textarchive.ru

Главная > Документ


Министерство общего и профессионального образования РФ

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого

Т.А.Иванько

БЕРЕГИТЕ ГОЛОС

Советы учителям

Великий Новгород

1999

ББК 74,204.2 Печатается по решению

И 22 РИС НовГУ

Рецензент

Лукашенко Ирина Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент

Иванько Т.А.

И 22 Берегите голос: Советы учителям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. - 30 с.

В работе представлены

Советы предназначены

ББК 74,204.2

© Новгородский государственный

университет, 1999

© Иванько Т.А., 1999

От автора

Педагогическая деятельность требует от человека большой самоотдачи, так как она построена на общении, которое должно быть искренним, убедительным. Урок, беседа или другая форма занятий с детьми требует не только глубоких профессиональных знаний, но и высокого уровня общей культуры, эрудиции.

Важным показателем педагогического мастерства является речь учителя, ее техника, умение пользоваться и сохранять то, что дала нам природа, - собственным голосом.

Человеческий голос - уникальный акустический феномен, результат сложных анатомо-физиологических процессов. Главное значение голоса в том, что с его помощью человек способен говорить, выражать свои мысли, общаться. Но голос является и весьма ценным капиталом, особенно если профессиональная деятельность человека связана с использованием этого инструмента. Педагоги как представители одной из «голосовых» профессий должны знать об особенностях своего голосового аппарата, о его сохранении, мерах предупреждения голосовых нарушений.

Наш голос

Голос бывает звонким и радостным, когда нам весело, сдавленным и глухим, когда у нас неприятности или беда. Нежный и гневный, ласковый и насмешливый, вкрадчивый и грозный - какие только оттенки чувств и настроений не способен выразить и передать наш голос! И все эти разнообразные по высоте, силе и окраске звуки рождаются в гортани (верхнем отделе дыхательной системы), которая одновременно является и органом голосообразования.

Источником звуков служат колеблющиеся голосовые складки. Словно струны натянуты они в гортани, спереди прикрепляясь к щитовидному хря­щу (его также называют адамовым яблоком или кадыком), а сзади к голосовым отросткам двух черпаловидных хрящей. Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель в виде равнобед­ренного треугольника. При разговоре, пении голосовые складки смыкаются, и воздух, поступивший в легкие во время вдоха, в момент выдоха давит на складки, заставляя их колебаться, - так рождается звук.

Чем больше число колебаний в секунду, тем выше звук, чем меньше - тем звук ниже. Складки могут совершать от 80 до 10000 и больше колебаний в секунду. Голосовые складки обладают способностью приходить в колебательные движения не только целиком, всей своей массой, но и отдельными участками. Установлено, что под влиянием нервных импульсов из центральной нервной системы голосовые складки изменяют свою тол­щину, длину, степень напряжения. Сокращение их различных участков также обусловливает возникновение звуков разной высоты, подобно тому, как нажатие пальцем на гитарную струну в разных местах дает различное ее звучание.

На высоте голоса сказывается и длина голосовых складок. У женщин она составляет в среднем 18-20 миллиметров, у мужчин - 20-22. Вот почему женские голоса всегда выше мужских.

Помимо высоты, голос характеризуется силой. Человек способен издавать еле слышные звуки, и громкие. Особой силой обладают голоса певцов. Недаром говорят: поет так, что стены дрожат. И это не художественный прием, не преувеличение. История оперного искусства знает немало примеров, когда тот или иной певец своим громовым басом сотрясал люстры, раскалывая на них хрустальные подвески. Конечно, голоса такой силы встречаются не часто. Но и у знаменитых певцов, и у обычных людей сила голоса определяется величиной амплитуды колебаний, напряжением голосовых складок и мощ­ностью выхода, который в свою очередь зависит от жизненной емкости легких и силы дыхательной мускулатуры.

На тембр голоса, или, как говорят, его окраску большое влияние оказывают верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости но­са и его придаточных пазух, а также нижние резонаторы - трахея, бронхи, легкие. У каждого из нас эти органы имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса наши так индивидуальны, несхожи между собой. Причем голос приобретает индивидуальную окраску уже на второй-тре­тий день после рождения, что позволяет матери только по крику узнавать свое дитя среди других малышей.

Конечно, с годами голос ребенка меняется, ведь в процессе роста раз­виваются и формируются все органы, участвующие в голосообразовании. Особенно значительные изменения (специалисты называют их мутацией) голос претерпевает в период полового созревания.

Бытует мнение, будто мутации подвержен только мальчишеский голос. Но у девочек она тоже бывает, только протекает, как правило, спокойнее, и «ломка» голоса не так заметна, как у ребят. Объяснить это можно тем, что у девочек гортань увеличивается на одну треть, а у мальчиков почти вдвое; соответственно удлиняются и голосовые складки.

Голосообразующий аппарат во время мутации подобен расстроенному инструменту, поэтому при разговоре и особенно пении мальчишеский голос неожиданно то срывается на высокие ноты, так сказать, «дает петуха», то начинает басить, подчас издавая звуки лающего, грубого характера. Не стоит этого пугаться и стесняться. Все изменения носят физиологический, естественный, а самое главное - временный характер. Период мутации обычно длится полтора-два года. И в это время надо по возможности стараться щадить голосообразующий аппарат: не петь подолгу и громко, тем более, в сырых помещениях, в прокуренных подъездах; не кричать, вообще чрезмерно не утомлять голосовые складки. Особенно отрицательно сказывается на функции голосовых складок курение. А ведь не секрет, что именно в 13-15 лет подростки впервые пытаются приобщиться к табаку. Лучше никогда не начинать курить, чем потом долго и трудно бороться с этой вредной привычкой.

Когда период мутации минует, голос обретает свою индивидуальность. И примерно 25-30 лет остается стабильным. А затем в органах, участвующих в голосообразовании, начинаются атрофические изменения, и постепенно голос слабеет, меняется его тембр.

Характеристика голоса

Тембр - окраска звука, его индивидуальность (теплый, бархатный, серебристый, металлический).

Высота - тональность (высокий, низкий голос), учителю необходимо «бежать» от монотонности.

Сила звука - громкий, низкий. Учителю не надо увлекаться звуком. Это давит, аудитория устает. Если говорить тихо, то надо варьировать высотами. Громкий голос вызывает раздражение, тихий - сонливость. Необходимо выбрать оптимальный вариант.

Диапазон (объем голоса) тона - расстояние от нижней ноты голоса до самой верхней. Перуанская певица Има Сумак имела диапазон свыше 4 октав. Украинская певица Евгения Мирошниченко - более 3 октав.

Полетность - (голос хорошо «слышимый»). Это качество более чем другие надо развивать, уметь посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Гибкость - умение легко изменять голос, подчинять содержанию, слушателям.

Подвижность - изменение голоса на высоте.

Некоторые особенности голоса

В задачу работы над голосом входит развитие его силы и диапазона, выработка подвижности, полетности, благозвучности, которая, в свою очередь, улучшает тембр голоса.

Качество звучания голоса целиком зависит от совместной работы органов дыхания и речевого аппарата. Поэтому на определенном этапе тренаж дыхания одновременно служит и упражнениями для постановки голоса.

Упражнения по совершенствованию голоса сводятся в основном к развитию его силы и диапазона.

Последовательность упражнений в работе над голосом обычно такова:

- устранение явных недостатков направленности звука (гнусавости, глубокого горлового или глухого затылочного звучания, открытого пло­с­кого звука и т.п.);

- развитие силы и диапазона голоса на чтении шепотом, со сменой си­­лы звучания (тихо - обычно - громко, громко - обычно - тихо), высоты (низко - на средних нотах - высоко, высоко - на средних нотах - низко) и темпа (медленно - умеренно - быстро, быстро - умеренно - медленно);

- развитие силы и диапазона голоса на комбинированных упражнениях (например, тихо - низко - медленно, затем обычно - на средних нотах - в умеренном темпе, а после этого громко - высоко - быстро и в других комбинациях).

Итак, голос образуется в результате прохождения выдыхаемого возду­ха через гортань, где после смыкания и размыкания связок возникает звук - голос. Если говорить без хорошей струи воздуха, может возникнуть несмыкание связок, голос «садится». Иногда на связках появляются узелки, мозоли. Самое страшное - кровоизлияние. Эти болезни характерны для представителей «голосовых» профессий: учителей, экскурсоводов и эстрадных певцов (если они поют не на "опоре", т.е. не на дыхании).

Речь учителя и ее особенности

Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель, преподаватель несет ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

Выражение «речь учителя» (синоним - «педагогическая речь») как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога, под которой по­д­разумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса - устные высказывания.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

а) продуктивное общение, взаимодействия между педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Для того, чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям. Такие коммуникативные качества речи, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота определяют культуру речи учителя.

Одна из основных функций речи учителя - обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Существует прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками.

С презентацией тесно связана и другая функция речи учителя - обеспечение эффективной ученой деятельности.

Педагогическая речь должна прежде всего обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций; конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает ее, запоминает, следит за логикой изложения, развитием мысли учителя. Это - сложная работа слушающего, и ее надо учитывать.

Следующая функция речи - обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.

Многое зависит от индивидуального стиля общения учителя (об­ще­ние - устрашение, общение - заигрывание, общение на основе дружеского расположения др.).

Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что слово учителя не должно быть грубым, оскорбляющим, в нем не должно быть фальши, предубежденности. Уровень педагогической культуры, по его мнению, определяется уровнем его словесного воспитания.

Речь учителя имеет свои особенности.

Направленность, обращенность к учащимся.

Слово учителя всегда имеет точный адрес. Оно отбирается в расчете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Педагог строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее.

Содержание речи учителя воспринимается учениками по двум каналам: звуковому (звук голоса, интонация) и визуальному (мимика, жесты). Мимика, пантомимика говорящего учителя усиливают смысловую емкость, выразительность, эмоциональную содержательность его ре­чи.

Устная речь учителя как правило импровизированная.

Опытный учитель говорит достаточно свободно, без постоянной опо­ры на текст конспекта или учебника. Создается ощущение, что он публично мыслит, открывая вместе с учащимися что-то новое. Способность импровизировать - это и умение сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого на уроках учебного материала.

Надо уметь говорить хорошо, выразительно, «округлым» звуком. Неумелое пользование собственным голосом приводит к различным заболеваниям связок, их несмыканию, и тогда учитель вынужден изменить профессию, уйти из школы. Ведь учитель говорит не просто много, а достаточно напряженно, иногда нервно, особенно при смене аудитории (дети, коллеги, родители). Чтобы на долгие годы сохранить собственный голос, надо знать некоторые особенности голосообразования, иметь навыки фонационного дыхания, соблюдать правила предупреждения голосовых расстройств и т.д.

Дыхание

Правильное дыхание, четкая дикция придают живому слову яркую интонационную выразительность, позволяющую передавать в речи мельчай­шие оттенки мысли и чувства.

Речевая техника - это совокупность элементарных приемов фонационного дыхания речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизма и позволяющих учителю максимально эффективно осуществлять речевое воздействие.

Дыхание выполняет физиологическую функцию - обеспечивает жизнедеятельность организма. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono - «звук»). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал или читая лекцию (проводя экскурсию), неправильное дыхание дает о себе знать: может покраснеть лицо, участиться пульс, появиться одышка, а голос «садится».

Кратко изложим основные положения техники дыхания. Различают че­тыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают уча­стие в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это - слабое, поверхностное ды­хание, активно работают лишь верхушки легких (такое дыхание, например, бывает, когда у человека поднимается температура. Он дышит часто, поверхностно).

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэ­то­му выдох недостаточно энергичен.

Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы.

Диафрагмально-реберное дыхание - осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Механизм диафрагмально-реберного дыхания следующий: диафрагма, сокращаясь, опускается вниз, давит на внутренние органы, находящиеся в брюшной полости. В результате этого выпячивается верхняя часть живота, грудная полость расширяется в вертикальном направлении за счет опустившейся диафрагмы. Нижняя часть легких заполняется воздухом. Расширение грудной клетки происходит при вдохе вследствие активной работы межреберных мышц, раздвигающих грудную клетку и увеличивающих объем грудной полости в горизонтальном направлении. Легкие расширяются в своей средней части и направляются воздухом. Подтягивание нижних стенок живота (косых мышц) служит созданию опоры для диафрагмы и частичному перемещению воздуха из средней и нижней части легких в верхнюю, что способствует заполнению воздухом всего объема легких.

Выдох совершается следующим образом: диафрагма, расслабляясь, по­д­­нимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, уменьшая поперечный объем грудной клетки. Общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и воздух выходит наружу.

Последовательность обычного физиологического дыхания такова: вдох, выдох, пауза.


вдох выдох пауза

Для речи такого дыхания не хватает. Голос (речь, чтение) требуют ды­хания другого: большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его «добора». Для фонационного дыхания характерна следующая схема:


вдох пауза выдох

Звуки речи образуются на выдохе. Очень важно уметь рационально им пользоваться (не вдыхать быстро, уметь задерживать дыхание). Это требует тре­нировки, специальных упражнений.

Упражнения
на развитие фонационного дыхания

Работу над ними следует начать с упражнения «Егорки» для определения ваших индивидуальных особенностей речевого выдоха.

«Егорки». После произнесения известной детской считалочки «Как на горке на пригорке, стоят тридцать три Егорки» - глубокий вдох и на выдохе считать: «... раз, Егорка, два Егорки ...» - и т.д. до полного использования выдоха.

«Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги и, представив, что это свеча, дуйте на нее. Она отклоняется от вас - это отклонилось «пламя». Такая «свеча» позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха: выдох ровный - бумажка находится в одном положении - отклонившись (положили «пламя» свечи и держите его в этом положении). Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц.

Звукоподражание. Потренируйте различные виды выдыхания. Вспо­м­ните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра: с-с-с.., шум леса: ш-ш-ш.., звук комара: зь-зь-зь.., возгласы кучера: тпру! тпру! тпру! и т.д.

«Проколотый мяч». Представьте, что вы держите в руках на уровне груди большой резиновый мяч. Он оказался проколотым. Если на него нажимать, слышно, как из него выходит воздух. Имитируйте это звукоподражательным с-с-с… Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, чтобы воздух выходил из него (ваших легких) подольше. Руки сходятся медленно-медленно: они ощущают небольшое сопротивление «мя­ча»… Наконец, ладони сошлись. И с этим движением «выбросился» на последнем активном звуке с, использованный при звучании воздух.

Проделайте это упражнение несколько раз. Не напрягайтесь, дыхание должно быть плавным, спокойным.

Итак, некоторые выводы о дыхании.

Звуки речи образуются при выдохе. Взяли дыхание - зафиксируйте. Всегда должно присутствовать чувство опоры. Нормальное дыхание - 15-20 секунд.

Гигиена голоса педагога

Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «го­ло­со­вых» профессий очень высока. У учителей она составляет в среднем 40,2%. Причины нарушений голоса различны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голосовая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа.

Перенапряжение голосового аппарата, вызывающие нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50% рабочего времени педагог говорит, причем во время урока - громче обычного. Повышение интенсивности голоса связано с необходимостью перекрывать шум в классе, в среднем составляющий 55-72 децибела, а интенсивность здорового голоса находится в пределах 65-74 децибелов. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым аппаратом. Часто это можно констатировать буквально с первых слов приветствия, произнесенных после выхода на так называемом остаточном воздухе, когда речь строится без достаточной дыхательной опоры, если выдох укорочен, учитель чаще дышит, вдыхает ртом неувлажненный и неочищенных воздух, который сушит и раздражает слизистую оболочку гортани и глотки, что ведет к хроническим катарам.

Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно соблюдать гигиену голоса. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее).

Надо обратить внимание и на состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слишком холодные, горячие, острые блюда, алкогольные напитки, курение вызывают покраснение слизистой оболочки полости рта, глотки. Для избежания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать его раствором соды и йода.

Для того, чтобы предупредить голосовые расстройства, рекомендуется выполнять следующие правила:

1. Монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при этом функционирует только одна группа мышц, поэтому чем выразительнее речь - тем она здоровее.

2. Чтобы голос меньше утомлялся, между уроками старайтесь соблюдать режим молчания.

3. Вдыхание меловой пыли очень вредно, поэтому тряпка для доски должна быть всегда влажной.

4. После голосовой работы старайтесь ходить не очень быстро, чтобы холодный воздух меньше попадал в голосовые пути.

5. В холодную и дождливую погоду на улице не разговаривайте.

6. Очень сухой воздух вызывает сухость слизистой оболочки верхних дыхательных путей, поэтому помещение следует увлажнять.

7. Когда у вас утомлен голос, желательно съесть лимон, выпить Боржоми и некоторое время помолчать.

Иметь чистый, красивый голос хочет каждый, но сохранить его (если даже природа вам его подарила) непросто. Тем более, если вы работаете в школе и имеете значительную голосовую нагрузку. «Хорошие голоса в разговорной речи редки» - писал К.С.Станиславский. - Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе и по диапазону. А с голосом, поставленным на квинту, не выразишь жизни человеческого духа».

Бедность звуковысотного диапазона речи учителя приводит к звуковому монотону, а отсюда - к обеднению звуковой палитры, ослаблению педагогического воздействия речи. А.С.Макаренко не случайно связывал высокий уровень педагогического мастерства с совершенным владением голосом. Он считал, что учитель должен уметь произнести фразу «Иди сюда!» с 15-20 звуковыми оттенками.

Голос необходимо развивать. «По­ставить» голос вам поможет музыка. Пойте, подражая хорошим певцам, делайте звук «круглым», а не плоским. Учитесь (перед зеркалом) красиво открывать рот. Если у вас есть инструмент, пойте гаммы. Соблюдайте необходимые правила гигиены.

Дикция

Одним из компонентов красивого голоса является дикция. Для того, чтобы речь учителя была понятной и привлекательной, надо постоянно работать над ее совершенствованием. Здесь очень полезно тренироваться на различных скороговорках-потешках.

1. Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова - раз дрова, два дрова, три дрова - не руби дрова на траве двора, потому что не вместит двор дров, дрова выдворят на дровяной двор бобра. И не скажешь: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали, а инженеры нивелировали, да не вынивелировали, а все потому, что Маланья-болтунья была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, а пошла к Кабру - и на Фрола наврала. Однако прыгают на языке скороговорочки, как караси на сковородочке. Значит, Маланья-болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2. Нашего пономаря никто не перепономарит, а наш пономарь всех перепономарит.

3. Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - заропортовался.

4. У нас на дворе - подворье, погода размокропогодилась.

5. Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня.

6. Полпуховика и полполувыпуховика. Цельный пуховик и пол полполувыпуховик.

7. Летит гусь на святую Русь. Русь, не трусь, это не гусь.

8. В вор-воробей, вора бей - не робей.

9. Свинья тупорыла, весь двор перерыла. Вырыла полрыла, до норы не дорыла.

10. Стоит копна с подприкопеночком.

11. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

12. Съел молодой тридцать три пирога. С пирогом, да все с творогом.

13. Побила меня маменька уздой перед избой, перед подызбицей.

14. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларькину жену.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Берегите голос советы учителям

    Документ
    ... педагогических наук, доцент Иванько Т.А. И 22 Берегитеголос: Советыучителям. - Великий Новгород: НовГУ им. ... методическое издание Иванько Тамара Александровна БЕРЕГИТЕГОЛОССоветыучителям Ответственные за выпуск: Фамилии ...
  2. Совета школы

    Пояснительная записка
    ... готовность понимать и принимать оценки, советыучителя, одноклассников, родителей, стремление к ... Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; ... сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. ...
  3. Филонов Том I Художник Исследователь Учитель Живопись Графика

    Документ
    ... башнями, напоминающий собой замок берегов Рейна, словно волшебным жезлом перенесенный ... стряхнуть,- успокоительно, понизив голос, проговорил встревоженный профессор. ... без конкретизации. Павел Чистяков советовалучителям Филонова переходить от общего ...
  4. Чэнь Кайго Чжэнь Шуньчао Восхождение к Дао Жизнь даосского учителя Ван Липина

    Документ
    ... ускользало от его взора. По советуучителей, Ван Липин, не поддаваясь страхам ... Теперь, когда он заговорил об учителях, в голосе его зазвучали нежные ноты, на ... , светит луна. Лодка жизни достигла берега; ярко солнце сияет. ПРИЛОЖЕНИЯ Методы ...
  5. АзБука Владения Голосом

    Решение
    ... праздники 1972 года. По советуучителя пения достал «Страницы моей ... что завершившегося на невских берегах крупнейшего шахматного соревнования « ... ). Формула нейробронхиальной теории развития голосаГолос человека порождается воздухом находящимся ...

Другие похожие документы..