Главная > Закон


Требования к программе компьютерного тестирования для педагогических работников - это IT-компетенция в образовательной деятельности.

По итогам компьютерного тестирования на IT-компетенцию аттестуемый получает сертификат организации, проводившей тестирование.

На третьем этапе аттестации осуществляется оценка результативности профессиональной деятельности аттестуемого. Для проведения данного этапа аттестации создаются экспертные группы, в состав которых включаются представители органов государственно-общественного управления, ассоциации учителей и др. В экспертную группу аттестуемый представляет цифровые образовательные ресурсы по своему предмету.

Вариативные формы проведения третьего этапа аттестации учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования:

- защита педагогического проекта, в ходе которого аттестуемый, претендующий на вторую квалификационную категорию, представляет и обосновывает проектную разработку; аттестуемый, претендующий на первую и высшую квалификационные категории, представляет отчет о реализации проекта и полученных результатах;

- презентация методического портфолио, в котором аттестуемый представляет свидетельства своего профессионализма в виде структурированного накопительного документа (папка достижений);

- защита методических и других разработок.

Кроме этого аттестуемый выбирает одну из нижеперечисленных процедур:

1) посещение членами экспертных групп уроков аттестуемого, учебных и (или) внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым, с последующим их анализом;

2) анализ документально зафиксированных результатов учебно-воспитательного процесса (итогов мониторинга успешности обучения и воспитания);

3) представление общеобразовательного учреждения, отражающее совокупность результатов практической деятельности аттестуемого.

В ходе экспертизы обязательно учитывается участие аттестуемого в опытно-экспериментальной работе, республиканских, районных (городских) профессиональных конкурсах, конференциях, в работе учебно-научных и методических объединений различных уровней, мнения руководителя общеобразовательного учреждения, ассоциации учителей, методических объединений, родителей, учащихся об эффективности профессиональной деятельности аттестуемого.

Качество и результативность практической деятельности педагогических работников оценивается на основании изучения уровня обученности (воспитанности), степени сформированности ключевой компетентности учащихся (воспитанников).

Оценка уровня профессионализма педагога может проводиться путем проведения анкетирования коллег, учащихся членами экспертной группы.

Аттестуемый результаты прохождения первого и второго этапов аттестации (сертификат) представляет в соответствующую экспертную группу.

Экспертная группа по итогам проведения всех трех этапов аттестации выносит экспертное заключение рекомендательного характера о соответствии или несоответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории.

На основании результатов всех трех этапов Главная аттестационная комиссия Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики выносит решение о соответствии или несоответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории. Категория присваивается на 5 лет.

Рекомендуемая литература:

  1. Андреев, В. И. Педагогика / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

  2. Вишневский, В. А. Управление педагогическими системами «школа» / В. А. Вишневский, В. А. Гущина. – Чебоксары : ЧМГОПУ им М. А. Шолохова, 2004. – 311 с.

  3. Вишневский, В. А. Педагогическая диагностика в системе управ­ления общеобразовательной школой с дифференцированным обучением / В. А. Вишневский. – Чебоксары : ЧГПУ, 2000. – 202 с.

  4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. – М. : Академия, 2001. – 176 с.

  5. Конаржевский, Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржевский. – М. : Педагогика, 1993. – 207 с.

  6. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе / В. Г. Максимов – М. : Академия, 2002. – 272 с.

  7. Никитина, Н. Н. Некоторые формы проведения заседаний МО и педсоветов / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. Научно-методический журнал. – 2004. – № 6. – С. 38-40.

  8. Основы управления педагогическими системами / авт.-сост.В. П. Ковалев. – Чебоксары : ЧГПУ, 2000. – 176 с.

  9. Проектирование систем внутришкольного управления / под ред. В. Моисеева. – М. : Новая школа, 2001. – 260 с.

  10. Третьяков, П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе / П. И. Третьяков. – М. : Педагогика, 1995. – 46 с.

  11. Управление образовательными системами / под ред. Т. И. Шамовой. – М. : Академия, 2002. – 384 с.

Структура обзорных лекций по дисциплине

«Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»

Тема 1. «Норма» и «отклонение» в физическом, психическом, умственном и моторном развитии человека. Изучение показателей физического, психического, умственного и моторного развития в школе.

Задачи: дать определение понятиям «коррекционная педагогика», «физический недостаток», «психический недостаток», «норма» и «отклонение», «физическое развитие», «психическое развитие», «умственное развитие», «моторное развитие». Рассмотреть проблему критериев нормы, нормального развития человека в трудах Ю.Б. Гиппенрейтера, А.Д. Гонеева, А.К. Марковой, М. Раттера. Выяснить, как изменяются показатели норм и отклонений в развитии человека в зависимости от возраста. Иметь представление о принципах диагностики детей с нарушениями в развитии и деятельности межведомственных психолого-медико-педагогических консультациях и школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.

Примерное содержание: владеть терминологическим аппаратом коррекционной педагогики. Охарактеризовать показатели физического, психического, умственного и моторного развития с учетом возрастной периодизации человека. Владеть информацией о существующих классификациях нарушений человека и их основаниях (В.В. Лебединский; В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов; О.Н. Усанова и др.). Знать методы диагностики показателей физического, психического, умственного и моторного развития, используемые в школе педагогом, психологом, социальным педагогом.

Самостоятельная организация практической работы: посетитьРГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1, 2, 3», РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

Рекомендуемая литература

1. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М. В. Матюхина и др. / под ред. М. В. Гамезо и др. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.

2. Волынкин, В. И. Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие / В. И. Волынкин. – Ростов-н/Д : Феникс, 2008. – 282 с.

3. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 1999. – 280 с.

4. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учебное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : НЦ ЭНАС, 2005. – 168 с.

5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : ИКЦ Март, 2005. – 448 с.

6. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. – Спб. : КАРО, 2006. – 144 с.

7. Немов, Р. С. Психология : словарь-справочник : в 2 ч. Ч. 2 / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

9. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-н/Д : Феникс, 1999. – 672 с.

10. Физическая культура : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / сост. Л. В. Швед, Н. В. Афанасьева, М. В. Полякова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 186 с.

11. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 224 с.

Тема 2. Консультативно-диагностическая, коррекционно-педагогическая и реабилитационная работа в современной системе специального образования. Особенности организации педагогической коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения.

Задачи: дать определение понятию «специальное образование» и рассмотреть систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений в России: по организационно-правовой форме, по ведомственной принадлежности, по спектру решаемых задач и по профилю (О.И. Карпунина). Изучить законодательные документы по компенсирующему обучению: Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях; Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения, разработанные НИИ дефектологии РАО.

Примерное содержание: охарактеризовать содержание консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической и реабилитационной работы в учреждениях специального образования. Общие положения, организация и функционирование компенсирующих классов, организация образовательного процесса в компенсирующих классах.

Самостоятельная организация практической работы: прослушать уроки в классах компенсирующего обучения в общеобразовательных и специальных учреждениях.

Рекомендуемая литература

1. Информационное письмо о II Всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы» // Вестник образования. – 1997. – № 8. – С. 84–89.

2. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах : учебное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : НЦ ЭНАС, 2005. – 168 с.

3. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. – Спб. : КАРО, 2006. – 144 с.

4. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Народное образование. – 1998. – № 6. – С. 180–182.

5. Ямбург, Е. Организационные основы компенсирующего обучения / Е. Ямбург // Народное образование. – 1998. – № 6. – С. 146–153.

Структура обзорных лекций по дисциплине

«Теория и методика музыкального воспитания»

Тема 1. Музыкальное произведение

Задачи. Ознакомление со средствами музыкальной выразительности, осознание их роли в создании музыкального образа; развитие у студентов способности эмоционально переживать музыку; формирование первоначальных умений анализировать музыкальные произведения, рекомендованные школьной программой.

Примерное содержание. Формирование музыкального произведения. Музыка как неотторжимый элемент не только единой синкретической художественной деятельности человека, но и всей его жизни. Постепенная дифференциация трех основных видов музыкальной деятельности – сочинения, исполнения, восприятия. Соотношение основных видов музыкальной деятельности.

Функции музыкального произведения: эстетико-воспитательная; как атрибут быта; познавательная; педагогическая; развлекательная. Полифункциональность музыкального произведения. Связь музыки с жизнью. Определение функции музыкального произведения – отправная точка его научно обоснованного анализа. Основа содержания музыки – отражение внутреннего мира человека со всем богатством и разнообразием его состояний и чувств, его переживаний и раздумий. Музыка – искусство, основу которого составляют интонации. Роль исполнителя в создании музыкального образа. Выразительность и изобразительность в музыке. Соотношение изобразительного и выразительного в музыке. Преобразующая сила музыки (Д.Б. Кабалевский).

Учитель начальных классов – просветитель и пропагандист музыкальной культуры.

Самостоятельная организация практической работы. Самостоятельно проанализировать по предложенной схеме произведение из школьной программы, рекомендованное для проведения слушания-восприятия.

Рекомендуемая литература

  1. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М.: ВЛАДОС,. 2001. – 224 с.

  2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 112 с.

  3. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия,. 2003. – 368 с.

  4. Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред.Э,Б. Абдуллина. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

  5. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

Тема 2. Музыкальные жанры

Задачи. Ознакомление с классификацией жанров. Осознание сущностных характеристик жанров, их связи с содержанием произведения. роли в создании музыкального образа; развитие у студентов способности

Примерное содержание. Происхождение и развитие жанров. Жанровое разнообразие – результат исторической эволюции музыки. Первичные музыкальные жанры. Пути развития жанров. Взаимодействие жанров.

Жанровая классификация. Инструментальная и вокальная музыка. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Программная музыка. Критерии жанровой классификации.

Жанровый комплекс. Темп, тактовый размер, фактурно-ритмический фон аккомпанемента – обязательные составляющие жанрового комплекса. Выяснение жанровой основы музыкального произведения – обязательный этап его анализа.

Самостоятельная организация практической работы.Самостоятельно определить музыкальные жанры предложенных произведений из школьной программы, рекомендованных для проведения слушания-восприятия.

Рекомендуемая литература

  1. Медушевский В.В. Музыкальный жанр. Стиль в музыке / Спутник учителя музыки / под ред. Т.В. Челышевой. – М.: Просвещение, 1993. – С. 97-116

  2. Назайкинский Е.В. Стиль в музыке. Жанр в музыке / Методологическая культура педагога-музыканта / под ред. Э.Б. Абдуллина. – М. : Академия, 2002. – С. 145-162.

  3. Цуккерман В.А. Жанры музыки / Книга о музыке : Популярные очерки / сост. Г.Головинский, М. Ройтерштейн. – М : Сов композитор, 1988. – С. 96-132.

  4. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

Тема 3. Язык музыки

Задачи. Дать понятие о средствах музыкальной выразительности. Мелодия, темп, ритм, лад, гармония, динамика, тембр, фактура - средства музыки, воплощающие ее образно-смысловое содержание. Основные музыковедческие позиции, на которых строится анализ музыкальных произведений.

Примерное содержание. Отношение содержания и формы в музыке. Значение художественной формы в музыке. Музыкальный язык – система, на основе которой образуется художественная форма произведения.

Строение музыкальной ткани. Многоголосие. Фактура, или тип изложения – система совместно звучащих голосов. Одноголосие. Мелодия, темп, метр, ритмический рисунок, тембр, динамика, лад, тональность. Смысловая значимость каждого элемента музыкального языка.

Анализ мелодии. Звуковысотные свойства мелодии. Зависимость мелодической линии от разного рода интонаций: вопросительных, утвердительных, «вздоха», «восклицания». Виды мелодического движения – плавное, поступенное вверх или вниз, горизонтальное, волнообразное, повторение одного звука, скачкообразное, прямолинейное, ступенчатое. Кульминация мелодии.

Взаимодействие средств музыки. Взаимодействие средств – не безотносительное «равенство участия», а соразмерная уравновешанность в соответствии с нормами стиля. Система музыкальных средств – язык музыки.

Самостоятельная организация практической работы. Самостоятельно выявить средства музыкальной выразительности, участвующие в создании музыкального образа какого-либо произведения из школьной программы, рекомендованное для проведения слушания-восприятия.

Рекомендуемая литература

  1. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М.: ВЛАДОС,. 2001. – 224 с.

  2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 112 с.

  3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

Тема 4. История и теория детского музыкального воспитания

Задачи. Сформировать представление о музыкальном воспитании в исторической ретроспективе.

Примерное содержание. Подход к эстетическому воспитанию, провозглашенный молодой советской республикой. Деятельность Н.Я. Брюсовой, Б.В. Асафьева. Музыкальное воспитание в эпоху гражданской войны. 30-40-ые годы в истории музыкального воспитания. Возвращение к прежним идеалам в 60-ые годы, проблемы целостности урока в 70-ые годы. Концепция массового музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского. Идея преподавания музыки как «живого образного искусства». Научные основы построения содержания программы Д.Б. Кабалевского. Тематизм программы Кабалевского с точки зрения методологии. Диалектическая логика в изучении школьного предмета «Музыка» (Д.Б. Кабалевский).

Требования к методике, отражающей содержание школьного предмета «Музыка». Философско-научный уровень постижения музыкального искусства, построенный на диалектической логике – основное требование к методик Б. Неменский. «Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе».

Самостоятельная организация практической работы. Выявить на основе проанализированной литературы основные тенденции развития детского музыкального воспитания на современном этапе.

Рекомендуемая литература

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

  3. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. М., 2001

  4. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

Тема 5. Современная концепция музыкального образования школьников

Задачи. Сформировать представление о современной концепцияи музыкального образования школьников.

Примерное содержание. Цели и задачи музыкального обучения и воспитания. Содержание музыкального обучения в контексте общей дидактики. Элементы содержания музыкального обучения: опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощенный в музыке; музыкальные знания и умения (Э.Б. Абдуллин). Содержание музыкального воспитания как процесс формирования духовности через музыку, переживание, чувство, впечатление. Вопрос репертуара – вопрос накопления интонационно-слухового опыта школьников. Ключевые и частные ЗУНы на примере программы Д.Б. Кабалевского.

Содержание понятия музыкальность. Задатки и способности. Б.М. Теплов о структуре музыкальности. Музыкальность как комплекс способностей. Ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство. Общие и специальные способности. Возрастные уровни развития музыкальности у детей (от рождения до 10 лет). Диагностика уровня развития музыкальных способностей у детей. Тестовые задания для определения уровня развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, музыкально-ритмического чувства.

Критерий оценки результативности учебно-воспитательного процесса.

Самостоятельная организация практической работы. Выявить на основе проанализированной литературы принципы обучения и воспитания как основные исходные положения теории массового музыкального обучения и воспитания.

Рекомендуемая литература

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

  2. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. М., 2001.

  3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

Тема 6. Методы обучения и воспитания в контексте музыкальной педагогики

Задачи. Сформировать представление о специфике методов музыкального обучения и воспитания школьников, о возможности достижения учебно-воспитательных целей при помощи различных методов.

Примерное содержание. Метод и его связь с содержанием образования. Словесные, наглядные, практические методы в музыкальной педагогике. Метод сравнения (Н.Л. Гродзенская). Метод создания композиций (Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова). Метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин). Метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский, Л.М. Предтеченская, Э.Б. Абдуллин). Метод создания художественного контекста (Л.В Горюнова). Метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский). Метод забегания вперед и возвращения назад (Д.Б. Кабалевский).

Самостоятельная организация практической работы. Охарактеризовать на основе проанализированной литературы методическое творчество на современном этапе.

Рекомендуемая литература

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

  2. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. М., 2001.

  3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

Тема 7. Содержание музыкального обучения и воспитания в начальной школе.

Задачи.Выявить определяющие основы содержания музыкального обучения и воспитания в начальной школе

Содержание обучения и воспитания в 1 классе

Характеристика общего и музыкального развития детей 6-7 лет. Особенности репертуара и структуры урока в 1 классе. Методические приемы, позволяющие активизировать музыкальную деятельность детей 6-7-лет. Значение музыкально-дидактических игр для детей 6-7 лет. Использование дидактического материала и наглядных пособий на уроках и во внеклассной работе. Игровые формы усвоения материала. Особенности голоса и певческого диапазона детей 1 класса.

Тематическое содержание музыкального обучения в 1 классе: «Какие чувства передает музыка?», «О чем говорит музыка?», «Как рассказывает музыка?»

Содержание обучения и воспитания в 2 классе

Характеристика общего и музыкального развития детей 7-8 лет. Яркое образное воображение детей этого возраста. Опасность прямолинейной, примитивной связи характера звучания музыки с конкретными образами (например, низких звуков – с «медведями», высоких – с «птичками» и т.д.). Усвоение материала через игровые формы. Особенности голосового аппарата детей, певческий диапазон. Опора на знания, получаемые школьниками на других предметах (напр. понятие «фраза» из предмета «Родная речь»).

Тематическое содержание обучения во 2 классе: «Три кита в музыке – песня, танец, марш», «О чем говорит музыка?», «Куда ведут нас три кита?», «Что такое музыкальная речь?»

Содержание обучения и воспитания в 3 классе

Общие задачи музыкального образования в 3 классе. Продолжение формирования любви и интереса к музыке, развития музыкальных способностей. Более углубленное, полноценное восприятие музыки. Зависимость музыкального развития от качества музыкальных занятий во 2 классе. Требовательность к детям по их способностям. Необходимость содержательности ЗУНов для более глубокого восприятия и переживания музыкального содержания.

Тематическое содержание обучения в 3 классе: «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость», «Интонация», «Развитие музыки», «Построение (формы) музыки».

Содержание обучения и воспитания в 4 классе

4 класс – завершение начального этапа обучения в начальной школе. Продолжение линии усложнения тех задач, которые затрагивались в предыдущих классах. Решение прежних певческих задач при исполнении более сложного репертуара.

Тематическое содержание обучения в 4 классе: «Музыка моего народа», «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ», «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ», «Композитор - исполнитель - слушатель».

Самостоятельная организация практической работы. Охарактеризовать на основе проанализированной литературы современные образовательные программы по музыке в начальной школе.

Рекомендуемая литература

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

  2. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. М., 2001

  3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

Тема 8. Планирование уроков и внеклассных мероприятий

Задачи. Сформировать теоретические представления о планировании уроков и внеклассных мероприятиях

Примерное содержание. Разнообразие программ по «Музыке» на современном этапе. Планирование и анализ уроков музыки.Основа планирования – тематизм программы. Алгоритм самоподготовки к уроку музыки. Элементы плана-конспекта урока: тема четверти и урока, тип урока, перечень этапов с дозировкой времени. План-конспект урока как письменная формулировка основных этапов занятия, описание тематики опроса, музыкальных проблем для беседы, тем для закрепления и повторения музыкальных произведений, перечень задач и упражнений, характеристика возможного домашнего задания; подробное раскрытие хода урока с формулировками не только вопросов, но и предполагаемых ответов, описание наглядных пособий, изложение объяснений учителя, определение кульминации урока, методов музыкального обучения и воспитания.

Планирование уроков музыки в малокомплектной школе. Целесообразность проведения однопредметных уроков музыки в малокомплектных школах. Комплект тематического материала для каждого класса. Логическая взаимосвязь тем четвертей разных классов по вертикали. Особое значение метода «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Принцип параллельного раскрытия тем для каждого класса. Специфика исполнительской деятельности детей на уроках музыки в малокомплектной школе.

Планирование внеклассных музыкальных мероприятий. Продолжение принципов и методов организации уроков музыки во внеурочной деятельности. Обучение музыке в школе как почва для создания различного рода творческих коллективов. Содержание и формы внеурочной деятельности детей. Музыкальное просвещение. Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня. Опыт творческой деятельности. Школьные традиции и праздники.

-. Разработать план-сценарий урока музыки и внеклассного музыкального мероприятия.

Рекомендуемая литература

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

  3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

  4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательных школ // Программы средней общеобразовательной школы. Музыка 1 – 3 классы. – М., 1990. – 96 с.

  5. Красильникова М.С. Идеи Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования // Искусство в школе. – 1996. - № 2. – С. 16-21.

  6. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 232 с.

  7. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе. – 1991. - № 3. – С. 10-17.

  8. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

  9. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2001. – 288с.

  10. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 368 с.

  11. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.

  12. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 136 с.

  13. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 104 с.

Лекции по мировой художественной культуре

Лекция 1. Введение в курс «Мировая художественная культура».

Задачи: Ознакомить студентов содержанием, целью и задачами курса. Принципами и методикой изучения курса. Определить назначение предмета «МХК» в формировании педагогической культуры будущего специалиста. Раскрыть многогранное понятия «культура», ее трехаспектность понимания.

Примерное содержание: Курс «мировая художественная культура» - синтетическая форма отражения процесса развития, формирования функционирования, художественной культуры мировых цивилизаций.

Определение форм существования художественной культуры. Функциональное воздействие искусства на человека и природу. Система функций искусства. Отражательно-информационный аспект искусства и другие функции искусства. Понятие художественного взаимодействия. Творческий метод, стиль и направление в искусстве. Особенности художественного произведения. Категория художественного образа. Классификация видов и жанров искусства.

Программа курса состоит из введения и четырех разделов.

Раздел 1. Художественная культура Древнего мира.

Раздел 2. Художественная культура Средневековья.

Раздел 3. Художественная культура Нового и Новейшего времени.

Раздел 4. Художественная культура отечества и национально-региональный компонент.

Организация практической работы:

- прочитать учебное пособие «Мировая художественная культура» : колл. авт. : Б. А. Эренгросс, В. Р. Арсеньев, Н. Н. Воробьев и др.; под ред. Б.А. Эренгросс. – М. : Высш. шк., 2001. – 767 с.

- проверить свои знания по Руссков С.П. Мировая художественная культура в занимательных рассказах, иллюстрациях, вопросах и ответах: учебное пособие по самообразованию для студентов высших педагогических учебных заведений : в 2 ч. Ч.1 / С.П. Руссков. – Чебоксары: чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 192 с. (См. библиотеку сайта психолого-педагоического факультета)

Лекция 2. Художественная культура Древнего мира

Задачи: ознакомить студентов художественной культурой первых мировых цивилизаций, заложивших фундамент для развития художественной культуры последующих цивилизаций.

Примерное содержание: к самым первым мировым цивилизациям относятся Месопотамия, Древний Египет, Долина Инда, Древняя Греция, Древний Рим Древний, Китай.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры.

Древними мастерами Египта созданы многочисленные бессмертные шедевры архитектуры, скульптуры, живописи, которые и сегодня восхищают нас своей красотой, совершенством и неповторимостью.

Античность или Античный мир – термины для обозначения всего того, что связано с греко-римской древностью по времени начиная с Гомеровской Греции и кончая падением римской империи.

Гуманистические основы культуры и искусства Древней Греции. Выдающаяся роль греческого искусства и культуры в истории художественной культуры всей цивилизации. Искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых, сохраняя значительную долю самобытности, развивалась, тем не менее, под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции, а именно: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков; сюда же относится художественное творчество скифов, фракийцев, галлов и других народов в ту эпоху истории, когда они более всего подвергались греческому или римскому культурному влиянию.

Организация практической работы:

- прочитать – Василевская, Л.Ю. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток/ Л.Ю. Василевская, Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова.- М.: Аз, 1997.- 350 с.

- проверить свои знания по Руссков С.П. Мировая художественная культура в занимательных рассказах, иллюстрациях, вопросах и ответах/ С.П. Руссков.- Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т.- 192 с. (См .библиотеку сайта психолого-педагогического факультета).

Лекция 3. Художественная Культура Средневековья

Задачи: ознакомить студентов периодизацией, культурно-историческими доминантами и религиозно-философскими взглядами Западной Европы, повлиявшими на развитие художественной культуры; ознакомить основными художественными стилями, возникшими с 5 по 15 вв.

Примерное содержание: в основе средневековой культуры лежат два начала: собственная культура «варварских» народов Западной Европы и культурные традиции Римской империи.

Для периода раннего средневековья (5-9 вв.) характерен так называемый «звериный» стиль. С10 в. в архитектуре и искусстве возникает единственный общеевропейский стиль – романский. С 12 столетия в Европе начинает безраздельно господствовать готический стиль.

Особое место в культуре средневековья занимает Византия. Византийская культура – единственная хранительница эллинистических культурных традиций – к 16 в. принимает в качестве доминанты духовной культуры христианство.

Эпоха Возрождения – это время, когда отпускаются на свободу творческие силы человека, когда все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – философия, наука, искусство, литература, образование.

Ведущим центром Возрождения была Италия, искусство и культура которой пережили необычный подъем

Этапы развития Возрождения: раннее Возрождение - проторенессанс (13-14 вв.), высокое Возрождение (15-16 вв.), позднее Возрождение (конец 16 в.).

Организация практической работы:

- прочитать – Василевская, Л.Ю. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток/ Л.Ю. Василевская, Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова.- М.: Аз, 1997.- 350 с.

- проверить свои знания по Руссков С.П. Мировая художественная культура в занимательных рассказах, иллюстрациях, вопросах и ответах/ С.П. Руссков.- Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т.- 192 с. (См. библиотеку сайта психолого-педагогического факультета).

Лекция 4. Художественная культура Нового и Новейшего времени

Задачи: ознакомить студентов особенностью и своеобразием развития искусства Западноеврепейской культуры начиная с 17 в. Ознакомить с методикой определения стилевых направлений в искусстве.

Примерное содержание: культура 17 в. воплощает в себе всю сложность этого времени. Основные направления преобразований в начале 17 в. Основные направления развития культуры 17в. Представления о личности и мире и их отражение в художественных произведениях.

В искусстве 17в. получили наиболее широкое влияние два художественных течения: барокко и классицизм. Барокко (буквально – странный, вычурный) – стиль, которому присущи такие черты, как контрастность, напряженность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

В противовес барокко другой влиятельный стиль – классицизм, выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни.

18 век в Европе характеризуется возникновением и развитием широкого общественного движения, известного в истории и культуре под названием Просвещение. Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике. Ученые, писатели, художники, музыканты были уверены, что люди терпят свое рабское состояние потому, что их держат в невежестве, и надеялись, что просвещение народа, освобождение его сознания от религиозных и других предрассудков приведет торжеству разума, к установлению царства свободы, равенствами братства на земле.

В культуре Нового времени 19 в занимает особое место. Это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук.

Первая четверть 19 в. – это время перехода от просвещения к романтизму. Романтизму присуще познание острого противоречия между действительностью и идеалом. К середине 19 в. складывается новое направление в европейской живописи – реализм. Под влиянием реализма появляется новое направление в изобразительном искусстве – импрессионизм. Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Конец 19в. ознаменовался изобретением нового средства массовой коммуникации, сыгравшего огромную роль в культуре 20 в., - кино.

Идеалы и установки современной культуры являются синтезом того, что было открыто человечеством в прошедшие века. Художественная культура конца 19 – начала 20 в. характеризуется как культура декаденса.

Модернизм как направление литературы и искусства 20 в.характеризуется демонстративным противопоставлением гармоническим формам классического искусства субъективности модернистического миропонимания. Заметными направлениями модернистической живописи стали футуризм, абстракционизм, символизм, сюрреализм и т.д.

Организация практической работы:

- прочитать – Василевская, Л.Ю. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток/ Л.Ю. Василевская, Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова.- М.: Аз, 1997.- 350 с.

- проверить свои знания по Руссков С.П. Мировая художественная культура в занимательных рассказах, иллюстрациях, вопросах и ответах/ С.П. Руссков.- Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т.- 192 с. (См. библиотеку сайта психолого-педагогического факультета).

Лекция 5. Художественная культура Отечества и национально-региональный компонент

Задачи: ознакомить спецификой и особенностью возникновения и развития русской художественной культуры; дать понятие о национальном своеобразии и народных основах объектов художественной культуры; обосновать, что русское искусство – важнейшее звено мировой художественной культуры.

Примерное содержание: исторические особенности развития русской художественной культуры. Скифы, славяне. Киевская Русь. Художественная культура Руси 13-15 вв. Русское народное искусство, его формы и виды, воплощение в нем фольклорных мотивов и отголосков языческих образов.

Прогрессивность петровских реформ. Традиции и новаторство, переработка западноевропейских художественных норм, канонов и стилей.

30-50 гг. 19в.. Становление и развитие в художественной культуре метода критического реализма. Формирование русской демократической эстетки. Академическое искусство. «Гоголевский период» в русской литературе и его значение.

Особенности русского искусства и культуры второй половины 19в. Развитие капитализма в стране. Общественная жизнь, ее отражение в революционно-демократической эстетике, литературе и изобразительном искусстве. Расцвет русского реалистического искусства. Идейно-художественная общность видов искусства.

Значение периода конца 19 начале 20 в. в истории русской культуры. Традиции и новые направления в видах искусства. Становление новых художественных школ в литературе, музыке, искусстве. Декаденство и формализм. Футуризм и начало абстракционизма.

Развитие искусства национального по форме и социалистического по содержанию.

Исторические особенности формирования чувашской художественной культуры. Национальное своеобразие и народные основы в формах художественной культуры. Чувашская художественная культура и ее взаимосвязь с культурой России и традициями художественной культуры мировых цивилизаций.

Организация практической работы: прочитать – Балакина, Т.И. Мировая художественная культура. Россия 9-19 вв./ Т.И. Балакина.- М.: Аз, 1998.- 253 с.; Аронов, А.А.. Мировая художественная культура. Россия, конец 19 – 20 век/ А.А. Аронов.- М.: Аз, 1998.- 358 с.

- проверить свои знания по Руссков С.П. Мировая художественная культура в занимательных рассказах, иллюстрациях, вопросах и ответах/ С.П. Руссков.- Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т.- 192 с. (См. библиотеку сайта психолого-педагогического факультета).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для подготовки курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»

    Методические рекомендации
    ... ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ РАБОТ ПОДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Общие методические рекомендации 2 Тема 1. Теория государства и права ... Л.И. Функции и структура государства. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1969. Кокошкин Ф.Ф. Лекциипо общему ...
  2. Методические рекомендации для подготовки курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»

    Методические рекомендации
    ... ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ РАБОТ ПОДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Общие методические рекомендации 2 Тема 1. Теория государства и права ... Л.И. Функции и структура государства. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1969. Кокошкин Ф.Ф. Лекциипо общему ...
  3. Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 география

    Документ
    ... трудов, лекцияхпо геоморфологии и ... процессомобученияпо данному курсу осуществляется в процессе ... по экономическим зонам. 10. Уровень развития промышленности. 11.. Структура промышленности. 12. Основные закономерности и принципы ... подисциплине «ТЕОРИЯ ...
  4. Педагогическое образование словарь по педагогике (междисциплинарный)

    Документ
    ... «Очерк лекцийпо педаго­гике». ... дис­циплина, изучающая структуру, общие свойства информации и закономерностипроцессов ... Теория общего развития в процессеобучения (Л. В. Занков) — теория развивающего обучения, выстроенная на принципах: обу­чение ...
  5. Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов аспирантов и стажеров нефилологических специальностей

    Документ
    ... . Обучение в социально-культурной сфере включает, с одной стороны, чтение учебных материалов и слушание лекцийподисциплинам ... первоисточников. В процессе занятий следует обратить особое внимание учащихся на закономерности информационной деятельности ...

Другие похожие документы..