textarchive.ru

Главная > Документ


ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ГОУ ЛИЦЕЙ №1525 «ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ».

Система элективных курсов

ГОУ лицея № 1525 «Воробьевы горы»

Развитие лицейского компонента в системе среднего образования наиболее глубоко связано с проблемами специализации и профессионального ориентирования. Процесс этот вполне закономерен и объективен в наше время, ибо решает наиболее актуальные проблемы старшей школы. Эти же аспекты учтены и высшими учебными заведениями при сдаче вступительных экзаменов абитуриентами. Это само по себе и требование времени для общества, живущего в условиях перманентной информационной революции. С этой целью в ГОУ лицее «Воробьёвы Горы» развёрнута широкая сеть элективных курсов (спецкурсов), предоставляющая для учащихся широкие возможности по профессиональному ориентированию. С одной стороны курсы ориентированы исключительно на выбор учащихся. С другой – они обязательны для каждого лицеиста, так как позволяют учащимся выстроить индивидуальную траекторию в системе профильной подготовки. Естественно подобная система должна быть очень гибкой, широкой и быстро меняющейся, т. е. рассчитанной на «индивидуальную траекторию» учащихся.

Кроме того, с течением времени и сменой эпох меняется не только содержательная сторона лицейских элективных курсов, но и их общая направленность. Помимо освоения теоретических знаний, изучение практически любого предмета или дисциплины имеет и иную цель – социализацию личности. Очевидно, что процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей продолжается всю сознательную жизнь человека. Обучение предмету и обучение жизни – вещи разные. Но среднешкольное лицейское образование может и должно помочь подросткам в этом нелегком процессе.

По сути, система элективных курсов развивалась на протяжении всей истории и жизни лицея «Воробьёвы Горы» (с начала 1990-х гг.), можно сказать, развивалась эмпирически и без намеченных уже позднее Министерством и Департаментом образования установок. Скорее, в Министерстве и Департаменте это вовремя поняли и обобщили опыт только возникших в те годы первых лицеев и гимназий. В их числе мы видим и лицей «Воробьёвы горы», который прошёл долгий, нелёгкий путь, прикладывая усилия в развитии своей индивидуальной системы профориентации и специализации. Потому система элективных курсов ГОУ лицея №1525 «Воробьевы горы» основана на глубокой преемственности и огромном опыте, наработанных за пятнадцатилетний период образовательной деятельности. В то же время эта система не может существовать без новаций, ибо в основу её заложен принцип «индивидуальной траектории» учащихся.

Одной из наиболее актуальных проблем в этом аспекте является связь с ВУЗами и научными организациями академического уровня. И здесь первым делом необходимо отметить, что педагогический потенциал академического уровня и высшей школы активно используется в лицее. Работа преподавателей высших учебных заведений и академистов здесь далеко не единичный случай. Особенно высок процент вузовских преподавателей, работающих в классах биолого-химического, физико-математического и информационно-технологического направлений. По принципиальным вопросам организации и содержания программы педагогический коллектив лицея тесно взаимодействует с МГУ, МАИ, МГТУ, МПГУ, МИРЭА и другими ВУЗами. И в этой связи немаловажным является то обстоятельство, что учебно-исследовательская деятельность, в которую учащиеся неизбежно включаются на занятиях, способствует формированию у них навыков научного подхода, которые помогают лицеистам расширить и систематизировать полученные знания. Анкетирование учащихся выявляет восприятие ими творческих проектов, в реализации которых они участвуют, как вид работы, предоставляющий наиболее полные возможности для самореализации.

В целом можно сказать, что система элективных курсов, действующая в лицее №1525 «Воробьевы горы», предоставляет учащемуся уникальную возможность стать активным участником образовательного процесса, почувствовать в себе способность быть успешным в выбранной сфере деятельности, а также приобрести ценный опыт коллективной работы и делового сотрудничества.

Программа элективного курса: «Продуктивные языковые модели современного русского языка» (для классов с экономической профильностью)».

Авторы Крутова М. В., учитель русского языка и литературы, Большакова М. М. учитель русского языка и литературы.

Краткое обоснование темы

Целесообразность создания программно-методического обеспечения данного элективного курса состоит в том, что учащимся классов с экономической направленностью приходится уже в 9 классе знакомиться с экономическими текстами. Для создания программы данного курса необходимо разработать учебно-методический комплект, который поможет как учителю, так и учащимся в отборе необходимого языкового материала для экспериментальной исследовательской работы при создании проектов.

Цель эксперимента

1.Создание учебно-методического комплекта для элективного курса по теме «Продуктивные языковые модели современного русского языка» (для классов с экономической профильностью).

2.Задать языковые модели для выполнения учащимся собственной исследовательской работы.

Задачи эксперимента

- приобрести опыт учебно-исследовательской деятельности в рамках школьного компонента и блока дополнительного образования;

-дать учащимся общие знания по экономической лексике;

-научить грамматическому строю и правилам построения экономического текста;

-научить осознанному восприятию данных текстов;

-помочь избежать орфографических и грамматических ошибок при сдаче вступительных письменных экзаменов при поступлении в ВУЗы на экономические факультеты.

Предполагаемая отчетность

- создание учебного пособия по данному элективному курсу;

- сборника заданий (дидактические материалы);

- методического пособия для учителя;

-хрестоматии экономических текстов

-набор иллюстративного материала (таблиц, схем);

-разработка тестов.

Программа по проектно-исследовательской деятельности

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводная беседа, формирование состава учащихся, обсуждение цели, методик работы.

2

2.

Подбор языковых материалов для исследования и анализа. Освоение методов исследования и анализа. Работа с учебной литературой. Составление плана работы.

8

3.

Индивидуальная работа с языковым материалом для исследовательской работы. Консультации по содержанию. Помощь в подборе дополнительной литературы.

8

4.

Помощь в редактировании текстов. Создание иллюстративных материалов. Подготовка отчётов о проделанной работе в виде иллюстративного материала.

8

5.

Подготовка и обсуждение докладов. Создание портфолио достижений учащихся.

4

6.

Защита исследовательских работ.

4

Всего: 34 часа

Программа элективного курса «Роль и положение различных сословий и классов в России»

Автор Петрова Н. Г., учитель истории

  1. Название эксперимента:

Элективный курс

  1. Обоснование актуальности темы:

Курсы истории и обществознания подвергались в последнее время серьезному реформированию. Изменилась во многом их содержательная сторона, отражая происшедшие изменения, как в исторической науке, так и в других обществоведческих областях знания. Так, за последние годы значительно возрос интерес к роли человека в истории, а в социологии - к изучению массовых социальных процессов и явлений.

Изменилась не только содержательная сторона школьных курсов, но и их общая направленность. Помимо освоения теоретических знаний, что включает новейшие достижения современных наук и различные точки зрения на обществоведческие проблемы, изучение истории и обществознания имеет и иную цель – социализацию личности. Очевидно, что процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей продолжается всю сознательную жизнь человека. Обучение предмету и обучение жизни – вещи разные. Но школьное образование может и должно помочь подросткам в этом нелегком процессе.

Реализации этих задач на практике может способствовать изучение элективного курса «Роль и положение различных классов и сословий в России». Курс предполагает изучение процесса образования сословий и классов в России; изучение проблем вертикальной мобильности (переход людей из одной социальной группы в другую), а также исследование роли семейных традиций в формировании общественно- политической позиции индивидуума.

Курс будет носить интегративный характер, поскольку изучению истории и современному положению различных социальных групп общества будут способствовать такие дисциплины, как литература, история, искусство, социология. В то же время курс может поддерживать и пополнять содержание основных курсов истории, МХК, обществознания, литературы.

Курс будет иметь две составляющие: теоретическую (изучение истории сословий и классов в России) и прикладную (проведение исторических, генеалогических и социологических исследований). Методологической основой курса будет являться самостоятельная исследовательская деятельность учеников.

  1. Цель эксперимента:

Создать и апробировать учебно-методический комплект (в дальнейшем УМК) по курсу: «Роль и положение различных классов и сословий в России»

  1. Задачи эксперимента:

а) составить программу элективного курса

б) разработать тематическое планирование по курсу

в) определить основные формы работы с учащимися

г) подобрать литературу для учителя

д) подобрать и адаптировать литературу для учеников (возможно составление хрестоматии или практикума)

е) разработать систему заданий и тематику исследовательских работ учеников

ж) разработать формы отчетности в исследовательской работе учеников

з) подобрать иллюстративный материал по курсу

  1. Слушателями курса могут быть учащиеся 9 – 11 классов как социально-экономического, так и других направлений лицея

  2. Отчетом о проведенной экспериментальной деятельности может быть предоставление УМК, «портфелей достижений учащихся», а также доклад (статья в журнал).

П О Я С Н И Т Е Л Ь НА Я З А П И С К А

Культура, возникшая на самых ранних стадиях развития общества, неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносили свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиции и новаторства. История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное исследование различных ее областей (истории науки, техники, образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы)

Настоящая программа направлена на изучение истории русской культуры в рамках развития межпредметных связей: в данном случае с классической русской литературой 18-19 вв.

В процессе разработки программ автор опирался на давнюю традицию российского образования : отечественная культура рассматривается в сопряжении с общими достижениями цивилизации, что, по мнению автора, соответствует стремлению русского человека осознать свою национальную самобытность.

Актуальность представленной программы основывается на острой потребности современной школы в ориентации учебно-воспитательного процесса на общечеловеческую и национальную культуру, на постижение ценностей науки и культуры Отечества.

Программа рассматривает предмет «История русской культуры» в системе гуманитарных дисциплин , в то же время выделяются характерные именно для него цели и задачи.

Цель программы- приобщение учащихся 9-10 классов к источникам русской культуры, развитию восприятия духовных ценностей Отечества, к обучению навыкам проведения глубокого анализа литературных процессов, происходивших в России в 18-19 вв., а также воспитание человека как личности, способной осваивать не только культурные ценности, но и умеющей ориентироваться в современной системе отечественных социальных ценностей.

Задачи:

- усвоение учащимися основ исторического материала периода

18-19 вв. в России;

  • приобретение навыков выделения из исторического контекста тенденций развития отечественной культуры той или иной эпохи;

  • формирование активного эстетического отношения к культурному и художественному наследию прошлого России и развитие навыков аналитического подхода к достижениям культуры 10-20 вв;

  • развитие коммуникативных способностей учащихся,

толерантности , умения непринужденно и продуктивно

общаться со сверстниками в процессе совместной

исследовательской деятельности.

Методическое обеспечение.

В процессе реализации программы используются современные методика развивающего обучения Наряду с уроками-лекциями ,программой предусмотрено проведение уроков-диалогов , семинаров ,круглых столов, чтения исторических и литературных первоисточников , просмотры диапозитивов ,видеоматериалов ,аудиозаписей , иллюстраций , репродукций .

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Учащиеся в результате реализации данной программы должны знать и уметь:

  1. Основные исторические события в России 10 – 20 вв.

  2. Основные достижения науки, образования 10 – 20 вв.

  3. Основные достижения художественной культуры 10 – 20 вв.

  4. Основные этапы развития древнерусской литературы и литературы 18-20 вв.

  5. Особенности развития языка и общения в России.

  6. Особенности культуры быта в России.

  7. Приобрести навыки исследовательской деятельности.

  8. Уметь выбрать самостоятельно тему исследовательской работы

  9. Проводить сбор и обработку материалов для заявленной исследовательской работы.

  10. В процессе исследовательской деятельности уметь проводить анализ отражения историко-литературного конспекта в литературных художественных произведениях

  11. Овладеть навыками оформления материала в соответствии с определенными требованиями.

Для определения результатов реализации программы на разных этапах предполагается проведение контрольных работ , опросов, зачетов ., семинаров, тестирования ,выступлений с отчетами в процессе подготовки основной работы учащегося.

По окончании занятий по данной программе оценивается исследовательская работа учащегося ,подготовленная для представления на ежегодных экологических конференциях на гуманитарной секции.

Программа предназначена для учащихся 9 – 10 классов, интересующихся исследовательской деятельностью в области истории культуры России.

Программа элективного курса «Проектирование, конструирование и моделирование летательных аппаратов для профильной школы»

Автор Кротов И. В.

«Наука необходима народу.

Страна, которая ее не развивает,

неизбежно превращается

в колонию»

Ф. Жолио-Кюри

Цель работы: «Разработка элективного курса Проектирование, конструирование и моделирование летательных аппаратов и их моделей для профильной школы» - это подготовка инженерно-технического звена для НИИ, конструкторских бюро и производства летательных аппаратов – то есть, начальная подготовка специалистов для ВПК.

Научные и конструкторские разработки, оригиналь­ные технологии в нашем Отечестве при производ­стве летательных аппаратов (ЛА) всегда занимали особое место в науке и производстве, пользуясь зас­луженным вниманием всех слоев общества.

Самолетостроительный и ракетостроительный про­мышленные комплексы, предприятия, изготавлива­ющие космические летательные аппараты (КЛА), во все времена базируются на самых передовых дости­жениях научной мысли, применяют новейшие техно­логии, уникальные материалы... Начиная уже с конца прошлого века, стало очевидно, что преимущество страны, сначала в самолетостроении, а затем в ра­кетной и космической технике - это гарантия ее не­прикосновенности и надежной защиты от врагов.

В наши дни авиация и космонавтика, являясь од­ним из важнейших направлений современной науч­но-технической революции, оказывает существенное влияние не только на развитие отдельных отраслей науки и техники, но и на развитие всего общества в целом.

Отсюда следует, что задача по подготовке кадров всех уровней для науки и промышленности Л А все­гда была и остается актуальной для государства, если оно не желает стать сырьевым придатком или коло­нией.

Авиационно-космическое образование (АКО) -это комплексный подход к решению ряда вопросов, которые ставят своей целью высокую техническую под­готовку обучающегося, так как современная наука и промышленное производство летательных аппаратов впитали в себя все лучшее и передовое, что накопило и разработало человечество за века своего существо­вания. Моделируя летательные аппараты, занимаясь историей их создания, знакомясь с их конструкцией и технологиями их изготовления, учащиеся прикасают­ся и познают самые современные, передовые техни­ческие решения.

Задачи. Программа рассчитана на участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и конференциях. Для победителей открывается возможность поступления в ВУЗы по выбранному направлению по тестированию. В задачу входит не только образование, но и воспитание.

Военно-патриотическое воспитание в системе АКО осуществляйся, в первую очередь, моделиро­ванием отечественных летательных аппаратов, в том числе, стоявших на вооружении нашей армии во все времена. Знание истории создания и создателей ЛА, подвиги летчиков-героев, их тактики, применяемые при эксплуатации - все это не может не рождать чувство гордос­ти за Отечество. Моделирование летающих персонажей отечествен­ного эпоса, каждое слово которо­го дышит героикой, в комплексе с моделями-копиями создает высо­кое патриотическое звучание.

Экологическое воспитание - это одна из стратегических задач подготовки представителей поко­ления, которому предстоит осуще­ствлять в стране новые техничес­кие и политические задачи. По дан­ным ЮНЕСКО, сегодня наша страна является одной из самых экологически неблагополучных в мире. Тайное захоронение ядерных отходов из чужих стран, плеши в тайге, самые «грязные» двигатели внутреннего сгорания, другие от­ходы технической деятельности человечества ведут к нарушению экологического баланса в окружа­ющей природе. «Мы - составная часть хрупкой биосферы планеты Земля. Не разрушь ее, сохрани самого себя», - писал академик В.И.Вернадский.

Все эти процессы видны из Кос­моса. Об этом говорят, пишут, предупреждают наши космонавты, это отражено на снимках, сделанных с орбиты полета космических аппа­ратов. При воспитании сегодняш­него школьника необходимо пре­одолеть психологический барьер потребительского отношения к при­роде. Природа перестала прощать потребительское отношение. Зада­чи экологического воспитания в системе АКО решаются через приме­ры применения экологически чис­тых материалов и технологий, экологически чистых двигателей, использование в проектировании моделей бионических принципов. Знание природы должно остановить поднятую на нее руку.

Система авиационно-космичес­кого образования требует более глубоких знаний школьных предме­тов, практического понимания школьниками их необходимости.

В первую очередь, это относит­ся к использованию математичес­ких знаний, необходимых для расчетов аэродинамических и балли­стических характеристик, прочно­стных расчетов и определения выбора оптимальной схемы конст­рукции, а также весовых характе­ристик и материалов. Обучающий­ся должен применять компьютер­ное программное обеспечение, позволяющее математически мо­делировать будущую летающую модель. При изготовлении хорошей летающей модели необходимо ис­пользовать весь комплекс знаний по физике и химии, необходимых для выбора материалов и топлива. История моделируемых летатель­ных аппаратов приобщит обучаю­щихся к исторической науке, ли­тературе - знакомство с образа­ми летающих персонажей; к иностранным языкам - необходи­мости знакомства с иностранной литературой в пределах интересу­емого вопроса.

АКО - это комплексное образо­вание и воспитание тесно связанных, переплетенных между собой, взаимно обогащающих и дополня­ющих друг друга вопросов. Идея комплексного воспитания и обра­зования не нова, но, несмотря на это, создание в стране системы авиационно-космического образо­вания, которое базируется на дет­ском и юношеском техническом творчестве, встречает порой отча­янное или молчаливое сопротивле­ние. Это, видимо, происходит или из-за непонимания задач АКО, или в силу духовной нищеты сопротив­ляющихся. Что ж, возможно, ситу­ация переломится, а пока хотелось бы напомнить слова Арсения Тар­ковского: «Художественное произ­ведение не является товаром по­требления, а скорее тем творчес­ким максимумом, в котором выражены различные идеи своей эпохи».

АКО - это тоже, своего рода, ху­дожественное произведение - синтез эстетики и техники, физической подготовки и экологии, патриотического воспитания и высо­кой духовности. Выходит, что оно и не может быть сегодня понято всеми.

Таким образом, АКО - это Про­грамма XXI века.

Формы и способы предусматривают, в первую очередь, глубокие межпредметные связи. (Приложение 1)

Разработка настоящей комплексной программы построена на:

1. Kypсах «Введение в историю летательных аппаратов» и «Введение в проектирование летательных аппаратов и их моделей», которые состоят из собственно истории техники летательных аппаратов, их создателей и испытателей, материаловедения в летательных аппаратах и методики прочностных расчетов простейших конструкций, надежность безопасность, выбора аэродинамических и прочностных (конструктивных) схем. (Программа курса) .

2. Курсовом проекте по выбранному курсу (п. 1)

3. Моделирование разработанного летательного аппарата (п.2) (Программа творческого объединения по экспериментальному моделированию летательных аппаратов)

Комплексный подход позволяет участвовать с обучающимися в международных или Всероссийских конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, призеры которых имеют преимущества при поступлении в профильные ВУЗы.

Конкурсы: Космос - ВАКО «Союз», МАИ;

Созвездие - ЮНЕСКО, центр подготовки космонавтов;

«Космонавтика», «Шаг в будущее“, МГТУ;

«Космический патруль» - МГДД(Ю)Т, Министерство образования;

«Эксперимент в космосе» - МГУ, НПО «Энергия», МГДД(Ю)Т.

Международные соревнования ракетомоделистов на кубок СП. Королева;

Международная конференция ракетомоделистов в аэрокосмическом образовании молодежи;

Международные соревнования по ракетомодельному спорту среди юношей «Кубок Байконура РОРМС, МКШ;

Всероссийские соревнования по авиационным моделям для закрытых помещений, министерство образования РФ, ЦТТУ;

По бионике: «Мы и биосфера» Ежегодный городской конкурс исследовательских и реферативных работ школьников Москвы и России, Департамент образования г. Москвы, Благотворительный фонд»3нание» им. СИ. Вавилова, МГДД(Ю)Т - лицей №1525;

По истории: Всероссийский исторический конкурс для старшеклассников «Человек в истории России XX век», Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», Совет по проведению Российской Академии образования, кафедра региональной истории и краеведения и Центр устной истории Российского Государственного Гуманитарного Университета. (Приложение 2)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российский образоваительный форум школа полного дня

    Автореферат диссертации
    Кленова Н.В., заместитель заведующего отделом развития кадрового потенциала Московского городского дворца творчества детей и молодежи на Воробьевых горах,
  2. Д епартамент образования города москвы информационно-справочные и аналитические материалы для итоговой научно-практической конференции москва

    Презентация
    Концептуальные основания повышения квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г.
  3. Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования)

    Документ
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).
  4. Вариативности начальной и основной школы

    Документ
    Кленова Нина Владимировна, зам.зав. отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, кандидат философских наук, Буйлова Любовь Николаевна, зам.
  5. Отчёт по экспериментальной работе по теме «организация учебно-исследовательской деятельности лицеистов

    Отчет
    Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся в области космической биологии в полной мере соответствует намечающимся в системе образования тенденциям модернизации и расширения инновационной деятельности.
  6. Книги чувашской республики 2001-2005 ретроспективный

    Документ
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.

Другие похожие документы..