textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации

Оглавление

Общие положения 5

Модели внедрения электронного дистанционного обучения
в систему общего образования 6

Нормативная база электронного дистанционного обучения 8

Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения 10

Информационная система электронного дистанционного обучения 13

Компьютерное оборудование 18

Периферийное оборудование 20

Программное обеспечение 21

Подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения 22

Обеспечение методической поддержки преподавателей,
работающих в системе электронного дистанционного обучения 26

27

Особенности организации образовательного процесса 31

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся 33

Заключение 36

1. Механизмы мотивированного перехода на новые подходы к предоставлению образовательных услуг 76

2. Критерии оценивания деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий. Методика расчета результативности труда. Подходы к определению стимулирующих выплат за уровень достигнутых результатов 99

3. Методика расчета результативности труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий 105

. 113

4. Механизмы мотивирования перехода преподавателей на новые подходы к предоставлению образовательных услуг 113

1. Особенности механизмов и подходов к оплате труда преподавателей, которые осуществляют педагогическую деятельность в интересах обучающихся, не привязанных к конкретным образовательным учреждениям или обучающихся в разных образовательных учреждениях 116

2. Базовые принципы системы оплаты труда учителей, осуществляющих педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий 121

3. Методика определения размеров оплаты труда учителей, занятых в оказании образовательных услуг общего образования с использованием дистанционных технологий 124

4. Примерное положение об оплате труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, преподающих с использованием дистанционных образовательных технологий, а также иных работников, занятых в оказании образовательных услуг с использованием дистанционных технологий 133

5. Особенности оплаты труда преподавателей осуществляющих педагогическую деятельность в интересах лиц, не привязанных к конкретному образовательному учреждению 143

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, «государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)». При этом, «государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами» (ст. 6 БК РФ). При этом, в нормативно-правовой базе отсутствует описание, что из себя представляет государственная услуга или государственная работа. Тем более, нет указание, что то, что образовательная услуга – это полный комплекс действий по выполнению государственного стандарта. 149

Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Минфина РФ (стр. 20) таким образом трактует это понятие работ и услуг: «Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки). Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории)». Дается лишь следующее уточнение, что «при определении наименований услуг (работ) для включения в перечень необходимо четко сформулировать суть услуги (работы). Не рекомендуется делать слишком общие формулировки (например, Услуга – «Экологическое просвещение») или слишком детальные (например, Услуга – «проведение первичного осмотра в рамках оказания специализированной медицинской помощи по отделению терапия в дневных стационарах»). Уровень детализации должен быть оптимальным, во-первых, для того, чтобы отделить ее других аналогичных услуг, во-вторых, для обеспечения возможности расчета нормативных затрат на ее оказание» (стр. 22 указанных Комплексных рекомендаций)». Однако, указание на то, что услуга должна быть не слишком детализирована – относится к разряду рекомендаций. 149

Такая, достаточно широкая, трактовка государственных услуг и работ позволяет принимать решения на региональном уровне о разной детализации государственных услуг и подходов к их описанию и выделению. 150

Например, Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2011 г. N 314-р «Об утверждении отраслевого перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Санкт-Петербурга в сфере образования» (в ред. Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2011 N 877-р) выделено 210 государственных услуг только в сфере дошкольного образования. При этом, услуги выделяются по специфике их оказания: возраст детей, количество детей в группе, количество часов пребывания детей, специфика реализуемой программы и т.д. Тем не менее, есть исключения: «Обучение плаванию в группе общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей, комбинированной направленности с бассейном для детей; Дети в возрасте от 1 до 7 лет года в возрасте от 1 года до 7 лет (5 (или 6) дней в неделю)» (п. 1-210 отраслевого перечня). То есть, выделена определенная составляющая в сложном комплексе образовательной услуги на основе выделения определенной компетенции. 150

С другой стороны, возможно описание услуг в обобщенном виде. Так, Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Архангельской области, подведомственными министерству образования, науки и культуры Архангельской области, утвержденный распоряжением министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 11 августа 2011 г. № 529, содержит всего 37 государственных услуг и работ для всей сферы образования. При этом, выделена услуга «реализация образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования» (п. 1.13 указанного перечня), т.е. такие достаточно разнородные процессы обучения детей на разных ступенях образования объединены в одну услугу. 151

Таким образом, трактовка государственной слуги позволяет разделить те функции, которые оказывают различные образовательные учреждения в рамках одного образовательного сетевого объединения. Следовательно, можно разрабатывать государственное задание с достаточной степенью подробности, чтобы учесть вклад каждого образовательного учреждения в образовательный процесс. 151

Для этого, учредителям необходимо согласовать государственные задания для учреждений, входящих в состав сетевого объединения. 151

Название темы 268

Организация проведения обучения слушателей в дистанционной форме 268

Зачет 268

Методические рекомендации по взаимодействию преподавателя с учащимся, соотнесению дистанционного и очного обучения 302

Методические рекомедации по механизмам идентификации личности учащихся при электронном дистанционном обучении 306

Методические рекомендации по механизмам проверки предоставляемых учащимися промежуточных и итоговых аттестаций 317

Методические рекомендации по механизм набора учащихся при электронном дистанционном обучении 332

Методические рекомендации по соотношению дистанционной и очной части образовательных программ, определению предельного (порогового) объема образовательной программы, который можно дать с использованием дистанционных технологий 344

Методические рекомендации по соблюдение авторского права на создаваемые продукты электронного дистанционного образования и оплаты авторского права 368

Методические рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических кадров 407

Пояснительная записка 409

Содержание программы 418

Аудиторный режим. 419

Дистанционный режим 423

Методические рекомендации для родителей и опекунов лиц с ограниченными возможностями здоровья по применению образовательных сервисов и информационно-коммуникационных технологий для социализации и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 436

Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации

Общие положения

Обеспечение равных прав граждан на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования электронного дистанционного обучения. Это связано с большими расстояниями до ряда удаленных населенных пунктов и, соответственно, сложностью, а в большинстве случаев и невозможностью организации обучения по всему спектру предметов общего образования (прежде всего, среднего (полного) общего образования на профильном уровне) в удаленных населенных пунктах. Отсутствие возможности дать своим детям качественное образование является одной из причин миграции населения в крупные города Российской Федерации, нежелание переезда в отдаленные районы даже при наличии там интересной и хорошо оплачиваемой работы.

При этом во многом решены вопросы организации высокоскоростных каналов связи для всех регионов России. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» все образовательные организации (учреждения) подключены к интернету. Возможность подключения к интернету обеспечена на данный момент во всех населенных пунктах Российской Федерации, существуют технические возможности подключения даже в кочевых населенных пунктах.

Широкое использование возможностей электронного дистанционного обучения позволит решить проблемы обеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования, будет способствовать решению проблемы внутренней миграции.

Электронное дистанционное обучение может весомо дополнить и расширить традиционные формы организации, прежде всего, общего образования.

Модели внедрения электронного дистанционного обучения
в систему общего образования

Выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

  1. повышение качества общего образования в малокомплектных школах;

  2. обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;

  3. обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);

  4. обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне; 

  5.  обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

  6.  обеспечение возможности дополнительного образования;

  7. обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;

  8. обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий (например, учащиеся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе: длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т.п.).

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования1, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

Для реализации всех указанных выше направлений внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования необходимо решение следующих вопросов:

  1. формирование нормативной базы электронного дистанционного обучения;

  2. формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения;

  3. отработка моделей организации электронного дистанционного обучения;

  4. подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения;

  5. обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения;

Нормативная база электронного дистанционного обучения

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

При использовании дистанционных технологий образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:

  1. учебный план образовательного учреждения;

  2. учебный план обучающегося;

  3. программы учебных предметов (дисциплин, учебных курсов);

  4. учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);

  5. практикумы или практические пособия;

  6. тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;

  7. методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля;

  8. комплекты электронных образовательных ресурсов.

Обучение с использованием дистанционных технологий должно обеспечивать выполнение всех требований, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.

В соответствии с п. 1 Приказа Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137, дистанционные образовательные технологии могут быть использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии не только при реализации образовательных программ любого уровня, но и при всех формах получения образования или при их сочетании, а также при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137). Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании государственного образца.

Имеющейся нормативной базы федерального уровня достаточно для организации электронного дистанционного обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. На ее основе образовательное учреждение, использующее формы электронного дистанционного обучения, должно разработать необходимые локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих деятельность образовательного учреждения. Локальная нормативная база зависит от выбранной модели электронного дистанционного обучения.

Однако существующая форма статистической отчетности образовательных учреждений (Форма № ОШ-1(НОУ)) предполагает, что все учащиеся обучаются в одном образовательном учреждении по всем предметам и не допускает возможности учета одновременного обучения одного обучающегося в двух образовательных организациях (образовательных учреждениях), например в очной школе и школе дистанционного обучения. Это затрудняет использование отдельных моделей электронного дистанционного обучения. Необходимо внесение изменений в форму статистической отчетности образовательных учреждений (Форма № ОШ-1(НОУ)) с целью обеспечения сбора информации об учащихся, получающих общее образование с использованием моделей электронного дистанционного обучения.

Локальная нормативная база в рамках новой системы оплаты труда, основанной на подушевом финансировании должна учитывать специфику учёта рабочего времени преподавателей, осуществляющих образовательный процесс посредством дистанционных образовательных технологий, в соотнесении с академическим часом.

Должен также решаться вопрос правил учёта посещаемости обучающимися занятий, организованных с помощью дистанционных образовательных технологий, регламентироваться процедуры контроля посещения.

Необходима разработка и доведения до образовательных организаций (образовательных учреждений) методических рекомендаций по формированию и использованию системы локальных нормативных актов, обеспечивающих возможность использования различных моделей электронного дистанционного образования.

Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения

Материально-техническая база электронного дистанционного должна обеспечивать формирование образовательной среды, включающей следующие основные компоненты:

  1. деятельностная;

  2. коммуникативная;

  3. пространственно-предметная.

Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Важнейшие из них:

  1. исследовательская деятельность;

  2. проектная деятельность;

  3. творческая деятельность.

Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание дистанционного и очного обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся. Планирование, реализацию и мониторинг включения учащихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.

Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента:

  1. гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения;

  2. партнерство педагога и ученика;

  3. свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.

Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации дистанционного обучения средства:

  1. информационная образовательная среда;

  2. средства индивидуального и коллективного письменного, аудио и визуального онлайн-взаимодействия;

  3. средства коллективной работы над материалами;

  4. виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента учащимся и как средства творческого самовыражения учащихся.

Материально-техническая база электронного дистанционного обучения включает следующие составляющие:

  1. каналы связи;

  2. система электронного дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;

  3. компьютерное оборудование;

  4. периферийное оборудование;

  5. программное обеспечение.

Требования к материальной базе электронного дистанционного обучения во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи:

Образовательное учреждение, реализующее электронное дистанционное обучение должно иметь пропускную способность каналов связи не ниже 512 Кбит/с на одного пользователя, находящегося в здании для организации взаимодействия в режиме видео-конференций, и 10 Мбит/с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения.

Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже: 512 Кбит/с, для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендацииповопросамвнедрениясистемэлектронногодистанционногообучения в деятельностьобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерацииОглавление Концепция внедрениясистемэлектронногодистанционногообучения в деятельность ...
  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (2)

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендацииповопросамвнедрениясистемэлектронногодистанционногообучения в деятельностьобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерацииОглавление Концепция внедрениясистемэлектронногодистанционногообучения в деятельность ...
  3. Содержание образовательной программы стр информационная справка(общие сведения об образовательном учреждении) 3 - 7

    Основная образовательная программа
    ... работа повнедрениюэлектронных дневников. ... Методическиерекомендации /. – М.: Вентана – Граф, 2008. Проектная деятельность ... по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для обра­зовательныхучрежденийРоссийскойФедерации ...
  4. Методические рекомендации для специалистов центров дистанционного образования в субъектах российской федерации «особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «развитие

    Методические рекомендации
    ... базе образовательногоучрежденияпо месту жительства обучающегося. Центр при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельностиобразовательногоучрежденияпо организации дистанционногообучения ...
  5. Рекомендации по преподаванию информатики на основе умк бином для 2-11 классов 2011-2012 учебный год содержание

    Документ
    ... образовательныхучрежденийРоссийскойФедерации ... деятельности в процессе обучения ... (оглавление, ... дистанционного ... Методическиерекомендациипо ... вопросы ... методическое пособие, Электронное ... системуобучения ... внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях ...

Другие похожие документы..