textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


Модуль 1. Общая психология

Психология: предмет, задачи, место в системе наук о человеке. Методология и методы психологии

Понятие объекта и предмета науки. Предмет и объект психологии. Различия житейской и научной психологии.

Место психологии в системе наук о человеке. Структура психологии. Задачи психологии на современном этапе. Психологическая наука и психологическая практика. Методология и методы психологии.

Проблема человека в психологии. Природа психического. Сознание

Проблема человека в психологии. Человек: индивид, личность, индивидуальность, субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

Проблема сознания в психологии. Основные подходы к проблеме сознания в психологии. Самосознание.

Психология личности. Мотивация человеческого поведения и деятельности

Психологические теории личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Теории мотивации. Структура мотивационно-потребностной сферы: потребности, мотивы, второстепенные мотивационные образования. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы. Мотивация и личность. Мотивация в деятельности.

Эмоционально-волевая сфера человека

Бессознательная и сознательная регуляция поведения и деятельности человека. Понятие об эмоциях, их виды и функции. Воля как сознательная регуляция поведения и деятельности. Структура волевого действия. Волевые качества личности и развитие саморегуляции.

Деятельность и общение как категории психологии

Понятие деятельности. Трактовка категории деятельности в теориях С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Сущность принципа единства сознания и деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Индивидуальные и общественно-исторические аспекты деятельности. Структура деятельности (содержательные, операционные и мотивационные компоненты). Характеристика основных видов деятельности (труд, учение, игра). Общение как категория психологии и как вид деятельности.

Познавательная сфера человека

Общая характеристика познавательной сферы личности. Чувственная ступень познания: ощущение, восприятие. Рациональная ступень познания: мышление, воображение. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Виды мышления. Процессы мышления. Мышление и речь. Формы мышления. Виды, функции, свойства, природа воображения. Место памяти в познавательной деятельности. Память, ее процессы, виды и свойства. Приемы запоминания. Развитие памяти. Место внимания в познавательной деятельности. Свойства и виды внимания.

Индивидуально-психологические особенности

Теории темперамента (гуморальные, конституциональные). Связь темперамента с типами ВНД. Основные свойства темперамента. Характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Понятие о характере, его природных и социальных предпосылках. Структура характера. Акцентуации характера.

Понятие о способностях и задатках. Качественная и количественная характеристика способностей. Интеллект как структура познавательных способностей. Формирование способностей.

Модуль 2. История психологии

Предмет и задачи истории психологии. Донаучный этап развития психологии

Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки. Основные этапы развития психологического знания.

Понятие души в мифологии и философии. Атомистическая концепция Демокрита, его психологические взгляды. Сократ и его учение о душе - начало новой антропоцентристской традиции в понимании человека. Этико-психологическое учение Платона и утверждение объективно-идеалистического подхода в психологии. Монистическое понимание соотношения души и тела в биопсихологии Аристотеля, функции души, проблемы психологии познания. Платон и Аристотель - истоки двух традиций в европейской психологической мысли.

История эллинистической психологии (эпикурейцы, стоики). Общая характеристика античной психологии, ее роль и место в развитии мировой психологической мысли.

Общая характеристика развития психологической мысли в период Средневековья.

Психологическая мысль Нового времени. Р. Декарт и начало нового этапа в развитии психологии: рефлекторная концепция и интроспективное понимание сознания. Преобразование предмета психологии - от изучения души к изучению сознания. Эмпиризм и сенсуализм Д. Локка, учение о двух источниках познания, критика теории врожденных идей. Разработка Локком ассоциативных идей.

Зарубежная психология периода «открытого кризиса». Бихевиоризм. Гештальтпсихология

Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки. Создание первой лаборатории экспериментальной психологии (1879) и других экспериментальных лабораторий.

Развитие психологического познания - причина кризиса Вундтовского понимания в психологии. Критика структурализма Вундта со стороны функционализма. У. Джемс и возникновение прагматизма. Ш. Бюллер, Н. Ланге, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн о проявлениях, причинах, смысле кризиса в психологии, путях его преодоления. Современное состояние психологии в свете идей о кризисе в психологии.

Классический бихевиоризм Д. Уотсона. Теория оперантного обусловливания Б. Скиннера. Социально-когнитивная теория А. Бандуры.

Гештальтпсихология. Предмет, методы, основные положения. Целостные структуры, психическое поле, законы преобразования психического поля. Познание как процесс изменения целостных гештальтов. Законы и свойства восприятия, законы развития гештальтов, механизмы творческого мышления, инсайт.

Психоанализ и неофрейдизм

Психоанализ. Бессознательные процессы психики, мотивация, социализация, сексуальные и агрессивные, врожденные и бессознательные влечения. Понимание психического развития как мотивационного, личностного. Пансексуализм З. Фрейда. Трансфер, эдипов комплекс, фрустрация, катарсис, механизмы психологической защиты. Сознательное, предсознательное, бессознательное. Эго. Супер-Эго. Ид. Стремление к преодолению комплекса неполноценности, компенсация (А. Адлер). Индивидуальное и коллективное бессознательное; типология личности; архетипы индивидуальной психики (К. Юнг). Чувство коренной тревоги. Стремление к людям (конформизм), от людей (уход), против людей (агрессия). (К. Хорни). Эго-психология (А. Фрейд).

Французская психологическая школа и близкие ей направления

Жан Пиаже и его роль в психологии. Понимающая психология. Экзистенциалистическая традиция в зарубежной психологии.

Гуманистическая психология. Когнитивная психология

Гуманистическая психология. Предмет, методы, основные положения. Ситуация и обстоятельства возникновения. Философские основы (экзистенциализм). Личность – открытая саморазвивающаяся система. Значение окружающего мира; потребность достичь новых вершин, в постоянном саморазвитии. Основные и инструментальные черты личности; ядро личности (Г. Олпорт). Самоактуализация, самореализация личности, иерархия потребностей (А. Маслоу). Феноменологическая концепция и клиент-центрированная терапия К. Роджерса

Когнитивная психология. Предмет, методы, основные положения. Психика как система когнитивных реакций. Связь когнитивных реакций с внешними стимулами и внутренними переменными. Теория личностных конструктов Д. Келли.

Особенности развития психологии в России в ХХ веке. Психологические школы и направления

Общая характеристика российской психологии в начале ХХ века. Основные научные течения в российской психологии этого периода: экспериментальная психология, эмпирическая психология, русская богословская психология.

Формирование и развитие прикладных направлений и научно-практических движений после революции 1917 г. Развитие советской психотехники. Развитие советской педологии. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Формирование методологических основ советской психологии. Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку теоретико-методологических основ общей психологии. Другие школы отечественной психологии.

4. Планы семинарских занятий (модуль 1)

Семинарское занятие №1

Тема: Методы психологии

Цель:Получить представление о том, каким образом в психологической науке проводится сбор информации о внутреннем мире человека.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Классификации методов психологического исследования.

  2. Основные методы психологии: наблюдение и эксперимент

  3. Дополнительные методы: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности

Семинарское занятие №2

Тема: Этапы развития психики. Сознание.

Цель: ознакомление с этапами развития психики по А.Н. Леонтьеву. Закрепление знаний по теме «Сознание».

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Этапы развития психики.

  2. Сознание и его структура.

  3. Сознание и бессознательное.

  4. Самосознание. Роль других в формировании самосознания.

Семинарское занятие №3

Тема: Психологическая структура личности

Цель:ознакомиться с динамикой исследований личности и представлений о ее структуре в психологии.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Содержательные характеристики понятия «личность».

  2. Основные психологические теории личности.

  3. Современные представления о структуре личности.

  4. Личность и индивидуальность: основные параметры индивидуальных различий.

  5. Роль биологических и социальных компонентов в развитии человека - теоретические позиции.

Семинарское занятие №4

Практическое занятие.

Тема: Направленность личности.

Цели:

  1. Научить простейшей диагностике свойств личности.

  2. Развивать потребность в самопознании.

  3. Познакомить с некоторыми личностными тестами.

Материал: тесты на определение направленности личности Б.И. Додонова, В.В. Ивановой; тест на определение ведущей мотивации в деятельности.

Ход работы:

  1. Повторение определения личности. Привести различные структуры личности, акцентировать внимание на направленности.

  2. Проведение тестов Додонова «Эмоциональная направленность личности» и Ивановой «Направленность личности».

  3. Обсуждение результатов.

  4. Определение ведущей мотивации в деятельности.

  5. Краткое знакомство с существующими личностными тестами.

Семинарское занятие №5

Тема: Деятельность и общение как категории психологии.

Цель:Получить представление о роли общепсихологической концепции деятельности в понимании человека.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Сущность принципа единства сознания и деятельности.

  2. Индивидуальные и общественно-исторические аспекты деятельности.

  3. Структура деятельности (содержательные, операционные и мотивационные компоненты).

  4. Характеристика основных видов деятельности (труд, учение, игра)

  5. Общение как вид деятельности.

Семинарское занятие №6

Тема: Познавательные психические процессы - память

Цель:Познакомиться с категорией «память», обсудить ее значение в работе учителя.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Память, ее виды и свойства.

  2. Приемы запоминания.

  3. Нарушения памяти.

  4. Развитие памяти.

  5. Учет индивидуальных особенностей памяти в обучении.

Семинарское занятие №7

Тема: Познавательные психические процессы - мышление

Цель:Выявить взаимосвязь чувственной и логической ступеней познания. Осознать значение мышления в познавательной деятельности человека.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Особенности и единство чувственной и логической ступеней познания.

  2. Природа и виды мышления.

  3. Развитие мышления.

  4. Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта.

  5. Связь мышления и речи. Функции речи.

Семинарское занятие №8

Тема: Темперамент

  1. Цель:Закрепление знаний по теме «Темперамент», определение его места в структуре личности, овладение методами диагностики темперамента (проведение личностного опросника Г.Айзенка).

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Динамика представлений о темпераменте в психологических теориях.

  2. Темперамент как результат функционирования центральной нервной системы.

  3. Типы темперамента.

  4. Свойства темперамента.

  5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Семинарское занятие №9

Тема: Способности

Цель:Закрепление знаний по теме «Способности», знакомство с методами диагностики способностей.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Задатки и способности.

  2. Развитие способностей.

  3. Виды способностей.

  4. Интеллект. Проблема диагностики умственных способностей.

  5. Достоинства и недостатки тестирования при диагностике способностей.

5. Самостоятельная работа

Задания для самостоятельной работы

Модуль 1.

  1. Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия.

  2. Составление конспектов оригинальных трудов.

Леонтьев А.Н. Очерк развития психики.- М.: МГУ, 1982

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: МГУ, 1982 (глава 5).

2. Проведение лабораторных исследований.

Интерпретация результатов самоисследования направленности личности, темперамента. Знакомство с методами диагностики личности, интеллекта и способностей.

3. Решение психологических задач.

4. Составление терминологического словаря.

5. Подготовка к промежуточному и итоговому тестированию.

Модуль 2.

  1. Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по направлениям научной психологии в Западной Европе и США.

  2. Составление терминологического словаря.

  3. Подготовка к тестированию.

Примерная тематика докладов и рефератов

    1. Активность личности и деятельность.

    2. Взаимосвязь мышления и речи.

    3. Виды психологических тестов.

    4. Интроспекция как метод психологии.

    5. Личность и факторы ее развития.

    6. Логические приемы запоминания.

    7. Методы исследования и развития памяти.

    8. Методы психологических исследований и возможности их применения в школе.

    9. Мотивация и деятельность.
    10. Мышление и механизмы его развития.

    11. Области применения тестов.

    12. Общение и его роль в психическом развитии.

    13. Проблема сознания в психологии.

    14. Резервы непроизвольной памяти.

    15. Роль деятельности в психическом развитии.

    16. Феноменальная память.

    17. Формирование самосознания. Роль других в становлении Я-концепции.

    18. Этапы развития психики.

    19. Понятие об ощущениях.

    20. Виды и свойства ощущений.

    21. Пороги чувствительности.

    22. Понятие о восприятии.

    23. Свойства восприятия.

    24. Я.А. Коменский - выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения.

    25. Психологические идеи Леонардо да Винчи.

    26. Учение о страстях Декарта: основные идеи и их обоснование.

    27. Вклад Гоббса в развитие психологического познания.

    28. Психологическое наследие Ф. Бэкона.

    29. Психофизиологические идеи Р. Декарта.

    30. Творческое наследие Дж. Локка в области психологии.

    31. Научные идеи Д. Гартли и их значение в развитии психологического знания.

    32. Система философских и психологических взглядов Дж. Беркли.

    33. "Трактат о человеческой природе" Д. Юма как основа эмпиризма в психологии.

    34. Герцен как психолог - система взглядов и идей.

    35. В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии.

    36. А.А. Потебня - выдающийся лингвист и философ конца XIX в.

    37. Творческая биография Сеченова и его вклад в развитие психологии.

    38. Рефлексология как наука о поведении человека: история формирования и ключевые положения.

    39. История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России.

    40. Роль и значение К.Н. Корнилова в формировании марксистских основ советской психологии.

    41. Л.С. Выготский как основоположник детской и педагогической отечественной психологии.

    42. К истории формирования военной психологии в годы Великой Отечественной войны.

    43. Проблема развития психики и вклад А.Н. Леоньева в ее изучение.

    44. Вклад Б.Ф. Ломова в развитие психологической науки.

    45. Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания.

    46. Представления о сущности человека в концепции Э. Фромма.

Вопросы к экзамену

  1. Предмет и задачи истории психологии.

  2. Донаучный этап развития психологии.

  3. Бихевиоризм. Гештальтпсихология.

  4. Психоанализ и неофрейдизм.

  5. Жан Пиаже и его роль в психологии.

  6. Понимающая психология.

  7. Экзистенциалистическая традиция в зарубежной психологии.

  8. Американская гуманистическая психология.

  9. Когнитивная психология.

  10. Особенности развития психологии в России.

  11. Психологические школы и направления в отечественной психологии.

  12. Предмет и отрасли психологии.

  13. Методы психологии. Характеристика основных методов – наблюдения, эксперимента, тестирования.

  14. Методология психологии. Психика человека как предмет системного исследования.

  15. Природа психического. Этапы развития психики.

  16. Сознание и бессознательное.

  17. Структура сознания.

  18. Самосознание личности. Самооценка и уровень притязаний личности.

  19. Изучение человека в психологии. Человек - индивид - личность - индивидуальность - субъект.

  20. Общее понятие о личности и ее структуре.

  21. Основные факторы и механизмы развития личности.

  22. Мотивация, мотивы и их виды.

  23. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.

  24. Основные виды деятельности (игра, учение, труд).

  25. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики.

  26. Понятие и функции эмоций и чувств.

  27. Формы переживания чувств.

  28. Воля и её функции. Структура волевого действия.

  29. Формирование волевой саморегуляции и волевых качеств личности.

  30. Теории темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.

  31. Характер как психологическая категория, его природные и социальные предпосылки.

  32. Понятие о задатках и способностях.

  33. Формирование и развитие способностей.

  34. Виды, свойства, закономерности ощущений.

  35. Характеристика свойств и особенностей восприятия.

  36. Память. Виды памяти.

  37. Сущность и свойства внимания. Виды внимания.

  38. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Виды мышления.

  39. Мышление и речь. Логические формы мышления.

  40. Виды, функции, свойства, природа воображения.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой

Ф / Р / В Общая психология, история психологии

для студентов образовательной профессиональной программы

033200.00 Иностранный язык с дополнительной специальностью.

по очной форме обучения

Наименование

кол-во экз.

Обязательная литература

Модуль 1

Петровский А.В. Психология. – 5-е стер. – М.: Просвещение, 2006

198

Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.1.: Основы общей психологии – М.: Владос, 2001, 2003

123

Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – 5-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.

94

Новейший психологический словарь. – 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

33

Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2001

49

Модуль 2

Марциновская Т.Д. История психологии. – 5-е стер. – М.: Академия, 2006.

99

Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней. – 6-е. – М.: Академический Проект, 2005.

3

Новейший психологический словарь. – 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

33

Дополнительная литература

Модуль 1

Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. – 2-е перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987.

252

Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1977.

129

Немов Р.С. Психология: общие основы психологии, кн.1. – М.: Просвещение, 1990,1994, 1998, 2000

76

Общая психология / Под ред. А.В. Петровского.– М.: Просвещение, 1976, 1977, 1986

159

Общая психология / Под ред. В.В. Богословского. – 2-е.– М.: Просвещение, 1973, 1981

195

Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995, 1998

59

Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995.

8

Популярная психология. Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1990

37

Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990

177

Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1981.

8

Модуль 2

Годфруа Ж. Что такое психология. – Т.1. – М., 1992

Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1999

Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М., 1997

Первин Л., Джон О. Психология личности. М.,2000

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Р-на-Д, 1996

Психология. Словарь Под общ. ред. А.В. Петровского. – 2-е испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

Российская психология в ХХ веке. М., 1998

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001

Ярошевский М.Г. История психологии. – 2-е, 3-е. – М.: Мысль, 1976, 1985

7

Интернет-ресурсы:

  1. Мир психологии (/) - На страницах сайта представлены многочисленные материалы по популярной и научной психологии, большая коллекция тестов, методический материал для работы психолога, словарь психологических терминов и др.

  2. Psychology-online (/) - научная и популярная психология: история, теория, практика. Психологическая библиотека содержит тексты по общей, педагогической и социальной психологии, методические разработки для студентов и преподавателей психологии, аннотации журналов по психологии. Научная и популярная психология (статьи, обзоры). Справочные материалы по психологии. Широкий выбор книг по психологии в книжном интернет-магазине.

  3. Эти-дети (/) - Крупнейший сайт о детской психологии. Статьи по психологии и педагогике для родителей и специалистов.

  4. Вопросы психологии (/tr.htm) - Научный журнал с основополагающими статьями. /tr.htmДоступно содержание номеров с 1993 по 2002 гг. и публикации журнала за 1995-1999 гг. Имеется тематическая подборка статей.

  5. Московский психологический журнал (/) - проект сетевого издания. Актуальные статьи по всем направлениям психологической науки.

  6. ПСИХЕЯ (/inf/info links.html) - Интерес представляет библиотека текстов: от основоположников научных школ и теорий до актуальных статей современных авторов. Ценная подборка ссылок на психологические ресурсы.

  7. Флогистон (/) - Обширная психологическая библиотека: книги, статьи, переводы, списки литературы по психологии, биографии психологов. Актуальная информация о последних исследованиях в психологии. Анонсы текущих событий в мире психологии: конференций, тренингов, конкурсов, грантов. Интервью с ведущими психологами России и зарубежья. Обзоры психологических сайтов.

  8. Институт развития личности (/) - информация о программах института развития личности, научные и популярные статьи по психологии и личностному развитию, обзоры интересных книг и др.

  9. Psychology (http://www. /) – Один из самых популярных ресурсов по психологии. Ценен своей виртуальной библиотекой, в которой нашли отражение как классика психологии, так и современные исследования (книги, тексты, словари, анонсы, обзоры). Новости психологии, календарь, события, конференции.

  10. Психологический словарь (/index.htm) - электронная интернет-версия изданного на CD психологического справочника «Психология – идея, ученые, труды» в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РАО. Психологический словарь содержит более 1500 статей из области психологии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    ... изучения последующих дисциплин 1 2 3 1 Общаяпсихология + 2 Историяпсихологии + 3 Методологические основы психологии + 4 Психология развития и возрастная психология + 5 Общепсихологический практикум + 6 Психодиагностика ...
  2. План работы южного окружного управления образования на декабрь 2008 года

    Документ
    ... 2008 2-й урок Окружной мониторинг общих учебных умений, навыков и ... Психологи ДОУ Бирюлево-Западное Психологи ДОУ Бирюлево Восточное Психологи ДОУ Братеево Психологи ... в рамках окружного фестиваля школьной истории «В гостях у Клио». Познавательный ...
  3. Перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену по истории психологии

    Документ
    ... решения в историипсихологии Основные способы изложения историипсихологии Значение и актуальные задачи психологической историографии Общая характеристика ...
  4. «история психологии»

    Учебно-методический комплекс
    ... . Изучение историипсихологии должно базироваться на знаниях, полученных в курсе общейпсихологии и философии ... Задачи и методы историипсихологии. Источниковая база историипсихологии. Тема 1.2. Структура общейпсихологии как повторение структуры ...
  5. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЧАСТЬ 1

    Конспект
    ... психологии в рамках учения о душе. 1. Общая характеристика психологии в Средние века и эпоху Возрождения История ... И. М. Сеченов и др.). 1. Общий обзор развития психологии в России История становления отечественной психологии не случайно выделена ...
  6. Общая психология психология личности история психологии Введение РАЗДЕЛ I Общая психология Общие характеристики психологической науки

    Программа
    ... Общаяпсихология, психология личности, историяпсихологии состоит из трех разделов, которые включают в себя темы по историипсихологии, общейпсихологии и психологии ... . ИсторияпсихологииОбщее представление об историипсихологии. Историяпсихологии, ...

Другие похожие документы..