Главная > Методическое пособие


Тема № 15

Проблемы и этапы развития марксистской философии

Ключевые слова: марксизм, материалистическое понимание истории, производственные отношения, производительные силы, базис, надстройка, обществено-экономическая формация, социальная революция, критическая теория, отчуждение, коммуникативное действие (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Социально-исторические и идейные источники философии марксизма. Материалистическое понимание истории и его методологическое значение в социальном познании.

  2. Значение философии марксизма для развития социально-критической традиции неомарксизма и постмарксизма.

  3. Критический анализ современного капитализма в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – проанализировать социально-исторические предпосылки и теоретические источники возникновения марксизма, а также основные черты, проблемы и достижения марксистской философии, используя основные категории марксизма: материалистическое понимание истории, отчуждение, базис, надстройка, общественно-экономическая формация и др.

  2. Во втором вопросе – дать общую характеристику продолжения и развития идей марксизма в социально-критической традиции неомарксизма и постмарксизма (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Д. Лукач).

  3. В третьем вопросе – опираясь на приведенный фрагмент первоисточника, Вам необходимо проследить эволюцию западного марксизма на примере критической теории общества Ю. Хабермаса.

Первоисточники для анализа:

1. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // Избр. пр. : в 3 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 535 – 537.

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. … нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации … Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».

2. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – М., 2000. – С. 91– 92.

«Коммуникативными я называю такие интеракции, в которых их участники согласуют и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость. …В то время как в стратегическом действии один воздействует на другого эмпирически, угрожая применением санкций или рисуя перспективы вознаграждения, для того чтобы понудить его к продолжению столь желанного общения, в коммуникативном действии один предлагает другому рациональные мотивы присоединиться к нему в силу скрепляющего иллокутивного эффекта, которым обладает приглашение к речевому акту».

Дополнительная литература:

  1. Адорно, Т. В. Негативная диалектика / Т. В. Адорно. – М., 2003.

  2. Карл Маркс и современная философия : сб. материалов науч. конф. к 180-летию со дня рождения К. Маркса, Москва, 1999 г. / редкол. : Н. И. Лапин (отв. ред.) [и др.]. – М., 1999.

  3. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.

  4. Маркс, К. К критике политической экономии / К. Маркс // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – Т.13. – С. 5 – 9.

  5. Маркс, К. Экономико-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 42.

  6. Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003.

  7. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – М., 2000.

  8. Харин, Ю. А. Марксистская социальная диалектика / Ю. А. Харин. – Минск, 1985.

Тема №16

Проблемы и исторические формы позитивистской философии

Ключевые слова: метафизика, спекулятивный, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, закон трех стадий, верификация, фальсификация, конвенционализм, революция в науке, парадигма, философия науки (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Критика классической философии и программа преодоления метафизики в философии позитивизма. Основные исторические формы позитивизма.

  2. «Позитивная философия» О. Конта.

  3. Эволюция неопозитивизма: от «психологизма» эмпириокритиков к аналитической философии.

  4. Постпозитивизм и философия науки.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – пояснить сложившуюся в познании (после И. Канта) ситуацию, раскрыть смысл и содержание так называемой «позитивной» программы выхода из гносеологического кризиса и указать основные исторические этапы развития позитивизма.

  2. Во втором вопросе – изложить основные идеи «Позитивной философии» О.Конта, основателя классического позитивизма и автора «закона трех стадий». Необходимо также прояснить точку зрения О. Конта в вопросе о соотношении науки и философии.

  3. В третьем вопросе – раскрыть причины кризиса теоретико-методологических оснований самого позитивизма и проследить эволюцию его представлений о принципах научного познания от эмпириокритицизма к неопозитивизму (теория элементов, верификация, фальсификация, конвенционализм).

  4. В четвертом вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо дать общее заключение о несостоятельности претензии позитивизма заменить наукой философию, а также о его логическом завершении в постпозитивизме и философии науки.

Первоисточники для анализа:

1. Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт // Антология мировой философии : в 4 т. – Т. 3. – М., 1971. – С. 550–551.

«Рассматриваемое сначала в его более старом и более общем смысле слово «положительное» означает реальное в противоположность химерическому: в этом отношении оно вполне соответствует новому философскому мышлению, характеризуемому тем, что оно постоянно посвящает себя исследованиям, истинно доступным нашему уму, и неизменно исключает непроницаемые тайны, которыми он преимущественно занимался в период своего младенчества. Во втором смысле, чрезвычайно близком предыдущему, но, однако, от него отличном, это основное выражение указывает контраст между полезным и негодным: в этом случае оно напоминает в философии о необходимом назначении всех наших здоровых умозрений – беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства. В своем третьем обычном значении это удачное выражение часто употребляется для определения противоположности между достоверным и сомнительным: оно указывает, таким образом, характерную способность этой философии самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной общностью целого рода логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и нескончаемых споров, которые должен был порождать прежний образ мышления. Четвертое обыкновенное значение, очень часто смешиваемое с предыдущим, состоит в противопоставлении точного смутному. Этот смысл напоминает постоянную тенденцию истинного философского мышления добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям; между тем как старый философский метод неизбежно приводит к сбивчивым мнениям, признавая необходимую дисциплину только в силу постоянного давления, производимого на него сверхъестественным авторитетом.

Наконец, нужно отметить особо пятое применение, менее употребительное, чем другие, хотя столь же всеобщее – когда слово «положительное» употребляется, как противоположное отрицательному.

В этом случае оно указывает одно из наиболее важных свойств истинной новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать».

2. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы : в 2 ч. – М., 1994. – Ч. 1. – С.24.

«4.111. Философия не является одной из наук. (Слово «философия» должно обозначать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками.)

4.112. Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений.

Результат философии не «философские предложения», а достигнутая ясность предложений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми».

3. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – Благовещенск, 1998. – С. 8, 28–29, 37–38.

«…Проведя один год в обществе, состоявшем главным образом из специалистов в области социальных наук, я неожиданно столкнулся с проблемой различия между их сообществом и сообществом ученых-естественников, среди которых обучался я сам.

Попытки найти источник этого различия привели меня к осознанию роли в научном исследовании того, что я впоследствии стал называть «парадигмами». Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

… Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования.

Изучение парадигм … является тем, что главным образом и подготавливает студента к членству в том или ином научном сообществе. Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормальной науки, то есть генезиса и преемственности в традиции того или иного направления исследования.

…Общепризнанная парадигма является основной единицей измерения для всех изучающих процесс развития науки. Формирование парадигмы и появление на ее основе более эзотерического типа исследования является признаком зрелости развития любой научной дисциплины.

…. Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться лучшей, чем конкурирующие с ней другие теории, но она вовсе не обязана объяснять все факты, которые могут встретиться на ее пути. … Благодаря этой теории можно было заранее предположить, какие эксперименты стоит проводить и какие эксперименты не могли иметь существенного значения…».

4. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. М., 1995. – С. 7, 8, 9.

«К. Поппер пришел к выводу, что доблесть ума заключается не в том, чтобы быть осторожным и избегать ошибок, а в том, чтобы бескомпромиссно устранять их. Быть смелым, выдвигая гипотезы, и беспощадным, опровергая их, – вот девиз Поппера. Честь интеллекта защищается не в окопах доказательств или «верификаций», окружающих чью-либо позицию, но точным определением условий, при которых эта позиция признается непригодной для обороны. Марксисты и фрейдисты, отказываясь определять эти условия, тем самым расписываются в своей научной недобросовестности. Вера – свойтсвенна человеку по природе и потому простительная слабость, ее нужно держать под контролем критики; но предвзятость (commitment), считает Поппер, есть тягчайшее преступление интеллекта.

Иначе рассуждает Т. Кун. Как и Поппер, он отказывается видеть в росте научного знания кумуляцию вечных истин. Он также извлек важнейший урок из того, как эйнштейновская физика свергла с престола физику Ньютона. И для него главная проблема – «научная революция». Но если, согласно Попперу, наука – это процесс «перманентной революции», а ее движущей силой является рациональная критика, то, по Куну, революция есть исключительное событие, в определенном смысле выходящее за рамки науки; в периоды «нормальной науки» критика превращается в нечто вроде анафематствования. Поэтому, полагает Кун, прогресс, возможный только в «нормальной науке», наступает тогда, когда от критики переходят к предвзятости. Требование отбрасывать, элиминировать «опровергнутую» теорию он называет «наивным фальсификационизмом». Только в сравнительно редкие периоды «кризисов» позволительно критиковать господствующую теорию и предлагать новую».

Дополнительная литература:

  1. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат // Л. Витгенштейн // Философские работы : в 2 ч. – М., 1994. – Ч. 1. – С. 5–73.

  2. В поисках теории развития науки. Очерки западноевроп. и амер. концепций ХХ в. / отв. ред. С. Р. Микулинский, В. С. Черняк. – М., 1982.

  3. Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

  4. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины ХIХ – начала ХХ века: учеб. пособие. / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М., 1988. – С.23–116.

  5. Козлова, М. С. Философия и язык (Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма ХХ в.) / М. С. Козлова. – М., 1972.

  6. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.

  7. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 1995.

  8. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. : в 55 т. – М., 1968. – Т. 18.

Тема № 17

Современная западная религиозная философия

Ключевые слова: томизм, неотомизм, экуменизм, провиденциализм, креационизм, свобода воли, символ веры, теория двух истин, гармония веры и разума, феномен человека, ноосфера (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Религия и философия как исторические типы мировоззрения. Общая характеристика современной религиозной философии.

  2. Неотомизм как официальная философия современной католической церкви.

  3. Религия и наука как альтернативные формы познания мира человеком. Синтез современной науки и религии в философии П. Тейяра де Шардена.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – охарактеризовать религию и философию как исторические типы мировоззрения, показать общие и отличительные черты этих форм культуры, а также указать основные направления современной религиозной философии.

  2. Во втором вопросе – показать стремление к модернизации учения Фомы Аквинского (томизма) и поиск компромиссов с современной наукой в неотомизме (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Ю. Бохеньский).

  3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо дать свою оценку синтеза современной науки и религии на примере оригинального учения французского католического теолога П. Тейяра де Шардена, стремившегося ввести идею развития и эволюции в философию неотомизма.

Первоисточники для анализа:

1. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М. :Наука, 1987. С. 155.

«…Жизнь может продвигаться вперед лишь большими множествами. Поэтому, когда ее поток выходит из узких горловин, где она была как бы стиснута новой мутацией, то чем ỳже горловина, из которой она выходит, и чем обширнее пространство, которое она должна покрыть своей волной, тем больше ей необходимо воспроизвести себя во множестве. Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле.

Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни. Другими словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы. В стремлении к умножению и организованной экспансии резюмируется и в конечном счете выражается, – для того, кто умеет видеть, – вся предыстория и вся история человечества, со времени его происхождения и до наших дней».

2. Тейяр де Шарден, П. Божественная среда / П. Тейяр де Шарден. – М., 1992. – С. 213.

«В большом человеческом потоке три течения (восточное, гуманное, христианское) всё ещё противостоят друг другу. Однако имеются живые признаки их сближения. Восток, по-видимому, уже почти отказался от первоначальной пассивности своего пантеизма... Культ прогресса всё шире распахивает свои космогонические системы перед силами духа и свободы. Христианство начинает примиряться с усилиями человечества. Во всех трёх течениях тайно трудится тот же дух, который создал меня самого... Общая конвергенция религий во всемирном Христе, который, в сущности, удовлетворяет всех, – такой мне представляется единственная возможность обращения мира и единственная форма религии будущего».

3. Жильсон, Э. Философ и теология / Э. Жильсон. – М., Гнозис, 1995. – С. 170.

«Обретя вместе с другими христианами добродетель веры, которая никогда не разлучается с надеждой и любовью, теолог использует все силы, данные ему природой, чтобы получить знание об объекте веры, дающее ему при всей своей неполноте и относительности возможность божественного видения уже в этом мире, при том что полнота этого видения осуществится только в мире грядущем. Можно сказать, что теолог в своем понимании идет против течения и поднимается к своему источнику, стремясь внутри своей веры достигнуть того сокровенного места, в котором он уже пребывает, но которое ему хотелось бы увидеть не только как загадку или как изображение. Никто, за исключением святых, не может претендовать на скорое осуществление этого желания, однако пытаться все же стоит, если мы хотим философствовать согласно духу св. Фомы».

Дополнительная литература:

  1. Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М. , 1988.

  2. Жильсон, Э. Философ и теология / Э. Жильсон. – М., 1995.

  3. Круглов, А. А. Истории и теория свободомыслия / А. А. Круглов. – Минск, 1996.

  4. Орлов, С. В. История философии / C. В. Орлов. – СПб., 2006.

  5. Православная церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. – СПб., 1994.

  6. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.

  7. Лейн, Т. Христианские мыслители / Т. Лейн. – СПб., 1997.

  8. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

Тема № 18

Проблема человеческого существования в экзистенциализме

Ключевые слова: бытие человека, сущность и существование, экзистенция, «пограничная ситуация», свобода, ответственность, страх, отчуждение, отчаяние, жизнь и смерть, экзистенциализм, гуманизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Человеческое существование как предмет исследования в философии экзистенциализма. Основные школы и представители.

  2. Проблема сущности и существования как основной вопрос философии экзистенциализма.

  3. Проблема свободы, гуманизма и ответственности в экзистенциальной философии.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – охарактеризовать предпосылки возникновения, основные понятия и проблемы экзистенциальной философии, а также показать различия школ и направлений (религиозного и атеистического экзистенциализма).

  2. Во втором вопросе – раскрыть содержание понятий «сущность» и «существование» как центральных категорий экзистенциалистского учения о мире и бытии человека в мире.

  3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо раскрыть смысл человеческого существования в экзистенциализме, используя понятия: «пограничная ситуация», свобода, ответственность, страх, отчуждение, отчаяние, гуманизм.

Первоисточники для анализа:

1. Марсель, Г. Ответственность философа в современном мире / Г. Марсель // Путь в философию. Антология. – М., 2001. – С. 267.

«Возвращаясь еще раз к идее ответственности, я хотел бы сказать, что, быть может, именно в свете этой идеи экзистенциальной зрелости можно наилучшим образом постичь ее природу. В самом деле, мы видим, что ответственность философа в отношении самого себя лишь ценой абстракции может быть обособлена от его ответственности в отношении других людей: никогда и ни в каком случае ему не дозволено отмежевываться от них, предоставляя себе какой-либо привилегированный статус. На мой взгляд, философ, достойный этого имени, может быть способен к творческому развитию и даже просто к самоопределению лишь под знаком этого братства». 

2. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов : сб. / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. – М., 1990. – С. 423–424, 427.

«Атеистический экзистенциализм … учит, что если даже бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. Что это означает: «существование предшествует сущности»? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Но что мы хотим этим сказать, кроме того, что у человека достоинства больше, нежели у камня или стола? Ибо мы хотим сказать, что человек, прежде всего, существует, что человек – существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек – это, прежде всего, проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает… Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

… Но когда мы говорим, что человек ответствен, то эта не означает, что он ответствен только за свою индивиду­альность. Он отвечает за всех людей. Слово «субъекти­визм» имеет два смысла, и наши оппоненты пользуются этой двусмысленностью. Субъективизм означает, с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны — что человек не может выйти за пре­делы человеческой субъективности. Именно второй смысл и есть глубокий смысл экзистенциализма. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хо­тим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем,— всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом дли всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы пред­полагать, так как распространяется на все человечест­во.

… Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я вы­ражаю словами: человек осужден быть свободным. Осу­жден, потому что не сам себя создал; и все-таки свобо­ден, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Экзистенциалист не верит во всесилие страсти. Он никогда не станет утверждать, что благород­ная страсть — это всесокрушающий поток, который не­умолимо толкает человека на совершение определенных поступков и поэтому может служить извинением».

Дополнительная литература:

  1. Абанньяно, Н.  Введение в экзистенциализм / Н. Абанньяно. – СПб., 1998.

  2. Марсель, Г. Трагическая мудрость философии / Г. Марсель – М., 1995.

  3. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто / Ж. П.Сартр. – М., 2000.

  4. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж. П.Сартр // Сумерки богов : сб. / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. – М., 1990.

  5. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 1997.

  6. Путь в философию. Антология. – М., 2001.

  7. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    ... философии Малыхина Г.И. Л О Г И К А Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» длястудентовзаочной и дистанционнойформобучения ... ЛОГИКА» ДНЯ СТУДЕНТОВЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Контрольнаяработа по логике является формой отчёта студента-заочника о ...
  2. Паказальнік літаратуры якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2 2010 г

    Документ
    ... выполнению дипломных работдлястудентоввсехспециальностей педагогического факультета ... [2] с. Философия : методическое пособие к выполнению контрольныхработдля студен-тов всехспециальностейБГУИРзаочной и дистанционнойформобучения / Ми- ...
  3. Регистрационный № УД- /р ФИЛОСОФИЯ Рабочая учебная программа для специальности 2

    Рабочая учебная программа
    ... пособие по курсу философии и культурологии длястудентоввсехспециальностейБГУИР, аспирантов и ... Харин. – Минск, БГУИР, 2004 . 3.12. Философия: Практикум длястудентов вечерней, заочной и дистанционнойформобучения / Сост. Л.Н.Александрова ...
  4. Паказальнік літаратуры якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2 2011 г

    Документ
    ... заочной и дистанционнойформобучения / В. А. Липницкий, Н. В. Спичекова. ― Минск : БГУИР, ... контрольнойработе по дисциплине "Основы экологии и энергосбережения" длястудентоввсехспециальностейБГУИРзаочнойформыобучения. ― Минск : БГУИР ...
  5. Регистрационный № УД- /р КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рабочая учебная программа для специальности

    Рабочая учебная программа
    ... Контрольныеработы 1 Всего часов 50 Форма получения высшего образования дистанционная ... работы содержатся в практикуме длястудентоввсехспециальностейБГУИРзаочнойформыобучения ... курсу философии и культурологии длястудентоввсехспециальностейБГУИР, ...

Другие похожие документы..