Главная > Закон


Тема 2. Педагогические системы.

Задачи: раскрыть сущность и содержание понятий «система», «педагогическая система» и структурные компоненты педагогической системы.

Содержание:

Система (греч. слово означает целое, составленное из частей, соединения) – множество элементов, находящихся в отношениях и в связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Педагогическая система – это соединенное на основе определенных признаков, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Виды педагогических систем различаются назначением, особенностями организации и функционирования.

Примерами педагогической системы являются учреждения системы образования: детские сады, школы, ССузы, вузы.

Школа в образовательной системе рассматривается как полнофункциональная социально-педагогическая система, имеющая сложную многоуровневую структуру.

Различают структурные и функциональные компоненты. Структурными компонентами этой системы выступают обучаемый, учитель, руководитель, технический персонал, родители, общественность, содержание, формы, методы, средства педагогической деятельности.

Функциональными компонентами выступают педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование, коррекция, инспектирование.

Важнейшей закономерностью управления педагогической системой является единство по конечным целям и задачам административного, педагогического, семейного и общественного взаимодействия в процессе формирования личности школьников.

Системообразующим фактором, исходным началом, функционированием педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на развитие личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.

Цель школы – сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, экономическую, правовую, культуру личности.

Результаты как системообразующий фактор определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом.

Структура управляющей системы большинства педагогических систем представлена четырьмя уровнями управления:

- первый уровень – директор школы, председатель совета школы (этот уровень определяет стратегические направления развития школы);

- второй уровень – заместители директора, социальный педагог, школьный психолог, старшие вожатые (организаторы учебно-воспитательного процесса);

- третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, руководители кружков и секций (исполнители);

- четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления (исполнители).

Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Все функциональные компоненты педагогической системы переплетены между собой в деятельности, в отдельности не существуют, т.к. не могут реализовать основной цели педагогической системы.

Тема 3. Педагогическая культура учителя и руководителя школы.

Задачи:раскрыть сущность и содержание понятий «культура», «педагогическая культура», «педагогическая культура учителя», «педагогическая культура руководителя школы». Определить основные компоненты педагогической культуры и педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования и практической реализации этой культуры.

Содержание:

Культура - исторически определяемый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Педагогическая культура - совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством и предназначенных для успешного осуществления деятельности по совершенствованию воспитателя, воспитуемых и окружающей среды в соответствии с единым законом эволюции. Педагогическая культура является частью общей культуры общества и в то же время она лежит в основе всех других видов культур, определяющих общую культуру народа. Можно смело сказать, что уровень развития педагогической культуры в обществе определяет уровень всей культуры общества.

Носителями культуры являются конкретные люди, группы людей и продукты их деятельности. Можно говорить о культуре конкретного человека на фоне общей культуры всего народа. Она может быть выше, ниже или на уровне современных достижений.

Педагогическая культура, по данным специальных исследований, представляется как сложное интегральное обобщенное качество личности педагога-профессионала, как условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности учителя и как цель профессионального самосовершенствования.

Сопоставительный, сравнительный и функциональный анализ роли и места педагогической культуры в системе развития общей культуры народа позволяет выделить следующие функции педагогической культуры:

I. Гносеологическая функция направлена на обеспечение целостного представления о педагогической деятельности, о реальных путях ее познания и освоения.

Педагогическая культура не сводится к знаниям о педагогическом процессе, формах и методах его организации, она охватывает по возможности всю область педагогической действительности, в которой учитель должен выступать как методолог педагогики, исследователь, организатор, психолог, учитывающий многообразие историко-педагогических, психолого-педагогических, этнопедагогических и других знаний. Это важно особенно в условиях активного расширения и обновления школьного обучения и воспитания в поисках новых альтернативных и вариативных систем образования.

Гносеологическая функция направлена не только на познание и анализ педагогических явлений, но и на изучение и осознание учителем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.

Данная функция обуславливает такие составные части педагогической культуры, как:

  1. Методологическая культура.

  2. Исследовательская культура.

  3. Интеллектуальная культура.

2. Гуманистическая функция направлена на утверждение в учебно-воспитательном процессе ценности человека, на создание условий для развития его способностей и дарований, на утверждение в совместной деятельности отношений сотрудничества, равенства, справедливости, гуманности.

Данная функция может быть реализована только в духовно-нравственной культуре учителя как составной части педагогической культуры. Нравственная культура личности учителя складывается из культуры нравственных чувств, нравственных отношений и нравственного поведения учителя

3. Коммуникативная функция в числе других функций занимает особое место в силу того, что педагогический процесс не мыслим вне общения, вне установления многообразных связей между учителем и учащимися, родителями, коллегами и т.д.

Педагогическая культура вырабатывает такие способы и правила коммуникации, которые составляют профессионально-педагогическую этику. Например, педагогический такт - сочетание высокого воспитательного требования с уважением чести и достоинства ученика и т.д.

Важнейшим средством общения выступает речь учителя, его речевая культура, т.е. знание речевых форм общения, умение целесообразно использовать языковые формы, что облегчает усвоение преподаваемого предмета, воспитывает речевую грамотность, дисциплинирует мышление.

Коммуникативная функция обуславливает необходимость развития таких составляющих педагогической культуры, как:

1. Культура общения (педагогическая этика).

2. Речевая культура общения.

3. Культура межнационального общения.

4. Обучающая функция.

Реализация данной функции обусловлена рядом факторов:

– уровнем профессиональной подготовки учителя, включающей специальную, дидактическую, технологическую, методологическую подготовку;

– наличием материально-технической базы обучения;

– индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

Следовательно, данная функция выдвигает следующие составные части педагогической культуры:

1. Дидактическая культура.

2. Технологическая культура.

3. Методическая культура.

Понятие ";технология обучения"; – новое понятие, введенное в последние годы. Поэтому многие спрашивают, какая разница между методикой обучения и технологией обучения?

Общая дидактика - наука очень теоретическая, методика обучения - очень фактическая. Требуется промежуточное звено, позволяющее связать теорию с практикой. Для этого ввели в педагогику новую область знаний - ";технологию обучения";. Технология обучения - комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.

5. Воспитывающая функция. Данная функция отражает область воспитательной деятельности учителя. Содержание ее определяется необходимостью всестороннего и гармонического развития личности школьника. Это возможно при сформированности и развитии у учителя следующих составляющих педагогической культуры:

1. Эстетической культуры;

2. Физической культуры;

3. Экономической культуры;

4. Экологической культуры;

5. Политической культуры.

6. Нормативная функция профессионально-педагогической культуры поддерживает равновесие в системе деятельности учителя, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в педагогической среде. Но любое регулирование деятельности исходит из определенных требований, норм, которые устанавливаются между участниками педагогического процесса.

Учитель является субъектом различных правовых отношений, которые складываются в процессе профессиональной деятельности с учащимися, их родителями, администрацией школы, коллегами. Кроме нравственной стороны, отношения между ними строятся и на правовой основе. Так, требовательность учителя, директора школы, его заместителей опирается не только на педагогические, но и на правовые основы, обязательные как для учителя, так и для учащихся. Участникам педагогического процесса важно осознать, что обучение школьников – не только право, но и юридическая и нравственная обязанность.

Правовая культура учителя выступает необходимым условием организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения гуманистических начал, прав и свобод личности. Правовая культура имеет прямое отношение и к управленческой культуре, т.е. культуре школоведения. Следовательно, следующими составляющими педагогической культуры являются:

1. Правовая культура;

2. Управленческая культура.

7. Информационная функция педагогической культуры самым тесным образом связана со всеми компонентами этой культуры, потому что без информационного обеспечения невозможно функционирование никакой культуры. Информационная функция выступает основой историко-педагогического процесса наследования, современного состояния педагогической теории и практики, объектов и субъектов педагогического процесса. Таким образом, эта функция составляет основу:

1. Диагностической культуры;

2. Компьютерной культуры;

3. Культуры работы с книгой;

4. Инновационной культуры.

Выделенные компоненты педагогической культуры находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную, динамическую систему профессионально-педагогической культуры учителя. Названные компоненты соответствуют основным видам педагогической деятельности учителя.

По мере развития основных частей объем культуры возрастает, отдельные части становятся относительно самостоятельными частями большого целого - так возникает культура нравственная, эстетическая, диагностическая и т.д.

Каждый отдельно взятый компонент педагогической культуры обладает своим содержанием, структурой, уровнем развития и характерными признаками, т.е. критериями. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждение об уровне развития. Критерии и уровни нужны для решения проблемы измерения (изучения) профессионально-педагогической культуры учителя.

В педагогике пока считается удобным выделять четыре уровня развития педагогической культуры учителя:

- адаптивный;

- репродуктивный;

- эвристический;

- творческий.

СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

1. Методологическая культура – интегральная характеристика степени владения учителем современными методологическими знаниями, умениями и способностями по применению на практике научных принципов, методов и средств педагогического исследования.

2. Исследовательская культура – совокупность знаний, умений и навыков учителя, необходимых и достаточных для самостоятельной исследовательской деятельности.

3. Интеллектуальная культура – это целостная совокупность следующих черт характера учителя: педагогическая внимательность и наблюдательность; сообразительность; ясность ума и развитая речь; глубина, широта и критичность ума; хорошая профессиональная память; способность к педагогическому прогнозированию, педагогическая любознательность и хорошая профессиональная подготовка по специальности.

4. Духовно-нравственная культура учителя определяется высоким уровнем развития нравственного сознания, чувств и поведения, его духовным богатством в общении с детьми, взрослыми людьми и природой, постоянно пополняемым занятиями наукой и искусством.

5. Культура общения – способность учителя строить воспитывающие отношения с детьми, их родителями и коллегами на основе педагогической этики.

6. Культура речи - это ее соответствие нормам литературного языка; правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания; логичность и чистота речи учителя.

7. Дидактическая культура - это способность учителя определить содержание, формы, методы и средства обучения учащихся на основе современной теории обучения и образования.

8. Технологическая культура - это интегральное личностное образование учителя, которое соединяет в себе гуманистическую направленность операционального состава педагогической деятельности; инвариантные педагогические умения, отражающие технологию педагогической деятельности; индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности и творческое воплощение ее в технологии обучения и воспитания детей.

9. Методическая культура – профессиональное качество учителя, определяющее уровень его подготовленности к организации и ведению учебно-воспитательной работы на основе рациональных методов, приемов и средств обучения и воспитания учащихся.

10. Эстетическая культура - совокупность эстетических ценностей, создаваемых и используемых учителем в своей профессиональной деятельности. Проявляется она в его знаниях законов красоты, в способностях эстетического восприятия окружающего мира, в эстетических устремлениях во всех своих делах, во внешнем облике и культуре быта, в утверждении прекрасного в человеке, природе, вещах и художественных творениях.

11. Физическая культура учителя - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для нормального физического развития, укрепления здоровья, соблюдения правил личной гигиены, занятий спортом.

12. Экономическая культура учителя - это владение основами экономических знаний и умение организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место, ценить время, определять затраты рабочего вымени на учебно-воспитательную работу, экономить и беречь общественную собственность, применять передовые методы и приемы обучения и воспитания, грамотно вести деловую документацию, сочетать количественные и качественные показатели труда и умело вести свое домашнее хозяйство.

13. Экологическая культура - это знание учителем ведущих идей, основных понятий и научных фактов оптимального взаимодействия человека с природой, умение изучать и оценивать состояние окружающей среды и принимать правильное решение по ее улучшению, а также отношение к природе как к источнику нравственно-эстетических переживаний.

14. Политическая культура учителя определяется уровнем его профессиональной подготовленности к анализу социально-политических событий, происходящих в стране и за рубежом и его активностью в общественной жизни.

15. Правовая культура - это система знаний, умений и навыков, необходимых для активного и сознательного выполнения учителем своего гражданского долга перед Родиной, точного исполнения законов, правовых норм и правил общежития и творческого участия в труде и общественной жизни.

16. Управленческая культура учителя – это система знаний, умений и навыков, а также его организаторские способности, необходимые для работы с коллективами детей, родителей и учителей на основе современной теории и практики управления.

17. Диагностическая культура - это система знаний, умений и навыков учителя, необходимых для научно-обоснованного диагностического заключения о состоянии учебно-воспитательной работы школы.

18. Компьютерная культура учителя - это знание и умение работать с вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями в постановке и решении педагогических задач.

19. Культура работы с книгой - это совокупность знаний, умений и навыков подбирать необходимую литературу, рационально читать, анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать ее и умело использовать в работе с детьми.

20. Инновационная культура - это профессиональное качество учителя, определяемое постоянным поиском нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания учащихся; создание педагогических новшеств, их оценка и освоение педагогическим сообществом; использование и применение всего нового, прогрессивного на практике.

Тема 4. Аттестация учителей. Общие критерии в оценке труда учителя.

Задачи: раскрыть сущность и содержание аттестации учителей и порядок ее проведения. Показать существующие формы и методы подготовки учителя к аттестации. Охарактеризовать общие критерии в оценке труда учителя.

Содержание:

Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится в соответствии с Положением о порядке аттестации работников системы образования, утвержденным приказом Минобразования и науки РФ от 26 июня 2006 г. № 1908 и приказом Минобразования и молодежной политики ЧР «О проведении аттестации в соответствии с вариативными формами и процедурами аттестации работников образовательных учреждений в 2009-2010 учебном году».

Цель аттестации – определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий; повышение профессионального уровня, повышение качества учебно-воспитательного процесса, повышение уровня обученности и воспитанности школьников.

Задачи аттестации:

- стимулирование целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности;

- обеспечение работником образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Принципы аттестации:

- добровольность;

- открытость;

- коллегиальность, обеспечивающая объективное, гуманное, доброжелательное отношение к аттестуемым;

- обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность на первую квалификационную категорию.

Нормативные основы для аттестации является закон РФ Об образовании и Положение об аттестации. Основанием для проведения аттестации является личное заявление работника. Заявление по установленной форме подается в аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 30 июня. Аттестация проводится с 1 октября по 30 апреля.

Сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается за 2 недели до начала аттестации. Продолжительность аттестации не должна превышать 2 месяцев.

Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.

Общими критериями оценки труда учителя в процессе аттестации являются:

  1. профессиональная компетентность учителя;

  2. оценка информационно-коммуникационной, компьютерной компетентности;

  3. результаты его педагогической деятельности:

- качество знаний учащихся по предмету;

- запас фактических знаний по предмету;

- умение пользоваться полученными знаниями;

- степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания;

- отношения к делу, поведение в школе и вне, активность в общественно-полезной трудовой деятельности, их физическая, эстетическая, нравственная, экологическая культура;

  1. работа учителя над повышением своей квалификации;

  2. качество уроков, учебной, внеучебной воспитательной работы;

  3. умение осуществлять индивидуальный, дифференцированный подходы к учащимся;

  4. работа с родителями;

  5. инновационно-творческая деятельность учителя.

Основной формой подготовки учителя к аттестации является работа администрации школы с учителями по совершенствованию их профессиональной компетентности и педагогической культуры через внутришкольный контроль, методическую работу, контрольно-инспекционная деятельность, организация специальных семинаров по проблемам аттестации и стажировки у опытных учителей в лучших школах.

Методы подготовки учителя к аттестации: анализ, наблюдение, анкетирование, встречи, изучение учительских и ученических документов, проведение открытых и показательных уроков, посещение школ передового педагогического опыта, написание рефератов, публикаций, работа над проектами.

Порядок проведения аттестации учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования

Аттестация учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования проходит в три этапа:

I этап - оценка уровня профессиональной компетентности аттестуемого;

II этап - оценка IТ-компетентности;

III этап - оценка результатов деятельности аттестуемого.

На первом этапе учителя общеобразовательных учреждений и преподаватели общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования, аттестуемые на высшую, первую и вторую квалификационные категории, проходят квалификационный экзамен в форме ЕГЭ. Квалификационный экзамен проводится организацией, выигравшей конкурс, объявляемый Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. В конкурсе участвуют организации, имеющие соответствующую лицензию на эту деятельность. Условия проведения квалификационного экзамена устанавливаются конкурсной документацией.

Требования к программе квалификационных испытаний - профессиональная компетентность по преподаваемому предмету.

По итогам квалификационного экзамена на профессиональную компетентность аттестуемый получает сертификат организации, проводившей тестирование.

На втором этапе учителя общеобразовательных учреждений и преподаватели общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования, аттестуемые на высшую, первую и вторую квалификационные категории, проходят компьютерное тестирование на оценку IT-компетентности. Компьютерное тестирование осуществляется организацией, выигравшей объявляемый Минобразования Чувашии конкурс. В конкурсе участвуют организации, имеющие соответствующую лицензию на эту деятельность. Условия проведения компьютерного тестирования устанавливаются конкурсной документацией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для подготовки курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»

    Методические рекомендации
    ... ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ РАБОТ ПОДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Общие методические рекомендации 2 Тема 1. Теория государства и права ... Л.И. Функции и структура государства. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1969. Кокошкин Ф.Ф. Лекциипо общему ...
  2. Методические рекомендации для подготовки курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»

    Методические рекомендации
    ... ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ РАБОТ ПОДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Общие методические рекомендации 2 Тема 1. Теория государства и права ... Л.И. Функции и структура государства. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1969. Кокошкин Ф.Ф. Лекциипо общему ...
  3. Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 география

    Документ
    ... трудов, лекцияхпо геоморфологии и ... процессомобученияпо данному курсу осуществляется в процессе ... по экономическим зонам. 10. Уровень развития промышленности. 11.. Структура промышленности. 12. Основные закономерности и принципы ... подисциплине «ТЕОРИЯ ...
  4. Педагогическое образование словарь по педагогике (междисциплинарный)

    Документ
    ... «Очерк лекцийпо педаго­гике». ... дис­циплина, изучающая структуру, общие свойства информации и закономерностипроцессов ... Теория общего развития в процессеобучения (Л. В. Занков) — теория развивающего обучения, выстроенная на принципах: обу­чение ...
  5. Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов аспирантов и стажеров нефилологических специальностей

    Документ
    ... . Обучение в социально-культурной сфере включает, с одной стороны, чтение учебных материалов и слушание лекцийподисциплинам ... первоисточников. В процессе занятий следует обратить особое внимание учащихся на закономерности информационной деятельности ...

Другие похожие документы..