textarchive.ru

Главная > Документ


2.1.2. Сравнение психики животных и человека

  1. Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические (природные) предпосылки.

  2. Возникновение действий и необходимость сознания.

Все результаты получены на животных, обитающих в искусственной среде, созданной человеком.

Пара животное - человек.

Основное правило сравнения животного с человеком. При сравнении мы когда-то брали за образец Ребенок - Взрослый, Туземец - Европеец., Животное - Человек. Здесь досадная ошибка, кроме как себя брать за образец некого. Но животное, это не худший чем человек, а качественно иной. Эти ошибки досадны, когда Европеец считает себя образцом для туземца. Это качественно разные стадии развития. В житейской психологии проекции представления о себе на животных необходимы.

Мы говорим о животных - «как мать для ребенка», но в природе нет морали, для них есть полезно и вредно для себя. Для них забота о потомстве дана как врожденный механизм.

У человека все не так. Сегодня создают новое направление в науке «социобиология». На биологию переносят социологию. Муравейник или улей считают за модель общества. Значит, можно говорить и о социальной жизни животных. Так люди представление о Средневековом феодальном государстве переносят на улей. Что хотели, то и увидели. Это досадная ошибка сравнительной психологии. Ни пчелиный улей, ни муравейник так рассматривать не надо. Так же и тело человека. Эти системы - игрушка для детей. '

Мир природы

Организм приспосабливается к окружающей среде. Вся история эволюции есть приспособление, адаптация.

Мир человека

здесь в этом вопросе мы все ео

Преобразование природы. В том числе собственной. И содержание помещаем в следующей таблице:

Особенности трудовой деятельности человека

Филогенетические предпосылки у животных

Природные ограничения Что-то не позволяет стать предпосылками для труда

1 . Труд является совместным (социальный, коллективный) 2. Орудийность

Групповое поведение Наличие сообществ

Наличие средств общения

Но эти предпосылки не взаимосвязаны, не зависимы друг от друга. Орудия используются только индивидуально.

Возникновение действий и необходимость сознания

Двухфазное решение задачи

Наличие материальной культуры и знаковой речи

Пример ко второй строке: «Притча о загонщиках». Возьмем типовую совместную деятельность -разделение труда на охоте. Кто-то вырыл яму, кто-то сидит и ждет, кто-то загоняет зверя в яму. Что делает загонщик? Каково его побуждение, мотив? Это зверь А конкретный результат, цель? Что он делает? Гонит от себя свой собственный мотив.

И Леонтьев дает характеристику деятельности. Действие - это конечный результат, мотив и конкретная цель которого не совпадают. Значит, участник охоты понимает смысл своего действия. Смысл - это понимание, осознание отношения мотива к цели. Этот смысл понимает каждый участник охоты. Значит, у всех у них есть осознание - совместное знание.

Вообще-то говоря, затронули слово «смысл». У каждого человека свой смысл.

Биологический у животного - полезно, вредно.

У человека разумный или сознательный смысл - хорошо, плохо.

У личности - личностный смысл.

В первобытном обществе личность родилась 1-й раз. Здесь совпадают разумный и личностный смыслы.

Грубый пациент аналитика...

Гальперин - во всякой деятельности мы видим ориентировку, исполнение и контроль. Нет ли у этих действий филогенетических предпосылок? В интеллектуальном акте была подготовка и исполнение, т.е. двухфазное решение задачи. Значит надо заранее спланировать свое движение - есть образ будущего результата, есть учет пространственно-временных условий. У животного есть двухфазное решение задачи, есть интеллектуальное поведение, есть две фазы, есть образ будущего результата, надо заранее предвосхитить пространственно-временные условия. Но нет учета социальных условий в смысле труда.

Стая обезьян во главе с вожаком. Трое рабочих на глазах обезьян кладут в яму приманку и заваливают большим камнем. Вожак изо всех сил старается отодвинуть камень, ноне может сделать этого, потому что отпугивает всех остальных.

Грубый пациент - ориентировка - программа труда. Путь в обход, нарушение технологии из самых добрых побуждений.

Исполнение - исполнять будет другой.

Контроль - то, что Я буду строить, это будет учет и контроль. У него несколько разрушенное сознание. Таким образом, имеем ударный труд, каторжный, героический и абсолютно бесполезный. Мотивы совпадают с целями. Трудиться без смысла - описано у Достоевского в "Записках из Желтого Дома". Настоящая каторга, это когда кого-то заставляют делать что-то бессмысленное. Толочь песок в ступе, рыть яму, выполнять одну и ту же операцию. (Социализм - враг труда).

Материальная культура - память об умерших, орудия труда, предметы культуры. Изготовление орудий труда у животных есть, сохранение орудий труда нет. Материальная культура - культура преобразованной природы. Знаковая речь - знак, позволяет заменить объект и действия с ним. Знак -слово, жест. Возгласы стали означать предмет и действия с ним.

Например, компьютер, если появился знак, значит с предметом можно оперировать мысленно.

Появилась речь, и она стала предметом мышления. С появлением речи мы получаем возможность оперировать знаками. Есть ли подобное у животных? Речь - Да! Знаковая - нет. Наличие сигнальной речи у животных. Аффективная речь. Животное общается, передавая состояние своих потребностей. Невербальное, несловесное общение - оно необходимо.

Наличие знаковой речи - сигнификация (значение). Сигнал у животных есть, за сигналом стоит аффект. Знаков нет. Но танец пчел, может быть это знаки? Классический ответ - нет.

Возможность обучения высших животных знаковой речи

Либо жестовая речь. Обучение путем научения. Выработка навыка. Животное само не будет пользоваться этими знаками. Нечасты, но и нередки случаи, когда животные, выпущенные в стаю (обезьяны) обучают других. Но живая речь постоянно ищет новый смысл. Бывают случаи, когда животные изобретают новые знаки. Бывают случаи, когда два слова образуют третье. Компот -фрукты с водой. Называние - большая стрекоза (вертолет). Бывали такие случаи.

Опыты с орангутангами - ученица Филиппова. Можно ли сделать из обезьяны человека? Да. Но в этом нет природной необходимости. Возможности в природе безграничны, но необходимости...

2.1.3. Общественная жизнь

  1. Социальные позиции. Нормы и ожидания.

  2. Социальные роли. Их присвоение.

  3. Социализация индивида, как присвоение культурного опыта.

  4. Понятие высших психических функций. Л.С. Выготский. Э. Дюркгейм - основатель
    современной психологии.

Человек входит в социальный мир и мир культурный. Реально это происходит одновременно, а мы разделим.

И в Европе, и в Америке в 20-х годах существовали теории социальных ролей. «Мир - театр, а люди в нем актеры» - В. Шекспир. Но мы понятие «социальная роль» введем не сразу.

2.1.3.1. Социальные позиции, нормы, ожидания

Социальные позиции - это место в общественной организации, которое может и должен занять человек. Позиция объективна. Она от человека не зависит. Она ему предшествует. Она существовала, даже если бы люди были разными.

Разделяют долговременные и кратковременные позиции.

  1. Долговременные - профессия, социальный строй или класс, семья. Такие позиции как мать, отец - это не просто биологическое состояние, но это и социальная позиция, и половая отнесенность. Мужчина и женщина - это тоже социальная позиция. Половая социальная идентификация - осознание.

  2. Кратковременные - прохожий на улице, покупатель в магазине, зритель в театре. Позиция предполагает дополнительную, контр позицию, например, зритель - актер, продавец - покупатель, так же мать - сын , отец - дочь. Из этого делаем важный вывод, что, каждый человек занимает несколько разных позиций. И между этими позициями возникают межпозиционные конфликты. Удерживать часть правды, хитрить, иногда приходится совмещать несколько позиций и все их удерживать.

3. Наличие или отсутствие специальных общественных институтов. Но мы скажем, даже

если таких институтов нет, но какие-то нормы в поведении езть. Уставы, правила движения и др. (Армия в нашей стране существует потому, что никакой Устав там не соблюдается). Но эти нормы необходимо знать, а если Уставов нет, если нормы нигде не записаны, но есть в общественном сознании массовые или специальные стереотипы. Здесь и представление о физическом облике, и черты характера, и профессии. Эти стереотипы выступают в функции социальных ожиданий. Социальное ожидание есть нормативное представление о том, каким должен быть человек, занимающий социальную позицию.

Первая группа ожиданий

Наличие внутренних убеждений, ценностей, установок, когда человек занимает определенную долговременную позицию, то он принимает на себя определенные обязательства. Врач принимает клятву Гиппократа. Эти обязательства в традиционных обществах были специальным обрядом или инициацией.

Вторая группа ожиданий

Наличие технологических знаний и умений. Это умения и навыки. Любая деятельность имеет свою побудительную сферу и вторая часть - как я действую.

И наконец, что важно для психолога - наличие средств общения и правил оперирования ими. Книга Эриха Берна — если общение это игра, то акт общения - сделка. Правило из этой книги -количество общения строго нормировано. Примеры. Дефицит общения - когда никто не разговаривает с человеком. Переизбыток общения - незнакомый человек узнал вас на улице. Социальная роль -совокупность социальных ожиданий.

2.1.3.2. Социальные роли и их присвоение.

  1. Позиция.

  2. Роль.

  3. Присвоение.

Как эти представления соотносятся друг с другом? Позиция - объективна, роль - субъективна. Роль - это психологический эквивалент позиции.

Человек попал в позицию и начинает жить в ней по-своему. Роль объемнее, шире позиции. Роль - это резерв развития позиции. Роль позицию расширяет.

Позиция секретарши большого начальника. Любимый сатирический образ. Этот человек в роли испытывает границы. Роль - это позиционное испытание ее границ. Каждый, кто в этой области побывал, знает. Когда М.С. Горбачева допекли, он сказал однажды - что я со всеми вами могу сделать!

Позицию можно испытывать до определенных границ, иначе она исчезнет.

Рисунок 2

Тень у Юнга - разъяренный зверь «Страсти души».

М - маска или персона. Маска имеет прямое отношение к роли. Архетип персоны или маски -это социальная роль. Пока человек присваивает роль Я и маска - одно и то же. То есть если осваивать роль, приходится учить правила и быть согласным с ними. Когда роль освоена маска начинает мешать. За маской, которую он носит, его самого не узнают. Именно тем людям, которые вдруг почувствовали, что их с кем-то путают. Это и есть упражнение на персону или маску по Юнгу, психоаналитическое упражнение. В нем все зависит от человека. Делать в течение недели. Надо выбрать костюм, платье, которое привычно одевать на службу и тогда в течение недели эту вещь не надо носить. Более сильный вариант - дать поносить вещь другому и посмотреть. У Олега Басилашвили брали интервью. Спрашивают о жизни, но встревожило, что путают с героем «Осеннего марафона». «Уставший ковбой» положил птичье перышко за ухо и в течение месяца ходил на работу. Такое может позволить себе человек, у которого маска и роль абсолютно разные.

Фильм «Ночной портье». Дело было зимой на презентации. Надо было снимать пальто и оставаться в том, что у кого было. Это упражнение по Юнгу.

Основные социальные половые роли

Есть три ответа на этот вопрос:

  1. Присвоение роли - это механизм социального научения, оперантного по Скиннеру
    (положительное или отрицательное подкрепление). Эти механизмы не отрицают друг друга. Они
    могут друг друга дополнять.

  2. Когнитивный психолог изучает познавательную сферу и говорит что этот механизм - механизм самокатегоризации. Это категория. Имеется представление и сравнивается с нормативом. Отношу себя к категории или нет.

  3. Механизм эмоциональной идентификации. Отождествление с образцом, носителем соответствующей роли. Образцом должен быть человек - реальный носитель роли. Если у мальчика есть отец, но психологически его нет, то он может иметь проблемы со своей идентификацией.

Основные стадии присвоения социальной роли

Есть случаи, когда пол ребенка при рождении перепутали. И его воспитывали как мальчика. И бывают случаи, когда необходимо пол поменять. Эту психологическую процедуру мы возьмем вместе с хирургическим вмешательством. И до, и после него идет особая работа, которую можно распределить поэтапно.

  1. Выбор образца носителя будущей роли. У человека должен быть проводник в общество.
    Происходит эмоциональная идентификация с образцом.

  2. Имитационный. Состоит в полном и деятельном подражании образцу. А для этого необходима эмоциональная идентификация и полное доверие. В школе учитель не разрешает девочкам носить предметы женского туалета. Он думает, что охраняет мораль, но реально он не пускает девочек в их реальную социальную роль как будущих женщин.

  3. Освоение роли и утрата идентификации с образцом. Какой-то след эмоциональной былой близости остается.

2.1.3.3. Социализация индивида как присвоение культурного опыта

Мы понимаем под культурой - знания. Законы присвоения одни и те же. Шарль Блондейль: «Первая пеленка ребенка - это саван его природной индивидуальности». Его собственно природная жизнь закончена. Первая пеленка - это, по сути, культурный предмет.

Один из первых Леонтьев. Рассмотрим пример - ребенок обучается есть ложкой. Леонтьев описывает этот процесс как два качественно разных этапа.

2. Вся техника - это усвоение культуры. Ложка - культурный предмет - продолжение руки. Природа подсказала есть рукой, а ложка есть нечто лишнее. Ложка черпает, а каша летит за ухо. Совместные действия с матерью дают в итоге: движения руки подчиняются логике орудия. Это рука, которая преобразована ложкой. Это преобразованный культурный орган. Можно сказать о глазе, который видит произведения искусства, об ухе, которое слышит музыку.

2.1.3.4. Психическая функция памяти

Автор - психолог Пьер Жане (последователь Дюркгеймовской традиции). Он произносит: «Человеческая память не нужна отдельному человеку». Речь это тоже культурное средство преобразования психических функций.

Пример: Случай смерти матери на глазах у девушки в тяжелейших условиях. Она не помнила этой ситуации, а как природный организм - она помнила. Стоило этой девушке увидеть какую-то деталь, которая сопровождала обстановку смерти, она начинала выполнять какие-то навязчивые автоматические движения. Например, игра на инструменте. Жане называл это реминисценцией. Но не памятью. Это память животных. В ней объединены аффективные сигналы. Симптомы исчезли, и вспомнила девушка о матери тогда, когда она могла пересказать это событие. Жане говорит, что человеческая память - это социальное действие.

Пример: Часовой племени. У него социальная задача - наблюдать за тем появились враги или нет. А есть задачи памяти - удержать этот факт в памяти, а затем пересказать. У человека возникает единственная реакция - сигнал, выражающий аффект. Ему нужно задержать сигнал, чтобы добежать до вождя. Допустим, что он ту же самую реакцию в каком-то жесте вождю передал. Этот возглас - это знак. За этим знаком стоит предмет.

Понятие высшей психической функции

Когда Тарковский уезжает из страны в 1981 г.

-Ваше отношение к Высоцкому?

Тарковский - Я вам отвечу как другу - говорят он певец, говорят - музыкант. Я не специалист, но он не певец, не музыкант, он не актер - это гений.

Надо понять, что имеет в виду Тарковский. То, что он создал своими песнями некое искусство, у меня сомнений нет. И в этом искусстве он запечатлел время, в котором жил. Он нужен для понимания этого времени.

Выготский прожил недолгую жизнь. Умер в 37 лет. Александр Романович Лурия считает себя учеником Выготского. Когда он пишет книгу "Автобиография" он ищет слова для описания Выготского. Это был гений. Жил в своем времени, он оставался в вечности. У него много последователей и немало критиков. Выготский и Рубинштейн друг друга почти не знали, но их последователи часто конфликтовали.

Выготский часто пишет о Спинозе. Ему говорят, что надо привлечь других авторов. Он берет других авторов без кавычек, вставляет в текст и сдает. Ему говорят - это плагиат. - Если это творчество, то плагиата быть не может.

"Мышление и речь" - основная книга Выготского. С ней обязательно познакомимся. 1934 г. а книга Пиаже - 1932 г. "Речь и мышление ребенка". Если будете читать Выготского, 1-ая глава изложена как школьный учебник. 2-ая глава - достойный разбор Пиаже.

3-ья Штерн

4-ая Мышление и речь

5-ая Методика образования искусственных понятий

6-ая Не может найти слой

7-ая Свободная ассоциация

8-ая Писал о коммунальной кухне.

Выготский — это Моцарт в психологии. Зарубежная психология в методическом отношении гораздо шире нашей. А идеи нет. Выготский для психологов мира является источником идей.

Выготский - основатель дефектологии. В этой области произносит фразу - любой органический дефект - это социальное явление. Любое свойство организма можно преобразовать в качество полноценного социального индивида.

Умственно отсталый ребенок. В европейских странах для этих детей нет специальных школ. Необходима совместная деятельность умственно отсталых и обычных детей. Когда они научатся общаться, они обогатят друг друга. Зимняя Олимпиада для инвалидов. Видно, что это счастливые люди, полноценный социальный индивид. Надо найти средство компенсации.

Натуральные, естественные (природные) функции - непроизвольное внимание, запоминание, интеллект.

Высшие функции - искусственные, созданные посредством знаков. Эти работы сейчас являются бесценными. Знаки - средство развития мышления. Методике двойной стимуляции. Исследования Леонтьева под руководством Выготского: типовая проблема на память. 20 слов. Обычные слова. Это первый ряд стимулов. Стимулы - объекты для запоминания. Карточки цветные или картинки.

Называли слова. Испытуемый имеет право как-то связать карточку со словом и перед собой положить. Это средства. В результате, используя стимулы и средства - внешние средства - имеем:



Изучалась продуктивность запоминания. 1 - со средствами, 2 - без средств.

Этот закон - закономерность развития психических функций вообще. Выготский хотел изобразить в виде рисунка. Основные результаты

  1. В дошкольном возрасте внешние средства практически не повышают продуктивности запоминания.

  2. В младшем школьном возрасте внешние средства значительно повышают продуктивность запоминания.

  3. У взрослых при высокой продуктивности запоминания внешние средства практически не повышают ее.

Выводы: обучение должно опираться на определенный уровень естественного развития. Обучение направляет естественное развитие, как бы ведет его за собой. Развитие - без средств. Обучение - со средствами.

ЗБР - зона ближайшего развития. Это различие между тем, что он может достичь при участии взрослого. Эта разница огромна.ЛЛ

Можно представить ЗБР как сеанс психотерапевта терапевт пациент

Свою концепцию Выготский назвал концепцией культурно-исторического развития высших психических функций.

Взрослый - средства не внешние, а внутренние. Они есть всегда. Между п.2 и п.З происходит какой-то процесс. Он должен происходить. Интериоризация - внутрь, вращивание. Это процесс преобразования внешних средств для управления своими психическими функциями во внутренние и создание своих собственных средств. Многим критикам кажется, что эти карточки вошли во внутрь. Дело в том, что произошло преобразование, и пациент почувствовал - я этими средствами владею сам. После преобразования идет создание собственных средств.

У Лурии был знакомый журналист. У него была образная память. У детей есть такая образная память. У детей она хранится в неизменном виде. Это эйдетическая память. Выготский предложил преобразовать природное свойство в эйдотехнику. Запоминать с помощью образов. Перечисляли 200 слов. Например, он ставил себя в начале Тверской улицы. Затем расставлял предметы по обеим сторонам улицы. Затем вспоминал.Выготский по начальному образованию - литературовед. Идя по улице, он считывал имена в связи с запоминаемыми словами.

Возникает вопрос - а можно ли управлять такими функциями, которые не представлены в сознании? Есть не только интериоризация, но и обратный процесс - экстериоризация. Выведение во вне. Если хочешь управлять, надо создать внешнее средство. Это процесс создания внешних средств для управления даже такими психическими функциями, которые обычно не осознаются.

Где-то в 60-70 гг. в Америке, а затем и у нас был открыт принцип управления, самоуправления сердечной деятельностью. Техника осталась, и она более интересно используется сейчас. Биологическая обратная связь - байофидбэк - англ. Применим эту технику к управлению деятельностью мозга. Биоритмы мозга: всего четыре.

Альфа ритм - это частота от 8 до 10 гц. На одном экране справа нам задают эталон. Мы видим его в виде кривой. А на другом экране идет реальная ритмика мозга испытуемого. Альфа ритм это состояние активного отдыха или состояние готовности к работе. Это может быть состояние сосредоточенности или медитации. Спокоен, но работает. Если будет Альфа ритм, то будет это состояние. Испытуемому предлагают эталон и реальность на разных экранах. Через некоторое время испытуемый видит Альфа ритм на обоих экранах. Это был фактически яркий пример экстериоризации. Мы ее вывели вовне. Это и есть внешнее средство.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный отчет моу сош № 78 г о самара анализ учебной деятельности моу школы №78 г о самара за 2009-2010 учебный год

    Публичный отчет
    ... посещали курсы при ГОУ СИПКРО « ... полное понимание прочитанного. У 3-х ... Самара Адрес: 443111, г. Самара ... руководителями, психологом и медицинской ... и интеллект, общая культура и нравственность ... 05.1997 8 ... дорога детства август- сентябрь 2010 года) Классные ...
  2. М униципальное гимназия № 1 городского округа самара публичный отчет

    Публичный отчет
    ... годуСамара, 2011 Общая ... СИПКРО, студенты 5 курса ... прочитанного текста»)- 11 Авторская программа элективного курса ... Выготский Л. Педагогическая психология. – М.: ... – Самара, 1997. ... августа 2008 года ... сентябрь Гимназическая спартакиада «Золотая осень» – сентябрь ...
  3. Состав комиссии проводившей самообследование по реализации специальности 190205 – подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование

    Документ
    ... Самара : СамГУПС, 2009 43 Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии ... 1 сентября 2003 года) [ ... . прочитанная преподавателям ... Церкви. - Самара : ГОУ СИПКРО : НТЦ, ... на 15 августа1997года [Текст] ... Е. Основы физики. Курсобщей физики. В 2 ...
  4. Состав комиссии проводившей самообследование по реализации специальности 190205 – подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование

    Документ
    ... Самара : СамГУПС, 2009 43 Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии ... 1 сентября 2003 года) [ ... . прочитанная преподавателям ... Церкви. - Самара : ГОУ СИПКРО : НТЦ, ... на 15 августа1997года [Текст] ... Е. Основы физики. Курсобщей физики. В 2 ...
  5. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (98)

    Программа
    ... НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ... прочитанного, ... ЦРО г. Самары. С ... СИПКРО ... Сентябрь, январь 1, 5,10 Психолог 2 Анкетирование родителей учащихся Сентябрь, март 1-11 Психолог ... .02.1997 5 ... рамках учебного года и курса в целом ... в школе). Август- сентябрь Пижамова Т.А. – ...

Другие похожие документы..