textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

Астапов Сергей Николаевич

АНТИНОМИЗМ КАК СПОСОБ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА)

Специальность: 09.00.14 – философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону – 2010

Работа выполнена в Государственном автономном образовательном

учреждении высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

на кафедре истории философии факультета философии и культурологии.

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Капустин Николай Стратонович.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Никонов Кирилл Иванович,

доктор философских наук, профессор

Писманик Матвей Григорьевич,

доктор философских наук, доцент

Бойко Павел Евгеньевич.

Ведущая организация: Московский государственный институт

международных отношений

(университет) МИД России

Защита состоится «09» февраля 2011 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.13 при Южном федеральном университете по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан «_____» ……………. 20… г.

Учёный секретарь диссертационного совета

М.М. Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современном обществознании интерес к изучению религии весьма высок. Среди множества феноменов, соперничающих между собой за доминирование в осмыслении человеческого существования, религии принадлежит уникальная роль – она, как писал А.Ф. Лосев, «взыскует последней абсолютизации», «претендует на субстанциальное самоутверждение личности, то есть на самоутверждение в вечности»1. Можно по-разному относиться к этой претензии, но игнорировать её невозможно. Поэтому актуальным является получение разностороннего и объективного знания об этой сфере культуры. Религия находится в поле исследований историков и культурологов, философов и социологов, психологов и политологов. Развивается междисциплинарная наука религиоведение. За последние годы в России отмечается активизация теологических исследований, а сама теология стала всё громче и громче заявлять о себе как об особом знании о религии и даже как об особой науке о религии. Положение религии в современном модернизирующемся и глобализирующемся обществе связано как с процессами модернизации, происходящими в некоторых структурных элементах религии и, соответственно, новациями в религиозном сознании, так и с ростом консервативных и фундаменталистских настроений. Активизация обоих процессов напоминает ситуацию в русской культуре первых десятилетий ХХ в.: бурная деятельность религиозно-философских обществ, богоискательство и поиски «нового религиозного сознания», расцвет мистицизма и сектантства, имяславская «смута», подготовка собора Русской Православной Церкви, «обновленчество» 20-х годов… Теоретическим отражением этих процессов была русская религиозно-философская мысль данного периода. Поэтому обращение к ней – это исследование религиозного сознания, находящегося в условиях социальных трансформаций, а также в условиях секулярного общества, – исследование на материале состоявшихся философских рефлексий религиозного сознания.

Русская религиозная философия первой половины ХХ в. представляет совокупность направлений и концепций, в которых с разных позиций тщательному анализу были подвергнуты основные религиозные концепты: вера, откровение, религиозный опыт, догмат, культ, религиозные символы и мифы и т. д. Вместе с тем, в ней были осуществлены подходы к определению сущности религии, гносеологического статуса религиозного опыта и религиозных верований, языка религии, были исследованы проблемы соотношения религиозной веры и логики в мышлении верующего индивида (и шире – иррационального и рационального в религиозном сознании), взаимоотношений религии, философии и науки, религиозного и атеистического сознания, религиозной традиции и модернизации. Систематизация этого наследия представляется актуальной задачей не только истории философии, но и философии религии.

В фокусе данного диссертационного исследования находится религиозное сознание русских философов первой половины ХХ в., выраженное в их сочинениях, – тех философов, трудами которых была явлена специфичная форма отрицательной диалектики. Осознавая противоречия между рациональным и иррациональным, абсолютным и конечным как базисные оппозиции религиозного сознания, религиозная философия выражает их в антиномическом дискурсе и видит в антиномизме как разновидности отрицательной диалектики метод, наиболее адекватный для исследования отношения религиозной мысли к бытию.

Таким образом, отечественная философия породила не только многочисленные разработки материалистической диалектики, но и оригинальные формы отрицательной диалектики. Причём, лоном отечественной отрицательной диалектики явилась русская религиозная философия первой половины ХХ в. Ведь диалектика П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова представляет собой не только развитие кантовского антиномизма, а диалектика А.Ф.Лосева (в ранний период его творчества) – не только развитие гегелевской диалектики. Это были оригинальные отрицательно-диалектические системы, использовавшие антиномический метод для реализации той цели, которую перед собой не ставили ни Кант, ни Гегель – выразить трансцендентное, как «объект» религиозного сознания, в тех формах, в которых оно представляется религиозному сознанию.

Антиномизм в качестве метода был естественен и необходим для русской религиозной философии начала ХХ в., сформировавшейся под влиянием В.С. Соловьёва и немецкой классической философии, с одной стороны, и апофатизма православного богословия, с другой. Антиномический метод и понятие «антиномия» использовали (с разной интенсивностью) многие русские религиозные философы начала ХХ в.: Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, Вяч. Иванов, Л.П. Карсавин, С.Н. Трубецкой, Л. Шестов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев. В сочинениях последних четверых мыслителей антиномизм был разработан и систематически использовался в качестве теоретического метода. Философский анализ метода, который репрезентирует специфику религиозного сознания (и шире – феномены религиозной жизни) в рационалистическом дискурсе, его возможностей и границ также представляется весьма актуальным для философии религии.

Степень разработанности темы. Религиозная философия П.А. Флоренского, а затем и С.Н. Булгакова находилась в центре философской полемики первых десятилетий XX в. В контексте этого антиномизм как метод религиозной философии Флоренского и Булгакова стал предметом изучения и критики ещё их современников, в частности Е.Н. Трубецкого и Н.А. Бердяева. И все те, кто занимался исследованиями по русской религиозной философии первой половины ХХ в., так или иначе затрагивали тему антиномизма. Исследований же по русской философии к настоящему времени собралось великое множество: от тех, кто писал историю русской философии данного периода, сам принадлежа к ней (В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, Г.В. Флоровский и др.), до наших современников, известных историков русской философии: И.И. Евлампиева, М.А. Маслина, В.В. Сербиненко, С.С. Хоружего и др. Однако исследований, специально посвящённых методологическим проблемам философии указанных мыслителей значительно меньше, и среди них ещё меньше тех исследований, которые рассматривают антиномический метод в сочинениях этих философов с точки зрения особенностей религиозно-философского дискурса. Последний аспект получил отражение в работах В.А. Кувакина2, П.П. Гайденко3, И.И. Евлампиева4, C.А. Нижникова5, М.С. Уварова6, С.С. Хоружего7. В ряду данных исследований необходимо также назвать монографию Т.П. Короткой, опубликованную в Беларуси8. Не утратила актуальности и монография Н.С. Семёнкина, посвящённая критике философских идей софиологов9. К данной группе работ примыкают исследования, отражающие те или иные аспекты антиномизма отдельных персоналий: П.А. Флоренского – работы Н.К. Бонецкой10, А.С. Горелова11, Г.В. Дьяконова12, Л.А. Калинникова13, В.В. Лазарева14, С.М. Половинкина15, В.Е. Фёдорова16; С.Н. Булгакова – работы А.И. Резниченко17; С.Л. Франка – работы Е.В. Мареевой18, О.А. Назаровой19, В.Н. Поруса20, П. Элена21; А.Ф. Лосева – работы Л.А. Гоготишвили22, В.А. Постоваловой23, В.П. Троицкого24.

Таким образом, анализ философских публикаций свидетельствует, что тема данного диссертационного исследования прежде не формулировалась и не рассматривалась в качестве самостоятельного предмета исследования, несмотря на значительное внимание к русской религиозной философии специалистов разных отраслей философского знания. Данное диссертационное исследование, основанное на историко-философском материале, преследует решение задач, в основном, философии религии. В философии же религии эта тема вовсе не представлена, хотя имеет прямое отношение к проблемному полю данной отрасли философского знания в части выявления содержания и специфики религиозной философии.

Поскольку антиномизм в данном диссертационном исследовании рассматривается, прежде всего, как метод репрезентации религиозного сознания в рационалистическом дискурсе философии, постольку необходимым было обращение к работам, связанным с философским анализом религиозного сознания, а также соотношения религиозного и философского знания. В числе таких работ – монографии и статьи Ю.Ф. Борункова25, В.С. Глаголева26, В.И. Добренькова27, А.А. Радугина28, Н.С. Капустина29, Ю.А. Кимелёва30, В.К. Шохина31, И.Н. Яблокова32. Представляется, что обращение к этим исследовательским опытам является полезным для определения факторов, обусловливающих специфику религиозно-философского дискурса.

Объект исследования – религиозное сознание в срезе его рациональных репрезентаций в теологии и религиозной философии.

Предмет исследования – антиномизм как способ репрезентации религиозного сознания в теоретическом дискурсе русской религиозной философии первой половины ХХ в.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить роль и значение антиномизма как метода репрезентации содержания религиозного сознания в философской теории.

Задачи диссертационного исследования:

  1. Рассмотреть корреляцию между религиозным сознанием и отрицательной диалектикой в философии для того, чтобы определить факторы обращения религиозного сознания к отрицательной диалектике.

  2. Провести дистинкцию религиозной философии и теологии в качестве предпосылки анализа сочинений русских религиозных философов в аспекте рациональных репрезентаций религиозного сознания.

  3. Определить специфику понятия «антиномия» как ключевого понятия в религиозно-философских системах П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева.

  4. Исследовать сущность православного богословского апофатизма как способа репрезентации религиозного сознания, который наиболее близок к антиномизму.

  5. Выявить особенности западноевропейского философско-теологического апофатизма и его влияние на русскую религиозную философию первой половины ХХ в.

  6. Определить специфику антиномической репрезентации религиозного сознания у каждого из указанных русских религиозных философов в отдельности.

  7. Установить роль антиномизма в конструировании философских систем П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева.

  8. Определить отношение русских религиозных философов к антиномизму П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева как к философскому методу и как к способу выражения содержания религиозных верований (православного христианства) в философских текстах.

  9. В качестве условия для рассмотрения проблематики философии религии в русской религиозной философии определить характер корреляции между философией религии и религиозной философией.

  10. Продемонстрировать представленность философии религии в русской религиозной философии первой половины ХХ в.

  11. Определить содержательное решение проблем философии религии в антиномическом дискурсе П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева.

  12. Продемонстрировать эвристические возможности антиномической репрезентации религиозных феноменов в решении ряда проблем, возникающих в современных теоретических исследованиях религии.

Теоретико-методологическая основа исследования. Источниковой основой диссертации послужили произведения русских религиозных философов первой половины ХХ в.: П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева, Е.Н. Трубецкого, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, а также сочинения средневековых богословов и философов, в которых активно использовался апофатический метод: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Григория Паламы, Иоанна Скота Эриугены, Иоганна Экхарта, Николая Кузанского, Якоба Бёме. Теоретическая основа исследования представляет единство нескольких составляющих. Во-первых, к теоретической основе диссертационного исследования следует отнести выводы отечественных и зарубежных учёных, в которых определены специфика и методологические проблемы изучения религиозного сознания и религиозного опыта33. Во-вторых, теоретическая основа диссертации включает результаты тех работ отечественных философов, в которых исследована и отражена специфика отрицательной диалектики34. И первая, и вторая составляющиев теоретической основы диссертационного исследования формируют систему базовых для диссертации концепций и понятий. В-третьих, диссертационное исследование базируется на теоретических обобщениях результатов историко-философских работ, посвящённых творчеству П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева35.

В методологическом плане диссертационное исследование опирается на принципы целеобусловленности, системности, историзма, конкретности, всесторонности. Широкое применение в диссертационном исследовании нашли аналитические методы: историко-философского анализа концепций русских религиозных философов, а также мыслителей Средних веков (Псевдо-Дионисия Ареопагита, Эриугены, Экхарта, Николая Кузанского, Бёме), логико-понятийного анализа в отношении понятия «антиномия», сравнительно-исторического анализа (в единстве диахронного и синхронного методов) в отношении места той или иной концепции в теоретическом наследии своей эпохи и, вместе с тем, её обусловленности историческими коллизиями данной эпохи, функционального анализа при рассмотрении элементов философских систем указанных мыслителей в качестве обладающих интегративными следствиями для данных философских систем в целом. В ряде случаев понятийный анализ сопровождается этимологическим анализом некоторых лексем с целью фиксации коннотаций, возникающих в семантическом поле выраженного данной лексемой понятия. Не меньшую роль в диссертационной работе играет сравнительный метод. Он используется в тесной взаимосвязи с анализом и позволяет, во-первых, выявить моменты общности и различия в антиномизме русских мыслителей через сравнение их концепций, во-вторых, продемонстрировать специфику выражения религиозной мысли в философском дискурсе через сравнение с концепциями, созданными в парадигме апофатической теологии. Кроме того, в исследовании используются разные текстологические методы (выявление функциональной нагрузки элементов текста, смысловой структуры текста, ассоциативных связей, интерпретация и реинтерпретация, реконструкция и др.) и общелогические методы (дедукция и индукция, идеализация, генерализация и спецификация, аналогия, абстрагирование, формализация и др.).

Научная новизна исследования.

  1. Показана роль антиномического метода в философском исследовании таких феноменов религиозного сознания, как соотношение рационального и иррационального, веры и разума, конечного и бесконечного, трансцендентного и имманентного, сущности и сущего, «неслиянность и нераздельность», «соединение несоединимого», «постижимость непостижимого».

  2. Определено, что русская религиозная философия первой половины ХХ в. является не просто философией, имеющей религиозный характер, а философией, активнопозиционирующей себя в качестве религиозной в ситуации кризиса христианской духовности, с одной стороны, и всплеска мистицизма и богоискательства в эпоху бурного развития научного знания, с другой стороны, – ситуации, которую не смогло адекватно осмыслить академическое богословие Русской Православной Церкви.

  3. Выявлено, что в русской религиозной философии (у П.А.Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А. Ф. Лосева) «классическое» кантовское понятие антиномии получает развитие и трансформируется в сторону онтологизации: антиномия провозглашается объективной характеристикой отношения человека к сверхъестественному.

  4. Установлено, что репрезентация религиозного сознания в восточнохристианском богословии отражает противоречивое единство мистического и рационально-дискурсивного и формирует предпосылки для антиномической репрезентации содержания религиозного сознания.

  5. Раскрыта специфика апофатизма в западнохристианской традиции («апофатизм сущности») и причины его «перемещения» из официальной теологии Католической Церкви в спекулятивную мистику.

  6. Показано как русские религиозные философы, критически переосмыслив апофатизм западноевропейской спекулятивной мистики, выработали метод, выражающий единство рационального и интуитивного в трансцендировании.

  7. Выявлены особенности антиномической репрезентации религиозного сознания в философских произведениях П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева. Показано, что у П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова антиномии выступают основанием для начала анализа религиозного сознания, но при этом демонстрируют ограниченность человеческого разума в понимании сверхъестественного. В философии С.Л. Франка используется понятие «антиномистический монодуализм», дающее возможность в содержании религиозного сознания репрезентировать Абсолют. У А.Ф. Лосева содержание религиозного сознания представлено в диалектической системе сконструированных принципов универсального христианского мировоззрения.

  8. Отмечено, что у русских религиозных философов антиномизм – это способ выражения православного вероучения в философской теории всеединства, не православной, а неоплатонической по своему генезису.

  9. Проанализировано соотношение философии религии и религиозной философии в трудах П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева. Философия религии здесь выступает как развёрнутая теория религии, в которой решены такие проблемы, как: определение сущности религии, уточнение гносеологических функций религии, установление корреляции индивидуального религиозного опыта и конфессиональной традиции, выявление специфики языка религии.

  10. Выявлены и продемонстрированы на примерах решения некоторых социокультурных проблем, связанных с феноменами современной религиозной ситуации, возможности антиномической репрезентации религиозных феноменов для теоретических исследований религии.

Положения, выносимые на защиту.

    1. Религиозное сознание, представленное на его концептуальном уровне теологией и религиозной философией, в поисках наиболее адекватных своему содержанию форм выражения противоречий между абсолютным и наличным бытием, трансцендированием и обыденным опытом приходит к использованию отрицательной диалектики. В религиозной мысли отрицательная диалектика принимает две основные формы: апофатизм и антиномизм. Обращение религиозной теории к отрицательной диалектике обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, в истории философии отрицательная диалектика служила способом решения проблемы познания Абсолюта или его выражения в наличном бытии. Во-вторых, отрицательная диалектика ограничивает, но не запрещает рационалистический дискурс: призывая к «сверхлогическому» мистическому созерцанию, она рационально выражает как необходимость, так и результаты такового.

    2. Философия позиционирует себя в качестве религиозной только при наличии в религиозной традиции теологии как теоретической системы и в ситуации кризиса этой теологии. Выполняя апологетическую функцию в отношении конфессионального вероучения, религиозная философия находится в тесной связи и взаимозависимости с теологией. Но, являясь теорией авторской и критичной, религиозная философия вступает с теологией, как догматичной системой, в противоречие. Теология, исторически сформировавшись на основе переработанного религиозно-философского дискурса, претендует на неизменность и абсолютную истинность своих положений, а также выражает авторитет традиции и конфессиональные нормы религиозного опыта. Религиозная философия осознаёт свой исторический характер и отражает соотношение индивидуального религиозного опыта философа с конфессиональным опытом той религиозной традиции, к которой философ принадлежит.

    3. В сочинениях П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева понятие «антиномия» приобретает новые коннотации по сравнению с его логическим значением у Канта. Антиномия считается выражением противоречивости как природного свойства человеческого интеллекта или объективной характеристикой ситуации взаимодействия человека со сверхъестественным. Антиномизм названных мыслителей носит в большей степени религиозный характер, чем философский, и близок к апофатизму. Несмотря на специфику антиномизма у каждого из названных русских философов, акцент в нём ставится не на фиксации оппозиции тезиса и антитезиса, не на поиске способов решения антиномии, а на противоречивом единстве суждений, выражающих истины религиозного сознания, поскольку эти авторы считают антиномию единственно верной логической формой для выражения отношения религиозного сознания к объективности.

    4. Апофатическое богословие восточных отцов Церкви представляет собой диалектическое единство мистических и теоретико-дискурсивных элементов религиозного сознания. Данное единство выражается в специфическом языке богословия, использующем не столько термины и понятия, сколько символы и аналогии («образы» и «подобия»), и замене «дискурса сущности» «дискурсом отношения», то есть замене стремления выразить то, что есть объект сам по себе, выражением того, каков объект по отношению к познающему субъекту. Применительно к объекту богословия это означает отрицание сущностного познания Бога и утверждение его энергийного постижения и личностного взаимодействия с ним – актов, находящихся за пределами интеллектуальных познавательных процессов.

    5. В числе идейных факторов формирования отрицательной диалектики русской религиозной философии следует учитывать философско-теологический апофатизм средневековой западноевропейской мысли, транслированный в русскую философию и непосредственно сочинениями Эриугены, Экхарта, Николая Кузанского, Бёме и опосредованно – через немецких романтиков, особенно, через философию Шеллинга. Это «апофатизм сущности» (Х. Яннарас), рассматривающий апофатику исключительно как логический негативизм в суждениях о сущности и чреватый скептицизмом и агностицизмом. Вследствие такого понимания, апофатизм был лишён в схоластике статуса самостоятельного метода и получил развитие в спекулятивной мистике, «периферийной» и даже «еретической» по отношению к доктрине Западной Церкви.

    6. П.А. Флоренский, считая антиномизм неотъемлемым свойством рационалистического дискурса, утверждает конститутивность антиномий для дискурсивной репрезентации содержания религиозного сознания и демонстрирует эффективность применения антиномизма в рефлексии над догматами христианства. Метод П.А. Флоренского близок к поляризму, поскольку в большинстве случаев останавливается на фиксации взаимоисключения элементов бинарной оппозиции, объявляя дальнейшее интеллектуальное движение невозможным. Называя свой метод диалектическим, П.А. Флоренский рассматривал его в качестве наиболее адекватного и честного метода отражение динамичной действительности. Ведущая роль антиномической диалектики Флоренского отмечается в его теории символа и философии имени.

    7. С.Н. Булгаков считает антиномический дискурс внутренне необходимым для религиозной теории, потому что только антиномии могут адекватно выразить суть религиозного сознания, которое есть сознание противоречивого единства трансцендентного и имманентного. Главная задача антиномического дискурса, по Булгакову, обнаружить недостаточность возможностей человеческого разума выразить сверхъестественное. Свою философию Булгаков конструирует как философию антиномий, полагая, что антиномия – тот предел, до которого может дойти философия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Шефф галина альбертовна формирование и развитие философии религии в русской религиозной философии

    Автореферат диссертации
    ... философских наук, доцент АстаповСергейНиколаевич Ведущая организация: Южно- ... . – М., 2008. – 32 с. 21 Астапов С.Н. Антиномизмкакспособрепрезентациирелигиозногосознания (наматериалерусскойрелигиознойфилософии первой половины ХХ века): дис ...
  2. Ожидание будущего

    Книга
    ... русскойрелигиознойфилософии С.Н. Астапов так определяет значение булгаковского антиномизма: «… антитетика Булгакова – это методологический базис всей философии о. Сергия ...

Другие похожие документы..