textarchive.ru

Главная > Лекция


Лекция 6. ИУДАИЗМ I ВЕКА

Движение на Восток Александра Македонского затронуло иудеев, хотя политические последствия этого были незначительны. На жизнь иудеев большое влияние стали оказывать эллинистические тен­денции, что привело к образованию партий в иудействе. Первосвященническое сословие стояло на стороне эллинистов, "благочестивые" твердо держались национальной обособленности и требований закона.

В середине II века до н.э. произошла попытка Антиоха IV Епифана насильственно эллинизировать иудейский народ. Ответом на его жестокую политику стал сильный подъем религиозного воодушев­ления и к восстанию под предводительством Маккавеев.

Начавшаяся внутри страны борьба за власть привела к образованию религиозно-политических партий. Хасиды преобразовались в фарисеев, а высшее пресвитерство - в саддукеев.

Продолжение борьбы между аристократической партией и демократическими фарисеями привело к вмешательству Рима. Осенью 63 года до н.э. Птолемей завоевал Иерусалим и заставил иудеев пла­тить дань Риму. С этого момента политические проблемы Рима стали иметь значении и для Иудеи.

В этот период некоторую политическую власть над Иудеей удалось получить в Риме династии Асмонеев. Преемником последнего Асмонея стал идумеянин Ирод.

37 год до н.э. Ирод при поддержке Рима стал царем Иудеи. Правление Ирода вызывало недоволь­ство иудейского народа.

Ирод умер в 4 году н.э., оставив после себя роскошные постройки - храмы, театры, акведуки. Его преемником на иудейском престоле стал его сын Архелай (с 4 по 6 год н.э.). Галилея (родина Иисуса Христа) и Перея были отданы сыну Ирода Антипе, который правил с 4 до 39 года н.э..

6 год н.э. Рим, недовольный распрями между сыновьями Ирода, передал управление Иудеей им­ператорскому прокуратору.

70 год. Иерусалим завоеван Римом.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В ЭПОХУ ВТОРОГО ХРАМА

К концу эпохи Второго Храма монотеизм становится незыблемой основой еврейского общества. Тора определяет теперь повседневную жизнь каждого еврея. Верность Торе становится делом перво­степенной важности в истории еврейского народа. Со времен эпохи Антиоха Эпифана самопожерт­вование во имя веры становится отличительным признаком иудаизма.

Помимо канонизированного Письменного Закона - Торы - начинает развиваться так называемый Устный Закон, который впоследствии сложится в Талмуд. Главными носителями Устного Закона были фарисеи, который пользовались значительным влиянием в народе. Саддукеи не признавали Устный Закон и ориентировались исключительно на Тору и традиции Храмовой службы.

До восстания Хасмонеев толкование Торы было делом сословия священников, но позже религи­озное творчество переходит к мудреам, "хахамим", которые могли происходить из разных слоев не только Израиля, но и диаспоры.

Влияние хахамим все возрастало, постепенно они превратились в духовных наставников и руко­водителей общества. Мудрецы не получали платы за свою деятельность и добывали средства сущест­вования ремеслом, торговлей или другими занятиями. Наиболее авторитетные из них становились духовными лидерами, влияние которых на общество превосходило влияние первосвященников и пра­вителей.

Начало процессу падения авторитета первосвященников было положено ещё Иродом.

Действительно, в дни Хасмонеев первосвященник пользовался огромным авторитетом и уваже­нием среди народа. Ирод, однако, не мог служить первосвященником, а также опасался конкуренции со стороны людей, исполнявших эту должность. Поэтому он отменил традицию, в соответствии с которой данный пост являлся пожизненным и переходил по наследству от отца к сыну. Первосвя­щенниками он назначал своих приближенных и смещал их по собственному желанию. Таким образом первосвященник при Ироде превратился в простого государственного служащего, ответственного за отправление культа, который целиком зависел от доброй воли царя. Ирод также назначил самого себя хранителем облачения первосвященника, и еще более увеличил зависимость первосвященника.

Смена первосвященников стала особенно частой в эпоху наместников, прежде всего, в период по­следних наместников, когда назначение и отстранение первосвященников было прерогативой еврей­ских правителей (Ирода Младшего и Агриппы II). На протяжении 103 лет царствования Ирода и правления наместников, с 37 года до н.э. по 66 год н.э., были назначены 28 первосвященников, в то время, как в течение 115 лет, со времен Ионафана Хасмонея и до захвата Иерусалаима Иродом, со 152 г. до н.э. по 37 г. до н.э., лишь 7 человек занимали этот пост, и все они принадлежали роду Хас­монеев.

“Приниженность и робость народа рядом с неистовством названной партии усугублялись до того, что последняя присвоила даже себе право избрания первосвященников. Она отвергла привилегии тех фамилий, из которых по преемственности назначались первосвященники, и выбирала простых людей низкого звания для того, чтобы в них иметь сообщников своих насилий; ибо люди достигшие выс­шего достоинства без всяких заслуг должны были служить послушным орудием в руках тех, которым они обязаны были своим положением. Тех же, которые еще могли препятствовать им, они путем раз­ных интриг и наушничаний восстановили друг против друга и затем воспользовались их взаимными распрями для своих целей... К своим злодействам они присовокупили еще издевательство. Они хо­тели именно испытать, как далеко простирается страх народа перед ними, и испробовать вместе с тем свои собственные силы - и вот они осмелились избрать первосвященников по жребию в то время, как сан этот, как мы уж заметили, переходил по наследству. Для оправдания своего дерзкого нововведе­ния они ссылались на какой-то древний обычай и уверяли, что и в былые дни первосвященническое достоинство давалось по жребию. В сущности же это было уничтожение бесспорного закона - сред­ство к возвышению их власти, к насильственному захвату высшего достоинства, к чему они собст­венно и стремились. Таким образом они собрали одно из священнических отделений, называемое Элиахимом, и выбрали первосвященника по жребию. Случайно жребий выпал на человека, личность которого ярко осветила все безумие их затеи, на некоего Фаннию (Пинхаса), сына Самуила из де­ревни Афты. Против его воли они потащили его из деревни, нарядили его, точно на сцене, в чужую маску, одели его в священное облачение и наскоро посвящали его в то, что ему надлежит делать. Для них это гнусное дело было шуткой и насмешкой, другие же священники обливались слезами при виде того, как осмеивается закон, и стонали над профанацией священных должностей”. (Иудейская война, 4:3:6- 8)

Иудаизм I в. был неоднореден, представлен несколькими течениями. Фарисеи, Саддукеи, Ессеи, Зилоты.

Фарисеи

Термин "фарисеи" происходит скорее всего от еврейского слова "перушим" - толкования, хотя есть мнение, что он обозначает "отделившиеся, обособившиеся". От чего же отделились фарисеи и как они толковали Закон? Основой, фундаментом их учения была чистота иудаизма, они боролись против контактов с чужеземцами, против участия евреев в каких бы то ни было празднествах язычни­ков, даже частных, против отрицания саддукеями устных учений и дополнений. Они прилагали ог­ромные усилия к тому, чтобы изучение Торы и ее законов стало достоянием масс и чтобы ее заветы определяли весь уклад жизни еврейского народа. Только незначительная часть фарисеев выступала за скрупулезное соблюдение внешних форм поведения, за что они получили заслуженные упреки и в христианской, и в талмудистской литературе.

Социальный состав фарисеев был очень неоднороден, в основном это были средние слои населе­ния: торговцы, ремесленники, учителя в синагогах... Со временем фарисейство превратилось в ис­тинно народное движение, руководители которого представляли собой самую влиятельную в народе группу. Очень вероятно, что, разрастаясь, движение разделилось на различные течения, в основе ко­торых лежали расхождения в вопросе отношения к римской власти. Самая значительная группировка фарисеев в конце эпохи Второго Храма осталась верна руководству дома Гилеля, во главе которого в это время стояли раббан Гамлиель Старший и его сын раббан Шимон. Раббан Гамлиель был вождем фарисеев, заседавших в Синедрионе, и его мнение было решающим в судебном процессе последова­телей Иисуса. Всем своим авторитетом он защищал их от преследований высшего духовенства. У него было много учеников, и он пользовался всеобщим признанием. Его сын Шимон был духовным и политическим вождем фарисеев в годы, предшествовавшие разрушению Второго Храма.

Сами фарисеи называли себя мудрецами или книжниками. Фарисеи, претендовавшие на роль учи­телей еврейского народа, не считали себя отдельной сектой. Они вели свое происхождение от книж­ника Ездры, разъяснявшего народу Тору и давшему к ней толкования (Неем 8:8).

Фарисеи считали, что Устная Тора, состоящая из традиционных комментариев и законодательных предписаний, продолжает и развивает Писаную Тору, расширяя сферу ее применения и изменяя ее сообразно обстоятельствам. Так, библейское предписание «око за око» (Исх 21:24) Устная Тора трак­тует как требование денежной компенсации за нанесение такого увечья. Знатоками Устной Торы счи­тали себя мудрецы (позже их стали называть «рабби»), не являвшиеся священниками и происходив­шие из любого сословия (подобно библейским пророкам, которых фарисеи провозглашали своими предшественниками). Саддукеи же отрицали Устную Тору и принимали только Писаную, разъяснять которую могли, по их мнению, только священники. Они, в свою очередь, не признавали фарисеев, а свое учение основывали на трех принципах: Библия, Храм, духовенство. Разрушение Храма в 70 на­несло саддукеям сокрушительный удар, и они сошли с исторической сцены. Основой всего после­дующего иудаизма стало учение фарисеев.

Враждебные всякой власти, фарисеи вступили в конфликт с царями Хасмонейской династии, со­средоточившими в своих руках власть первосвященника и монарха, позднее противостояли Ироду I, а затем вели борьбу с римлянами. Однако они оказывали поддержку тем властителям, которые правили в соответствии с фарисейским учением, в частности, хасмонейской царице Саломее Александре и царю Агриппе I. Саддукеи же неизменно поддерживали верховную власть. Кроме того, первосвящен­ники, включая Каиафу, фактически всегда назначались римскими властями из саддукеев. В Новом Завете отношение к фарисеям неоднозначно. В евангелиях они описываются как противники Иисуса, хотя первосвященник, предавший Иисуса римлянам, был из саддукеев. Вместе с тем, когда Павел и другие апостолы были арестованы, благодаря заступничеству фарисейского лидера Гамалиила их освободили из-под стражи (Деян 5:34-40). Павел говорил о себе: «Я фарисей, сын фарисея» (Деян 23:6).

После разрушения Храма фарисеи положили начало раввинистическому иудаизму. Из раввини­стической литературы (Мишна, Талмуд и др.) нам известно о таких фарисейских законоучителях, как Шимон бар Шетах, Гиллель, Шаммай и Гамалиил.

Саддукеи

По учению саддукеев, души людей умирают вместе с телом; они не признают никаких других по­становлений, кроме постановлений закона. Они считают даже похвальным выступать против учите­лей своей собственной философской школы. Это учение распространено среди немногих лиц, притом принадлежащих к особенно знатным родам. Впрочем влияние их настолько ничтожно, что о нем и говорить не стоит. Когда они занимают правительственные должности, что случается, впрочем, редко и лишь по принуждению, то саддукеи примыкают к фарисеям, ибо иначе они не были бы терпимы простонародьем". (Иосиф Флавий. Иудейские древности, 18:1).

Название «саддукеи» происходит от имени Саддока, первосвященника во времена Соломона, и символически выражает их доктрину, согласно которой храмовый ритуал в том виде, как он предпи­сан Библией (Лев и Втор), и связанные с ним подробные своды, регламентирующие поведение (Пи­саный Закон), являются определяющим элементом еврейской национально-религиозной идентично­сти. Исключая период царствования Александры (76–67 до н.э.), саддукеи находились у власти со второй половины правления Йоанна Гиркана (135–104 до н.э.) до утраты Иудеей независимости (37 до н.э.). Их влияние сохранялось и при династии Ирода, и при римлянах, с которыми они иногда со­трудничали.

К этому направлению относили себя высшие слои еврейского общества - представители аристо­кратии и финансовой знати. Хотя саддукеи и были в явном меньшинстве, но все же, благодаря своему общественному положению и богатству, они являлись самой влиятельной частью еврейского обще­ства. Многие представители саддукеев были священниками Храма и в силу этого более близки к биб­лейскому фундаментализму. Закон "око за око" интерпретировался ими буквально, притом иное тол­кование просто исключалось. Ими полностью отвергалось бессмертие души и загробная жизнь, по­скольку в Торе об этом ничего не сказано.

Религиозным средоточием саддукеев был храмовый ритуал и жертвоприношения. Фарисеи обви­няли саддукеев в одержимости, они заявляли, что "(Ритуальная) нечистота ножа (используемого для жертвоприношений) была для них хуже, чем убийство" (Тосефта, Йома, 1.10). Религиозная жизнь саддукеев была настолько сосредоточена вокруг Храма, что после его разрушения в 70 г. н.э. садду­кеи окончательно сошли с исторической сцены. Некоторые ученые полагают, что религиозные уста­новки и практика караимов (секта, которая также полностью отрицает Устный Закон и Талмуд) час­тично базируются на учении саддукеев.

Основное различие между саддукеями и фарисеями заключалось в отношении к Устному Закону, который фарисеи признавали обязательным. Саддукеи же признавали лишь Писаный Закон, строго придерживаясь его буквальной интерпретации. Расходились они и по теологическим вопросам. Сад­дукеи отрицали учения о воскресении из мертвых и об ангелах, склонялись к наделению человека большей свободой воли и самоопределения, чем фарисеи. Саддукеи учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений для праведных и нечестивых людей; Саддукеи под­черкивали важность священничества. Фарисеи, в свою очередь, подвергали сомнению их права на пост первосвященника.

Некоторые полагают, что саддукеи принимали только Пятикнижие Моисееве, но на это нет доста­точных доказательств. В Новом Завете мало говорится о саддукеях; но из немногих указаний Нового Завета ясно виден их дух и характер. Так например в Евангелии Матфея 22:23 говорится, что одна­жды к Иисусу "приступит саддукеи, которые говорят, что нет воскресения..." Господь Иисус Хри­стос внушал Своим ученикам "беречься закваскифарисейской и саддукейской" (Мф 16:6,12). Садду­кеи, равно как и фарисеи, были ярыми противниками Христа, и часто беседовали с Ним о предметах учения своей секты. Но с особенною силою они вооружались против апостолов, когда те проповедо­вали воскресение Иисуса Христа из мертвых, что наносило смертельный удар их лжеучению.

После 70 н.э., когда Храм был разрушен и священничество упразднено, саддукеи практически ис­чезли. Последователи саддукейской секты являлись еще в некотором числе в III столетии, и даже в VIII столетии, но более с тех пор о них уже не упоминается. Хотя фарисеи тоже прекратили сущест­вование как отдельная группировка, их традиция возобладала в иудаизме. Талмуд – порождение этой традиции – осуждает саддукеев и умаляет их роль

Ессеи

Еврейская религиозная секта конца эпохи Второго Храма, известная главным образом бла­годаря описаниям Иосифа Флавия и Филона Александрийского. Перевод слова "ессеи" представляет трудности, но самые распространенные его версии - "молчаливые", "благочестивые", "исцеляющие".

Ессеи имеют много общего с фарисеями. И те и другие верили в необходимость благочестия и устранения от зла и скверны повседневной жизни, в посмертное воздаяние. Однако, в то время как фарисеи принимали активное участие в повседневной жизни современного им общества даже тогда, когда храмовая служба контролировалась саддукеями, ессеи образовали обособленное замкнутое братство. Они считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены.

Некоторые ученые склонны видеть в ессеях ветвь фарисейства, стремившуюся к достижению высшей степени благочестия и следовавшую строжайшим правилам святости и ритуальной чистоты. Считается, что "Храмовый Свиток" из Кумрана содержал законы именно этой общины. Многие из его предписаний расходятся с Галахой, которую гораздо позже разработали фарисеи. Эти предписа­ния вели к предельно отягощенному толкованию Закона.

Ессеи никогда не были многочисленны. Филон в первой половине I века сообщает о 4 000 чело­век. Ессеи сосредотачивались на западном берегу Мертвого моря, остальные были рассеяны в не­скольких сельских районах.

Они жили в обособленных мужских коммунах, представлявших собой братства, однако некоторые брали себе жен исключительно для продолжения рода. В общине строго соблюдались Законы Торы, и в первую очередь все, что касалось ритуалов, связанных с субботой и законами святости и чистоты, предписываемыми кохенам в книге "Левит".

Члены общины занимались физическим трудом, в основном земледелием. Все их имущество на­ходилось в коллективном владении. Общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения.

Все свободное от работы время ессеи посвящали изучению священных книг. Каждый новый член общины должен был пройти трех- летний испытательный срок, затем он должен был давать клятву, принимая на себя обязательства быть благочестивым, справедливым, не делать зла ни по своей воле, ни по принуждению, ненавидеть нечестивых и поддерживать праведных, быть преданным человече­скому роду, лояльным к властям, ибо всякая власть исходит от Б-га, любить истину и ненавидеть ложь, не красть, не иметь тайн от членов братства и не предавать братьев даже под угрозой смерти. Многие ессеи приняли активное участие в I Иудейской войне.

В "новом завете" нет упоминания о ессеях. Возможно, что Иоанн Креститель находился под их влиянием, так как он жил, проповедовал и крестил у реки Иордан, всего в нескольких километрах от основной общины ессеев.

Зилоты

Иехуда Галилеянин основал секту зелотов в б г. н.э. В течение последующих 67 лет, до 73 г. н.э., его сыновья и родичи возглавляли повстанцев по всей Иудее. При Тиберии-Александре, племяннике Филона, который был прокуратором Иудеи приблизительно в 46—48 гг. н.э., во главе повстанческого движения зелотов, охватившего широкие круги народа и превратившегося в серьезную революцион­ную борьбу, стояли Яаков и Шимон, сыновья Иехуды Галилеянина. Тиберий-Александр боролся с обоими братьями и, разбив их силы, подверг их самой страшной казни — распятию.

Третий сын Иехуды Галилеянина, Менахем бен Иехуда бен Хизкия, стал во главе отряда повстан­цев в начале Великого еврейского восстания против Рима, в 66 г. Он напал на крепость Масаду, ис­требил римский гарнизон, охранявший ее, захватил все боеприпасы, которые Ирод хранил там, и по­ставил гарнизон из своих людей. Это и есть те знаменитые герои Масады, оставшиеся последними борцами против Рима в беспощадной и безнадежной борьбе, продолжавшейся и после разрушения Иерусалима и сожжения Храма.

Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, многие из них были ох­вачены мессианскими настроениями.

В результате "объявления войны" (66 год) в городе вспыхнули бои между повстанцам, с одной стороны, и противниками восстания, с другой. Последние воспользовались помощью солдат царя Агриппы II, которые прибыли в Иерушалаим, чтобы поддержать сторонников римлян. Мятежники овладели Верхним городом и крепостью Антония, подожгли дом первосвященника Анания, который был отцом Элеазара и потребовал прекращения жертвоприношений за благополучие римлян. Ананий был сторонником римской власти. Впоследствии он был убит сикариями ("Иудейская война", 2:17:9). Были подожжены и дворцы Агриппы и Береники и сожгли хранилище долговых обязательств. Их противники отступили во дворец Ирода, который оказался последним оплотом римского гарнизона, еврейских солдат Агриппы II и сторонников римской власти. Началась продолжительная осада дворца. Руководство осадой взял на себя сикарий Маннаим (Менахем), сын Иуды. Он прибыл в Ие­рушалаим после того, как вместе со своими людьми захватил Массаду. В ходе переговоров, которые вели с ним осажденные, он разрешил покинуть дворец лишь евреям и солдатам Агриппы. Римляне вынуждены были оставаться в осаде. Однако Маннаим был убит людьми Елеазара, сына Анания, и руководство восстанием перешло в руки последнего и его партии. Причиной убийства послужили, по-видимому, претензии Манаима на единоличное руководство восстанием и его попытки выдать себя за мессию и царя Израиля ("Иудейская война", 2:17:8).

Осажденный римский гарнизон, чье положение постоянно ухудшалось, достиг соглашения с пов­станцами, в соответствии с которым он должен был сложить оружие и покинуть дворец. Однако Элеазар нарушил соглашение: как только римляне сложили свое оружие, повстанцы напали на них и перебили их всех. "Иудейская война", 2:17:10.

Из Евангелий можно вынести впечатление, что наиболее активными противниками Христа были фарисеи. Это часто вызывало недоумения; ведь даже еврейские историки от А. Гейгера (1857) до Д. Флюссера (1968) признавали, что именно фарисеи стояли к учению Христа ближе других религиоз­ных группировок: саддукеев, зилотов, ессеев.

Традиции фарисеев были близки к учению Христа. афоризм Гиллеля: "Не делай другим того, чего не желаешь себе - в этом весь Закон, остальное только комментарий" (Шаббат, 31a). Другой учитель говорил: "Все равно, много ли выполняет кто или мало - достаточно, если сердце его обращено к Богу" (Менахот 110a). В трактате Макот (24) сказано, что 613 заповедей Закона Давид свел к одинна­дцати, Исайя к шести, Михей - к трем, а Аввакум к одной: "Праведный верой жив будет".

"Фарисеи,- пишет Иосиф Флавий,- слывут точнейшими толкователями Закона... Они ставят все в зависимость от Бога и судьбы и учат, что хотя человеку предоставлена свобода выбора между чест­ными и бесчестными поступками, но что и в этом участвует предопределение судьбы. Души, по их мнению, бессмертны, но только души добрых переселяются по их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки... Фарисеи сильно преданы друг другу и, действуя соединенными силами, стремятся к общему благу" (Иуд. война, П, 8). "Фарисеи ведут строгий образ жизни и отказываются от всяких удовольствий. Всему тому, что разум признает за благо, они следуют, считая разум лучшим охранителем во всех желаниях. Они выделяются своим почтительным отношением к людям преста­релым и отнюдь не осмеливаются противоречить их предначертаниям... Фарисеи верят в бессмертие души и что за гробом людей ожидает Суд и награда за добродетель и возмездие за преступность при жизни; грешники подвергаются вечному заключению, а добродетельные люди имеют возможность вновь воскреснуть. Благодаря этому они имеют чрезвычайное влияние на народ, и все священнодей­ствия, связанные с молитвами и принесением жертв, происходят только с их разрешения. Таким об­разом, отдельные общины засвидетельствовали их добродетель, так как все были убеждены, что фа­рисеи на деле и на словах стремятся к наиболее высокому" (Арх. XVIII, 1, 3). "Фарисеи возложили на народ много законов из преданий старцев, которые не записаны в Законе Моисеевом"(Арх. ХIII, 10, 6). Даже саддукеи, по словам Флавия, когда находились у власти, "придерживались, хотя и неохотно и вынужденно, того, что говорили фарисеи, ибо в противном случае народ не потерпел бы их" (Арх. XVIII, 1, 4). Фарисеи "имели притязание на особое благоволение Всевышнего. В полном подчинении у этой секты были женщины" (Арх. XVII, 2, 4).Число фарисеев Иосиф определяет в 6000 (там же).

При оценке характеристики Флавия следует помнить, что сам историк был фарисеем и что он сти­лизовал своих единомышленников под одну из греческих философских школ. Новый Завет говорит о взглядах фарисеев кратко, не более объективно, чем Флавий. Сказано, что они верили в воскресение из мертвых, посмертное воздаяние, в ангелов и авторитет "старцев" (Мф 15, 1 сл.; Деян 23, 8). Тал­муд, созданный раввинами-таннаями, содержит данные о фарисействе, в целом вполне совпадающие со свидетельствами, приведенными у Флавия и в Новом Завете (см. М. Поснов. Иудейство, с. 137). Некоторые скудные сведения о фарисеях есть у раннехристианских писателей, в частности у св. Епи­фания. Он подчеркивает аскетические упражнения, принятые у фарисеев, и склонность многих из них к астрологии (Епифаний. Панарион, I, русск. пер., с. 73 - 78; см. также: А. Finkelstein. The Pharisees, 1961, v. 1 - 2).

Фарисеи верили в устную Тору, данную некогда Моисею и хранимую учителями на протяжении веков (Авот, 1, 1). Саддукеи были в этом отношении их антиподами: они считались только с буквой Библии, преимущественно Торы.

Господь говорил об этом: "Если праведность ваша,— говорил Он ученикам,— не будет больше праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Божие" (Мф 5, 20). "Все, что они скажут вам, исполняйте и храните, по делам же их не поступайте" (Мф 23, 3).

Фарисеи с тревогой могли убедиться, что по числу приверженцев "назаряне" уже обогнали их са­мих (Деян 2, 41 и 4, 4 насчитывают 8000 христиан Палестины, тогда как фарисеев, согласно Флавию, было всего 6000). Многие фарисеи поколебались, а некоторые даже примкнули к новому учению. Их примеру последовало значительное число иудейских священников (Деян 6, 7) Когда первосвященник Ханан (сын того, кто осудил Христа) приговорил в 62 году Иакова, Брата Господня, к смерти, по сло­вам Флавия, "все усерднейшие и лучшие законоведы наши, бывшие в городе (т. е. фарисеи.- А.М.), отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю с просьбою запретить Ханану подобные мероприятия на будущее время и указали на то, что и теперь он поступил непра­вильно" (И. Флавий. Арх. XIX, 9, 1). В результате Ханан был смещен с должности.

Однако с началом войны против Рима положение в корне изменилось. Почти все саддукеи пали жертвой народного восстания. Кумраниты рассеялись. Фарисеи и христиане покинули Иерусалим. В 70 году гибель Храма и оккупация страны армией Тита поставили иудейство на грань полной катастро­фы. Перед ее лицом фарисеи Ямнии приняли на себя ответственность за сохранение нации и религии. Они отказались от прозелитизма и удвоили усилия по возведению "ограды" вокруг Закона. В замкнутости - религиозной, культурной и бытовой - они видели единственный путь спасения. Борьба за единство исключала возможность каких-либо течений внутри иудаизма. Это окончательно определило отношение фарисеев к христианам. На исходе столетия Гамалиил Второй объявил, что "Иисус свел Израиля с пути" (Сота, 47а). Последователи Назарянина стали именоваться не иначе как еретиками [Таков примерно смысл термина "миним", которым в Талмуде обозначаются христиане. Болезненность этого разрыва с иудаизмом остро чувствуется в Евангелии от Иоанна, написанном как раз в то время]. Тем временем христианская Церковь Израиля, во исполнение пророчеств, уже принесла Благую Весть, а вместе с ней и Библию в языческий мир. Те же иудеи, которые подчини­лись Ямнийскому центру, отвергли христианство и остались в изоляции от всего мира.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект ingsat

    Документ
    ... комбикормах для яичных кур-несушек. СергиевПосад, ... право. Курслекций. М., 2003. 267 с.doc Основныепонятия трудового ... по всеобщей истории государства и права.- М., 2002.- 768 c\ Садиков О.Н. и др. Гражданское право России. Общая часть. Курслекций ...
  2. Документ
    ... момент поистории и по обществоведению (или как там у вас называется этот предмет). Уверяю ... всего лекции твои, если там всё изложено последовательно. «Курс физики» ... к двадцатому сентября первая часть должна быть у меня целиком для сдачи на машинку ...
  3. С бондаренко в курильский неизвестные стругацкие письма рабочие дневники 1942–1962 г г

    Документ
    ... момент поистории и по обществоведению (или как там у вас называется этот предмет). Уверяю ... всего лекции твои, если там всё изложено последовательно. «Курс физики» ... к двадцатому сентября первая часть должна быть у меня целиком для сдачи на машинку ...
  4. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... курсалекцийпоосновным отраслям права для ... , тексты книг: Замотаев А.А. Основныепонятия и ... Сергиев-Посад, руководитель Лебединский И.И. 141300, г. Сергиев-Посад ... для электронных вычислительных машин и баз данных» (с изм. и доп. от 24 декабря2002 ...
  5. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... курсалекцийпоосновным отраслям права для ... , тексты книг: Замотаев А.А. Основныепонятия и ... Сергиев-Посад, руководитель Лебединский И.И. 141300, г. Сергиев-Посад ... для электронных вычислительных машин и баз данных» (с изм. и доп. от 24 декабря2002 ...

Другие похожие документы..