Главная > Документ


Рис. 7. Древнееврейский тетраграмматон и некоторые другие

надписи на круглой башне Кафедрального Собора в Копенгагене,

Данил, 1642 г.

Идея о том, что все мироздание молено представить в словах, имеющих цифровые аналоги, может показаться стран­ной. Такое логическое заключение вызывает серьезные проб­лемы, ведь в таком случае все происходящее в жизни оказы­вается заранее предопределенным и, как видим, не оставляет места для свободного волеизъявления. Такой фаталистический подход был отброшен как еврейскими, так и христианскими мистиками, увидевшими в нем насмешку над учением о сотворении мира и роли человека в этом мире. Основатель иудейской секты хасидим Баал-Шем Тов нашел выход из затруднительного положения, применив весьма изобретатель­ное объяснение. Он предположил, что изначально Тора сущес­твовала как беспорядочный набор букв. Количество их было ограниченным и строго определенным для каждой отдельно взятой буквы. Таким образом, числовое содержание Торы — Божественной энергии — было предопределено заранее, отображая истинную сущность и тайную жизнь самого Бога. И только лишь когда происходило то или иное событие, эти буквы образовывали слова, словосочетания и предложения, из которых сложилась записанная Тора. Таким образом, количество букв и, следовательно, духовное содержание, представ­ленное этими буквами, было фиксированным; но текст, опи­сывающий те или иные события, мог сложиться из этих букв лишь тогда, когда эти события произойдут. Таким образом Баал-Шем Тов примирил два, казалось бы, совершенно взаи­моисключающих утверждения, создав концепцию предопределенного Богом содержания, которое допускает свободную волю и естественное развертывание событий.

Как и все на этом материальном уровне, любая система, существующая длительное время, должна неизбежно развиваться; именно в Европе еврейские каббалисты продолжили свои бесконечные поиски дальнейших эзотерических фактов. Важным шагом в этом направлении стала Книга Зогар, поя­вившаяся в Испании примерно в 1285 г. и объединившая в себе теоретические и практические аспекты каббализма. Из­гнание евреев из Испании в 1492 г. послужило причиной возникновения новой каббалистической школы в палестинс­ком городе Сафед. Лучшими представителями этой школы были Моисей Кордоверо (1522—1570 гг.) и Исаак Лурия (1533—1572 гг.). Кордоверо занимался преимущественно теорией, тогда как Лурия отдал себя практическому примене­нию мистической каббалистской науки. Каббалистские мето­ды Лурии были весьма разнообразны, вплоть до числовой магии и изготовления талисманов. Его авторитет перешагнул пределы еврейской общины и оказал влияние на розенкрейцеровскую традицию, которая была значительным явлением в жизни Германии XVII века. Эта система магических верова­ний внедрила в христианский контекст методики и умозаключения еврейских каббалистов. Такие христианские писатели-каббалисты, как Якоб Беме и Кнорр фон Розенрот, продол­жили и расширили применение гематрии и других оккультно-алфавитных систем в области христианской мифической экзе­гетики.

Некоторые замечательные примеры этой традиции сохранились и по сей день. Например, в храме Троицы в городе Бад-Тейнах (Баден-Вюртемберг, Германия) находится великолепное полотно каббалистического стиля, представляющее редкий экземпляр христианской живописи XVII века. Оно было написано в 1673 г. по заказу и согласно замыслу мистически настроенной принцессы Антонии Вюртембергской (1613—1679 гг.), имевшей связи с христианской кабба­листической общиной. В этом произведении искусства, заме­чательном как в художественном, так и в символическом смысле (к сожалению, мы не имеем возможности подробно остановиться на его описании), выразительно представлена связь между ";антигероем"; Старого Завета и ";героем"; Ново­го. Среди прочей символики, медный змей Моисея, как гематрическое звено названного выше числа 358, сравнивает­ся с Христом на кресте. На полотне выделяется целый ряд древнееврейских слов, символически представляющих разно­образные аспекты системы христианской каббалы. С точки зрения иудейской гематрии, это один из немногих исключи­тельных примеров. Архитектурную композицию вокруг изоб­ражения также украшают надписи на иврите. Это цитаты, взятые из псалмов. Вот одна из них — 31,20: ";Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрыва­ешь их под сению от пререкания языков";. Рядом с этой цитатой стоит число 2590 — гематрический эквивалент дре­внееврейских слов этого текста. Другой текст взят из псалма 37,4: ";Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего";. Число этой цитаты — 2005.

Вторая система ";расшифровки"; Священного Писания — это нотарикон, существующий в двух вариантах. В первом варианте из первой и последней букв любого слова может составляться новое ";слово";; второй вариант считает любое слово сокращенной фразой, составленной из первых или последних букв других слов. Эта методика слегка напоминает маниакальную традицию, распространенную в наши дни сре­ди профсоюзных и государственных учреждений, которые маскируются под аббревиатурами, составленными из заглав­ных букв (например, АСЛИП — ";Ассоциация локомотивников, инженеров и пожарных";). Но иудейский нотарикон занят куда более возвышенными предметами. Например, конечное ";Аминь"; в молитвах считается, согласно нотарикону, производным от древнееврейского изречения ";Господь и Праведный Царь";. Как и гематрия, нотарикон позволяет обнаружить связь между двумя отдельными словами, наименованиями, словосочетаниями или текстами. Средства гематрии и нотарикона широко использовались как в иудейском эзотеризме, так и в греческой традиции, особенно если это касалось имен Бога Отца и Христа.

Третьим способом толкования Писания является темура. Это своеобразный шифр, заменяющий одни буквы (или группы букв) другими. Криптография, как одно из средств кодирования информации, предназначенной только для посвященных, применялась и в других алфавитах. Широкое применение эта практика получила в рунических и кельтских системах, использовавшихся в Северной Европе. Многие простые системы шифров применялись и еврейскими криптографами. Например, алфавит делили пополам и располагали половинки одну напротив другой. При этом один ряд имел обратный порядок, а буквы располагались парами. Как правило, это выглядело так:

k

i

th

ch

z

v

h

d

g

b

a

l

m

n

s

o

p

th

q

r

sh

t

Благодаря темуре некоторые неясные библейские имена были произведены от более понятных — например, имя фараона Сусакима (Sheshak) объяснялось как производная от слова ";Вавилон"; (Babel). Некоторые имена Бога, бывшие в употреблении в средневековой каббалистической магии, были получены посредством темуры. Тем не менее истинно: святое имя и имена Бога покрыты тьмой неизвестности и множест­вом противоречивых домыслов, в течение столетий возникав­ших в умах разнообразных оккультистов. В любом случае, все сходятся на том, что ";истинное"; имя Бога каким-то таинс­твенным образом остается закодированным непосредственно в Библии; или же что это имя является Святым Писанием. Например, испанский каббалист Моисей де Леон распростра­нил выдвинутую Моисеем бен Нахманом идею о том, что вся Тора составлена из имен Бога. Не приходится сомневаться, конечно, что, призывая Бога в молитве или магическом дейс­твии, применить всю Тору сразу едва ли возможно. Впрочем, считалось, что истинное имя Бога настолько свято и содержит в себе такую благоговейную, ему одному присущую силу, что далее просто произнести его вслух — значит совершить богохульство, последствия которого будут катастрофическими. Согласно легенде, именно это слово применил Моисей, чтобы принудить расступиться воды Красного моря; и пользоваться им для менее важных потребностей неблагоразумно. Единственным исключением из этого правила была ежегодная церемония в Святая Святых Иерусалимского храма, когда имя Бога произносил первосвященник.

Со святым именем связывались четыре еврейские буквы, известные под греческим названием ";тетраграмматон";. Тех­нически, тетраграмматоном молено назвать любое четырех­буквенное слово, но обычно значение этого термина ограни­чивается спецификой четырех букв, обозначающих имя Бога. Древнееврейский тетраграмматон основоположен в Исходе 3,14: ";Я семь Суший";. Он писался четырьмя различными способами, из которых первый является самым распространенным. Первое написание состоит из четырех древнееврейс­ких начертаний JHVH — букв Иод, Хи, Bay и Хи. Это написание считается первым и истинным именем Бога. Его истинное произношение до сих пор неизвестно, тем не менее из этих букв получено имя Яхве. Европеизированный вариант этого имени известен как Иегова, а секта растафари предпо­читает сокращенный вариант — Джа. Этот тетраграмматон сконцентрировал вокруг себя множество таинств. Согласно гематрии, сумма числовых значений букв Иод, Хи, Bay и Хи составляет 26. В эзотерических мистериях этому числу прида­ется большое значение, и оно спорадически применялось ев­рейской и христианской традицией при строительстве куль­товых святых обителей и сооружений. Этим числом руковод­ствовались, например, при строительстве Королевской Колле­гиальной часовни в Кембридже (1446—1515 гг.). Это отчет­ливо видно из резьбы по дереву, выполненной в 1615 г. на западных вратах. Здесь изображен еврейский тетраграмматон внутри солнечного диска с 16-ю лучами.


Рнс. 8. Тетраграмматоп на западном приходе Королевской Коллегиальной часовни, Кембридж, резьба по дереву, 1616 г.

Древнееврейские буквы JHVH также соответствуют не­которым Сефирот на древе жизни. Иод представляет Хокму — высшую мудрость. Первое Хи приписывают Бина, невыразимому пониманию, разумению всех аспектов жизни. Bay соответствует шести Сефирот, начиная от Хесед до Езод, и наконец, второе Хи представляет Малкут, т. е. Царствие, подразумеваемое как единство с Господом. Написанный вер­тикально сверху вниз, тетраграмматон JHVH представляет собой человеческое тело как образ Бога. Остальные три тетраграмматона имеют второстепенное значение, являясь ";профанированными"; именами Бога; три из семидесяти двух ";пояснительных имен"; известны как ";Шем хамефораш"; или ";Шемахамфораш";. Об этих именах говорят, что они — производные от семидесятидвухслогового имени Бога, состоящего из 216-ти букв. Эзотерически это ";имя"; было получено путем записи букв 19-го стиха в обычном порядке, а затем буквы 20-го стиха были записаны в обратном порядке и, снова, буквы 21-го стиха были записаны в правиль­ной последовательности. Отсюда следует, что эти буквы послужили материалом для 72 трехбуквенных имен, состоящих из букв, причем все из них можно комбинировать для обра­зования какого-то единственного имени. Затем к каждому трехбуквенному имени были присоединены буквы IH или AL. Эти сочетания затем образовали имена 72-х ангелов — хранителей родословной Иакова. В исламской религии также существует традиция называть Бога многими символическими именами, а мистики ислама утверждают, что у Бога — 99 имен. Подобные традиции существуют также в других рели­гиях — например, 42 традиционных прозвища Одина в ";Асатре";.

Конечно же, правильное магическое произношение семидесятидвухслогового имени непогрешимого Бога было затруд­нительно и со временем забылось. Согласно каббалистским источникам оно было снова открыто некоими раввинами в 300 г. нашей эры, которые систематизировали его в виде тетраграмматона JHVH, применяемого в настоящее время. Согласно гематрии, имя ограничивалось только четырьмя буквами. Общее цифровое значение тетраграмматона соглас­но гематрии — 26. Иод равняется 10, Хи — 5 и Bay — 6. Числовые значения букв суммируются следующим образом: Иод (10), плюс Иод и Хи (15), плюс Иод, Хи и Bay (21), плюс Иод, Хи, Bay и Хи (26). 10+15+21+26=72 — сумме количества слогов Шем ха-мефораш. Эти числа повторяются также в греческой магической традиции, где цифровые значе ния имен Зевс и Аполлон (612 и 1061 соответственно) находятся в отношении 15:26. Обе разновидности имени Дионис имеют ту же самую пропорцию. Тетраграмматон JHVH находил широкое применение в магических церемони­ях Средневековья и Ренессанса. Мистический тетрацит, напоминающий по форме перевернутое сердце, содержит внутри треугольника огненные начертания букв JHVH; эта иллюстра­ция, представленная на рис. 9, взята из книги Якоба Беме ";Libri Apologetici";, которая была издана в Лондоне в 1764 г. Буква Шин, добавленная и размещенная посередине нижней строки, превращает имя Иегова в Иехошуа. Имена ";Имма­нуэль"; и ";Иисус"; и по окружности ";Христос";, написанные латынью, говорят о том, что Беме придерживался традиций христианской каббалы.


Рис. 9. Сердцеподобвый треугольник с именем Бога внутри в стиле христианской каббалы, имена написаны на еврейском и латинском языках Иллюстрация из книги Якоба Беме ";Libri Apologetici";.

Второй тетраграмматон представлен буквами ADNI, ко­торые имеют значение ";Господь";. В европейской традиции это буквосочетание обычно произносится как Адонай. В своей книге ";Kabbala Denudata"; Кнорр фон Розенрот утверждает, что тетраграмматон ADNI есть Божественное имя, наиболее близкое к материальному миру, ко всему, что сотворено вокруг нас.

Третий тетраграмматон — это буквы AHIH. Он представ­ляет собой чистое бытие Бога и западными каббалистами произносится как ";Eieie"; (Эйейе). Согласно нотарикону, этот тетраграмматон содержит в себе слова Господа, обращенные к Моисею (Исход, 3,14): ";И сказал Бог Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам";.

Последний тетраграмматон — это буквосочетание AGLA. Его произношение имеет важное значение в христианской каббалистике и в западной магии вообще. Петрус Галатинус в своей книге ";De Arcanis Catholicae Veritatis"; утверждает, что AGLA воплощает в себе безграничную силу Святой Троицы. Согласно Элифасу Леви, AGLA — это иероглиф, содержащий в себе все тайны каббалы. AGLA представляет собой единство (его символизирует первый Алеф), которое ведет обратно к единству (то есть к последнему Алефу). Это тетраграмматон изначальной природы Бога — источника истины. Он также обозначает присущий природе генеративный принцип. Леви смотрел на AGLA как на совершенное слово, которое, если оно произнесено по всем правилам каббалы, есть свидетельство способности мага пройти все испытания инициации и быть готовым к Великому Деланию.

Кроме этих трех тетраграмматонов и Шем хамефораш в каббалистической доктрине есть и другие, менее известные ";имена Бога";. Они содержат в себе символическое количество букв, чаще всего 14, 22 и 42. Имя, составленное из 14 букв, извлечено посредством методики темура из ";Шема"; — иу­дейского символа веры, взятого из книги Второзакония (6,4): ";Слушай, О Израиль: Господь, Бог наш, Господь один есть";. Это особое имя Бога применялось почти исключительно как магическое средство при закрытой двери. Его писали на изнаночной стороне мезузы, прикрепляемой к правому двер­ному косяку для зашиты от вредных влияний домовых духов. Подробности подобной практики описываются в моей книге ";Гармония Земли"; (Райдер, 1987 г.) Христианское представ­ление позже стало ассоциировать число четырнадцать с остановками Иисуса на крестном пути; каждую из них можно считать своеобразным порогом в мистерии Страстей Господ­них.

Имя из 22 букв, равное числом количеству букв в древне­еврейском алфавите, впервые обнаруживается в книге ";Сефер Разиэль";. Это книга ангела Разиэля, которая считается произ­ведением Элезара из Вормса, жившего в XIII в. Полагают, что имя Бога из 22 букв каким-то образом произошло от Благос­ловения Священнослужителя, содержащегося в иудейском каноническом сборнике повседневных молитв: ";Да благосло­вит и хранит тебя Господь; да воззрит Господь на тебя и будет милостив к тебе; да обратит Господь лицо Свое к тебе и дарует мир тебе";. Это имя есть ";Анактам Пастам Папасин Дионисим";, которое записывается еврейскими буквами и выглядит так: ANQTM PSTM PSPSYM DYNVNSYM. На иврите эти слова не имеют никакого значения. Тем не менее это имя в течение XVII столетия было очень популярным среди евреев центральной Европы. Когда-то оно было даже включено в Благословение Священнослужителя, произносимое в синагоге.

И наконец, что касается имени из 42 букв, то оно оказалось не весьма приемлемым. Говорят, что это имя сос­тавлялось из первых 42 букв Библии: ABG YTS QRA STV NGD YCS BTR STG CQB TNA YGL PZQ SQV SYT. Каждая тройка букв сама по себе считалась могущественной формулой. Нас­читывается 14 сочетаний по три, повторяя дважды мистичес­кую семерку из магического заклинания мезузы. Каждая из этих троек, согласно христианской мистике, служит напоми­нанием о четырнадцати остановках Иисуса на Крестном пути. Полное число имени — 42 — традиционно само по себе считается знаменательным. В египетской ";Книге Мертвых"; судьи числом 42 судят умерших; позже христианские каббалисты насчитывали 42 поколения между Адамом и Христом. В XX в. немецкий геомант Иозеф Хайнш обнаружил, что число 42 служит важной мерой во многих важнейших культовых постройках античности и средневековья. А в ";Галактическом путеводителе для путешествующих автостопом"; Дугласа Адамса числу 42 приписывается способность служить ответом на вопросы о ";жизни, Вселенной и обо всем на свете";.

ЕВРЕЙСКИЕ МАГИЧЕСКИЕ КВАДРАТЫ И ТАБЛИЦЫ

Священные таблицы использовались во всех магических традициях — либо как геометрические построения на земле, либо в виде концептуальной основы, на которой располагались отдельные аспекты данной системы. Эзотерическое обустройс­тво древнееврейского алфавита, известное как ";Эйк Бекер"; или ";Каббала Девяти Палат";, есть еврейский дубликат свя­щенных схем, какими пользовались шаманы и знахарки Се­верной Европы. Еврейская традиция распределяет буквы древнееврейского алфавита в сетку из девяти квадратов, которая сама по себе является одной из основных форм, употребляемых в европейской магии. По этой сетке размещаются все 22 буквы стандартного еврейского алфавита вместе со своими дополни­тельными финальными разновидностями, которые употребля­ются только в конце слов и обладают особыми свойствами. Каббала Девяти Палат помещает в каждый из девяти квадратов по три буквы. Все комбинации по три, размещенные в каждом квадрате, математически разбиваются на классы: единиц, десятков и сотен. Последовательность отражена следующим образом:

Shin 300

Lamed 30

Gimel 3

Resh 200

Kaph 20

Beth

2

Qoph

100

Yod

10

Aleph

1

Mem (final) 600

Samekh 60

Vau

6

Kaph 500

Nun

50

Heh

5

Tau 400

Mem 40

Daleth 4

Tzaddi (final) 900

Tzaddi

90

Teth

9

Pe (final) 800

Pe

80

Chetu

8

Nun (final) 700

Ayin

70

Zaia

7

Такое распределение дает девять чисел: 111; 222; 333; 444; 555; 666; 777; 888 и 999, которые в сумме составляют 4995. Некоторые из перечисленных величин обладают исключительным магическим значением. При создании талисманов Эйк Бекер дает возможность свести числовое значение любой буквы к цифре в пределах первого десятка. Для такого рода расчетов все буквы в первом квадрате Алеф, Иод и Коф, обычно эквивалентные 1, 10 и 100, — принимаются за 1. Подобным же образом ведется счет в других квадратах. Таким образом всем буквам еврейского алфавита дают цифровые значения от 1 до 9. Эта эзотерическая последовательность знаков алфавита имеет важное значение для создания оккуль­тных знаков из имен духов на планетарных уровнях. Эта форма буквенной магии находится в близком родстве с чис­ловыми магическими квадратами; кроме того, она применя­ется в каббалистической традиции изготовления талисманов, где магические планетарные квадраты используются в соот­ветствии с математической таблицей Эйк Бекера. Структура древнееврейских магических квадратов символизирует эманацию Эйн-Соф, т. е. эволюцию монады в макрокосм и ее зеркальное отражение — инволюцию макрокосма в монаду. Наконец, структура таких квадратов — это попытка совершить окончательное воссоединение микрокосма с макрокос­мом. Традиционно применяют семь цифровых ";магических квадратов";, каждый из которых числится за одной из семи астрологических ";планет";. В еврейской и греческой традиции, где каждая буква имеет свое числовое значение, магические




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Найджел пенник – руны

    Документ
    НайджелПенник – Руны Руны найдешь и постигнешь ... рунами. На протяжении всей истории алфавитов, магических и немагических, отдельные ученые, мистики ... записи, они больше известны в качестве магическогоалфавита. Конечно, они интенсивно используются для ...
  2. Платов антон - магические искусства древней европы

    Автореферат диссертации
    ... о появлении священных алфавитов. Наиболее ранние свидетельства отношения к алфавиту как к магическому инструменту мы можем ... . 209 НайджелПенник, например, так описывает сдерживающий магию, «закрывающий» эффект узлов: «Магические узлы ...
  3. Сергей кормилицын тайны рун наследники одина аннотация

    Документ
    ... рун служила работа НайджелаПенника «Магические алфавиты»1. Автор попытался ... По Н. Пеннику1. По НайджелуПеннику, «Магические алфавиты»2. Feoh Скот Главная ... германских народов. Киев, 1997. 1 Пенник Н. Магическиеалфавиты. Киев, 1996. 2 См. Медоуз ...
  4. Сергей кормилицын тайны рун наследники одина аннотация

    Документ
    ... популяризации рун служила работа НайджелаПенника «Магические алфавиты»76. Автор попытался ... По Н. Пеннику98. По НайджелуПеннику, «Магические алфавиты»99. Feoh Скот Главная руна ... народов. Киев, 1997. 76 Пенник Н. Магическиеалфавиты. Киев, 1996. 77 См. ...
  5. Содержание Предисловие 7 Часть I Тема 1

    Документ
    ... о рунах — о магических знаках древних священных алфавитов северо­европейских народов: германцев, балтов ... являются не просто алфавитом, но набором магических символов, то ... ; фонетическое значение — «io». НайджелПенник связывает эту руну с Ёрмунгандом — ...

Другие похожие документы..