textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Современные образовательные технологии

Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова

Пособие для учителей

общеобразовательных школ

МОСКВА

БизнесМеридиан

2011

Содержание

Введение.............................................................................................................................4

Современная система средств обучения.............................................................................9

Автоматизированные рабочие места педагога и обучающегося......................................16

Интерактивное оборудование современной системы средств обучения.........................26

Интерактивная доска.........................................................................................................28

Интерактивная приставка..................................................................................................29

Интерактивный планшет....................................................................................................30

Интерактивная плазменная панель...................................................................................33

Документ-камера...............................................................................................................34

Цифровой микроскоп........................................................................................................37

Модульная система экспериментов..................................................................................42

Система контроля и мониторинга качества знаний...........................................................46

Электронные образовательные ресурсы в современной системе средств обучения.......48

Электронные образовательные ресурсы...........................................................................48

Оценка уровня качества ЭОР.............................................................................................50

Рекомендательный перечень информационно-образовательных ресурсов ( специализированные сайты )...........................................................................................52

Электронные таблицы........................................................................................................57

Основные требования к разработке ЭОР..........................................................................58

Методика использования ЭОР в процессе обучения........................................................59

Инрернет-ресурсы в школе ...............................................................................................65

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе с указанием электронных образовательных ресурсов......................................................70

Проект урока окружающего мира в 1 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................101

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 2 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................111

Проект урока окружающего мира в 2 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................154

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................168

Проект урока окружающего мира в 3 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................201

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................214

Проект урока окружающего мира в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................248

Литература и сайты..........................................................................................................260

4

Введение

Современное образование — один из наиболее динамичных процес­сов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами ( глобализация, информатизация, обновление технологий и др.). Происходит формирование новой информационно- образовательной среды. Стремительное развитие цифровых техноло­гий приводит к разнообразию новых средств обучения. Однако их эф­фективное методическое применение часто становится проблемой для современного педагога.

По мере развития и становления информационного общества воз­растает потребность в грамотных и компетентных пользователях инфор­мации, возникает необходимость использовать и тот образовательный потенциал, который представляет использование средств массовой ин­формации и каналов массовой коммуникации, что помогает найти ис­тинное место и наиболее эффективные способы использования новых информационных технологий в образовательном процессе.

Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать « готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познава­тельной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, пра­восознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, спо­собность к осознанию российской идентичности в поликультурном соци­уме »1.Работа в этом направлении приводит к необходимости формиро­вания образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфорт­

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра­зования.

5

ные условия образования и ориентацию на формирование коммуника­тивной компетенции, творческих качеств личности, критического мыш­ления, рефлексии, реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, изменение сферы мотиваций и жизни в открытом информа­ционном пространстве. Эти факторы призваны обеспечить вхождение в следующий этап образовательного процесса ( профессиональное обра­зование ) и возможность полноценной жизни и общения в многоаспект­ном поликультурном пространстве.

В последние десятилетия кардинальным образом изменилась информационно-образовательная среда. Объемы информации, полу­чаемые каждым человеком, значительно расширились. Произошло это не только за счет снятия запретов со средств массовой информации, по­влекших за собой расширение получаемых сведений из разных сфер жизни, а, прежде всего, за счет расширения электронных технологий и расширения доступа к самым разным средствам информации.

Обозначенные проблемы могут быть решены лишь путем совершен­ствования информационно-образовательной среды, которое предпо­лагает :

соответствие новой информационно-образовательной среды требо­ваниям современности ;

придание ей интерактивного характера ;

содействие достижению целей и задач преподавания конкретных предметов ;

поиск путей взаимодействия информационно-образовательной сре­ды и внешнего информационного пространства ;

обеспечение удовлетворения личностных потребностей и интересов обучающихся ;

выявление методических аспектов использования информации в соответствии с дидактическими, психологическими и технологиче­скими функциями компонентов информационно-образовательной среды.

Целью формирования современной информационно-образовательной среды является оптимизация образовательного процесса, повышение ка­чества образования.

Если ранее предметно-информационная среда обучения была ори­ентирована на базовый уровень образования, то в наши дни следует ду­

6

мать о расширении и изменении образовательной среды, придания ей интерактивного характера, особенно по отношению к внешнему инфор­мационному пространству. Связь обучения и жизни приобретает новый смысл. Для нового социального этапа — этапа развития информацион­ного общества — очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности. Средства обучения должны стать основой фор­мирования новой информационно-образовательной среды.

Само содержание образования прежде было жестко фиксирован­ным, и система средств обучения отражала это строго заданное содер­жание. Однако сегодня становится необходимым поиск новых ориенти­ров. Реформа образования определила основные направления обнов­ления отечественной школы : это гуманизация, гуманитаризация, лич­ностная ориентация образования, его вариативность и открытость. До­стижение этих целей требует существенной перестройки образователь­ного процесса, внедрения педагогических технологий, обеспечиваю­щих формирование универсальных действий познавательной направ­ленности, в число которых входят, в частности, такие умения, как при­менение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования ( далее ФГОС ) сформулированы требования к материально- техническому и информационному оснащению образовательного про­цесса, которое должно обеспечивать возможность :

поиска, создания и использования информации ( поиск информации и общение в сети Интернет, запись и обработка изображения и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопро­вождением, работа в библиотеке и др.);

проведения экспериментов, в т. ч. с использованием учебного лабора­торного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моде­лей и коллекций основных математических и естественно-научных объ­ектов и явлений ; цифрового ( электронного ) и традиционного измере­ния ; наблюдений, наглядного представления и анализа данных ; исполь­зования цифровых планов и карт, спутниковых изображений и др;

создания материальных объектов ; обработки материалов и инфор­мации с использованием технологических инструментов ; проектиро­вания и конструирования ;7

планирования учебного процесса, фиксирования его результатов в целом и отдельных этапов ; размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения и т.д.2

Требования ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению, возможности использования достижений новых технологий ( свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дис­танционность, мобильность, интерактивность, возможность формирова­ния социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют новый подход к оснащению образователь­ного процесса средствами обучения. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современ­ные средства обучения.

Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения дает возможность обеспечить самостоятельность обучающихся при изучении нового материала, работе с текстом, раскрывающим основ­ное содержание предмета, оценить свой уровень подготовки по конкрет­ной теме на данный момент времени. Использование средств мультиме­диапроекции позволяет проиллюстрировать естественно-научный про­цесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определенной тематике или по курсу в целом, применить особые фор­мы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Интерактивные средства обучения призваны обеспечить создание информационно-образовательной среды, содействующей (при поддерж­ке педагогических работников):

достижению планируемых результатов освоения основной образова­тельной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с огра­ниченными возможностями здоровья ;

использованию в образовательном процессе современных образо­вательных технологий деятельностного типа ;

организацию эффективной самостоятельной работы обучающихся по поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требова­ниям информационного общества, инновационной экономики;

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра­зования.

выявлению и развитию способностей обучающихся, в том числе за счет формирования и реализации индивидуальных образователь­ных маршрутов, работе с одаренными детьми;

организации научно-технического творчества и проектно- исследовательской деятельности;

эффективному использованию учебного времени, в том числе за счет уменьшения трудоемкости выполнения педагогическим работником действий по передаче знаний, умений и навыков путем автоматиза­ции3 части профессиональных задач.

Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогам использо­вать такие методы и приемы обучения, которые способствуют развитию познавательных процессов обучающихся. При этом предусматривается возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализа­ции школьников для активного участия в образовательной деятельности.

3 Автоматизация — это применение саморегулирующих технических средств, экономико- математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного от участия в процессах получения, преобразования, пе­редачи и использования энергии, материалов или информации, существенно уменьша­ющих степень этого участия или трудоёмкость выполняемых операций.

9

Современная система средств обучения

Современные средства обучения ( СО ) можно классифициро­вать по различным критериям. С точки зрения представляемой ин­формации и инновационных технологий, в современной системе средств обучения представлены следующие СО :

Печатные СО — различные СО на печатной основе ( учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие те­тради, атласы, словари, литература для дополнительной и само­стоятельной работы, раздаточные материалы и др.).

Аудийные СО — аудиохрестоматии, аудиокниги и т.п.

Аудиовизуальные СО — коллекции слайдов, экранные посо­бия, учебные фильмы на различных носителях, а также мультиме­дийные образовательные ресурсы ( в т.ч. цифровые ) — электрон­ные учебники.

Наглядно-демонстрационные СО — гербарии, муляжи, ма­кеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные и т.п.

Приборы и оборудование — приборы, используемые в учеб­ных целях : барометры, компасы ; тренажеры и различные виды учебного оборудования, в т.ч. для технического обеспечения за­нятий в среде мультимедиа : программно-аппаратные средства на базе электронных компьютерных технологий и др.

Современная система средств обучения ( СССО ) представ­ляет собой органичное сочетание традиционных ( уже известных ) и инновационных ( находящихся в развитии ) средств обучения.

С точки зрения соотношения традиционных пособий и средств новых информационных технологий и требований к новым сред­ствам обучения и методическим аспектам их применения, к тра­диционным средствам обучения относятся все средства, кото­10

рые ограничены реализацией базовых дидактических функций и одним видом представляемой информации ( только визуальная в печатных средствах и т.п.).

В этом случае инновационными будут средства обучения, при­меняя которые учитель имеет возможность реализовывать вари­ативный набор функций; информация в них представлена ком­плексно. Инновационными по отношению к традиционной систе­ме средств обучения становятся все средства, функционирующие на базе электронных ( компьютерных ) технологий.

СССО находится в постоянном развитии. Вариативность и личностно-ориентированный подход требуют введения в новые средства обучения не только иллюстративных и познавательных материалов, но и реализацию креативных функций, более широ­ких возможностей для поисковой и творческой деятельности уча­щихся, живой связи учебного материала и реальности.

Специфика СССО в том, чтобы объединить различные спосо­бы наглядности и дидактические функции на едином носителе ин­формации. Мультимедиа ( что в переводе с английского означает и « много сред », и « много средств ») — термин, который содержит одновременно характеристику и формы, и содержания средств обучения. Мультимедийные средства обучения представляют собой коллекции различных видов текстовой, аудитивной, визу­альной и аудиовизуальной информации, что способствует реше­нию самых разнообразных методических задач, которые ставит перед собой учитель.

Так, современное мультимедийное пособие может объединять в себе и печатные тексты, и аудиозаписи, и фрагменты фильмов, и тесты, и интерактивные обучающие программы или тренажеры, и функцию взаимодействия с окружающим информационным про­странством ( ссылки на образовательные или информационные ресурсы Интернет ), и методические рекомендации по использо­ванию отдельных разделов.

В настоящее время главным условием для достижения образо­вательных целей становится включение каждого обучающегося на учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей, спо­собностей, уровня подготовки, « зоны ближайшего развития », а 11

также перевод из позиции объекта воспитания и обучения в по­зицию субъекта самоуправления.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, ориентирован главным образом на предметную ( прак­тическую ) деятельность обучающихся. Таким образом, в со­временной системе средств обучения существует тематическая, внутрипредметная и межпредметная взаимосвязь между сред­ствами обучения

Особое внимание должно быть уделено тандему субъектов процесса обучения : педагог — обучающийся. Педагог использу­ет средства обучения в целях реализации функций воспитатель­ной, развивающей, обучающей и административной. Обучающий­ся применяет средства обучения для учебно-познавательной де­ятельности и реализации практической направленности процес­са обучения. В связи с этим должен быть проведен специальный отбор средств обучения, как традиционных, привычных для учи­теля массовой школы ( печатные материалы, натуральные объек­ты, модели и т.п.), так и современных, представленных средства­ми информатизации процесса обучения.

В основу разработки СССО должны быть положены следующие требования ФГОС .

Воспитание и развитие качеств личности учащихся, отвечаю­щих требованиям информационного общества, инновационной экономики ; достижение личностных, предметных и метапредмет­ных результатов освоения основной образовательной программы общего образования с использованием средств информационно- коммуникационных технологий ( ИКТ ) предполагает необходи­мость оснащения учебных кабинетов высокотехнологичным учебным оборудованием на базе цифровой техники.

Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования — в пределах образовательного учреждения должен быть обеспечен доступ учащихся к основным средствам обучения в целях реализации учебно-познавательной деятельности в рамках урочной и внеучебной деятельности, что мо­жет быть реализовано посредством создания автоматизирован­ных рабочих мест ученика, оснащенных современной техникой .12

Обеспечение осуществления в электронной ( цифровой ) форме деятельности по планированию образовательного процесса, разме­щение и сохранение материалов образовательного процесса (соз­данных педагогом), учебных работ и результатов освоения обра­зовательной программы учащимися ( формирование портфолио ), доступ участников образовательного процесса к информационно- образовательным ресурсам в сети Интернет, взаимодействие меж­ду участниками образовательного процесса средствами сети Ин­тернет — может быть реализовано посредством создания авто­матизированных рабочих мест педагога, оснащенных ком­пьютерной техникой.

Необходимость учета индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значений видов деятельности и форм общения — должно быть реализовано в учебном процессе с использованием как тра­диционных средств обучения ( учебно-наглядные пособия на печатной и непечатной основах, гербарии, коллекции, модели, макеты, муляжи и пр.), так и инновационных, высокотехно­логичных средств обучения на базе цифровых технологий.

Обеспечение условий для овладения учащимися практиче­скими умениями и навыками в различных видах художествен­ной деятельности, в том числе в специфических формах художе­ственной деятельности, базирующихся на ИКТ ( цифровая фото­графия, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); техноло­гическими приемами ручной обработки материалов ; для созда­ния предметной и информационной среды и формирования уме­ний применять их при выполнении учебно-познавательных и про­ектных художественно-конструкторских задач ; для изучения при­роды и окружающего мира, в том числе с использованием циф­ровых ( компьютерных ) измерительных приборов, карт, планов и др. — выявляет необходимость оснащения учебных кабинетов учебно-практическим оборудованием и инструментами для выполнения учащимися практической деятельности по музыкаль­ному и художественному творчеству, трудовому обучению, циф­ровому ( электронному ) и традиционному измерению, для проек­тирования и конструирования, в т.ч. моделей с цифровым управ­

лением и обратной связью, и пр. Обеспечение учебного процес­са учебниками и ( или ) учебниками с электронными приложени­ями, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам — наиболее целесообразный путь реализа­ции требования посредством обеспечения учебного процесса учебно-методическими комплектами, отвечающими требова­ниям ФГОС, созданными на основе единой методологии, по еди­ным методическим принципам, обеспечивающими преемствен­ность, универсальность и технологизацию организации образо­вательного процесса.

При формировании СССО все множество средств обучения рассматривалось с позиции системных требований, где в качестве системообразующего компонента положен учебно-методический комплект ( УМК ), или система, линия учебников.

Таким образом, современная система средств обучения — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих тради­ционных и инновационных средств обучения, которая интегриру­ет и функционально обеспечивает все уровни информационно- образовательной среды и обеспечивает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта. Схе­ма современной системы средств обучения представлена на рис. 1.14

Рис. 1. Схема современной системы средств обучения15 16



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... образовательных учреждений медицинского профиля к максимальной эффективности образовательного процесса через реализацию современныхобразовательныхтехнологий ... уверенное владение педагогом современнымиобразовательнымитехнологиями, грамотное и ...
  2. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... образовательных учреждений медицинского профиля к максимальной эффективности образовательного процесса через реализацию современныхобразовательныхтехнологий ... уверенное владение педагогом современнымиобразовательнымитехнологиями, грамотное и ...
  3. Современные образовательные технологии

    Документ
    ... друг друга. Представим концептуальное осмысление современныхобразовательныхтехнологий. Современныеобразовательныетехнологии Направлены на <цель> Повышение качества ...
  4. Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся развитие критического мышления учащихся на уроках экологии в 6 классе раздел iii тепло в жизни растений урок №8 – приспособление растений к высоким

    Урок
    ... урок экологии в 6 классе на тему: Современныеобразовательныетехнологии как средство формирования ключевых компетенций ... учебной информации средствами критического мышления 2).Образовательная - Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися ...
  5. Современные педагогические технологии

    Документ
    ... « ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ » КЛАССИФИКАЦИЯ « ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»СОВРЕМЕННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕТЕХНОЛОГИИ А) РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ 7 Б) МЕТОД ПРОЕКТОВ 1. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Современные условия ...

Другие похожие документы..