textarchive.ru

Главная > Документ


1.10 СРАВНЕНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОЛИТИК ВСЕМИРНОГО БАНКА

В данном разделе представлена оценка национального природоохранного законодательства и процедур ВБ и их значение для Проекта. Природоохранное законодательство в Казахстане в основном разработано для установления контроля за деятельностью и для контроля негативных воздействий на окружающую среду и здоровье людей. Подготовка отчетов ОВОС для экологической экспертизы не всегда соответствует лучшим международным практикам, в которых всегда есть важный компонент продолжающейся оценки в итеративном процессе. Подготовка отчетов ОВОС в Казахстане более статичный процесс, который больше фокусируется на расчетах выбросов, за которые выплачивается плата за выбросы, и меньше на анализе и выводах с пониманием негативных воздействий и мер по их избеганию и смягчению. Процесс сбора информации для отчета не всегда хорошо связан с самой целью ОВОС и с рамками проекта.

Общественные слушания в Казахстане часто не посещаются широкой публикой, и бывает, что ограничивается участием представителями местных органов. Данная проблема не касается проекта Алматы-Хоргос, для которого были проведены общественные слушания в каждом районе во время проектирования в 2008/2009, и дополнительные слушания начались в октябре 2011 также в каждом районе (Илийский, Талгарский, Енбекшиказахский, Уйгурский и Панфиловский) где будет проходить проектная трасса. Председателями на данных слушаниях являлись Акимы или Заместители Акимов каждого района вместе с представителями Алматинского ОД КАД с поддержкой проектировщиков и презентациями экспертов по охране окружающей среды и переселению команды КУП. Протокола данных слушаний представлены в Приложении 5. Также слушания в каждом районе по результатам ОВОС были проведены в январе 2012 года, через 30 дней после опубликования отчета (улучшенного) ОВОС. Результаты данных слушаний внедрены в окончательный отчет ОВОС.

Практические процедуры в Казахстане не всегда адаптированы для мониторинга во время строительства проекта. Так, например, Областной Департамент охраны окружающей среды должен подать заявку в прокуратуру для проведения аудита и может делать это только один раз в год, с уведомлением подрядчика за 2 недели до аудита. Содержание планов охраны окружающей среды включает только описание общих мер по смягчению и мониторингу воздействий, без информации по месту и ответственным лицам, фокусируясь на ссылках на нормативы и стандарты и мало полезен для подрядчиков.

Стандарты используются как лимиты, сверх которых загрязнение разрешается с оплатой возмещения.

В общем, существуют несколько государственных органов вовлеченных до разной степени в охрану окружающей среды. Сюда входит Министерство охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и Министерство энергетики и минеральных ресурсов. Также в Казахстане есть специальные ведомства, такие как Государственная экологическая экспертиза и несколько исследовательских центров.

Сравнение законодательства представлено в Таблице Table 1.1 00.

Table 1.1 0 Сравнение ОВОС и природоохранного законодательства Казахстана и стандартов Всемирного Банка

Стадия ОВОС

Казахстан

ВБ

Ссылка

Экологический кодекс РК 2007. Приказ Министерства охраны окружающей среды № 204-п, от 28 июня 2007: “Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации ”

Операционная Политика 4.01 «Оценка воздействия на окружающую среду»

Базовые принципы

Правило наиболее чувствительного компонента

Правила «наиболее чувствительного компонента» не обнаружено. Чувствительность проекта измеряется Санитарно-эпидемиологическими классами опасности. Существуют четыре категории и в каждой, один или более уровни опасности, проект категории 1 имеет два уровня опасности, для обоих нужна полная ОВОС. Проект категории 2 соответствует 3уровню опасности и проводится меньшая оценка, хотя так и назвается - Оценка воздействия на окружающую среду. Проекты 3 и 4 категории соответствуют 4и 5 уровням опасности, и таким образом, не нуждаются в оценке.

Проектам даются категории на основе наиболее чувствительного компонента, например, если 6 или 7 компонентов не являются чувствительными и один является, то весь проект подпадает под категорию A или Б.

Планирование и проведение оценки является ответственностью рекомендателя проекта, в данном случае - МТК. МТК часто нанимает лицензированного консультанта для данной работы; и часто, это член команды проводившей Технико-экономическое обоснование проекта. Оценка должна начинаться с предаврительного исследования, которая должна быть согласована до начала подготовки полного ОВОС. ОВОС включает 5 стадий: 1) Оценка территории; 2) Предаврительная ОВОС 3) ОВОС; 4) Раздел “Охрана окружающей среды” в проектной документации; 5) Пост проектный анализ.

Обычно ОВОС должны разрабатываться правительством, и доноры требуют это. Часто качество отчета ОВОС подготовленного рекомендателем проекта недостаточно или бюджет слишком мал, либо ОВОС незавершен, либо не соответствует стандартам, в случае чего, консультанты помогают заполнить пробелы, провести новые исследования от лица рекомендателя либо помогают национальному специалисту заполнить пробелы и улучшить документацию. Данная деятельность должна исходить от рекомендателя с тесным сотрудничеством и контролем. В случае данного проекта, ОВОС подготовленные проектировщиками были улучшены и усилены Международными консультантами для Комитета автомобильных дорог, в Астане, в соответствии с политиками Всемирного Банка.

Подготовка документов

При подготовке донорами отчетов пред ОВОС и ОВОС от имени правительства, данные документы всегдя являются документами правительства, и поэтому, должны быть представлены, как будто их готовило правительство. В случае рекомендаций от консультантов, это должно быть четко указано.

Резюме отчетов пред ОВОС и ОВОС часто содержат результаты проверки и комментарии от доноров или консультантов донора от имени Банков

Владельцы документов

Проекты категории 1 оцениваются МООС в Астане, категории 2 и 3 областными или региональными Департаментами по охране окружающей среды, и 4 на уровне районов.

План управления окружающей средой

Как указано в Экологическом кодексе, статья 41, отчет ОВОС должен содержать “10описание мер, предусмотренных для предотвращения, снижения воздействия на окружающую среду, включая предложения по экологическому мониторингу” — более или менее частичный ПУОС. Данное описание не соответствует с требованиями доноров и мониторинг на участках далеко не строгий.

ПУОС требуется ВБ для проектов категории A и Б. Он является разделом в отчете ОВОС, но при этом отдельный. Это не отдельный документ, но основные меры по смягчению и мониторингу можно использовать как отдельно стоящую главу или таблицы.

Общественные слушания

В Казахстане есть процедура проведения общественных слушаний, но в основном участвует государственный сектор и редко обычные граждане.

Общественные слушания требуются ВБ. Всемирный Банк требует 2 слушаний для полных ОВОС и 1 слушания для проектов категории Ь. Для полных ОВОС, слушания должны проводиться на ранней стадии подготовки ОВОС и ПУОС или на стадии исследований возможных воздействий. Для проектов категории Б слушания на стадии определения воздействий наиболее полезны, хотя точное время зависит от основных экологических проблем и желаний рекомендателя.

Слушания должны быть объявлены и для полного ОВОС предварительное уведомление о слушаниях и контактные данные должны быть опубликованы в средствах массовой информации за несколько недель до слушаний. Последние слушания проведенные в октябре 2011 в каждом районе (Илийский, Талгарский, Енбекшиказахский, Уйнурский и Панфиловский). Данные слушания проводились Акимами или Заместителями Акимов каждого района совместно с Алматинским Департаментом КАД, с поддержкой проектировщиков и специалистами по охране окружающей среды и переселению КУП с презентацией. Протокола данных слушаний и списки участников представлены в Приложении 5. Также слушания в каждом районе по результатам ОВОС проведены в январе 2012, через 30 после публикации отчета (улучшенного) ОВОС. Результаты данных слушаний внедрены в окончательный отчет ОВОС.

Классификация

Проекты классифицируются по 5 классам опасности, где 1 класс является наивысшим согласно нормам и стандартам разработанным Санитарно-эпидемиологической службой, в связи со здоровьем и безопасностью людей. Данная классификация мало касается экологии и, например, лесов и дикой природы. Как и с Банками, некоторые проекты были классифицированы, дорожные проекты в основном отнесены к Категории 1 с полным ОВОС.

С помощью метода скрининга Банк заполняет Общий Листок Безопасности (ОЛБ), где описываются основные воздействия проекта в связи с руководствами банка, называемыми Операционные Директивы или Политики (например, ОП 4.01 ОВОС). Категоризация проекта основывается на этих выводах. Банк также имеет список проектов автоматически попадающих под категорию A. Данный проект классифицирован как категории A.

Категория C

Общим эквивалентом для Категории C является проекты Класса 4 по казахстанскому законодательству

На данных проектах воздействия не большие и нет необходимости в полном ОВОС и пред ОВОС.

Форма документа

Нет конкретных требований, кроме как ‘заявление об экологических последствиях’

Никакая конкретная документация не нужна

Резюме

Нет требований

Не нужна

Сроки общественных слушаний и публикация

Нет требований

Не нужна

Публикация

Не нужна

Не нужна

Категория Б

Предварительная ОВОС; Предаврительное исследование или Упрощенная ОВОС (УОВОС)

Общим эквивалентом для Категории Б является проекты класса 2 и 3 согласно казахстанскому законодательству. Не указано специальное название для данного документа кроме упоминания, что данный документ менее детализирован чем для класса 1 и более детализирован чем для класса 4. Основное отличие это то, что он будет проверяться на областном уровне в территориальном департаменте МООС. Данный класс не нуждается в 5 стадии (но рекомендуется) процесса ОВОС, в частности, пост проектный анализ, через 1 год после завершения проекта.

Банк проводит предаврительный анализ воздействия на окружающую среду (АВОС), или Упрощенную ОВОС (УОВОС) проектов определенных в ОЛБ как категории ‘Б’.

ОВОС и ПУОС публикуются до утверждения проекта на местном уровне и в информационном бюллетене Всемирного Банка.

В отчетах УОВОС не нужен анализ альтернатив.

Форма документа

Вся документация ОВОС является отдельным отчетом

Раздел в ТЭО

Резюме

Каждый документ оценки в конце имеет раздел “Основные выводы ОВОС”. Другие резюме не требуются Кодексом или другими стандартами.

Рабочее Резюме — но без специальной цели

Сроки общественных слушаний и публикация

Слушания не проводятся

Как минимум один раз во время подготовки отчетов пред-ОВОС/УОВОС

Публикация

Не нужна

Вся документация ОВОС доступна на сайте Информационного Центра Всемирного Банка а также в офисе страны заемщика, но нет формальной общественной проверки.

Категория A: ОВОС

ОВОС требуется для проектов класса 1 согласно СЭС, которые будут иметь значительное воздействие на здоровье людей. Согласно разделу 26 Инструкции для ОВОС, третья стадия процесса ОВОС – “Оценка воздействия на окружающую среду” должна включать детальный анализ в отдельной главе всех аспектов воздействий на окружающую среду определенных объектов, и включать следующие компоненты: воздух, вода, минеральные ресурсы, производственные отходы, физические воздействия, почва, растения, животные, социально-экономические условия, и экологические риски. Проект категории A должен включать 5стадию процесса ОВОС, пост проектный анализ, через 1 год после завершения проекта. 5 стадия должна быть проведена другой лицензированной организацией, отличной от организации, проводившей ОВОС.

Требования Всемирного Банка к проектам категории A включают экологическую и социальную оценку. ОВОС также должен включать детальный анализ альтернатив, особенно альтернативу “без проекта”. Настоящий отчет отвечает данному требованию.

Форма документа

Каждая стадия процесса ОВОС имеет отдельный документ с определенным форматом и уровнем детальности.

Отдельный документ с определенным форматом и минимальным уровнем детальности

Резюме

Каждая из 5 стадий ОВОС имеет отдельный документ; и каждый имеет главу “Заключения”, который служит как резюме.

Рабочее резюме подготавливается и включается в ОВОС, но часто используется отдельно. Рабочее резюме включено в данный отчет.

Сроки общественных слушаний и публикация

Никакой информации по конкретным слушаниям, кроме общественных слушаний как часть ОВОС – Инструкция по проведению общественных слушаний Приказом МООС №135, от 7мая 2007.

Как минимум 2 обязательны, без указанных сроков. Один раз с Тех Заданием на ОВОС, второй раз для презентации результатов ОВОС. После опубликования ОВОС по проектам Категории A, 120 дней даются для оценки и комментариев от заинтересованных сторон до утверждения финансирования проекта. Правило 120 дней начинается со дня завершения документа в соответствии с требованиями Всемирного Банка.

Публикация

Со дня сдачи полного отчета ОВОС в местные/областные органы по охране окружающей среды до дня рассмотрения документа центральным органом дается 60 дней. Во время первых 30 дается время для комментариев от публики, но до общества не всегда доводят информацию о сроках для комментариев. Часто проходят «общественные дебаты» как часть окончательного утверждения ОВОС. Общество не всегда является участником, хотя 50% отчетов ОВОС проводятся с общественными слушаниями. Согласно договоренности КАД и ВБ, настоящий отчет ОВОС будет опубликован под правилом 120 дней на рассмотрение на русском языке на веб-сайте. Через 30 дней после публикации будут проведен следующий тур общественных слушаний по результатам ОВОС.

Общественность должна быть информирована о доступности документации ОВОС, который должен быть подготовлен на английском и местном языке (иногда английский, русский и местный язык), и быть доступным в удобных местах в стране, на вебсайте публикаций и на вебсайте донора (Инфошоп) за 120 дней до утверждения финансирования проекта. Процедуры Займа не могут проводиться во время этого периода. Данный документ будет опубликован на вебсайтах ВБ и КАД после одобрения на публикацию документа Всемирным Банком.

НОВОС

НОВОС не проводится

Банк использует несколько методов стратегической оценки, включая национальную оценку воздействия на окружающую среду (НОВОС) и СОВОС (стратегическая/ секторальная оценка воздействия на окружающую среду), и Региональную ОВОС.

Обзор процесса изъятия земли и переселение

Нет принятого процесса обзора изъятия земли и переселения.

Всемирный Банк требует обзор переселения, изъятия земель и компенсаций для проверки соответствия всех процессов рукводоствам Всемирного Банка OП 4.12. Отчет по обзору переселения (ООП) был подготовлен Международными консультантами КАД. Данный отчет сейчас на стадии завершения.

Выводы и рекомендации из анализа различий:

Следующие выводы и рекомендации приведены для решения аспектов, где различия стандартов и реальных практик в Казахстане и Всемирном Банке могут привести к недостаткам в соблюдении данных стандартов во время реализации проекта, так как местные стандарты могут быть слишком строгими и хорошо установленными, и внедрение новых элементов или изменение существующих процедур может потребовать больших усилий во время надзора за проектом:

  1. В Казахстане в реальной практике пока отсутствует итеративный (активный, постоянный) процесс активного гибкого управления проектированием и охраной окружающей среды для взаимного внедрения информации и данных с обоих компонентов. Обычно в РК проектирование и утверждение проекта (гос. экспертиза) на шаг впереди процесса ОВОС, что может привести к тому, что рекомендации на основе анализа ОВОС не могут внести изменения в проектирование, так как придется повторять процесс утверждения (экспертизы) проекта. Тем не менее, изменения в проекте могут быть внедрены во время строительства подрядчиком, как только будет подписан контракт, с относительно небольшими требованиями к процессу утверждения заявок на изменения. Этот вариант рекомендуется для внедрения каких-либо необходимых изменений в настоящий проект, с предложением со стороны подрядчика на утверждение заказчику и дальнейшее строительство. Такие изменения в проекте, скорее всего, будут касаться количества и местоположения скотопрогонов, путепроводов для скота, сельскохозяйственной техники и путей прохода для диких животных.

  2. Охрана окружающей среды часто воспринимается как соблюдение нормативов выбросов и загрязнения, а не как понимание экологических ценностей, таких как фауна и флора, почвы, ландшафт, биоразнообразие, эстетика, и приоритет дается увеличению оплаты по возмещению загрязнения, а не предотвращению загрязнения и восстановлению окружающей среды, для избегания, минимизации, смягчения или исправления. Для решения данной проблемы потребуются усилия для повышения потенциала и контроля во время реализации проекта, с проведением практичных и готовых к внедрению тренингов для подрядчиков, инженеров по надзору и природоохранных органов (включая лесные хозяйства, водные хозяйства, национальные парки, и т.д.). Рекомендуется привлечь консультанта с опытом международных лучших практик в надзоре за охраной окружающей среды и экологическом управлении на первые 6 месяцев реализации проекта (с даты мобилизации подрядчика) для передачи знаний и установления системы соблюдения международных лучших практик с самых ранних стадий реализации проекта.

  3. Из-за отсутствия четкого и практичного Плана управления окружающей средой (ПУОС) в отчетах ОВОС в Казахстане, сложно внедрить рекомендации ОВОС в контрактную документацию в виде условий, которые будут подлежать строгому исполнению. Рекомендуется учесть данную проблему во время подготовки тендерной документации на строительство и, если необходимо, привлечь международных консультантов с опытом как в закупках так и в охране окружающей среды.

  4. Компетенция и полномочия природоохранных органов в Казахстане очень ограничены, с ограниченным количеством законных проверок в год и с необходимостью уведомления владельца проекта о предстоящей проверке за несколько недель. Хоть данная процедура, скорее всего, не будет изменена в контексте проекта, необходимо внедрить эффективную систему надзора через контрактные обязательства, с эффективными механизмами принуждения, включая систему наказания и организацию условий для исправления последствий (например, наем третьей стороны с вычетом из контрактов затрат на исполнение). Рекомендуется дать консультанту по управлению проектом полномочия и компетенцию, которые в странах с лучшими практиками были бы у государственных органов. Одновременно, нужно информировать природоохранные органы обо всех работах на проекте и пригласить их на программу тренинга и повышения потенциала.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад законодательному собранию санкт-петербурга «о ходе реализации генерального плана санкт-петербурга»

    Доклад
    ... . Проектвключал в себяреконструкцию участка дороги Торбино-Боровенка, создание специализированного центра управления движением на линии, строительство ...
  2. Предложения и замечания участников публичных слушаний поступившие после проведения экспозиции и собрания по материалам проекта актуализированного генерального плана города москвы на период до 2025 года

    Документ
    ... около м.Пушкинская включающим в себя ... модернизации, реконструкции ... проектареконструкции (фактически новогостроительства ... строительствадороги ... километровые очереди. Где же обещанный каток. Как-то довелось услышать про строительство ... включает в себя ... 330 ...
  3. Наука и студенты новые идеи и решения

    Документ
    ... около 13 тыс. тонн. Начиная с 2007 года, программа развития комплекса предусматривает реконструкцию ... 330 ... модернизацию технологических процессов и строительствоновых комплексов на базе новейших ... Проектвключает в себя ... километровом ... строительствадорог ...
  4. О замысле осуществлении и критике проекта «сколково» (информационно-аналитический обзор сентябрь 2009 г – декабрь 2010 г ) план

    Документ
    ... вторичного, т.е. реконструкции. Реконструкция производится за 2 ... модернизации - строительствадорог, создания инфраструктуры и прочего. Здесь не надо никаких новых ... около 1,5 тыс. отечественных проектов ... километровый ... включала в себя кастинг ... 519186 330 ...
  5. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

    Документ
    ... километровой зоне по обе стороны железных дорог ... включиться в осуществление проектов экономического ... модернизации экономики. В Аргентине и Чили около 40% занятых в промышленности и строительстве ... техническая реконструкция крупных ... в себеновые черты, ...

Другие похожие документы..