textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Тема 5. Социальные изменения, процессы и движения

Вопросы к занятию

1. Социальные изменения, их виды. Социальные процессы, их классификация. Глобализация как социальный процесс.

2. Социальные движения их природа и типология. Социальные революции и реформы.

3. Концепция социального прогресса.

Основные понятия

Социальные изменения: открытия, изобретения, инновации; социальный процесс, основные виды социальных процессов – кооперация, конкуренция, приспособление, ассимиляция, амальгамизация, социальные движения, стадии развития социальных движений, их типология; социальные революции, реформы, социальный прогресс.

Методические рекомендации

В ходе изучения первого вопроса важно усвоить основные понятия: открытия, изобретения, инновации; раскрыть их смысл, приведя конкретные примеры. Далее следует обратить внимание на классификацию основных социальных процессов: кооперации, конкуренции, конфликтов, ассимиляции – выяснить смысл этих понятий. Затем рассмотреть особенности глобализации как социального процесса.

При обсуждении второго вопроса важно уяснить сущность социальных движений как совокупности коллективных действий, направленных на поддержку существующих социальных институтов или сопротивление им. Определить типы социальных движений (экспрессивные, утопические, революционные и др.) и их особенности, а также раскрыть смысл таких понятий как социальные революции и социальные реформы.

В ходе обсуждения третьего вопроса необходимо рассмотреть теорию социального прогресса наряду с концепцией циклического развития общества, отметить противоречия прогресса.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Социальные изменения и их виды: открытия, изобретения, инновации.

2. Традиции и инновации.

3. Глобализация: понятие, этапы, противоречия.

4. Россия в современном мире.

Контрольные вопросы

  1. Какие виды социальных изменений вам известны?

  2. Какова специфика социальных процессов?

  3. Что такое глобализация и каковы тенденции ее развития?

  4. Назовите виды и типы социальных движений, объясните их причины.

  5. Как связаны социальные изменения и социальный прогресс?

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка. // Социс, 2000, № 4.

  2. Дашичев В,И. Какая модель общественного развития нужна России? // СГЗ, 2008, № 2..

  3. Девятова С.В., Купцов В.И. Россия в современном мире. // СГЗ, 2007, № 6.

  4. Козырев Г.И. Социальные процессы и изменения. // Социс, 2005, № 3.

  5. Корецкий В.А. Цивилизационная парадигма глобальных изменений. // СГЗ, 2008, № 2.

  6. Костин В.Н., Костина Н.Б. Социальные изменения в концепциях исторического процесса. // Социс, 2000, № 1.

  7. Орлов М. Место и роль религии в глобальных проблемах современности. // Власть, 2008, №4.

  8. Рыбакова М. Экологические движения в социальных практиках. // СГЗ, 2007, № 3.

  9. Смелзер Н. Коллективное поведение и социальные движения. / В кн. Смелзер Н. Социология. М:, 1994.

  10. Социальные движения / В кн. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи: Учебник. М:, Гардарики, 2003.

  11. Социальное движение / В кн. Большой толковый социологический словарь. Т.2, 1999.

  12. Шкаратан О.И. К сравнительному анализу влияния цивилизационных различий на социальные процессы в посткоммунистическом мире. // Социс, 2007, № 10.

В. А. Трушина ст. преподаватель

Тема 6. Культура как фактор социальных изменений

Вопросы к занятию

  1. Социологические подходы к анализу культуры. Культура как совокупность институтов. Культура как ценностно-нормативная среда. Культура как товар и предмет потребления. Функции культуры: коммуникативная, регулятивная, интегрирующая.

  2. Основные компоненты культуры (культурные универсалии): язык, ценности, нормы, верования, обычаи, ритуалы, мифы. Их роль в жизнедеятельности общества и человека.

  3. Многообразие культурных форм. Понятие субкультуры, ее разновидности. Внутрикультурная иерархия. Национальная и народная культура. Этноцентризм и релятивизм. Массовая и элитарная культура. Контркультура и официальная культура. Специализированные культуры.

  4. Социокультурная динамика в концепциях М. Вебера и П. Сорокина. Теория типов культур М. Мид. Моностилистическая и полистилистическая культура. Социокультурные изменения в России.

  5. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Социальные аспекты развития рынка.

Основные понятия

Культура, культурные универсалии, саморепрезентация, культурный капитал, стиль, вкус, социализация, ценности, нормы, ритуалы, обычаи, традиции, мифы, язык, субкультура, контркультура, официальная культура, культурные общности, социальная идентичность, массовая культура, элитарная культура, народная культура, социокультурная динамика, культурная интеграция и дифференциация, моно- и полистилистические культуры.

Методические рекомендации

Следует обратить внимание на многообразие подходов к определению понятия культуры, рассмотреть специфику предметного анализа данного феномена, например, культура общества, цивилизации, быта, эпохи, народа и т.д. Рассмотреть на примерах осуществление основных функций культуры: интегрирующей, коммуникативной, регулирующей.

Проанализировать основные культурные универсалии и их социокультурные функции. При анализе функций культурных ценностей необходимо рассмотреть их роль в регулировании общественных отношений.

При рассмотрении процессов культурной интеграции следует охарактеризовать такие культурные формы как субкультура, официальная культура и контркультура, массовая и элитарная культура, народная культура. Определить принципы формирования субкультур, их проявления в современном российском обществе. Необходимо проанализировать роль массовой и элитарной культуры в формировании культуры современного общества.

При анализе процессов социокультурной динамики необходимо обратиться к концепциям М. Вебера и П. Сорокина, проанализировать типологию культур М. Мид: постфигуративная, конфигуративная и префигуративная культуры. Определить различия между моно- и полистилистической культурой, рассмотреть их на примере социокультурных изменений в российском обществе.

Проанализировать влияние социокультурных факторов (ценностно-нормативных, духовных, этнокультурных) на формирование экономического сознания и поведения, а также динамику изменения ценностных ориентаций в условиях формирования рынка на примере российского общества.

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Динамика ценностных оснований идентичности в современном российском обществе.

  2. Социокультурные изменения в современной России.

  3. Мифы современного общества.

  4. Социокультурные эффекты модернизации.

  5. Социокультурные факторы формирования экономической ментальности.

Контрольные вопросы

  1. Как определяется понятие «культура» в контексте социологии?

  2. Назовите и охарактеризуйте основные функции культуры.

  3. Что такое «культурные универсалии»? Назовите их и дайте определение.

  4. Что такое «субкультура»? Назовите разновидности субкультур.

  5. Каковы особенности массовой и элитарной культур?

  6. Каковы принципы взаимодействия контркультуры и официальной культуры?

  7. Назовите основные признаки моностилистической и полистилистической культуры.

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990;

  2. Зарубина Н. Н. О мифологии денег в российской культуре. // Социс, 2007, № 3.

  3. Захаров А.В. Развлечение sub specia социологии // Социс, 2008, №1;

  4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для вузов. - М.:2000. Код доступа - /bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php

  5. Кривошеев В.В. Особенности аномии современного российского общества // Социс, 2004, №3;

  6. Левада Ю.А. Homo Post-Soveticus // Общественные науки и современность, 2000, №6;

  7. Лэш С., Урри Дж. Хозяйства знаков и пространства (введение) // Экономическая социология, 2008, т.9, №4;

  8. Лясников Н., Лясникова Ю. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. // (Электронный ресурс) /bibliotek_Buks/Sociolog/Ljasnikov/_DuhKult_Index.php

  9. Мальковская И.А. Эволюция зрелищ в человеческом измерении // Социс, 2008, №2;

  10. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1995.

  11. Матецкая А.В. Социология культуры: Учеб. пособие. - Ростов, 2006;

  12. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988;

  13. Тихонова Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа). Статья 1 // Общественные науки и современность, 2008,  № 2; 

  14. Тихонова Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа). Статья 2 // Общественные науки и современность, 2008,  № 3; 

  15. Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Институт социологии РАН, 2000;

  16. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. - М.: Радуга, 1991;

  17. Росляков А.Б. Проблемы социологии культуры на конференции в Глазго // Социс, 2008, №2;

  18. Рукавишников В.О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения // Социс, 2008, №2;

  19. Смелзер Н. Культура как социальная система // Социс, 1991, №7;

  20. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992;

  21. Хагуров Т. А. Постмодернизм в поле массовой культуры. // Социс, 2007, № 9.

М.А.Полищук, канд. филос. наук, доцент

Тема 7. Социальные общности, группы и организации

Вопросы к занятию

  1. Социальные группы, общности, слои.

  2. Основные виды общностей, характерные для современности.

  3. Общности и личность.

  4. Малая группа и коллектив.

  5. Социальные организации, их виды и функции.

Основные понятия

Социальная группа. Члены группы. Лидер, формальное и неформальное лидерство. Референтная группа. Квазигруппа. Групповая динамика

Социальная общность. Массовая общность. Основные виды социальных общностей: семья, примордиальные общности (друзья, соседи), инструментальные общности, территориальные общности (город, деревня), социокультурные общности.

Социальные слои.

Малая группа. Коллектив.

Социальные организации. Компоненты современной организа­ции (цели, структура, технологии). Формальные и неформальные организации.

Методические рекомендации

Для успешного проведения занятия по данной теме студентам необходимо проанализировать следующие понятия: «социальная группа», «социальная общность», «организация». Характеризуя эти понятия, нужно будет уточнить, для каких подходов к анализу жизни общества они наиболее важны и чем отличаются друг от друга.

Требуется определить, есть ли сходства и отличия между этими понятиями и в чем они проявляются.

Также студентам необходимо определить причины вступления различных индивидов в группы и организации и причины создания групп и организаций.

Должно быть рассмотрено историческое возникновение и изменение видов общностей и организаций. Интересно выявить и сравнить сходства и различия этих процессов в разных странах.

Уделить внимание рассмотрению специфики западного, советского и российского подходов к анализу того, что такое организации и общности. Определить, существование каких организаций и общностей наиболее актуально в современном российском обществе. Выявить, есть ли в мировом сообществе организации и общности, которые могут нанести ему вред.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Социология малых групп (объект и предмет).

  1. Специфика рассмотрения понятия «социальная группа» в системном и номиналистском подходах.

  2. Специфика рассмотрения понятия «социальная общность» в системном и номиналистском подходах.

  3. Общественные организации в современном обществе.

  4. Политические организации в современном обществе.

  5. Добровольные организации в современном обществе.

  6. Организационные цели (природа, функции, процесс принятия целей, измерение успешности исполнения).

Контрольные вопросы к экзамену или зачету

  1. Как и почему образуются социальные общности, слои и группы?

  2. Дайте классификацию социальных слоев и социальных групп.

  3. Укажите причины вступления индивидов в социальные организации.

  4. Есть ли отличие между понятиями «социальная общность» и «социальная организация». Ответ обоснуйте.

  5. В чем отличие между формальной и неформальной общественной организацией. Объясните на примере организаций, существующих в г. Ижевске.

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

1. Аксененко Ю. Н., Каспарян В. Н., Самыгин С. И., Суханов И. О. Социология и психология управления. Ростов-на-Дону: 2001.

  1. Боровиков В. С., Кретов Б. И. Основы политологии и социологии. М.: 2004.

  2. Колесников Ю. С. Прикладная социология. Ростов-на-Дону: 2001.

  3. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.: 2002.

  4. Мильнер Б.З. Теория организаций М.: 1998.

  5. Осадчая Г. И. Социальное знание и социальная практика. М.: 2003.

  6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002.

  7. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М., 1994.

  8. Макс Вебер. Избранное. М., 1994.

  9. 50 / 50. Опыт словаря нового мышления / под ред. Ю. М.Афанасьева, М. М. Ферро, 1989.

  10. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / под ред. Г. В. Осипова М., 1998.

  11. Социология. Учебник / под ред. А. И. Кравченко. – Проспект, ТК Велби, 2006.

  12. Социология. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. (Серия: «Золотой фонд российских учебников») / под ред. В. Н. Лавриненко. – ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  13. Социология Учебник для вузов. (Серия: «Учебник для вузов») / под ред. А. И. Кравченко, В. Ф. Анурина. – Питер, 2007.

  14. Социология. Учебник для вузов. (Серия: «Disciplinae») (ГРИФ) / под ред. С. С. Фролова. – Гардарики, 2007.

О. А. Логунова, канд. филос. наук, доцент

Тема 8. Социальная структура общества

Вопросы к занятию

  1. Социальная структура общества, её основные элементы.

  2. Понятие, теории и критерии социальной стратификации.

  3. Теории социальной стратификации.

  4. Типы стратификационных систем. Стратификация российского общества.

  5. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Основные понятия

Социальная структура общества, естественная дифференциация людей, ранговые и номинальные параметры социальной структуры, социально-экономические различия, профессиональные различия, национально-этнические различия, класс, социальный слой, каста, сословие, стратификация, статусный профиль, статусный рост, статусная позиция, социальная мобильность, горизонтальная и вертикальная мобильность, межпоколенная и внутрипоколенная мобильность.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует обратить внимание на такие аспекты социальной структуры как социальная гетерогенность и социальное неравенство, рассмотреть систему номинальных и ранговых параметров социальной структуры общества.

При подготовке второго вопроса определить понятие стратификации, рассмотреть теории Т. Парсонса, П. Сорокина, К. Маркса, М. Вебера и др. социологов.

При подготовке к третьему вопросу проанализировать основные исторически сложившиеся типы стратификационных систем, определить основные различия между социальным классом и социальным слоем. Следует обратить внимание на роль среднего класса в социальной структуре современного общества. Рассмотреть особенности стратификации российского общества. Изменения в социальной структуре современного российского общества можно проследить на уровне динамики возникновения новых социальных слоев и групп.

При рассмотрении процессов социальной мобильности следует обратить внимание на различия между видами мобильности, проанализировать значение групповой социальной мобильности, а также понятия «каналы социальной мобильности» и «социальные фильтры». Показать знание основных современных теорий социальной стратификации.

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Концепция социальной стратификации П. Сорокина.

  2. Современные формы социального неравенства.

  3. Маргиналы в социальной структуре современного российского общества.

  4. Социальная структура современного российского общества и тенденции ее развития.

  5. Бедность – предмет социологического анализа.

Контрольные вопросы

        1. Что такое социальная структура общества, выделите ее основные элементы?

        2. Чем характеризуется стабильность социальной структуры общества?

        3. Что такое социальная стратификация?

        4. В чем сущность социальной мобильности? Какие ее разновидности вы знаете?

        5. Дайте классификацию социальных слоев и групп.

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Андреев А.А. Ценности и мировоззренческие аспекты социального неравенства// Социс, 2007, № 9.

  2. Анурин В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России// Социс, 2006, № 10.

  3. Беляева Л.А. И вновь о среднем классе России// Социс, 2007, № 5.

  4. Беленький В.Х. российский высший класс: проблема идентификации// Социс, 2007, № 5.

  5. Вебер М. Основные понятия стратификации. //Социологические исследования, 1994 №5.

  6. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура. //Социологические исследования, 1992 №9-11.

  7. Головина Е.В. Средний класс как объект социологического исследования// СГЗ, 2007, № 4.

  8. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества. //Социс, 2001, № 8.

  9. Зиммель Г. Социальная дифференциация: социологические и психологические исследования. СПБ., 1909.

  10. Магарил С.А.исчерпана ли социальная роль интеллигенции?// Социс, 2007, № 1.

  11. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия. //Социологические исследования, 1992 №2-3.

  12. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., Наука, 1995.

  13. Смелзер Н. Социология. М.,1994.

  14. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

  15. Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения. //Социс, 2001, № 9.

  16. Коломийцев В.Ф. Классы: устаревшее понятие? //СГЗ, 2008, № 1

  17. Туманян А. Роль государства в формировании класса собственников// Власть, 2008, № 2

  18. Туманян А. Средние слои как стержневая составляющая социальной структуры общества // Власть, 2008, № 4

  19. Максимов Б.И. Состояние и динамика социального положения рабочих в условиях трансформации// Социс, 2008, № 12

  20. Ерохина К.С. Социальная мобильность ученых и проблема ее государственного регулирования// Социс, 2008, № 9

  21. Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Российская неоэтакратическое общество и его стратификация// Социс, 2008, № 11

  22. Цзин Чже Социальное расслоение в Китае// Социс, 2008, № 11

  23. Юдина О.А. Численность и демографические особенности средних слоев российского общества// Социс, 2008, № 10

Е Г. Иванова, ст. преподаватель

Тема 9. Личность в системе социальных связей

Вопросы к занятию

  1. Специфика социологического понимания личности.

  2. Структура личности.

  3. Статусно-ролевая концепция личности.

  4. Понятие социализации личности.

Основные понятия

Человек, индивид, индивидуальность, личность, социальная среда, потребности, интересы, ценности, социальная роль, социальный статус, типы личности, воспитание, деятельность, поведение, мотивы, теория ролевого поведения, теория зеркального «Я», теория референтной группы, отчуждение личности, социализация, механизмы и агенты социализации.

Методические рекомендации

Сформировать представления о специфике социологического понимания личности в ряду других общественных наук. Макро и микро-социологические подходы к изучению личности. Типология личности Р. Линтона.

Дать понятие о структуре личности, а так же концепции некоторых социологов о моделях личностных структур (теория «зеркального Я» Ч.Кули, концепция «обобщенного другого» Дж.Мида).

Сформировать представление о статусно-ролевой концепции личности. Понятие социального статуса, социальной роли. Ролевое предписание, ролевое ожидание и ролевое поведение.

Дать понятие социализации, видов социализации (первичной, вторичной). Механизм процесса социализации. Понятие и роль агентов в процессе социализации личности.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества.

2. Роль семьи в социализации личности.

3. Противоречивость социализации в условиях социально-экономической нестабильности.

4. Теории социализации личности в западной социологии.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия "человек", "индивид", "личность"?

2. Какова структура и типология личности?

3. Дайте характеристику основным институтам и механизмам социализации личности?

4. Как соотносятся социальный статус и социальная роль личности?

5. Охарактеризуйте формы адаптации личности в социальной среде?

Основная литература

1. Горелов А.А. Социология: учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 496 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: изд. «Экзамен», 2007. – 750 с.

3. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. – 478 с.

Дополнительная литература

  1. Учебник для вузов / Отв.ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н.Москвичев. - М.: Норма, 2003 - 912 с.

  2. Волков Ю.Г.Социология. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 572с.

  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко.В.Н., Попов А.В. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 512с.

  4. Кирилина Т.Ю. Личность в зеркале социологии. М., 2000.

  5. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

  6. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. - М.; Серебряные нити, 2001.-416с.

  7. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.; АТ; 2003 ; 526с.

  8. Э. Гофман. Анализ фреймов: ЭссУчебник для вузов / Отв.ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н.Москвичев. - М.: Норма, 2003 - 912 с.

  9. Гидденс Э. Социология. «Едиториал УРРС», 2005 - 632с.

  10. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. - М.; Серебряные нити, 2001.-416с.

  11. Грошева И.А. Модальная личность: портрет с отклонениями. //Социс, 2009 №3.

  12. Солодовникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни.// СоцИс 2007 №2.

  13. Ковалев А. Д. Социология лицедейства. М.: Моск. госунивер. им. M.B.Ломоносова, 1997.

  14. Спасибенко С.Г. Социальная структура личности. //СГЗ, 2001, №1.

Г.М.Тихонов, д-р филос. наук, профессор



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПОЛИТОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов всех специальностей

    Учебно-методическое пособие
    ... И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» КАФЕДРА «ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО» ПОЛИТОЛОГИЯ Учебно-методическоепособиепосамостоятельнойработедлястудентоввсехспециальностей Ижевск Издательство ИжГТУ 2010 ...
  2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009

    Методические указания
    ... философии КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельнойработедлястудентоввсехспециальностейпо дисциплине ... философии МГТУ; Учебно-методическоепособие рассмотрено и одобрено ... культурологических учений, социология культуры, культурная ...
  3. Методические рекомендации по курсу «культурология» для студентов всех специальностей таганрог 2003

    Методические рекомендации
    ... Методические рекомендации по курсу «Культурология». Длястудентоввсехспециальностей. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 60 с. В данном пособии ... учебнойработыстудентов ... самостоятельнаяработа – 40 часов. Промежуточный рейтинг по ... сфере. Социологи утверждают ...
  4. Проект плана издания учебно-методической литературы

    Рабочая учебная программа
    ... Социология. Рабочая учебная программа длястудентов-бакалавров специальности ... Методическоепособиепо дисциплине «Философия» (переиздание) длястудентоввсехспециальностей. Методические материалы предназначены длясамостоятельнойработыстудентовпо ...
  5. Философия контрольные работы для студентов всех специальностей бгуир заочной и дистанционной форм обучения

    Методическое пособие
    ... Самостоятельнаяработа ... и общество. Хрестоматия посоциологии религии. – М., ... . 70 Учебное издание Философия Контрольные работыдлястудентов заочной и дистанционной форм обучения всехспециальностей БГУИР Методическоепособие А в т о р ы – с ...

Другие похожие документы..