textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

ПСИХОЛОГИЯ.

Общая психология. История психологии

Методические рекомендации для преподавателей

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. психол. наук, доцент

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Т.А. Гусева

П Психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Н.Е. Варшавская; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 100 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 033200.00 Иностранный язык с дополнительной специальностью.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Н.Е. Варшавская , 2009.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рабочая программа

4

Цели и задачи дисциплины

6

Тематический план курса и распределение часов по темам и видам работы

8

Содержание разделов дисциплины

9

Планы семинарских занятий

12

Самостоятельная работа

14

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

16

Материально-техническое обеспечение дисциплины

18

Учебно-методическая карта дисциплины

19

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

24

Карта согласования рабочей программы

дисциплины

28

Технологическая карта дисциплины

29

Тезисы лекций

30

Модуль 1. Общая психология

30

Лекция №1. Психология: предмет, задачи, место в системе наук о человеке

30

Лекция №2. Проблема человека в психологии.Природа психического. Сознание

34

Лекции №3-4. Психология личности. Мотивация поведения и деятельности

39

Лекция №5. Эмоционально-волевая сфера человека

45

Лекция №6. Деятельность и общение как категории психологии

52

Тема №7. Познавательная сфера человека

56

Лекции №8 - 9. Индивидуально-психологические особенности

61

Модуль 2. История психологии

69

Лекция №1. Предмет и задачи истории психологии.

Донаучный этап развития психологии

69

Лекция №2. Зарубежная психология периода «открытого кризиса».

Бихевиоризм. Гештальтпсихология

80

Лекция №3. Психоанализ и его развитие

85

Лекция № 4. Американская гуманистическая психология.

Когнитивная психология

91

Лекция №5. Особенности развития психологии в России

в ХХ веке. Психологические школы и направления

94

Утверждаю

Декан факультета

____________________

«_____» ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кафедра __________________________психологии____________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование ОПД.Ф.01 Психология (общая психология, история психологии)

дисциплины ____________________________________________________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус________________________обязательная_______________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления) _____033200.00 Иностранный язык с дополнительной специальностью

(коды специальностей (направлений)

Формы

обучения_______________________дневная__________________________________________

(дневная, заочная)

Объем

дисциплины____________________________92_______________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации (зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

2

92

46

28

18

-

46

-

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД.Ф.01 Психология.

Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разныхэтапахразвития психологии.

Разработчики: доценты Н.Е. Варшавская, И.Н. Протасова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

психологии

Заведующий кафедрой _____________________ Н.Е. Варшавская

Одобрена Ученым советом факультета иностранных языков

«_______»_____________________ Председатель __________________________

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительную, организационно-управленческую виды профессиональной деятельности, её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся,

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

Курс «Общая психология» открывает цикл психологической подготовки будущего педагога. Задача этой дисциплины - показать сложность душевной и духовной жизни человека, развить у будущего учителя интерес к познанию другого человека и самопознанию, предостеречь его от упрощенных представлений о природе человека, особенно опасных для педагога-воспитателя.

Важнейшей задачей является получение общего представления об основах психологического знания о личности и ее структуре, необходимого для более глубокого понимания и усвоения отраслей психологии, связанных с педагогической деятельностью (возрастной, педагогической, социальной).

Основные разделы курса - введение в психологию, психология познавательных процессов, психология личности.

Ведущая цель «Общей психологии» как учебной дисциплины – создание у студентов общих теоретических основ профессионального мировоззрения, формирование системы теоретических знаний, научные основания которой позволят им в дальнейшем эффективно изучать отрасли психологической науки.

Основными задачами изучаемой дисциплины являются следующие:

  1. обеспечение студентов системой знаний о методологии и теории психологии;

  2. усвоение её основного категориального аппарата, базовых понятий и представлений о психологической науке;

  3. формирование научных представлений о закономерностях развития психики, сознания, личности;

  4. усвоение научных знаний об основных фактах и закономерностях познавательной деятельности человека;

  5. развитие интереса к психологии как к науке;

  6. формирование у будущих педагогов положительной мотивации на применение научных знаний в профессиональной деятельности.

Курс «История психологии» охватывает основные этапы развития мировой и российской психологической науки. В тематическом построении курса использован хронологический принцип, отражающий последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды.

Целью курса является формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории.

Задачи курса:

  1. Изучение основных этапов становления психологического знания.

  2. Анализ научного наследия известных зарубежных и российских психологов и ученых, внесших вклад в развитие психологической науки.

  3. Освоение основных направлений и школ в мировой и отечественной психологии.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям и навыкам,

приобретенным в результате изучения дисциплины)

Студент, изучивший общую психологию, должен

Знать: закономерности порождения и функционирования психики, сознания, личности; основные психологические категории; иметь представление о структуре личности и системе сложных взаимосвязей, существующих между ее компонентами.

Уметь: самостоятельно работать над изучением научной психологической литературы, сравнивать разные теоретические позиции, делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим материалом, обобщать собственные наблюдения.

Владеть элементарными психодиагностическими навыками.

Студент, изучивший историю психологии, должен

Знать: творческий вклад ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии, историю научных школ и научных направлений, особенности развития психологии в различные хронологические периоды; иметь представление о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в истории развития научного психологического знания.

Уметь осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций.

Владеть основами историко-сравнительного исследования, методами биографического и логико-структурного анализа жизненного пути ученых и их научного наследия.

Место курса

в системе социально-гуманитарного образования. Курс выступает как важный фактор формирования у студента научного мировоззрения, исторического мышления, гуманистических установок и конструктивных взглядов на предмет будущей профессиональной деятельности. В этом плане он связан межпредметными связями со всем спектром социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь философией, историей, культурологией.

в общепрофессиональной подготовке. Курс относится к циклу обязательных общепрофессиональных дисциплин подготовки специалиста (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний об истории зарождения и динамике психологических знаний, закономерностях порождения и функционирования психики, сознания, личности. С этой точки зрения курс связан межпредметными связями со всеми базовыми дисциплинами общепрофессинальной подготовки (цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины) и рядом дисциплин специальной (цикл ДС - дисциплины специализации) подготовки учителя.

2. Тематический план курса
и распределение часов по темам и видам работы

Предлагаемая программа и распределение часов по темам ориентированы на обучение студентов по очной дневной форме обучения. При этом использован традиционный для высших учебных заведений норматив распределения учебных часов: по 50% часов от общего объема часов на учебную дисциплину соответственно на аудиторную и самостоятельную работу студентов.

модуль


п/п
тем

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

лекции

семинары

1.

1.

Общая психология

Психология: предмет, задачи, место в системе наук о человеке. Методология и методы психологии.

5

2

2

1

2.

Проблема человека в психологии. Природа психического. Сознание.

8

2

2

4

3.

Психология личности. Мотивация человеческого поведения и деятельности.

8

2

4

2

4.

Эмоционально-волевая сфера человека.

4

2

2

5.

Деятельность и общение как категории психологии.

7

2

2

3

6.

Познавательная сфера человека.

11

4

4

3

7.

Индивидуально-типологические особенности человека.

11

4

4

3

2.

8.

История психологии

Предмет и задачи истории психологии. Донаучный этап развития психологии.

3

2

1

9.

Зарубежная психология периода «открытого кризиса». Бихевиоризм. Гештальтпсихология.

4

2

2

10.

Психоанализ и неофрейдизм.

3

2

1

11.

Французская психологическая школа и близкие ей направления. Жан Пиаже и его роль в психологии. Понимающая психология. Экзистенциалистическая традиция в зарубежной психологии.

1

1

12.

Гуманистическая психология. Когнитивная психология.

3

2

1

13.

Особенности развития психологии в России в ХХ веке. Психологические школы и направления.

4

2

2

3.

Итоговый контроль (экзамен)

20

Итого:

28

18

46

Курс читается один семестр и состоит из трёх модулей:

Модуль

Содержание модуля

Формы контроля

Модуль 1

Общая психология:

Раздел 1. Введение в психологию

    • опрос

    • конспект (2)

    • терминологический словарь

    • тест

Раздел 2. Психология личности.

    • опрос

    • оформление лабораторных работ

    • терминологический словарь

    • тест

Раздел 3. Познавательная сфера человека.

    • опрос

    • оформление лабораторных работ

    • терминологический словарь

    • тест

Модуль 2

История психологии:

Раздел 1. Донаучный этап развития психологии.

Раздел 2. Основные направления и теории в Западной Европе и США.

Раздел 3. Психологические школы и направления в отечественной психологии.

    • опрос

    • терминологический словарь

    • конспект

    • тест

Модуль 3

Итоговый контроль

экзамен

3. Содержание разделов дисциплины



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    ... изучения последующих дисциплин 1 2 3 1 Общаяпсихология + 2 Историяпсихологии + 3 Методологические основы психологии + 4 Психология развития и возрастная психология + 5 Общепсихологический практикум + 6 Психодиагностика ...
  2. План работы южного окружного управления образования на декабрь 2008 года

    Документ
    ... 2008 2-й урок Окружной мониторинг общих учебных умений, навыков и ... Психологи ДОУ Бирюлево-Западное Психологи ДОУ Бирюлево Восточное Психологи ДОУ Братеево Психологи ... в рамках окружного фестиваля школьной истории «В гостях у Клио». Познавательный ...
  3. Перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену по истории психологии

    Документ
    ... решения в историипсихологии Основные способы изложения историипсихологии Значение и актуальные задачи психологической историографии Общая характеристика ...
  4. «история психологии»

    Учебно-методический комплекс
    ... . Изучение историипсихологии должно базироваться на знаниях, полученных в курсе общейпсихологии и философии ... Задачи и методы историипсихологии. Источниковая база историипсихологии. Тема 1.2. Структура общейпсихологии как повторение структуры ...
  5. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЧАСТЬ 1

    Конспект
    ... психологии в рамках учения о душе. 1. Общая характеристика психологии в Средние века и эпоху Возрождения История ... И. М. Сеченов и др.). 1. Общий обзор развития психологии в России История становления отечественной психологии не случайно выделена ...
  6. Общая психология психология личности история психологии Введение РАЗДЕЛ I Общая психология Общие характеристики психологической науки

    Программа
    ... Общаяпсихология, психология личности, историяпсихологии состоит из трех разделов, которые включают в себя темы по историипсихологии, общейпсихологии и психологии ... . ИсторияпсихологииОбщее представление об историипсихологии. Историяпсихологии, ...

Другие похожие документы..