Какова типология и функции социальных институтов?

  30. Каковы этапы процесса институционализации общества?

  31. Что такое социальная стратификация?

  32. Какие существуют критерии выделения социальных классов?

  33. Охарактеризуйте особенности стратификационной системы в современном российском обществе.

  34. Что такое социальная мобильность? Назовите виды социальной мобильности.

  35. Какие существуют виды социальных изменений?

  36. Что такое глобализация? Охарактеризуйте современное положение России в мировом сообществе.

  37. Каковы функции и разновидности социальных конфликтов?

  38. Назовите виды социологических исследований.

  39. В чем специфика пилотажного исследования?

  40. Назовите основные этапы социологического исследования.

  41. Раскройте содержание программы социологического исследования.

  42. В чем смысл процедуры операционализации понятий?

  43. Что означает требование репрезентативности выборки?

  44. Дайте характеристику опроса как социологического метода. Перечислите виды опросов.

  45. В чем состоит сущность контент-анализа как метода анализа документов?

  46. Как применяется метод наблюдения и каковы его основные разновидности?

  47. Что представляет собой метод социометрии?

  48. Что такое социальная система?

  49. Назовите восемь признаков общества по Э. Шилзу.

  50. В чем различия понятий «страна», «государство», «общество»?

  51. Что такое глобализация, каковы ее основные характеристики?

  52. Каковы перспективы России в глобальном мире.

  53. Где и когда используется метод социального эксперимента?

  54. Какие виды социальных изменений вам известны?

  55. Какова специфика социальных процессов?

  56. Что такое глобализация и каковы тенденции ее развития?

  57. Назовите виды и типы социальных движений, объясните их причины.

  58. Как связаны социальные изменения и социальный прогресс?

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

  1. Большой толковый социологический словарь. Девид Джерри, Джулия Джерри. В 2-х томах.- М.: Вече АСТ, 1999.

  2. Бражник Г.В. и др.. Социология. Учебное пособие. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2002.

  3. Волков Ю.Г. Социология. Лекции и задачи. Учебник – М.: Гардарин, 2003.

  4. Галактионов А.А. Русская социология XI – XX вв. : учебник. СПб.: изд. «Лань», 2002. – 416 с.

  5. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник – СПб.: Питер, 2005.

  6. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ, ЛОГОС, 2002.

  7. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ, ЛОГОС, 2005.

  8. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М, 2000 г.

  9. Лукьянов В.Г. Социология. Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. – 416 с.

  10. Маршак А.Л. Социология. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002.

  11. Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 654 с.

  12. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.

  13. Социология. Учебное пособие. Под. Ред. Д.С. Клементьева. – М.: Филол. О-во «Слово»; Изд-во Эксмо, 2004. – 480 с.

  14. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ Отв. ред. Академик РАН Г.В. Осипов, - М.: Норма, 2003.

  15. Социология. Учебник для ВУЗов. Под ред. проф. Лавриненко В.Н., - 2-е изд. перер. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  16. Социология. Учебник для ВуЗов. Под ред. Проф. Лавриненко В.Н., - 3-е изд. перер. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  17. Социология для технических ВУЗов. Учебное пособие. Под ред. Яременко С.Н. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  18. Социология: Хрестоматия. Учебное пособие. Сост. Разин Р.А. Ижевск: Изд. Удм. Университета, 1995.

  19. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. 3-е изд. Перер. И доп. – М.: Центр, 2000.

  20. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. 4-е изд. Перер. И доп. – М.: Центр, 2001.

  21. Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология. 100 экзаменационных ответов. - Ростов-на-Дону, 2001.

  22. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Структурно-логические схемы с комментариями. – М.: Академический проспект, Изд. Научно-образовательной литературы РЭА, 1999.

  23. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464. с.

  24. Фролов С.С. Социология Учебник для ВУЗов. 3-е изд. Доп. – М.: 2001.

  25. Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. 4-е изд. Доп. – М.: 2003.

  26. Черняк Е.М. Социология семьи. Учебное пособие. 3-е изд. Перер. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

  27. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 6-е изд. – М.: ИКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003.

Рекомендуемые журналы

  1. Социологические исследования. – «Социс».

  2. Политические исследования. – «Полис».

  3. Общественные науки и современность.

  4. Социально-политическая жизнь.

  5. Социально-гуманитарные знания.

Рекомендуемые ресурсы интернета

        1. Образовательный портал –

        2. Источники по гуманитарным наукам -

        3. Сайт «Российский гуманитарный Интернет-университет» http://www.i-u/ru

        4. Информационный сервер по социальным наукам – http://sosig.esrc.bris.ac.uk/sociology/

        5. Журнал «Социологические исследования» - /socis.html

        6. Сайт «Экономика, социология, менеджмент» -

        7. Всероссийский центр изучения общественного мнения –

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 4

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ 5

Тема 1. Теоретические и методологические основы социологии 5

Тема 2. Возникновение и развитие социологии как науки 8

Тема 3. Общество как социальная система 10

Тема 4. Социальные институты 13

Тема 5. Социальные изменения, процессы и движения 15

Тема 6. Культура как фактор социальных изменений 17

Тема 7. Социальные общности, группы и организации 20

Тема 8. Социальная структура общества 23

Тема 9. Личность в системе социальных связей 26

Тема 10. Социальный контроль и девиация 28

Тема 11. Социальные конфликты: генезис и логика их разрешения 31

Тема 12. Общественное мнение как социальный институт 33

Тема 13. Методика и техника проведения конкретных социологических исследований 37

Тема 14. Социология семьи 40

Тема 15. Демографические процессы в современном обществе 43

Примерные темы контрольных работ 45

Вопросы к экзамену 48

Вопросы к зачету 50

Рекомендуемые учебники и учебные пособия 52

Рекомендуемые журналы 53

Рекомендуемые ресурсы интернета 53

Учебное издание

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе

для студентов всех специальностей

Составители

Тихонов Геннадий Михайлович,

Логунова Ольга Александровна, Печерских Светлана Павловна,

Полищук Мария Александровна, Сабурова Людмила Альбертовна,

Багровникова Светлана Владимировна, Иванова Елена Геннадьевна,

Старцева Людмила Александровна, Трушина Вера Анатольевна.

Редактор Г.М.Тихонов

Корректор Е.С.Денисов

Подписано в печать 20.01.10. Формат 60 × 84/16. Усл. печ. л. 3,95

Тираж 100 экз. Заказ

Отпечатано в типографии Издательства ИжГТУ

Издательство и типография Ижевского государственного технического университета

426069, Ижевск, ул. Студенческая, 7



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПОЛИТОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов всех специальностей

    Учебно-методическое пособие
    ... И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» КАФЕДРА «ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО» ПОЛИТОЛОГИЯ Учебно-методическоепособиепосамостоятельнойработедлястудентоввсехспециальностей Ижевск Издательство ИжГТУ 2010 ...
  2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009

    Методические указания
    ... философии КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельнойработедлястудентоввсехспециальностейпо дисциплине ... философии МГТУ; Учебно-методическоепособие рассмотрено и одобрено ... культурологических учений, социология культуры, культурная ...
  3. Методические рекомендации по курсу «культурология» для студентов всех специальностей таганрог 2003

    Методические рекомендации
    ... Методические рекомендации по курсу «Культурология». Длястудентоввсехспециальностей. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 60 с. В данном пособии ... учебнойработыстудентов ... самостоятельнаяработа – 40 часов. Промежуточный рейтинг по ... сфере. Социологи утверждают ...
  4. Проект плана издания учебно-методической литературы

    Рабочая учебная программа
    ... Социология. Рабочая учебная программа длястудентов-бакалавров специальности ... Методическоепособиепо дисциплине «Философия» (переиздание) длястудентоввсехспециальностей. Методические материалы предназначены длясамостоятельнойработыстудентовпо ...
  5. Философия контрольные работы для студентов всех специальностей бгуир заочной и дистанционной форм обучения

    Методическое пособие
    ... Самостоятельнаяработа ... и общество. Хрестоматия посоциологии религии. – М., ... . 70 Учебное издание Философия Контрольные работыдлястудентов заочной и дистанционной форм обучения всехспециальностей БГУИР Методическоепособие А в т о р ы – с ...

Другие похожие документы..