textarchive.ru

Главная > Доклад


УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ,

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СПОСОБНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Ряд исследователей, изучавших студенчество, отмечают специфику этого периода в контексте психологических изменений, происходящих в этом возрасте. Кроме перехода ведущей деятельности к учебно-профессиональной в этом возрасте осуществляется становление системообразующих ценностей человека, вокруг которых конструируется ценностно-нормативная система. Происходят изменения и в сфере самосознания, образ «Я» приобретает большую стабильность, меняется уровень и критерии самооценки. Молодые люди активно строят планы на будущее. Все эти изменения позволяют считать студенческий возраст периодом, на протяжении которого человек наиболее активно и осознанно занимается построением стратегии собственной жизни, как в профессиональном, так и в более широком контексте. Одним из критериев успешности такой работы, может быть высокий уровень удовлетворенности жизнью. Смысложизненные ориентации и способность к преодолению трудных жизненных ситуаций в данном контексте являются доминантами, которые оказывают существенное влияние на уровень удовлетворенности жизнью.

При наличии внешних, объективных показателей достижений человека, того, насколько продуктивно он функционирует –– высокой зарплаты, успешной карьеры, признания окружающих, удовлетворенность жизнью — важнейший субъективный показатель успешности человека. По мнению М. Аргайла, удовлетворенность –– когнитивная составляющая счастья. Это рефлексивная оценка того, насколько все было и остается благополучным. Ощущение удовлетворенности жизнью может пониматься как продукт расхождений между достижениями и устремлениями. С этой точки зрения, слишком большие желания угрожают ощущению удовлетворенности, хотя само по себе наличие в жизни определенных целей –– благоприятный фактор. Наличие цели в жизни тесно связано с ощущением удовлетворенности. Люди более счастливы, когда ощущают, что их жизнь имеет смысл, идет в определенном направлении, более удовлетворены собственной жизнью те, кто участвует в имеющих высокую ценность занятиях и действует в направлении личных целей.

В отечественной психологии проблемы жизненного пути личности, стиль жизни, факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью, особенно интенсивно изучались в работах К. А. Абульхановой, Л. И. Анцыферовой, И. А. Джидарьян. В данном контексте интересна точка зрения К. А. Абульхановой, о стратегии жизни, как принципиально реализуемой способности личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни. Это способность личности вырабатывать и осознавать свою устойчивую жизненную позицию, осознавать дело своей жизни и отделять его от мелких проходящих дел. Одна из сущностей стратегии жизни –– решение жизненных проблем в соответствии со своими ценностями. В этой связи особый интерес представляют исследования, где рассматривается взаимосвязь между ценностями личности, ее отношением к миру и успешностью совладания с трудностями (Анцыферова, 1994). Значимость работ, в которых, так или иначе, исследуются факторы, влияющие на уровень удовлетворенности жизнью, например ценности личности, ее отношение к миру, адаптированность в нем, трудно переоценить. Особенно актуальными в данном контексте представляются исследования, где изучается специфика такой взаимосвязи у студентов — людей, находящихся в периоде активного профессионального и личностного самоопределения и самопостроения.

Цель проведенного нами исследования заключалась в изучении характера взаимосвязи между уровнем удовлетворенности жизнью, смысложизненными ориентациями и стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов.

В связи с этим нами решались следующие эмпирические задачи:

  1. Определение уровня сформированности смысложизненных ориентаций у студентов.

  2. Выявление специфики совладающего поведения у студентов.

  3. Исследование уровня удовлетворенностью жизнью у студентов.

  4. Исследование взаимосвязи между уровнем удовлетворенностью жизнью, спецификой смысложизненных ориентаций и предпочитаемыми стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций.

Были использованы следующие методики: методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева; методика С. Хобфолла «SACS» на выявление стратегий преодоления стрессогенных ситуаций; анкета «Определение особенностей образа жизни», разработанная в лаборатории практической психологии ВНИИФК. Математическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 10.0 для психологов.

Характеристика выборки: в исследовании приняло участие 50 студентов первого и второго курса факультета иностранных языков МППГУ.

Результаты проведенного исследования приведены в таблицах №1–3.

Таблица №1

Результаты исследования стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов факультета иностранных языков

п/п.

Стратегии

Модель поведения

М

1

Активная

Уверенные действия

15,1

6,5

2

Просоциальная

Вступление в соц. контакт

22,8

4,9

3

Просоциальная

Поиск соц. поддержки

23,8

5,9

4

Пассивная

Острожные действия

19,3

3,8

5

Прямая

Импульсивные действия

18,0

3,9

6

Пассивная

Избегание

16,2

4,8

7

Непрямая

Манипулятивные действия

18,5

4,6

8

Асоциальная

Асоциальные

16,2

4,8

9

Асоциальная

Агрессивные

18,5

5,4

Как и предполагалось, полученные нами данные, касающиеся специфики стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов факультета иностранных языков оказались вполне сопоставимы с данными, полученными при исследовании преодолевающих стратегий у представителей коммуникативных профессий (Водопьянова, 2003).

Таблица №2

Результаты исследования смысложизненных ориентаций у студентов факультета иностранных языков

Шкала

М

Цель

31.2

6.3

Процесс

32.5

6.2

Результат

27.0

4.5

ЛК-Я

20.3

4.1

ЛК-жизнь

30.5

4.7

Осмысленность жизни

141.3

22.5

Удовлетворенность жизнью.

2.3

0.4

Как видно из таблицы, студенты факультета иностранных языков получили достаточно высокие результаты по показателям методики «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. Такие результаты свидетельствуют о наличии у них целей в будущем, о том, что их жизнь эмоционально насыщена и результативна. На наш взгляд, такая тенденция вполне характерна для возрастного периода, в котором находятся студенты — это время построения планов, уверенности в их реализации, обретения нового взгляда на жизнь.

Мы сравнили средние показатели осмысленности жизни студентов разных вузов за 1988 год (Д. А. Леонтьев,1992).с показателями осмысленности жизни студентов факультета иностранных языков в нашем исследовании. Оказалось, что средние показатели осмысленности жизни у современных студентов превосходят аналогичные показатели у студентов разных вузов в 1988 году.

При анализе результатов проведения анкеты, в целом по изучаемой выборке 62% студентов из всего числа обследованных удовлетворены жизнью частично, 38% — удовлетворены полностью и не обнаружено тех, кто был бы полностью неудовлетворен своей жизнью.

При проведении корреляционного анализа между смысложизненными ориентациями, стратегиями преодоления стрессовых ситуаций и удовлетворенностью жизнью выявлены значимые корреляционные связи.

Таблица 3

Значимые корреляционные связи, выявленные при обследовании студентов факультета иностранных языков

«Избегание»

«Асоциальная»

«СЖО»

«Локус контроля- я»

«Локус контроля жизнь»

«Манипулятивные

действия»

«Импульсивные действия»

,471**

,001

«Манипулятивные действия»

,418**

,003

,662**

,000

«Агрессивные действия»

,443**

,001

«Активная»

,330*

,019

,425**

,002

«Удовлетворенность жизнью»

-,333*

,018

,383**

,006

,388**

,005

-,308*

,030

* Корреляция значима на уровне P≤ 0,05:

** Корреляция значима на уровне P≤ 0,01.

Обнаружена связь между активной стратегией преодоления трудных жизненных ситуаций и результатами по субтесту «локус контроля — Я». Мы предполагаем, что уровень «локуса контроля — Я» оказывает влияние на выбор активных самостоятельных действий при столкновении с трудной жизненной ситуацией, в силу того, что человек изначально имеет представление о себе, как об ответственной личности. Однако связи между этими параметрами и удовлетворенностью жизнью нами не выявлено. При этом обнаружено, что уровень удовлетворенности жизнью связан с «локусом контроля — жизнь». Как нам кажется, человек с высоким уровнем «локуса контроля — жизнь» убежден, что ему дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Обнаружена связь между активной стратегией преодоления трудных жизненных ситуаций и общим показателем смысложизненных ориентаций. Таким образом, личность, стремящаяся к поиску смысла собственной жизни, уверенная в себе и умеющая ставить перед собой задачи, касающиеся самореализации, склонна активно преобразовывать возникшую трудность, используя при этом собственные силы, умения и навыки

Нами было выявлено, что уровень удовлетворенности жизнью у студентов связан с общим показателем смысложизненных ориентаций. В связи с чем мы констатируем, что когда субъект наполняет свою жизнь смыслом, уровень его удовлетворенности жизнью в целом возрастает.

Нами обнаружена обратная корреляционная связь между уровнем удовлетворенности жизнью, пассивной стратегией избегания и непрямой манипулятивной стратегией. Таким образом, человек, применяющий в основном, пассивные и манипулятивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций испытывает меньшее удовлетворение жизнью. Это можно попытаться объяснить, с одной стороны, тем, что применение не самых эффективных жизненных стратегий не способствует жизненному успеху, особенно в субъективном его аспекте, с другой стороны, можно предположить, что в ситуации неудовлетворенности собственной жизнью человек не считает актуальным проявление собственной активности.

Обнаружены положительные корреляционные связи между манипулятивной формой проявления непрямой стратегии, агрессивной формой асоциальной стратегии, избегающей формой проявления пассивной стратегии. Мы предполагаем, что таким образом перед нами предстает своеобразная стратегическая модель поведения в трудной ситуации, когда субъект при столкновении с трудной жизненной ситуацией демонстрирует избегающее и манипулятивное поведение, а при нарастании значимости ситуации прибегает к оборонительной агрессии.

Полученные результаты, на наш взгляд, имеют несомненную практическую значимость. Безусловно, что, способствуя деятельности студентов, направленной не только на профессиональный, но и личностный рост, создавая условия для поиска собственных жизненных смыслов и собственной жизненной стратегии можно, в конечном итоге, повлиять на их личностную и профессиональную успешность.

Литература:

  1. Абульханова К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

  2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. № 1. С. 3–16.

  3. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 3–16.

  4. Аргайл М. Психология счастья / Пер. с англ. СПб., 2003.

  5. Голованевская В. И. Характеристики Я-концепции и предпочтения стратегий совладающего поведения // Вестник Московского университета, 2003. № 4. С. 29–36.

  6. Дружинин В. Н. Варианты жизни. М., 2005.

  7. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

  8. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

  9. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.

  10. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1.

  11. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., 2005.

  12. Чупров В. И, Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

Сведения об авторах докладов и выступлений

на секционных заседаниях:

Артемцева Н. Г. –– кандидат психологических наук, научный сотрудник ИП РАН, доц. МосГУ.

Березин В. П. –– кандидат педагогических наук, начальник отдела программно-технического обеспечения центра информационных технологий РМАТ.

Биченко И. Г. аспирант кафедры социологии МосГУ.

ВершининИ. В. — доктор филологических наук, профессор, ректор Самарского государственного педагогического университета, зав. кафедрой романской филологии СГПУ.

Гайдин Б. Н. — аспирант кафедры культурологии МосГУ.

Гамалея Г. Н. — кандидат искусствоведе­ния, первый проректор Гу­ма­ни­тарного института телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, профессор ГИТРа.

Глебов В. В. –– кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и коррекционной психологии Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина.

Гневашева В. А. –– кандидат экономических наук, руководитель Центра социального проектирования университетского образования и социологии молодежи Института гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета.

Гостева И. В. –– студентка факультета психологии МосГУ.

Давыдов С. Г. доктор исторических наук, Институт сферы социальных отношений (г. Москва).

Дубовик М. В.кандидат экономических наук, доцент, проректор по научной работе Института экономики (г. Подольск).

Егорова И. В. — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Елин В. М.–– к.п.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института сферы социальных отношений.

Жарова А. К.–– кандидат юридических наук, декан юридического факультета Института сферы социальных отношений.

Захаров Н. В. — доктор философии (PhD), кандидат филологических наук, ученый секретарь — ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований МосГУ, академик МАН (IAS, Инсбрук).

И. М. Ильинский –– доктор философских наук, профессор, ректор Московского гуманитарного университета, академик РАЕН, Академии гуманитарных наук, Академии менеджмента и рынка, Международной кадровой академии, Академии российской словесности, Академии военных наук, Президент Национального союза негосударственных вузов, Президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области.

Камалдинова Э. Ш. –– доктор философских наук, профессор Московского гуманитарного университета, исполнительный директор Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области.

Киреева Ю. А. –– к.п.н., зам. зав. кафедрой туристики и туроперейтинга, доцент РМАТ.

Колодий Н. А. –– д. ф. н., профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического университета,

Криворученко В. К. –– доктор исторических наук, проф., заместитель начальника Управления аспирантуры и докторантуры МосГУ, профессор кафедры истории МосГУ, академик АГН.

Лисицына Е. В. –– доктор экономических наук, профессор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС».

Луков А. В. –– аспирант МосГУ, режиссер «Первого» канала.

Луков Вал. А. — доктор философских наук, профессор, директор Ин­ститута гуманитарных исследований МосГУ — заместитель ректора МосГУ по научно-исследователь­ской работе, академик-секретарь РС МАН (IAS), академик МАНПО, почетный профессор МосГУ.

Луков Вл. А. — доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель Центра теории и истории культуры Института гуманитарный исследований МосГУ, академик МАН (IAS) и МАНПО.

Мошняга Е. В.–– кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета международного туризма и межкультурных коммуникаций РМАТ.

Нагибина Н. Л. –– доктор психологических наук, профессор, Ин­ститут дифференциальной психологии (Германия).

Носкова О. Г. –– доктор психологических наук, профессор, заве­дующий кафедрой психологии развития и акмеологии МосГУ, профес­сор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, академик МАН (IAS).

Окулич-Казарин В.П. — доктор педагогических наук, Институт сферы социальных отношений (г. Москва).

Першина Н. А.–– кандидат психологических наук, доцент ка­федры практической и коррекционной психологии Бийского педагоги­ческого государственного университета им. В. М. Шукшина.

Подвойская И. А. — исполнительный директор Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина.

ПоповаТ. Л. –– кандидат экономических наук, Вице-президент Фонда экономических и социальных реформ.

Сагитов Р. В. –– кандидат технических наук, профессор, зав. ка­федрой высшей математики Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, преподаватель Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС».

Самко Н. Н. –– академик Российской академии медико-техниче­ских наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета.

Сеселкин А. И. –– доктор педагогических наук, проректор по учебной работе и качеству образования Российской международной академии туризма.

Султанова М. А. — кандидат философских наук, старший науч­ный сотрудник Института философии РАН.

Суркова Е. Г. –– кандидат психологических наук, ст. преподава­тель кафедры психологии развития и акмеологии МосГУ.

Чепурко Ю. В. –– психолог Сибирского института права, экономики и управления в г. Иркутске (филиал в г. Ангарске).

СОДЕРЖАНИЕ

III Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века».........................................................................................................3

Первое пленарное заседание

18 октября 2006 г.

Стенограмма

Ильинский И. М. О высшем образовании для ХХІ века..............................5

Гусейнов А. А. Образование: традиционные основы, новые перспек­тивы................................................................................................................15

Тощенко Ж. Т. Социальные проблемы высшего образования в Рос­сии..................................................................................................................20

Судаков К. В. Теория функциональных систем как основа модульного образования в высшей школе......................................................................25

Карпенко М. П. Реформа образования в XXI веке — новая пара­дигма..............................................................................................................32

Смолин О. Н. Национальные проекты и перспективы образова­тельных реформ в России...........................................................................................40

Фурсов А. И. Высшее образование в условиях кризиса идеологии и науки об обще­стве..............................................................................................48

Гуревич П. С. Личностный рост как проблема высшего образова­ния....54

Грачев В. В. Персонализация образования в условиях глобаль­ного пере­хода к веб-стилю жизни...............................................................................60

Ко Енг Чоль. Специфика социального образования в Южной Корее.....70

Кольцова В. А. Психологические модели обучения как ключевое звено образовательного процесса.........................................................................74

Юдин Б. Г. Гуманитарная экспертиза высшего образования..................81

Ищенко Ю. А. Главные приоритеты и проблемы гуманитарного образо­вания в Украине...........................................................................................83

Луков Вал. А. Студенты России: новые данные мониторинга................93

Второе пленарное заседание

19 октября 2006 г.

Стенограмма

Ильинский И. М. Вступительное слово......................................................99

Шудегов В. Е. Законодательство о высшем образовании: новые про­блемы, новые реше­ния................................................................................99

Журавлев Ю. И. Размышления о высшем образовании..........................115

Новиков А. М. О роли науки в современном образовании.....................125

Плаксий С. И. Стратегия развития российских вузов в современных ус­ловиях..........................................................................................................132

Губин В. Д. Знание и понимание в современном гуманитарном образо­вании............................................................................................................143

Абрамов В. Л. Проблемы вхождения российской высшей школы в обще­европейское пространство управления качеством образования, сертифи­кации российских образовательных программ европейскими аккредита­ционными агентствами..............................................................................150

Ивановский З. В. Болонский процесс и система высшего образования в России..........................................................................................................160

Луков Вал. А. Заключительное слово.......................................................168

ДОКЛАДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА СЕКЦИОННЫХ ЗАСЕДАНИЯХ

Артемцева Н. Г. Особенности обучения визуальной диагностике по интернету…………………………………………………………….………171

Березин В. П., Киреева Ю. А. Подготовленность преподавателей к применению информационных технологий обучения.........................……180

Биченко И. Г. Атрибуты «хорошей жизни»в ценностных ориента­циях российских студентов: ………………………………………………….185

Вершинин И. В., Луков Вл. А. Спецкурс в системе вузовской под­готовки (на примере спецкурса «Предромантизм и роман­тизм»)…………….….................................................................................188

Гамалея Г. Н., ПодвойскаяИ. А. Проектное образование в творче­ском вузе..................................................................................................……....191

Глебов В. В. Проблемы подготовки психолого-педагогических кадров в системе высшего образования..............................................…………...199

Гневашева В. А. Значимость понятия «общественное благо» при формировании рынка образовательных услуг..................................……….....205

Давыдов С. Г., Окулич-Казарин В.П. Автоматизированный кон­троль знаний как инструмент сокращения затрат на систему высшего образования ……………………………………………………..………............………....211

Дубовик М. В. Модель компетенций выпускника негосударствен­ного вуза……………………………………………………………...………......217

Егорова И. В. Психоаналитическая концепция воспитания и обра­зования……………………………………………………………...….....225

Елин В. М., Жарова А. К. Значение правового образования уча­щихся на современном этапе развития российского общества.........………….....228

Захаров Н. В., Гайдин Б. Н. Английские грамматические школы в XVI веке и образование Шекспира………………………….…………..…....243

Камалдинова Э. Ш. К вопросу о составляющих технологии разви­вающего обучения в современном вузе……………………...................246

Колодий Н. А.Объективирующее мышление: фон современного образования или парадигма?………………………………………………..….253

Криворученко В. К. Закономерность возникновения негосударст­венного образования в России...............................................................………….264

Леви Т. С. Развитие профессиональной идентичности студентов-психологов в курсе «Психология телесности»........................................272

Лисицына Е. В. Профессиональная подготовка финансистов в со­ответствии с компетентностным подходом………………………….…278

Луков А. В. Культурная социализация российской молодежи в ус­ловиях становления глобальных систем коммуникации: направления ис­следования...................................................................................................276

Луков Вал. А., Луков Вл. А. Актуальность идей А. С. Макаренко о воспитании...........................................................................................……….....290

МальковскаяИ. А. Эволюция публичного администрирования. Политический процесс и образовательная среда...............................………......297

Мошняга Е. В. Принцип интеркультурности в системе профессио­нального туристского образования……………………………………...307

Нагибина Н.  Л. Интернет-технологии в дифференцированном подходе к обучению........................................................................…………….........315

Носкова О. Г, Чепурко Ю. В. Выявление внутри-профессиональ­ных различий в целях карьерного консультирования на примере юриди­ческих профессий.......................................................................………................318

Першина Н. А. Современные тенденции сближения общего и спе­циального образования……………………………………………..........326

ПоповаТ. Л. Образовательные кредиты в России: опыт, про­блемы, перспек­тивы……………………………………..…………………………...335

Сагитов Р. В.Ориентиры математического образования экономи­стов в современном вузе………………………………………………...…........343

Самко Н. Н. Об особенностях преподавания курсов анатомии и физиологии центральной нервной системы (ЦНС) студентам-психоло­гам МосГУ………………………………………………...............……….....354

Сеселкин А. И. Качество профессионального туристского образо­вания и Болонский процесс………………………...............................………….358

Султанова М. А. Философия образования Теодора Роз­зака……………………………………………………….………………..363

Суркова Е. Г., Гостева И. В. Уровень удовлетворенности жизнью, смысложизненные ориентации и способности к преодолению трудных жизненных ситуаций у студентов…………………….…………………366

Сведения об авторах докладов и выступлений на секционных за­седаниях.......................................................................................................373

Научное издание

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ XXI ВЕКА

Третья международная научная конференция

МосГУ, 18–20 октября 2006 г.

Доклады и материалы

Под общей редакцией

доктора философских наук профессора И. М. Ильинского

Ответственный редактор выпуска:

доктор филологических наук

профессор Вл. А. Луков

Издательство Московского гуманитарного университета

Подписано в печать 30.11.2006 г. Формат 60Х84 1/16

Усл. печ. л. 23, 5

Тираж 500 Заказ №

Адрес: 111395, Москва, ул. Юности, 5/1

 Оптимум по Парето существует тогда, когда имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улучшающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других. Состояние конкурентного равновесия является Парето-эффективным.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организация объединенных наций по вопросам образования науки и культуры всемирная декларация о высшем образовании для xxi века

    Документ
    ... И КУЛЬТУРЫ ВСЕМИРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯXXIВЕКА: ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ (Париж, ... Международной комиссии по образованию дляXXIвека, Всемирной комиссии по культуре ... и развитию людских ресурсов дляXXIвека (Манила, 1997 г.), ...
  2. Белопольский Вадим Николаевич МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к курсу История русской литературы XIX века (последняя треть

    Методические указания
    ... к поверхностной борьбе литературных направлений, а для нового времени (особенно дляXIXвека ), в сущности, к газетно-журнальной ... и параллели. Р-н-Д., 1998. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXIвека. – М., 1989. Сараскина Л.И. «Бесы» - роман ...
  3. Наука и общество в начале xxi века (ноосферные основания единства)

    Автореферат диссертации
    ... , ноосферного развития человечества в XXIвеке. Во «Всемирной Декларации о высшем образовании дляXXIвека: подходы и практические ... во «Всемирной Декларации о высшем образовании дляXXIвека…» (1998) и не полностью присутствуют акценты ...
  4. образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в xxi веке

    Документ
    ... - ноосферного развития человечества в XXIвеке. Во «Всемирной Декларации о высшем образовании дляXXIвека: подходы и практические ... . - №7. – с.28-33. Уткин А. А. Американская стратегия дляXXIвека. – М.: «Логос», 2000. – 272с. Ушакова Е.В. Системно ...
  5. образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в xxi веке

    Документ
    ... - ноосферного развития человечества в XXIвеке. Во «Всемирной Декларации о высшем образовании дляXXIвека: подходы и практические ... . - №7. – с.28-33. Уткин А. А. Американская стратегия дляXXIвека. – М.: «Логос», 2000. – 272с. Ушакова Е.В. Системно ...

Другие похожие документы..