textarchive.ru

Главная > Документ


"Робинзон Крузо" - учебник по второму рождению человека.

Выскочка из своей семьи попал в плен к Ним - своим врагам и антиподам. Из рабства он убежал, но домой не вернулся, а поселился где-то, после кораблекрушения попадает в плен к Природе, к тому же к собственной природе. Фрейд - тело это место, где можно жить. Но Робинзону нужно выжить, он современный человек. Как только стало возможно, он перевозит на остров Культурные предметы.

Но как он столкнулся с проблемами? Оказывается, люди там бывают. Это племена каннибалов, которые забивают и съедают своих пленников. Чисто природная реакция - реакция ужаса. Что он делает? Он строит Защитные механизмы. Что будет дальше? Лучший способ обороны - нападение. Он устраивает ловушки, они все не едут. У него есть время подумать. Либо - либо. Они приедут, их будет немного, я их всех убью. Когда в другой раз их будет больше, я их тоже всех убью. Но, в конце концов, они меня поймают, но тогда я погибну как они. И тогда я стану подобным им. Здесь нет выбора. В том и в другом случае, я становлюсь как они. И он открывает правило - то, что другим можно здесь, мне здесь нельзя. Я не они.

Раскольников - я себя убил. Не убий.

Если есть такие правила, тогда он - гражданин мира. И тогда он просматривает связь с этими дикарями. Их племя ограничено обществом, и они не бьют своих, они бьют своих врагов.

Принцип "не убий" в современном обществе распространяются не только на свой клан, но и на весь род людской.

"Ромео и Джульетта"

Два клана держат город. Двое влюбленных нелепо погибают. К этому случаю надо как-то отнестись.

Две позиции: 1. Традиционная - вот, что бывает, если нарушить запрет;

2. Нетрадиционная (разбор в дополнительное время).

Фильм "Ночной портье" (разбор в дополнительное время).

Когда субъект выскакивает из традиции и переходит в современность, чего делать не следует? -лягушка путешественница.

1.3.4. Индивидуальная история развития человека. Личность в онтогенезе.

Пример современного общества. Жизнь ребенка. Когда он может родиться как личность первый

раз?

Кризис - это борьба мотивов. А когда есть противоречие и необходимость выбора между двумя побуждениями, и они разные - появляется личность. Ребенок в возрасте 3-х лет - "Я сам". Ребенок готов к диалогу с взрослым. Типовой пример первого рождения - "Феномен горькой конфеты". Что значит борьба мотивов?

  1. Побуждение. Награда; 1 2

  2. Договор с взрослым.

Две цели, которые надо каким-то образом соподчинить. Дано: стул и конфета. Садись на стул. Достанешь конфету, тогда ее получишь. Пока взрослый в комнате, ребенок на стуле будет сидеть. Запрет будет выполняться. Взрослый выходит из комнаты и наблюдает за ребенком через полупрозрачное стекло.

У Леонтьева есть ученик Евгений Васильевич Субботский.

Дано: перед ребенком коробка с шариками, затянутая тканью с отверстиями. Шарики нужно достать. Достанешь шарик, получишь конфету. Но достать шарик нельзя. Он все время скатывается. Взрослый выходит, ребенок достает шарик рукой. Со стула вставал? - Нет. Рукой, наверное? Нет -лопаткой.

Ребенок нарушил запрет и солгал. Можно ли лгать личности? Это бессмысленно, так как ничего не выйдет. Закрывая правду от себя, не решишь проблему.

Кто такой ребенок? Это личность? Да. Личность внутри социального индивида. Личность и индивид это одно и то же. Ребенку не стоит лгать взрослому, а он солгал, тогда может возникнуть кризис. Ребенок ест конфету и плачет. Леонтьев говорит - конфета оказалась горькой в личностном смысле.

Запрет оказался нарушен по социально-культурному слою.

Рождение личности это вопрос не статистики, а вопрос, связанный с какой-то внутренней работой. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации.

Результат первого рождения личности, развития личности - соподчинение мотивов или иерархия.

Мотивы рядоположны

Один мотив встал над другим

Установилась структура мотивов. Человек в новой обстановке поступит так, какова его структура мотивов. Нужно ли осознавать эти мотивы? Мотивы есть, они побуждают к поступкам, но они не осознаются и не обязательно их осознавать.

В возрастной психологии помимо ведущих мотивов выделяют ведущие деятельности.

Мотивы у ребенка не осознаются, и личность во второй раз не родилась.

В мировой психологической практике возраст подростка от 14 до 20 лет не отличается от юношеского. Здесь должно появиться право на самостоятельный выбор. Здесь начинается проблема второго рождения личности. Подросток столкнулся с проблемой выбора профессии. У него есть структура мотивов. Мотивы могут меняться, но структура всегда есть.

И тогда он вынужден осознать свои мотивы. Он должен понять основание своего поступка. В реальности это происходит не всегда сразу. И человек может представлять, что он выбрал профессию неверно, в течение всей жизни.

Второе рождение личности - это осознание своих мотивов.

Наступает сложнейший процесс обдумывания своих мотивов. Мотивы в структуре могут поменяться местами, могут возникнуть новые, т.е. осознанный, осмысленный поступок это второе рождение личности. Вообще-то мотивы осознаются в течение всей жизни. В принципе мотивы будут действовать, даже если они не осознаются до конца.

Пример - кинорежиссер Андрей Тарковский. Всю жизнь пытался понять смысл своей профессии. Когда он торопился поставить фильм "Ностальгия" с темой тоски по Родине, ему задают вопрос: "Как вы относитесь к фильму "Иваново детство"?". Он сказал: "Я не помню. Потому что, когда я снимал его, я не понимал, что такое кино". Какая мотивация у него была? Внешняя. Значит -не моя. Мне приказали - я сделал. А здесь внешняя - не специфичная для данной деятельности. Он снимал не ради того, чтобы понять, что такое кино. Он снимал ради компании, ради учителя. Значит, не осознавал внутренней мотивации своей профессиональной деятельности. Только с фильма "Андрей Рублев" приходит понимание внутренней мотивации, специфичной мотивации своей деятельности -запечатленное время. Сколько раз посмотришь, столько раз найдешь что-то новое. Если до Тарковского кино было бихевиористским - будь таким, то после Тарковского отношение стало как к гештальт - кино. И не надо относиться как к аналитическому. Кино Тарковского надо просто смотреть. Пойми, что ты видишь, пойми, что ты чувствуешь сейчас. И тогда завершим данную тему.

1.3.5.Свойства реальной личности, Которая родилась второй раз.

Личность по определению является творческой в личностном поступке. Кант: "Личность в своем поступке выходит за собственные пределы". Трансценденция, трансцендентальное усилие она совершает. За пределы своих привычек, когда они мешают решить проблему. Выход за пределы собственного прошлого опыта. Прошлый опыт есть? Есть. Он нужен? Гештальтпсихологи говорят, что творческий опыт мешает найти новый выход. Выйти за пределы своего собственного опыта -трансцендентальное усилие.

Творческая личность - это тавтология. Это всегда выход за пределы ради кого-то другого. Это любовь. Это, когда я пытаюсь изменить себя ради кого-то другого человека. Высшей точкой трансценденции является Бог.

Судьба Солженицына

Начало 60-х годов. Солженицыну за 40. Он прожил сложную жизнь. Он пишет рассказы. Его печатают и дают Ленинскую премию. Какой соблазн! Получить высшую награду в стране. Но уходит один лидер, приходит другой. Сладкой конфеты не дали. Он в 50-е годы переболел раком и спасся. В его "Раковом корпусе" он размышлял о социализме с человеческим лицом, а такого тоже не бывает. И тогда, всмотревшись в высшую точку трансценденции - Бога, он сказал себе - а что такое эта Ленинская премия? Что это такое - советский писатель? И рассеял все свои грезы. Так произошло со всеми, кто развеял свои иллюзии, и стали не Советскими людьмл, а просто людьми.

Личность является множественной, сохраняя при этом плотность. Множественность, если не сохранить при этом целостность, то будет психическая болезнь. Должна быть собранность свойств, как сказал бы гештальтпсихолог.

Юрий Михайлович Лотман "Биография писателя" (А.С. Пушкин) работает как психолог. Пушкин в одних работах - друг декабристов, в других - монархист, друг царя. В одних Дон Жуан, в других - убежденный сторонник домостроя.

Личность нельзя раздирать на части. Вообще-то говоря, личность не могла бы развиваться, если бы не было противоречий. Одно нельзя без другого. Внутренние контрасты. Феномен двойной мысли - как только придет в голову что-то хорошее, так приходит и плохое. Потому что развивающаяся личность рассматривает альтернативы. Одно невозможно без другого. Пока проблема не решена, нет права на окончательное суждение.

Михаил Михайлович Бахтин - книга о Достоевском "Проблемы поэтики Достоевского". Он показывает, что герои Достоевского помещаются в ситуации возможного развития и разделяются на тех, кто эту возможность использует, и тех, кто нет. Аглая Епанчина, "Идиот", говорит Мышкину: "Нельзя выносить окончательное суждение о человеке, пока он жив".

Роберт Музиль не закончил роман "Человек без свойств". Если мы рассуждаем о человеке попросту, на языке дифференциальной психологии, то у него есть свойства. Но вопрос - для чего, ради чего? Например, общительность - для чего, ради чего? Или скупость. Это свойство является средством решения каких-то своих проблем. Ребенок своим поведением достигает своих целей и закрепляет какие-то функциональные свойства. Личность нужна не только для развития человечества, но и для развития себя самой.

Неизбежный результат грубого пациента - он спросит у психолога - что такое культура? Ему нужно понять разницу между Я и ОНО. На примере правила дорожного движения можно ответить -надо соблюдать правила, так соблюдают культурный запрет везде и всегда.

Абрахам Маслоу: "Чувство юмора - одно из свойств личности. Веселое настроение".

2.00. Человек как субъект деятельности. Личность.

Здесь будем говорить не о тех же проблемах, что и в первой части, а о сходных с ними.

2.1. Природа и общество. Возникновение и развитие психики у животных. Социокультурная регуляция деятельности.

  1. Критерий психического.

  2. Гипотеза о возникновении чувствительности.

  3. Стадии развития психики животных.

Основой будет книга Леонтьева "Проблемы развития психики" 40 г.

Была в качестве докторской диссертации. Переиздана в 59, 61 гг. Леонтьев получил Ленинскую премию за эту книгу. В 1965 г. он все сделал, чтобы в Москве произошел психологический конгресс. В Москву приехал Пиаже. И в 1966 г. был открыт факультет в Государственном Университете. По законам зоопсихологии эта книга устарела. Но книгу мы будем брать потому, что общая психология не только не устарела, но и имеем высокий статус. Он писал, конечно, для своего времени и о коммунизме. Но мы говорим только о двух вещах: гипотеза возникновения психики и почему возникла чувствительность.

2.1.1.

Критерии психического.

Понятие всегда имеет объем и содержание. По критериям мы будем определять имеет ли субъект психику.

1-й критерий (по Леонтьеву) - Антропопсихизм.

По этому названию мы видим, что психика - свойство только человека. Потому что только человек может дать отчет о себе - интроспекцию. Но это слишком узкое понимание психического.

2-й критерий - панпсихизм - самый широкий. Пан - все. Психика есть свойство любой материи. Есть понятие - все одушевлено, но древний шаман здесь ни при чем. Древний материалист говорит: «Психика есть везде». Ход мысли такой, что критерия нет, значит, все равно, что она не существует. В этом смысле говорили так - эпифеномен - над. Это психика, то ли она есть, то ли ее нет. Критерий не предлагается.

3-й критерий - биопсихизм - психика есть свойство живой материи. Тогда здесь будет отвечать биолог, и он предложит критерий из жизни вообще. Специального критерия опять нет. Тот, кто жив, тот и обладает психикой, но тогда не определить специфику, т.е. в классических критериях психика пока не определена.

4-й критерий структурный - нейропсихизм

Суть - наличие нервной системы. У человека она развита, может быть, и не развита. Нервная система - это определенная анатомическая структура. Говоря о человеке - сомнений нет. У высших животных она тоже есть, более - менее развитая, например, сетевидная и другие структуры. Предположим, что в самом начале эволюции у простейшего существа мы обнаружим, есть ли там нервная система или нет. И этот путь тупиковый. Принцип - единство сознания и деятельности. И психика должна развиваться в связи с какой-то деятельностью. Наши свойства личности функциональны. Например, способность говорить на иностранном языке. Ради чего он учился? Показать себя перед сверстниками и т.д. И тогда все зависит от его дальнейшей жизни. Если иностранный язык ему не пригодится, он его забывает. Если пригодится - будет говорить. Эта структура функциональна, она не возникает раз и навсегда.

Функциональный критерий

Возникает вопрос - в какой среде существует живое, организм? Какие жизненные задачи встают перед этим существом? Далее для решения этих задач необходима психика. Психика для функциональной деятельности организма.

И когда мы доказали, что она должна быть обеспечена своим органом - нервной системой. Если существо живет, значит у него есть телесный орган психики. ;%

2.1.2.

Гипотеза о возникновении чувствительности

Конец 30-х годов - выдающийся детский психолог Александр Владимирович Запорожец и Леонтьев.

Условно выделим два типа среды:

  1. Однородная или гомогенная. Все растворено и никаких предметов в среде нет.

  2. Разнородная. Гетерогенная, вещно-оформленная.

Помещаем объект в 1-й и 2-й тип среды и определяем, что ему надо для жизни. Определим среду как опасная, средняя, вредная.

В 1-ом случае, если все растворено, то субъект контактирует с какой-то концентрацией пищевого вещества. Это раздражимость - способность реагировать на жизненно важное воздействие. Такому существу важно двигаться в сторону полезного и избегать вредного. Способности отражения -психики пока нет. Она просто не нужна.

В принципе, в развитых человеческих формах, единица мышления - понятие. Единица восприятия - образ.

Например, мел. Чтобы иметь понятие - он твердый или мягкий мы используем сам мел, наблюдаем его при ощущении, восприятии, т.е. используем средства. В понятиях отражаются существенные свойства предметов и необязательно мы должны предмет наблюдать. В понятиях можно рассуждать об абстрактных свойствах.

Мышление это какая-то форма отражения. Отражаем мы реальность. Мы начинаем смотреть какое-то отражение. Мышление - это обобщенное и опосредствованное, т.е. такое, где есть средства, отражение существенных свойств и отношений реальности.

Критерий психики - способность отражать биологически важные для животных свойства предмета.

Есть два крайних мнения:

  1. У человека инстинкт вообще отсутствует, есть только у животных. У человека - навыки;

  2. Инстинкт есть у животных и у человека.

Инстинкт - видовой опыт. Он дан индивиду по факту рождения. Он врожден. Современный психолог Курт Багрен говорит, что у человека есть также опыт видового научения (необходимый) т.е. облигатное научение. Т.о. инстинкт - это врожденная достаточно жесткая программа, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие свойства среды.

У Джона Уотсона (класс, бих.) - то же. Элементарное движение - это звено инстинкта.

В чем жесткость инстинкта? »

  1. стадия. Исследования на материале насекомых.

  2. стадия. На материале животных.

  3. стадия. На материале высших млекопитающих. Кокон - живое существо - бабочка.

Прогрызание отверстия в корке кокона - инстинктивный акт. Зоопсихолог ставит на выходе стеклянную трубочку, на конце которой точно такая же корка. Инстинкт таков - 1 раз прогрыз, нарушили последовательность, насекомое погибает. Это свидетельство жесткости инстинкта. Сейчас есть мнение, что инстинкта нет вообще. Но мы не будем так говорить.

Конрад Лоренц «Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга». Лоренцу принадлежит опыт - это опыт с запечатлением. Печать - принт, импритинг. Гипотеза - хотя инстинкт является жестким, но это происходит не всегда. Жесткость проявляется после рождения. Есть такой период, когда инстинкта нет. Т.о. при жизни инстинкт уточняется.

Следование утят за уткой - врожденный инстинкт следования. Но утенок пойдет не за любым предметом, а за тем, у которого есть ключевой признак утки.

  1. Картонный муляж - утята идут;

  2. Подушка - утята идут;

  3. Сам экспериментатор встал - идут.

Следование за движущимся объектом. А каким будет объект сначала неважно. Но результат таков, что в другой раз уже за матерью не пойдут.

Импритинг - произошло запечатление.

Оса. Место укола на теле жертвы задано жестко. Результат важен для выживания. Но процесс достижения результата меняется, например, траектория движения насекомого. В какую ситуацию должно животное попасть, чтобы его инстинкт оказался недостаточным?

Эксперимент с сомиком

Животное плывет на свойство - запах пищи, подплывает к преграде и когда случайно оказывается около отверстия, подплывает к приманке. Это напоминает проблемную клетку Торндайка (кошка). Животное долго учится подплывать прямо к отверстию. Убираем перегородку. Животное плывет по изогнутой траектории и только через многое количество проб подплывает прямо к приманке.

В данной ситуации есть два предмета - 1. приманка; 2. перегородка. Животное отражает свойства предмета. Предметов оно не различает.

Рисунок 1. отверстие

перегородка

приманка

Может это какие-то световые пятна. В вестерне для детей «Ковбой» - Робот является целью -мишенью при стрельбе. Робот взбунтовался и преследует туриста. Как он его видит. Он видит его блуждающим пятном. У него сенсорная психика. Турист хватает со стены факел, и удар робота приходится по яркой точке. Так же и животное не различает предметов, а их надо различать.

Вторая стадия - перцептивная

Отношения между предметами. Предметы вступают во взаимодействие. Сомику надо отражать предметы. Форма отражения предметов - образ лат. перцепция. Стадия развития психики -перцептивная.

Инстинкт - термин этологов, а безусловный рефлекс - физиолога. Это не одно и то же.

Навык - это индивидуально изменчивая форма поведения. Там оно было облигатным, здесь -факультативным. У каждой особи есть свой способ поведения - операция. Это способ достижения конечного результата, зависящий от изменения условий, т.е. есть перегородка - поплыл в отверстие, нет перегородки - поплыл прямо. Поведение индивида при этом становится гибким. Это типовое поведение - крыса в лабиринте.

Курт Фабри «Основы психологии» полностью опирается на Леонтьева до этой стадии. Леонтьев

же, опираясь на Келера, пошел дальше. Келер работал с шимпанзе.

Третья стадия развития психики - интеллект

В данном случае - это не форма отражения.

Чем навык отличается от интеллекта? Навык формируется постепенно, а интеллект - это качественное изменение в поведении. Была одна фаза, и она качественно сменилась другой. Это наличие двух качественно разных фаз: 1. подготовка; 2. исполнение.

Формальный признак интеллекта. Келер считает, что это форма поведения. Животное может пойти от приманки обходным путем. Сначала уйдет от приманки. У интеллектуального поведения есть еще признаки - интеллект не требует новых условий обучения, в отличие от навыка. Самый главный признак интеллекта - использование орудий. Ситуативное использование орудий. Форма отражения интеллекта - предметные ситуации.

Инсайт - это целостная организация проблемной ситуации, которая позволяет обнаружить и устранить основной конфликт. Отношение средства к основному результату - палки к цели.

Есть ли мышление у животных? Речевое мышление - нет. Доречевое есть, значит, есть интеллект. Есть ли понятия у животных? Речевых понятий нет - это ясно. Палкой надо достать банан. Если у шимпанзе есть, что искать, значит, есть понятие об этом предмете - средстве. Значит, есть наличие функциональных понятий на время решения задачи - отражение отношений между предметами. И живет в среде, где предметы вступают в определенные отношения. Установлен предел развитию психики животных.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный отчет моу сош № 78 г о самара анализ учебной деятельности моу школы №78 г о самара за 2009-2010 учебный год

    Публичный отчет
    ... посещали курсы при ГОУ СИПКРО « ... полное понимание прочитанного. У 3-х ... Самара Адрес: 443111, г. Самара ... руководителями, психологом и медицинской ... и интеллект, общая культура и нравственность ... 05.1997 8 ... дорога детства август- сентябрь 2010 года) Классные ...
  2. М униципальное гимназия № 1 городского округа самара публичный отчет

    Публичный отчет
    ... годуСамара, 2011 Общая ... СИПКРО, студенты 5 курса ... прочитанного текста»)- 11 Авторская программа элективного курса ... Выготский Л. Педагогическая психология. – М.: ... – Самара, 1997. ... августа 2008 года ... сентябрь Гимназическая спартакиада «Золотая осень» – сентябрь ...
  3. Состав комиссии проводившей самообследование по реализации специальности 190205 – подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование

    Документ
    ... Самара : СамГУПС, 2009 43 Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии ... 1 сентября 2003 года) [ ... . прочитанная преподавателям ... Церкви. - Самара : ГОУ СИПКРО : НТЦ, ... на 15 августа1997года [Текст] ... Е. Основы физики. Курсобщей физики. В 2 ...
  4. Состав комиссии проводившей самообследование по реализации специальности 190205 – подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование

    Документ
    ... Самара : СамГУПС, 2009 43 Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии ... 1 сентября 2003 года) [ ... . прочитанная преподавателям ... Церкви. - Самара : ГОУ СИПКРО : НТЦ, ... на 15 августа1997года [Текст] ... Е. Основы физики. Курсобщей физики. В 2 ...
  5. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (98)

    Программа
    ... НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ... прочитанного, ... ЦРО г. Самары. С ... СИПКРО ... Сентябрь, январь 1, 5,10 Психолог 2 Анкетирование родителей учащихся Сентябрь, март 1-11 Психолог ... .02.1997 5 ... рамках учебного года и курса в целом ... в школе). Август- сентябрь Пижамова Т.А. – ...

Другие похожие документы..