textarchive.ru

Главная > Задача


«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

В МОУ СОШ С. БОЛЬШОЕ ПОПОВО ЛЕБЕДЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГЬО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Сотвори мир в себе и

отправь его людям.

Ф. Абрамов.

Уважаемые гости, коллеги!

Мы рады приветствовать Вас в нашем общеобразовательном учреждении!

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития.

Последнее десятилетие в теории и практике обучения и воспитания недостаточно внимания уделялось гуманитарному развитию личности, воспитанию её духовных ценностей. Но ведь духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики.

Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, главной своей задачей наша школа определила: воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России1, приобщение обучающихся к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

«Не зная, для чего ему жизнь, человек скорее истребит себя, даже если кругом его всё будут хлеба... ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а для чего жить»- писал Ф.М. Достоевский. Духовное восхождение личности реализуется в активности освоения и порождения ценностной картины мира, определяемых через категории «смысл» и «цель».

Задача учителей исходя из этого заключается не только в том, чтобы вооружать учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, приобщать обучающихся к нравственным и духовным ценностям православной культуры, воспитать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня. Решению обозначенных задач не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике.

С 2004 года педагогический коллектив школы начал работать над созданием воспитательной системы, целью которой является создание условий для гармонично развитой личности. Модель воспитательной системы легла в основу разработки программы развития школы.

В школе в 2009 году был разработан проект Программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» и с 2010 года при кураторстве кафедры воспитательный работы ЛИРО Программа запущена в действие. Она имеет конкретно поставленные цели и задачи. На основе социологического исследования по проблемам духовно-нравственной жизни населения мы разработали план мероприятий данной Программы.

Реализация Программы осуществляется с целью последовательного создания в школе целостной, гуманистически ориентированной, научно прогнозируемой в своём развитии системы духовно-нравственного воспитания детей.

Сегодня мы постараемся показать вам ведущие направления работы воспитательной системы, сложившейся в нашей школе, где приоритет отдан духовно-нравственному воспитанию личности.

Работа школы по вопросам духовно-нравственного воспитания реализуется через воспитательную систему, систему диспутов, бесед, конференций, творческих отчетов и конкурсов, систему дополнительного образования: кружки, клубы и секции; экскурсии, поездки, посещение театров, музеев, проектную деятельность, коллективные творческие дела; работу библиотеки, школьного музея Народного творчества.

В основу программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» мы заложили следующие направления деятельности: (вы видите их на слайде.)

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Второе направление - одно из ведущих направлений Программы.

Программа «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» рассчитана на три параллели (начальная школа, среднее звено и старшее звено). Циклы классных часов, бесед по нравственной тематике различны в разных параллелях:

Параллели

Циклы бесед, классных часов

Используются формы

Начальная школа

- Добро. Добродетель. Милосердие.

- Любовь к близким

- Культура общения

Игры, практикумы, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий

Среднее звено

- Человеческая личность и её качества

- Научи себя учиться

- Самооценка своих нравственных качеств

Тренинги, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий, анкетирование.

Старшее звено

- Мир духовности

- Человек и судьба

- Управляй собой: эмоциями, состоянием

- Жизненные пути

- Путь к счастью в личной жизни

- Подготовка к трудовой деятельности

Тестирование, самоанализ, диспуты, тренинги, деловые игры, круглые столы, мозговые штурмы,

За период реализации программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» проведено множество мероприятий: конкурсы и выставки детского рисунка, посвященные светским и православным датам; конкурсы стенных газет и плакатов; музыкальные конкурсы: конкурсы военной песни, литературно-музыкальные композиции.

Учащиеся нашей школы являются участниками и победителями районных конкурсов, таких как:

  • конкурс рисунков «Вифлиемская звезда»

  • конкурс сочинений «Свет Рождества»

  • конкурс театрализованных представлений «Рождественская сказка»

  • конкурс чтецов «Рождественская звезда»,

  • конкурс фотографий «Этот Божественный мир»,

проводимые в рамках рождественского фестиваля и др.

В рамках программы, был создан волонтерский отряд. Деятельность волонтёров направлена на оказание помощи Ветеранам, пожилым людям, организацию рейдов по уборке пришкольной территории и территории посёлка, участие в восстановлении объектов государственного имущества, исторических памятников. Ребята взяли шефство над учащимися младших классов, они организуют мероприятия для детей-инвалидов, сирот, пожилых людей, ветеранов, многодетных семей, малообеспеченных слоев населения. Этим летом, дети вместе с учителями при благословлении настоятеля Никольского храма отца Романа, принимали участие в восстановление храмов в с. Б. Хомутец Добровского района и с. Докторово Лебедянского района. Школьники – активные участники восстановительных работ и в местном храме. Настоятель храма святого Николая отец Роман - давний друг и наставник нашей школы.

Большое внимание в воспитательной работе школы уделяется формированию толерантной личности – личности терпеливой, чуткой, терпимой к различиям, способной сопереживать. Этого так не хватает в современное время.

Наша школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования, такими как: музыкальная школа, детско-юношеский центр и станция юных натуралистов г. Лебедяни, с учреждениями культуры: РДК и ДК посёлка Сахарный завод. Укрепляются связи с общественными и религиозными (православными) организациями, ведущими работу по духовно-нравственному воспитанию. Кадеты нашей школы ежегодно участвуют в православных чтениях, которые проводит Липецкое историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского».

В школе хорошо развита сеть дополнительного образования: существует более 10 творческих объединений различного направления, главная задача которых – занятость детей полезной деятельностью, раскрытие их творческих способностей, духовно-нравственное воспитание личности.

С 2009 года на базе школы создана театральная студия «ВОСКРЕСЕНЬЕ», руководит которой учитель первой категории Склярова О. В. В репертуаре студии инсценировки детских народных сказок о добре и зле, пьес экологического характера, авторских разработок. Спектакль по сценарию автора вы сегодня увидите.

Одной из форм работы по духовно – нравственному воспитанию является приобщение детей к миру прекрасного: посещение музеев, театров, проведение экскурсий. В рамках программы «Дорога к Храму» наши дети вместе с родителями совершили поездку по святым местам нашей области. Мы побывали в г. Задонске, где познакомились с главными достопримечательностями – мужским и женским монастырями, посетили Собор Вознесения Господня в г. Ельце. В прошедшем учебном году, в рамках подготовки к 65-летию Победы, ребята побывали в г. Волгограде, в начале этого учебного года мы совершили экскурсионную поездку в г. Москву, где наряду с военными культурно - историческими памятниками, дети познакомились со святыми местами. Мы посетили Храм Великомученика Георгия Победоносца и Храм Всех Святых на Мамаевом кургане в г. Волгограде, Храм Христа Спасителя и Спасский собор в г. Москве. В планах - посетить Владимирский собор г. Санкт Петербург.

Ежегодно 21 сентября в День воинской славы России – День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве школьники вместе с учителями и родителями посёщают Куликово поле. Куликовская битва - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства.

Учащиеся 5 – 6 классов вместе со своими классными руководителями посетили музей Л. Н. Толстого в г. Лев Толстой. Эта экскурсия была посвящена 100-летию со дня смерти писателя. В учении Толстого духовность рассматривается как высшее начало, «истинная основа жизни человека и всего мира», как специфически человеческое свойство, составляющее сущность человека; благодаря этому свойству он осуществляет поиск смысла жизни и объясняет связь собственного конечного существования с бесконечным, вечным миром, Богом, истиной.

У нас уже сложились традиции. Вместе с настоятелем Никольского храма с. Большое Попово отцом Романом, мы проводим православные праздники, такие как: Пасха, Яблочный спас, Масленица, День Николая Святителя, Рождество, день Наума Грамотника. Готовясь и участвуя в них, ребята учатся уважать традиции своего народа, уважать нравственные нормы христианской морали, проявляют свои творческие способности. У них формируется понятие о русской традиционной культуре как основе формирования духовно-нравственной ориентации.

Во время подготовки этих мероприятий происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.

Много времени мы отводим работе с родителями. Программа «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» предусматривает реализацию мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; формирование позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, обобщение такого опыта, его систематизация и совершенствование форм распространения в образовательно-воспитательном пространстве школы; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении проблем и задач.
Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российско-духовных и культурно-исторических традиций – важнейшая наша задача . Родители - участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе.
В рамках работы с родителями организуются родительские собрания и беседы с участием священнослужителя, врачей, индивидуальные консультации.

В этом учебном году было проведено родительское собрание «Воспитательный потенциал семьи» с участием священнослужителя отца Романа.

Одной из задач воспитательной системы школы является воспитание информационно – грамотной личности. В информационном центре школы, созданном в кабинете ИВТ и библиотеке организован медиацентр, который активно работает по формированию духовно – нравственного воспитания. Библиотекарем школы Данковцевой Е.А. организуются выставки книг и альбомов по истории своего края, своего народа, литературному краеведению, постоянно работают выставки литературы для родителей, возрождены традиции семейного чтения, действует клуб «Родничок». (мы предусмотрели в программе работы семинара знакомство с новой моделью школьной библиотеки)

Мероприятия Программы направлены также на создание условий для реализации воспитательного потенциала современного урока, обеспечение эффективности усилий учителей и педагогов дополнительного образования для предоставления детям информации в процессе обучения, направленной не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на духовно-нравственное становление личности. Учитель должен уметь четко и грамотно определять те цели и задачи, которых он хочет достигнуть. Большое значение здесь имеет и правильное определение воспитывающего аспекта урока. Под него подобран учебный материал, методы обучения, формы организации познавательной деятельности. Все эти составляющие направлены на формирование нравственных, патриотических, этических и других качеств личности. Мы учим детей правильному отношению к общечеловеческим ценностям, воспитываем в них гражданственность. Большая роль в определении путей достижения целей принадлежит исследовательской работе. Наши учащиеся являются победителями и призёрами районных и областных научно-исследовательских конференций. В настоящий момент учащимися 9 класса ведется исследовательская работа по теме «История села Большое Попово».

Огромная роль в нравственном воспитании принадлежит изучению краеведения. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Край, в котором мы живем, рассматривается от нашего посёлка до всей страны. Лебедянский район богат историческим прошлым. Краеведческая работа в школе ведется по следующим направлениям:

- будущее России

- истории славные даты

-горжусь своими земляками

- в моем селе моя судьба

- ремесла родного края

Учащиеся собирают материал по истории школы, истории завода и поселка, знакомятся с археологическими раскопками, проходившими на территории села Большое Попово. Историческое краеведение неразрывно связано с воспитанием духовности.

Реализация проекта «Дорога к храму» помогает детям лучше усвоить понятия о чести, целомудрии, послушании и любви. Духовная вера укрепляет нашу веру в великое будущее России .

В школе создан и действует музей «Ремёсел. Здесь история, которую можно потрогать руками. Здесь хранится дух дома, дух родного края. В музее проводятся уроки, экскурсии, работает кружок «Музейное дело». Цель – прикоснутся к «святая святых» - памяти, ведь «уроки прошлого» незаменимы для жизни в настоящем. Художественные  промыслы  и ремесла   являются  одной  из  форм  народного  искусства,  передаваясь  из  поколения  в  поколение,  несут  в  себе  исторический,  духовный,   эстетический  опыт  народа,  его  духовно-нравственную  основу.Каждый учитель использует краеведческий материал с целью воспитания любви к родному краю, чувства гордости за свой народ.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Работа школы, проводимая в данном направлении, на наш взгляд, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полноценного развития человека как гражданина планеты Земля, как члена будущего общества-общества III тысячелетия.

Мы надеемся, что свет доброты проникнет с нашей и божьей помощью в души и сердца наших воспитанников.

1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Духовно-нравственное воспитание кадетов и курсантов военных

    Программа
    ... духовно-нравственноговоспитания воинов 2 2 – 2 Основы Православной веры 2 2 – 3 Особенности вероучения и нравственности 4 2 2 4 Духовно-нравственный мир 2 2 – 5 Духовность, нравственность и этика кадета (курсанта) 4 2 2 6 Воспитаниедуховного ...
  2. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ
    ... существующих концепций духовно-нравственного образования: «Духовно-нравственноевоспитание российских школьников» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), «Духовно-нравственная культура России» ...
  3. Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС

    Документ
    ... возможности для систематического и последовательного духовно-нравственноговоспитания детей. Духовно-нравственноевоспитание младшего школьника происходит главным образом ...
  4. Духовно-нравственное воспитание в семье

    Задача
    ... же духовно-нравственноговоспитания является главной задачей семейного воспитания. Отметим, что под духовно-нравственнымвоспитанием мы понимаем ...
  5. Духовно-нравственное воспитание школьников н а уроках математики вакулина зоя александровна учитель математики

    Урок
    Духовно-нравственноевоспитание школьников на уроках математики ... внимания и отточенного логического мышления, воспитание таких качеств, как активность, ... одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и трудового в частности. Хорошо ...

Другие похожие документы..