textarchive.ru

Главная > архив


Для Вас родители

Советы родителям

Особенности адаптационного периода пятиклассников

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию), у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю, в том числе и поступление в гимназию, связан с возрастанием нагрузки на психику ребёнка.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу помощь и поддержку.

Затруднить адаптацию детей к средней школе может рассогласованность и противоречивость требований разных педагогов (например: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, воспитанница, отвечая на уроке, придерживалась сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение).

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь учащихся.

Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому ребёнку необходимо объяснить, с чем связаны эти различия, помочь справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем»).

Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Ваша помощь на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.

Следует обратить внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Рекомендации

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц.

  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в гимназии, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в гимназии.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в гимназии. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в гимназии, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из школы в гимназию, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Желаем успехов Вам и Вашему ребенку!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Родители педагоги

    Пояснительная записка
    Определяющую роль в сотрудничестве между педагогами и родителями играют педагоги. Родитель вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием не просто указания каких - либо трудностей в учебе, личностных проблем
  2. П л а н р а б о т ы первоуральской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы на 2011 – 2012 учебный год

    Анализ
    Работа в прошедшем учебном году велась в соответствии с общешкольным планом работы, который был направлен на реализацию программы развития школы, на формирование трудовых и обще учебных навыков учащихся и их подготовку с учетом психофизических
  3. Введено в действие Принято на пед

    Документ
    Школа имеет государственную аккредитацию. Свидетельство о государственной аккредитации серия АА №106758 2008 года, выдано Министерством образования и науки Республики Татарстана.
  4. Региональное представительство российского «центра гуманной педагогики» научно-исследовательская лаборатория проблем образования родителей гоу впо «вгпу»

    Документ
    Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений 13-14 ноября 2008. Под общей редакцией Е.
  5. Уважаемые ученики родители друзья и партнеры школы!

    Доклад
    Мы представляем Вашему вниманию публичный доклад школы за 2010-2011 учебный год «Наша новая школа в МОУ СОШ №3». Публикация открытого доклада становится для российских школ традиционной формой деятельности.
  6. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.

Другие похожие документы..