Главная > Методическое пособие


Тема № 3

Генезис философии. Философия Древней Индии: проблемы, школы, категории

Ключевые слова: Веды, сутры, Упанишады, брахманизм, Атман, Брахман, сансара, реинкарнация, карма, дхарма, Рита, мокша, майя, нирвана, даршаны, буддизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли.

  2. Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

  3. Философия и этика буддизма.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – охарактеризовать социокультурные особенности Древней Индии (мифология, Веды, варны, брахманизм) и указать источники ведического образа философской мысли, опираясь на понятия Атман, Брахман, Упанишады и др.

  2. Во втором вопросе – показать мировоззренческие различия ортодоксальных и неортодоксальных школ (даршан) древнеиндийской философии.

  3. Третий вопрос предполагает Ваше изложение критической направленности буддизма против классических представлений Вед о Брахмане и Атмане и понимание прогрессивности идей буддизма на основании анализа приведенных первоисточников.

Первоисточники для анализа:

1. Чхандогья-упанишада / Антология мировой философии. Древний Восток. – М., 2001. – С. 371.

1. «Если бы, дорогой, ударили по корню этого большого дерева, то оно истекало бы древесным соком, продолжая жить. Если бы ударили посередине, то оно истекало бы, продолжая жить. Если бы ударили по верхушке, то оно истекало бы, продолжая жить. Будучи проникнуто живым Атманом, оно прочно стоит, постоянно поглощая влагу и пребывая в радости.

2. И если жизнь покидает одну его ветвь, та засыхает; если покидает вторую – та засыхает; если покидает третью – та засыхает; если покидает все дерево – то все оно засыхает. Знай же, дорогой, что это так», – сказал он.

3. «Поистине, покинутое жизнью, это существо умирает, но сама жизнь не умирает. И эта тонкая сущность – основа всего существующего, То – действительное, То – Атман. Ты – одно с Тем, Шветакету!» – «Учи меня дальше, почтенный!» – «Хорошо, дорогой», – сказал он».

2. Будда. Дхаммапад // Антология мировой философии. Древний Восток. – М., 2001. – С. 517.

«391, 396. Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом. ни словом, ни мыслью – кто сдерживает себя в трех вещах. Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать … Я же называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и лишен благ.

423. Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождений; кто совершил все, что возможно совершить».

Дополнительная литература:

  1. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

  2. Классическая йога. («Йога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхатья»). – М., 1992.

  3. Радхакришнан, C. Индийская философия / С. Радхакришнан // Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX в. – М., 1986.

  4. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

  5. Чаттерджа, C. Индийская философия / С. Чаттерджа, Д. Дата. – М., 1994.

Тема № 4

Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории

Ключевые слова: культ Неба, манизм, Дао, инь, ян, ци, «И-цзин», «Шу-цзин», конфуцианство, даосизм, легизм, жэнь, ли, и, у-вэй (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Истоки самобытности древнекитайской философии. «И-цзин» и «Шу-цзин» как древнейшие письменные источники философии Древнего Китая.

  2. Рационально-прагматическая направленность, проблемное поле и основные школы древнекитайской философии.

  3. Конфуцианство как социально-этическое учение.

  4. Проблемы и категории философии даосизма.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – показать идейную взаимосвязь классической китайской философии с древнейшими литературными памятниками Древнего Китая: «И-цзин» и «Шу-цзин».

  2. Во втором вопросе – дать общую характеристику основных школ древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, леггизм. Раскрывая философские идеи той или иной школы, аргументируйте ее основные положения, опираясь на текстовые отрывки.

  3. В третьем вопросе – обосновать социально-этический характер конфуцианства и перечислить требования, предъявляемые Конфуцием к образу «благородного мужа».

  4. Четвертый вопрос предполагает Ваше понимание онтологического значения категорий Дао и дэ, а также характеристику даосского идеала «совершенномудрого».

Первоисточники для анализа:

1. Конфуций. Лунь Юй (Суждения и размышления) / Конфуций // Антология мировой философии. Древний Восток. – М., 2001. – C. 640 – 641, 660, 662.

«Учитель сказал: «Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться.»

Учитель сказал: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

Ай-гун спросил: «Какие нужно принять меры для того, чтобы народ подчинялся?» Кун-цзы ответил: «Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться. Если же выдвигать несправедливых и устранять справедливых, народ не будет подчиняться.»

Учитель сказал: «Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду».

Чжун-гун спросил о человеколюбии. Учитель ответил: «Вне своего дома относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей. Используй народ так, словно совершаешь важное жертвоприношение. Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». Чжун-гун сказал: «Хотя я и недостаточно сообразителен, но буду поступать в соответствии с этими словами».

Фань Чи спросил о человеколюбии. Учитель ответил: «Это значит любить людей». Фань Чи спросил о знании. Учитель ответил: «Это значит знать людей». Фань Чи не понял. Учитель сказал: «Выдвигать людей прямых и отстранять людей лживых, и тогда лживые люди смогут стать прямыми».

2. Хань Фэй-цзы. Глава трактата «Хань Фэй-цзы» [Об управлении государством] // Антология мировой философии. Древний Восток. – М., 2001. – С. 874 – 875.

«Некто спросил: «Что более насущно необходимо для государства – утверждения Шэнь Бухая или Гунсунь Яна?»

На это следует ответить: «Их невозможно сравнивать. Если человек не имеет еды десять дней, он умирает; в сильный мороз без одежды он также умирает. Можно ли спрашивать, еда или одежда нужнее для человека? Так что нельзя отказаться от чего-то одного: обе эти вещи необходимы для поддержания жизни. Ныне Шэнь Бухай толкует об искусстве управления, а Гуньсунь Ян настаивает на использовании [принципа] закона. Искусство управления состоит в том, чтобы на чиновничьи должности назначать по способностям, требовать [от чиновника] исполнительности в соответствии с наименованием [его должности], держать в руках рукоятку жизни и смерти, изучать возможности чиновничества – все это держат в руках государи. А [принцип] закона состоит в том, что уложения и указы издаются государственными учреждениями, а народ в своем сердце крепко помнит о наказаниях, награды выдаются тем, кто остерегается закона, кары падают на тех, кто нарушает указы, – это руководство для подданных. Если государь не владеет искусством управления, то в верхах возникают злоупотребления; если подданные не следуют закону, то низы приходят к смуте, и тут нельзя отказаться от чего-то одного, обе эти вещи необходимы для царей».

3. Лао цзы. Дао дэ цзин (Книга о Дао и дэ) / Лао цзы // Антология мировой философии. Древний Восток. – М., 2001. – С. 13, 14, 15 – 16, 19, 21, 27, 42.

«25. Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао; произвольно давая ей имя, назову ее великое. Великое – оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает предела. Не достигая предела, оно возвращается [к своему истоку]. Вот почему велико дао. Велико небо, велика земля, велик также и государь. Во Вселенной имеются четыре великих, и среди них – государь.

Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе».

«51. Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы дэ. Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности».

«3. Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый делает сердца [подданных] пустыми, а желудки – полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать».

«16. … знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достиг совершенства, становится справедливым; тот, кто обрел справедливость становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот, кто следует небу, следует Дао. Тот, следует Дао, вечен, и до конца жизни [такой государь] не будет подвергаться опасности».

Дополнительная литература:

  1. Антология китайской философии : в 2 т. – М., 1998.

  2. Васильев, Л. С. История Востока : в 2 т. / Л. С. Васильев. – М., 2005.

  3. Дао: гармония мира. – М., 2000.

  4. История китайской философии. – М., 1989.

  5. И-цзин: древнекитайская «Книга перемен». – М., 2000.

  6. Конфуций: уроки мудрости. – М., 1998.

  7. Малявин, В. Конфуций / В. Малявин. – М., 2007.

  8. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

ТЕМА № 5

Генезис философии. Проблема первоначала в философии досократиков

Ключевые слова: миф, полисная система, натурфилософия, физис (природа), логос, космоцентризм, бытие, архе (апейрон, число, атом, вода, земля, огонь, воздух), диалектика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Цивилизационные и культурные предпосылки возникновения древнегреческой философии, ее основные черты (натурфилософия, космоцентризм, логоцентризм).

  2. Проблема первоначала в философии досократиков.

  3. Концепция атомизма Левкиппа и Демокрита.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – раскрыть особенности социально-политической и духовной жизни древних греков, которые способствовали возникновению у них философии, и дать определение главных характеристик античного философского мышления (натурфилософия, космоцентризм, логоцентризм).

  2. Во втором вопросе – проанализировать проблему первоначала в философии досократиков (Милетская школа, Пифагорейский союз, Элейская школа).

  3. Третий вопрос предполагает Ваше изложение основных идей античного атомизма на основании анализа первоисточника и оценку значения этих идей для последующего развития философской мысли.

Первоисточники для анализа:

1. Диоген Лаэртский. Фалес / Диоген Лаэртский // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

«Сообщают, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной – вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [– замерзания], а также испарения. Все плавает по воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло. Богом он считал вот что: «То, у чего нет ни начала, ни конца»».

2. Гераклит. Фрагменты / Гераклит // Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 275, 276, 278, 279.

«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».

«В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».

«Борьба – отец всего и всему царь».

«Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости».

«Признак мудрости – согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино».

«Душе присущ самообогащающийся логос».

3. Парменид. О природе / Парменид // Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 295.

«Не доказать никогда, что небытие существует».

«Небытия ни познать … не сможешь,

Ни в слове выразить».

«Есть бытие, а небытия вовсе нету».

«Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,

Мысли тебе не найти.

Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется смерти.

Цельное все, без конца, не движется и однородно.

Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.

Без перерыва, одно».

4. Диоген Лаэртский. Демокрит / Диоген Лаэртский // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 326 – 327.

«…начало вселенной – атомы и пустота… Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… и атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твердости».

Дополнительная литература:

  1. Ахутин, А. В. Понятие «природа» в Античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А. В. Ахутин. – М., 1988.

  2. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

  4. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.  

  5. Соколов, В. В. От философии античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма / В. В. Соколов. – М., 2000.

  6. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

Тема № 6

Рационально-идеалистическая интерпретация космоса и человека в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)

Ключевые слова: идеализм, диалектика, майевтика, человек, душа, идея (эйдос), мир идей, мир вещей, анамнесис (припоминание), форма, материя, движение, причина, сущность, перводвигатель, метафизика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Основные характеристики классического периода античной философии.

  2. Диалектический метод Сократа: новое понимание предмета и задач философии.

  3. Объективно-идеалистическая модель мира Платона.

  4. Метафизика Аристотеля: поиск истины и критика Платона.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – акцентировать смещение и переориентацию философской проблематики на вопросы познания и антропологии.

  2. Во втором вопросе следует раскрыть суть диалектического метода Сократа, именуемого майевтикой, и пояснить значение антропологического поворота, совершенного Сократом в философии.

  3. Третий вопрос предполагает анализ объективно-идеалистической теории Платона и диалектики как метода познания «подлинного бытия» («мира идей»).

  4. Четвертый вопрос предполагает Ваше обобщение основных идей классического периода античной философии на основании анализа приведенных источников и оценки философских взглядов Аристотеля, как вершины античной мысли.

Первоисточники для анализа:

1. Платон. Апология Сократа / Платон // Соч. : в 3 т. – М., 1968. – Т. 1. – С. 99.

«Я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше: я говорю, что не от денег рождается добродетель, а от добродетели бывают у людей и деньги, и все прочие блага как в частной жизни, так и в общественной».

2. Платон. Менон / Платон // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. –С. 385.

«Раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, – люди называют это познанием – самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать».

3. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч. : в 4 т. – М., 1975. – Т. 1. – С. 67 – 69.

«Совершенно очевидно, что необходимо приобрести знание о первых причинах: ведь мы говорим, что тогда знаем в каждом отдельном случае, когда полагаем, что нам известна верная причина. А о причинах говорится в четырех значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится, в конечном счете, к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвертой – причину, противолежащую последней, а именно то, «ради чего» или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения)...

Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущего. Если же те, кто искал элементы вещей, искал и эти начала, то и искомые ими элементы должны быть элементами не сущего как чего-то привходящего, а сущего как такового. А потому и нам необходимо постичь первые причины сущего как такового. …Следовательно, если первое — сущность, то философ, надо полагать, должен знать начала и причины сущностей...».

Дополнительная литература:

  1. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. – М., 1999.

  2. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1999.

  3. Брамбо, Р. Философия Древней Греции / Р. Брамбо. – М., 2002.

  4. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

  5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

  6. Дюмон, Ж.-П. Античная философия / Ж.-П. Дюмон. – М., 2006.

  7. Кесседи, Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. – Ростов-на/Д. , 1999.

  8. Чанышев, А. Н. Философия древнего мира / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

Тема № 7

Проблема отношений человека и космоса в философии эллинизма (скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм, неоплатонизм)

Ключевые слова: эллинизм, эпохе (воздержание от суждения), атараксия (невозмутимость), апатия, космополитизм, Единое, эманация, катарсис (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Пересмотр предмета и задач философии, смена ценностных установок, смысла и целей человеческой жизни (эпикуреизм, скептицизм, кинизм, стоицизм).

  2. Космополитизм как феномен римской философии и эллинистическая трактовка человека и его предназначения.

  3. Неоплатонизм как религиозно-мистическое философское учение позднего эллинизма.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – показать на примере учений Эпикура, скептиков, киников и стоиков, как изменилось мироощущение и философское миропонимание греков после утраты ими своей политической свободы и независимости.

  2. Во втором вопросе – раскрыть содержание понятия «космополитизм», как выражение сущности идеологии и политики Римской империи.

  3. В третьем вопросе следует дать Вашу характеристику неоплатонизма на основе анализа приведенных источников и идей Плотина, лежащих в основании религиозно-мистического философского учения позднего эллинизма.

Первоисточникидля анализа:

1. Цицерон. // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 496.

«Стоики считают, что мироздание управляется волей богов, что оно представляет собой как бы общий город и общину людей и богов, что каждый из нас есть часть этого мироздания, а отсюда, естественно, следует, что необходимо ставить общее благо выше своего».

2. Псевдо-Плутарх. // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969-1972. – Т. 1. – С. 490.

«Хриссип говорит, что судьба – это присущая пневме сила, которая управляет миропорядком … , что судьба – это разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет. Стоики говорят, что судьба это цепь причин, то есть нерушимый порядок и нерушимая связь».

3. Диоген Лаэртский //Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 476.

«Стоики делят философию на три части: физику, этику и логику. …Они сравнивают философию с живым существом: кости и нервы – это логика, мясо – это этика, душа – физика. Или же сравнивают с яйцом: наружное – это логика, следующее за ним – этика, а находящееся в самой середине – физика».

4. Сенека, Л. А. Нравственные письма к Луциллию / Л. А. Сенека // Хрестоматия по истории философии : учеб. пособие для вузов :в 3 ч. – М., 1998. – Ч. 1. – С. 137 – 138.

«Обладающий добродетелью человек будет твердо стоять на своем высоком посту и переносить все, что бы ни случилось, не только терпеливо, но и охотно, зная, что все случайные невзгоды в порядке вещей».

5. Эпикур. Из письма к Менекею / Эпикур // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 354356.

«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени. Поэтому и юноше, и старцу следует заниматься философией: первому – для того, чтобы, старея, быть молоду благами вследствие благодарного воспоминания о прошедшем, а второму – для того, чтобы быть одновременно и молодым, и старым вследствие отсутствия страха перед будущим. …

Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. … так как, когда мы существуем, смерти еще нет, а когда смерть наступает, тогда нас уже нет».

6. Секст, Эмпирик. Три книги Пирроновых положений / Секст Эмпирик // Антология мировой философии : в 4 т. М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 527-528.

«Cкептическая способность (dynamis) есть та, которая противопоставляет каким только возможно способом явление (phainomenon) мыслимому (nooymenon); отсюда вследствие равносильности (isostheneia) в противоположных вещах и речах мы приходим сначала к воздержанию от суждения (epoche), а потом к невозмутимости (ataraxia)... Явлением же мы называем «ощущаемое» и поэтому противополагаем ему «мыслимое»... Под противоположными же положениями мы подразумеваем отнюдь не всякое утверждение или отрицание, а только то, что они борются друг с другом. «Равносилием» мы называем равенство в отношении достоверности и недостоверности, т. к. ни одно из борющихся положений не стоит выше другого как более достоверное. «Воздержание от суждения» есть такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; «невозмутимость» же есть безмятежность и спокойствие души».

7. Плотин. Эннеады/ Плотин //Антология мировой философии : в 4 т. М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 549, 551–552.

«Единое есть все и ничто, ибо начало всего не есть все, но все его, ибо все как бы возвращается к нему, вернее, как бы еще не есть, но будет. … [само] единое есть не сущее, а родитель его, и это как бы первое рождение, ибо, будучи совершенным (так как ничего не ищет, ничего не имеет и ни в чем не нуждается), оно как бы перелилось через край и, наполненное самим собою, создало другое...

Что же такое единое? Потенция всех вещей. Если бы ее не было, то и все не существовало бы, не существовал бы и ум, первая и всеобъемлющая жизнь. А то, что находится выше жизни, есть причина жизни. ... Поэтому везде происходит сведение к единому, и в каждой отдельной вещи есть нечто единое, к чему ты ее можешь свести».

Дополнительная литература:

  1. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

  2. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

  3. Льюис, Дж. Г. Античная философия. От Зенона до Прокла / Дж. Г. Льюис. – Минск, 1998.

  4. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    ... философии Малыхина Г.И. Л О Г И К А Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» длястудентовзаочной и дистанционнойформобучения ... ЛОГИКА» ДНЯ СТУДЕНТОВЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Контрольнаяработа по логике является формой отчёта студента-заочника о ...
  2. Паказальнік літаратуры якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2 2010 г

    Документ
    ... выполнению дипломных работдлястудентоввсехспециальностей педагогического факультета ... [2] с. Философия : методическое пособие к выполнению контрольныхработдля студен-тов всехспециальностейБГУИРзаочной и дистанционнойформобучения / Ми- ...
  3. Регистрационный № УД- /р ФИЛОСОФИЯ Рабочая учебная программа для специальности 2

    Рабочая учебная программа
    ... пособие по курсу философии и культурологии длястудентоввсехспециальностейБГУИР, аспирантов и ... Харин. – Минск, БГУИР, 2004 . 3.12. Философия: Практикум длястудентов вечерней, заочной и дистанционнойформобучения / Сост. Л.Н.Александрова ...
  4. Паказальнік літаратуры якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2 2011 г

    Документ
    ... заочной и дистанционнойформобучения / В. А. Липницкий, Н. В. Спичекова. ― Минск : БГУИР, ... контрольнойработе по дисциплине "Основы экологии и энергосбережения" длястудентоввсехспециальностейБГУИРзаочнойформыобучения. ― Минск : БГУИР ...
  5. Регистрационный № УД- /р КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рабочая учебная программа для специальности

    Рабочая учебная программа
    ... Контрольныеработы 1 Всего часов 50 Форма получения высшего образования дистанционная ... работы содержатся в практикуме длястудентоввсехспециальностейБГУИРзаочнойформыобучения ... курсу философии и культурологии длястудентоввсехспециальностейБГУИР, ...

Другие похожие документы..