Главная > Методическое пособие


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ по курсу «Философия»

Курс рассчитан на один семестр и включает следующие темы:

Тема лекции

Часы

Тема семинара

Часы

1

2

3

4

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия и жизненный мир человека

2

Вводный семинар: «Предмет и определение философии». Философско-социологический опрос «Мой выбор»

2

2. Генезис философии. Этапы развития мировой философии. Классическая философия Древнего Востока

2

Проблема определения философии. Философия и жизненный мир человека

2

3. Классическая философия Античности

2

Исторические образы философской мысли Древней Индии и Древнего Китая

2

4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

2

Периоды и проблемы античной философии

2

5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Классическая немецкая философия

2

Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии

2

6. Постклассическая философия XIX–XX вв. Классика и неклассика

2

Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии

2

7. Неклассическая западная философия XX – XXI вв. Русская и отечественная философия в исторической динамике культуры

2

Понятие постклассической философии и ее основные направления

2

8. Онтология. Философия бытия

2

Современная философия и будущее человеческой цивилизации

2

9. Диалектика как теория связи и развития. Диалектика и синергетика

2

Философские концепции и проблемы бытия

22

10. Философская антропология. Проблема человека в философии и науке

2

Проблемы диалектики. Диалектика и синергетика

2

11. Сознание как предмет философского анализа

2

Человек как философская проблема

2

12. Гносеология. Теория познания. Проблема истины в философии

2

Психика и сознание

2

1

2

3

4

13. Философия науки и методология познания

2

Проблема познаваемости мира. Познание и его формы. Концепции истины

2

14. Социальная философия. Общество как объект философского анализа. социальная философия и ее проблемы

2

Наука и ее социальный статус в динамике культуры

2

15. Общество как саморазвивающаяся система. Проблемы социодинамики и общественного прогресса. Философия социального действия

2

Социум как объект философского анализа. Структура общества. Основные сферы и процессы социальной жизни

2

16. Научно-технический прогресс и перспективы цивилизации. Философия техники

2

Философия истории. Философия социального действия. Социальная синергия современного белорусского общества.

2

17. Заключение. Философия культуры. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в.

2

Философия техники. Философия культуры: перспективы и альтернативы техногенной цивилизации.

2

Итого аудиторных часов

34

34

ВСЕГО: 68

РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ по философии

ТЕМА № 1

Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Ключевые слова: философия, культура, религия, наука, онтология, аксиология, праксеология, гносеология, материализм, идеализм, диалектика, метафизика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Предмет и определение философии.

  2. Круг философских проблем, основные вопросы философского познания.

  3. Структура философского знания и основные функции философии.

  4. Философия в системе культуры.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – дать определение философии, раскрыть характеристики философии как особой мировоззренческой науки, а также определить объект и предмет философского знания.

  2. Во втором вопросе – объяснить круг философских проблем и раскрыть сущность основных вопросов философии: о том, что первично, материя или сознание (идеализм, материализм); о методе философии (метафизика, диалектика); о познаваемости мира (агностицизм, скептицизм).

  3. Третий вопрос предполагает определение основных структурных элементов системы философского знания (онтология, гносеология, аксиология, праксеология) и описание основных функций философии.

  4. Содержание четвертого вопроса связано с Вашим объяснением (на основании анализа первоисточников) сложных взаимосвязей между философией и другими формообразованиями культуры, такими как религия, наука, искусство.

Первоисточники для анализа:

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч. : в 4 т. – М., 1976 – 1983. – Т. 1. – С. 67 – 69.

«Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и «то, ради чего», есть один из видов причин. ….. Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя».

2. Декарт, Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Соч. : в 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 302, 309.

«Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и … каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов…. Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их; между тем удовольствие, которое мы получаем при созерцании вещей, видимых нашему глазу, отнюдь не сравнимо с тем удовольствием, какое доставляет нам познание того, что мы находим с помощью философии.

Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

3. Соловьев, В. С. Исторические дела философии / В. С. Соловьев // Вопросы философии. – 1988. – № 8. – С. 118 – 125.

«Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время? … какие блага ему дает, от каких зол его избавляет?

Итак, что же делала философия? Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества.

И если теперь мы спросим: на чем основывается эта освободительная деятельность философии, то мы найдем ее основание в том существеннейшем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самой добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния.

Эта двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляя сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед остальною природой, так что на вопрос: что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком…

Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть он знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным».

4. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии. – 1986. – № 3. – С. 104 – 106, 108 – 110.
«Духовная Европа имеет место рождения. … Это древнегреческая нация VII и VI столетий до Р. Х. В ней сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру. Следствием ее стало рождение, прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование; греки назвали его философией. В правильном переводе, в изначальном смысле своем это обозначает не что иное, как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватном единстве всего сущего. Очень скоро интерес к целому, а следовательно, и вопрос о всеохватном становлении и бытии в становлении стал делиться по отношению к всеобщим формам и регионам бытия, и таким образом, философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки.

В возникновении такого рода философии, заключающей в себе все науки, я вижу … изначальный феномен духовной Европы.

Философия, распространяющаяся в форме исследования и образования, оказывает двоякого рода духовное воздействие. С одной стороны, самое важное в теоретической установке философского человека – это подлинная универсальность критической позиции, решимость не принимать без вопросов ни одного готового мнения, ни одной традиции, чтобы одновременно вопрошать всю традиционно заданную вселенную об истине самой по себе, об идеальности. Но это не только новая познавательная позиция. Благодаря требованию подчинить всю эмпирию идеальным нормам, а именно нормам безусловной истины, скоро происходят далеко идущие перемены в совокупной практике человеческого существования, следовательно, во всей культурной жизни: она должна теперь удовлетворять нормам объективной истины, а не традиции и наивного опыта повседневности … новый, порожденный философией и ее отдельными науками дух свободной критики, ориентированный на бесконечные задачи, владеет человечеством, творит новые бесконечные идеалы!.. В этой идеально ориентированной социальности сама философия продолжает выполнять ведущую функцию и решать свою собственную бесконечную задачу – функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей все идеалы и всеобщий идеал, т. е. универсум всех норм. Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию – архонта1 всего человечества».

Дополнительная литература:

  1. Абаньяно, Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни / Н. Абаньяно. – СПб., 1998.

  2. Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. – М., 1993.

  3. Вольф, Р. П. О философии. / Р. П. Вольф. – М., 1995.

  4. Гарин, И. И. Что такое философия? Что такое истина? / И. И. Гарин. – М., 2001.

  5. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991.

  6. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М., 1991.

  7. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М., 1991.

  8. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – № 8.

Тема № 2

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы

Ключевые слова: философия, мировоззрение, мифология, религия, знание, ценность, убеждение, догматичность, рефлексивность, критичность, рациональность (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Понятие мировоззрения, его структура и функции.

  2. Исторические типы мировоззрения.

  3. Философия как особый тип мировоззрения.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – раскрыть содержание понятия «мировоззрение», определить его структурные компоненты (знания, ценности, убеждения) и пояснить основные функции.

  2. Во втором вопросе – проанализировать специфику исторических типов мировоззрения, предшествовавших появлению философии (мифология, религия).

  3. Третий вопрос предполагает Ваше определение основных характеристик философии как особого типа мировоззрения (рациональность, рефлексивность, критичность) на основании сравнительного анализа первоисточников.

Первоисточники для анализа:

1. Гесиод. О происхождении богов / Гесиод // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 264 – 265.

«Радуйтесь, дочери Зевса, даруйте прелестную песню!

Славьте священное племя богов, существующих вечно, –

Тех, кто на свет родился от Земли и от звездного Неба,

Тех, кто от сумрачной Ночи, и тех, кого Море вскормило.

Все расскажите, – как боги, как наша земля зародилась,

Как беспредельное море явилося шумное, реки,

Звезды, несущие свет, и широкое небо над нами;

Кто из бессмертных подателей благ от чего зародился,

Как поделили богатства и почести между собою,

Как овладели впервые обильноложбинным Олимпом.

С самого это начала вы все расскажите мне, Музы,

И сообщите при этом, что прежде всего зародилось.

Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, – Эрос.

Сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, или Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных…»

2. Августин, А. Против Юлиана / А. Августин // Мир философии. Книга для чтения : в 2 ч. – М., 1991. – Ч. 1. – С. 14.

«Языческая философия не более достойна уважения, чем наша христианская, которая одна лишь есть истинная философия, коль скоро этим именем обозначается стремление или любовь к мудрости».

3. Аквинский, Ф. Сумма теологии / Ф. Аквинский // Мир философии. Книга для чтения : в 2 ч. – М., 1991. – Ч. 1. – С. 15.

«Ничто не мешает, чтобы о тех же самых вещах, о которых трактуют философские дисциплины сообразно тому, что эти вещи познаваемы благодаря свету естественного рассудка, трактовала и иная наука сообразно тому, что они познаются благодаря свету божественного откровения. Откуда следует, что теология, которая относится к священному учению, отличается по своему роду от той теологии, которая считается частью философии».

4. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель // Соч. : в 14 т. – М. – Л., 1929 – 1959. – Т. 9. – С. 23 – 25.

«Во всяком случае, совершенно верно и является достаточно установленным фактом, что существуют и существовали различные философские учения; но истина ведь одна, – таково непреодолимое чувство или непреодолимая вера инстинкта разума.

… как бы различны ни были философские учения, они все же имеют то общее между собою, что все они являются философскими учениями. Кто поэтому изучает какую-нибудь систему философии или придерживается таковой, во всяком случае философствует, если только это учение вообще является философским. …

… Мы должны дать понять, что это многообразие философских систем не только не наносит ущерба самой философии – возможности философии, – а что, наоборот, такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии, что это является ее существенной чертой.

В этом размышлении мы исходим, разумеется, из того воззрения, что философия имеет своей целью постигать истину посредством мысли, в понятиях … . Деяния, которыми занимается история философии, так же мало представляют собою приключения, как мало всемирная история лишь романтична; это не просто собрание случайных событий, путешествий странствующих рыцарей, которые сражаются и несут труды бесцельно и дела которых бесследно исчезают; и столь же мало здесь один произвольно выдумал одно, а там другой – другое; нет: в движении мыслящего духа есть существенная связь, и в нем все совершается разумно».

5. Бердяев, Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / Н. Бердяев // Мир философии. Книга для чтения : в 2 ч. – М., 1991. – Ч. 1. – С. 549 – 554.

«Первое и самое сильное нападение философии пришлось выдержать со стороны религии, и это не прекращается и до сих пор…. Именно столкновение философии и религии и создает трагедию философа. … Философия всегда ставила и решала те же вопросы, которые ставила и решала теология. Поэтому теологи всегда утесняли философов, нередко преследовали их и даже сжигали. … Отравленный Сократ, сожженный Дж. Бруно, принужденный уехать в Голландию Декарт, отлученный от синагоги Спиноза свидетельствуют о преследованиях и мучениях, которые философии пришлось испытать от представителей религии.

….Основа религии есть откровение. Откровение само по себе не сталкивается с познанием. Откровение есть то, что открывается мне, познание есть то, что открываю я. … Познание не есть откровение. Но откровение может иметь огромное значение для познания. … Так создается очень сложное отношение между философией и теологией. Против свободы философского познания восстают именно философские элементы теологии, принявшие догматическую форму.

Великие философы в своем познании всегда стремились к возрождению души, философия была для них делом спасения. Таковы были индусские философы, Сократ, Платон, стоики, Плотин, Спиноза, Фихте, Гегель, Вл. Соловьев. … Гегель в крайней форме выразил понимание философии как высшей стадии по сравнению с религией. Философия постоянно боролась против народных религиозных верований, против мифологических элементов в религии, против традиции. Сократ пал жертвой этой борьбы.

Греческая философия хотела поставить жизнь человека в зависимость от разума, а не от судьбы. Религиозное сознание грека ставило жизнь человека в зависимость от судьбы. Греческая философия поставила ее в зависимость от разума. И это деяние греческой философии имело всемирно-историческое значение. Оно положило основание европейскому гуманизму».

6. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избр. пр. : в 3 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 3.

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Дополнительная литература:

  1. Библер, В. С. Быть философом / В. С. Библер // Архэ. – М., 1996. – Вып. 2.

  2. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. – М., 1987.

  3. Келигов, М. Ю. Философы о философии / М. Ю. Келигов. – Ростов н/Д., 1995.

  4. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

  5. Философия и мировоззрение. – М., 1990.

  6. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / С прил. : К. Маркс. Тезисы о Фейербахе // Ф. Энгельс. – М., 1989.

  7. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М., 1994.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    ... философии Малыхина Г.И. Л О Г И К А Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» длястудентовзаочной и дистанционнойформобучения ... ЛОГИКА» ДНЯ СТУДЕНТОВЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Контрольнаяработа по логике является формой отчёта студента-заочника о ...
  2. Паказальнік літаратуры якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2 2010 г

    Документ
    ... выполнению дипломных работдлястудентоввсехспециальностей педагогического факультета ... [2] с. Философия : методическое пособие к выполнению контрольныхработдля студен-тов всехспециальностейБГУИРзаочной и дистанционнойформобучения / Ми- ...
  3. Регистрационный № УД- /р ФИЛОСОФИЯ Рабочая учебная программа для специальности 2

    Рабочая учебная программа
    ... пособие по курсу философии и культурологии длястудентоввсехспециальностейБГУИР, аспирантов и ... Харин. – Минск, БГУИР, 2004 . 3.12. Философия: Практикум длястудентов вечерней, заочной и дистанционнойформобучения / Сост. Л.Н.Александрова ...
  4. Паказальнік літаратуры якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2 2011 г

    Документ
    ... заочной и дистанционнойформобучения / В. А. Липницкий, Н. В. Спичекова. ― Минск : БГУИР, ... контрольнойработе по дисциплине "Основы экологии и энергосбережения" длястудентоввсехспециальностейБГУИРзаочнойформыобучения. ― Минск : БГУИР ...
  5. Регистрационный № УД- /р КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рабочая учебная программа для специальности

    Рабочая учебная программа
    ... Контрольныеработы 1 Всего часов 50 Форма получения высшего образования дистанционная ... работы содержатся в практикуме длястудентоввсехспециальностейБГУИРзаочнойформыобучения ... курсу философии и культурологии длястудентоввсехспециальностейБГУИР, ...

Другие похожие документы..