textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИНСТИТУТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЕ УРОВНЯ БЕДНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных НИИ СП в 2004 - 2007 годах

ВЫПУСК № 2

Москва 2008

Печатается по решению Ученого совета НИИ СП

Редакционный совет:

д.ю.н. С.М.Шахрай (председатель)
к.э.н. Т.В. Ярыгина, И.В. Шалганова, Е.А.Чекорина

Научно-вспомогательная работа: В.И. Тесленко

Техническое оформление: В.П. Герасимов,В.С. Холзаков

Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в Российской Федерации. Реферативный сборникнаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных НИИ СП в 2004-2007 годах).

М.: НИИ СП, 2008.- 118 стр.

Издание подготовлено к пятилетию создания Института исодержит регистрационные сведения, названия тем и рефераты выполненных НИР и НИОКР с указанием практической значимости и областей применения, полученных в ходе исследований результатов.

IS BN 5-9574-0020-3

Государственный научно-исследовательский институт системного анализа

Счетной палаты Российской Федерации

При перепечатке материалов ссылка обязательна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

I. Повышение благосостояния различных групп населения и сокращение уровня бедности в Российской Федерации

6

II. Роль приоритетных национальных проектов в формировании активной социальной и демографической политики

29

III. Формирование единого социального пространства Российской Федерации и обеспечение равного доступа граждан к социальным правам

55

IV. Оценки качества жизни населения и повышение конкурентоспособности рабочейсилы

80

V. Становление эффективной социальной политики и общественный контроль: международный опыт

103

ВВЕДЕНИЕ

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина на 2007 год отмечается, что бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

С этих позиций анализ эффективности использования бюджетных средств, направленных на повышение качества жизни населения, снижение социального неравенства и сокращение порога бедности в Российской Федерации представляет особую актуальность. Более того, продолжающийся процесс глобализации мировой экономики предъявляет новые требования к экономической и социальной политике отдельных государств, что выражается в необходимости формирования не только новой экономики, основанной на современном технологическом базисе, но и рынка труда конкурентоспособной рабочей силы, формирующей человеческий капитал, способный обеспечить экономические преимущества на долгосрочную перспективу.

Счетная палата Российской Федерации и НИИ СП уделяют большое внимание оценке эффективности исполнения социальных обязательств государства, исходя из того, что сохранение и увеличение человеческого капитала является в современных условиях не только показателем социального благополучия, но и важнейшим фактором экономического развития и укрепления суверенитета страны в целом.

Предлагаемый реферативный сборник, приуроченный к пятилетию НИИ СП, является вторым выпуском в серии публикаций, посвященных актуальным направлениям научно-исследовательской, методической и образовательной деятельности Института. Он охватывает период с 2004 года по 2007 год и объединяет научные работы, посвященные системным научным исследованиям, научно-методическому обеспечению контрольных и экспертных мероприятий в сфере социальной политики и проблемам оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на обеспечение социальных прав граждан Российской Федерации. Авторами работ являются как сотрудники Института, так и его партнеры из столичных и региональных научных организаций.

Тематика исследований охватывает широкий спектр вопросов, поэтому авторы сочли целесообразным группировку научно-исследовательских работ по наиболее важным направлениям, отражающим стратегические задачи социального развития страны. В качестве таких задач в данном сборнике рассматриваются: повышение благосостояния различных групп населения и сокращение уровня бедности в Российской Федерации; роль приоритетных национальных проектов в формировании активной социальной и демографической политики; формирование единого социального пространства Российской Федерации и обеспечение равного доступа граждан к социальным правам; оценки качества жизни населения и повышение конкурентоспособности рабочей силы; становление эффективной социальной политики и общественного контроля на основе лучшей международной практики.

Авторы реферативного сборника надеются, что представленные в нем материалы заинтересуют специалистов, занимающихся вопросами формирования современной эффективной социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, помогут определить приоритетные направления научных исследований и обеспечить научно- методическую поддержку контрольных и аналитических мероприятий в социальной сфере, расширить научные контакты, будут способствовать более полному и эффективному использованию на практике созданных НИИ СП научных заделов.

I. ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЕ УРОВНЯ БЕДНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2004 год

Шифр «1.1.11-2»

Договор № 40 от 14.04.2004

Исполнитель: ЗАО «Авангард», руководитель темы к.э.н. Глебов А.Ф.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ РФ

в части

АНАЛИЗА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЗА РУБЕЖОМ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

РЕФЕРАТ

Отчет 154 страницы, 12 таблиц, 192 источника.

Ключевые слова: ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА, АНАЛИЗ ОПЫТА ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ, ФИНАНСИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ.

Объектом исследования является: мировой опыт и закономерности пенсионного обеспечения, а также пенсионная система Российской Федерации в части определения основных показателей пенсионной системы.

Цель работы - на основе всестороннего анализа основных закономерностей развития пенсионных систем оценить эффективность проведения пенсионной реформы в Российской Федерации в части определения статуса реформы.

В процессе работы были получены следующие результаты:

  • проанализирован мировой опыт пенсионных реформ, проводимых в развитых и развивающихся странах;

  • изучены принципы и задачи функционирования пенсионных систем различного типа;

  • дана оценка эффективности применения в Российской Федерации тех или иных подходов к реформированию пенсионной системы и способов осуществления пенсионной реформы.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования применимы в практической деятельности различных государственных структур при разработке методологии и законопроектов в области пенсионного обеспечения.

Разработка представляет интерес для органов государственного финансового контроля федерального и регионального уровней и может быть использована в работе контрольно-счетных органов Российской Федерации, связанной с модернизацией пенсионной системы Российской Федерации.

____________________

2005 год

Шифр «1.1.22»

Договор № 016 от 28.02.2005

Исполнитель: ФГУП «Всероссийский центр уровня жизни» (вцуж), руководитель темы к.э.н. Денисов Н.А.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, НАПРАВЛЕННЫХ НА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕФЕРАТ

Отчет: 30 страниц, 9 таблиц, 11 приложений.

Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ, ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Целью исследования является анализ эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан.

Результаты исследования. В процессе работы был составлен инструментарий исследования, проведен представительный опрос безработных граждан, прошедших профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости.

В результате исследования выявлена эффективность работы службы занятости в части повышения профессиональной пригодности обратившихся за помощью безработных, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, как по России в целом, так и по отдельным типам населенных пунктов, а также отдельным контингентам респондентов.

Получена информация об оплате труда бывших безработных, категории их занятости, трудоустройстве в государственных и частных организациях, а также их предложениях по улучшению работы службы занятости в аспекте профессиональной подготовки и переподготовки безработных россиян.

Исследование проведено на базе ряда регионов России. Полученные данные позволяют сделать выводы по рассматриваемой проблеме по Российской Федерации в целом.

В качестве типичного представителя центральных регионов России была выбрана Брянская область, где обследование проводилось в областном центре г. Брянске и промышленно развитых районных центрах г.г. Дятьково и Клинцы. Данные по Брянской области дополнялись информацией по Республике Карелии, где небольшое обследование было проведено в столице республики – г. Петрозаводске.

Для характеристики специфической ситуации в автономных республиках Северного Кавказа была выбрана Республика Дагестан.

Всего обследование было проведено по 811 респондентам. Такая численность респондентов достаточна для получения достоверной картины по исследуемой проблеме в конкретный момент времени.

Для проведения обследования была разработана специальная анкета, позволяющая идентифицировать и группировать исследуемый контингент по различным признакам (пол, возраст, категория занятости), а также получить объективную информацию об эффективности использования средств федерального бюджета, затраченных на их подготовку и переподготовку.

Территориальное построение выборки, охват ею граждан разного пола, возраста и категорий занятости, а также использованный инструментарий исследования позволяют получить по исследуемой проблеме достоверную информацию и сделать адекватные выводы.

Большинство респондентов до повышения своей профессиональной пригодности по направлению службы занятости имело низкий размер пособия по безработице. Это косвенно, наряду с другими фактами, выявленными обследованием, свидетельствует об остроте проблемы трудоустройства безработных, важности ее решения, как для этой категории граждан, так и для государства в целом.

Анализ итогов социологического опроса позволяет сделать вывод, что деятельность службы занятости по трудоустройству безработных путем их направления на профессиональную подготовку и переподготовку эффективна, как для мужчин, так и женщин всех возрастных категорий.

В то же время выявлен ряд фактов, снижающих эту позитивную оценку работы службы занятости:

  • оплата труда большинства респондентов ниже средней по представляемой территории;

  • наиболее низкую оценку получила удовлетворенность условиями труда. Это косвенно свидетельствует о неполной удовлетворенности респондентов полученной работой;

  • часть граждан, работавших ранее специалистами, трудоустроено рабочими, что закономерно вызывает их негативное моральное состояние и связано с неполным использованием ранее накопленного потенциала. Среди респондентов низка доля лиц, открывших после переподготовки собственное предпринимательское дело.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности Счетной палаты и контрольно-счетных органов на местах при оценке эффективности расходования средств федерального бюджета, направленных на обеспечение прав безработных граждан на профессиональную подготовку и переподготовку.

____________________

Шифр «1.1.24»

Договор № 014 от 28.02.2005

Исполнитель: Фонд «Институт экономики и социальной политики», руководитель темы Сидоренко С.В.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

РЕФЕРАТ

Отчет 116 страниц, 10 рисунков, 9 таблиц, 3 приложения.

Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ТРУДОВЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН, ПРАВА ГРАЖДАН НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА, СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Объектом исследования является государственная политика занятости населения и обеспечения государственных гарантий трудовых прав граждан, в том числе механизм обеспечения трудовых прав граждан, прав граждан на безопасные условия труда, система обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, механизм обеспечения социальной поддержки безработных граждан, а также мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан.

Целью работы является анализ эффективности мер по осуществлению государственной политики занятости населения и обеспечению государственных гарантий трудовых прав граждан.

Научные результаты, достигнутые в ходе выполнения научно-исследовательской работы.

В первом разделе представлено краткое описание государственной политики содействия занятости населения и обеспечения государственных гарантий трудовых прав граждан.

Второй раздел содержит тезисное описание существующего механизма обеспечения трудовых прав граждан, основные проблемные зоны данной области, а также рекомендации по их устранению.

Третий, четвертый и пятый разделы построены аналогичным образом.

В третьем разделе представлено краткое описание механизма обеспечения прав граждан на безопасные условия труда, основные проблемы и рекомендации по совершенствованию указанного механизма.

В четвертом разделе приведено, соответственно, описание системы обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, основные проблемы в данной сфере, рекомендации по совершенствованию данной системы.

Пятый раздел включает рассмотрение существующего механизма социальной поддержки безработных граждан.

Шестой раздел посвящен анализу эффективности мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан и содержит описание существующей системы профессионального обучения безработных граждан, систему показателей и результаты оценки эффективности мероприятий по профессиональному обучению безработных граждан.

Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в целях совершенствования реализуемой государственной политики занятости населения и обеспечения государственных гарантий трудовых прав граждан, в частности  при подготовке Счетной палатой Российской Федерации рекомендаций Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службе по труду и занятости по разработке системы мероприятий, направленных на повышение эффективности государственной политики занятости населения и обеспечения государственных гарантий трудовых прав граждан в условиях проводимой в настоящее время бюджетной реформы, направленной на повышение результативности расходования бюджетных средств.

____________________

2006 год

Регистрационный номер контракта по Единому

Реестру РНТД: 15051.7717107208.06.1.001.0

Дата регистрации: 30.10.2006

Интернет-номер документа: РФ11012165738

Шифр «1.3.1»

Государственный контракт № 14/гк от 27.06.2006

Исполнитель: ООО «Роуден», руководитель темы Андреев Л.А.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ВЫЯВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДИНАМИКУ БЕДНОСТИ.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИНАМИКИ БЕДНОСТИ С ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ.

РЕФЕРАТ

Отчет 31 страница, 5 рисунков, 1 таблица, 6 нормативных ссылок, 7 источников.

Ключевые слова: БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО УРОВНЮ ДОХОДОВ, МИНИМАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА, ПРОГНОЗ ДОЛИ БЕДНОГО НАСЕЛЕНИЯ.

Объектом исследования являются социальное расслоение и бедность в Российской Федерации.

Цель работы – обеспечение методической поддержки Счетной палаты Российской Федерации для анализа и прогноза уровня бедности в Российской Федерации.

В процессе исполнения научно-исследовательской работы были получены следующие результаты:

  • проанализированы экономическое и математическое содержание понятий социального расслоения и бедности. Социальное расслоение является объективным экономическим явлением, поддающимся четкой экономической и математической интерпретации. Бедность представляет собой двуединое явление, основанное на одной субъективной основе – содержании потребительской корзины, и одной объективной – цены компонент этой корзины;

  • построена математическая модель для функции плотности распределения населения по доходам на основе системы интегро-дифференциальных уравнений для этой функции;

  • решена система этих уравнений при некоторых упрощающих предположениях, приблизительно справедливых для социально-экономических реалий России, и найдена модельная функция распределения населения по доходам;

  • построена модель, описывающая динамику доли бедного населения в общей численности населения России. Обнаружено, что эта динамика для России определяется в основном динамикой валового внутреннего продукта;

  • осуществлен прогноз доли бедного населения на период 2006-2009 годы, исходя из прогноза валового внутреннего продукта, осуществленного Министерством экономического развития и прогноза Российской Федерации. Для имеющего на сегодняшней день уровня технического прогресса в России, выражающегося в том, что производственная функция для нашей страны является функцией Леонтьева, рост валового внутреннего продукта неизбежно будет сопровождаться ростом доли бедного населения.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности Счетной палаты и контрольно-счетных органов на местах при оценке эффективности мероприятий по борьбе с бедностью населения.

____________________

Шифр «1.3.2»

Договор № 047 от 10.04.2006

Ответственный исполнитель: Ефимов Г.И.

Научная экспертиза: заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Ярыгина Т.В.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, СВЯЗАННЫХ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕФЕРАТ

Отчет 143 страницы, 10 таблиц, 15 рисунков.

Ключевые слова: ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ, РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ, ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЛИЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, УРОВЕНЬ НОМИНАЛЬНОЙ ПЕНСИИ, УРОВЕНЬ РЕАЛЬНОЙ ПЕНСИИ, БАЗОВАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ, СТРАХОВАЯ И НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТИ ПЕНСИИ, ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ПЕНСИИ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ.

Объект исследования: доходы пенсионеров, работников бюджетного и частного секторов экономики.

Цель работы - анализ существующих и перспективных законодательных актов, связанных с совершенствованием пенсионного обеспечения граждан РФ.

Полученные научные результаты: В исследовании предложены критерии оценки состояния и перспективные пути реформирования ныне действующей пенсионной системы. Разработан новый алгоритм расчета величины выплачиваемой пенсии (пенсионная формула).

Декларируемыми целями последней (2002 года) пенсионной реформы должны были стать законодательные меры по формированию эффективных механизмов пенсионного страхования. На практике предложенный алгоритм решения данной задачи препятствует достижению этой цели. В последние годы правовые новации в налоговой и пенсионной сфере разрушают страховую пенсионную систему. Наметилась устойчивая тенденция к увеличению доли нестраховой (не связанной с заработком) части в структуре трудовой пенсии.

Финансовая сфера пенсионной системы становится все более неупорядоченной. Фактически отсутствуют актуарное обоснование страховых взносов по группам работающих с различными доходами, не обоснованы размеры страховых взносов по видам рисков, происходит блокирование законодательного процесса по принятию закона о профессиональных пенсиях.

Страховые платежи сохраняют налоговый характер, сохраняется недопустимый по пропорциям разрыв между уплачиваемым страхователями налогом и уровнем выплат застрахованным работникам.

Дефицит распределительной части бюджета ПФР в 2007 году составит 100 млрд. рублей и будет быстро возрастать в средне- и долгосрочной перспективе; в 2015 году он составит 2 трлн. рублей. В случае неблагоприятного развития цен на энергоносители весьма вероятен кризис пенсионной системы уже в 2009-2010 годах, когда дефицит бюджета ПФР может превысить половину доходной части пенсионного бюджета.

Остается незадействованным потенциал негосударственных пенсионных фондов и корпоративных пенсионных систем.

Разрешение создавшейся критической ситуации в пенсионной системе вызывает необходимость разработки новой стратегии ее развития с помощью государственной программы формирования цивилизованных пенсионных институтов, основу которых способны обеспечить - институт обязательного социального пенсионного страхования и институт корпоративных (отраслевых) пенсий.

Условиями (предпосылками) формирования эффективной национальной пенсионной системы России объективно выступают регулируемая государством система заработной платы и активная политика на рынке труда, а также учет интересов в формировании своих пенсионных прав различных по доходам групп работающих - с низкими, средними и высокими их уровнями.

Оперативными мерами по снятию социальной и финансовой напряженности пенсионной системы целесообразно определить следующие:

  • увеличить долю страховых взносов, выделяемых на текущие выплаты, на 6 процентных пунктов за счет части ЕСН, направляемой на базовые накопительные части пенсий, с тем, чтобы ее размер составлял не менее 16% от заработной платы застрахованных;

  • увеличить дотации государства на финансирование базовой части пенсий, с тем, чтобы в течение ближайших 2-3 лет ее размер составил 80% прожиточного минимума пенсионера;

  • принять безотлагательные меры по ускорению принятия проектов федеральных законов о профессиональных пенсиях и о финансировании профессиональных пенсий, в которых предусмотреть финансовые источники для решения вопроса о зачете в пенсионные права на досрочные пенсии за работу во вредных и опасных условиях труда периодов, в течение которых существовал правовой вакуум для зарабатывания прав на данные пенсии.

Среднесрочными программными мерами, направленными на формирование цивилизованного института обязательного социального пенсионного страхования, целесообразно определить:

  • участие застрахованных работников со средними и высокими доходами в финансировании своих пенсий;

  • формирование новых пенсионных институтов - дополнительного обязательного пенсионного страхования работающих в северных регионах и обязательного пенсионного страхования работающих на малых предприятиях и самозанятых работников.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы Федеральными органами исполнительной власти для корректировки критериев оценки эффективности функционирования пенсионных систем, а также для осуществления первоочередных мер реализации политики доходов населения, в том числе пенсионеров.

____________________

шифр «1.3.3»

Договор № 032 от 10.04.2006

Исполнитель: ФГУП «Всероссийский центр уровня жизни» (вцуж), руководитель темы д.э.н. Разумов А.А.

Научная экспертиза: заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Ярыгина Т.В.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1)

    Автореферат диссертации
    ... (Проблемыоценкиэффективностииспользованиябюджетныхсредств, направленныхнаповышениекачестважизнинаселения и сокращениеуровнябедности в РоссийскойФедерации. Реферативныйсборникнаучно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ ...
  2. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (2)

    Автореферат диссертации
    ... (Проблемыоценкиэффективностииспользованиябюджетныхсредств, направленныхнаповышениекачестважизнинаселения и сокращениеуровнябедности в РоссийскойФедерации. Реферативныйсборникнаучно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ ...
  3. Счетная палата российской федерации библиографический указатель научных публикаций

    Библиографический указатель
    ... Т.В., Шалганова И.В., Чекорина Е.А. Проблемыоценкиэффективностииспользованиябюджетныхсредств, направленныхнаповышениекачестважизнинаселения и сокращениеуровнябедности в РоссийскойФедерации. Реферативныйсборник НИОКР, выполненных НИИ СП ...
  4. Наука и общество проблемы современных исследований

    Документ
    ... расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ ...
  5. Оглавление1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Ста

    Документ
    ... , о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ по ...

Другие похожие документы..