textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Тема 10. Социальный контроль и девиация

Вопросы к занятию

1. Социальный контроль: его функции, структура и содержание

2. Механизмысоциального контроля

3. Социальные отклонения и девиация

4. Теории отклоняющегося поведения

Основные понятия

Социальный контроль, механизм социального контроля, социальные нормы, стереотипы, аномия, социальное регулирование, девиантное поведение, делинквентное поведение, отклоняющееся поведение, первичные и вторичные отклонения, формы отклоняющегося поведения, стигматизация, самосознание и самооценка субъекта, конформизм, индивидуальная шкала оценок, общественная шкала оценок, социально одобряемые и социально порицаемые действия, методы контроля.

Методические рекомендации

При рассмотрении структуры и содержания социального контроля необходимо обратить внимание на механизм социального контроля, подробно охарактеризовав его элементы: социальные нормы, а также связанные с ними ценности и ценностные ориентации. Раскрывая смысл агентов инструментов социального контроля необходимо показать особое значение формального контроля для современного общества, а также следует указать на значимость социального контроля, как фундамента стабильности в обществе, раскрыв его как способ саморегуляции системы и отметить его связь с девиантным поведением.

При анализе социальных отклонений следует отметить их разнообразие, причины и значение для общества. Раскрывая сущность девиантного поведения необходимо рассмотреть основные виды девиантного поведения, указать на его зависимость от экономических, социальных, демографических, культурологических и других факторов, а также показать отличие девиантного поведения от делинквентного. При подготовке к последнему вопросу следует рассмотреть основные теории отклоняющегося поведения.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения

2. Теория аномии Э. Дюркгейма, функционалистическая теория аномии Р. Мертона.

3. Типология отклоняющегося поведения.

4. Теория стигматизации («наклеивания ярлыков») Э. Лемерта и Г. Беккера.

5. Социальный контроль, его функции и структура в современном обществе.

6. Концепция социального контроля П. Бергера.

Контрольные вопросы

  1. Что такое социальный контроль

  2. Назовите основные элементы социального контроля

  3. Охарактеризуйте основные формы девиантного поведения

  4. Укажите различия между девиантным и делинквентным поведением

  5. Раскройте содержание теорий девиантного поведения

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность коррупция / Под ред. М.Е.Поздняковой, А.Л.Салагаева. - М.: Институт социологии РАН, 2005. - 306 с.

  2. Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред. М.Е.Поздняковой - М.: ИС РАН, Реглант, 2004, 196 с.

  3. Денисов Б.П., Сакевич В.И. Динамика эпидемии ВИЧ/СПИД // Социс. 2004. № 1

  4. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социс. 2003. №4

  5. Клейнберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. - М., МПСИ, 2006, 304 с

  6. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ю.Комлева. - 2-е изд. перераб. и доп. - Казань: КЮИ МВД России, 2006. - 222 с.

  7. Кривошеин В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социс. 2004. № 3

  8. Мягков А.Ю., Смирнова Е.Ю. Структура и динамика незавершенных самоубийств // Социс. 2007. №3

  9. Реутов Е.В. Учащаяся молодежь и наркотики // Социс. 2004. № 1

  10. Хагуров Т.А. «Человек потребляющий»: проблемы девиантологического анализа. - М.: ИС РАН, 2006. -327 с

  11. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: Учеб. пособие / Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк., Кубан. гос. аграр. ун-т Краснодар, фил. Междунар. ун-та (в Москве); Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д, 2003. - 344 с. <http://www.auditorium.ru/books/6220/>

  12. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М., Трикста, 2005. - 336 с.

  13. Щербакова Е.М. Нарконашествие в России // Социс. 2004. № 1

  14. Явчуновская Т. М., Степанова И.Б. Социаольная характеристика женской наркопреступности // Социс, 2008, № 2.

  15. Ушакова е.С. Суицидальные риски// Социс, 2008, № 2

  16. Сидоров А.И. Коррупция: и диагноз, и приговор // Социс, 2008, № 5

  17. Трошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации// Социс, 2008, № 2

О.А.Логунова, канд.филос.наук, доцент

Тема 11. Социальные конфликты: генезис и логика их разрешения

Вопросы к занятию

  1. Понятие конфликта, социологические теории конфликта.

  2. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.

  3. Стадии протекания конфликтов. Типологии конфликтов.

  4. Дезинтегративные и интегративные последствия конфликтов.

Основные понятия

Социальный конфликт, личностный конфликт, межличностный конфликт, межгрупповой конфликт, стадии конфликта, инцидент, конфликты рациональные и эмоциональные, интегративные и дезинтегративные последствия конфликта.

Методические рекомендации

В ходе рассмотрения первого вопроса следует обратить внимание на понятие конфликта. Проанализировать социологические теории конфликта (К.Маркса, Р.Дарендорфа, Л.Козера и др.). Определить специфику противоположных взглядов на природу социального конфликта: конфликт как норма социальной жизни и конфликт как выражение состояния общества.

При рассмотрении второго вопроса следует проанализировать причины (экономические, политические, эмоционально-психологические и др.) социальных конфликтов.

Изучая третий вопрос, определите типы социальных конфликтов, а также стадии их развития: предконфликтную, инцидент, конфликтную, фазу разрешения конфликта и послеконфликтную ситуацию.

При обсуждении четвертого вопроса целесообразно провести сравнительный анализ негативных и позитивных последствий конфликта.

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Социальные конфликты в российском обществе.

  2. Проблема конфликта в социальной теории. /А.Г.Здравомыслов "Социология конфликта". Россия на путях преодоления кризиса. М., 1994, гл.2,3/.

  3. Конфликты в организациях / А.Н.Пригожин.Современная социология организаций. М., 1995, гл.5./

  4. Системный кризис современного российского общества.

  5. Теории конфликта в отечественной и западной социологии.

Контрольные вопросы

        1. Что такое социальный конфликт?

        2. Каковы стадии протекания конфликтов?

        3. Чем отличаются рациональные конфликты от эмоциональных?

        4. Дайте характеристику открытым и скрытым действиям соперников в конфликте.

        5. Какими могут быть дезинтегративные и интегративные последствия конфликта?

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Бражник Г.В., Демидов Н.М. и др. Социология. Социальные конфликты и способы их разрешения. М., 2002, гл.7.

  2. Глухова А.В. Еще раз про конфликт.//Социс, 2003, № 8.

  3. Глухова А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации.//Социс, 2005, № 8.

  4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс №5, 1994.

  5. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М.: Наука, 1999.

  6. Конфликт и социальный порядок. СПб, 2002.

  7. Моргунов Е., Рязанов Н. Бизнес-конфликтология. Управление персоналом.//Социс, 2005, № 6.

  8. Нагайчук А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики. СОЦИС, 2006, №3.

  9. Степаненкова В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа. //Социс , 1994,№ 5.

  10. Шило И. Н. Конфликт как предмет социологии организаций.// Социс, 2000, № 1.

  11. Якимец В.Н., Никовская Л.И. Сложносоставные конфликты – атрибут постсоциалистической трансформации.//Социс, 2005, № 8.

  12. Ависентьев В.А., Попов М.Е. Конфликтные идентичности в современной России: от советскости и далее// СГЗ, 2007, № 3.

  13. Кара-Мурза С.Г. Кризис России и этничность: упорядочение понятия// СГЗ, 2007, № 2.

  14. Иванова С.Ю., Аракелян Э.А. Процесс модернизации и межэтнические конфликты на юге России// СГЗ, 2007, № 2.

  15. Болд Р. Социальные конфликты переходного периода Монголии// Социс, 2008, № 4

С. В. Багровникова, канд. филос. наук, доцент

Тема 12. Общественное мнение как социальный институт

Вопросы к занятию

1. Понятие «общественное мнение», его сущность и признаки.

2. Объект и субъект общественного мнения. Факторы формирования и развития общественного мнения.

3. Изучение общественного мнения, его социологические особенности.

4. Манипулирование общественным мнением. Связь PR и общественного мнения.

Основные понятия

Духовная жизнь общества, социальный институт, общественное мнение, мнение общества, оценочное суждение, субъект общественного мнения, объект общественного мнения, выразитель общественного мнения, потребности, интересы, ценностные ориентации, слухи, манипулирование общественным мнением, PR, общественность, лидер мнений, массовая коммуникация, стереотип, целевая аудитория.

Методические рекомендации

Изучая данную тему, необходимо представить общественное мнение как одно из явлений духовной жизни общества и важнейший социальный институт. Задача семинара – выявить природу и специфику общественного мнения, источники его развития и механизм функционирования в социальной среде.

Рассматривая первый вопрос, можно дать небольшой обзор исторических трактовок понятия «общественное мнение» от античности (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель) до Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Г.Гегель) и современности (Г. Тард, Г. Лебон, В.М. Хвостов). Отметить, что термин «общественное мнение» (public opinion) ввёл в употребление английский политический деятель 12 в. Д. Солсбери. Дать понятие общественного мнения в современной социологии, назвать его признаки. Анализируя специфику общественного мнения, необходимо подчеркнуть, что оно возникает в виде общепринятого суждения, сформированного общественностью по спорным вопросам. Завершая первый вопрос, следует охарактеризовать основные функции общественного мнения: экспрессивную, консультативную и директивную.

Переходя ко второму вопросу, нужно ввести ключевые понятия «объект и субъект общественного мнения» и раскрыть их содержание. Необходимо различать понятия «общественное мнение» и «мнение общества». Важно уяснить, что общественное мнение – это мнение большинства. Также в этом вопросе следует остановиться на процессе формирования и развития общественного мнения. Показать, что оно начинается ещё в патриархальный период и представляет собой авторитетный и могущественный институт общества. Охарактеризовать факторы общественного мнения: массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей. Излагая вторую часть вопроса, рекомендуется подробно раскрыть их действие и взаимосвязь, показать механизм формирования общественного мнения.

Третий вопрос плана следует посвятить социологическим аспектам формирования общественного мнения, в частности роли в этом процессе бессознательного. Показать, какое влияние на общественное мнение оказывает массовая психология, например, слухи. Далее следует раскрыть процесс формирования общественного мнения под влиянием слухов. Необходимо подчеркнуть, что общественное мнение под воздействием слухов может принимать форму прямого требования. Можно дать типологию общественного мнения на основе различных слухов. Также требуется осветить роль различных институтов и центров по изучению общественного мнения. Это ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), Левада-центр, фонд «Общественное мнение», Vox populi Б. Грушина, Российский независимый институт социальных и национальных проблем, Агентство региональных политических исследований и др.

Заключительную часть занятия рекомендуем посвятить современным аспектам общественного мнения, как позитивным, так и негативным. Можно подготовить сообщения по проблеме манипулирования массовым сознанием на основе работ западных исследователей: Г. Франка, К. Фарбера, Т. Шиллера. Раскрывая четвёртый вопрос, необходимо подчеркнуть, что манипулирование разрушает основы общественного мнения: систему ценностей, установки, стереотипы. Констатировать, что, несмотря на возмущение общественности, разоблачения в СМИ, паблик рилейшнз без манипуляции невозможен. Желательно рассмотреть диапазон манипулятивных техник и на конкретных примерах, в том числе современной российской действительности, показать взаимосвязь изменения общественного мнения и так называемых «чёрных» или «грязных» PR-технологий.

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Общественное мнение и СМИ.

  2. Общественное мнение в условиях тоталитарного и демократического режимов: сравнительный анализ.

  3. Роль мифов в формировании общественного мнения.

  4. Слухи, особенности их распространения и борьба с ними.

  5. Что такое «чёрный» PR?

  6. Основные идеи работ Г. Франка «Манипулируемый человек», К. Фарбера «Манипулируемое общество» или Т. Шиллера «Манипуляторы сознанием» (по выбору студента).

Контрольные вопросы

              1. Расскажите, как развивалось понятие «общественное мнение» в разные исторические эпохи.

              2. Каковы признаки общественного мнения?

              3. Сопоставьте понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения».

              4. Перечислите основные движущие силы формирования общественного мнения.

              5. Какие психолого-социологические феномены влияют на формирование общественного мнения в современном обществе?

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). – М.: РОССПЭН, 2000.

  2. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2009.

  3. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. – М., 2003.

  4. Социология: Уч. для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  5. Социология для технических вузов: Уч. пособие для технич. вузов / Под ред. С.Н. Яременко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  6. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. – СПб: Питер, 2003.

  7. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз: Учебник – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

  8. Щедровицкая М. О важности слухов в условиях диктатуры СМИ // Сообщение. – 2002. - №3.

Л. А. Сабурова, канд. филос. наук, доцент

Тема 13. Методика и техника проведения конкретных социологических исследований

Вопросы к занятию

  1. Понятие «конкретное социологическое исследование». Виды конкретных социологических исследований.

  2. Основные этапы проведения конкретного социологического исследования. Программа социологического исследования, ее функции и основные разделы

  3. Методы сбора первичных данных в социологии. Опросные и не опросные методы сбора данных (анализ документов, наблюдение, эксперимент).

  4. Понятие выборки в социологии. Определение объема и стратегии выборки

  5. Критерии оценки качества социологических данных.

Основные понятия

Конкретное социологическое исследование, методы сбора и анализа данных, техника и процедуры исследования, программа социологического исследования, задачи и гипотезы исследования, теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий, инструментарий исследования, количественные и качественные методы сбора данных, опрос, анкетирование, интервью, фокус-группа, наблюдение, анализ документов, контент-анализ, эксперимент, генеральная совокупность, выборочная совокупность, объем выборки, репрезентативность, надежность, валидность, объективность, достоверность данных.

Методические рекомендации

На практических занятиях по данной теме студентам предлагается самостоятельно составить программу конкретного социологического исследования. В частности, необходимо сформулировать проблему, обозначить ее практическую и теоретическую актуальность, сформулировать цель исследования, определить его объект и предмет. Также студенты могут попытаться сформулировать основные гипотезы и задачи исследования, дать теоретическую и эмпирическую интерпретацию основных понятий. Особое внимание следует обратить на формирование стратегического плана исследования – на выбор и обоснования метода (или методов) сбора данных, стратегию выборки, соответствующую задачам и специфике объекта исследования.

Данная работа может проводиться как индивидуально, так и в группах. Целесообразно организовать коллективное обсуждение нескольких программ с точки зрения соответствия гипотез, понятийного аппарата, выбранных методов заявленной исследовательской цели.

При выборе тем целесообразно ориентироваться на объекты и проблемы, знакомые студентам из повседневной жизни. В частности, рекомендуется обратить внимание на проблемы образования (особенности учебной и профессиональной мотивации студентов, возможности социальной, политической, культурной профессиональной самореализации современного студента, отношение молодежи к реформированию системы образования и пр.), на проблемы молодежи в целом (социальные возможности и социальная дифференциация, здоровье и девиантное поведение, особенности молодежных субкультур, межнациональные и межкультурные взаимодействия в молодежной среде), на проблемы молодой семьи, репродуктивные стратегии молодежи и т.д.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Структура свободного времени студента.

2. Особенности современной религиозности студентов.

3. Социальные проблемы выбора и получения высшего образования.

4. Наркомания и алкоголизм в студенческой среде.

5. Уровень и особенности музыкальной культуры студентов.

6. Материальный достаток студентов и его главные составляющие.

7. Роль физической культуры и спорта в жизни студентов.

8. Уровень правовой осведомленности студентов.

9. Отношение студентов к будущей профессии и оценка качества получаемого образования.

Контрольные вопросы

  1. Назовите виды социологических исследований и определите область применения каждого из них

  2. Охарактеризуйте основные этапы социологического исследования с точки зрения задач каждого этапа, процедурных и организационных особенностей.

  3. Дайте характеристику опроса как социологического метода. Перечислите виды опросов и особенности их применения.

  4. В чем состоят особенности анализа документов как метода сбора социологических данных?

  5. Как применяется метод наблюдения, и каковы его основные разновидности?

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

    1. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: Учебно-методическое пособие. М., 1993.

    2. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. М.: 1999.

    3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учебное пособие. М., 1999.

    4. Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа / Социс, 1999, №8. С.133-138.

    5. Квале С. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003

    6. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1-2 / Под ред. В.Г.Андреенкова. М.. 1990.

    7. Ноель-Нойман Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978.

    8. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование. М., 2000.

    9. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л., 1989.

    10. Основы прикладной социологии / В 2-х томах. Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1996.

    11. Рабочая книга социолога / общ. ред. И предисл. Г.В.Осипова. Изд. 3-е. М., 2003.

    12. Социология: словарь - справочник. Т.4. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика /Отв. Ред. Г.В. Осипов. М., 1991.

    13. Страус А., Дж.Карбин. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М., 2001

    14. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. Курс лекций. – М., 1998

    15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: 1999.

    16. Якушева А.А. Формирование выборки: поиск новых возможностей // Социс – 2007. - №8

С. П. Печерских , канд. филос. наук, доцент



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПОЛИТОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов всех специальностей

    Учебно-методическое пособие
    ... И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» КАФЕДРА «ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО» ПОЛИТОЛОГИЯ Учебно-методическоепособиепосамостоятельнойработедлястудентоввсехспециальностей Ижевск Издательство ИжГТУ 2010 ...
  2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009

    Методические указания
    ... философии КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельнойработедлястудентоввсехспециальностейпо дисциплине ... философии МГТУ; Учебно-методическоепособие рассмотрено и одобрено ... культурологических учений, социология культуры, культурная ...
  3. Методические рекомендации по курсу «культурология» для студентов всех специальностей таганрог 2003

    Методические рекомендации
    ... Методические рекомендации по курсу «Культурология». Длястудентоввсехспециальностей. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 60 с. В данном пособии ... учебнойработыстудентов ... самостоятельнаяработа – 40 часов. Промежуточный рейтинг по ... сфере. Социологи утверждают ...
  4. Проект плана издания учебно-методической литературы

    Рабочая учебная программа
    ... Социология. Рабочая учебная программа длястудентов-бакалавров специальности ... Методическоепособиепо дисциплине «Философия» (переиздание) длястудентоввсехспециальностей. Методические материалы предназначены длясамостоятельнойработыстудентовпо ...
  5. Философия контрольные работы для студентов всех специальностей бгуир заочной и дистанционной форм обучения

    Методическое пособие
    ... Самостоятельнаяработа ... и общество. Хрестоматия посоциологии религии. – М., ... . 70 Учебное издание Философия Контрольные работыдлястудентов заочной и дистанционной форм обучения всехспециальностей БГУИР Методическоепособие А в т о р ы – с ...

Другие похожие документы..