Главная > Документ


В соответствии с пунктом 3.4 решения заседания Государственного антинаркотического комитета (протокол № 9 от 21 сентября 2010 г.) аппаратом ГАК совместно с НИЦ ФСКН России разработана модель социальной реабилитации наркозависимых в Российской Федерации, включая ее нормативно-правовую базу, определение перечня структур, отвечающих за данное направление деятельности (далее — модель).

Модель включает в себя 13 проектных инициатив, выдвинутых участниками научно-практической состоявшейся в период с 22 по 24 августа 2010 г. в Московской области проектной конференции «Антинаркотическая политика как инструмент социальной модернизации: направления кардинального снижения спроса на психоактивные вещества среди российской молодежи» и состоявшейся в период с 20 октября по 1 ноября 2010 г. в г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проектной конференции в форме организационно-деятельностной игры по теме: «Создание региональных систем социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых как инструмента социальной модернизации страны в рамках реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».

Представляется целесообразным учесть содержащиеся в модели концептуальные подходы к организации деятельности по снижению спроса на наркотики при разработке Государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков», а также поручить управлениям аппарата ГАК по федеральным округам ознакомить с моделью антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации для использования в работе по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года на региональном и муниципальном уровнях.

Модель социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых

(по опыту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

1. Основные понятия

Социальная реабилитация наркозависимых — система мер, осуществляемых в отношении наркозависимых лиц, направленных на восстановление их способности к полноценной интеграции в общество, жизни и продуктивной социально — значимой деятельности в условиях, полностью исключающих немедицинское употребление наркотиков.

Ресоциализация наркозависимых — процесс восстановления и (или) освоения заново социального опыта, умений и навыков в целях формирования социально-значимых качеств и свойств личности ранее допускавшего немедицинское употребление наркотиков наркозависимого, необходимых для успешной социализации.

Социальная реинтеграция наркозависимых — процесс возврата к полноценному функционированию в социуме лица, ранее допускавшего немедицинское употребление наркотиков, происходящий непосредственно после завершения программы социальной реабилитации.

2. Структура модели социальной реабилитации наркозависимых

Ключевая роль в формировании региональной системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан может принадлежать органам социальной защиты населения. В данную систему могут быть включены социально ориентированные некоммерческие организации и религиозные организации.

Структура модели системы социальной реабилитации и ресоциализации также предполагает:

разработку и принятие пакета нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых органов управления государственной системой социального обслуживания населения, государственных учреждений и некоммерческих социально ориентированных организаций, в том числе религиозных;

состав и функции основных структурных элементов системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых;

принципы управления системой социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых;

содержание типовой программы социальной реабилитации наркозависимых.

2.1. Нормативная правовая база социальной реабилитаци~; наркозависимых

Нормативное правовое регулирование социальной реабилитации и ресоциализации на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации потребует разработки и принятия следующих нормативных правовых актов:

1. Государственный (региональный) стандарт «Социальная реабилитация и ресоциализация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, и членов их семей»;

2. Регламент о порядке применения данного стандарта;

3. Положение о реабилитационном центре (отделении);

4. Типовые программы социальной реабилитации и ресоциализации;

5. Критерии качества социальных услуг в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, и членов их семей.

Для закрепления в правовом поле деятельности по социальной реабилитации (без лечения) наркозависимых лиц необходимо внесение соответствующих изменений в федеральные законы от 10 декабря 1995 г. № 195- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», и от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также создание механизма правового принуждения наркозависимых лиц к участию в реабилитационных программах.

2.2. Состав и функции основных структурных элементов системы социальной реабилитации наркозависимых лиц

В реализации программ социальной реабилитации и ресоциализации должны участвовать различные государственные и негосударственные организации социального обслуживания населения субъекта Российской Федерации под общим руководством и координацией органа управления государственной системой социального обслуживания субъекта Российской Федерации (далее — орган управления), который по организационной форме может быть представлен министерством (в 45 субъектах Российской Федерации), агентством (в Республике Коми), департаментом (в 21 субъекте Российской Федерации), управлением (в 9 субъектах Российской Федерации), и в соответствии со своими полномочиями решает задачи по установлению порядка координации деятельности социальных служб, созданию, управлению и обеспечению деятельности учреждений социального обслуживания субъекта Российской Федерации и их структурных подразделений (статья 21 федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).

Так, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в лице Департамента социального развития проводит работу по выявлению лиц, злоупотребляющих наркотиками, и вовлечению их в программы реабилитации, формирует заказ на социальную реабилитацию и ресоциализацию, который передается для реализации в виде задания государственным реабилитационным центрам или на конкурсной основе государственного заказа негосударственным организациям, успешно прошедшим добровольную сертификацию. Одновременно проводится работа по развитию инфраструктуры социальной реабилитации и ресоциализации, в том числе осуществляется поддержка негосударственных реабилитационных центров через механизмы субсидий и грантов на содержание и развитие реабилитационных центров, содействия в повышении квалификации кадров.

К функции органа управления относится обеспечение во взаимодействии с антинаркотической комиссией в субъекте Российской Федерации единой политики и синхронизации деятельности, обмена опытом и взаимодействия в рамках единого информационного сетевого пространства реабилитационных центров между собой и с другими заинтересованными субъектами антинаркотической деятельности, органами власти и правоохранительными органами.

Основными операторами региональной системы социальной реабилитации наркозависимых лиц должны стать государственные учреждения социального обслуживания и их структурные подразделения в муниципальных образованиях, которые на различных этапах реабилитации и ресоциализации будут активно взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, образования, молодежной политики, культуры, спорта и службами занятости, выстраивать государственно- общественное партнерство с общественными организациями и бизнесом.

Участие в системе реабилитации и ресоциализации негосударственных организаций позволит реализовать технологии обеспечения антинаркотической безопасности на региональном и муниципальном уровнях по принципу «слома наркотизации и реабилитации города в условиях межсекторального взаимодействия всех субъектов антинаркотической деятельности с целью решения следующих задач:

по мотивации к трезвому образу жизни здоровой молодежи, её духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, обучению навыкам противодействия давлению наркосреды, социальному и профессиональному ориентированию, профилактическому антинаркотическому консультированию;

по общественному и административному прессингу в отношении лиц, эпизодически употребляющих наркотики в целях побуждения к трезвости, созданию кабинетов психологического мотивационного консультирования;

по выявлению и пресечению участия в незаконном обороте наркотиков мелкооптовых и розничных их сбытчиков, одновременно являющимися их незаконными потребителями, информационному обеспечению деятельности правоохранительных органов;

по правовому принуждению к трезвому образу жизни и обязательной реабилитации наркозависимых лиц с антисоциальными тенденциями;

по созданию с использованием добровольной сертификации сети успешно функционирующих реабилитационных центров, групп взаимопомощи с участием бывших наркозависимых лиц и их семей;

по духовной ресоциализации и реконструкции лиц, прекративших употребление наркотиков с использованием потенциала душепопечительских реабилитационных центров Русской Православной Церкви;

по персональному постреабилитационному патронату бывших наркозависимых созданию бюро трудовой социализации в коалиции со службами занятости, социальной защиты населения и здравоохранения, бизнес-структурами.

Участие в системе реабилитации и ресоциализации учреждений социальной защиты должно позволить увеличить крайне низкий процент выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками (особенно на ранних стадиях употребления и особенно у подростков) и крайне низкий процент включившихся в программы лечения и реабилитации от общего числа выявленных наркозависимых, а также повысить доступность и эффективность помощи нуждающимся в социальной реабилитации и ресоциализации.

Так, участие Центров социальной помощи семьям и детям, а также Комплексных центров социального обслуживания может обеспечить:

выявление участковыми социальными службами наркозависимых на социальном участке (в семьях, в домах, в школах, медицинских учреждениях и т.д.);

постановку на учет и мониторинг в рамках единого социального регистра;

социальное обслуживание в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (первичный и постреабилитационный патронат);

направление при необходимости на социальную реабилитацию в центры социальной реабилитации;

информирование населения о возможности социальной реабилитации;

консультирование наркозависимых и членов их семей о реабилитационных программах;

развертывание волонтерских движений;

реализацию программ постреабилитационного сопровождения после выписки из стационарного реабилитационного отделения (центра)

и информирование лиц, злоупотребляющих наркотиками и членов их семей. Центры (отделения) социальной реабилитации позволят обеспечить стационарный этап реабилитации.

Центры (отделения) социальной реабилитации могут осуществлять в стационарных условиях следующие направления деятельности:

прием, размещение наркозависимых, социальную диагностику;

разработку и реализацию индивидуальных программ реабилитации;

взаимодействие с социальными партнерами, включая некоммерческие социально ориентированные организации;

завершение индивидуальных программ реабилитации и разработку рекомендаций на постреабилитационный период;

перевод на патронатное сопровождение в Центры социальной помощи семьям и детям, а также Комплексные центры социального обслуживания;

«авторский» контроль в постреабилитационном периоде;

организационно-методическую и научную деятельность.

2.3. Управление системой социальной реабилитации наркозависимых лиц

Стандартизация должна стать центральным механизмом управления сферой социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых, в которой работают государственные учреждения здравоохранения и социальной защиты, образования, труда и занятости населения и другие, а также негосударственные реабилитационные центры и группы взаимопомощи.

В отношении государственных организаций необходимо обеспечить единые принципы и технологии социальной реабилитации и ресоциализации, контроль, финансирование, исходя из реальной потребности населения в оказании соответствующих социальных услуг, укомплектование высококвалифицированными кадрами и непрерывное повышение их квалификации, развитие государственно-общественного партнерства, особенно в сфере ресоциализации наркозависимых.

В отношении негосударственных организаций необходимо обеспечить отбор эффективно работающих центров, единые принципы социальной реабилитации и ресоциализации (выбор технологий в основном определяют сами реабилитационные центры), контроль, государственную поддержку, в том числе информационную, финансовую и другие - через механизмы государственного заказа, предоставление субсидий и грантов, содействие в повышении квалификации кадров.

Центральным механизмом реализации управленческих функций в отношении негосударственных реабилитационных центров может служить их добровольная сертификация в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Система добровольной сертификации должна быть разработана независимой и компетентной в вопросах социальной реабилитации и ресоциализации организацией совместно с ФСКН России, и опираться на критерии качества социальных услуг в сфере социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых, закрепленные в региональных стандартах. Поэтому результаты сертификации могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации при принятии решений об оказании мер государственной поддержки реабилитационных центров и размещении в них государственного заказа на социальную реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых граждан, проживающих на данной территории. В свою очередь, оценка качества и эффективности по конечному результату должна учитывать достижение стойкой длительной ремиссии, личностного развития, трудовой занятости, интегрированности в здоровые сообщества и т.д. Система добровольной сертификации должна предусматривать механизм, исключающий допуск к реабилитационной деятельности организаций экстремистской направленности, участвующих во внедрении нарколиберальных программ «снижения вреда», связанных с криминалом, а также ориентированных на зарубежные миссионерские центры тоталитарных культов.

Действенными инструментами управления региональной системой социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых могут стать социальный регистр населения и социально-платежная карта (по аналогии с действующими на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Социально-платежная карта, выданная проходящему реабилитацию и ресоциализацию, будет информационно-учетным и платежным средством, фиксирующим прохождение его персональной программы. В перспективе возможно предоставление реабилитируемому права выбора организации, в которой он хотел бы проходить лечение, социальную реабилитацию и ресоциализацию, и наделение СПК функциями сертификата для оплаты соответствующих услуг. Целесообразна разработка системы социальной поддержки прошедших реабилитацию лиц, отказавшихся от употребления наркотиков в немедицинских целях, в том числе с использованием сертификатов и социальных карт, а также социального паспорта реабилитируемого, отражающего информацию о прохождении этапов реабилитации.

2.4. Содержание типовой программы социальной реабилитации наркозависимых

Компоненты программы: организационный, психологический; образовательный; социально-правовой; трудовой; досуговый; воспитательный; духовно-нравственный.

Средний период стационарной реабилитации - 12 месяцев.

Оптимальный состав каждой группы - 35 человек (возраст от 18 до 40 лет).

Примерный состав мультипрофессиональной реабилитационной бригады:

20 шт. ед., в том числе: психолог — 3, специалист по социальной работе — 1, инструктор по труду — 1, администратор из числа пациентов, прошедших программу— 4, методист — 1.

Основные методы и подходы: групповая и индивидуальная когнитивно- поведенческая психотерапия с домашними заданиями, трудовая терапия, мотивационная работа, духовно-нравственная реконструкция личности, работа с семьёй (созависимыми).

Требования к участникам: ответственность, осознанность, терпимость, полный отказ от употребления любых психоактивных веществ, установка на полное самообслуживание и полную трудовую занятость; обеспечение сопровождения после окончания процесса реабилитации (патронат) до 3-х лет, формирование навыков эффективного взаимодействия с социумом и потребности в личностном росте.

Основные формы контроля: текущий мониторинг выполнения индивидуальной программы реабилитации, регулярное тестирование на факт употребления психоактивных веществ, итоговый мониторинг результатов реабилитации (в динамике).

Базовые принципы: этапность, системность, комплексность, индивидуальный подход, уважение автономности и предложение альтернативы саморазрушающему поведению с учетом актуальных потребностей и интересов, гарантии легитимности, конфиденциальности, безопасности.

Форм реализации: амбулаторная (с перманентной возможностью стационирования), стационар (дневной круглосуточный), дистантная форма сопровождения, терапевтическое сообщество, реабилитационное общежитие, социальная гостиница.

Критерии эффективности: достижение полного осознанного отказа от употребления психоактивных веществ, законопослушное поведение, участие в работе групп поддержки (в том числе в качестве консультанта), положительная динамика психосоциальной и духовной сфер личности, ей автономия (самостоятельность и самодостаточность).

Этапы реализации на уровне реабилитационного центра:

информационно-консультационный;

испытательный срок (с последующим заключением договора и составлением индивидуального плана реабилитации);

адаптация (самопознание, приспособление к условиям программы реабилитации, распорядку, изменение привычных стереотипов поведения; ежедневный контроль и анализ эмоционального состояния через ведение дневника; добровольный запрет на общение с внешним миром);

самоактуализация (непосредственное вхождение в программу реабилитации; осмысление реальности, принятие ответственности через переживание определенных социальных ролей новичка, дежурного, старшего группы);

стабилизация (восстановление, коррекция и формирование нормативных личностных качеств, устойчивой мотивации на трезвый образ жизни, коммуникативных способностей, социальной нормативности, навыков самоконтроля);

реинтеграция (подготовка к возвращению в семью и общество, пробные выходы из реабилитационного центра с сопровождением самостоятельно, выполнение отдельных поручений под контролем и самостоятельно с целью отработки навыков противодействия неблагополучной среде);

самоопределение (реализация собственного потенциала, восстановление социальных связей, трудоустройство, обучение, восстановление документов, вовлечение в значимую социально-полезную деятельность);

заключительный этап (подготовка к выпуску и возвращению к самостоятельной жизни без наркотиков при условии отсутствия влечения к наркотикам, частичного или полного восстановления социальных связей, определения механизма самообеспечения во внешней среде);

выход из программы (с последующим сопровождением, социальным патронатом, включением в группы поддержки и взаимопомощи бывших наркозависимых).

Этапы осуществления на региональном (муниципальном) уровне:

выявление незаконно употребляющих наркотики лиц субъектами антинаркотической деятельности при координирующей роли антинаркотической комиссии с заключением соглашений (образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних, военными комиссариатами, участковыми службами учреждений социальной защиты, правоохранительными органами по сигналам общественных организаций, а также при самостоятельном обращении наркозависимых и в результатах диспансеризации);

подготовка к реабилитации (социальный патронат лиц с единичным или эпизодическим употреблением наркотиков, заключение договоров о реабилитации с самим наркозависимым или его законными представителями, оформление социального паспорта и социальной платежной карты в системе регионального социального регистра, составление программы реабилитации и заключение договоров с реабилитационными центрами);

реализация программы реабилитации (медико-социальная реабилитация с внесением в социальный паспорт выписки из истории болезни, социальная реабилитация в сертифицированном реабилитационном центре через государственный заказ на оказание соответствующих услуг, отражение информации о прохождении этапов реабилитации и ее результатах в социальном паспорте);

ресоциализация (отслеживание социальными службами жизненной траектории бывшего наркозависимого и качества ремиссии через социальный регистр и социальную платежную карту; целевое направление для получения среднего специального и высшего образования под гарантии социального патроната, профессиональная подготовка и переподготовка, обеспечение трудоустройства путем квотирования рабочих мест, введения налоговых и иных форм поддержки работодателей);

сопровождение в постреабилитационном периоде (социальный патронат, доступ к «телефону доверия», тьютерская поддержка).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обзор сми (43) проект документа " позиция русской православной церкви по ювенальной юстиции"

    Обзор
    ... осуществляющих психологическую и социальнуюреабилитацию детей - жертв ... Ханты-Мансийскомавтономномокруге Татьяной Моховиковой. – Татьяна Дмитриевна, вы являетесь уполномоченным по правам ребенка в Югре ... социальногоопыта семейной жизни. В основном ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (14)

    Основная образовательная программа
    ... 2. Социальная стратификация и социальная мобильность Понятие стратификации. Сущность социальной стратификации. Концепции социальной стратификации. Основные принципы стратификационного анализа. Моделисоциальной ...
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата

    Документ
    ... 2. Социальная стратификация и социальная мобильность Понятие стратификации. Сущность социальной стратификации. Концепции социальной стратификации. Основные принципы стратификационного анализа. Моделисоциальной ...
  4. Российская благотворительность в зеркале сми (24)

    Документ
    ... реабилитация ... ресоциализации ... автономного ... посоциальным вопросам благочинного Новороссийского округа ... социальных гостиниц и временных приютов; - около 60 реабилитационных центров для наркозависимых ... Ханты - Мансийский ... социальной ответственности. Основные ...
  5. Направление подготовки (20)

    Основная образовательная программа
    ... 2. Социальная стратификация и социальная мобильность Понятие стратификации. Сущность социальной стратификации. Концепции социальной стратификации. Основные принципы стратификационного анализа. Моделисоциальной ...

Другие похожие документы..