textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Учреждение Российской академии наук

Государственная публичная научно-техническая библиотека

Сибирского отделения РАН

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»

Библиотечно-информационная деятельность

Методические рекомендации
(для преподавателей и студентов вузов

специальности 071201 / направления подготовки 071900)


Новосибирск

2011

УДК

02(075.8)

ББК

78.3я73

Б59

Отв. составители:

канд. пед. наук Е. Б. Артемьева

канд. искусствоведения, доцент Н. С. Мурашова

Б59

Библиотечно-информационная деятельность : метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Учреждение Рос. акад. наук Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН ; Новосиб. гос. пед. ун-т ; отв. сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. – Новосибирск, 2011. – 172 с.

ISBN 978-5-94560-224-3

Издание включает составленные на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 071201 / направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» методические рекомендации по прохождению учебной, производственной, педагогической практики, подготовке и защите выпускной квалификационной работы, а также программу государственного экзамена.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов учреждений библиотечного образования.

УДК 02(075.8)

ББК 78.3я73

ISBN 978-5-94560-224-3

© Учреждение Российской академии наук

Государственная публичная научно-техническая

библиотека Сибирского отделения РАН

(ГПНТБ СО РАН), 2011

© Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический

университет», 2011

Содержание

Введение 6

Методические рекомендации по профессиональной практике 8

Предисловие 8

1 Общие положения 8

2 Характеристика видов практики 9

3 Базы практики 14

4 Требования к прохождению практики 16

5 Порядок прохождения практики 16

6 Отчетные документы 17

7 Этапы учебно-ознакомительной практики 19

8 Этапы учебной практики 22

9 Этапы производственной практики 25

10 Этапы педагогической практики 31

Список рекомендованной литературы 34

Список использованной литературы 40

Приложения 41

Программа государственного экзамена 50

Общепрофессиональные дисциплины 50

Раздел 1 Общее библиотековедение 50

Раздел 2 Общее библиографоведение 76

Раздел 3 Социальные коммуникации 82

Раздел 4 Документоведение 84

Раздел 5 Аналитико-синтетическая переработка информации 90

Раздел 6 Информатика 98

Раздел 7 Информационные технологии 109

Цикл специальных дисциплин 114

Раздел 8 Библиотечный фонд 114

Раздел 9 Библиотечный менеджмент 122

Раздел 10 Библиотечное обслуживание 129

Раздел 11 Библиографическая деятельность библиотеки 141

Раздел 12 Основы педагогического мастерства 145

Раздел 13 Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин 148

Введение

Подготовка кадров с высшим образованием по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» осуществляется в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО НГПУ) на факультете культуры и дополнительного образования; выпускающей является кафедра социально-культурной и библиотечной деятельности (СКиБД), активно сотрудничающая с научными библиотеками региона, прежде всего, с Государственной публичной научно-тех­ни­ческой библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН).

Согласно Договору между ГПНТБ СО РАН и ГОУ ВПО НГПУ, на базе ГПНТБ СО РАН осуществляется обучение студентов по об­щепрофессиональным и специальным дисциплинам. Лекционные, семинарские и лабораторные занятия проводят ведущие специалисты Библиотеки, которые одновременно являются преподавателями кафедры СКиБД НГПУ.

Базами практики являются ГПНТБ СО РАН, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирская областная юношеская библиотека, Новосибирская областная детская библиотека, Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, вузовские и другие библиотеки города.

Методические материалы, представленные в издании, составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также СТО НГПУ 7.5.3-01/01-2009 «Выпускная квалификационная работа: Требования» и СТО НГПУ 7.5-05/02-2009 «Организация и проведение профессиональных практик».

Методические материалы включают: рекомендации по профессиональной практике (составитель О. В. Макеева); материалы к государственной аттестации: программу государственного экзамена и темы выпускных квалификационных работ (составители: канд. пед. наук Е. Б. Артемьева – курс «Общее библиотековедение»; канд. пед. наук В. Г. Свирюкова – курсы «Общее библиографоведение», «Библиографическая деятельность библиотеки»; В. В. Безбородова – курс «Социальные коммуникации»; канд. пед. наук Н. И. Под­корытова – курсы «Документоведение», «Библиотечный фонд»; д-р пед. наук, профессор О. Л. Лаврик, И. Ю. Чубукова – курс «Аналитико-синтетическая переработка информации»; канд. пед. наук Т. А. Калюжная, Е. Б. Грешнов, А. И. Павлов – курс «Информатика»; канд. пед. наук Т. В. Дергилёва – курс «Библиотечное обслуживание; д-р культурологии, профессор Г. Б. Пар­шукова – курсы «Библиотечный менеджмент», «Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин»; канд. пед. наук Н. С. Редькина – курс «Информационные технологии»; канд. пед. наук, доцент Н. В. Фёдорова – курс «Основы педагогического мастерства»); рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (составитель канд. пед. наук Е. Б. Ар­темьева).

Материалы обсуждены на заседании кафедры СКиБД, утверждены ученым советом факультета культуры и дополнительного образования (январь, 2011), могут быть полезны как студентам, так и преподавателям.

Методические рекомендации
по профессиональной практике

Предисловие

Методические рекомендации составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», утвержденному 13.02.2003 и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавриат), утверж­денному 13.01.2010, и учитывают требования Системы менеджмента качества Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (СМК ГОУ ВПО НГПУ).

Методические рекомендации по учебной практике предназначены для студентов специальности 071201 / направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».

Составитель:О. В. Макеева, старший преподаватель кафедры СКиБД.

Рецензент:канд. пед. наукЕ. Б. Артемьева, доцент кафедры СКиБД.

1 Общие положения

Профессиональная практика является обязательным элементомобразовательных программ подготовки специалистов, бакалавров и магистров в ГОУ ВПО НГПУ. Организация профессиональных практик направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студента­ми профессионально-прак­тической деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Планирование всех видов практик производится в соответствии с ГОС ВПО на основании утвержденных учебных планов, графиков учебного процесса, действующих нор­мативных и методических документов.

Профессиональная практика – форма профессионального обучения в высшем учебном заведении и средство профессионального становления и развития будущих специалистов; она проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельно­сти. Процесс практики направлен на интенсификацию про­фессионального и личностного развития сту­дента. Профессиональная практика состоит из двух основных видов – учебная и про­извод­ст­венная.

Студенты, обучающиеся по специальности «Библиотечно-ин­формационная деятельность», проходят учебно-ознакомитель­ную, учебную, библиотечно-производственную, производственную, педагогическую и преддипломную практики.

Студенты, обучающиеся по направлению «Библиотечно-инфор­мационная деятельность» (бакалавриат), проходят учебную и производственную практики.

2 Характеристика видов практики

Учебная практика студентов, обучающихся по специальности / направлению подготовки «Библиотечно-производственная деятель­ность» (БИД), включает учебно-ознакомительную и собственно учебную практику.

Учебно-ознакомительная практика направлена на формирование первичного профессионального самосознания, а также на получение первичных представлений о составе и структуре профессиональных знаний, умений и навыков.

В результате прохождения учебно-ознакомительной практики студент должен знать основные типы библиотечно-информацион­ных учреждений, орга­низационно-правовые формы библиотечно-информационной деятель­ности.

Учебная практика направлена на углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения; на формирование первичных профессиональных умений и навыков по избранной специальности; на подготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин; на формирование у студентов целостной научной картины и профессионального мышления; на развитие потреб­ности в самообразовании и самосовершенствовании профессиональных знаний и умений.

В результате прохождения учебной практики студент должен владеть основными технологиями библиотечно-информационной деятельности, в том числе по профилю подготовки.

Производственная практика направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; на формирование профессиональных умений и навыков, устойчивой и адекватной профессиональной направлен­ности; на воспитание устойчивого интереса к профессии, убеж­денности в правильности ее выбора; на формирование опыта творческой деятельности, исследовательского подхода к про­цессу профессиональной деятельности; на проверку профессиональной готовности к самостоя­тельной трудовой деятельности.

После прохождения производственной практики профессиональные знания и умения студента-практиканта должны соответствовать следующим квалификационным требованиям.

Студент должен

знать:

  • задачи и технологии библиотечно-информационной деятельности;

  • требования к современному методическому оснащению библиотечных процессов;

  • факторы и условия успешного обеспечения информационных потребностей пользователей;

уметь:

  • планировать и анализировать собственную деятельность;

  • ориентироваться в многообразии библиотечных процессов;

  • формулировать конкретные задачи и определять путь их решения;

  • организовывать последовательное выполнение технологических процессов для успешного решения поставленных задач.

Приобретение первоначальных навыков и умений избранной профессии в процессе производственной практики могут быть освоены через следующие практические виды деятельности:

1) формирование фонда библиотеки (комплектование, организация, расстановка, учет, хранение, управление фондом);

2) каталогизация документов (библиографическое описание, определение полочных и каталожных индексов, координатное индексирование с помощью ключевых слов и предметных рубрик, создание системы каталогов, алфавитно-предметного указателя, работа с электронным каталогом и базами данных);

3) библиографическая деятельность (создание системы картотек, рекомендательные списки и библиографические указатели, обучение студентов основам информационной культуры);

4) библиотечное обслуживание на абонементе и в читальном зале (индивидуальная и массовая работа с пользователями, выставочная деятельность, реклама и т. д.).

Данные виды деятельности способствуют приобретению профессиональных, организационных и творческих навыков / общепрофессиональных и предметных компетенций через включение в производственную деятельность различных отделов библиотеки, приобщение к конкретным производственным задачам, участие в библиотечном производственном процессе.

В результате прохождения производственной практики у студента должны сформироваться компетенции:

  • общекультурные:

    • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

    • профессиональные:

    • готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры;

    • способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность;

    • владение методами качественной и количественной оценки работы библиотеки;

    • готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности;

    • готовность к решению задач по организации и осуществлению информационного планирования, учета и отчетности;

    • способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных учреждений;

    • способность управлять профессиональными инновациями;

    • способность к организации системы маркетинга библиотечно-информационной деятельности;

    • готовность к социальному партнерству;

  • в области проектной деятельности:

  • готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информа­ционной деятельности;

  • в области научно-исследовательской и методической деятельности:

  • способность к изучению и анализу библиотечно-информа­ци­онной деятельности;

  • готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности;

  • готовность к аналитико-синтетической переработке информации;

  • в области информационно-аналитической деятельности:

  • готовность к созданию информационно-аналитической про­дукции на основе анализа информационных ресурсов;

  • в области психолого-педагогической деятельности:

  • готовность к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки.

Педагогическая практика студентов является составной частью образовательного процесса в педагогическом вузе. Она предназначена для закрепления полученных теоретических знаний, а также способствует освоению студентами навыков будущей профессии – библиотекаря-библиографа, преподавателя.

Педагогическая практика направлена на формирование у студентов функциональных компетенций, развитие способностей к выполнению задач в профессиональной и образовательной сферах, умение анализировать и интерпретировать учебную и учебно-методическую литературу, моделировать, проводить и оценивать отдельные элементы образовательного процесса; овладение современными приемами диагностики знаний обучаемых, новыми образовательными технологиями, приемами и методами учебно-вос­питательной работы.

Приобретение первоначальных навыков и умений профессии преподавателя в процессе педагогической практики может быть освоено через обучение пользователей библиотеки основам информационной культуры:

  1. правилам библиографического описания, в том числе аналитического описания;

  2. алгоритмам поиска информации по традиционным каталогам и картотекам;

  3. различным видам поиска по электронному каталогу;

  4. методике поиска информации в Интернете;

  5. использованию информации с сайта библиотеки.

Педагогическая практика способствует осознанию профессиональных, организационных и творческих основ профессии библиотекаря-библиографа, преподавателя.

Принципы, цели и задачи педагогической практики

Педагогическая практика является одним из факторов профессиональной подготовки студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Практика позволяет студенту ознакомиться со спецификой и технологией обучения пользователей основам информационной культуры, с задачами, функциями и содержанием процесса обучения.

Цели практики:

  • закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения;

  • формирование умений передачи пользователям знаний по основам информационной культуры;

  • овладение методикой преподавания библиотечно-информа­ци­он­ных дисциплин.

Задачи практики:

  • ознакомление с методикой обучения пользователей;

  • приобретение первичных навыков, необходимых для реализации функций педагога (воспитательной, образовательной, психологической, организационной и т. д.);

  • ознакомление с методами и способами массово-просветитель­ской работы библиотек с разными группами пользователей;

  • ознакомление с методами и способами преподавательской дея­тельности в профильных ссузах и вузах;

  • адаптация и усиление интереса к будущей профессии;

  • развитие коммуникативных способностей.

Во время прохождения практики студент организует и проводит теоретические и практические занятия по основам информационной культуры, а также культурно-информационные мероприя­тия с различными группами пользователей:

  • критико-аналитические (различные виды обсуждений художественной и отраслевой литературы, литературные диспуты, громкие чтения, вечера вопросов и ответов);

  • позитивно-иллюстративные (различные встречи с интересными людьми, литературные вечера и литературно-художествен­ные композиции, игровые программы и т. д.);

  • рекомендательно-информационные (устные журналы, премьеры или презентации книг, обзоры литературы и т. д.);

  • опосредованной рекомендации книг (экскурсии по библиотеке, библиотечные уроки и т. д.).

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в орга­низациях составляет 6 часов вдень при шестидневной рабочей неделе.

Для студентов, обучающихся по специальности, общее количест­во часов составляет:

  • учебная практика – 2 недели, 72 ч;

  • производственная – 4 недели, 144 ч;

  • педагогическая – 2 недели, 72 ч.

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки:

  • учебная практика – 5 недель, 180 ч;

  • производственная практика – 6 недель, 216 ч.

Режим работы практиканта может быть изменeн в соответствии с внутренним распорядком работы библиотеки.

3 Базы практики

Базами профессиональной практики студентов специалитета, бакалавриата и магистратуры мо­гут выступать библиотеки разных организационно-правовых форм, соответствующие направлению подготовки и обеспе­чивающие высокий профессиональный уровень методического сопровождения студентов-практикантов: уни­версальные библиотеки (областные научные, юношеские, детские) и муниципальные общедоступные публичные библиотеки; вузовс­кие, академические, научно-технические, специальные (обслуживающие особые категории пользователей) и т. д.

При выборе библиотеки – базы практики используются объективные критерии. К ним относятся:

  • соответствие профиля основной деятельности организации содержанию ООП;

  • обеспеченность квалифицированными руководителями;

  • оснащенность современным обору­дованием, использование прогрессивных методик и технологий;

  • возможность получения ма­териала для выполнения курсовых работ и ВКР.

Во время прохождения практики студент работает в качестве помощника библиотекаря или библиографа в различных отделах библиотеки.

Базой педагогической практики студентов мо­гут выступать библиотеки разных организационно-правовых форм и учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, способные обеспечить уровень подготовки, соответствующий стандарту специальности и высокий профессиональный уровень методического сопровождения студентов-практикантов:

  • общедоступные публичные библиотеки (областные научные, юношеские, детские; районные, муниципальные, вузовские, академические, специальные, научно-технические и т. д.);

  • учреждения среднего и высшего профессионального образования.

При выборе базы практики используются следующие критерии: соответствие профиля основной деятельности содержанию основных образовательных программ; обеспеченность квалифицированными руководителями; оснащенность современным оборудованием, использование прогрессивных методик и технологий; возможность получения ма­териала для курсовых работ и выпускной квалификационной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечно-информационная деятельность (1)

    Автореферат диссертации
    ... информационных ресурсов» Менеджмент библиотечно-информационнойдеятельности 217 Маркетинг библиотечно-информационнойдеятельности 245 Управление библиотечным делом 265 Экономика библиотечно-информационнойдеятельности 283 ...
  2. Библиотечно-информационная деятельность (2)

    Методические рекомендации
    ... и программ развития библиотечно-информа­ционнойдеятельности; в области научно-исследовательской и методической деятельности: способность к изучению и анализу библиотечно-информа­ци­оннойдеятельности; готовность ...
  3. Библиотечно-информационная деятельность (3)

    Автореферат диссертации
    ... информационных ресурсов» Менеджмент библиотечно-информационнойдеятельности 217 Маркетинг библиотечно-информационнойдеятельности 245 Управление библиотечным делом 265 Экономика библиотечно-информационнойдеятельности 283 ...
  4. Библиотечно-информационная деятельность уважаемые абитуриенты!

    Вопросы к экзамену
    ... информационного и управленческого содержания. Направление «Библиотечно-информационнаядеятельность» дает уникальную возможность объединить их! Профиль «Менеджмент библиотечно-информационнойдеятельности» ...
  5. Председатель ИННОВАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    ... с такими дисциплинами как «Менеджмент библиотечно-информационнойдеятельности», «Информационно-библиотечное право», «Маркетинг библиотечно-информационнойдеятельности», «Экономика библиотечно-информационнойдеятельности» и др. При подготовке ...

Другие похожие документы..