Главная > Документ


Государственный PR

И. Чистоусова

Интернет-представительство региональной администрации как средство управления общественным мнением

Теоретическая часть

В последние годы государство все больше внимания уделяет построению партнерских отношений с обществом, при этом установление эффективных связей с общественностью (public relations, PR или ПР) является неотъемлемой частью государственного управления на всех уровнях.

Согласно определению Российской академии государственной службы при Президенте РФ, которое можно найти в книге «Связь с общественностью – «паблик рилейшнз»– государственной власти и управления» (1997 г.), «ПР – это специализированная, профессионально организованная деятельность управления, но управления особого рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определённой сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не административно-командными) средствами»1.

В связи с данным определением можно сказать, что участие связей с общественностью в государственном управлении характеризуется как содействие государству в формировании общественного мнения по вопросам, касающимся деятельности органов государственной власти всех уровней.

К основным задачам ПР в системе государственного управления можно отнести содействие становлению гражданского общества, вовлечение общества в государственное управление, а также формирование поддержки в обществе осуществляемой органами государственной власти деятельности. Эти задачи могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:

  • установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями,

  • информирование общественности о принимаемых решениях,

  • изучение общественного мнения,

  • анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом,

  • прогнозирование общественно-политических процессов,

  • обеспечение организации аналитическими разработками,

  • формирование благоприятного имиджа организации2.

ПР-служба при Администрации Субъекта Федерации призвана устанавливать двустороннее общение между обществом и властью для формирования общих представлений, общих интересов, достижения взаимопонимания, основанного на информированности, а также призвана развивать гражданское самосознание населения и пробуждать интерес к проблемам государственного управления.

В связи с этим повышаются требования к эффективности деятельности органов государственной власти. Наиболее важные из этих требований те, с выполнением которых обычно связаны наибольшие трудности: оперативность реакции на внешние события, ответственность за принимаемые решения, способность действовать слаженно и эффективно в условиях избыточных информационных потоков.

В данной связи можно говорить об Интернет-представительстве органов государственной власти как об инструменте государственного управления с высоким потенциалом. Данный инструмент может выполнять не только функциональные задачи государственного управления, но и устанавливать эффективные связи с общественностью, будучи средством управления общественным мнением.

Говоря об Интернет-представительстве, необходимо отметить, что на данный момент по всей России идет реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 года № 65 (далее – ФЦП «Электронная Россия»), Основной целью ФЦП «Электронная Россия» является всестороннее развитие общества и государства за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, другими словами, программа призвана сформировать российское «Электронное правительство». В рамках данной программы планируется повысить эффективность деятельности органов власти, решить проблему доступа граждан к государственным информационным ресурсам, перевести получение государственных и муниципальных услуг в режим он-лайн, другими словами, поднять взаимоотношения государства и общества на новую ступень развития.

Технические возможности сети Интернет позволяют официальным сайтам быть самым эффективным средством для реализации взаимодействия государственных органов с населением, наиболее оптимальным, быстрым и самым экономичным способом распространения информации о деятельности чиновников и доведения официальной точки зрения государства по социально значимым вопросам до сведения общественности3. Кроме того, наличие у органов власти полноценных официальных Интернет-представительств дисциплинирует властные структуры, повышает их ответственность, стимулирует ориентацию на население и построение диалога с обществом в целом.

Основными блоками любого сайта являются следующие:

  • история организации;

  • обращение к посетителям сайта первого лица организации;

  • профиль деятельности, услуги или продукция организации;

  • новости из жизни организации;

  • официальные пресс-релизы, публикации СМИ об организации;

  • анонсы проводимых организацией мероприятий;

  • часто задаваемые вопросы и ответы на них;

  • конференции для посетителей;

  • вопросы представителям (руководителям) организации;

  • чаты (общения пользователей сети);

  • обратная связь.

Кроме того, сайты могут включать в себя и следующие разделы:

  • структура и руководство организации;

  • видеоконференции;

  • годовые отчёты и финансовые показатели организации;

  • рейтинги и опросы4.

Цели и задачи исследования

Сложность оценки результатов деятельности ПР-служб характеризуется отсутствием критериев, по которым эти результаты можно было бы определить с достаточной точностью. ПР оказывает содействие управлению, это инструмент властей и средство достижения понимания их действий в обществе. Результаты деятельности ПР-служб редко можно выделить из всех результатов деятельности органа власти и в силу этого сложно точно измерить.

Исходя из этого, данное исследование представляет собой попытку взглянуть на Интернет-представительство как целое, составить общее впечатление о деятельности Администраций (а значит, и ПР-служб в том числе).

Данное исследование направлено на изучение Интернет-представительств Администраций Субъектов Федерации РФ как инструментов влияния на общественное мнение данных Субъектов. Анализ официальных сайтов проводился с точки зрения их соответствия требованиям полноты, актуальности, доступности, социальной значимости размещенной информации, интерактивности предоставляемой информации, а также удобства пользования сайтом.

Задачами исследования является:

  1. Выявление параметров оценки эффективности Интернет-представительства как инструмента влияния на общественное мнение.

  2. Оценка выбранных сайтов по выявленным параметрам.

  3. Составление рейтинга выбранных Интернет-представительств с точки зрения их соответствия ожиданиям и потребностям граждан при получении информации об Администрации Субъекта Федерации, его деятельности, а также предоставляемых государственных услугах.

  4. Выявление основных проблем, возникающих при использовании сайтов.

  5. Выявление направлений ПР и методов, используемых ПР-службой Администрации для осуществления деятельности в сети Интернет.

  6. Составление рекомендаций по совершенствованию работы ПР-служб в Интернет-представительствах.

Методика исследования

Для исследования были выбраны 11 сайтов региональных администраций РФ, по 1 из Северо-западного федерального округа, Сибирского федерального округа, Уральского федерального округа, Приволжского федерального округа; а также по 2 из Южного федерального округа, Дальневосточного федерального округа, Центрального федерального округа.

  1. Администрация Брянской области - /

  2. Официальный сайт органов государственной власти Ярославской области - /

  3. Администрация Магаданской области - /

  4. Администрация Ростовской области - /

  5. Администрация Архангельской области - /

  6. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - /

  7. Официальный сайт Администрации Сахалинской области - /

  8. Республика Ингушетия. Официальный сайт - /

  9. Официальный портал органов власти Чувашской Республики - /

  10. Официальный портал Республики Коми - /index.php

  11. Официальный портал Красноярского края - /

Официальный сайт каждого Субъекта Федерации оценивался по определенным параметрам, разработанным на основе анализа Перечня сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», а также Перечня сведений, обязательных для размещения на информационных ресурсах органов государственной власти, содержащегося в проекте Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности федеральных органов и органов местного самоуправления». При этом автор оставил за собой право разбить или объединить некоторые элементы Перечней в один (или несколько) параметров (элементов).

Таким образом, были выделены следующие параметры:

    1. Информативность: отражает наличие важнейшей информации о Субъекте Федерации, о деятельности его Администрации и о степени открытости предоставления информации.

    2. Обновляемость информации: отражает частоту обновлений информации на сайте, оперативность реагирования на значимые события региона и предоставления информации о них, а также актуальность предоставляемой информации.

    3. Дружественность интерфейса: отражает удобство чтения сайта людям с разными возможностями (при незнании языка, слабом зрении и др.).

    4. Интерактивность: отражает взаимодействие с целевой аудиторией сайта.

    5. Интегративность: отражает координирование различных частей сайта в одно целое, а также с другими сайтами и порталами.

    6. Художественное оформление: отражает эстетическую сторону восприятия сайта.

Данные параметры, по моему мнению, должны довольно полно характеризовать деятельность ПР-служб Администраций Субъектов Федерации по созданию и распространению посланий, проведению исследований среди населения и предоставлению пользователям интерактивных возможностей.

Расчет рейтинга проводился в несколько этапов.

1. Оценка параметров. Между всеми параметрами были распределены 1000 баллов в зависимости от степени важности влияния на общественное мнение об Администрации Субъекта Федерации. Баллы начислялись в соответствии с субъективным мнением автора как эксперта.

2. Оценка элементов. Каждый параметр разбит на элементы, которые могут оказывать значительное влияние на общественное мнение относительно деятельности Администрации Субъекта Федерации. Балл каждого параметра распределялся в равной степени между элементами. Все элементы были приняты за равнозначные поскольку в рамках одного параметра разница между элементами в основном незначительная. Распределение баллов можно представить следующей таблицей:

Таблица 1

Название параметра, всего баллов

Название элемента

Баллы

Информативность, 285

  1. Общая информация о регионе (социально-экономические, географические особенности и т.д.)

19

  1. Общая информация об администрации Субъекта Федерации, о структуре управления

19

  1. Состав администрации

19

  1. Краткие биографии членов администрации

19

  1. Информация о графике работы администрации, о часах приема, контактах, «горячая линия»

19

  1. Информация о государственной службе

19

  1. Обзор значимых событий в Субъекте Федерации, новости

19

  1. Принимаемые документы, информация о нормотворческой деятельности органа власти

19

  1. Регулярный отчет о деятельности (в т.ч. финансовой)

19

  1. Бюджет Субъекта Федерации

19

  1. Стратегия развития Субъекта Федерации

19

  1. Информация о ходе реализации реформ в Субъекте Федерации, о ходе реализации национальных проектов в Субъекте Федерации

19

  1. План деятельности

19

  1. Наличие информации о государственных закупках, проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.

19

  1. Наличие информации для граждан о порядке получения государственных услуг (образцы заявлений, порядок заполнения, порядок обращения за получением услуги и т.д.)

19

Обновляемость, 120

    1. Регулярное обновление новостной ленты

24

    1. Регулярное обновление принимаемых в Администрации документов

24

    1. Регулярное обновление общей информации о регионе

24

    1. Обновление информации о ходе реформ и нацпроектов

24

    1. Отсутствие пустых разделов ссылок

24

Дружественность интерфейса, 112

  1. Удобный для чтения шрифт

22,4

  1. Удобная для чтения расцветка

22,4

  1. Перевод сайта на другие языки: - один язык

22,4

  1. - более одного языка

22,4

  1. Наличие различных форматов чтения сайта (WAP, PDA и т.д.)

22,4

Интерактивность, 306

    1. Наличие форума, гостевой книги

51

    1. Возможность обращения к должностному лицу он-лайн (заполнение формы, написание e-mail)

51

    1. Возможность частичного получения государственной услуги он-лайн (заполнение заявления на получение услуги)

51

    1. Наличие поиска по сайту

51

    1. Наличие опроса на сайте для получения информации о целевых группах

51

    1. Регистрация на сайте или подписка на новости сайта

51

Интегративность, 126

      1. Карта сайта

42

      1. Тематические разделы

42

      1. Сайт является порталом

42

Художественное оформление, 51

        1. Цветовое оформление

17

        1. Наличие символики Субъекта Федерации

17

        1. Наличие фотоматериалов

17

Всего баллов

1000

3. Оценка сайтов. Каждый из выбранных сайтов оценивался таким образом: в рамках одного параметра отмечались те элементы, которые были отражены на сайте. Полный балл начислялся в случае полного отражения элемента на сайте, в случае частичного отражения элемента начислялось полбалла, в случае отсутствия элемента на сайте баллы не начислялись. Далее баллы элементов суммировались, и получался итоговый балл по каждому параметру.

4. Вычисление рейтинга. Для большей наглядности сумма балов всех параметров была переведена в проценты, где 1000 баллов принималась за 100%. Таким образом, полученный рейтинг отражает степень соответствия сайта ожиданиям и потребностям граждан при получении информации об Администрации Субъекта Федерации, его деятельности, а также предоставляемых государственных услугах. При этом учитывается и соответствие сайта существующему законодательству и требованиям к Официальному сайту Администрации Субъекта Федерации.

Результаты исследования

В результате исследования была составлена следующая таблица.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теоретическая часть экзаменационных материалов

    Решение
    Теоретическаячасть экзаменационных материалов Для поступающих на ... дуги и окружности, площадь круга и его частей; уметь вычислять расстояние между точками ...
  2. Теоретическая часть экзамена по геометрии за курс 10 класса

    Документ
    Теоретическаячасть экзамена по геометрии за курс ... трем некомпланарным векторам (с доказательством). Практическая часть экзамена по геометрии за курс ...
  3. Теоретическая часть разложение многочлена на множители

    Документ
    Теоретическаячасть. Разложение многочлена на множители Для ... +42=(5a+4)2 В математике не так часто бывает, что при разложении многочлена ... -ab)(a2+b2+ab) Практическая часть. 1. Математический диктант 1. Какой числовой множитель ...
  4. Теоретическая часть §1 что такое полимеры их строение и механические свойства

    Документ
    Теоретическаячасть. §1. Что такое полимеры, их ... Прежде всего, следует отметить, часто ни стеклообразное, ни вязко- ... В молекулах некоторых других полимеров часть атомов водорода заменяют атомы других ... макромолекулы или сходные их части. Во-вторых, чтобы ...
  5. Теоретическая часть (8)

    Дипломная работа
    ... 2005 Содержание Введение............................................................................................................2 Теоретическаячасть Общие сведения о ... составляют введение, теоретическаячасть, практическая часть, заключение, ...
  6. Теоретическая часть (4)

    Лабораторная работа
    ... MS Excel и MathCad. Задание Теоретическаячасть Работа с диаграммами в MS ... с шагом =0,5; c шагом =1; c шагом =0,5. Краткие теоретические сведения Диаграммы в MS Excel. Диаграммы ... 2000. – 592 c. Практическая часть Задание 1.1. Построить в разных системах ...

Другие похожие документы..