Главная > Государственный образовательный стандарт


О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕХОД

НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

от 18 января 2007 г. № 01_14/08_01

ЛИТЕРАТУРА

В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений форму проведения устных экзаменов устанавливает общеобразовательное учреждение. На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование, защита реферата, ответы на вопросы экзаменационного билета).

Собеседование предполагает развернутый ответ учащегося без предварительной подготовки по одной из ключевых тем курса (перечень тем известен ему заранее). Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, поскольку оно строится в форме свободного диалога между экзаменуемым и членами экзаменационной комиссии, которые вправе задать любой вопрос обобщающего или частного характера в рамках изученного курса.

Сдача экзамена в форме защиты реферата рекомендуется учащимся. проявившим интерес к самостоятельной деятельности по предмету. Не позднее начала второго полугодия учащийся под руководством учителя выбирает тему реферативной работы и собирает материал по избранной проблеме, регулярно консультируясь с педагогом. В реферате излагается суть проблемы, формулируются выводы на основе исследованного материала, дается список использованной литературы. Не позднее, чем за неделю до экзамена реферат предоставляется выпускником на рецензию учителю. Во время экзамена аттестационная комиссия знакомится с рецензией на работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты реферата. Проведение устного экзамена с использованием билетов является наиболее распространенной формой итоговой аттестации за курс основной школы.

Примерные экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в указанном документе. Вопросы билетов включают теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в соответствующий раздел стандарта.

Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе, однако в ряде случаев задания опираются на произведения, традиционно изучаемые в 7 - 8 классах, например: «Повести Белкина» и роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю Лермонтова; комедия «Ревизор» и повесть «Шинель» Н.В. Гоголя; сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, рассказ «После бала» Л.Н. Толстого и др.

В приложении к билетам приведен перечень произведений для составления образовательным учреждением комплекта экзаменационных билетов. Данный перечень, с одной стороны, соотносятся с разделом стандарта основного общего образования по литературе (обязательный минимум содержания основных образовательных программ), с другой - включают произведения, рекомендуемые составителями билетов. Предлагаемый перечень носят рекомендательный характер. Полный перечень произведений, на основе которых образовательное учреждение будет формировать комплекты экзаменационных билетов, необходимо соотнести со школьной программой по литературе и довести его до сведения выпускников в начале учебного года. С комплектом экзаменационных билетов (или с кругом основных вопросов, включенных в комплект) учащиеся должны быть ознакомлены не позднее начала второго полугодия.

Экзаменационные билеты носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения, исходя из особенностей выбранной учителем программы по литературе: по-другому сгруппировать вопросы в билетах, изменить некоторые формулировки, заменить какие-то вопросы новыми, дополнить экзаменационный материал, а также разработать свои варианты билетов.

В целях нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена рекомендуется не включать в комплект более 25 экзаменационных билетов (вместе с тем число билетов в комплекте не должно быть меньше 20).

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления (традиционно экзаменационные билеты рассматриваются на методическом совете и утверждаются директором школы).

Предлагаемые экзаменационные билеты направлены не только на проверку знаний за курс основной школы, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений выпускников. Билеты разработаны с опорой на модульный принцип, позволяющий учителю составить билеты с учетом специфики класса, особенностей образовательной программы школы. Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения Требований к уровню подготовки выпускников и опираются на художественные тексты, соответствующие Обязательному минимуму содержания литературного образования. Литературные произведения представлены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо-жанровые подходы).

Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала.

Первые вопросы всех экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет, прежде всего, знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов).

Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. На этапе подготовки к этой части экзамена учебники и пособия могут помочь в меньшей степени, нежели при подготовке ответов на первый вопрос билетов. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.

Второй вопрос экзаменационного билета основывается на том же принципе, что и первый. В обязательном порядке один из вопросов базируется на материале древнерусской литературы, литературы XVIII или XIX века, а другой - на материале литературы XX века.

Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных компетенций и прежде всего способности учащихся самостоятельно интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.

В зависимости от уровня образовательной подготовки учащихся по предмету, задач проведения экзамена (аттестация за изученный курс или аттестация и одновременно отбор в профильные филологические классы) девятиклассникам на этапе подготовки к экзамену может быть предложен или полный комплект экзаменационных билетов, включающий все три вопроса, или «усеченный», т.е. не включающий либо третьи, либо вторые и третьи вопросы, с которыми учащиеся ознакомятся только на самом экзамене (экспромтная ситуация позволит в сильном классе лучше выявить уровень обученности выпускников, степень сформированности общих и специальных умений).

Говоря о порядке ответов на вопросы билета, следует придерживаться следующих правил: начинать ответ необходимо с раскрытия первого вопроса, право выбора последовательности ответа на второй и третий вопросы предоставляется выпускнику. На подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника по вопросам билетов

При оценке устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования. В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:

  • понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;

  • привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;

  • аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;

  • использование необходимых для ответа терминов и понятий;

  • композиционная стройность ответа;

  • умение выразительно читать наизусть;

  • ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.

Предлагаемые рекомендации по оцениванию ответа выпускника не следует рассматривать как жесткий шаблон, позволяющий «автоматически» оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (8)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
  2. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (6)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
  3. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (1)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
  4. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (3)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
  5. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (4)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
  6. О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений российской федерации осуществивших переход (5)

    Государственный образовательный стандарт
    О ПРИМЕРНЫХБИЛЕТАХДЛЯСДАЧИЭКЗАМЕНАПОВЫБОРУВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...

Другие похожие документы..