textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


Управление образования Бардымского муниципального района

МОУ «Шермейская средняя общеобразовательная школа»

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы

Методические материалы

для учащихся 9 классов по курсу «Обществознание»

Составил А.Р. Махмудов

Шермейка – 2007

Содержание

I. Цель и задачи курса

II. Содержание курса

2.1. Наименование тем, и их краткое содержание, объем в часах лекционных занятий

2.2. Исследовательская работа

Темы для самостоятельных исследовательских работ (докладов, сообщений рефератов)

2.3. Самостоятельная работа учащихся

III. Учебно-методические материалы.

IV. Приложения

4.1. Требования Госстандарта

4.2. Обязательный минимум

4.3. Методические рекомендации. Памятки.

4.4. Демонстрационный вариант (2007г.)

4.5. Спецификация экзаменационной работы

4.6. Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы

4.7. Кодификатор. Наименование тем, их содержание

4.8. Программно-учебно-методический комплекс по обществознанию

4.9. Вопросы к экзамену

Пояснительная записка

Курс подготовки к итоговой аттестации по обществознанию разработан на основе требований к образовательному минимуму знаний основной школы. Курс рассчитан с учетом того, что учащиеся усвоили определенные социально-экономические, правовые знания, имеют собственный социальный опыт и оперируют базовыми понятиями и терминами.

Курс способствует комплексной познавательной деятельности; знакомит с разнообразными формами и типами КИМ; способствует развитию логического мышления; усвоению общей суммы знаний, умений и навыков, необходимых для сдачи итоговых экзаменов по курсу обществознание.

Цель курса:

Овладение знаниями и умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности необходимой для сдачи итоговых экзаменов.

Задачи:

  • Обеспечить условия усвоения теоретических знаний;

  • Рассмотреть тестовый инструментарий оценки качества образования;

  • психологически подготовить к новой технологии контроля уровня знаний;

  • решение практических задач, выполнение самостоятельных работ (рефераты);

  • представить подробный критерий выполнения тестовых заданий;

  • подготовиться устой форме (по билетам) контроля знаний, умений и навыков.

2.1. Наименование тем, и их краткое содержание, объем в часах лекционных занятий

Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем курса

Всего часов

В т.ч.

Форма контроля

лекций

практика

1-2

Общество и человек

Понятие «общество». Взаимосвязь общества и природы. Сферы жизни общества. Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное). Социальные последствия научно-технической революции
Многообразие и единство мира. Глобальные проблемы человечества. Человек, личность. Деятельность человека, ее основные виды
Познание человеком мира и самого себя. Духовная жизнь человека. Потребности и способности человека.
Человек в группе. Свобода и ответственность.

Межличностные отношения, общение. Межличностные конфликты, их разрешение

2

1

1

Анализ тестов, практические задания, семинар

3-4

Культура

Понятие «культура». Духовная жизнь общества.
Образование, самообразование. Искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе. Религия, ее роль в обществе. Мораль, основные ценности и нормы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Особенности развития российской культуры на современном этапе

2

1

1

Составление схем, семинар, реферат

5-6

Экономическая сфера жизни общества

Экономика, ее роль в жизни общества. Потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Экономические системы. Собственность, ее формы. Потребитель. Производство. Производитель.

Предпринимательская деятельность. Издержки производства. Рыночная экономика. Обмен. Типы рынков. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги. Деньги, денежная политика. Бюджет семьи. Экономический рост. Безработица. Экономика переходного периода в России

2

1

1

Практические задания, анализ тестов, реферат

7-8

Социальные отношения

Социальная структура. Социальные отношения. Социальные группы. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его решения. Семья. Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака. Этнос. Нация. Межнациональное сотрудничество. Межнациональные конфликты. Социальная политика. Развитие социальных отношений в современной России

2

1

1

Составление опорных план- конспектов, анализ тестов

реферат

9-10

Политика

Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Разделение властей. Государство, формы правления. Суверенитет. Национально-государственное устройство. Политические режимы. Гражданин. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Партии и движения. Многопартийность. Политические реформы в современной России

2

1

1

Тренинг, практические задания, реферат

11-12

Право

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. Право и закон. Конституция – основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Местное самоуправление. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Международное гуманитарное право. Права ребенка. Защита прав человека. Гражданское общество и правовое государство. Преступление. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы

2

1

1

Составление схем, реферат

практические задания, тренинг.

2.2. Исследовательская работа

Темы для самостоятельных исследовательских работ (докладов, сообщений рефератов)

1. Человек, индивид, личность.

2. Государство, его основные признаки. Формы правления.

3. Потребности и способности человека

4. Правовое государство, его основные признаки.

5. Право, его роль в жизни человека и общества.

6. Человек и культура.

7. Юридическая ответственность, ее виды.

8. Взаимосвязь природы и общества.

9. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

10. Особенности межличностных отношений.

11. Правонарушение, виды правонарушений.

12. Общение. Культура общения.

13. Права человека. Защита прав человека.

14. Малая группа. Человек в группе.

15. Религия, атеизм и свобода совести.

16. Общество. Основные сферы общественной жизни.

17. Глобальные проблемы человечества.

18. Экономика и ее роль в жизни общества.

19. Всеобщая декларация прав человека - общая характеристика.

20. Рыночная экономика. Спрос и предложение.

21. Гражданин. Участие граждан в политической жизни.

22. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.

23. Государство и экономика.

24. Социальные группы и общности.

25. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».

26. Нации и межнациональные отношения в современном обществе.

27. Правовые основы брака и семьи.

28. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть.

29. Добро и зло - основные понятия этики. Моральный выбор.

30. Политические партии и движения. Многопартийность.

31. Духовная жизнь человека.

32. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений.

33. Права и обязанности граждан Российской Федерации.

34. Права ребенка.

35. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.

36. Федерация, ее субъекты.

37. Право на образование: содержание и гарантии.

38. Предпринимательская деятельность.

39. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации.

2.3. Самостоятельная работа учащихся

  • Углубленная проработка лекционных вопросов с привлечением дополнительной литературы;

  • Анализ научной, справочной литературы, изданий периодики для подготовки к практическим и семинарским занятиям;

  • Подготовка докладов, сообщений, рефератов;

  • Усвоение обществоведческого словаря базовых понятий и терминов;

  • Решение и усвоение КИМ по обществознанию

  • Консультации с учителем

III. Учебно-методические материалы

Общество и человек
1.1 Понятие «общество»

Общество- в широком смысле – часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

- в узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов ит.п.)

Понятие«общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «перво­бытное общество»,«средневековое общество»,«российское общество», означающие определен­ный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

-определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т.д.);

-людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

-население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

- все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

•производство жизненных благ;

•систематизация производства;

•воспроизводство и социализация человека;

•распределение результатов труда;

•обеспечение законности управленческой деятельности государства;

•структурирование политической системы;

•формирование идеологии;

•историческая передача культуры и духовных ценностей

1.2 Взаимосвязь общества и природы

Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).

               - (в узком смысле) - совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество - природа».

- Природа -I - это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы - напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы - лес, пруд; макроэкосистемы - океан, континент; глобальная экосистема одна - биосфера).

- Природа - II - преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.

- Природа - III - искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.

- Природа - IV - (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное - с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику.

Природные ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

- во-первых, воздействие природы на общество,

- во-вторых, воздействие общества на природу.

В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.

Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

- природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;

- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения,  истощения, разрушения объектов ОПС;

- обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности  (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной  деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

1.3 Сферы жизни общества

Человеческое общество включает в себя ряд об­ластей-сфер общественной жизни:

- экономическую —отношения между людьми впроцессе производства, распределения, обме­наи потребления материальных и нематери­альныхблаг, услуг и информации;

- социальную—взаимодействие больших социальныхгрупп, классов, слоев, демографичес­кихгрупп;

-политическую —деятельностьгосударствен­ных организаций, партийи движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

-духовную -мораль,религия, наука, образова­ние, искусство, их влияние на жизньлюдей.

Подобщественными отношениямипонима­ются многообразные связи, возникающие между людьмив процессе экономической, социальной,политической, культурной жизни идеятельнос­ти. Различают отношения в сфере материально­го производства, вдуховной жизни.

Проявление сфер общества:

а) Политико-правоваясфера:

- ратификациямеждународного договора

- введениепоправок к закону

- проведение выборов в парламент

б) Экономическаясфера:

- рост числа акционерныхпредприятий

- увеличение денежной массы встране

- уменьшение производстватоваров

- введение нового налога

- отношения собственности

в) Социальная сфера:

- демографические изменения вгосударстве

1.4 Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы методические материалы для учащихся 9 классов по курсу «обществознание»

    Пояснительная записка
    ... района МОУ «Шермейская средняя общеобразовательная школа»Государственная (итоговая) аттестациявыпускниковосновнойшколыМетодическиематериалыдляучащихся 9 классовпокурсу «Обществознание» Составил А.Р. Махмудов Шермейка – 2007 Содержание ...
  2. Методические рекомендации по механизмам проведения и критериям оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме по географии в 2011 году

    Методические рекомендации
    ... для проведения государственной (итоговой) аттестациипо математике выпускниковосновнойшколы в новой форме в 2011 году В 2011г. в Нижегородской области государственнаяитоговаяаттестациявыпускников IX классов ...
  3. Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы мбоу «ржавецкая сош»

    Документ
    Государственнаяитоговаяаттестациявыпускниковосновнойшколы МБОУ «Ржавецкая СОШ» ... материалов Оформление стенда «Готовимся к государственнойитоговойаттестации» Подобрана методической литературы План работы по подготовке к ГИА с учащимися 9 класса ...
  4. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в Республике Татарстан в 2011 году Казань 2011

    Автореферат диссертации
    ... по видам образовательных учреждений Результаты экзаменов используются длягосударственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы, а также для формирования профильных классов старшей школы ...
  5. «областной центр мониторинга образования» государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений

    Сборник статей
    ... выпускников 9 классовГосударственная (итоговая) аттестациявыпускниковосновнойшколыпо русскому языку в новой форме осуществляется в 2008 году по централизованно разработанным экзаменационным материалам. В государственной (итоговой) аттестациипо ...

Другие похожие документы..