textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Электронные образовательные ресурсы в современной системе средств обучения

Электронные образовательные ресурсы

Электронные образовательные ресурсы ( ЭОР ) — это наи­более общий термин, объединяющий средства обучения, раз­работанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Цифровые образовательные ресурсы ( ЦОР ) — частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах представля­ется принципиальной, поскольку цифровые технологии — все­го лишь способ обработки и записи информации. До цифровой системы записи существовала аналоговая, в настоящее время активно разрабатываются другие системы ( квантовые, лазерные и др.). Поэтому электронные образовательные ресурсы — на­звание более общее, характеризующее целую область техноло­гии, а не ее часть.

Чаще всего электронные пособия рассматривают лишь как аль­тернативный носитель информации, удобство которого заключено лишь в увеличении объема хранимых данных. Однако подобный подход абсолютно не реализует возможности современных инфор­мационных технологий, не учитывает их специфические функции. Напомним, что среди перспективных достижений средств обуче­ния, реализуемых при помощи СНИТ ( средства новых информа­ционных технологий ) — не только предъявление огромных объ­емов информации на одном носителе, но и возможность изме­нять вид и структуру материала, выбор самостоятельной траекто­рии изучения темы, интерактивность как возможность « диалого­вых » режимов взаимодействия с информацией.49

Революция в технологии записи, воспроизведения, возмож­ностей использования информации далеко не всегда ведет к кар­динальным изменениям характера учебного процесса. Для это­го нужны изменения в самой структуре знаний, умений, навыков работы с информацией в образовании, изменение требований к выпускникам, иная структура стандартов образования, реальная интеграция предметных областей. Иными словами, для револю­ции в образовании прежде всего необходим переход от школы знаний к школе умений.

Роль средств обучения в учебном процессе меняется в зависи­мости от возможностей, предоставляемых данными средствами. Традиционно обучение строится на взаимодействии учителя и уча­щегося, обучающего и обучающегося. Педагогика и методика обра­зования накопили значительный багаж форм и методов обучения ( способов передачи знаний ). Задача учителя — найти такие сред­ства обучения, которые обеспечат оптимальные формы передачи знаний, формирования компетенций с учетом возрастных и пси­хологических особенностей и возможностей каждого учащегося.

Появление таких средств обучения, где заложены широкие воз­можности использования новых технологий ( мультимедиа ), при­водит к расширению потенциала процесса образования в целом. Расширяется диапазон применения средств обучения, что дикту­ет многообразие методических приемов учителя и эффективное формирование универсальных учебных действий.

Развитие средств в современной школе определяется общим развитием информационных технологий. Появление компьютер­ной техники, интерактивных средств обучения, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет, в том числе наличие прямого доступа к Интернет в образователь­ных учреждениях изменило и требования к разработке современ­ных средств обучения.

В частности, подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет в 2006 – 2007 годах в рамках Приоритетного на­ционального проекта « Образование » потребовало ускорить по­полнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения.50

Оценка уровня качества ЭОР

Для оценки уровня качества ЭОР следует предложить систему показателей качества, которая не входит в противоречие с приро­дой образной системы, определяющей форму представления ин­формации, т.е. мультимедийным экранным образом.

Оптимальным предполагается сочетание научно-педагогических, эргономических и конструктивно-технических показателей каче­ства ЭОР.

Научно-педагогические показатели — показатели соответ­ствия ЭОР современному уровню развития образования пример­ной образовательной программе :

соответствие возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся, контекстным знаниям ;

пригодность данного ЭОР к использованию в современных фор­мах обучения, методических комплексах;

наличие и универсальность заложенной в ЭОР методики рабо­ты с учебным материалом;

воспитательный аспект использования данного ресурса или группы ресурсов.

В группу эргономических показателей качества ЭОР следу­ет включить :

показатель соответствия итогового продукта возможностям ор­ганов зрения человека ;

показатель соответствия итогового продукта возможностям ор­ганов слуха человека ;

показатель соответствия способа кодирования информативных элементов ( языка экранной образности и его составляющих — изображения предметов, соотношение статических и динамиче­ских элементов образа, цифры, надписи, рамки, их цвет, коло­рит, форма, последовательность и т.д.) возможностям восприя­тия учащегося, понимания и переработки им информации ;

показатель оптимальности количества заложенной в ЭОР ин­формации.

В группу показателей соответствия формируемым умени­ям и навыкам могут быть включены такие показатели, как :51

соответствие образовательным задачам ;

наличие методической модели ( моделей ) обучения либо са­мообразования ;

эргономика гипертекстовой структуры ;

насыщенность медиатекста графическими элементами, звука­ми, анимацией, видеорядом, другими объектами ;

соответствие конкретных приемов формирования умений и на­выков педагогическим технологиям ;

вариативность использования ЭОР в условиях применения раз­личных педагогических методик.

Конструктивно-технические показатели качества ЭОР в на­стоящее время определяются возможностями программных обо­лочек и программного обеспечения оборудования. Поскольку эта область факторов является переменной, здесь следует рассмотреть периодичность, с которой необходимо возвращаться к пересмотру данных показателей. Для ситуации, сложившейся в первом деся­тилетии XXI века, можно предложить периодичность в два года, поскольку именно этот срок определяет границы технологическо­го поиска, обновления и широкого внедрения новых информаци­онных технологий в образование.

Использование в современном учебном процессе инноваци­онных средств обучения способствует :

интеграции ресурсов в единой информационно-образовательной среде;

освоению новых областей знания, обретению новых умений и навыков;

интенсификации процесса обучения за счет расширения ди­дактических функций инновационных средств обучения.

Выбор инновационных средств обучения, используемых на уроке, зависит от следующих факторов :

от целей ( ожидаемых / формируемых компетенций );

от содержания обучения ( важна целесообразность использо­вания тех или иных средств обучения : они должны интегриро­ваться в учебно-воспитательный процесс в оптимальных фор­мах );52

от возрастных и интеллектуальных особенностей учебной группы ;

от используемых методов ( исследовательский, демонстраци­онный, работа с живым объектом и др.);

от уровня развития учебно-материальной базы образователь­ного учреждения.

Проанализировать правильность выбора можно по эффективно­сти учебного процесса, что проявляется в следующих показателях :

интерес учащихся к теме ( активность на уроке, дополнитель­ные вопросы и др.);

достижение поставленных целей и задач урока ( степень усвое­ния материала каждым учащимся ; формирование ожидаемых компетенций, умений и навыков ).

Рекомендательный перечень информационно-образовательных ресурсов ( специализированные сайты )

Характеризуя современную систему средств обучения, отметим возникновение новых компонентов, связанных с развитием инфор­мационных технологий. Это электронные образовательные ресур­сы ( комплексы ) так называемой модульной архитектуры — систе­ма взаимосвязанных модулей-уроков по разным предметам, объ­единяемая единым информационно-программным обеспечени­ем ( мультимедиаплеер — « проигрыватель ресурсов »).

Коллекции ЦОР — цифровых образовательных ресурсов — представлены к настоящему времени на различных сайтах.

Коллекция Федерального центра информационно- образовательных ресурсов

/

В коллекции Федерального центра информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлены локальные разработки циклов занятий практически по всем предметам. Сайт ФЦИОР предоставляет доступ к перечню (каталогу) электронных образовательных ресурсов различного типа, объединяемых за счет использования единой информационной модели метадан­ных, основанной на стандарте LOM. 53

Поддержка данной коллекции ЭОР направлена на распростра­нение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. На сайте представлены :

По основному общему образованию — 10 040 ЭОР.

По среднему ( полному ) общему образованию — 5 938 ЭОР.

Представленные на сайте ФЦИОР средства обучения делятся на следующие типы :

Электронные учебные модули открытых мультимедиасистем.

Электронные учебные модули виртуальных коллективных сред.

ЭОР на локальных носителях.

Сетевые текстографические ЭОР.

ЭОР на базе динамических электронных технологий.

Статистика скачиваний и просмотров образовательных ресур­сов показывает стабильный рост интереса к коллекции и убеди­тельную динамику внедрения инновационных средств обучения в образовательный процесс.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

В последнее время получили также распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы ( ОМС ), объ­единяющие электронные учебные модули трех типов : информа­ционные, практические и контрольные.

Проект « Развитие и поддержка Единой коллекции цифровых об­разовательных ресурсов » в системе ОМС реализован на базе На­ционального фонда подготовки кадров ( НФПК ). Работы по фор­мированию Единой коллекции цифровых образовательных ресур­сов осуществлялись с марта 2005 года.

Создание коллекции в настоящее время ведется в двух направ­лениях :

создание хранилища коллекции цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР );

содержательное наполнение коллекции.

Целью создания электронных образовательных ресурсов мо­дульной архитектуры по различным предметам было обеспечение наиболее эффективной реализации образовательных программ 54

основного общего и среднего ( полного ) общего образования в учреждениях общего и среднего профессионального образова­ния. Однако коллекция решала поставленную цель лишь частич­но. Основными проблемами, не позволившими создать систему средств обучения, стали : несогласованность учебных программ, фрагментарность разработанных ЭОР, несоответствие отдельных модулей требованиям дидактики и педагогической эргономики.

Электронные учебные модули были созданы по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный мо­дуль автономен и представляет собой законченный интерактив­ный мультимедиа-продукт, нацеленный на решение определен­ной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт — ОМС-плеер.

При разработке данных ЭОР решались следующие предмет­ные задачи :

1 ) воспитание гражданственности и национальной идентичности на материале данного учебного предмета ;

2 ) развитие общеучебных и предметных умений и навыков, спо­собности определять собственную позицию по отношению к реальности, осмысленно формулировать собственные сужде­ния и самостоятельно делать выводы ;

3 ) формирование целостного представления о сущности, харак­терных чертах и особенностях области предметного изучения ;

4 ) овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа предметной информации ;

5 ) формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопостав­лять различные версии и оценки явлений и событий, опреде­лять собственное отношение к дискуссионным проблемам про­шлого и современности.

Помимо перечисленных общепредметных задач, электронные образовательные ресурсы ( модули ) позволяли решить следую­щие задачи, связанные с повышением эффективности образова­тельного процесса :55

1 ) способствовать решению проблемы активизации познаватель­ной деятельности обучающихся посредством включения их в эмоционально-насыщенную познавательную деятельность, ор­ганизуемую на базе мультимедиатехнологий ;

2 ) дать возможность изучать материал по индивидуальным об­разовательным траекториям, с учетом личных склонностей и уровня интеллектуального развития обучающихся ;

3 ) в значительной мере решить проблему обеспечения наглядно­сти в преподавании конкретного учебного предмета ;

4 ) дать школьникам возможность самостоятельного определения уровня своей предметной подготовки ;

5 ) открыть новые возможности для использования проверки зна­ний, мониторинга образовательных процессов, реализации дистанционных форм обучения.

Сетевые социально-педагогические сообщества

Параллельно происходило создание и развитие социально- педагогических сообществ в сети Интернет, которые объедини­ли учителей, социальных педагогов, психологов, социальных ра­ботников, методистов, преподавателей системы дополнительно­го образования и родителей. Эта работа была направлена на ре­шение следующего комплекса задач :

поддержка процессов информатизации школ ;

профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ ;

широкое распространение электронных образовательных ре­сурсов и внедрение методик использования ;

модернизация системы методической поддержки информати­зации образования.

Можно отметить следующие сетевые сообщества:

Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network)

/

Свыше 80 % активной аудитории портала — учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя- методисты. Качественные ресурсы отмечены знаком « Логотип пор­тала ». На сайте существует открытая общественная экспертиза ав­торских разработок участников портала « Сеть творческих учите­56

лей », которая заканчивается регистрацией и присвоением лого­типа в случае успешно прохождения. Экспертиза координируется Институтом научной информации и мониторинга РАО. Все это га­рантирует высокое качество представленных работ.

Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет

/

В разделе « Медиатека » ресурсы сайта классифицированы по образовательным областям, в которых можно ознакомиться с ме­тодикой и опытом преподавания школьных дисциплин, в том чис­ле с использованием ИКТ.

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества:

/

Сайт содержит разделы « Цифровые образовательные ресурсы по предметам », « Элементы единой коллекции ЦОР », « Планы- конспекты уроков », « Мастер-классы », « Все материалы сайта », « Комментарии к материалам сайта ». Несмотря на то, что админи­страторы сайта упоминают о суровой экспертизе, поскольку ресур­сы сайта разрабатываются самими участниками Открытого класса, « у которых тоже есть, что сказать » ( цитата с главной страницы сай­та ), при использовании ресурсов рекомендуется применять кри­терии оценки качества ( см. выше ).

Существенным дополнением современной системы средств об­учения становятся также разрозненные электронные образователь­ные ресурсы, представленные в различных коллекциях методиче­ских разработок учителей, на личных сайтах, а также на сайтах учеб­ных учреждений, медиаконкурсов и медиафестивалей, где пред­ставлены разработки современных средств обучения. Например :

Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»

/

Самый массовый педагогический форум России, который по­зволяет каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своим опытом преподавания. Вместе с тем, поскольку участие в фестивале на первом этапе платное, все присылаемые на 57

фестиваль работы размещаются на сайте без рецензирования, что сказывается на качестве материалов. При использовании ресурсов рекомендуется применять критерии оценки качества (см. выше).

Полная информация о Федеральных образовательных ресур­сах для общего образования представлена на странице сайта Минобрнауки РФ по адресу

/db/portal/sites/res_page.htm

Электронные таблицы

Происходит также развитие традиционных средств обучения, их синтез с новыми информационными технологиями. Так, напри­мер, в последнее время получил развитие новый вид средств об­учения — электронные таблицы.

При разработке таблиц учитываются следующие требования к электронным образовательным ресурсам :

Соответствие содержания утвержденным Примерным образо­вательным программам по данному предмету.

Изложение учебного материала в последовательности, определя­емой методикой его изучения ( учитывая, что функции электрон­ных таблиц предполагают создание не отдельных разрозненных средств обучения, но некоторого педагогического комплекса ).

Соответствие принципам педагогической эргономики визуально- наглядных пособий.

Соответствие принципам доступности, научности, наглядности.

Учет принципов : целесообразности, мотивационной стиму­ляции, системно-структурного, системно-функционального, системно-коммуникативного.

Включение дополнительных элементов занимательности с це­лью обеспечения вариативности содержания и возможностей методической обработки таблицы.

Возможность проведения кратких виртуальных экспериментов.

Возможность включения элементов проверки знаний, тестиро­вания, формирования ассоциативных связей.

Доминирующей организационной формой использования элек­тронных таблиц является фронтальная работа во время урока, 58

однако возможны и другие варианты использования подобных средств обучения. А при размещении подобных информацион­ных ресурсов в открытом информационном пространстве ( в рам­ках дистанционных курсов, научно-популярных сайтов и.т.п.) воз­можно использовать их для повторения пройденного, самостоя­тельной работы учащихся.

Функционал электронных таблиц и сравнение их с разработ­кой и областью применения традиционных печатных таблиц по­казывает, что происходит расширение возможностей разработки и применения традиционных средств обучения за счет внедрения современных информационных технологий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... образовательных учреждений медицинского профиля к максимальной эффективности образовательного процесса через реализацию современныхобразовательныхтехнологий ... уверенное владение педагогом современнымиобразовательнымитехнологиями, грамотное и ...
  2. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... образовательных учреждений медицинского профиля к максимальной эффективности образовательного процесса через реализацию современныхобразовательныхтехнологий ... уверенное владение педагогом современнымиобразовательнымитехнологиями, грамотное и ...
  3. Современные образовательные технологии

    Документ
    ... друг друга. Представим концептуальное осмысление современныхобразовательныхтехнологий. Современныеобразовательныетехнологии Направлены на <цель> Повышение качества ...
  4. Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся развитие критического мышления учащихся на уроках экологии в 6 классе раздел iii тепло в жизни растений урок №8 – приспособление растений к высоким

    Урок
    ... урок экологии в 6 классе на тему: Современныеобразовательныетехнологии как средство формирования ключевых компетенций ... учебной информации средствами критического мышления 2).Образовательная - Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися ...
  5. Современные педагогические технологии

    Документ
    ... « ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ » КЛАССИФИКАЦИЯ « ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»СОВРЕМЕННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕТЕХНОЛОГИИ А) РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ 7 Б) МЕТОД ПРОЕКТОВ 1. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Современные условия ...

Другие похожие документы..