textarchive.ru

Главная > Документ


Имея неизмеримую бодхичитту, всепроникающую мудрость и абсолютную неустрашимость, Будда всеми способами помогает живым существам избавляться от страданий. Он благословляет нектаром, находящимся в чаше, всех живых существ. Будда прошел весь Путь: от зависимости до полного подавления Map, и, если следовать этому Пути. то и мы также можем победить их.

Обычный человек не может подавить Мары. Если во время созерцания возникает блуждание мыслей или возбужденное состояние, то это действие Мары Сына небожителя. Если у человека появляются чувства гнева, зависти или алчности, то это действие Мары клеш. Живое существо болеет, умирает, но это происходит не по его желанию, а является действием Мары смерти.

На голове у Будды имеется ушниша (выпуклость на макушке головы, являющаяся признаком буддовости, тиб.: зугдор), которая является признаком того, что Он в течение многих сотен жизней выполнял практики даяния, нравственности и терпения. Ушниша имеет снаружи черный, а изнутри голубой цвет. Такие цвета являются признаком выполнения практики даяния. Ушнишу обвивают волосы, сами по себе скрученные в спираль. Это свойство волос Будды является признаком выполнения практики нравственности. Ушниша никогда не покрывается пылью. Это свойство является признаком выполнения Буддой практики терпения. Ушниша также имеет свойство неизмеримости, то есть обычному человеку кажется, что она имеет определенный размер, однако измерить ее невозможно. Это свойство является признаком того, что Будда в течение многих жизней практиковал все парамиты и, вследствие этого, и возникла ушниша. Как известно, Будда, достигнув Просветления, в течение всей последующей жизни проповедовал Дхарму. Многие из своих проповедей Будда передал не изустно, а через ушнишу, находясь в состоянии глубокого сосредоточения (состоянии шамадхи). Например, божества Сагаан Шухэртэ (тиб.: Дугкар, санскр.: Ушнишасита), Зугдор Намжма (санскр.: Ушнишавиджая) вышли из ушнишы Будды Шакьямуни в таком виде, какими они изображены на танках. Их проповедь впервые произошла также из ушнишы (из ушнишы исходил звук проповеди (например, читался текст сутры Дугкар)).

На лбу у Будды имеется отметина черного цвета (тиб.: зодбу). Это длинный, свернутый в спираль волос, произрастающий изо лба. Эта отметина имеет такую же природу, что и ушниша: Будда в течение многих кальп практиковал все парамиты. Если попытаться вытянуть волос и измерить его длину, то он будет тянуться бесконечно а, если отпустить, он сразу сворачивается в спираль. На танках зодбу изображают иногда черного цвета, иногда белого, иногда изображают ее в виде драгоценного камня.

Эти два признака являются самыми важными из 32 признаков буддовости. Кроме них остальные признаки на танке не обозначаются. Для созерцания важно знать смысл этих двух признаков. На этом заканчивается описание внешнего вида Будды Шакьямуни - владыки Учения, восседающего на центральном троне.

Все феномены обладают двумя свойствами, которые условно можно подразделить на обширное и глубинное. Соответственно этому существует Путь обширного ведения и Путь глубинного постижения. Оба Пути изложил Будда Шакьямуни в своих проповедях. Будда проповедовал их применительно к состоянию сознания учеников (оно тогда было очень высоким). Однако в настоящее время уровень сознания людей не так высок. Если сейчас давать Учение только по проповедям Будды, то для нас оно не будет понятным. Не будет понятно, в какой последовательности следует идти по Пути: что делать сначала, что потом и т.д. Предвидя это, Будда поручил развить и дополнить комментариями Путь обширного ведения Майтрее, а Путь глубинного постижения - Манджушри. Будда Майтрея проповедовал Учение Пути обширного ведения более полно. Затем Его ученик Асанга еще более дополнил Учение комментариями, соответственно своему времени и уровню сознания своих учеников. И так далее это Учение дополнялось комментариями другими Учителями этой линии преемственности, вплоть до наших Учителей, которые передают Его нам в полном соответствии с Учением Будды, изменяя применительно к настоящему времени и состоянию нашего сознания лишь методику изложения. К этому Учению относятся не все описание постоянно изменяющегося, богатого красками феноменального мира, а только то, что касается пути Освобождения. То же самое можно сказать о Манджушри и Его линии преемственности, как о держателях Пути глубинного постижения.

По правую сторону от Будды Шакьямуни восседает на троне Будда Майтрея, держатель Пути обширного ведения (тиб.: Джясин Чойджи). Вокруг него восседают Учителя данной линии преемственности: Асанга, Васубандху и другие.

По левую сторону от Будды Шакьямуни восседает Манджушри, держатель Пути глубинного постижения (тиб.: Самудда Чой). Вокруг него располагаются держатели линии преемственности: Нагарджуна, Чандракирти, Арьядева и другие.

Позади Будды Шакьямуни восседает на троне Будда Ваджрадара. Он является держателем Пути сокровенной мантры. Вокруг него располагаются держатели этой линии преемственности: Тилопа, Наропа, Домбипа, Атиша, 82 индийских махасиддха и другие.

Перед Буддой Шакьямуни находится на троне Коренной Учитель в том виде, каким вы его знаете. Если у Учителя есть какие-нибудь телесные недостатки, то их можно не представлять. Правая рука Учителя находится в мудре проповеди, левая - в мудре созерцания держит чашу, наполненную нектаром. Мудра проповеди символизирует проповедь Учения. Слушая проповедь Учения, размышляя, а затем, применяя на практике методы освобождения, переданные в проповеди, человек имеет возможность вырваться из-под власти Map. To, что руки Учителя сложены именно в эти мудры, имеет глубокий смысл: Учитель дает проповедь Учения, находясь в состоянии шамадхи. Совмещение глубокой сосредоточенности и проповеди Учения является одним из признаков буддовости. Такое совмещение невозможно для обычного человека, который не способен одновременно и проповедовать Учение и находиться в состоянии глубокой сосредоточенности. Кроме того, мудра проповеди имеет для ученика следующий смысл: получив и поняв наставления, необходимо реализовать их. Нельзя оставлять практику!

Если практикующий имеет несколько учителей, то на троне перед Буддой Шакьямуни располагаются все учителя, а в центре их находится Коренной Учитель. Если в момент созерцания Учитель жив, то нужно представлять, что он восседает на олбоке, если Он уже покинул этот мир, то Он восседает на лотосе, на котором находятся лунный и солнечный диски.

Большой трон, на котором расположены пять тронов, окружают идамы ануттарайогатантры: Ямантака, Гухьясамаджа, Чакрасамвара и Калачакра. При этом нужно представлять, что идам, которого вы практикуете, находится в центре. Вокруг них кругами располагаются: идамы йога-, чарья- и криятантры. Затем следуют тысяча будд настоящей махакальпы. Вокруг этой группы находятся 35 будд покаяния, за которыми следуют бодхисагтвы: Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапаии, Самантабхадра, Саяг-ринпоче, Саяг Нимбу, Намхай Нимбу т.д. В цогшине будды выглядят так же, как и Будда Шакьямуни, т.е. одеты в монашеские одежды, а бодхисаттвы одеты в прекрасные, божественные одежды (отличающиеся от монашеской). На буддах и бодхисаттвах имеются красивые украшения. За ними следуют пратьекабудды, архаты - святые хинаянской колесницы. Архаты держат в руках то, что держат шестнадцать архатов - первых учеников Будды. У пратьекабудд на голове имеется ушниша, но размеры ее меньше размера ушнишы Будды. Архатов окружают даки и дакини 24 местностей (священные места в Индии, Тибете), 32 мест поклонения (24 упомянутых святых мест + 8 великих кладбищ - мест выполнения тантрийских практик великими йогинами). Затем следуют защитники Учения. Вообще существуют два вида защитников Учения:

- защитники-арьи. Это защитники, которые вышли из круга сансары.

- защитники, не покинувшие круг сансары, например: Табан хан (санскр.: Панзамахаранза), Дорже Логпа, Дамчжан Дорлиг, Цанба, Саган Убгэн, Табок и др.

К Объектам Прибежища относятся только защитники-арьи. В центре находится Гомбо (шестирукий Махакала темно-синего цвета). За ним по правую сторону следуют: Чойжил (три вида: внешний, внутренний и тайный; санскр.: Яма), Намсарай (санскр.: Кубера), Лхамо, Гомбо-шалжи (четырехголовый Махакала). По левую сторону находятся белый Махакала, Сэндэма и др. За защитниками, по четырем сторонам света находятся четыре махараджи защитники сторон света. Все святые, относящиеся к объектам Прибежища, начиная от Будды Шакьямуни и заканчивая махараджами, на самом деле являются эманациями Будды Шакьямуни и обладают телами, светящимися изнутри. Все объекты Прибежища излучают безмерную доброту и сострадание ко всем живым существам, томящимся в круге сансары.

Созерцая объекты Прибежища, нужно прибегать к Трем Драгоценностям. Живые существа прибегают к Трем Драгоценностям по двум причинам: из-за боязни страданий, которые неизбежны для находящегося в круге сансары; из-за веры в то, что Три Драгоценности помогут избавиться от страданий.

Само понятие Прибежища подразделяется на махаянское и хинаянское Прибежище.

Хинаянское Прибежище: если действия человека негативны, то накапливается отицательная карма и он находит последующие рождения в низших мирах. Имея такое понятие, практикующий прибегает к Трем Драгоценностям с верой в то, что Они помогут избавиться от страданий сансары.

Махаянское Прибежище: Практикующий прибегает к Трем Драгоценностям, веруя, что Три Драгоценности дают освобождение всем живым существам, не желающим страданий. но страдающим в сансаре из-за своего неведения.

Махаянское Прибежище приводит практикующего к состоянию Будды. Хинаянское Прибежище приводит к достижению Нирваны при жизни 1, но не к достижению полного Просветления, конечной Нирваны. 2

Таким образом, сосредоточившись на объектах Прибежища, нужно читать текст Прибежища. При этом необходимо созерцать, что вас окружает бесчисленное количество живых существ всех шести видов в облике людей, и читают текст вместе с вами.

Созерцая пять Будд, восседающих на большом троне, читаете первую строку Прибежища: "ЛАМАЛА ЧЖЯВСУЧИО - "Верую в Учителя". Повторяете эту строку десять раз (дважды по пять раз). При этом: читая первые пять раз, созерцаете, что от пяти Будд исходят потоки света и нектара белого цвета и очищают отрицательную карму, в особенности произошедшую от непочитания Учителя. Это такие греховные мысли, как предположение о том, что Учитель недостаточно глубоко знает Учение, не может выполнять некоторые практики и т.д. Также этот свет и нектар устраняют препятствия, возникающие при выполнении практики. Например, такие как невозможность принятия Прибежища (не можете взрастить веру в Три Драгоценности) или болезнь.

Читая следующие пять раз, созерцаете, что от пяти Будд исходят свет и нектар желтого цвета и, проникая в вас, дают благословение Тела, Речи и Мысли Будды. Тем самым увеличиваются добродетели, привносятся в вас качества Будды и ваша сущность становится сущностью Будды. Также можно думать, что все качества Будды образуют нектар, и в виде нектара вливаются в вас.

Созерцая идамов тантр четырех разделов (по части тантры), 1000 будд настоящей махакальпы, 35 будд покаяния (по части сутры), читаете следующую строку Прибежища: "САНДЖЭЙЛА ЧЖЯВСУЧИО" - "Верую в Будду" также десять раз. Читая первые пять раз созерцаете, что от объектов созерцания исходят белый свет и нектар и очищают от препятствий и отрицательной кармы, в особенности, произошедшей от непочитания выделенных объектов Прибежища. Это могут быть такие мысли и действия как, например: "эта статуэтка Будды хорошая, а та плохая"; забрать обратно некоторую часть преподнесенных денег. Иногда люди оставляют в залог статуэтки или танки, имеющие большую ценность. Это является прегрешением по отношению к объектам Прибежища. Обычно мастера распространяют статуэтки или ритуальные принадлежности для собирания благих заслуг. Некоторые это делают для своего обогащения. Такая продажа является прегрешением и ведет к накоплению отрицательной кармы. И наоборот, если мастер предоставляет кому-нибудь статуэтку с целью накопления благих заслуг, то это очень хорошо. В прежние времена в большом количестве уничтожали буддийские предметы почитания. Это также является прегрешением по отношению к Трем Драгоценностям.

При чтении следующих пяти раз от объектов созерцания исходят желтый свет и нектар , проникая в вас, привносят качества объектов Прибежища.

При чтении третьей строки Прибежища: "ЧОЙЛА ЧЖЯВСУЧИО" - "Верую в Учение", прибегаете к высоким качествам Просветленных. Понятие "высокие качества" означает наличие в потоке сознания Просветленных Истины Прекращения и Истины Пути (третьей и четвертой из четырех Благородных Истин). Сущностью всего Учения являются эти две Истины, образ же их представляется в виде золотых книжечек, находящихся перед каждым из Просветленных.

Все Учение подразделяется на теоретическое и практическое. Теоретическое Учение излагается в книгах. Практическое Учение заключается в том, что высокие качества Просветленных привносятся в наш поток сознания. Можно было бы созерцать знания (тиб.: чой) своего Учителя и всех Просветленных, однако знания не имеют формы, так же как и мысль Будды (тиб.: тук) не имеет формы, и мы созерцаем ее как слог "ХУМ".

Так же как и предыдущие, читаете эту строку десять раз. Читая ее первые пять раз, представляете, что от золотых книжечек исходит белый свет и нектар и, проникая в вас, очищает множество греховных деяний, совершенных вами, особенно по отношению к Учению. Например, разделение на плохое и хорошее проповедь Будды Шакьямуни (махаяна -хорошее Учение, хинаяна - плохое); непочитание книг, в которых излагается Учение (класть такие книги ниже себя: на пол, на землю и т.д.);

При чтении следующих пяти раз представляете, что от них исходит желтый свет и нектар и, проникая, привносит все Учение в вас.

Читаете четвертую строку Прибежища: "ГЕНДУНЛА ЧЖЯВСУЧИО" - "Верую в Общину" также десять раз. Под общиной здесь понимается Высшая Община Святых, к которой относятся пратьекабудды, архаты (это община для тех, кто занимается сутрой), даки, дакини и защитники Учения (это община для тех, кто занимается тантрой).

В общем, община делится на высшую и обычную. К высшей общине относятся перечисленные Просветленные. Эти Святые невидимы обычному человеку и наряду с Ними к высшей общине относятся также люди, имеющие прямое постижение Пустоты. Это могут быть как полные или неполные монахи (тиб. соответственно: гелонг, гэцул), так и светские люди.

Обычную общину составляют, по крайней мере, четыре гелонга. Трое гелонгов еще не являются общиной. Если есть один человек, имеющий прямое постижение Пустоты, то он единственный составляет высшую общину.

Таким образом, свет и нектар исходят от указанных объектов Прибежища. Читая первые пять раз, представляете, что белый свет и нектар очищают все греховные деяния и препятствия, возникшие от негативных поступков, особенно по отношению к общине. К таким поступкам относятся:

- раскол общины;
- пользование имуществом общины;
- плохие отзывы об общине;
- прекращение ежедневных молебнов, посвященных защитникам Учения в дацанах;
- создание распрей между светскими людьми.

Раскол общины считается особенно тяжким грехом, если в результате раскола в дацане разрушилась община. Например, если в общине были восемь гелонгов, а после раскола появились две группы монахов по четыре в каждой, то каждая из этих групп является общиной, т.е. образовались две общины. Если же раскол произошел в общине, насчитывающей, например, пять гелонгов, то в результате раскола не останется ни одной общины (так как в каждой группе оказывается меньше четырех гелонгов), т.е. разрушается община - этот грех является большим по сравнению с предыдущим.

При чтении следующих пяти раз желтый свет и нектар привносят в вас мудрость пратьекабудд, архатов, даков, дакинь, защитников Учения.

В созерцании постоянно используются понятия "ниспадание света" и "ниспадание нектара". Рассмотрим созерцание этих двух понятий более подробно. Понятие ниспадания лучей света относится к сутре, а ниспадания нектара - к тантре. Когда согласно тексту в созерцании нисходят лучи света и, растворяясь в нашем теле, очищают от негативных факторов, наделяют высокими качествами будд - в этот момент можно также созерцать и ниспадание нектара. Есть три способа созерцания света и нектара:

1) луч света представить полой трубочкой и по полости протекает нектар;
2) луч света представить как желоб, по которому протекает нектар и попадает к нам;
3) распространяются лучи света, и как дождь падает нектар.

После чтения текста Прибежища, необходимо читать следующие строки, взращивающие бодхичитту:

САНДЖЭЙ ЧОЙДАН ЦОГЧЖИ ЧОГНАМЛА
ДЖЯНЧУБ ВАРДУ ДАГНИ ЧЖЯВСУЧИ
ДАГГИЙ ДЖИНСОГ ДЖИЙПА ДИДАГГИЙ
ЧЖОЛА ПЭНТЧИР САНДЖЭЙ ЧЖУВПАРШЁГ

В четверостишии первые две строки также являются принятием Прибежища: "Верую в Три Драгоценности: Будду, Учение и Высшее Собрание Святых вплоть до достижения состояния Будды". В следующих двух строках говорится: "взрастив в себе бодхичитту, я не только ради своего блага, но ради блага всех живых существ буду совершать все добродетельные поступки, которые перечислены в шести парамитах 3: даяние, обеты, терпение, старание, медитация, мудрость". Созерцание при чтении такое же, как и в Прибежище. Так же как и при чтении текста Прибежища, каждую строку четверостишия можно многократно повторять, мысленно удерживая в сознании соответствующие объекты Прибежища:

САНДЖЭЙЛА ЧЖЯВСУЧИО... - читаете произвольное количество раз
ЧОЙЛА ЧЖЯВСУЧИО... - читаете произвольное количество раз
ГЕНДУНЛА ЧЖЯВСУЧИО... - читаете произвольное количество раз
ДАГГИЙ ДЖИНСОГ ДЖИЙПА ДИДАГГИЙ ... - читаете произвольное количество раз
ЧЖОЛА ПЭНТЧИР САНДЖЭЙ ЧЖУВПАРШЁГ... - читаете произвольное количествораз

Принятие Прибежища и взращивание бодхичитты являются особенными методами накопления добродетелей. Есть определенные виды добродетелей, которые позволяют рождаться, например, в мире Брахмы. Мы же не накапливаем добродетели ради того, чтобы рождаться в каком-либо раю. У нас другие цели: всемерно содействовать освобождению от страданий всех живых существ.

Вообще, Путь к Просветлению состоит из того, что человек принимает Прибежище, взращивает бодхичитту, практикует шесть парамит и, в конце концов, достигает Просветления. Здесь предлагается другой Метод.

После принятия Прибежища и взращивания бодхичитты нужно по-прежнему созерцать перед собой Объекты Прибежища. Затем созерцаете, что от Будды Шакьямуни отделяется такой же образ Будды Шакьямуни, растворяется в вас, и вы преображаетесь в Будду. Таким образом, вы достигаете Просветления. После этого от вас отделяется очень много образов Будды. Они растворяются в окружающих вас живых существах, и все они также преображаются в Будду.

Эта практика называется применением на Пути плода - бодхичитты. Бодхичитта подразделяется на относительную и абсолютную. Относительная бодхичитта является причиной достижения Просветления, а абсолютная - плодом. Таким образом, Просветление означает наличие абсолютной бодхичитты. Вы мгновенно преображаясь в Будду, мгновенно обретаете Просветление, т.е. у вас мгновенно проявляется абсолютная бодхичитта. Приведя всех живых существ к Просветлению, вы достигли всех целей, стоявших перед вами. В этот момент, созерцая достижение Просветления вами и всеми живыми существами, вы испытываете радость от того, что достигли Просветления, состояния Будды, радость от того, что все это вы сделали ради блага живых существ, радость от того, что привели всех живых существ к Просветлению. И затем некоторое время переживаете это состояние. От этого есть очень большая польза.

После этого читаете и созерцаете Четыре Безмерных. При чтении текста нужно созерцать перед собой Объекты Прибежища:

СЕМЧЭН ТАМЧЕД ДЕВАДАН ДЕВИ
Пусть все живые существа обретут счастье
ДЖЮДАН ДЭНПАР ДЖЮРЧИГ |
и причины для счастья.
СЕМЧЕН ТАМЧЕД ДУГНАЛЬДАН ДУГНАЛЬ ДЖИ
Пусть все живые существа избавятся от страданий
ДЖЮДАН ЧЖАЛЬВАР ДЖЮРЧИГ
и от причин страданий.
СЕМЧЭН ТАМЧЕД ДУГНАЛЬ МЕДПИ
Пусть все живые существа не расстаются с блаженством,
ДЕВАДАН МИЧЖАЛЬВАР ДЖЮРЧИГ |
в котором нет страданий.
СЕМЧЭН ТАМЧЕД НЕРИН ЧАГДАН НИДАН
Пусть все живые существа пребудут в беспристрастии,
ЧЖАЛЬВИ ТАННЮМЛА НЭЙПАР ДЖЮРЧИГ ||
избавляющей от привязанности к близким и ненависти к врагам.

Текст Четырех Безмерных состоит из четырех предложений, каждое из которых нужно хорошо обдумать и созерцать.

Несмотря на то, что вы переживаете радость, на самом деле Просветление еще не достигнуто. Все это происходит лишь созерцательно. Почему Просветление не реализовано по-настоящему? Оно не реализовано из-за пристрастностей: привязанности к близким, ненависти к врагам, совершенного безразличия к незнакомцам. Пристрастности не дают возможность достигнуть Просветления. Следовательно, от Них нужно избавиться.

Для избавления от пристрастностей необходимо взращивать в себе состояние безмерной любви, сострадания, сорадования, равностного отношения ко всем живым существам. Однако невозможно сразу полюбить врага. Поэтому сначала нужно взрастить в себе безмерное равностное отношение, а затем безмерную любовь, сострадание и сорадование ко всем живым существам.

После чтения и созерцания Четырех Безмерных происходит процесс сворачивания Объектов Прибежища. Есть три метода сворачивания:

1. Начиная с внешнего края Объекты Прибежища сворачиваются: каждый наружный круг входит во внутренний. Четыре махараджи растворяются в защитниках Учения, защитники - в даках, дакинях, и так далее. Будды, окружающие Будду Шакьямуни, вместе с учениками преображаются в ясный свет и растворяются в Будде Шакьямуни через межбровье. Будда Шакьямуни, в свою очередь, преобразовавшись в ясный свет, растворяется в вас через межбровье.

2. Объекты Прибежища растворяются в Пустоте.

3. Объекты Прибежища приподнимаются чуть вверх.. После этого нужно призвать божеств мудрости. Божества мудрости растворяются в Объектах Прибежища и все это преображается в цогшин Лама Чодба.

Третий метод является не сворачиванием, а преобразованием Объектов Прибежища в цогшин. При выполнении созерцания третьим методом, после приподнимания Объектов Прибежища нужно читать текст, очищающий и благословляющий окружающее пространство. Транскрипция этого текста приведена в [1, стр.-12]. Если помещение, в котором вы находитесь невелико, то надо представлять его достаточно просторным и, читая, нужно думать, что ваш дом и земля - все очищается и благословляется. Затем читается текст благословения подношений [1, стр. 12]. На очищенном и благословленном месте возникает цогшин Лама Чодба.

Цогшин - это собрание будд, бодхисаттв, архатов, пратьекабудд, даков, дакинь, защитников Учения во главе с Учителем, расположенных в определенном порядке. По построению Объекты Прибежища и цогшин похожи, но различны их функции. Функция Объектов Прибежища заключается в том, что при чтении текста Прибежища выполняется прибегание к Трем Драгоценностям. У цогшина другая функция. Созерцая цогшин, практикующий выполняет семеричный ритуал, ритуалы омовения, подношения мандала. Это практики, позволяющие накопить множество добродетелей, поэтому цогшин называют полем добродетелей ( полем заслуг).

С другой стороны, цогшин - это непрерывная линия преемственности, по которой, начиная от Будды Шакьямуни, через держателей Учения, Учение передалось вашему Коренному Учителю и Он передает Его вам в полной чистоте и соответствии с коренным Учением. Созерцание цогшина, таким образом, является созерцанием всей линии преемственности от Будды Шакьямуни до вашего Коренного Учителя и осознаванием принадлежности этой традиции вас лично.

Существует много разновидностей цогшинов. В данном случае созерцаете цогшин Лама Чодба. Приведем его описание.

Цогшин располагается на прекрасном дереве Пагсам шин (название дерева), произрастающем на очищенной и благословленной земле или из молочного моря. Наверху у дерева имеются четыре ветви, среди которых цветет большой и прекрасный цветок. На цветке находится прекрасный трон. подпираемый восемью львами. Лев является царем зверей и то, что они подпирают трон, является символом бесстрашия Будды. На троне находится лотос, на нем солнечный, а поверх его лунный диск. На этом сидении располагается весь цогшин. Лотос является символом чистоты: произрастая в болотистой местности, в грязи, лотос совершенно чист и никакая грязь не пристает к нему. Солнечный диск так горяч, что от его жара все тает, т.е. познается истинная природа всего — так же и мудрость, познавшая пустоту, познает истинную природу всех феноменов. Таким образом, солнечный диск является символом познания пустоты. Лунный диск является символом бодхичитты. Силой бодхичитты очищаются клеши.

В центре цогшина находится лама Цонкапа. В Его сердце - Будда Шакьямуни. В сердце Будды Шакьямуни - Будда Ваджрадара со своим материнским аспектом. В сердце Будды Ваджрадары находится слог "ХУМ" Этот комплекс по-тибетски называется Лама Ловсан Туван Дордже Чанг. Лама - Коренной учитель; Ловсан - лама Цонкапа; Туван - Будда Шакьямуни; Дордже Чанг - Будда Ваджрадара.

В таком облике три-саттвы нужно представлять сущность своего Коренного Учителя. Впереди центральной фигуры располагается лама Цонкапа с двумя ближайшими учениками. Здесь в образе ламы Цонкапы также представлен Коренной Учитель и все остальные Учителя. Согласно традиции Гаден Чойджи Ченба из сердца Коренного Учителя (центральной фигуры цогшина) появляется луч света и направляется вправо, и по эту сторону проявляется линия преемственности традиции обширного ведения. Луч направляется влево, и проявляется линия преемственности традиции глубинного воззрения. Луч направляется вверх и образует линию преемственности благословенной практики, которая размещается пятью колоннами. В начале центральной колонны находится Будда Ваджрадара, от него вниз по колонне исходят множество Манджушри. По правую сторону от Будды Ваджрадары находится Гухьясамаджа, за ним Ямантака; по левую сторону от Ваджрадары находятся Хеваджра и Чакрасамвара. От них вниз по колоннам исходят линии преемственности каждого из перечисленных идамов. Коренной Учитель располагается посередине лотоса. Лотос имеет очень много лепестков, которые образуют 12 ярусов дерева Пагсам Шин. На самом верхнем ярусе, имеющем четыре лепестка, находятся четыре идама ануттарайогатантры: Гухьясамаджа, Ямантака, Хеваджра, Чакрасамвара. На следующем ярусе находятся идамы ануттарайогатантры во главе с Калачакрой. Далее по порядку следуют:

на 3-м ярусе — идамы йогатантры;
на 4-м ярусе — идамы чарьятантры;
на 5-м ярусе — идамы криятантры;
на 6-м ярусе — все будды трех времен (1000 будд настоящей махакальпы, 35 будд покаяния и пр.);
на 7-м ярусе — бодхисаттвы;
на 8-м ярусе— пратьекабудды;
на 9-м ярусе— архаты;
на 10-м ярусе — даки и дакини; на 11-м ярусе — защитники Учения, в центре- Гомбо;
на 12-м ярусе — четыре махараджи защитники сторон света, они располагаются на облаках.

После этого полезно выполнить ритуал омовения божеств цогшина [1, 15с.]. Смысл этого ритуала в том, что при помощи его очищаются страдания, болезни живых существ.

5. Выполнение семеричного ритуала и подношение мандала (Янлаг дунба)

Семеричный ритуал

Семеричный ритуал присутствует в начале многих практик. Выполнение его очень важно. Семеричный ритуал состоит из семи частей, каждая часть имеет текст, который прочитывается и созерцается [1, 24с.] (если нет текста, то можно выполнять все части ритуала, представляя все так, как здесь описано):

1) поклоны и простирания;
2) выполнение подношений;
3) раскаяние;
4) сорадование;
5) просьба поворота колеса Учения;
6) просьба к Учителю оставаться до угасания сансары;
7) посвящение добродетелей.

Рассмотрим каждую часть более подробно.

1. Поклоны и простирания.

Существуют три вида простираний: тела, речи и мысли.

Простирания тела бывают полные и неполные. Для выполнения простираний тела нужно правильно сложить ладони: два больших пальца должны находиться внутри сложенных ладоней. Затем сложенными ладонями следует прикасаться к трем или четырем частям тела:

- прикосновение к макушке головы посвящаете достижению ушнишы Будды;
- прикосновение к области межбровья посвящаете достижению тела Будды;
- прикосновение к области горла посвящаете достижению речи Будды;
- прикосновение к области сердца посвящаете достижению мысли Будды.

Затем выполняете полное или неполное простирание.

При полном простирании ложитесь на землю, полностью выпрямив тело, руки вытягиваете вперед. В момент прикосновения головы к земле, приподнимаете выпрямленные ноги и подносите сложенные ладони к макушке. Нельзя держать голову на земле долго, прикоснувшись головой земли, следует быстро встать. Очень полезно держать туловище прямо;

При неполном простирании касаетесь земли пятью частями тела: колени, руки и голова.

Если во время простираний вы читаете хвалу Будде (Учителю) или текст Прибежища, то это является простиранием речи. Если выполняете простирания с большой верой, с хорошей, правильной мотивацией, то это есть простирания мысли. Наибольшее накопление добродетелей происходит тогда, когда практикующий выполняет все три вида простираний.

Выполнение простираний также полезно для здоровья. Простирания можно выполнять в неограниченном количестве. Обычно их выполняют 3, 7, 21, 108 и т.д. раз.

2. Выполнение подношений.

Подношения бывают явные и мысленные. Хорошо использовать для явных подношений всевозможные цветы, воду, различные яства и т.д. Все, что подносите явно, в мыслях увеличивайте многократно, заполняйте этим все пространство и подносите все это цогшину с самой хорошей мотивацией.

3. Раскаяние.

В цогшине есть 35 будд покаяния (Согто Зандан). Если есть текст 35 будд, то хорошо читать этот текст. Если нет, то следует думать так: "Я раскаиваюсь во всем, что совершил плохого в прошлых и настоящей жизни, и обещаю не совершать больше таких поступков".

4. Сорадоваиие.

В момент выполнения практики (созерцание цогшина, выполнение простираний, подношения и т.д.) вы накапливаете большое количество добродетели. Выполняя практику сорадования, следует думать: "Пусть все добродетели, которые я накапливаю, будут добродетелями всех живых существ". А также следует искренне радоваться, а не завидовать накоплению добродетелей другими людьми. Например, если человек спит, то он не выполняет никакую практику, т. е. не накапливает добродетели. Однако если в это время он сорадуется накоплению добродетелей другим человеком, то это также является добродетелью.

5. Просьба поворота колеса Учения.

Будда Шакьямуни, достигнув Просветления, молчал целую неделю, потому что никто не просил Его дать проповедь Учения. Для получения Учения, необходимо просить Учителя передать Учение. Такая просьба сама по себе является большим накоплением добродетели и она не пропадет ни в этой, ни в последующих жизнях.

6. Моление о долгой жизни.

Это обращение ко множеству будд, осуществляющим благо для своих учеников во многих мирах, с просьбой оставаться в течение многих кальп нашим полем духовных заслуг.

7. Посвящение добродетелей.

Посвящение добродетелей является необходимой частью всякой практики, так как добродетели могут, как накапливаться, так и исчезать. Например, если практикующий, накопив добродетели, очень сильно разгневался на кого-нибудь (это может быть бодхисаттва или другой святой), то добродетели исчезают. Для того чтобы этого не произошло, необходимо выполнить посвящение добродетелей. Посвящение добродетелей подобно вкладу денег на специальные счета в банке: добродетель, накопленную выполнением данной практики, посвящают достижению определенных целей.

Подношение мандала

У некой площадки есть середина - центр. В центре есть еще более глубокая середина -сердцевина. Значение слова мандал таково. Санскритское слово мандал означает середину, сердцевину чего-либо.

Слово мандал на тибетском звучит как "жиль". "Жиль кор" - центр круга.

Подношение мандала является подношением сердцевины всего самого прекрасного во вселенной. А также это есть собрание добродетелей с самой сердцевины. Когда мы подносим мандал, делаем самое что ни есть добродетельное деяние.

При подношении мандала необходимо созерцать цогшин. Цогшину подносите все наилучшее из того, что есть во вселенной. Также цогшину подносите все свои благие деяния, которые вы накопили в трех временах и обращаете их в предметы подношения, в семь драгоценностей, в талисманы счастья, и, наполнив все пространство этим, выполняете подношение цогшину.

Есть история о царе Ашоке, у которого были огромные благие заслуги. Во времена Будды Шакьямуни он был мальчиком. Когда мальчик увидел Будду, в нем, неизвестно откуда, зародилась великая вера в Него. Он так обрадовался, что захотел что-нибудь поднести. Под рукой у него ничего не было, кругом был только песок. Тогда мальчик взял горсть песка и поднес его Будде. Этот песок он поднес Будде как золото. Благодаря такой заслуге, в будущем мальчик стал царем по имени Ашока. Царь Ашока был очень могущественным, богатым, завоевал почти всю Индию и построил миллиард ступ. Есть история о том, как царь Ашока за одну ночь построил миллиард ступ. Если подносить мандал с такой же установкой, то в будущем также можно достичь такого же величия.

Мандал собирается из множества драгоценностей: золота, серебра и т.д. Бывает много разновидностей мандалов: имеющих множество драгоценностей и не имеющих их, больших по размеру и очень маленьких. Все зависит от возможностей практикующего. Если нет драгоценностей, можно в мандал включать изделия из дерева, камней и прочих.

Для построения мандала используются основание (плоская чаша) и кольца. Обычно они изготавливаются из серебра, а также они могут быть изготовлены из других доступных материалов: металла, камня, папье-маше и т.д.. На боках основания и колец изображаются восемь символов счастья. Нужно внимательно рассмотреть их и расположить кольца и основание так, чтобы рисунки не были перевернутыми. Также для построения нужны рис или другие виды зерна; драгоценности. Все составляющие мандала должны быть тщательно очищены, зерна можно промыть в ароматизированной воде5 и окрасить для придания благородного вида. Практика подношения мандала выполняется практикующим постоянно, поэтому рекомендуется ежемесячно очищать составляющие мандала. Кольца должны иметь одинаковую высоту и разные диаметры, такие, чтобы их можно было вкладывать в друг друга.

У мандала есть четыре направления (север, юг, восток, запад). При этом есть две возможности: практикующий находится в восточной стороне мандала; цогшин находится в восточной стороне мандала. Обычно считают, что практикующий находится на востоке.

Структура мандала отражает представление о строении вселенной в древней Индии. Согласно этим представлениям в центре вселенной находится гора Меру (Сумеру), вокруг которой по четырем сторонам расположены континенты: на востоке - Лупагпо, на юге -Цзамбулин, на западе - Баланчжод, на севере - Чжаминьен. Каждый континент имеет по два острова-спутника. Земля здесь называется Цзамбулин, то есть мы находимся на южной стороне мироздания. Все это окружает бескрайний океан.

Построение мандала:

Построение мандала сопровождается чтением текста, который приводится в [1, 29с.].

1) рядом с собой поставьте чашу с ароматной водой , обмакните палец и проведите им по краю основания (в наше время, однако, трудно найти специальную ароматную воду, поэтому можно обойтись без нее);

2) в левую руку возьмите немного зерна, и поддерживайте ею основание мандала снизу. Правой рукой насыпаете на него горсть зерна, смешанного с драгоценностями. Затем трижды проводите этой рукой по основанию по кругу по часовой стрелке. Это действие означает следующее: левая рука как бы идет от тела - что-то отталкивает от себя. Это символизирует удаление от себя греховных поступков, накопленных в прошлых жизнях.

3) снова правой рукой насыпаете на основание горсть зерна, смешанного с драгоценностями. Затем трижды проводите этой рукой по основанию по кругу против часовой стрелки. Здесь рука идет к телу - приближает к себе нечто. Это символизирует приближение к себе благословения Тела, Речи и Мысли Будды, т.е. собирание всех возможных добродетелей;

4) горсть зерна высыпаете в середину основания.

5) после этого на основание устанавливаете первое кольцо (самого большого диаметра);

6) отмечаете места нахождения континентов во вселенной, т.е. читая текст, нужно сыпать горсти зерен в те места, где должны находиться континенты, начиная с континента Лупагпо, т.е. с восточной стороны и далее по часовой стрелке;

7) отметив горстями зерен континенты, следует отметить их острова-спутники. Для этого, начиная с восточной стороны, насыпаете по две горсточки зерна по обе стороны каждого континента;

8) поверх заполненного зерном первого кольца, устанавливаете второе кольцо, и в него высыпаете горсть зерна;

9) на южной стороне отмечаете горстью зерна Древо, исполняющее желания (Пагсам Шин), на западной - Волшебная корова (Дод Джоива), на северной - Неистощимый урожай (Мамойпаи Лотог), на восточной - Гора драгоценностей (Ринпочеи Риво);

10) далее по кругу по часовой стрелке, начиная с восточной стороны (т.е. от себя), располагаете семь драгоценностей: Драгоценное колесо (Корло Ринпоче), Драгоценную жемчужину (Норбу Ринпоче), Царицу (Цунмо ринпоче), Советника (Лонпо Ринпоче), Драгоценного слона (Ланпо Ринпоче), Драгоценного коня (Тачог Ринпоче), Военачальника (Магпун Ринпоче);

11) устанавливается третье кольцо;

12) в центр устанавливаете сосуд с драгоценностями (это могут быть различные ювелирные украшения, изготовленные из золота, серебра и т.д.);

13) поверх драгоценностей помещаете богинь красоты (Гегмома), цветочных гирлянд (четок) (Тченвама), пения (Лума), танца (Гарма), цветов (Метогма), воскурении (Дугпюма), светильников (Нансальма) и благовонной воды (Чжичавма).

14) поверх этого помещаете Солнце и Луну, Драгоценный зонт, Победное знамя - признаки благого времени;

15) в центр помещаете все самое лучшее, что есть в мире людей и богов (символически - в виде горсти зерна).

Таким образом, построение мандала завершено. Все это благоговейно подносите цогшину.

Совершая подношение мандала не нужно привязываться к каким-либо географическим представлениям о строении вселенной. Основной смысл здесь все-таки в том, что совершается подношение цогшину всего самого наилучшего, что есть во вселенной. С какой целью выполняется это подношение? Ради блага всех живых существ. Ради того, чтобы овладеть двумя видами сиддхи.

Практика подношения мандала является одной из составных частей практики нендро (тиб.: бумчжи). Эту практику обычно выполняют перед удалением в затворничество для устранения всех препятствий, которые могут возникнуть в затворничестве и для того, чтобы пришли все высокие понимания. Выполняя ее, практикующий должен совершить подношение мандала 100000 раз. .Подношение мандала в нендро выполняется совместно с чтением Прибежища и взращиванием бодхичитты. Порядок при этом следующий:

1. читаете строки Прибежища и взращивания бодхичитты:

САНДЖЭЙ ЧОЙДАН ЦОГЧЖИ ЧОГНАМЛА
ДЖЯНЧУБ ВАРДУ ДАГНИ ЧЖЯВСУЧИ
ДАГГИЙ ДЖИНСОГ ДЖИЙПА ДИДАГГИЙ
ЧЖОЛА ПЭНТЧИР САНДЖЭЙ ЧЖУВПАРШЁГ

Во время чтения держите в левой руке (в ладони имеется небольшая горсть зерна) основание мандала, правой рукой проводите вращательные движения по основанию трижды по часовой, а затем трижды против часовой стрелки.

2. Читаете строки укороченного варианта текста подношения мандала:

САШИ ПЬЮЧЖИЙ ДЖЮГШИН МЕТОКДЖАМ
РИРАП ЛИНЩИ НИДЕ ДЖЕНПАДИ
САНДЖЭЙ ШИНДУ МИГТЕ ПУЛЬВАЙИ
ЧЖОКУН НАМДАГ ШИНЛА ЧЖОДПАРШЁГ

Во время чтения на основании мандала сооружаете горку из зерен;

3. Приподнимаете мандал и читаете мантру подношения мандала:

ИДАМ ГУРУ РАТНА МАНДАЛ КАМ НИРЬЯ ТАЯМИ

Иногда приходится выполнять практику подношения мандала при отсутствии основания и колец. Тогда во время чтения мантры нужно взять в обе ладони по горсти зерна и сложить руки в мудру выполнения подношений. Не рекомендуется складывать руки в эту мудру с пустыми ладонями.

4. Выполнив построение мандала, наклоняете его в свою сторону, что означает приближение к себе благословения и сиддхи.

5. Заново выполняете подношение мандала и наклоняете его от себя, что означает удаление от себя всех препятствий.

6. Чтение сольдев - просьба о благословении на этапах Пути.

Заключительной частью шести подготовительных действий является просьба о передаче благословений на этапах Пути. Эта часть подробно описана в [1, 32с.].

 

Литература

1. Гуру-Йога Владыки Учения Будды Шакьямуни. Пова Будды Амитабхи, комментарии досточтимого Еше-Лодой Ринпоче, Улан-Удэ, Нютаг, 1997, 64с.

 Примечания

1 Нирвана при жизни с некоторым остаточным субстратом (чувством личности) понимается как нечто достижимое совершенным освобождением от всякого рода оскверняющих элементов (клеш).

2 Нирвана, в которой отсутствуют даже эти очищенные элементы, называется конечной Нирваной,
Нирванной без какого-либо ocтака (чувства личности), она безлична.

3 Парамита — средство к спасению.

4 Комплекс называется три-саттва: образы ламы Цонкапы и Будды Шакьямуни — саманя-саттва (существа обета); образ Будды Ваджрадары — джняна-саттва (существо мудрости); образ слога "ХУМ" -— самадхи Саттва (существо сосредоточения).
Созерцая этот комплекс, практикующий через ламу Цонкапу, Будду Шакьямуии, устанавливает непосредственную связь с Ваджрадарой, изначальным Ади-буддой, находящимся всегда в состоянии глубокого сосредоточения. С другом стороны, у практикующего есть три предмета обучения: нравственность, символизирующаяся самапя-саттвой; самадхи, символизирующаяся самадхи-саттвой; мудрость, символизирующаяся джняня-саттвой. Созерцание три-саттвы, таким образом, является во-первых, установлением непосредственной связи с Ваджрадарой, во-вторых, созерцанием последовательности трех предметов обучения.

5 Воду ароматизируют добавлением шафрана или кукурузы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ело Ринпоче КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ «ЛАМА ЧОДПА» Ответственный за издание геше-лхарамба Тензин Лама Улан-Удэ Издательство БЦ «Ринпоче-багша» 2006

    Книга
    ... на обычную подготовительную и специальную подготовительную. Обычная подготовительная часть – ... ДЕТОНГИ ЕШЕ КЬЕПАРЧЕН КЬЕПЕ (действие – в сфере деятельности шести индрий ... Пова Будды Амитабхи, комментарии досточтимого Еше-ЛодойРинпоче. - Улан-Удэ: Нютаг, ...
  2. ГЕШЕ ДЖАМПА ТИНЛЕЙ К ЯСНОМУ СВЕТУ МОЛИТВА ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В МЕДИТАЦИИ МЫСЛЕННОЕ ОЧИЩЕНИЕ ТОГО ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ

    Документ
    ... повседневной жизни. Подобную подготовительную тренировку следует вы­полнять ... ВАШЕМ ДЕЙСТВИИ; ТОГДА ВСЕ ДЕЙСТ­ВИЯ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ... является Авалокитешвара. Шесть букв мантры Авалокитешвары ... Тубдэн-Норбу, Еше-ЛодойРинпоче - преподаватель буддийского ...
  3. В прошлом номере журнала мы опубликовали перевод полного текста буддийских обетов

    Документ
    ... тибетским учителем Еше Лодоем Ринпоче, принял стандартную ... во главе с Лоди Гьяри Ринпоче, которая увезла ... я дал наставления по подготовительным практикам. На следующий день ... дополнительными иллюстрациями. 6. "Шесть освобождающих действий" Лама Оле Нидал, ...
  4. история тибета с древнейших времен до наших дней москва

    Литература
    ... Сакья-пандита рукоположил Лодой Гьялцена в монахи ... шамо (назначался на шесть месяцев). Каждое внутреннее ... военные действия. В начале 1941 г. Джампэл Еше был ... Тибета. Создание Подготовительного комитета по образованию ... -ламы — Гьяри-ринпоче так­же побывала в ...
  5. Исповедь бодхисаттв (тиб byang=chub ltung=bshags)

    Литература
    ... всегда вредящих действий избегать, ... . Активная подготовительная работа началась ... Иши=Лодой Римпоче ... легальным представителем шести миллионов тибетцев ... 6 2, день рождения Гуру Ринпоче - Падмасамбхавы 10[15] 1,4,7 ... посвященная жизни ламы Еше, а в номерах ...

Другие похожие документы..