textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н.И. ГЕНДИНА, Н.И. КОЛКОВА, И.Л.СКИПОР, Г.А.СТАРОДУБОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Москва 2002

Н.И. ГЕНДИНА, Н.И. КОЛКОВА,

И.Л.СКИПОР, Г.А.СТАРОДУБОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Учебно-методическое пособие

Москва

АВТОРЫ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1: Гендина Н.И., Колкова Н.И.; Раздел 2: Гендина Н.И.;

Раздел 3: п.3.1.-3.3, 3.5 - Гендина Н.И., Скипор И.Л.; п. 3.4. - Колкова Н.И.; Раздел 4: п. 4.1 - Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А.;

п.4.2. - Гендина Н.И.; Раздел 5.: Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А

УДК 002.001.1

ББК 74.26 +74.58

Ген 34

Научный редактор

доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, проректор по научной работе Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.И.Гендина

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, чл.-кор. Российской Академии естественных наук, директор Библиотеки Российской Академии наук В.П.Леонов; кандидат педагогических наук, зав. кафедрой содержания методов обучения Кемеровского областного института усовершенствования учителей Е.Г.Овчинникова

Гендина Н.И„ Колкова Н.И., Скипор И.Л.Стародубова Г.А.

Ген 34 Формирования иформационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. - Москва, 2002 г.

В пособии раскрыты факторы становления и развития феномена информационной культуры, изложена концепция формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Приводится комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры», средства диагностики уровня информационной культуры личности. В состав пособия вошли методики подготовки важнейших видов вторичных документов: аннотаций, рефератов, обзоров. Технология создания информационных продуктов принципиально нового типа представлена методикой подготовки гипертекстового учебного терминологического словаря. Содержатся материалы, характеризующие современный документальный поток, ведущие информационные центры России, лингвистические средства обработки и поиска информации.

Пособие может быть использовано как в образовательной сфере (учителями и учащимися общеобразовательных и средних специальных учреждений, студентами, аспирантами и преподавателями вузов), так и в библиотеках (работниками школьных и вузовских библиотек, библиотек средних специальных учебных заведений, а также библиотекарями универсальных библиотек).

УДК 002.001.1

ББК 774.26 + 74.58

© Гендина Н.И, Колкова Н.И., Скипор И.Л, Стародубова Г.А., 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел 1. Теоретические основы формирования информационной культуры личности

  1. Феномен информационной культуры личности: факторы становления и развития

  2. Подходы к определению понятия «информационная культура личности»

  3. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях

  4. Концепция формирования информационной культуры личности

Раздел 2. Учебные программы курса «Основы информационной культуры личности»

  1. «Основы информационной культуры личности». Учебная программа курса для учащихся старших классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

  2. «Основы информационной культуры личности» Учебная программа курса для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

  3. «Основы информационной культуры личности» Учебная программа курса студентов вузов культуры и искусств

  4. «Основы информационной культуры личности» Учебная программа курса для аспирантов и соискателей ученых степеней вузов культуры и искусств

Раздел 3. Методики формализованной подготовки информационных продуктов

3.1. Методика формализованного составления справочной
аннотации

  1. Методика формализованного составления рекомендательной аннотации

  2. Методика формализованного составления рефератов

  3. Методика формализованного составления обзоров

3.5. Методика разработки гипертекстового учебного терминологического словаря-
справочника

Раздел 4. Средства диагностики уровня информационной культуры личности

  1. Тесты «Моя информационная культура»

  2. Требования к составу знаний и умений по курсу «Основы информационной культуры личности» для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

Раздел 5. Справочно-иллюстративные материалы

  1. Современный документальный поток

  2. Государственная система научно-технической информации

  1. Лингвистические средства обработки и поиска информации

  2. Правила оформления библиографических описаний документов, библиографических ссылок и цитат

  3. Новые информационные технологии

  4. Правовое обеспечение информационной деятельности

Сведения об авторах

Аннотация

Реклама

ВВЕДЕНИЕ

Осознание в начале 70-х годов двадцатого столетия кризиса образования как общецивилизационного феномена обусловило постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Возникла необходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» новым подходом -«образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на приоритет развивающейся личности, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования.

Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования - противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Однако для этого педагог не только должен сам владеть особыми информационным знаниями и умениями, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности.

Смена парадигмы образования имеет весьма существенные следствия не только для образовательных учреждений, но и для библиотек, поскольку существенным образом влияет на реализацию образовательной функции библиотеки. Значительное возрастание доли самостоятельной работы с источниками информации в структуре практически любого вида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широкое внедрение новых информационных технологий, существенно обогативших номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации - все это обусловливает необходимость владения библиотекарем не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать методы обучения пользователей навыкам работы с информацией.

Таким образом, и для образовательных учреждений, и для библиотек организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами учителя, преподаватели и библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи. Особое значение проблема повышения информационной культуры и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ населения к сокровищам национальной и мировой культуры,

К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная
концепция информационного образования и формирования информационной культуры.
Информационная культура в последнее время ассоциируется преимущественно с технико-
технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным
компьютером. Преобладает монодисциплинарный подход, в результате которого формирование
информационной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно-

библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т. п. Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имея локальный характер, ни одно из этих направлений неспособно решить проблему в целом - формирование информационной культуры личности.

Ситуация усугубляется отсутствием специально подготовленных педагогических кадров и необходимой учебно-методической литературы.

Негативным следствием отсутствия государственной политики в области информационной культуры, проявлением ведомственного подхода является также разрозненность усилий организаций и учреждений, осуществляющих ее формирование. Наряду с образовательными учреждениями развитием навыков работы с информацией, как известно, традиционно занимались и занимаются библиотеки. Однако и библиотеки из-за отсутствия специально подготовленных, обладающих должными психолого-педагогическими знаниями и умениями кадров, отсутствия учебно-методической литературы, а также в силу технологической загруженности, необходимости выполнять основные обязанности, как правило, не связанные с педагогической деятельностью, неспособны эффективно решать весь современный комплекс задач по формированию информационной культуры своих пользователей. Издержки этого подхода наиболее ярко проявляются в низком уровне информационной культуры такой категории, как юношество, представляющей собой потенциальную движущую силу социально-экономического развития общества.

Рациональным способом решения проблемы нам представляется развитие системы информационного образования за счет внедрения в образовательных учреждениях всех уровней интегративного учебного курса "Основы информационной культуры".

В результате многолетних исследований на факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств была сформулирована концепция формирования информационной культуры личности, в рамках которой разработана модель программы курса "Основы информационной культуры". Разработанная модель была положена в основу комплекса учебных программ по основам информационной культуры, рассчитанных на различные категории обучаемых: учащихся старших классов, общеобразовательных школ, гим­назий, лицеев, учителей, студентов, аспирантов вузов. Все разработанные учебные программы, независимо от категории пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели - облегчить положение потребителя информации в условиях современного "информационного взрыва", научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой "информационного самообслуживания". Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, в котором используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, функциональной стилистики, теории текста, прикладной психологии, логики, культуры чтения.

Данное издание содержит пять разделов, которые объединены концепцией деятельностного подхода, прикладной направленностью, интегративностью содержания, обусловленного пониманием информационной культуры как целостного явления.

В первом разделе раскрываются теоретические основы формирования информационной культуры личности. Во втором разделе приводятся учебные программы курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых. Третий раздел содержит методики формализованной подготовки информационных продуктов. Четвертый раздел посвящен средствам диагностики уровня информационной культуры личности. Справочно-иллюстративные материалы, включенные в пятый раздел, содержат обобщенные, как правило, разрозненные, труднодоступные, но в то же время крайне необходимые при изучении курса «Основы информационной культуры» сведения.

Представленные в учебно-методическом пособии материалы в течение многих лет используются в практике работы библиотек и образовательных учреждений не только Кузбасса, но и других регионов России.

Авторы пособия выражают надежду, что оно будет полезно как специалистам, занятым практической работой по информационной подготовке пользователей библиотек и учащихся образовательных учреждений, так и широкому кругу потребителей информации, стремящихся повысить уровень своей информационной культуры.

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

1.1 ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: ФАКТОРЫ

СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Человечество вступило в этап истории, одной из главных примет которого явля­ются перемены. Эти перемены коренным образом отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны: непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты и практически всех областей жизни че­ловека и общества. В эту эпоху зарождаются новая экономика, новая политика, новое общество. Новое общество - это общество умственного труда, основанное на приложении человеческих знаний ко всему, что производится. В новом обществе созданием прибавочной стоимости человечество все больше и больше обязано силе ума, а не крепости рук. В новом обществе меняется сам характер труда: умственный труд вытесняет физический во всех сферах производства. Новое общество породило новый тип экономики -экономики, базирующейся на информации и знаниях.

По утверждению специалистов, временные рамки обновления информации сегодня стремительно сокращаются при одновременном грандиозном росте ее объемов. В результате прирост знаний опережает темпы смены поколений. В старом обществе жизнь делилась на период учебы и период работы. После получения профессионального образования задача человека традиционно состояла лишь в необходимости периодического пополнения знаний. Не случайно этот тип образования сейчас принято называть «поддерживающим». В новом обществе требуется новый тип образования -«опережающее». При этом учеба превращается в непрерывное пожизненное занятие. Специалистом сегодня считается уже не тот, кто раз в жизни научился что-то делать как следует. Специалистом становится лишь тот, кто постоянно усваивает новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года. Таким образом, в условиях новой экономики люди должны быть готовы к кардинальным изменения в своей профессиональной деятельности несколько раз в течение своей жизни. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности.

Серьезное решение этих проблем невозможно без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в современном обществе. Сегодня стало очевидно, что самые лучшие ЭВМ, оптические носители памяти, базы данных и знаний, системы связи не приведут к решению стоящих перед человеком и обществом проблем, если обществом не будет осознана глобальная значимость феномена информационной культуры.

Основными факторами, определившими возникновение феномена информационной культуры, явились: переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; возрастание объемов информации, информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества.

Переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного

развития

Информация всегда была важнейшей, неотъемлемой составной частью жизни человека. Однако до середины XX века эта категория не была предметом пристального общественного внимания и анализа с точки зрения ее влияния на личность и государство. Не случайно общенациональный лексикон предыдущих этапов развития общества, представленный в словаре В. И. Даля, не содержит слова "информация".

Принципиально новый уровень отношения человечества к информации проявился после второй мировой войны, когда экономическое лидерство стало осознано отождествляться с наукоемкой продукцией, глубокими знаниями, умением быстро наращивать профессиональный потенциал за счет умелой обработки информации. Если ранее в производственно-практической деятельности людей решающая роль отводилась вещественным и энергетическим ресурсам, которые, как представлялось, полностью определяли перспективы развития человечества, то в настоящее время информация и знания все больше становятся третьим - в дополнение к материи и энергии главным ресурсом общества. Соответственно этой тенденции происходит проникновение слова «информация» и в общенациональную лексику, что закрепляется включением его в словарь С. И. Ожегова.

Таким образом, коренное изменение отношения к информации связано с тем, что информацию стали осознавать как стратегический ресурс, стоящий в одном ряду с природными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами развития общества и государства.

Информационные ресурсы - это продукт интеллектуальной деятельности общества; имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

Приоритет информации по сравнению с другими благами и ценностями, обретение информационными ресурсами статуса стратегических, определяется также и тем, что в любой сфере деятельности, включая экономическую, политическую, социальную, преимуществами владеют те, кто обладает полнотой доступа к информации и соответствующими средствами ее получения, обработки, распространения и хранения.

Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала также и оружием, что подтверждается ведущимися в последние годы информационными войнами. Полнота и надежность информации все чаще ассоциируются с властью: военной, политической, управленческой, личной.

Обобщенное представление о причинах актуализации роли информации в общественном развитии дает получившая широкую известность концепция американского ученого А. Тоффлера. Он выделил три основные типа цивилизации, возникшие в ходе глобальных социотехнологических революций: аграрно-ремесленную, индустриальную и информационно-компьютерную. Основу каждой из трех цивилизаций составляет своя особая технологическая система, связанная, соответственно, с материей, энергией и информацией.

Все это диктует необходимость отношения к информации как важнейшему фактору, определяющему многие направления развития общества. Действие этого фактора в особой мере усиливается ростом количественных показателей информационных потоков в современном обществе.

Возрастание объемов информации

Высокие темпы научно-технического прогресса, расширение масштабов познавательной деятельности людей, появление новых наук, стремительная смена не только производственных, но и социальных технологий, динамизм жизни современного общества - все это явилось основой для значительного роста информационных ресурсов. Их примечательной особенностью является то, что в отличие от всех других ресурсов с течением времени они не убывают, а наоборот, характеризуются ростом и накоплением объемов.

По утверждению специалистов сейчас мы достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных пропорций. Общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году — каждые 10 лет, а к 1970 году — каждые 5 лет. Особенно растет объем научных знаний. Он удваивается уже за 2-3 года.

По данным ЮНЕСКО в начале Х1Х в. во всем мире выходило около 100 научных журналов, в 1850 г.- 1000, в 1900 - более 10 тыс., в настоящее время - свыше 100 тысяч. Книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500 лет.

Лавинообразный рост объемов информации во второй половине XX в. породил хорошо известное всем явление, характеризующееся метафорой "информационный взрыв". Следствием информационного взрыва явился информационный кризис - противоречие между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека. Так, например, ученые, тратя на информационную деятельность до 50% своего рабочего времени, в состоянии ознакомиться не более чем с 10-12% публикаций, вышедших за год даже по самой узкой специальности. В результате существенно снижается эффективность использования информации как важнейшего ресурса. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Стало очевидно, что традиционные технологии сбора, обработки, поиска, хранения и передачи информации не способны обеспечить использование в полном объеме накопленного обществом громадного информационного потенциала. Кардинальное решение проблемы информационного кризиса стало возможным лишь при создании принципиально новой технической и технологической платформы, базирующейся на персональных компьютерах и средствах телекоммуникации. Беспрецедентное развитие информационной техники и технологии составило основу развития глобального процесса современности - информатизации общества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научный редактор рецензенты (2)

    Учебно-методическое пособие
    ... .26 +74.58 Ген 34 Научныйредактор доктор педагогических наук, профессор, академик ... , проректор по научной работе Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.И.Гендина Рецензенты: доктор ...
  2. Научный редактор Рецензенты

    Учебно-методическое пособие
    ... к.и.н., доцент Телишев В.Ф. Научныйредактор: д.и.н., профессор, академик АН РТ Тагиров И.Р. Рецензенты: д.и.н., профессор Р.В.Шайдуллин ... «Казанский музейный вестник». Кто был редактором журнала? А) Б.Ф.Адлер; Б) Г.С.Гбайдуллин; В) П.М.Дульский; ...
  3. Научный редактор

    Документ
    ... Казанского государственного университета Научныйредактор: кандидат филологических наук, доцент Н.А. Маслова Научныйрецензент: кандидат филологических ... to Consumer). Editor, der – редактор, программа-редактор, редактирующая программа Der Editor ist ...
  4. Научный редактор (2)

    Документ
    ... ББК 76.0/76.032 И.74 Научныйредактор Доктор филологических наук, профессор, ... 11 от 25.06.2008 г. Рецензенты Доктор филологических наук, профессор кафедры ... и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции 16 – 18 октября ...
  5. Научный редактор доктор филологических наук

    Книга
    ... 1997 ББК Ш 4/6 Научныйредактор: доктор филологических наук, профессор ЛЕЙДЕРМАН Н.Л. Рецензенты:д-р филол. наук, проф ... такие субъекты речи, как пародийно-научное 'мы', голос мнимого автора рецензии ...

Другие похожие документы..