Главная > Методическое пособие


Тема № 34

Философия культуры. Философские и ценностные приоритеты в культуре ХХI века

Ключевые слова: культура, культурология, философия культуры, цивилизация, духовная жизнь, духовная культура, парадигмы анализа культуры, ценности, общественное сознание, общественная психология, идеология, массовая культура, мораль, искусство, мифология, религия, философия, гуманизм, дегуманизация, традиции, новации, диалог культур (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы темы:

  1. Понятие культуры и многообразие подходов к ее определению. Философия культуры и культурология.

  2. Культура как система. Материальная и духовная культура, их единство и различие. Элитарная и массовая культура.

  3. Культура и духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы.

  4. Культура и цивилизация. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – определить круг проблем философии культуры (в сравнении с культурологией), а также охарактеризовать различные подходы к определению сущности культуры (аксиологическая парадигма, деятельностная, семиотическая, игровая).

  2. Во втором вопросе – рассмотреть культуру как многоуровневую, многокомпонентную, динамично развивающуюся систему, включающую материальную и духовную культуру, элитарную и массовую, антикультуру, контркультуру, субкультуру и др.

  3. В третьем вопросе – показать взаимосвязь культуры и духовной жизни общества через структуру общественного сознания как противоречивого единства социальных и индивидуальных ценностей и жизнесмыслов; данный вопрос предполагает сравнительный анализ различных уровней общественного сознания (общественная психология и идеология, а также его форм, образующих живое пространство культуры: религия, искусство, мораль, философия («живая душа культуры»)).

  4. В четвертом вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо сопоставить понятия «культура» и «цивилизация», проиллюстрировать взаимосвязь культуры и научно-технического прогресса, охарактеризовать современную цивилизацию как социокультурное образование, выявить ее особенности и противоречия (глобализация и культура, цивилизационный выбор Беларуси).

Первоисточники для анализа:

1. Сорокин, П. А. Кризис культуры нашего времени / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1993. – С. 427, 429.

«Все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис… Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань. Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение людей будущего

Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации…»

2. Подзигун, И. М. Глобализация как реальность и проблема / И. М. Подзигун // Философские науки. ­ 2003. № 1. – С. 6 7.

«… Глобализация – сложный, многомерный феномен, влияние которого стремительно растет. Последнее актуализирует вопрос о ее структуре и сущности. Концептуализация процесса глобализации дает основание предположить, что данный процесс состоит из двух уровней – естественной, неуправляемой глобализации и глобализации искусственной, организуемой, управляемой. Естественная глобализация – эволюционный процесс восприятия различными социокультурными традициями достижений других социокультурных традиций. Это восприятие происходит преимущественно добровольно и зависит от уровня развития той или иной социокультурной традиции, ее желания усвоить и на практике применить те или иные достижения других социокультурных традиций. Искусственная глобализация – это попытка навязать силой или другими методами – обманом, убеждением, подкупом и т.д. те или иные представления о мире … Поэтому искусственная глобализация характеризует претензии той или иной страны, религии, политической идеи и т.д. стать универсальной, всеобщей, абсолютной ценностью. Появление такой претензии объективно и отражает ослабление других стран, религий, политических идей, которые не смогли удержать сложившееся в мире в той или иной области равновесие. Нарушение равновесия приводит к активизации разнонаправленных сил, которые завершаются стремлением к искусственной глобализации».

3. Чучин-Русов, А. Е. Конвергенция культур / А. Е. Чучин-Русов. М., 1997. C. 4 – 5, 35, 37, 39.

«Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже – универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни («возделывание, обрабатывание, уход, разведение» – словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения «культурное» стало означать нечто противоположное «природному».

И еще. Корень «культ», сообщающий всему слову один из основных смыслов («поклонение, почитание» в словарном значении) и говорящий сам за себя, явственно указывал на его прямое отношение к существованию некоего начала, стоящего над человеком, и обозначающего некий предел его амбиций, прав и возможностей.

… слово-понятие «культура» стало все более стремительно дробиться, обретая устойчивую форму множественного числа: «культуры». XX век явил своим современникам столь же многосоставную, неохватную единым взглядом мозаику наук, дисциплин, специальных языков, сколь и многоликую картину «культур». Здесь и культуры народов мира, и несчетное множество региональных культур. Духовная и материальная культуры. Культура языка и культура речи. Культура поведения, культура общения и т.д. Сегодня одних определений культуры, подчас вовсе не согласующихся друг с другом, по далеко не полным, думается, подсчетам исследователей из Гарвардского университета, насчитывается до двухсот.

Как и слово «культура», слово «конвергенция» латинского происхождения (от converge – сближаюсь, схожусь). Кроме латинского происхождения, оба слова имеют и сходную судьбу вхождения в обиход образованных людей Нового времени. Если первое стало общеупотребительным, когда латинский язык давно уже перестал быть живым языком, то второе, под которым, прежде всего, понималось сближение различных политических, экономических, социальных, философских и, в более широком смысле, культурных систем, обрело статус концепции, или теории, в самый разгар холодной войны между Востоком (странами коммунистического блока) и Западом, когда их противостояние достигло своего грозящего военной катастрофой апогея. Общей является и этимологически обусловленная связь этих слов с природным началом, ибо термин «конвергенция» был заимствован новой социокультурной теорией из биологии, где он означал приобретение относительно далекими по происхождению организмами похожих форм и строения в условиях сходных сред обитания. 

Неизбежный этап любого естественного процесса — деструкция. Культурная деструкция не только разрушает, уничтожает добытое, но и возвращает очищенным исходный культурно-архетипический материал. Летом цветут цветы. Осенью опадают листья. Зимой деревья кажутся безжизненными. Весна рождает новую жизнь. Порядок возникает из хаоса. Внешне хаотическое порой служит наиболее достоверным свидетельством зарождения в его глубинах упорядоченного. Кажущееся незыблемым таит в себе пробуждение хаотического.

Культурную конвергенцию, означающую, по большому счету, самоидентификацию культуры, ее сближение с самой собой, надлежит, следовательно, понимать сегодня в нескольких практических смыслах. Во-первых, как процесс выявления архетипических сущностей культуры – единого поля человеческой деятельности, как встречу коллективного сознательного с коллективным бессознательным. Во-вторых, как разгерметизацию внутри- и междисциплинарных ее отсеков; как рядоположение и взаимообогащение средств, методов и способов восприятия ее искусственно разделенных сфер. В-третьих, как в общепринятом смысле понимаемую открытость государственных, информационных и других границ. Таковы познавательно-созидательные аспекты проблемы. Наконец, в-четвертых, культурная конвергенция как самоидентификация культуры влечет за собой постоянное соотнесение любого рода действий, производимых в трех вышеозначенных смыслах, с состоянием окружающей среды и мира в целом как общезначимых надкультурных сущностей, что, собственно, и составляет экологически-культовый и, если угодно, правовой аспекты проблемы.

Культура есть, как есть жизнь. Она есть всегда, во всем и везде. Она неотделима от человека, принадлежит каждому и существует в необозримом множестве форм. Дабы узреть, узнать, ощутить ее первозданность в любой живой ее части, достаточно следовать естественно вытекающим из ее смысловых наполнений заповедям «обрабатывания» и «ухода», столь же неотделимым от «воспитания, образования, развития» взращивающего ее человека, сколь и от его природной способности «поклоняться» и «почитать».

4. Риккерт, Г. Философия жизни / Г. Риккерт. – К., 1998. – С. 413.

«Непереходимая противоположность между жизнью и произведением искусства ни в чем так ясно не обнаруживается, как в том, что как только граница между представленным в искусстве и живой действительностью оказывается непроводимой, эстетически тонко чувствующий человек переживает это как нечто невыносимое. При этом нет надобности думать сейчас же о панорамах и восковых фигурах. Также в произведениях, которые хотят служить только искусству, полная жизненность, как бы симулирующая жизнь, действует отталкивающе. Натуралистические теории, утверждающие, что искусство должно как можно более приближаться к жизни, не только ложные эстетические теории, но вообще не содержат в себе эстетики. Они вовсе не говорят об эстетической ценности и не могут этого сделать. Должен быть поставлен вопрос, чем произведение искусства отличается от живой действительности, которую оно изображает. Только там, где есть расстояние, возможна эстетическая ценность».

5. Шпенглер, О. Закат Европы. – М., 1993. – Т. 1. – С. 461, 464.

«Культура и цивилизация - это живое тело души и ее мумия …

… Пока человек, принадлежащий  к близящейся к своему завершению  культуре, живет непосредственно, естественно и   само собой понятно, жизнь его выливается в не допускающее   выбора поведение. Такова его инстинктивная мораль, которая   при случае может облекаться в тысячи вызывающих  разногласие формул, но сам он против нее не спорит, так как она   его собственность. Как только жизнь обнаруживает признаки   утомления, как только на искусственной почве больших городов, которые теперь представляют собой самостоятельные духовные миры, –  возникает потребность в теории для того,   чтобы целесообразно ее инсценировать, как только жизнь делается объектом наблюдения, одновременно с этим мораль   превращается в проблему. Мораль культуры – это та, которой обладают, мораль цивилизации – та, которую ищут».

6. Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1997. – С. 73, 80 – 81.

«… психологический рисунок сегодняшнего массового человека: эти две черты — беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и второе — врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь.

… Сегодня, напротив, у среднего человека самые неукоснительные представления обо всем, что творится и должно твориться во Вселенной. Поэтому он разучился слушать. … Разве не величайший прогресс то, что массы обзавелись «идеями», то есть культурой? Никоим образом. Потому что «идеи» массового человека таковыми не являются и культурой он не обзавелся. Идея – это шах истине. Кто жаждет идей, должен прежде них домогаться истины и принимать те правила игры, которых она требует. Бессмысленно говорить об идеях и взглядах, не признавая системы, в которой они выверяются, свода правил, к которым можно апеллировать в споре. Эти правила — основы культуры. Неважно, какие именно. Важно, что культуры нет, если нет устоев, на которые можно опереться. Культуры нет, если к любым, даже крайним взглядам нет уважения, на которое можно рассчитывать в полемике. Культуры нет, если экономические связи не руководствуются торговым правом, способным их защитить. Культуры нет, если эстетические споры не ставят целью оправдать искусство.

Если всего этого нет, то нет и культуры, а есть, в самом прямом и точном смысле слова, варварство. Именно его — не будем обманываться — и утверждает в Европе растущее вторжение масс. Путник, попадая в варварский край, знает, что не найдет там законов, к которым мог бы воззвать. Не существует собственно варварских порядков. У варваров их попросту нет и взывать не к чему».

Дополнительная литература:

  1. Бранский, В. П. Искусство и философия / В. П. Бранский. – Калининград, 1999.

  2. Гуревич, П. С.Философия культуры / П. С.Гуревич. – М., 1995.

  3. Каган, М. С. Философия культуры./ М. С.Каган. – СПб.,1996.

  4. Козлова, О. Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 2.

  5. Малыхина, Г. И. Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности: учеб. пособие по курсу философии и культурологии для студ. всех спец., аспирантов и магистрантов БГУИР / Г. И. Малыхина, В. И. Миськевич, Ю. А. Харин; под ред. В. И. Миськевича. – Минск, 2004.

  6. Малыхина, Г. И. Идеология и мировоззренческая культура личности: пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]. – Минск, 2007.

  7. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.,1998.

  8. Структура общества и массовое сознание. – М., 1999.

  9. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

  10. Шпенглер, О. Закат Европы / О.Шпенглер. – М., 1993.

Тема 35

Проблема устойчивого развития и современные стратегии социодинамики

Ключевые слова: природа, природная среда, народонаселение, глобальные проблемы, биосфера, ноосфера, экосистема, устойчивое развитие, линии роста, интенсивное развитие, экстенсивное развитие, качество жизни, коэволюция, экологический императив, «общество потребления» (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

  1. Концепция устойчивого развития – новая трактовка взаимоотношений в системе «человек-общество-природа».

  2. Природа и общество в цивилизационной динамике – эволюция мировоззренческих оснований. Понятия биосферы и ноосферы.

  3. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и перспективы устойчивого развития.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

  1. В первом вопросе – раскрыть генезис проблемы устойчивого развития, выявить ее источники и показать ее современные ключевые составляющие (демографическая, экологическая и др.).

  2. Во втором вопросе – охарактеризовать эволюцию представлений о взаимосвязи природы и общества в философии и науке (на примере концепций ноосферы и биосферы).

  3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо обосновать мировоззренческое содержание «принципа коэволюции» общества и природы и показать его значение в становлении экологических ценностей современной цивилизации и поиска сценариев устойчивого развития.

Первоисточники для анализа:

1. Петрухин, А. И. Русский ученый Никита Моисеев о перспективах рода человеческого (К Всемирному саммиту по устойчивому развитию 2002 года) / А. И. Петрухин // Устойчивое развитие. Наука и практика. – 2002. №1. – С. 115 – 122.

«По существу, – писал он [академик Моисеев Н. Н. – прим. ред.], – речь должна идти не об «устойчивом развитии», а о стратегии человечества, т. е. о совокупных действиях людей, способных до наступления экологической катастрофы обеспечить коэволюцию Человека и окружающей среды» Разработку такой стратегии он определял как самую фундаментальную проблему науки за всю историю человечества. «Накануне третьего тысячелетия человечество оказалось на пороге совершенно нового периода своей истории, когда перед всем биологическим видом homo sapiens поднялась общая задача – выработать стратегию своего выживания, – утверждал он. – Может быть, вся история человеческих знаний, все развитие нашей общей культуры – были всего лишь подготовительным этапом для решения этой задачи».

Необходимо учитывать, что формирование и реализация стратегии деятельности любого коллектива, а тем более глобального, общечеловеческого масштаба требует определенной направленности действий каждого человека, концентрации усилий всех членов коллектива.

Это, в свою очередь, неизбежно приводит к регламентации поведения людей, к необходимости введения определенной системы запретов. Такая регламентация означала бы утверждение совокупности принципов новой нравственности, суть которой может быть выражена словами: То, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Все подобные ограничения естественно назвать нравственным императивом…

Основное содержание понятия нравственного императива должно состоять в необходимости осознания людьми своей принадлежности к двум общностям: планетарному сообществу и биосфере…

Человек должен осознать свою принадлежность не только к своей семье, стране, нации, но и ко всему планетарному сообществу. Он должен почувствовать себя членом этого сообщества, принять на себя ответственность за судьбу всего человечества, за жизни чужих ему и далеких от него людей. Человек должен научиться по-иному относиться к Природе, отказаться от опасной иллюзии господства над ней и научиться жить, следуя законам Природы».

2. Горшков, В.Г.Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению / В. Г. Горшков, К. Я. Кондратьев, В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев. М., 1994. С.12; 16.

«Состояние окружающей среды в любой местности в настоящее время следует трактовать как результат социального согласия (компромисса) между локальным сообществом и основными загрязнителями, которые выступают обычно и как работодатели. Само сообщество, являясь потребителем, также оказывается загрязнителем среды. Государственная власть выступает арбитром и в зависимости от уровня экологической напряженности в обществе и давления со стороны различных групп населения и производителей устанавливает нормативы и правила, с помощью которых поддерживается тот или иной уровень состояния окружающей среды. При этом показателем качества обычно выступают некоторые концентрации загрязняющих веществ (предельно допустимые концентрации или их эквиваленты, биоиндикаторы). Совершенно очевидно, что эти показатели прямого отношения к порогу устойчивости биосферы не имеют, а выражают лишь уровень социального согласия между загрязняющими среду производителями и локальным сообществом.…ни одна идеология, доктрина, религия из имеющих широкое распространение в мире на деле не ставит предела потреблению природных ресурсов, продукции биоты, территории, росту населения и разрушению окружающей среды. Существующие этика и нравственность не акцентируют необходимость обеспечения устойчивости окружающей среды в целях выживания человечества. Наука нацелена на создание все более изощренных технологий потребления природных ресурсов и уверено продвигается к разрушению пока еще слабо возмущенного Мирового океана. Господствует антропоцентризм, поддерживаемый практически всеми идеологиями и конфессиями. Групповые, национальные, региональные и партийные интересы преобладают над общечеловеческими. Следовательно, сфера современной духовной жизни также не обеспечивает стабильности и даже не направляет к ней».

3. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М., 2000. – С. 78; 98.

«Противопоставление природы и общества – конструкт XIX века, служивших двоякой цели – покорению природы и ее игнорированию. К концу XX века природа оказалась покоренной и до предела использованной, превратившейся из внешнего феномена во внутренний, из существовавшего до нас в воспроизведенный.

…Оборотной стороной обобществленной природы является обобществление ее разрушения, превращение этого разрушения в социальные, экономические и политические системы угроз высокоиндустриализованного мирового сообщества.

…грозящая людям опасность не имеет ничего общего с их действиями, наносимый им ущерб — с их трудом, а окружающая действительность в нашем восприятии остается неизменной. Это означает конец XIX века, конец классического индустриального общества с его представлениями о национально-государственном суверенитете, автоматизме прогресса, делении на классы, принципе успеха, о природе, реальной действительности, научном познании и т.д.

…В конце ХХ века природа уже не нечто заданное и навязанное, она превратилась в продукт истории… это означает, что разрушение природы, интегрированное в универсальную циркуляцию промышленного производства, перестало быть просто разрушением природы, а превратилось в интегральную составляющую общественной, экономической и политической динамики. (…) На исходе ХХ века становится ясно, что природа – это общество, а общество – и «природа» тоже».

Дополнительная литература:

  1. Барлыбаев, Х. А. Общая теория глобализации и устойчивого развития / Х. А. Барлыбаев. – М., 2003.

  2. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М., 2000.

  3. Водопьянов, П. А. Великий день гнева: экология и эсхатология / П. А. Водопьянов, В. С. Крисаченко. – Минск, 1993.

  4. Горшков, В. Г. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению / В. Г. Горшков. – М., 1994.

  5. Дрейер, О. К. Экология и устойчивое развитие / О. К. Дрейер. – М., 1997.

  6. Керженцев, А. С. Функциональная экология / А. С. Керженцев. – М., 2006.

  7. Косов, Ю. В. Генезис концепции «устойчивого развития» / Ю. В. Косов // Экология и образование. – 2002. – №1 – 2. – С. 39 – 45.

  8. Миркин, Б. М. Курс лекций по устойчивому развитию / Б. М. Миркин. – М., 2005.

  9. Моисеев, Н. Н. Современный рационализм / Н. Н. Моисеев. – М., 1998.

  10. Петрухин, А. И. Русский ученый Никита Моисеев о перспективах рода человеческого (К Всемирному саммиту по устойчивому развитию 2002 года) / А. И. Петрухин // Устойчивое развитие. Наука и практика. – 2002. – №1. – С. 115 – 122.

  11. Романович, А. Л. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез) / А. Л. Романович, А. Д. Урсул. – Москва, 2006.

  12. Стратегия устойчивого развития Беларуси: Преемственность и обновление: Аналитический отчет. – Минск, 2003.

РАЗДЕЛ IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

1. Учебная, методическая и справочная литература по курсу «Философия»

Алексеев, И. В. Философия : учеб. / И. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1996.

Введение в философию : учеб. для вузов : в 2 ч. / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989

Всемирная энциклопедия. Философия / ред. и сост. А. А. Грицанов. – Минск, 2001.

Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов : учеб. для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д., 2003.

Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности : учеб. пособие по курсу философии и культурологии для студ. всех спец. БГУИР, аспирантов и магистрантов / Г. И. Малыхина, В. И. Миськевич, Ю. А. Харин ; под ред. В. И. Миськевича. – Минск, 2004.

Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – М., 2001.

Идеология и мировоззренческая культура личности: учебно-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск: БГУИР, 2007.

Ильин, В. В. История философии : учеб. для вузов / В. В. Ильин. – СПб., 2004.

Исторические типы философии : учеб. пособие. – М., 1995.

История западноевропейской философии : учеб. пособие. – М., 1998.

История современной зарубежной философии. Компаративный подход. В 2 т. – СПб., 1998.

История философии в кратком изложении. – М., 1991.

История философии : Запад – Россия – Восток : учеб. для вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1999.

История философии : учеб. / Ч. С. Кирвель [и др.] ; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001.

Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс : учеб. для вузов / В. А. Канке. – М., 1999.

Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернадский. – СПб., 2001.

Новая философская энциклопедия : в 4 т. – М., 2001–2002.

Новейший философский словарь. – Минск, 1998.

Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб., 2006.

Основы современной философии / отв. ред. М. Р. Росенко. – СПб., 2001.

Основы философии : от классики к современности : учеб. пособие. – М., 1998.

Планы семинарских занятий по курсу «Философия» для студентов БГУИР всех спец. днев. и вечерней форм обуч. / сост. И. Ф. Габрусь, Г. И. Малыхина, Ю. А. Харин. – Минск, 2003.

Скирбекк, Г. История философии : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2000.

Современная западная философия: словарь / сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. – М., 1991.

Спиркин, А. Г. Философия : учеб. / А. Г. Спиркин. – М., 1999.

Философия / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1995.

Философия XX века : школы и концепции. – СПб., 2003.

Философия в современном мире. – Минск, 2001.

Философия: практикум для студ. заочного, вечернего и дистанц. обуч. / Л. Н. Александрова [и др.]. – Минск, 2005.

Философия: рабочая учебная программа / сост. Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск: БГУИР, 2009.

Философия : учеб. для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2007.

Философия : учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.] ; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.] ; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2007.

Философия : учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

Философия : учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1994.

Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности : учеб. пособие / В. Ф. Шаповалов. – М., 1998.

2. Первоисточники

Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М., 1998.
Августин, А. Исповедь / А. Августин. – М., 1992.

Аристотель. Метафизика // Сочинения : в 4-х т. – М., 1975.

Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М., 2001.
Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М., 1990.
Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии / Н. А. Бердяев // Царство духа и царство Кесаря. – М., 1995.

Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М., 1999.
Беркли, Д. Сочинения / Д. Беркли. – М., 1978.

Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. / И. Валлерстайн. – М., 2003.
Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. – М., 2001.

Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 1990.
Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М., 1998.
Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский. – М., 1978.

Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М., 1988.

Гольбах, П. А. Система природы / П. А. Гольбах. – М., 1941.

Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук : в 3 т. – М., 1974. – Т. 1.

Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. – Новочеркасск, 1994.
Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М., 2000.
Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. – СПб., 2000.
Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт // Соч. : в 2 т. – М., 1989. – Т. 1.

Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. – М., 1987.
Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. – М., 1990.

Камю, А. Творчество и свобода / А. Камю. – М., 1990.

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М., 1999.

Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике / И. Кант // Сочинения : в 6 т. – М., 1965. – Т. 4.

Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.
Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 1995.
Лакатос, И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки / И. Лакатос. – М., 1978.

Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М., 1985.
Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. : в 55 т. – М., 1963. – Т.18.
Лиотар, Ж.-Ф. Ситуация постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. – СПб.., 1998.
Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. – М., 1994.
Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч. – 2-е изд.– М., 1961. – Т. 3.

Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс. – М., 1990.

Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – М., 1978.

Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.

Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1995.
Ницше, Ф. Антихрист / Ф. Ницше / Соч. : в 2 т. – М., 1990. – Т. 2.

Новая технократическая волна на Западе / сост. П. С. Гуревич. – М., 1986.

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – М., 1999.

Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.
Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1993. –  № 10.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1993.
Платон. Соч. : в 4 т. / Платон. – М., 1968–1991.

Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.
Плеханов, Г. В. К вопросу о роли личности в истории. Изб. филос. пр. : в 5 т. / Г. В. Плеханов. – М., 1956–1958. – Т. 2.

Рассел, Б. Человеческое познание. Его сфера и границы / Б. Рассел. – Киев, 1997.
Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М., 1969.

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // сб. : Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. – М., 1990.
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М., 1992.
Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.
Тойнби, А. Дж. Цивилизации перед судом истории / А. Дж. Тойнби. – М., 1995.
Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М., 2002.
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М., 1986.
Фейербах, Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Соч. : в 2 т. – М., 1995. – Т. 2.

Феномен Человека: Антология. – М., 1993.
Феномен истории: Антология. – М., 1995.
Франк, С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Духовные основы общества. – М., 1992.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.
Фукуяма, Ф. Конец истории / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. – 1990. – № 3.
Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992.

Фромм, Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или быть? / Э. Фромм. – Киев, 1998.

Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.
Хейзинга, Й. Человек играющий / Й. Хейзинга. – М., 1991.
Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 2003.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : в 2 т. / А. Шопенгауэр. – М., 1991.

Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М., 1993.
Шпенглер, О. Человек и техника / О. Шпенглер // Культурология. ХХ век: Антология.– М., 1999.
Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : т. 21.– М., 1961.

Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : т. 21.– М., 1961.

Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : т. 20.– М., 1961.

Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. – М., 1991.
Юнг, К. Психология бессознательного / К. Юнг. – М., 1994.

Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

РАЗДЕЛ V. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

  1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

  2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

  3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии.

  4. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.

  5. Древнеиндийская философия.

  6. Философия Древнего Китая.

  7. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.

  8. Философия Платона и ее значение в европейской культуре.

  9. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии.

  10. Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).

  11. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским.

  12. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.

  13. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

  14. Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).

  15. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.

  16. Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта.

  17. Диалектическая философия Г. Гегеля.

  18. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  19. Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

  20. Философия марксизма: проблемы и эволюция.

  21. Философия позитивизма и его исторические формы.

  22. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма.

  23. Современная неклассическая философия Запада.

  24. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия.

  25. Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии.

  26. Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира.

  27. Пространство и время как формы существования неживой и живой материи.

  28. Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма.

  29. Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории.

  30. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система.

  31. Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм.

  32. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

  33. Проблема человека в философии и науке. Антропосоциогенез.

  34. Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности.

  35. Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни.

  36. Сознание как философская проблема (понятие, структура, функции).

  37. Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика.

  38. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

  39. Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм.

  40. Формы чувственного и логического познания.

  41. Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

  42. Философские концепции истины. Специфика научной истины.

  43. Уровни, формы и методы научного познания.

  44. Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки.

  45. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

  46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).

  47. Общество как система. Материальные процессы жизни общества.

  48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур.

  49. Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества.

  50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы.

  51. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

  52. Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе.

  53. Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы.

  54. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

  55. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления.

  56. Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры.

  57. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.

  58. Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.

  59. Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.

  60. Философия и религия. Особенности религиозного сознания.

ПРИЛОЖЕНИЕ А. СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ

  1. Духоỹная сiнэргiя: адукацыя i асветнiцтва / пад рэд. У. I.Мiськевiча. – Мiнск : БДУIР, 2001.

  2. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И. И. Богута. – М., 1995.

  3. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М., 2001.

  4. Методические рекомендации по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей БГУИР. – Минск : БГУИР, 2002.

  5. Планы семинарских занятий по курсу «Философия» для студ. днев. и вечерней форм обуч. – Минск : БГУИР, 2002.

  6. Рабочая программа по курсу «Философия».

  7. Рабочая программа по курсу «Культурология».

  8. Спиркин А. Г. Философия : учебник для техн. вузов / А. Г. Спиркин. – М., 2000.

  9. Философия в современном мире : учеб.-метод. пособие для магистрантов БГУИР днев. и заоч. форм обуч. / Сост. И. Ф.Габрусь, Г. И. Малыхина, Ю. А. Харин. – Минск, БГУИР, 2004 .

  10. Философия : учеб.-метод. комплекс для студ. заоч. и дистанц. форм обуч. / Сост. И. Ф. Габрусь, Г. И. Малыхина, Ю. А. Харин. – Минск : БГУИР, 2003.

  11. Человек. Культура. Синергия / под ред. проф. Ю.А.Харина. – Минск : БГУИР, 2000.

  12. Электронный учебно-методический комплекс по философии .

  13. Электронный учебно-методический комплекс по культурологи.

Примечание: С электронными учебно-методическими комплексами можно ознакомиться в Центре дистанционного обучения (корп. 3, к. 107). Остальные материалы можно найти на электронной странице кафедры философии по адресу: www.bsuir.by, далее по ссылке: Образование / Факультеты / Факультет компьютерных систем и сетей / Кафедра философии / Учебно-методическая работа.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. АДРЕС КАФЕДРЫ

к. 302, корп. 4

Научный кабинет и читальный зал кафедры философии

к. 303, корп. 4

Лаборатория дистанционного обучения и электронная библиотека кафедры философии, телефон 293-88-28, лаборант Минеева Анна Алексеевна

к. 304, корп. 4

Преподавательская кафедры философии, телефон, 293-89-21, зав. кабинетом Полещук Оксана Эдуардовна

Физический адрес: г. Минск, ул. Гикало, 9.

Электронный адрес : kaffil@bsuir.by

Электронная библиотека размещена на сайте кафедры и включает около 200 наименований первоисточников по мировой философии, а также учебной и справочной литературы.

Сайт кафедры: www.bsuir.byдалее по ссылке: Образование / Факультеты / Факультет компьютерных систем и сетей / Кафедра философии.

Св. план 2009, поз. 70

Учебное издание

Философия

Контрольные работы

для студентов заочной и дистанционной форм обучения всех специальностей БГУИР

Методическое пособие

А в т о р ы – с о с т а в и т е л и:

Малыхина Галина Ивановна,

Дисько-Шуман Мария Робертовна,

Габрусь Иван Федорович,

Ермолович Дмитрий Валентинович,

Пушкина Татьяна Александровна,

Фрищина Наталья Николаевна,

Борушко Наталья Викторовна,

Лагунов Александр Валерьевич,

Солодкая Елена Александровна,

Минеева Анна Алексеевна

Редактор Т. П. Андрейченко

Корректор Е. Н. Батурчик

Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная

Гарнитура «Таймс» Печать ризографическая Усл.печ. л. 8,0

Уч.-изд. л. 7,3 Тираж 200 экз. Заказ 327

Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования

«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Лицензия на осуществление издательской деятельности №02330/0056964 от 01.04.2004.

Лицензия на осуществление полиграфической деятельности №02330/0133666 от 30.04.2004.

220013, Минск, П. Бровки, 6.

1 Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах.

2 Представление, суждение и умозаключение.

3 sui generis – особого рода.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    ... философии Малыхина Г.И. Л О Г И К А Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» длястудентовзаочной и дистанционнойформобучения ... ЛОГИКА» ДНЯ СТУДЕНТОВЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Контрольнаяработа по логике является формой отчёта студента-заочника о ...
  2. Паказальнік літаратуры якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2 2010 г

    Документ
    ... выполнению дипломных работдлястудентоввсехспециальностей педагогического факультета ... [2] с. Философия : методическое пособие к выполнению контрольныхработдля студен-тов всехспециальностейБГУИРзаочной и дистанционнойформобучения / Ми- ...
  3. Регистрационный № УД- /р ФИЛОСОФИЯ Рабочая учебная программа для специальности 2

    Рабочая учебная программа
    ... пособие по курсу философии и культурологии длястудентоввсехспециальностейБГУИР, аспирантов и ... Харин. – Минск, БГУИР, 2004 . 3.12. Философия: Практикум длястудентов вечерней, заочной и дистанционнойформобучения / Сост. Л.Н.Александрова ...
  4. Паказальнік літаратуры якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2 2011 г

    Документ
    ... заочной и дистанционнойформобучения / В. А. Липницкий, Н. В. Спичекова. ― Минск : БГУИР, ... контрольнойработе по дисциплине "Основы экологии и энергосбережения" длястудентоввсехспециальностейБГУИРзаочнойформыобучения. ― Минск : БГУИР ...
  5. Регистрационный № УД- /р КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рабочая учебная программа для специальности

    Рабочая учебная программа
    ... Контрольныеработы 1 Всего часов 50 Форма получения высшего образования дистанционная ... работы содержатся в практикуме длястудентоввсехспециальностейБГУИРзаочнойформыобучения ... курсу философии и культурологии длястудентоввсехспециальностейБГУИР, ...

Другие похожие документы..