Главная > Основная образовательная программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Принята на педагогическом совете протокол № 1 от « 24» августа 2011 г.

Рассмотрена на заседании Научно-Методического Совета

протокол № 1 от « 26» августа 2011 г.

«Утверждаю»

Директор гимназии МИИТ

приказ № ___ от 01.09.2011

____________Г.И.Логинова




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 2011-2015 года

Москва, 2011

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения.

МОДУЛЬ 1. Аналитический модуль

1.1. Общая характеристика гимназии.

1.2. Юридическое обоснование функционирования учреждения.

1.3. Анализ внешней среды гимназии:

1.3.1. Нормативно-правовая база.

1.3.2. Региональная программа развития образования.

1.3.3. Статистические данные по социуму района.

1.3.4. Микросоциальный заказ (родители и окружающий социум).

1.3.5. Новые научные концепции и теории.

1.4. Анализ внутренней среды гимназии:

1.4.1. Характеристика и социальный состав контингента обучающихся и социального статуса их семей. Статистические сведения об учащихся.

1.4.2. Сведения о здоровье учащихся.

1.4.3. Результаты текущей и итоговой успеваемости.

1.4.4. Материально-технические возможности гимназии.

1.4.5. Социальный заказ учащихся, их родителей (социума).

1.4.6. Интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

1.4.7. Кадровый потенциал образовательного учреждения.

1.4.8. Анализ воспитательной работы гимназии.

МОДУЛЬ 2. Концептуальный модуль

2.1. Миссия гимназии, цели и задачи образовательной программы гимназии.

2.2. Приоритетные направления.

2.3. Принципы образовательной программы гимназии.

2.4.Модель выпускника – ожидаемый результат реализуемой образовательной программы.

МОДУЛЬ 3. Дидактический модуль

3.1. Учебный план гимназии (пояснительная записка).

3.2. Программно-методическое обеспечение.

3.3. Ведущие методы, приёмы и технологии обучения.

3.4. Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности, как способ учета индивидуальных особенностей учащихся.

3.5. Методическое сопровождение образовательного процесса и системы воспитания.

3.6. Организационные формы УВП.

МОДУЛЬ 4. Диагностический модуль

4.1. Система диагностического отслеживания.

4.2. Система аттестации учащихся.

4.3. Методы и формы контроля уровня содержания образования.

4.4. Система промежуточной аттестации учащихся.

МОДУЛЬ 5. Управленческий модуль

5.1. Управление реализацией программы.

5.2. Система отслеживания реализации образовательной программы.

5.3. Этапы реализации программы.

Пояснительная записка

Школа – это мастерская, где формируется

мысль подрастающего поколения, надо

крепко держать ее в руках, если не хочешь

выпустить из рук будущее.

Анри Барбюс.

Образовательная программа основного общего и среднего (полного) общего образования является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, представляет собой компонент системы образования РФ.

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом гимназии МИИТ, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Это документ, дающий представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных целей (из материалов Министерства образования и науки РФ).

Образовательная программа нацелена на решение текущих задач учебно-воспитательного процесса (далее – УВП) в гимназии, ориентирована на «должное» и «возможное» в УВП гимназии и отражает реальный УВП. Образовательная программа указывает на существующие цели и результаты УВП, модель выпускника.

Образовательная программа имеет непосредственную связь с другим основополагающим документом, регламентирующим деятельность гимназии, с Программой развития и является практической реализацией намеченных в ней целей и задач для перевода гимназии в новое качественное состояние, отвечающее современным требованиям образовательной политики государства. Образовательная программа направлена на согласование дидактического и организационно-педагогических аспектов УВП (уровня содержания образования, учебных программ, учебников, педагогических технологий с учебными планами, системой диагностики и аттестации, режимными условиями и тд.)

Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке Образовательных программ, Уставом Гимназии МИИТ. Образовательная программа гимназии создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения Министерства образования РФ. Понятие «основная общеобразовательная программа» раскрывают статьи 8 и 9 Закона РФ «Об образовании». Статья 8 фиксирует, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.

Разработка и утверждение образовательной программы общеобразовательного учреждения в соответствии с пп. 6 п. 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» относится к компетенции общеобразовательного учреждения.

Образовательная программа школы – локальный акт общеобразовательного учреждения - создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации города и микрорайона, материальных и кадровых возможностей школы.

Образовательная программа школы рассчитана на 5 лет (2011-2016 учебные года).

Образовательная программа должна:

  • соответствовать социальному заказу;

  • обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа;

  • соответствовать образовательным стандартам;

  • способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;

  • способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей;

  • стимулировать использование более эффективным образовательных технологий;

  • соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям гимназии и санитарно-гигиеническим требованиям;

  • способствовать развитию компетенции учащегося в разных сферах и областях жизни.

Образовательная программа включает в себя:

  • цели, задачи, миссию;

  • адресность образовательной программы;

  • учебный план с пояснительной запиской;

  • характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;

  • описание организационно-педагогических условий, гигиенических требований, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы;

  • систему форм аттестации, контроля и учёта достижений учащихся;

  • описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.

Образовательная программа гимназии состоит из следующих модулей:

  1. Аналитический модуль (посвящён анализу реального положения УВП гимназии на момент создания образовательной программы).

  2. Концептуальный модуль (включает в себя целеполагание, описание миссии гимназии, описание модели выпускника).

  3. Дидактический модуль (реализация образовательной программы по переходу от существующего к желаемому уровню УВП).

  4. Диагностический модуль (содержит оценку УВП в соответствии с социальными, концептуальными и другими требованиями).

  5. Управленческий модуль (описывает систему действий по реализации образовательной программы, контроля за реализацией образовательной программы

Место образовательной программы в системе управления гимназией

МОДУЛЬ 1. Аналитический модуль.

    1. Общая характеристика гимназии

Полное наименование ОУ:

ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» Гимназия МИИТ

Директор гимназии:

С 2004 года гимназию возглавляет Логинова Галина Ивановна.

Год основания - 1949

Расположение гимназии:

Гимназия располагается в 2 зданиях:

1 корпус расположен в Северо-Восточном округе города Москвы в районе «Алексеевский» по адресу: 3-я Мытищинская улица, дом 12.

2 корпус, в котором располагается начальная школа и группа детского сада, находится по адресу: г. Москва, 2-ой Лучевой просек, дом 5а.

Тип здания, год постройки: 1 корпус - 5-ти этажное здание, 1953, 2 корпус – 2-этажное здание, 1960. Проектная мощность: 1 корпус – 430 человек, 2 корпус – 200 человек.

Тип образовательного учреждения: гимназия

Телефон: 687-66-37

Сайт:

Электронный адрес: gymnaz_miit@mail.ru

В гимназии осуществляется подготовка по начальному общему образованию (1-4 класс), основному общему образованию (5 – 9 класс), среднему (полному) общему образованию (10 - 11 класс). Гимназия МИИТ осуществляет обучение и воспитание детей с дошкольного возраста до 11 класса средней школы.

Гимназия МИИТ осуществляет обучение и воспитание детей с дошкольного возраста до 11 класса средней школы.
Образовательная программа гимназии разработана с учетом специфики гимназии - для детей дошкольного и школьного возраста. В гимназии формируется система преемственности между дошкольным, начальным, средним и высшим звеньями системы образования с учетом современных подходов к реализации преемственности.

Гимназия имеет следующую структуру:

  • Дошкольное воспитание (4-6 лет);

  • I ступень (начальное общее образование) – (1-4 класс);

  • II ступень (основное общее образование) – (5-9 класс);

  • III ступень (среднее (полное) общее образование) – (10-11 класс) работает по программе углубленного изучения английского языка и программ общеобразовательной школы с расширенным содержанием по другим предметам учебного плана.

    1. Юридическое обоснование функционирования гимназии

Во исполнение распоряжения Министерства путей сообщения Российской Федерации от 23 мая 2003 года № 511р и приказа ректора МИИТа от 06.06.2003 №064/а гимназия №1 МПС России присоединилась к Московскому государственному университету путей сообщения в качестве структурного подразделения без права юридического лица.

Наличие документов о создании образовательного учреждения.

Внесенные изменения в редакцию Устава ГОУ высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ) в связи с присоединением гимназии как структурного подразделения приняты Конференцией, протокол № 3 от 28.05.2003 года, утверждены распоряжением МПС РФ от 10 июля 2003 года №656р.

Положение о гимназии Московского государственного университета путей сообщения одобрено Ученым советом университета 18 июня 2003 года протокол №9, утверждено ректором университета 20 июня 2003 года. Положение образовательного учреждения соответствует требованиям закона «Об образовании», рекомендательным письмам Минобразования России.

Государственный статус гимназии и право на осуществление образовательной деятельности регламентированы свидетельствами:

а) о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации; ИФНС № 15 по СВАО г. Москвы 7715, присвоен ИНН 7715027733; КПП 771501001, Серия 77 № 012978401;

б) о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц: зарегистрировано Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» учреждением Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве 6 июня 2011 года за основным государственным регистрационным номером 1027739733922, серия 77 № 012927649;

в) о государственной аккредитации: АА002164, регистрационный номер 002164 от 25 июня 2009 года, документ действителен до 29 декабря 2012 года.

Гимназия имеет лицензию (серия ААА № 001616, регистрационный № 1552 от 28 июля 2011 года) на право осуществления следующего вида образовательной деятельности: основное общее образование, среднее (полное) общее образование, по программам дополнительного образования естественнонаучной, художественно-эстетической, культурологической, научно-технической, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, социально-экономической направленностей.

1.3. Анализ внешней среды гимназии

1.3.1. Нормативно-правовая база

Гимназия МИИТ является современным образовательным учреждением, которое руководствуется в своей деятельности следующими нормативными актами:

- Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ «Обеспечение доступного качественного образования» от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ);

- ФЗ «Об образовании в РФ» (проект в редакции от 15 июля 20911 года);

- ФЗ Российской Федерации от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации ";Об образовании"; и статьи 11 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена»;

- ФЗ Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;  

- ФЗ от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N152 «О персональных данных»;

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Городской целевой программой развития образования «Столичное образование — 5»;

- Московским базисным учебным планом;

- Нормативно-правовыми актами органов управления образованием;

- Программой развития ОУ;

- Уставом гимназии, методическими письмами и рекомендациями УМЦ СВОУО, внутренними приказами, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

1.3.2. Региональная программа развития образования

Гимназия МИИТ при создании образовательной программы ориентируется на региональные и федеральные программы развития образования: Федеральную целевую программу развития образования на период 2011-2015 годов, Программу приоритетного национального проекта «Образование», Программу развития образования Москвы на 2012-2016 годы, Городскую целевую программу развития образования «Столичное образование — 5». Образовательная политика гимназии основана на перспективных идеях Российского образования, сформулированных в основных положениях Концепции модернизации российского образования, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в Постановлении Правительства города Москвы «О реализации приоритетного национального проекта «Образование».

В соответствии с этими документами и стратегией образования в РФ главная цель работы гимназии - это комплексное обеспечение прав и интересов детства, включающее повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества, учитывающего способности каждого ребенка.

Столичный регион и образовательную сферу Москвы в целом характеризует высокая степень подготовленности и профессионализма кадров, эффективная сетевая система управления образованием и качеством образования, высокая степень инновационности системы образовательной деятельности, развитая степень интегрированности социальных институтов в обеспечение качества образования как на уровне отдельных образовательных учреждений, так и на уровне управления сферой образования. Данные основания позволяют выстраивать УВП в гимназии с целью соответствия наивысшим общероссийским и мировым показателям качества образования. Необходимо обеспечить столичный стандарт качества образования.

Проанализировав основные цели и приоритеты столичного образования, мы хотим отметить, что цели и приоритеты гимназии, намеченные в Программе развития и намечаемые в образовательной программе, полностью соответствуют московским. Среди ожидаемых в столичном регионе результатов реализации программы развития образования нами были выделены следующие, соответствующие ожидаемым результатам развития и гимназии:

  • возможность выбора учащимися программ профильного обучения и дополнительного образования;

  • образовательными учреждениями реализуются современные программы, обеспечивающие достижение образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в современной экономике;

  • все обучающиеся включены в систему мониторинга здоровья в гимназии;

  • все обучающиеся имеют доступ к качественным услугам психологической помощи;

  • сформирована система выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанная на взаимодействии учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, организаций культуры, спорта и науки, использовании современных интернет-технологий;

  • родителям обеспечена возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды системы образования города;

  • во всех образовательных учреждениях действует орган самоуправления, реализующий государственно-общественный характер управления, наделенный полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования.

1.3.3. Статистические данные по социуму района

Гимназия МИИТ располагается на территории Северо-Восточном административном округе в районе Алексеевский. На территории района расположены 7 общеобразовательных школ, 11 дошкольных учреждений, несколько высших учебных заведений, 2 колледжа: железнодорожного транспорта и политехнический колледж. На территории района находится Московская Городская Деловая библиотека, многие достопримечательности города: старинный храм Тихвинской иконы Божией Матери, построенный в конце XV века (является частью деревянного царского загородного дворца царя Алексея Михайловича), ВВЦ, дом, построенный в 1928 году, - одна из трех столичных работ классика современной архитектуры Моисея Гинзбурга (в соавторстве с Соломоном Лисагором), жилой дом ВСНХ - работа знаменитого поклонника творчества Паладио Ивана Жолтовского.

Гимназия активно сотрудничает с Управой района Алексеевский, представителями различных структур. Молодёжный Парламент Алексеевского района, в состав которого вошли ученики гимназии, проводил акцию “Нулевой урок”. Основной её задачей было познакомить ребят из детских садов со школой. Ребята из детских садов, находящихся на территории района, посетили стены гимназии МИИТ. Замечательные рассказы преподавателей и учащихся гимназии не оставили ребят равнодушными. В процессе экскурсии ребята посетили кабинеты биологии, химии, физики, учительскую и кабинет директора, библиотеку и актовый зал гимназии. Молодёжный Парламент и управа Алексеевского района выразили благодарность гимназии МИИТ за возможность проведения подобной акции. Ежегодно гимназия принимает участие в районных конкурсах, организуемых Управой Алексеевского района: «А ну-ка, девушки! А ну-ка, парни!» (награды: дипломы 1, 2, 3 места), «Молодые таланты» (конкурс молодых педагогов) (награды: диплом 2 степени), в декабре каждого года на Пятницком мемориале, расположенном в районе, проводится митинг, посвящённый защитникам Москвы.

В целом исследование социума района позволяет установить:

  • район, в котором расположена гимназия, является благоприятным для жизни и учёбы;

  • один из старейших районов Москвы, достопримечательности которого могут стать темой для исследования учащихся, тем более они находятся в «шаговой» доступности;

  • совместно с Управой района проводятся патриотические акции, учащиеся знакомятся с историей своей «малой Родины», таким образом осуществляется патриотическое воспитание молодёжи;

  • Управа района активно взаимодействует с гимназией, осуществляется взаимополезное сотрудничество, участие в проектах Управы позволяет учащимся гимназии приобрести бесценный опыт социализации.

1.3.4. Микросоциальный заказ

(родители и окружающий социум)

Новый закон об образовании, новых государственных стандартов общего образования призваны определить, каким должен стать современный выпускник общеобразовательного учреждения, чему и как его должны обучать. Всё это определяется с помощью социального заказа на образование - отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности образовательного учреждения (заинтересованные стороны: учащиеся и педагоги; родители; образовательные учреждения; государство).

Законодателям и разработчикам новых документов видится, что на выходе из школы ребенок должен быть способным решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного ими социального опыта. С этой точки зрения, если рассматривать учащихся как строителей собственной жизни, задача школы не сводится к их обеспечению строительным материалом в виде знаний. Задача школы — научить «строить дом».

Характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается из следующих компонентов:

1. Государственный заказчик (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь государственным образовательным стандартом).

2. Потребности учащихся.

3. Ожидания родителей выявляются в ходе опросов, анкетирования. Изучение социального заказа на образование в предыдущие годы показало, что только очень малая часть родителей считает учебной задачей школы только обучение и выступает за увеличение количества учебных предметов.

Необходимо провести следующую статистику, полученную в результате исследования Центра социологических исследований и социального проектирования.

Для ответа на вопрос о том, каким именно критериям должен соответствовать современный выпускник школы, участникам социологического исследования был предложен спектр из 16 ключевых компетенций, востребованных сегодня как самой школой, так и окружающим ее социумом. Были приведены наиболее популярные ответы, полученные в результате опроса.

Критерии, которым должен соответствовать выпускник школы, (в %).

  1. Иметь хорошие основы знаний, умений, навыков – 71,6%

  2. Быть конкурентно-способным в современном мире - 58,6%

  3. Уметь выстраивать отношения с разными людьми – 52,6%

  4. Уметь формулировать жизненную цель и строить пути достижений - 46,8%

  5. Нести индивидуальную и социальную ответственность - 46,7%

  6. Уметь находить выход из любой ситуации - 44,6%

  7. Уметь находить нестандартные решения - 40,3%

Анализ социального заказа родителей, предъявляемого к современному выпускнику школы, подтверждает, что этот заказ является предельно нечетким, поверхностным и противоречивым. С одной стороны, современная школа, по замыслу, призвана готовить человека, успешного в своей деловой карьере и в жизни в целом, т.е. конкурентоспособного в современном мире выпускника школы. С другой стороны — такие вроде бы важные в деловом мире характеристики, как индивидуальная и социальная ответственность, критическое мышление, конкурентоспособность практически не звучат в анкетах родителей, характеризующих идеальную модель выпускника школы.

Несколько иначе видят портрет современного выпускника представители педагогической общественности, но и тут все достаточно неоднозначно. В первую очередь необходимо отметить, что педагоги, принимавшие участие в анкетировании, солидарны с родителями в критерии «конкурентоспособность в современном мире» — т.е. они также не выделяют его в качестве основного. В тоже время для педагогов свойственно все-таки говорить о таких компетенциях выпускника, как ответственность, критическое мышление и т.д.

Целостное видение гимназией, ее педагогическим коллективом требований со стороны различных социальных заказчиков учитывается при формулировке целей и задач деятельности образовательного учреждения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Принято на педагогическом совете протокол №9 от 31 мая 2011 года

    Основная образовательная программа
    ПринятонапедагогическомсоветеПротокол №9 от 31 мая 2011 года УТВЕРЖДАЮ Директор ... 2 2 2 2 8 Итого 20 242424,5 86,5 II.Часть, формируемая участниками ... акта о приемке образовательного учреждения августавгуставгуставгуст Директор Зам. по АХЧ ...
  2. Принято на педагогическом совете моу сош № 4 г всеволожска протокол № 1 от 29 08 2011 года

    Основная образовательная программа
    ПРИНЯТОнапедагогическомсовете МОУ СОШ № 4 г. Всеволожска. Протокол № 1 от 29.08.2011 года УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ... Российской Федерации Д. А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009). ... утвержденный приказом Минобрнауки России от24.02.2009 № 57(в ...
  3. Утверждено рассмотрено на педагогическом совете

    Документ
    ... НОО» апрель 2011 г. август 2011г. ... протокол. Орган самоуправления принимает решение «рекомендовать к утверждению». 3.4 Рассмотренная, принятая ... напедагогическомсовете Приказ № 45.1 от 14.06 2011 г. №27 от 31 мая 2011 ... приложение начинается с 24). со всех ...
  4. Публичный отчет « специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната № 65 для слабослышащих и позднооглохших детей » заслушан и утвержден на педагогическом совете протокол №4 от 28 03 2012 итоги работы школы за 2011 год

    Публичный отчет
    ... напедагогическомсоветепротокол №4 от 28.03.2012 Итоги работы школы за 2011 ... Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № ... в часах 1 кл. 24 ч. 2кл.-3кл. 25ч ... проблемы психологии образования». 7. Принятие участия в работе международного ...
  5. Протокол № 24 июня 2011 г протокол № 7

    Основная образовательная программа
    ... родительского комитета Коновалова О.И. Протокол № 15 « 24 » 2011 г. ПринятаНапедагогическомсоветеПротокол24 июня 2011 г. протокол № 7 Утверждаю Директор ... № 919) Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении ...

Другие похожие документы..