textarchive.ru

Главная > Документ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

Рекомендуется для направления подготовки

032000 Зарубежное регионоведение

Квалификация выпускника - бакалавр зарубежного регионоведения

со знанием иностранных языков

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины состоит в обучении студентов современным методам диагностики социальных, экономических, этнических, политических и экологических проблем региона для профессиональной оценки наблюдаемого состояния, своевременного выявления кризисных явлений в той или иной сфере, а также для оценки ожидаемых последствий, угроз и рисков, разработки прогнозов и сценариев развития ситуации, подготовки рекомендаций по мерам, которые должны быть предприняты для преодоления кризисных явлений.

Задачи дисциплины

    • Ознакомление студентов с теоретическими основами и основными инструментов региональной диагностики.

    • Обучение студентов методам региональной диагностики.

    • Ознакомление студентов с основными подходами к выявлению и типологизации проблемных регионов

    • Обучение студентов методам оценки рисков и потенциала регионов, основным методикам построения инвестиционных рейтингов регионов

    • Формирование у студентов уменья применять полученные знания к оценке проблемных ситуаций для регионов России и регионов специализации (Северная и Западная Европа)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки бакалавра. Для успешного освоения учебного курса «Региональная диагностика» студенту необходимо обладать компетенциями и иметь подготовку по следующим дисциплинам: Социально-экономическая география, Введение в регионоведение, Региональная экономика, Стратегическое планирование.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1);

- применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политилогии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем (ПК-9).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать теоретические основы и основные инструменты региональной диагностики, методы региональной диагностики, типологизации проблемных регионов, оценки кризисности проявления проблем в той или иной сфере.

Уметь применять методы диагностики региональных проблем для решения прикладных задач регионального анализа, применять методы типологизации проблемных регионов и построения рейтингов.

Владеть_методами обработки статистических данных, использования геоинформационных систем, построения экономико-географических карт и типологизаций в электронном формате, а также методами оценки кризисных явлений в различных сферах и методами прогнозирования.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

72

В том числе:

Лекции

24

Практические занятия (ПЗ)

16

Семинары (С)

32

Самостоятельная работа (всего)

72

В том числе:

Эссе

8

Мультимедийная презентация

8

Реферат

14

Другие виды самостоятельной работы

6

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Теоретические основы, основные инструменты региональной диагностики.

  1. Региональная диагностика: основные понятия и определения.

  2. Классификация проблемных ситуаций. Количественные методы оценки проблем и кризисных явлений.

  3. Статистическая база региональной диагностики

2.

Методы региональной диагностики

  1. Методы типологизации регионов.

  2. Методы выявления основных проблем социально-экономического развития региона.

  3. Методы оценки кризисных явлений в региональном развитии.

  4. Определение и классификация проблемных регионов.

3.

Диагностика регионов для построения рейтингов инвестиционной привлекательности

  1. Принципы работы рейтинговых агентств.

  2. Основные российские и международные рейтинговые агентства и методы их работы .

  3. Методики региональной диагностики, применяемые основными рейтинговыми агентствами.

  4. Диагностика и оценка инвестиционной привлекательности регионов России: сравнение оценок различных рейтинговых агентств.

4.

Диагностика проблемных регионов Европейского Союза.

  1. Критерии и методы выявления проблемных регионов в Европейском Союзе.

  2. Характеристика проблемных регионов Европейского Союза, в частности, проблемных регионов Северной и Центральной Европы.

  3. Институты и инструменты содействия решению региональных проблем в Европейском Союзе.

  4. Диагностика эффективности региональной политики ЕС.

5.

Диагностика проблемных регионов России.

  1. Характеристика проблемных регионов России: отсталые, депрессивные (в том числе старопромышленные), приграничные регионы, регионы Севера.

  2. Институты и инструменты содействия решению региональных проблем в России.

  3. Использование результатов региональной диагностики для разработки рекомендаций по совершенствованию региональной политики.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами:

Дисциплина нужна для написания дипломных работ

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Семин

СРС

Всего

час.

1.

Теоретические основы, основные инструменты региональной диагностики.

4

4

6

14

2.

Методы региональной диагностики

4

6

2

6

18

3.

Диагностика регионов для построения рейтингов инвестиционной привлекательности

4

10

10

24

4.

Диагностика проблемных регионов Европейского Союза.

6

14

8

28

5.

Диагностика проблемных регионов России.

6

12

6

24

6. Лабораторный практикум не предусмотрен

7. Практические занятия (семинары)

п/п

раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Теоретические основы, основные инструменты региональной диагностики.

Обсуждение основных понятий и определений; классификация проблемных ситуаций; количественные методы оценки проблем и кризисных явлений;

статистическая база региональной диагностики.

4

2.

Методы региональной диагностики

Решение задач типологизации регионов, анализ примеров типологизации; выявление основных проблем социально-экономического развития региона (по статистическим данным регионов России и ЕС).

8

3.

Диагностика регионов для построения рейтингов инвестиционной привлекательности

Анализ оценок потенциала и рисков регионов России и ЕС (по данным ведущих международных рейтинговых агентств); диагностика и оценка инвестиционной привлекательности стран региона специализации и регионов России: сравнение оценок различных рейтинговых агентств

10

4.

Диагностика проблемных регионов Европейского Союза.

Обсуждение со студентами тем рефератов и эссе, литературы и других источников информации для подготовки рефератов/эссе и презентаций по темам: характеристика проблемных регионов Европейского Союза, в частности, проблемных регионов Северной и Центральной Европы; анализ институтов и инструментов содействия решению региональных проблем в Европейском Союзе; диагностика эффективности региональной политики ЕС (анализ кейсов по отдельным регионам). Презентации студентами подготовленных рефератов и эссе и их обсуждение на семинарах.

14

5.

Диагностика проблемных регионов России.

Обсуждение со студентами тем рефератов и эссе, литературы и других источников информации для подготовки рефератов/эссе и презентаций по темам: характеристика проблемных регионов России (отсталых, депрессивных, приграничных, регионов зоны Российского Севера), диагностика основных проблем и кризисных явлений в выбранных регионах, институты и инструменты содействия решению региональных проблем в России, анализ программ и мер содействия проблемным регионам в России (анализ кейсов по отдельным регионам).

Презентации студентами подготовленных рефератов и эссе и их обсуждение на семинарах.

12

8. Примерная тематика курсовых работ

Выполнение курсовых работ не предусмотрено

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

  2. Дмитриева О.Г. «Региональная экономическая диагностика» СПб: Издательство СПбГУЭФ, 1992.

б) дополнительная литература:

  1. Зубаревич Н,В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация.- М.:НИСП, 2010.-160 с.

  2. Концепция проекта «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России». РА «Эксперт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /ratings/regions/concept/

  3. Лексин В.В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России // Российский экономический журнал, №9-10, 2003. - С. 64-87

  4. Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2009 № 322).

  5. Северо-Запад России в регионе Балтийского моря: проблемы и перспективы экономического взаимодействия и сотрудничества: Монография / Под редакцией Я. Заухи, Г. М. Федорова, Л. Э. Лимоно­ва, Н. Ю. Одинг. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. — 295 с.

  6. Социально-экономическое положение регионов России: опыт оперативной сравнительной оценки. Гришина И., Полынев А., Максимов И. // Инвестиции в России, № 7, 2009. с. 8-13

  7. Суспицын С.А. Оценки потенциального экономического роста регионов России на основе региональных фенотипов. Журнал «Регион» №4, 2010. С.307-316.

  8. Anselin L., Rey S., editors. Perspectives on Spatial Data Analysis (Advances in Spatial Science). – Springer – Verlag Berlin Heidelberg 2010.

  9. Armstrong, H. and J. Taylor “Regional Economics and Policy”, - Blackwell, 2007 – 437p.

  10. Rethinking Economic Geography. World Development Report, - IBRD, 2009.

в) программное обеспечение: лицензионные пакеты прикладных программ.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Базы данных Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru;

Базы данных Евростата: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/;

Базы данных рейтинговых агентств:

РА «Эксперт»: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/;

Standard&Poor’s ;

Fitch Raitings ;

Moody’s Interfax ;

Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации http://www.greenpatrol.ru/ecoreiting/ ;

Рейтинг развития регионов ОАО ТРК «Петербург-Пятый канал»http://www.5-tv.ru

Рейтинг облигаций регионов России «Национального рейтингового агентства»http://www.ra-national.ru ;

Кредитные рейтинги регионов рейтингового агентства АК&Мhttp://www.akmrating.ru ;

Рейтинг руководителей регионов в СМИ ООО «Медиалогия»http://www.mlg.ru ;

Индекс института региональной политики IRPEX http://www.irpex.ru .

А также сайты:

Министерство регионального развития Российской Федерации, []

Министерство экономического развития Российской Федерации, []

Новая экономическая ассоциация (НЭА) , [/]

Независимый институт социальной политики, [/index.shtml]

ИКСИ, [/]

RGE EconoMonitors , [/]

National Bureau of Economic Research (NBER), [/]

Center for Economic Policy Research (CEPR), [/]

World Bank (Russia), [/]

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Компьютерный класс, оборудованный для проведения практических работ средствами оргтехники, персональными компьютерами, объединенными в сеть с выходом в Интернет.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания, коллоквиума с целью проверки формирования компетенций; промежуточный контроль осуществляется по завершении прохождения модуля в форме представления эссе, реферата и мультимедийной презентации.

Итоговая оценка за курс формируется на основе балльно-рейтинговой системы.

В основу разработки балльно-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного контроля.

Самостоятельная работа студентов

7 семестр

Количество баллов

Зачетный минимум

Зачетный максимум

Эссе

10

20

Мультимедийная презентация

20

30

Реферат

25

50

Итого

55

100

Экзаменпроводится в 7-м семестре, по изучению курса для проверки компетенций, заявленных в целях Программы. Экзамен проводится в устной форме, на него выносится учебный материал всех разделов и тем, изученных в рамках курса.

Студент считается допущенным к экзамену, если он успешно выполнил все задания, предусмотренные промежуточным контролем.

Максимальное количество баллов за семестр по итогам самостоятельной работы – 100 баллов.

Менее 55 баллов – неудовлетворительно.

55-70 – удовлетворительно

71-85 – хорошо.

86-100 – отлично

Максимальное количество баллов на экзамене – 100 баллов.

Менее 55 баллов – неудовлетворительно.

55-70 – удовлетворительно

71-85 – хорошо.

86-100 – отлично

60% оценки – семестровые баллы

40% оценки – баллы экзамена

Экзаменационные вопросы

  1. Классификация проблемных ситуаций. Количественные методы оценки проблем и кризисных явлений.

  2. Статистическая база региональной диагностики

  3. Методы типологизации регионов.

  4. Методы выявления основных проблем социально-экономического развития региона.

  5. Методы оценки кризисных явлений в региональном развитии.

  6. Определение и классификация проблемных регионов.

  7. Принципы работы рейтинговых агентств.

  8. Основные российские и международные рейтинговые агентства и методы их работы .

  9. Методики региональной диагностики, применяемые основными рейтинговыми агентствами.

  10. Диагностика и оценка инвестиционной привлекательности регионов

  11. Критерии и методы выявления проблемных регионов в Европейском Союзе.

  12. Характеристика проблемных регионов Европейского Союза, в частности, проблемных регионов Северной и Центральной Европы.

  13. Институты и инструменты содействия решению региональных проблем в Европейском Союзе.

  14. Диагностика эффективности региональной политики ЕС.

  15. Использование результатов региональной диагностики для разработки рекомендаций по совершенствованию региональной политики.

Разработчик:

СПбГУЭФ профессор кафедры РЭиП Л.Э.Лимонов

Эксперты:

СПбГУ,

ф-т географии и геоэкологии зав. кафедрой экономической

и социальной географии А.А. Анохин

Северо-Западная зав. кафедрой финансов и В.М. Ходачек

Академия Государственной государственного регулирования

службы экономики



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Направление подготовки 270800 строительство профиль подготовки городское строительство (гс) квалификация (степень) выпускника бакалавр (бакалавр магистр дипломированный специалист)

    Основная образовательная программа
    ... направлениюподготовки 270800 Строительство, квалификация (степень) выпускника бакалавр, а также с учетом потребностей регионального ... РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ» Рекомендуетсядлянаправленияподготовки ...
  2. Основная образовательная программа направление подготовки 011200 физика

    Основная образовательная программа
    ... РабочихпрограммДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОСТИ фИЗИКА Аннотация рабочейпрограммыдисциплины «Вайнахская этика» Рекомендуетсядлянаправленияподготовки ... регионального (вузовского) компонента) общего гуманитарного цикла. Для ... методов диагностики и лечения ...
  3. Основная образовательная программа направление подготовки 011800 радиофизика

    Основная образовательная программа
    ... (национально-регионального (вузовского) компонента) общего гуманитарного цикла. Для изучения курса ... Э.М. М., 1984. Аннотация рабочейпрограммыдисциплины «Математический анализ» Рекомендуетсядлянаправленияподготовки 011800 «Радиофизика» по профилю ...
  4. Основная образовательная программа направление подготовки 011800 радиофизика (2)

    Основная образовательная программа
    ... (национально-регионального (вузовского) компонента) общего гуманитарного цикла. Для изучения курса ... Э.М. М., 1984. Аннотация рабочейпрограммыдисциплины «Математический анализ» Рекомендуетсядлянаправленияподготовки 011800 «Радиофизика» по профилю ...
  5. Рабочая программа дисциплины «инновационные процессы в образовании»

    Рабочая программа
    ... «_____» __________________201_ г. РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ «инновационные процессы в образовании» Направлениеподготовки − Педагогическое образование Магистерская программа − 050100 Педагогика ...

Другие похожие документы..