textarchive.ru

Главная > Документ


Направление подготовки

ООП «050100 – Педагогическое образование»

Магистерская программа

«Языковое образование»

Аннотация

рабочей программы дисциплины

«Методология научного лингводидактического исследования »

М.1.В.03 – Общенаучный цикл. Вариативная часть.

1. Цель изучения дисциплины: формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков к самостоятельному выполнению и оформлению магистерской работы в области лингвистики и теории и методики преподавания иностранного языка (ТиМПИЯ).

Задачами дисциплины являются:

-повышение уровня методологической и исследовательской культуры будущих магистров;

-формирование умения ориентироваться в современной педагогической и филологической проблематике в сфере образования;

-формирование представлений о содержании основных компонентов лингвистической методологии и методов лингвистического исследования.

-помочь компетентно оценивать исследования других ученых;

-ознакомить с правилами проведения научного исследования и оформления магистерских работ;

-обеспечить условия для выбора методики, наиболее приемлемой для конкретного исследования;

-способствовать развитию междисциплинарности;

-подготовить к написанию магистерской диссертации.

2. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

Общий объем часов - 72. Из них – 4 часов лекций, 14 часов практических занятий, 54 часа – самостоятельная работа студентов.

3. Краткое содержание основных разделов дисциплины:

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Содержание раздела

1

Наука как способ познания, как система знаний и как социальный институт

Наука как способ познания: «обыденное познание», религиозное познание, художественно-образное познание, научное познание. Холистический подход к научному исследованию.

Научная картина мира. Наука как система знаний: фундаментальные и прикладные, естественно-научные и гуманитарные. Классическая, позитивистская и неопозитивистская модели научного знания. Наука как социальный институт: в России НИИ и ГОУ ВПО, РАН, ВАК, ИИЯ, аспирантура, звания, должности и степени. «Болонский процесс» и его результаты. Функции науки. Научная этика.

2

Лингвистика и её место в ряду других наук, основные научные парадигмы лингвистики и ТиТПИЯ

Лингвистика как наука. Внутренняя лингвистика: структурно-функциональный подход. СИЯ: компаративистика, сопоставительное языкознание, типология, ареальная лингвистика. Внешняя лингвистика: психолингвистика, социолингвистика, политическая лингвистика, дискурс, лингвокультурология и МКК. Когнитивная лингвистика. Лингвистика текста. Прикладная лингвистика. Переводоведение. Лингводидактика

3

Гипотеза научного исследования и этапы исследовательского процесса

Определение гипотезы. Требования к современной гипотезе. Наиболее известные естественнонаучные и лингвистические гипотезы. Гипотеза в студенческой работе; оглавление как рабочая гипотеза научной работы. Выбор темы исследования. Структура и содержание этапов научного исследования по лингвистике и методике и их соотнесение с главами курсовой/ бакалаврской работы. Обязательнее и необязательные элементы бакалаврской работы. Рекомендуемый график выполнения студентом научно-исследовательской работы, сроки представления работы к защите.

4

Методы научного исследования

Метод, методология, методика проведения научного исследования. Универсальные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, классификация, наблюдение. Методы общенаучного познания: эксперимент, моделирование, метод формализации, аксиоматический метод, вероятностно-статистические методы, интроспективный метод, аппаратурные методы. Парадигмальные методы: структурный, структурно-семиотический, системно-функциональный, системно-эволюционный, эвристический, феноменологический, диалектико-материалистический, кибернетический. Методы собственно лингвистического исследования: метод контекстного анализа, метод компонентного анализа, сравнительно-исторический метод, дистрибутивный метод, тезаурусный метод, функционально-семантический метод, трансформационный метод, дистрибутивный метод, сопоставительный метод, типология. Методики: методики проведения опросов, тестирования; экспериментальные и аппаратурные методики и др.

5

Жанры научного текста. Научная статья, основные правила ее написания и оформления

Семинар (формы проведения). Реферат. Аннотация.

Рецензия и отзыв. Тезисы: типы тезисов и научных статей, правила написания. Правила участия в научных конференциях. Формы апробации результатов научного исследования.

6

Составление программы научного исследования магистерской работы, моделирование научного текста введения магистерской работы

Введение магистерской работы. Тема, проблема, научная теория. Актуальность выбранной темы.

Объект и предмет научной работы, их взаимное соотношение. Цель и задачи исследования. Апробация работы. Научная новизна и теоретическая и практическая значимость.

7

Моделирование научного текста: общие требования к языку и содержанию магистерской работы

Структура и объём магистерской работы. Классификация как метод моделирования научного текста, определение и правила построения классификаций, теория прототипов. Общие требования к написанию введения, теоретической части, исследовательских глав, заключения. Язык научной работы, научный стиль изложения.

8

Оформление магистерской работы

Требования к оформлению курсовой и бакалаврской работы: поля, шрифт, интервал, нумерация страниц, содержание, заголовки, расстановка переносов, выравнивание. Обязательные и необязательные разделы курсовой / бакалаврской работы. Оформление ссылок на использованную литературу. Составление списка использованной литературы и правила оформления титульного листа работы. Оформление таблиц, графиков и рисунков.

9

Подготовка доклада и защита курсовой работы / бакалаврской работы

Процедура предзащиты магистерской работы: сроки предоставления исследовательской работы научному руководителю, рецензенту и оппоненту. Составление защитного слова, коммуникативная стратегия и тактика выступления на защите, правила речевого этикета. Виды иллюстративных материалов и правила их оформления

10

Технологии использования ресурсов удаленного доступа при проведении научного исследования

Технология поиска информации в Интернете. Методические рекомендации по организации работы с электронными материалами и их использованию в магистерской работе, оформление ссылок на электронные ресурсы. Ознакомление с некоторыми электронными библиотеками, тематическими сайтами и справочными ресурсами по лингвистике, переводу и лингводидактике. Работа в электронном каталоге Российской государственной библиотеки.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, СК-3, СК-4, СК-6.

5. Разработчик: Горшкова Екатерина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры немецкого языка и методики его преподавания.

Эксперт: Сергеева Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры немецкого языка и методики его преподавания УрГПУ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотации к программам дисциплин (модулей) общенаучный цикл аннотация к рабочей программе дисциплины «история и философия специальной педагогики и психологии»

    Программа
    ... . Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «История и методология олигофренопедагогики» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП) Дисциплина включена в вариативнуючастьобщенаучногоцикла ...
  2. Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «современные проблемы науки и образования» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... Общенаучныйцикл М.1 ВариативнаячастьАннотация к рабочейпрограммедисциплины «История и методология науки и образования» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) Данная учебная дисциплина ...
  3. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

    Основная образовательная программа
    ... научная картина мира”. М. 1997. Гусейханов М.К. Раджабов О.Р. Концепция современного естествознания. М., 2007 Аннотациярабочейпрограммыдисциплины ... методологиейисследования ... экономический цикл, вариативнаячасть. Для изучения дисциплины необходимы ...
  4. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

    Основная образовательная программа
    ... научная картина мира”. М. 1997. Гусейханов М.К. Раджабов О.Р. Концепция современного естествознания. М., 2007 Аннотациярабочейпрограммыдисциплины ... методологиейисследования ... экономический цикл, вариативнаячасть. Для изучения дисциплины необходимы ...
  5. Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах российской федерации межвузовский центр по политологическому образованию

    Документ
    ... цикл основной образовательной программы имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативнаячасть, в том числе дисциплины ...

Другие похожие документы..