textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Д ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Государственного бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 1231

с углубленным изучением иностранного языка

имени В.Д. Поленова

на 2012 - 2015 г.г.

Принята на педагогическом совете

Протокол № ___ от «___» _________ 2011 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ СОШ № 1231___________________В.В.Тиунова

« » 2011 г.

г. Москва

Содержание

Пояснительная записка 3

I. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики. 6

II. Аналитическое обоснование программы. 14

2.1.Общие сведения об образовательном учреждении. 14

2.2.Управление учреждением и учебно-воспитательным процессом. 15

2.3.Законодательная и нормативно-правовая база образовательной программы. 16

2.4.Анализ внешней среды школы. 18

2.4.1.Статистические данные по социуму микрорайона школы, миграция, культурные тенденции, национальные особенности, отношение к школе и т.д. 18

2.5.Анализ внутренней среды школы. 20

2.5.1.Статистические данные об обучающихся. 20

2.5.2.Состояние здоровья обучающихся. 20

2.5.3.Результаты текущей и итоговой успеваемости. 22

2.5.4.История, традиции и предыдущий опыт работы школы. 27

2.5.5.Статистические данные по кадровому составу педагогического коллектива. 31

2.5.6.Материально-финансовые возможности школы. 35

2.5.7.Методическая деятельность педагогического коллектива. 37

2.5.8.Социализация, адаптация и самоопределение выпускников школы (показатели по поступлению в ВУЗы и ССУЗы, дальнейшему трудоустройству). 39

2.6.Новые научные концепции и теории. 39

III.Программа развития школы. 49

3.1.Социально-педагогическая миссия Школы. 49

3.2.Приоритетная цель Программы развития Школы. 49

3.3.Научные концепции для достижения цели. 50

3.4.Этапы реализации программы и достижения цели. 51

3.5.Ожидаемые результаты реализации Программы развития. 57

IV. Учебный план школы. 57

4.1.Общая характеристика учебного плана. Принципы составления учебного плана. 58

4.2.Начальное, основное общее и среднее (полное) образование. 60

4.2.1.Инвариантная часть. Предметы базисного учебного плана. 60

4.3.2.Вариативная часть. Предметы школьного компонента. 75

4.3.3.Доминирующие формы организации обучения и воспитания. 77

4.3.4.Ведущие образовательные технологии, методы и приёмы обучения и воспитания. 78

4.4.Дополнительное образование. 80

4.4.1.Доминирующие формы организации обучения и воспитания. 80

4.4.2.Учебный план дополнительного образования. 85

V. Система форм аттестации, контроля и учета достижений обучающихся. 90

5.1.Система диагностического отслеживания (с позиции продвижения участника образовательного процесса). 90

5.1.1.Дидактическая диагностика (уровень образованности, учебная мотивация, адаптация, объем д/задания и т.д.). 90

5.1.2. Педагогическая диагностика личностного развития учителей (творческая активность, способность к саморазвитию и самообразованию). 90

5.1.3.Социально-педагогическая диагностика (образовательные потребности, профиль умений, готовность к выбору профессии, ценностные ориентации). 99

5.1.4.Диагностика эффективности воспитательной здоровьесберегающей деятельности в школе. 99

5.1.5.Диагностика родителей (комфортность ребенка в школе, удовлетворенность УВП). 99

5.2.Система аттестации обучающихся. 100

5.2.1.Тесты и диагностические методики определения уровня воспитанности. 100

5.2.2.Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации. 100

5.2.3.Формы учёта личностных достижений обучающихся (портфолио). 103

VI.УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. 104

6.1.Кадровое обеспечение реализации образовательной программы учреждения. 104

6.2.Внутришкольный контроль качества образования как фактор, влияющий на успешную реализацию образовательной программы учреждения. 111

Пояснительная записка

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1231 с углубленным изучением иностранного языка им. В.Д. Поленова строится в соответствии с основными направлениями совершенствования системы образования и ориентирована на реализацию социальных требований к системе российского образования. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

  • ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

  • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

  • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

  • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

  • возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

В соответствии с этими тенденциями обществу нужны современно образованные, нравственно ориентированные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Образовательная программа ориентируется на миссию Российского образования, сформулированную в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования, утвержденном МО и НРФ приказом № 373 от 06 октября 2009 г. и приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. «Миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование гражданской идентичности как важнейшего условия развития российского гражданского общества и в результате на укрепление российской государственности, консолидацию народов России, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, социальной и экономической жизни нашей страны».1

В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Системно-деятельностный подход способствует наиболее эффективному продвижению к достижению главной цели реализации настоящей образовательной программы - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося.

I. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики.

Образовательная политика ГБОУ СОШ №1231 с углубленным изучением иностранного языка им. В.Д. Поленова выстроена на основании реализации следующих принципов:

I. Принцип личностного подхода.

Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

  1. ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;

  2. уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

  3. приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

  4. субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

  5. самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей; социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

  6. индивидуализация – развитие продуктивно – творческого индивидуально – неповторимого потенциала личности.

II. Принцип реальности

Предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.

III. Принцип гуманности

Реализация этого принципа предполагает:

  1. создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

  2. формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);

  3. развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам;

  4. формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

  5. создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам.

IV. Принцип демократичности

Предполагает организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

  1. разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в Школе;

  2. создание отношение в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

  3. разработка и внедрение в Школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

  4. развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса;

  5. развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

V. Принцип научности

Предполагает:

  1. развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

  2. постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла;

  3. создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

VI. Принцип природосообразности

Предполагает, что образование основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

VII. Принцип эффективности социального взаимодействия

Реализация этого принципа предполагает:

  1. формирование навыка социальной адаптации;

  2. развитие навыка самореализации;

  3. позволяет учащимся расширить сферу продуктивного общения;

  4. создает условия для процессов самоопределения и адекватной коммуникации.

Образовательное сообщество, представляемое педагогическим, ученическим и родительским коллективами видит ГБОУ СОШ №1231 с углубленным изучением иностранного языка им. В.Д. Поленова как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное всестороннее развитие ребенка, обладающее своей системой воспитания гуманистического типа, с сетью объединений дополнительного образования, позволяющих школьникам реализовать свои познавательные и деятельностные интересы.

Стратегический план развития Школы ориентирован на постепенное выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося школы. Таким образом будет реализован актуальный для современного московского образования принцип индивидуализации обучения. При этом деятельность образовательного сообщества определяется разработанной на основе коллегиального обсуждения моделью личности выпускника школы.

Модель выпускника Школы

Включает следующие качества и характеристики.

1. Мировоззренческие социально-философские качества личности:

1.1  осознание места и роли человека в окружающем мире, предназначенности человека в развитии и преобразовании действительности;

1.2  креативное отношение к различным взглядам на мир и теориям устройства мира;

1.3  стремление познать окружающий мир и ориентироваться в условиях современного общественного развития на основании системы ценностей;

1.4  потребность в продуктивном самовыражении и умение конструктивно отстаивать свои взгляды и убеждения.

2. Гражданские характеристики

2.1  знание и бережное отношение к истории Отечества и своего народа;

2.2  уважение геральдических знаков и государственной символики России;

2.3  знание и гармоничная реализация в жизнедеятельности основ традиционной культуры и знание ее художественных ценностей;

2.4  умение заботиться о государственной и национальной безопасности России на основании адекватности поведения в различных жизненных ситуациях.

3. Духовно-нравственные качества как знание и понимание духовно-нравственных ценностей жизнедеятельности человека и общества

3.1  гармоничное сочетание духовности с материальной заинтересованностью в улучшении качества жизни;

3.2  толерантность к инакомыслию и готовность к диалогу и полилогу;

3.3  осознание и стремление к самоконтролю, самодисциплине и саморегуляции поведения;

3.4  умение ценить и поддерживать товарищеские проявления в себе и других;

3.5  способность и  устойчивое проявление взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе и в семье.

4. Показатели уровня эстетической культуры

4.1  знание основных закономерностей развития отечественной и мировой художественной культуры, искусства;

4.2  знание и способность применения основных эстетических и искусствоведческих терминов и понятий;

4.3  знания мировых шедевров художественной культуры, поименное знание творцов искусства, имеющих мировое значение;

4.4  понимание законов красоты и категорий эстетики через освоение программного учебного материала;

4.5 устойчивая мотивация художественного преобразования мира, окружающей среды, микрогруппы, семьи, себя.

5. Учебно-творческие знания, умения и навыки

5.1  устойчивая познавательная активность;

5.2  умение проектировать познавательную деятельность: выявлять противоречие, ставить цель, определять достигаемый результат, адекватно оценивать имеющиеся ресурсы, формулировать целесообразные задачи, планировать деятельность, осуществлять этапы деятельности , проводить необходимую этапную коррекцию, представлять результаты деятельности, рефлексивно оценивать этапы достижения цели).

5.3 активное участие в коллективной и индивидуальной творческой деятельности;

5.4  способность к самоорганизации в учебной, творческой, трудовой и социальной деятельности;

5.5 умение самостоятельного поиска вспомогательной информации из отечественных и зарубежных источников (специализированных газет и журналов, справочников и т.д.) для выполнения заданий, эссе, рефератов, проектных работ;

5.6 умение вести дискуссию по проблемам курса, мобилизуя убедительные аргументы и фактические материалы и не нарушая этики дискуссионного общения;

6. Речевая культура как составляющая культуры личности

6.1 обладание в достаточном объеме словарным запасом для практического применения в процессе учебной, творческой и социальной деятельности;

6.2  умение грамотно, аргументированно, доброжелательно вести диалоги, дискуссии, обсуждения и применять знания, умения и навыки в быту, в процессе учебной, творческой и социальной деятельности.

7. Экономическая культура личности.

7.1 понимание роли экономики в человеческой истории, особенно в истории XX–XXI вв.: экономика как условие воплощения мечты человечества о свободном времени; противоречие между экономическими и социальными интересами общества; глобализация экономики и её возможные последствия для России; место этики и нравственных категорий в экономике;

7.2 владение логикой основных разделов экономической науки и навигацией по её предметному полю с помощью электронных информационных ресурсов; усвоение основных идей, принципов и закономерностей этой науки, особенностей поведения её акторов и умение найти свою успешную и честную «игру» в тех ролях, которые необходимо играть в условиях рыночной экономики;

7.3 сформированность способности выпускника Школы к рефлексии на получаемую из СМИ и других источников экономическую и политическую информацию, к формированию своих суждений об эффективности действий экономических субъектов – государства, экономических агентств, фирм, банков и др.; сохранению им устойчивого интереса к накоплению полученных знаний;

7.4 способность анализировать экономические события на уровне мировоззренческих идей и абстрактных обобщений, касающихся долгосрочных тенденций развития обществ, государств, коалиций стран, глобальной экономики и глобальных институтов;

7.5 понимание особой важности правового порядка для успешного функционирования экономики, фактора доверия в экономических взаимодействиях, открытости и ответственности бизнеса перед социумом и государством, обеспечивающим правопорядок, права частной собственности, свободы экономики от государства и подчинённости её праву, понимание того, что сегодня не столько традиция индивидуальной морали, сколько этика институтов (социальная этика) консолидирует народ, интегрирует социум.

8. Показатели физической культуры и здоровья.

8.1  мотивация сбережения и укрепления своего здоровья;

8.2  устойчивая потребность здорового образа жизни;

8.3  умение и способность выражения здоровьесберегающего отношения к окружающим людям и живой природе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Закон российской федерации «об образовании» о государственной (итоговой) аттестации выпускников

    Закон
    ... , осуществляющим управление в сфере образования; с образовательными учреждениями, реализующими образовательныепрограммы основного общего образования (далее ... (полного) общего образования с.Кутопьюган» ЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ...
  2. Д епартамент образования города москвы информационно-справочные и аналитические материалы для итоговой научно-практической конференции москва

    Презентация
    ... разрабатываемых образовательныхпрограмм; проработанности механизма использования экспертного потенциала системы образованиягородаМосквы в организуемом в соответствии с образовательнымипрограммамиобразовательном процессе ...
  3. Библиотечка для родителей

    Документ
    ... и начальников окружныхуправленийобразования Департамента образованиягородаМосквы. Руководитель Департамента образованиягородаМосквы О.Н. Ларионова Д ЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯГОРОДАМОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕУПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ Москва от 24 ...
  4. Д епартамент образования города москвы северо-западное окружное управление образования окружной методический центр

    Методические рекомендации
    ... ОБРАЗОВАНИЯГОРОДАМОСКВЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕУПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Москва ... может произойти сбой «центрального процессора». У ... - разработка оптимальных образовательныхпрограмм профилактического характера в ...
  5. Д епартамент образования города москвы северо-западное окружное управление образования окружной методический центр

    Методические рекомендации
    ... ОБРАЗОВАНИЯГОРОДАМОСКВЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕУПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Москва ... может произойти сбой «центрального процессора». У ... - разработка оптимальных образовательныхпрограмм профилактического характера в ...

Другие похожие документы..