Главная > Методическое пособие


Тема № 12

Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения

Ключевые слова: сенсуализм, эмпиризм, скептицизм, общественный договор, теория естественного права, Просвещение, свобода, прогресс, деизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Материалистическая философия французского Просвещения и ее достижения.

  2. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо).

  3. Идея свободы и вера в социальный прогресс как идеологическая платформа развития новоевропейской культуры и цивилизации.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – дать общую характеристику эпохи Просвещения, ее социально-исторических особенностей и мировоззренческих оснований, а также показать роль французских просветителей в систематизации достижений материалистической философии XVIII века (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Ламетри).

  2. Во втором вопросе – раскрыть содержание социально-политических теорий мыслителей Просвещения (теория естественного права, общественного договора), связанных с их пониманием взаимосвязи человека и общества, идеей правового государства.

  3. В третьем вопросе Вам необходимо с опорой на приведенные источники показать особенности понимания социального прогресса в данную эпоху, основанного на идее свободы и вере в науку и просвещение.

Первоисточники для анализа:

1. Гольбах, П. Система природы / П. Гольбах // Избр. пр. : в 2 т. – М., 1963. – Т. 1. – С. 66–67.

«Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий. Некоторые из этих причин нам известны, ибо они непосредственно воздействуют на наши чувства. Другие нам не известны, потому что действуют на нас лишь посредством следствий, часто очень удаленных от своих первопричин.

Разнообразнейшие вещества, сочетаясь на тысячи ладов, непрерывно получают и сообщают друг другу различные движения. Различные свойства веществ, их различные сочетания и разнообразные способы действия, являющиеся необходимыми следствиями этих свойств и сочетаний, составляют для нас сущность всех явлений бытия, и от различия этих сущностей зависят различные порядки, ряды или системы, в которые входят эти явления, в совокупности составляющие то, что мы называем природой.

Таким образом, природа, понимаемая в широчайшем смысле этого слова, есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различных сочетаний и различных движений, наблюдаемых нами во вселенной. Природа, понимаемая в более узком смысле или рассматриваемая в каждом отдельном явлении,— это целое, вытекающее из сущности, т. е. из свойств, сочетаний, движений или способов действий, отличающих данное явление от других. Так, человек есть некое вытекающее из комбинаций известных веществ, одаренных специфическими свойствами, целое, устройство, которое называется организацией и сущность которого в том, чтобы чувствовать, мыслить, действовать – одним словом, двигаться способом, отличающим человека от других существ, с которыми он себя сравнивает. В результате этого сравнения человек относит себя к существам особого порядка, системы, класса, отличающимся от класса животных, в которых он не замечает тех же самых свойств, что у себя. Различные системы существ, или, если угодно, их специфические сущности, зависят от общей системы, от великого целого, от всеобъемлющей природы, часть которой они составляют и с которой необходимо связано все существующее».

2. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 334, 336.

«Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей…

Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение наших целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению их цели (которая состоит главным образом в сохранении жизни, а иногда в одном лишь наслаждении) они стараются погубить или покорить друг друга…

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости».

3. Руссо, Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми / Ж. Ж. Руссо // Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 560–561.

«Я замечаю двоякое неравенство в человеческом роде: одно, которое я назову естественным или физическим, так как оно установлено природой, состоит в различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных качеств. Другое же может быть названо нравственным или политическим, так как оно зависит от своего рода договора и установлено или по крайней мере стало правомерным с согласия людей. Оно состоит в различных привилегиях, которыми одни пользуются к ущербу других, в том, например, что одни более богаты, уважаемы и могущественны, чем другие, или даже заставляют их повиноваться себе».

4. Вольтер, Ф. Несведущий философ / Ф. Вольтер // Философские сочинения. – М., 1989. – С. 374.

«LVI. РОЖДЕНИЕ РАЗУМА

Я вижу: ныне, в век, ставший зарей разума, все еще отрастают отдельные головы этой гидры фанатизма. По-видимому, их яд менее смертоносен, а их пасти не столь прожорливы. Кровь не так сильно лилась ради изменчивых милостей, как она очень долго лилась ради полных индульгенций, которыми торговали на рынке; но чудовище еще живо: тот, кто стремится к истине, рискует подвергнуться преследованиям. Надо ли пребывать в этих потемках в праздности? Или следует зажечь светильник, от которого зависть и клевета заново разожгут свои факелы? Лично я полагаю, что истине не следует скрываться от этих чудовищ, как не следует воздерживаться от пищи из страха быть отравленным».

Дополнительная литература:

  1. Гоббс, Т. Сочинения : в 2 т. / Т. Гоббс. – М., 1989.

  2. Руссо, Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми / Ж. Ж. Руссо // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2.

  3. Французское Просвещение и революция. – М., 1989.

  4. Кузнецов, В. Н. Французский материализм XVIII в. / В. Н. Кузнецов. – М., 1981.

  5. Кузнецов, В. Н. Западноевропейская философия XVIII в. / В. Н. Кузнецов, Б. В. Миробский, А. Ф. Грязнов. – М., 1988.

  6. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия / авт.-сост. В. Балязин. – М., 2004.

Тема № 13

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции

Ключевые слова: трансцендентный, трансцендентальный, «вещь в себе», «вещь для нас», априоризм, агностицизм, антиномии, панлогизм, абсолютная идея, диалектика, антропологический материализм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Немецкая классическая философия как образец философии классического типа.

  2. Особенности и основные идеи теория познания И. Канта.

  3. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля.

  4. Учение о человека, обществе и религии в антропологическом материализме Л. Фейербаха.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – охарактеризовать социально-исторические особенности возникновения немецкой классической философии и ее роль в развитии европейской философии.

  2. Во втором вопросе – раскрыть смысл «гносеологической революции» в философии, совершенной И. Кантом, и изложить основные положения его гносеологии, раскрыв содержание понятий «вещь в себе», «вещь для нас», a priori, агностицизм, антиномии.

  3. В третьем вопросе – показать, в чем заключается противоречие между философской системой и методом Г. Гегеля.

  4. В четвертом вопросе – показать метафизическую ограниченность учения Л. Фейербаха о человеке, обществе, религии, а также, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо указать основные черты философии классического типа.

Первоисточники для анализа:

1. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч. : в 6 т. – М., 1964. – Т. 3. – С. 105 – 124.

«Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта; в самом деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на наши чувства и отчасти сами производят представления, отчасти побуждают наш рассудок сравнивать их, связывать или разделять и, таким образом, перерабатывать грубый материал чувственных впечатлений в познание предметов, называемое опытом? Следовательно, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта.

... Поэтому возникает, по крайней мере, вопрос, который требует более тщательного исследования и не может быть решен сразу: существует ли такое независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание? Такие знания называются априорными, их отличают от эмпирических знаний, которые имеют апостериорный источник, а именно в опыте.

.... Мы будем называть априорными знания, безусловно независимые от всякого опыта, а не независимые от того или иного опыта. Им противоположны эмпирические знания, или знания, возможные только a posteriori, т. е. посредством опыта.

... Не трудно доказать, что человеческое знание действительно содержит такие необходимые и в строжайшем смысле всеобщие, стало быть, чистые априорные суждения. Если угодно найти пример из области наук, то стоит лишь указать на все положения математики; если угодно найти пример из применения самого обыденного рассудка, то этим может служить утверждение, что всякое изменение должно иметь причину. 

... Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания. Поэтому чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловно априорного знания. Органоном чистого разума должна быть совокупность тех принципов, на основе которых можно приобрести и действительно осуществить все чистые априорные знания. … Такая пропедевтика должна называться не учением, а только критикой чистого разума, и польза ее по отношению к спекуляции, в самом деле, может быть только негативной: она может служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений, что уже представляет собой значительную выгоду. Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией».

2. Штайндл, Р. От науки к философии : эволюционная эпистемология / Р. Штайндл // Познание в социальном контексте. – М., 1994. – С. 142.

«Одним из важнейших теоретических источников эволюционной теории познания стала, бесспорно, полемика ее сторонников с гносеологией Канта. Сущность «коперниковского поворота» Канта заключалась, как известно, в том, что вопреки преобладавшей ранее философской традиции, согласно которой возникновение и характер человеческого познания зависят от воздействия окружающего человека мира вещей, Кант переходит к толкованию вещей, связанных с нашим опытом, исходя из априорного характера самого познания. Лапидарно Кант это выражает, например, в заключении 36-го «Пролегомена» (1783): «...мыслительные способности не черпают свои (априорные) за­коны из природы, но они ей их предписывают».

3. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель // Соч. : в 14 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М. – Л., 1929 – 1959. – Т. 7. – С. 14 – 17.

«Философия именно потому, что она есть проникновение в разумное, представляет собой постижение наличного и действительного

Что разумно, то действительно;

и что действительно, то разумно.

В диалектическом, как мы его берем здесь, и, следовательно, в постижении противоположностей в их единстве, или, иначе говоря, в постижении положительного в отрицательном, состоит спекулятивное».

4. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. // Соч. : в 14 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М. – Л., 1929 – 1959. – Т. 1 – С. 135 – 141.

«…Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.

… Диалектика обыкновенно рассматривается как внешнее искусство, которое произвольно вносит путаницу в определенные понятия и создает в них лишь видимость противоречий, так что, согласно такому пониманию диалектики, эта видимость мнима, определения же рассудка, напротив, представляют собою истину. … Однако по своему настоящему характеру диалектика, наоборот, представляет собою подлинную собственную природу определений рассудка, вещей и конечного вообще. Уже размышление есть движение мысли, переступающее пределы изолированной определенности, приводящее ее в соотношение с другими, благодаря чему эта определенность полагается в некоторой связи, но, помимо этого, сохраняет свою изолированную значимость. Диалектика же есть, напротив, имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя. … Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а не внешнее, возвышение над конечным. …

В высшей степени важно уяснить себе, как следует понимать и познавать диалектическое. Оно является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания. …Не следует, далее, смешивать диалектику с софистикой, сущность которой как раз и состоит в том, что она выдвигает те или другие односторонние и абстрактные определения в их изолированности, смотря по тому, какого из этих определений требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в котором он находится. … Диалектика существенно отлична от такого способа рассуждения, ибо она именно и ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, т.е. согласно их собственной природе, причем тогда обнаруживается конечность односторонних определений рассудка …

… Как бы упорен ни был рассудок в своем стремлении отвергнуть диалектику, ее все же отнюдь нельзя рассматривать как существующую только для философского сознания, ибо то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики. …

Спекулятивный, или положительно-разумный момент постигает единство определений в их противоположности, утверждение, содержащееся в их разрешении и их переходе.

… Диалектика приводит к положительному результату, потому что она обладает определенным содержанием или, иначе говоря, потому что ее результат есть поистине не пустое, абстрактное ничто, а отрицание известных определений, которые содержатся в результате именно потому, что он есть не непосредственное ничто, а некоторый результат. … Это разумное, хотя оно есть некоторое мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и нечто конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, а единство различенных определений. … В спекулятивной логике содержится чисто рассудочная логика, и первую можно сразу превратить в последнюю; для этого нужно только отбросить в ней диалектический и разумный моменты, и она превратится в то, что представляет собою обыкновенная логика, – в историю различных определений мысли, которые, хотя они на самом деле конечны, считаются чем-то бесконечным…».

5. Фейербах, Л. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношениик свободе воли / Л. Фейербах // Избр. философ. пр. : в 2 т. – М., 1955. – Т. 1. – С. 465 – 466, 469.

«Мораль не может быть выведена и объяснена из одного только Я или из чистого разума, без чувств. Она может быть объяснена и выведена из связи Я и Ты, данной только посредством чувства в противоположность к мыслящему себя Я … . Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами, включающее и Я, и Ты, стало быть, счастье не одностороннее, а двустороннее или всестороннее. … Поэтому мораль не может абстрагироваться от принципа счастья; если бы даже она отбросила свое собственное счастье, она должна была бы все ж таки признать счастье чужое; в противном случае отпадает основание и предмет обязанностей в отношении к другим, отпадает самая практика морали. Ибо там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро – это утверждение; зло – отрицание стремления к счастью»…

«Какой же иной может быть, таким образом, задача морали, как не той, чтобы сознательно и добровольно сделать законом человеческого мышления и действия эту связь между собственным и чужим стремлением к счастью, связь, обоснованную природой вещей, самой связью воздуха и света, воды и земли? Напротив, мораль, разрывающая эту связь и делающая своим исходным пунктом и основой этого разрыва случаи, в которых обязанность человека и его стремление к счастью вступают в разлад между собой, – эта мораль, чем она может быть иным, кроме как произвольным человеческим установлением и казустикой?»

Дополнительная литература:

  1. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. – СПб., 1992.

  2. Кант, И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. – М., 1963. – Т.1.

  3. Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века / В. Н. Кузнецов. – М., 1989.

  4. Мамардашвили, М. К. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии / М. К. Мамардашвили, Э. Ю. Соловьев, В. С. Швырев // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972.

  5. Мотрошилова, Н. М. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н. М. Мотрошилова. – М., 1990.

  6. Фейербах, Л. Избранные философские произведения : в 2 т. / Л. Фейербах. – М., 1955. – Т. 1.

Тема № 14

Становление постклассической философии

Ключевые слова: рационализм, иррационализм, философия жизни, волюнтаризм, «науки о природе», «науки о культуре», сверхчеловек, воля к власти, психика, бессознательное, сублимация, «экзистенциальная» диалектика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Иррационализация философствования в постклассической философии. «Философия жизни», иррационализм и волюнтаризм философии А. Шопенгауэра.

  2. Критика философской классики в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше.

  3. Проблема бессознательного и структура психики в психоанализе З. Фрейда.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – раскрыть идейные и социальные причины иррационализма, связанного с переосмыслением рационалистических традиций классической философии на примере «философии жизни» В. Дильтея и волюнтаристического учения А. Шопенгауэра.

  2. Во втором вопросе – пояснить иррационалистический характер «экзистенциальной» диалектики С. Кьеркегора и учения Ф. Ницше о сверхчеловеке.

  3. В третьем вопросе – раскрыть содержание основных понятий и проблем психоанализа З. Фрейда.

Опираясь на приведенные источники, Вам необходимо дать обобщенную характеристику иррационалистического стиля философствования.

Первоисточники для анализа:

1. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. / А. Шопенгауэр // Собр. соч. : в 5 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 379.

« … в мире как представлении перед волей возникло ее зеркало, в котором она узнает самое себя с возрастающей степенью отчетливости и полноты, высшая из которых есть человек. …

Воля, которая рассмотрена чисто в себе, есть лишь слепое, неудержимое стремление, каким она являет себя нам в неорганической и растительной природе и ее законах, а также в вегетативной части нашей жизни, обретает благодаря развернувшемуся для служения ей миру представления познание своего воления и того, что есть то, чего она хочет, – оно не что иное, как этот мир, жизнь именно такая, как она ей предстает. …» .

2. Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. – СПб., 1996. – С. 15.

«Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем».

3. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М., 1993. – С. 52, 64.

«… тому же,  кто идет узким путем веры,  никто не может дать совета, и никто не  может  его  понять.  Вера  –  это чудо, и все же ни один человек не исключен из нее; ибо то, в чем соединяется всякая человеческая жизнь, – это страсть, вера же поистине есть страсть».

4. Кьеркегор, С. Болезнь к смерти / С. Кьеркегор // Страх и трепет. – М., 1993. – С. 298.

«Сначала приходит  отчаяние во временном или во временных вещах,  затем отчаяние в себе относительно вечности. После этого идет вызов, который в основе своей  причастен  к  отчаянию  благодаря  самой вечности,  когда отчаявшийся отчаянно злоупотребляет вечностью,  внутренне присущей его Я.  чтобы  быть  собою.  Но  как раз потому,  что он использует при этом вечность, его отчаяние столь приближается к истине,  и как раз потому,  что он столь близок к ней,  он идет бесконечно  дальше.

 Но  отчаяние,  ведущее к вере,  не существовало бы без помощи вечности;  благодаря ей человеческое Я находит в  себе  храбрость  утратить  себя,  чтобы  заново  обрести. Здесь же, напротив, Я отказывается начать с утраты себя, но желает быть собою.

 В этой  форме  отчаяния  человек  все  больше и больше осознает свое Я,  стало быть,  он все больше и больше осознает,  что такое  отчаяние,  равно  как  отчаянную природу состояния,  в котором он пребывает.  Здесь отчаяние осознает,  что оно есть действие,  а вовсе не исходит извне как пассивное страдание под давлением окружающей среды,  но исходит прямо из самого Я. И таким образом, по отношению к отчаянию из-за слабости этот вызов действительно является новым  определением  человека».

5. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд // Избранное. – М., 1989. – С. 370–374.

«Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

… К термину или понятию бессознательного мы пришли… путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, … которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. … здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. … Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление. Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении».

Дополнительная литература:

  1. Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. – СПб., 1996.

  2. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М., 1993.

  3. Лейбин, В. М. Фрейд, психоанализ и современная философия / В. М. Лейбин. – М., 1990.    

  4. Малик, Э. Г. Иррационалистическая школа философии (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) : учеб.-метод. пособие / Э. Г. Малик. – Ростов н/Д., 2007.

  5. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд // Психо аналитические этюды. – Минск, 1991.

  6. Фрейд, З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд // З. Избранное. – М., 1989.

  7. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. § 53, 54 / А. Шопенгауэр // Собр. соч. : в 5 т. – М., 1992. – Т. 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    ... философии Малыхина Г.И. Л О Г И К А Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» длястудентовзаочной и дистанционнойформобучения ... ЛОГИКА» ДНЯ СТУДЕНТОВЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Контрольнаяработа по логике является формой отчёта студента-заочника о ...
  2. Паказальнік літаратуры якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2 2010 г

    Документ
    ... выполнению дипломных работдлястудентоввсехспециальностей педагогического факультета ... [2] с. Философия : методическое пособие к выполнению контрольныхработдля студен-тов всехспециальностейБГУИРзаочной и дистанционнойформобучения / Ми- ...
  3. Регистрационный № УД- /р ФИЛОСОФИЯ Рабочая учебная программа для специальности 2

    Рабочая учебная программа
    ... пособие по курсу философии и культурологии длястудентоввсехспециальностейБГУИР, аспирантов и ... Харин. – Минск, БГУИР, 2004 . 3.12. Философия: Практикум длястудентов вечерней, заочной и дистанционнойформобучения / Сост. Л.Н.Александрова ...
  4. Паказальнік літаратуры якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2 2011 г

    Документ
    ... заочной и дистанционнойформобучения / В. А. Липницкий, Н. В. Спичекова. ― Минск : БГУИР, ... контрольнойработе по дисциплине "Основы экологии и энергосбережения" длястудентоввсехспециальностейБГУИРзаочнойформыобучения. ― Минск : БГУИР ...
  5. Регистрационный № УД- /р КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рабочая учебная программа для специальности

    Рабочая учебная программа
    ... Контрольныеработы 1 Всего часов 50 Форма получения высшего образования дистанционная ... работы содержатся в практикуме длястудентоввсехспециальностейБГУИРзаочнойформыобучения ... курсу философии и культурологии длястудентоввсехспециальностейБГУИР, ...

Другие похожие документы..