textarchive.ru

Главная > Программа


Программа инновационной работы

«Анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса

«Основы религиозных культур и светской этики

(модуль «Основы православной культуры»)»

Введение.

Проблема, её актуальность.

Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Поэтому в состав нового Федерального государственного образовательного стандарта (в примерную основную образовательную программу) включена программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В этой программе есть ряд положений, которые значимы для изучения основ православной культуры и организации духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций и ценностей православной культуры, совместной деятельности школы, семьи и Церкви. В базисный учебный план начального общего образования включена новая предметная область с названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Таким образом, данным планом преподавание основ религиозных культур и этики включается в обязательную (инвариантную) часть базисного учебного плана. Реализация вышеназванных требований стандарта прямо связана с развитием изучения религиозных культур, в том числе основ православной культуры.

Педагогической общественностью, интеллигенцией в настоящее время бурно обсуждается вопрос о том, как решать проблему духовно-нравственного развития учащихся. Во многих школах России сегодня эта задача решается через введение учебных курсов культурологической или духовно-нравственной направленности, основанных на изучении православной культуры. Это курсы авторов: А.В. Бородиной, Л.Л. Шевченко, О.Л. Янушкявичене и других авторов. Однако до сих пор результаты внедрения этих курсов определяются «на глазок», системные исследования, которые говорили бы о том, что они, действительно, являются ресурсом духовно-нравственного развития школьников, не проводились.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), модуль «Основы православной культуры» - новый курс в этом ряду, занимающий особое место, т.к. он разработан на основании Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). С этих позиций курс является перспективным. В нескольких регионах России уже осуществляется его апробация, но Калужская область в федеральный эксперимент не включена. По поводу результативности данного курса существуют противоречивые субъективные мнения, не подтвержденные никакими экспериментальными исследованиями. Организация преподавания курса, предложенная Министерством образования РФ (второе полугодие четвертого класса и первое полугодие пятого класса) отличается от организации преподавания иных курсов культурологической и духовно-нравственной направленности, ориентированных на изучение православной культуры. Поэтому весьма полезно в нашем регионе провести апробацию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), модуль «Основы православной культуры», автора А.В. Кураева, включающую мониторинг изменения уровня духовно-нравственного развития учащихся, чтобы иметь объективные данные о его результативности в этой сфере. Данные, полученные в результате эксперимента, будут полезны в будущем при решении вопроса о возможности введения данного курса в масштабах региона.

Актуальность проблемы для Калужской области определяется и тем, что Правительство Калужской области, Законодательное Собрание Калужской области, Калужская Епархия Русской Православной церкви и общественность Калужской области, обеспокоенные нынешним духовно-нравственным состоянием подрастающего поколения, видят необходимость объединения своих усилий в решении данного вопроса – об этом говорилось 21 января 2011 г. на форуме «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения Калужской области». По общему мнению участников форума, решение задачи духовно-нравственного развития школьников в современных условиях требует системного, комплексного подхода с участием всех заинтересованных сторон, и одним из решений данной проблемы может стать введение курса «Основы православной культуры» в общеобразовательную программу на всех ступенях образования в школах Калужского региона как духовно-нравственного компонента в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

Гипотеза: показатели духовно-нравственного развития обучающихся, находящихся в условиях изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» изменятся в лучшую сторону.

Цель – анализ результатов уровня духовно-нравственного развития обучающихся в условиях внедрения специализированного курса «Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)».

Задачи

1. Внедрение в учебный план школы специализированного курса «Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)».

2. Апробация курса «Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» А.В. Кураева в соответствии с планом.

3. Анализ влияния специализированного курса «Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» на уровень духовно-нравственного развития обучающихся.

Объект – образовательный процесс в условиях внедрения курса «Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)»

Предмет – духовно-нравственное развитие школьников, обучающихся по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)».

Базовая (инновационная) площадка – муниципальное общеобразовательное учреждение «Шайковская средняя общеобразовательная школа № 2» Кировского района.

Срок инновационной работы: 2 года 3 месяца

Существующие подходы к решению проблемы духовно-нравственного развития школьников.

§ 1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Духовность – это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

§ 2. Анализ существующих программ духовно-нравственного развития школьников.

Большинство педагогов, методистов, воспитателей, психологов, социологов – все, кто в той или иной степени участвует в образовательном процессе – уверены в том, что в современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров, уверены и в том, что сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. Поэтому за последние годы появилось большое число научных исследований, посвященных проблемам развития духовного мира ребенка, воспитания отдельных нравственных качеств, тому или иному аспекту нравственного воспитания, духовно-нравственному воспитанию в целом. В настоящее время во многих учебных заведениях реализуются программы духовно-нравственного воспитания.

Так, в начальных классах Воронежской области апробируется программа факультатива, составленная сотрудником епархиального отдела религиозного образования и катехизации Л.И. Романовой «Духовно-нравственные и культурные традиции русского народа». Учебный курс призван помочь школьнику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования1.

Преподаватель православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Калужская область) Сергей Иванович Абрамов отводит ведущую роль в духовно-нравственном воспитании современной системе дополнительного образования, т.к., по его мнению, эта система остается самостоятельной сферой в отечественном образовании, определяющей развитие личностных качеств воспитанника, соотносимых с его творчеством и способностями в досуговое время2.

Т.В. Анохиной, старшим научным сотрудником Института развития дошкольного образования РАО, разработан концептуальный проект «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры»3, согласно которому духовно-нравственное воспитание и развитие личности предполагает сообщение учащимся знаний, ценностей, норм и правил поведения в обществе, а также педагогическую поддержку личностного выбора и самоопределения в духовном поиске, что, в свою очередь, предполагает соотнесение знаемого о требованиях внешнего мира с самим собой, своими индивидуальными возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемым в самом себе.

Как уже отмечалось, во многих школах России сегодня задача она решается через введение учебных курсов культурологической или духовно-нравственной направленности, основанных на изучении православной культуры. Это курсы авторов: А.В. Бородиной, Л.Л. Шевченко, О.Л. Янушкявичене и других авторов. Общим недостатком всех вышеприведенных курсов и исследований является отсутствие мониторинга изменений духовно-нравственного развития обучающихся.

По мнению преподавателя Южного федерального университета И.И. Паньковой нравственное воспитание, являясь стержневым компонентом в воспитании подрастающего человека, будет эффективным лишь в случае его укорененности в традиции и обычаи родного края4: и образование и культурная среда, растящая и питающая молодого человека, должны строиться на единой духовной основе. Опыт И.И. Паньковой по проведению работы в данном направлении (Классический лицей № 1 при РГУ, МОУ «СОШ № 37»,  частная школа «Аз буки веди…» г. Ростова-на-Дону и некоторые другие) показывает эффективность создания системы педагогического сопровождения процесса нравственного и гражданского образования. Инновационная деятельность данных школ направлена на введение в образовательный и воспитательный процесс компонентов, ориентированных на развитие духовно-нравственного потенциала личности. Введение в учебный план предметов и модулей историко-культурологического и религиоведческого характера, реализация технологий  личностных подходов в образовании  и воспитании, включение родителей через интерактивные методы в осмысление проблем духовного развития личности и роли семьи в культурной самоидентификации создают условия подготовки разносторонне развитой личности  гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору. Однако в данном случае, не исследуется отдельно влияние религиоведческих курсов на духовно-нравственное развитие учащихся, влияние нескольких факторов не дифференцируется.

Доктор педагогических наук, профессор Института общего образования Минобрнауки РФ Т.И. Петракова утверждает, что, говоря о духовно-нравственном воспитании, необходимо, прежде всего, говорить о воспитании сердца, о любви как его цели5. Давая рекомендации относительно того, каким образом можно «воспитать сердце», Т.И. Петракова уделяет особое внимание роли педагогов и родителей, значению использования житийной литературы. По ее мнению, использование ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся как условие сохранения их здоровья достигает оптимального уровня, если выявлены возможные объекты духовных потребностей (ценностных ориентаций) учащихся в базовом образовательном компоненте и совмещены с гуманистической ценностной ориентацией учителя, предполагающей единство личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества. Такое сотрудничество является основой творческого роста педагогов и учащихся, залогом здоровой нравственной атмосферы в школе, а, следовательно, одним из важнейших условий укрепления духовного и физического здоровья личности. К сожалению, Т.И. Петракова, не называет инструменты, с помощью которых можно определять «оптимальный уровень духовно-нравственного воспитания учащихся».

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ - новый курс, занимающий особое место в ряду методов духовно-нравственного развития учащихся, т.к. он разработан на основании Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632), с этих позиций он является перспективным для нашего региона.

В 2009 году на заседании Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» была утверждена структура комплексного учебного курса. Данный курс состоит из четырёх блоков, причём блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В течение 2010 – 2011 годов преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» осуществлялось в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти IV класса и 1 четверти V класса, Калужская область не участвовала в этом эксперименте. Кроме того, в регионах, участвовавших в эксперименте, не ставилась задача определения влияния данного курса (или одно из модулей) на духовно-нравственное развитие детей.

Поэтому мы предлагаем другой путь решения проблемы: апробация курса ОРКСЭ (модуль ««Основы православной культуры»), которое сопровождается исследованиями его влияния на уровень духовно-нравственного развития учащихся.

§ 3. Обоснование возможности измерения уровня духовно-нравственного развития и выбора измерительных методик.

Предлагаются следующие теоретические положения.

Духовность– это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов. Поэтому ключевой определяющей процесса духовно-нравственного развития человека является состояние смысловых структур его личности. Смысловые образования выполняют роль стержня, на котором держится любая деятельность человека (это его ответ на вопрос: «Ради чего?»). Б. С. Братусем выделено пять уровней смысловой сферы: предличностный (здесь нет ответа на поставленный выше вопрос), эгоцентрический (смысловыми устремлениями являются личная выгода, удобство, успех), группоцентрический (главным становятся успех, удобство, выгода группы, с которой человек идентифицирует себя), гуманистический (возникает смысловая направленность на человечество в целом, любой другой человек воспринимается как неповторимая индивидуальность), духовный (здесь появляется отношение к конечным смыслам жизни). От уровня к уровню растет нравственное сознание человека.

Развивая далее концепцию Б. С. Братуся, М. Н. Миронова предложила объединить представления о развитии смысловой сферы личности с интегральной периодизацией В.И. Слободчикова. В интегральной периодизации выделены следующие ступени: «воплощение», связанное с внутриутробным периодом; «оживление», с самостоятельными, наполненными своим психологическим содержанием, стадиями «новорожденности» и «младенчества»; «одушевление» со стадиями «раннего» и «дошкольного детства»; «персонализация» - «отрочество» и «юность», «индивидуализация» со стадиями «молодость» и «взрослость»; «универсализация». От ступени к ступени возрастают человеческие возможности и свобода: от полной физиологической зависимости на ступени «воплощения» - до собственной позиции в культуре и истории на ступени «индивидуализации», и далее – устремленности к эсхатологическому идеалу. Таким образом, каждый из смысловых уровней личности присваивается на соответствующей ступени развития в онтогенезе: симбиотический – на ступени «оживления», эгоцентрический – на ступени «одушевления», группоцентрический – «персонализации», гуманистический – «индивидуализации», духовный – «универсализации», С помощью такой умозрительной модели иллюстрируется, как именно происходит постепенное совершенствование, возвышение, личности. Каждая последующая ступень (уровень духовно-нравственного развития) позволяет личности все более мудро и полно пользоваться своей свободой, все более точно понимать, что именно есть истина, все более искусно выражать красоту, все менее искаженно любить другого человека. Истинная любовь к другому человеку – показатель, зависящий от продвижения по лестнице развития. Для каждой из ступеней-уровней характерно свое особое отношение к другому человеку, свой Смысл Другого, а поэтому – особое качество близости: с каждой ступенью оно все более преобразуется в истинную любовь, но происходит это постепенно.

Данные концептуальные построения выполнены в русле нового отечественного научного направления – гуманитарно-психологической антропологии, они органически сочетающей в себе психологию, христианскую антропологию, философскую антропологию и этику. Таким образом, под уровнем духовно-нравственного развития личности понимается то, как может человек относиться к другим людям – близким, дальним, знакомым и незнакомым, какой смысл имеют для него другие люди.

Диагностировать указанные показатели состояния смысловой сферы личности и способа отношения к другим людям позволяют следующие методики:

- «Рисунок всего мира» Ю. А. Аксеновой, данная методика направлена на исследование субъективной картины мира и личности на основе графических символов в рисунках детей и взрослых;

  • «HAND – тест» (в адаптации Курбатовой Т. И., Муляр О. И. Методика аналогична «Пятнам Роршаха»), изображения рук срабатывает как своего рода экран, на который отвечающий проецирует свои потребности, мотивы, страхи, конфликты; по возможности прогнозировать реальное поведение;

- Цветик-трехцветик Л.И. Божович – методика направлена на оценку мотивационных предпочтений ребенка;

- «Семантический дифференциал».

Структура и план исследования.

Этапы и цели

Объем выборки

Состав участников

Операция

тестирова-ния

Методы и методики

1 ЭТАП

Цель:

Изучение уровня духовно-нравственного развития до воздействия курса ОРКСЭ

20

Школьники муниципального общеобразовательного учреждения «Шайковская средняя общеобразовательная школа № 2»

4-ый класс

Исследовательский метод – квазиэкспериментальные исследования, т.н. дискретные временные серии

Методики

«Рисунок всего мира»

«Цветик-трехцве-тик»

«HAND – тест»

«Семанитичес-кий дифференциал».

О1

+

+

+

+

О2

+

+

+

+

2 ЭТАП

Цель:

Изучение уровня духовно-нравственного развития после воздействия курса ОРКСЭ

20

Школьники общеобразовательного учреждения «Шайковская средняя общеобразовательная школа № 2»

5-ый класс

Исследовательский метод – квазиэксперимент", дискретные временные серии

Методики

«Рисунок всего мира»

«Цветик-трехцве-тик»

«HAND – тест»

«Семантичес-кий дифференциал»

О3

+

+

+

+

О4

+

+

+

+

О5

+

+

+

+

3 ЭТАП

Цель:сравнение уровнейдуховно-нравственного развития до и после воздействия курса ОРКСЭ

20

Методы математической статистики



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Протокол заседания временного творческого коллектива по ведению инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)» от 18 06 2012

    Документ
    ... временного творческого коллектива по ведению инновационнойработы «Анализресурсовдуховно-нравственногоразвитиясредствамикурса «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики (модуль «Основыправославнойкультуры»)» от 18.06.2012 г. № 8 Количество ...
  2. Отчет региональной инновационной площадки

    Отчет
    ... года Тема инновационнойработы: «Анализресурсовдуховно-нравственногоразвитияшкольниковсредствамикурса «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики (модуль «Основыправославнойкультуры»)». Статус региональной инновационной площадки присвоен ...
  3. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ
    ... : культурологический аспект – в помощь преподавателю курса «Основырелигиознойкультуры и светскойэтики» (Т. И. Тюляева)…………………………………………………………………381 9. Программадуховно-нравственногоразвития и воспитания на ступени начального ...
  4. Анализ работы за 2010-2011 учебный год по направлениям деятельности

    Документ
    ... работе «Семейные ценности», семинар учителей, преподающих «Основы мировых религиозныхкультур и светскойэтики» по теме «Роль православнойкультуры в духовно-нравственном ... школьников как средстворазвития их одарённости (в рамках реализации программы ...
  5. Содержание 1 Пояснительная записка 2 2 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6 3 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального

    Пояснительная записка
    ... курсов; программадуховно-нравственногоразвития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры ... Данилов, И.И. Кремлёва. Основыдуховно-нравственнойкультуры народов России (Светскаяэтика). 4 класс. ...

Другие похожие документы..