textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Основные требования к разработке ЭОР

Основные требования к разработке электронных образователь­ных ресурсов компаниями, специализирующимися на разработке средств обучения, и отделами разработки электронных пособий крупных издательств следующие :

учет возрастных и психологических особенностей обучающихся ;

гармоничное использование разнообразных методов и спосо­бов обучения; (традиционных и инновационных ) для комплекс­ного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестети­ческую системы восприятия мира в образовательных целях ;

учет дидактических целей и принципов дидактики ( принципов наглядности, доступности, научности, связи обучения с жизнью и т. д.);

ориентация на индивидуальную образовательную траекторию ;

расчет на совместное творчество педагога и обучающегося ;

приоритет безопасности в использовании средств обучения.

Содержащаяся в ЭОР информация должна предполагать опо­ру на предшествующий опыт обучающихся, на имеющиеся зна­ния, на предметный контекст. В соответствии с принципом до­ступности лексика, словарный запас, уровень учебного матери­ала в образовательных ресурсах должны соответствовать уров­ню учащихся.59

Скорость представления различных элементов учебной инфор­мации ( звука, изображения ) должна соответствовать скоростным возможностям слухового и зрительного восприятия обучающихся.

Компоновка каждого отдельного изображения, способы выде­ления объектов, выбранный шрифт надписей и стиль живописных образов должны соответствовать существующим эргономическим требованиям. Условные обозначения должны соответствовать при­нятым ( используемым в учебном процессе ).

Благодаря широким динамическим и художественным возмож­ностям современных ЭОР в них широко используют фотоматериа­лы, слайды, архивные материалы, доступные сканированию, на­туральные съемки различных явлений или процессов. Известные факты ( эксперименты, исследования ) могут быть иллюстрирова­ны при помощи рисунков, комиккса, анимации.

ЭОР могут содержать также интерактивные элементы, при акти­визации или перемещении которых возникает новое качество ин­формации ( динамическая иллюстрация процесса или явления ). Такие элементы могут способствовать самостоятельному поиску решений с последующей проверкой их правильности.

Методика использования ЭОР в процессе обучения

Сбор инновационного опыта разработки и внедрения прие­мов, методов и методик использования ЭОР в процессе обучения определила в первую очередь реальная педагогическая практи­ка. Были отмечены следующие факторы отбора ЭОР и методов их использования:

стимулирующие критическое и творческое мышление ;

формирующие компетентностный подход к решению проблем ;

использующие новые сведения о механизмах мышления, за­поминания и анализа ;

использующие информационные и коммуникативные техноло­гии в качестве вспомогательных педагогических инструментов ;

применяющие мультимедийные средства для интенсификации запоминания, структурирования и преобразования поступаю­щей информации ;60

использующие эмоционально-окрашенные элементы экранно­го ( аудиовизуального ) образа в мультимедийных технологиях ;

формирующие навыки коллективной работы ;

обучающие навыкам самостоятельного мышления ;

прививающие приемы самостоятельного обучения для фор­мирования перехода от парадигмы « знания — на всю жизнь » к парадигме « учиться — всю жизнь ».

Современная система образования должна с опережением го­товить новое поколение к условиям существования и профессио­нальной деятельности в глобальном информационном обществе. Приоритетным становится переход к открытому образовательно­му пространству и всемерное развитие системы непрерывного об­разования на базе электронных средств и новых форм обучения.

Принципиальное отличие современной системы образования заключается в специфике ее технологического обеспечения : в со­временном образовании используется богатый арсенал инфор­мационных компьютерных технологий.

В настоящее время в педагогической практике можно выделить некоторые подходы к использованию компьютерных технологий.

Программированное обучение. Направлено на усвоение ( за­поминание ) хорошо структурированных и последовательно выстро­енных фрагментов, сопровождающихся пошаговым контролем и подкреплением. В ее рамках создавались специальные програм­мированные учебники, машины и целые классы, оснащенные ав­томатизированными рабочими местами педагога и обучающего­ся. Стоит отметить, что данный подход не оправдал возложенных на него надежд, поскольку человеческий мозг оказался не таким дискретно мыслящим и обрабатывающим информацию органом, как изначально предполагал Берт Скиннер ( классик бихевиориз­ма и создатель программированного обучения ). Сейчас в чистом виде программированное обучение практически не применяется.

Группа базовых технологий, основанная на применении компьютеров. В рамках данного подхода предполагается исполь­зование педагогом компьютерных средств обучения на некоторых этапах занятия ( представление информации сообщающего, спра­61

вочного и иллюстративного плана, динамическая визуализация содержания, представление упражнений и тестов и т.д.), но при этом общий контроль за образовательным процессом осущест­вляет сам педагог.

Педагогические технологии, основанные на комплексном применении современных мультимедийных средств обуче­ния. Следует отметить, что в рамках данного подхода много препо­давательских функций берет на себя компьютер. Учащимся пред­лагаются готовые обучающие компьютерные модули с контроль­ными заданиями, анализом эффективности выполненных зада­ний, выставлением оценки и т.д.

На современном этапе развития образования происходит транс­формация методов обучения за счет использования новых инфор­мационных технологий и программных мультимедийных средств.

Так, в режиме словесных методов обучения использование ком­пьютерных средств позволяет осуществлять как подачу текстовой информации с экрана ( текст, речь диктора ), так и возможность мно­гократно повторить такое же содержание в различных режимах.

В режиме наглядных методов появляется возможность демон­страции не только статичной информации ( натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстра­ции и т.д.), но и виртуального преобразования предметов в про­странстве и на плоскости, а также визуализации процессов, невоз­можных для рассмотрения в реальных условиях.

С точки зрения методов, ориентированных на практические действия учащихся (упражнения, практические и лабораторные работы ), становится возможным предлагать не только учебные задания, упражнения и лабораторные работы, но и все перечис­ленное в режиме виртуального практического действия с пошаго­вым объяснением и автоматизированной демонстрацией отдель­ных операций.

Прежде чем вводить новые средства обучения, педагог должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения компьютерной техники на уроке ( или во внеучебной деятельно­сти ). Кроме того, ему необходимо иметь представление о том, ка­62

кие образовательные задачи можно реализовать, если применить новые средства обучения. Для этого учитель должен обладать спе­циальными знаниями : об образовательных функциях и дидактиче­ских возможностях информационных технологий ; о новой струк­туре учебной деятельности ; об условиях организации и проведе­ния уроков с компьютерной поддержкой. Используемые ЭОР ( или их медиаприложения ) должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения : целями, содержа­нием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося.

Сегодня можно выделить следующие основные виды электрон­ных учебных материалов :

наглядная презентация учебного материала;

электронный справочник;

электронный лабораторный практикум;

компьютерная тестирующая система;

электронное учебное пособие ( интегрирует элементы электрон­ного справочника, электронного лабораторного практикума, компьютерной тестирующей системы );

образовательный комплекс ( содержит все вышеуказанные виды учебных материалов ).

Необходимо отметить, что названные электронные средства обучения представляют из себя достаточно большие по объему и информационной насыщенности комплексы. Они, как прави­ло, реализуются в специальных профессиональных лаборатори­ях или мастерских и предоставляются практикующим педагогам уже в готовом виде.

Сегодня многие педагоги самостоятельно готовят медиапод­держку для своих занятий. Причин этому много, но основной при­чиной можно назвать желание педагогов работать в режиме соб­ственного авторского подхода к процессу обучения. Для того, что­бы обеспечить максимальный эффект обучения, педагоги готовят и используют не только уже созданные электронные средства обу­чения, но и авторские медиаприложения. Как правило, авторские медиаприложения представляют из себя объединение нескольких средств представления информации в одной системе.63

По итогам самостоятельных разработок были выдвинуты сле­дующие критерии оценки самостоятельно разработанных учите­лем электронных образовательных ресурсов :

1) Соответствие требованиям к подготовке выпускников по учеб­ным предметам и утвержденным ФГОС ( стандартам образова­ния ).

2) Направленность материалов на реализацию целей обучения и повышение эффективности освоения содержания примерных образовательных программ.

3) Направленность на результат в зависимости от назначения ре­сурса :

a) на повышение уровня знаний учащихся;

б) на развитие личностного роста учащихся, на повышение вос­питанности учащихся.

4) Направленность разработанной методики на стимулирование самостоятельной активности учащихся .

5) Оригинальность методической идеи, использование новых форм, приемов, содержания, которые являются средством по­вышения учебной мотивации учащихся ;

6) Доступность применения в массовой школе ( наличие всех не­обходимых технических возможностей ). Возможность исполь­зования другими педагогами.

7) Наглядность. Соответствие эргономики и дизайна назначению ресурса, в частности: удобство структуры и организации вза­имодействия отдельных модулей и экранов, достаточность и удобство навигации, единство стиля, информационная насы­щенность экранов, графика, планировка, цветовой баланс, ка­чество изобразительных материалов. Соответствие эргономики и дизайна возрасту аудитории, для которой этот ресурс пред­назначен. Эстетичность.

8) Достоверность представленной в материалах информации, отсутствие фактических и теоретических ошибок, логичность представления информации, грамотность.

9) Оптимальность технологических решений, оправданность ис­пользования данного средства на уроке, в частности: оптималь­ность размеров файлов, целесообразность и полнота исполь­

зования возможностей выбранных форматов файлов и про­граммных решений

10) Содержательность, проработанность созданных средств. Уровень самостоятельности в создании ЭОР.

11) Реализация системного подхода. Комплект из локальных ЭОР по теме, разделу, курсу. Соответствие другим средствам обучения.5

В системе современных средств обучения, помимо специальных, разработанных профессионалами ресурсов, методические разра­ботки самих учителей и их учеников обретают все большее значе­ние. Информационно-образовательная среда становится во всех смыслах интерактивной. Эта тенденция будет усиливаться ; однако для ее реализации необходимо активное использование иннова­ционных технологий, реализуемых через АРМ ученика и учителя.

5 Подробнее об использовании ЭОР в учебном процессе см.: Информационно- образовательные ресурсы. Инструктивно-методические указания по использованию в учебном процессе. — М.: Просвещение-регион, 2011.65

Интернет-ресурсы в школе

В качестве важнейшей цели современного образования опреде­лено воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России1.

В этой связи главной задачей школьного образования стано­вится формирование у обучающихся потребности в непрерыв­ном образовании, приобретение ими навыков, позволяющих со­временному человеку успешно адаптироваться к динамично ме­няющемуся миру. Ключевой характеристикой образования ста­новится « формирование общего деятельностного базиса как си­стемы универсальных учебных действий, определяющих способ­ность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании пре­образовании окружающего мира »2. Приоритетным направлени­ем развития личности становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присво­ение нового социального опыта.

Такой подход к содержанию образования требует существенной организационной перестройки образовательного процесса, внедре­ния педагогических технологий, обеспечивающих формирование универсальных действий познавательной направленности, в число которых входят, в частности, поиск и выделение необходимой ин­формации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств3.

1 См.: Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.:Просвещение, 2009. С. 9.

2 Там же. С. 4.

3 Там же. С. 56.

66

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности школьного курса, нацеленность его на метапредметные результа­ты обучения — важнейшие условия для формирования способ­ности человека максимально быстро адаптироваться в меняю­щейся внешней среде и эффективно действовать в новых усло­виях. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются универсальные по­знавательные способности, позволяющие работать с различны­ми источниками ( включая компакт-диски учебного назначения и ресурсы Интернета ): осуществлять библиографический поиск, применять методы информационного поиска ( в том числе с по­мощью компьютерных средств ), извлекать и перерабатывать не­обходимую информацию.

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его по­знавательных, интеллектуальных и творческих способностей опре­деляет и роль технического оснащения в системе преподавания. Со­временное оборудование должно не только обеспечивать нагляд­ность процесса обучения, но и создавать — с помощью мультиме­дийных средств, аудио- и видеоматериалов – новую образователь­ную среду, направленную на развитие речемыслительных способ­ностей учащихся и обеспечивающую не только формирование си­стемы предметных навыков и умений, но и на отработку общеучеб­ных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуни­кативную компетенции4.

Использование современных материально-технических средств обучения позволяет перейти от репродуктивных форм учебной деятельности работы к поисково-исследовательским видам де­ятельности, усилить аналитический компонент изучения пред­мета, формировать коммуникативную культуру учащихся и уме­ние работать с различными типами информации и с ее источни­ками. Одним из существенных условий реализации государствен­ного образовательного стандарта по всем предметам является ис­пользование в школьной практике информационных и коммуни­

4 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы : проект. — 2 е изд. М.: просвещение, 2010. С.52.

67

кационных технологий, в частности разработка информационных и информационно-деятельностных моделей обучения.

В активизации познавательной деятельности учащихся особую значимость приобретают информационно-коммунникационные средства обучения. Мультимедийные обучающие программы, инте­рактивные школьные доски и электронные учебники ( электронные приложения к учебникмм на бумажных носителях ) по основным раз­делам школьного курса, мультимедийные тренинговые, контрольные и диагностические программы, электронные библиотеки по пред­мету, игровые компьютерные программы и т.п. информационные и коммуникационные технологии должны войти в повседневную систему контроля, оценки и мониторинга учебно-образовательных достижений школьника.

Для получения учащимися качественного образования в Феде­ральном государственном образовательном стандарте общего обра­зования второго поколения прописаны требования к материальному оснащению образовательного процесса5. Государство должно гаран­тировать каждому обучающемуся школы возможность использова­ния в школе необходимого оборудования и интернет-ресурсов. Это позволит обеспечить реализацию таких целей в начальной, основ­ной и средней школе, как проведение проектной и исследователь­ской деятельности и овладение учащимися общеучебными уме­ниями и универсальными действиями при работе с информацией, в частности : проводить библиографический поиск и пользоваться словарями и справочниками различных типов ; извлекать и преоб­разовывать необходимую информацию из различных источников на бумажных и электронных носителях, включая СМИ и Интернет ; осуществлять информационную переработку текста и др.6.

Электронные пособия дают возможность усилить самостоя­тельность учащихся при изучении нового материала и при систе­матизации изученного, оценить свой уровень подготовки по кон­кретной теме на данный момент времени. Использование средств мультимедиапроекции позволяет проводить автоматизированный

5 Там же, с. 48.

6 Там же, с.568

контроль знаний по определенной тематике или по курсу в целом, применять особые формы подачи информации, доступной дан­ному ученику или группе учащихся, строить индивидуальную тра­екторию обучения.

Современные средства обучения призваны содействовать соз­данию деятельностной учебно-образовательной среды, способ­ствующей :

1 ) использованию в образовательном процессе современных об­разовательных технологий деятельностного типа ;

2 ) достижению планируемых результатов освоения предмета все­ми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными воз­можностями здоровья ;

3 ) эффективной самостоятельной работе обучающихся ;

4 ) выявлению и развитию индивидуальных способностей обуча­ющихся ;

5 ) работе с талантливыми и одаренными детьми ;

Данное пособие для учителя посвящено актуальному вопро­су использования современного интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков окружа­ющего мира в 1–4 классах начальной школы. Использование ин­терактивного оборудования и Интернет-ресурсов при изучении предмета « Окружающий мир» направлено на :

• активизацию познавательной деятельности обучающихся и по­вышение интереса к окружающему миру;

• формирование навыков анализа, в том числе умений класси­фицировать явления и факты окружающего мира;

• воспитание речевой культуры и повышение общекультурно­го уровня;

• формирование разных видов информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и ее передачи в соответствии с поставлеными задачами;

• обеспечение дифференциации и индивидуализации в обучении;

• использование предметных знаний в практической деятельности .

В примерном тематическом планировании уроков указаны лучшие, по мнению авторов, на сегодняшний день интернет- ресурсы — с точки зрения их эффективности для решения кон­

кретной образовательной задачи, простоты в использовании, со­держательности.

Представленное тематическое планирование носит рекомен­дательный характер. При его составлении автор исходил из прин­ципа избыточности материала для изучаемых тем. Это позволит учителям использовать данные материалы при работе с любым учебно-методическим комплектом по окружающему миру, реко­мендованным Федеральными перечнями.

Технологию проведения занятия учитель определяет с уче­том как индивидуальных возможностей обучающихся, так и кон­кретного детского коллектива, в том числе и в плане владения информационно-коммуникационными технологиями, а также с учетом технических возможностей имеющегося в школе интерак­тивного оборудования.70



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... образовательных учреждений медицинского профиля к максимальной эффективности образовательного процесса через реализацию современныхобразовательныхтехнологий ... уверенное владение педагогом современнымиобразовательнымитехнологиями, грамотное и ...
  2. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... образовательных учреждений медицинского профиля к максимальной эффективности образовательного процесса через реализацию современныхобразовательныхтехнологий ... уверенное владение педагогом современнымиобразовательнымитехнологиями, грамотное и ...
  3. Современные образовательные технологии

    Документ
    ... друг друга. Представим концептуальное осмысление современныхобразовательныхтехнологий. Современныеобразовательныетехнологии Направлены на <цель> Повышение качества ...
  4. Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся развитие критического мышления учащихся на уроках экологии в 6 классе раздел iii тепло в жизни растений урок №8 – приспособление растений к высоким

    Урок
    ... урок экологии в 6 классе на тему: Современныеобразовательныетехнологии как средство формирования ключевых компетенций ... учебной информации средствами критического мышления 2).Образовательная - Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися ...
  5. Современные педагогические технологии

    Документ
    ... « ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ » КЛАССИФИКАЦИЯ « ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»СОВРЕМЕННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕТЕХНОЛОГИИ А) РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ 7 Б) МЕТОД ПРОЕКТОВ 1. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Современные условия ...

Другие похожие документы..