textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Интерактивная доска

Интерактивная доска ( ИД ) — это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента : экран для ото­бражения информации и обычную маркерную доску.

Полностью функционирующие интерактивные доски представля­ют собой программно-аппаратный комплекс, включающий в себя :

собственно интерактивную доску ;

компьютер ;

мультимедийный проектор ;

соответствующее программное обеспечение.

Работа с ИД не требует специальных навыков или знаний. Муль­тимедийный проектор и ИД подключаются к компьютеру. Изобра­жение на мониторе компьютера передается через проектор на ИД. Прикосновения к поверхности ИД передаются на компьютер с по­мощью кабеля или через инфракрасную связь и интерпретируют­ся специальным программным обеспечением, которое установ­лено на компьютере.

Запись на ИД ведется специальным электронным пером или пальцем. С помощью специального маркера можно работать с изо­бражением на экране : выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправ­ления в текст. Сенсорные устройства « улавливают » прикосновения, и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отража­ющие движение пишущей руки. В некоторых типах доска снабже­на лотком с тремя маркерами разного цвета и ластиком. Это об­легчает использование цвета на ИД.

ИД позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисо­вать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вно­сить любые изменения и сохранять их виде компьютерных фай­лов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рас­сылки по факсу или электронной почте.

Область применения ИД весьма обширна. В сфере образова­ния они дают возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Возможность сохранять на­29

несенные изображения в виде файла и обмениваться ими по ка­налам связи важна для сетевой организации учебного процесса, дистанционного обучения. Таким образом, применение ИД опти­мизирует и повышает эффективность процесса обучения.

Интерактивная приставка

Интерактивная приставка (ИП) — это компактное устрой­ство, которое превращает любую маркерную доску в интерак­тивную. После прикрепления приставки к доске, подключения компьютера и проектора обыкновенная маркерная доска стано­вится интерактивной. То есть доска становится увеличенной ко­пией монитора компьютера, а стилус ( электронный маркер ) вы­полняет функции мыши.

Интерактивные приставки работают в двух режимах : интерак­тивном ( нужен мультимедийный проектор ) и в режиме копи-доски ( без проектора ).

В интерактивном режиме мы получаем возможность :

управлять ресурсами компьютера с доски : иллюстрировать со­общение ( лекцию ) изображениями, видеофрагментами, пре­зентациями, работать с компьютерными программами, в т.ч. на CD, DVD дисках, выходить в Интернет ;

с помощью инструментов программного обеспечения ИП чер­тить, рисовать, делать надписи от руки ( электронным марке­ром ) или с помощью экранной клавиатуры на белой доске или поверх компьютерного изображения, перемещать изображен­ные объекты, увеличивать, уменьшать, выделять части изобра­жения и т.п.

сохранять в памяти компьютера результаты своей работы на до­ске в виде файлов;

создавать свои интерактивные задания ;

использовать имеющуюся библиотеку изображений и шабло­нов для презентаций ;

записывать происходящее на доске в виде файла формата avi. При подключении к компьютеру микрофона видеозапись бу­дет сопровождаться голосом выступающего.

Режим копи-доски ( проектор не требуется ).30

Компьютер запоминает ваши записи. Т.е. все, что мы пишем, ри­суем маркером на маркерной доске, сохраняется в электронном виде — в памяти компьютера, чтобы в дальнейшем уже с помо­щью проектора вывести это на доску, а не писать, рисовать снова.

Преимущества интерактивных приставок

Интерактивные приставки предоставляют все основные функ­ции стационарной интерактивной доски, обладая при этом рядом неоспоримых достоинств :

мобильность — можно легко перенести в любую аудиторию ;

возможность получения интерактивных изображений больших размеров ( до 2,5 х 1,2 м );

значительно меньшая цена.

Интерактивный планшет

Интерактивный или графический планшет — это устрой­ство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. На практике это устройство заменяет мышь, перехватывая ее курсор и позволяя сопоставить движение стилуса ( ручки ) по поверхности планшета с движением курсора по экра­ну. Современные драйверы графического планшета позволяют ра­ботать одновременно и стилусом, и мышью, управляя одним кур­сором одновременно.

Перо — это указующий инструмент, который используется для рисования. Оно может быть проводным или беспроводным или использовать в качестве источника питания батарейку. Выпускае­мые сейчас модели планшетов оснащены беспроводным пером. Если перевернуть перо, кнопка на его конце будет работать как ла­стик. Сетка рабочей области планшета излучает и принимает сиг­нал, а перо лишь отражает его. Преимущество этой технологии в том, что беспроводное перо не требует питания. Перья многих планшетов чувствительны к нажиму. Перо реагирует на силу на­жатия, тем самым позволяет рисовать линии разной толщины и менять цветовой тон.

Интерактивные планшеты можно условно разделить на три ка­31

тегории — стандартные графические планшеты ; планшеты, совме­щенные с монитором ; беспроводные планшеты.

Стандартный графический планшет

Эти компактные мобильные устройства позволяют лег­ко рисовать и строить графики, благодаря чему весьма попу­лярны среди дизайнеров интерфейсов или специалистов по 3D-моделированию.

Работая с пером, человек может ощутить направление линии так, как будто у него в руках находится кисть или карандаш. План­шет дополнен большой функциональной базой программного обеспечения.

Интерактивные графические планшеты могут быть выполнены по беспроводной технологии. Беспроводные планшеты обычно имеют менее обширное программное обеспечение, но это ком­пенсируется отсутствием кабелей и привязки к конкретному месту.

Интерактивный планшет, совмещенный с монитором

Данное устройство совмещает в себе функции монитора и ин­терактивного планшета. Планшет имеет в своём арсенале чувстви­тельное перо ( стилус ), с помощью которого можно делать пометки прямо поверх рабочего стола компьютера, а также поверх презен­тации или видео. Впоследствии изображение с пометками можно сохранить на жесткий диск.

Дополнительным преимуществом планшета является наличие возможности сквозного прохода VGA-сигнала.

Беспроводной планшет, так же как и доска, подключается к компьютеру, на котором установлено программное обеспечение и драйверы. Подключение осуществляется при помощи беспровод­ной технологии BlueTooth или по радиоканалу. Удобнее использо­вать BlueTooth-подключение, поскольку максимальное расстояние от планшета до приемника больше, чем при радио-подключении. Изображение рабочего стола компьютера проецируется через муль­тимедийный проектор на интерактивную доску или на обычный экран. Для управления программами, установленными на ком­пьютере, предназначены специальные маркеры.32

Педагогические преимущества интерактивного планшета

Планшет, подключенный по VGA к персональному компьютеру и документ-камере, которая в свою очередь соединяет ноутбук и проектор, позволяет преподавателю не следить постоянно за экра­ном или интерактивной доской, на которой в этот момент работает ученик или идет презентация. Вместо этого педагог может видеть изображение с экрана или доски на мониторе планшета и имеет возможность тут же делать пометки ( например, исправлять ошиб­ки ученика ), не вставая при этом с рабочего места.

Беспроводные планшеты очень удобны в учебном процессе. Пе­дагог свободно перемещается с ним по аудитории. Благодаря свой­ствам беспроводного планшета, он может, находясь на расстоянии до 25 – 35 метров от компьютера ( фактически, в любом месте ау­дитории ), писать, рисовать, использовать заранее приготовленные презентации PowerPoint, запускать любые установленные на ком­пьютере программы, которые необходимы для реализации той или иной задачи в рамках занятия по предмету, выполнять большинство основных действий с приложениями и делать пометки прямо поверх отображаемого на интерактивной доске или на экране материала.

При необходимости преподаватель может передать планшет учащемуся для ответа на вопрос или пригласить его для работы у доски ученика, а сам свободно перемещаться по аудитории и вно­сить коррективы в происходящее на доске при помощи беспро­водного планшета.

Эффективность педагогического процесса повышается, когда интерактивные беспроводные планшеты есть не только у препо­давателя, но и у учащихся. В случае оснащения кабинета по прин­ципу « один планшет на рабочий стол », учитель может вести урок, находясь непосредственно у интерактивной доски, а ученики при помощи интерактивных беспроводных планшетов могут:

задавать свои вопросы;

отвечать на вопросы педагога;

участвовать в процессе их обсуждения.

Таким образом, между педагогом и обучающимся возникает интерактивный диалог, что значительно повышает уровень вос­приятия и понимания учащимися материала занятия.33

Интерактивная плазменная панель

Интерактивная плазменная панель — это жидкокристалли­ческий дисплей, объединяющий в себе функции монитора и циф­рового планшета, который удобно применять для больших ауди­торий. Это одновременно большой экран-монитор коллективно­го пользования и средство редактирования файлов, демонстри­руемых на этом экране. Устройство дает возможность работать на большом экране с любыми программными приложениями, как на персональном компьютере.

При использовании программного обеспечения для интерак­тивной работы на экране-панели можно делать пометки марке­рами поверх любого изображения. Преподаватель имеет воз­можность писать, рисовать, использовать заранее приготовлен­ные презентации, запускать любые установленные на компью­тере программы, которые необходимы для реализации той или иной задачи в рамках занятия по предмету. При этом можно вы­делять важные данные, добавлять и стирать комментарии, вно­сить изменения и затем сохранять результаты работы на жестком диске компьютера.

Главное педагогическое преимущество интерактивной плазмен­ной панели по сравнению с интерактивной доской состоит в том, что для ее работы не требуется проектор. Педагог или обучающий­ся, стоящий перед доской, не отбрасывает тень на экран, учащи­еся всегда видят на экране полное изображение.

Программное обеспечение, поставляемое с панелью, устанав­ливается на персональный компьютер и содержит подробные инструктивно-методические указания для эффективного прове­дения занятий.

В модуль обеспечения современных образовательных технологий дея­тельностного типа и практико-ориентированной деятельности обучающих­ся, дистанционного обучения СССОвходят документ-камера, цифровой ми­кроскоп и модульная система экспериментов. Рассмотримэти средства об­учения подробнее.34

Документ-камера

Документ-камера ( далее ДК ) — это специальная видеока­мера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов, в том числе и трехмерных, на большой экран ( экраны ).

Изображение, полученное с помощью ДК, может быть введе­но в компьютер, показано на экране телевизора, передано че­рез Интернет, спроецировано на экран посредством мультиме­диапроектора.

Функции документ-камеры

Функция демонстрации стационарных изображений и объектов. Под стационарными изображениями понимаются двумерные, то есть плоские, отображения реальных предметов ( фотографии ) или рисунки. Под объектами — трехмерные отображения реаль­ных предметов, которые из стационарных превращаются в движу­щиеся, когда мы вращаем их, желая рассмотреть со всех сторон. ДК помогает транслировать изображения этих плоских или объ­емных предметов на экран для всеобщего обозрения.

Эта функция может применяться в различных учебных ситуациях.

Увеличение демонстрируемого объекта (« электронная лупа »). ДК позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объемного изображения, которые плохо различимы при реаль­ном просмотре. Это удобно в ситуации, когда предназначенный для изучения и требующий внимания всего класса объект име­ется в единичном экземпляре, или предполагает особо береж­ное отношение, или имеет небольшие размеры, предполагаю­щие оптическое увеличение.

Динамическая визуализация естественных процессов (« ви­деокамера в режиме реального времени »). ДК может ис­пользоваться на уроках естественнонаучного цикла, когда тре­буется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью ДК, по­зволяет учащимся « погружаться » в среду опыта или всего про­35

цесса, рассматривать его в мельчайших деталях, видеть откло­нения или вариации в движении или перемене состояния де­монстрируемых объектов.

Обзор объемного текстового материала. ДК облегчает рабо­ту с учебником или альбомом с иллюстрациями, которая требу­ет обращаться по ходу демонстрации к различным частям до­кумента. Перелистывание страниц под объективом ДК — бо­лее быстрое и удобное действие, чем сканирование страниц и их демонстрация через компьютер.

Демонстрация сложных учебных действий, состоящих из нескольких этапов или операций — обучение работе на клави­атуре компьютера, вышивание, накладывание штриховки, ри­сование сложных узоров и пр.

Обучение сложным учебным действиям при выполнении письменного задания — письмо, подчеркивание, исправление ошибок, заполнение пропусков, в том числе и при разгадыва­нии кроссворда и др.

Визуальная работа с текстом. ДК помогает найти определён­ную информацию, слова или словосочетания, выделить фраг­менты текста по определённым признакам, соотнести иллю­стративный и текстовый материал. Различного рода выделения, подчёркивания и нанесение отметок можно делать не только с помощью реального карандаша, но и с помощью электронных карандашей и маркеров разного цвета, входящих в « электрон­ную комплектацию » ДК.

Обучение заполнению бланков — анкеты, опросники, лист­ки регистрации, бланки ответов ЕГЭ и др.

Работа с игровым дидактическим материалом в виде кар­точек, домино или лото и др. Демонстрация правил работы с такими « мелкими учебными пособиями » с помощью ДК ста­новится простой, наглядной и увлекательной.

Динамическая презентация результатов работы учителя и учащихся. Очень часто требуется продемонстрировать резуль­таты работы, которыми могут являться изготовленные учащи­36

мися предметы или мелкие движущиеся объекты, когда нуж­но показать последовательность действий, освоенных учащи­мися при изучении предмета ( особенно это касается информа­ционных и материальных технологий ). В этих случаях трансля­ция реальных действий выступающего на экран создаёт эффект вовлеченности аудитории в процесс презентации, которая при­нимает активный, « живой » характер.

Функция записи стационарных и динамических объектов по­зволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи ди­намических процессов и учебных действий в виде файлов изобра­жений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения. Данная опция ДК может быть использована при созда­нии дидактических видеоматериалов и трансляции полученных результатов. Примером может служить дистанционное обучение учащихся, по той или иной причине не способных присутствовать на занятия. Обладая возможностью сохранять изображения с ком­ментариями, ДК может стать хорошим подспорьем при разработ­ке методических пособий с поэтапной реализацией сложной по­следовательности действий.

Таким образом, в СССО документ-камера предназначена для по­лучения, сохранения, визуализации на масштабном экране и транс­ляции в режиме реального времени изображений ( в т.ч. трехмер­ных и динамических ), полученных с нецифровых носителей ин­формации. Обеспечивает решение образовательных задач участни­ков образовательного процесса с применением информационно- коммуникационных технологий ( ИКТ ):

визуализация на масштабном экране информации, получен­ной с нецифровых носителей ( статической и динамической ), в т.ч. ход проведения натурных экспериментов ;

фиксация образовательных достижений обучающихся в виде созданных ими учебных материалов, сохранение материалов в базе данных, формирование портфолио ;

организация проведения видеоконференций, дистанционных форм обучения ;

развитие коммуникативных умений обучающихся.37

Традиционные средства обучения ( лабораторное оборудова­ние для проведения экспериментов, изображения на малофор­матных печатных носителях, природные материалы и пр.) повы­шают эффективность использования ДК в образовательном про­цессе. Совместимость документ-камеры с традиционными сред­ствами обучения отражена в инструктивно-методических матери­алах, входящих в состав комплекта.1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... образовательных учреждений медицинского профиля к максимальной эффективности образовательного процесса через реализацию современныхобразовательныхтехнологий ... уверенное владение педагогом современнымиобразовательнымитехнологиями, грамотное и ...
  2. Современные образовательные технологии в модульно-

    Сборник статей
    ... образовательных учреждений медицинского профиля к максимальной эффективности образовательного процесса через реализацию современныхобразовательныхтехнологий ... уверенное владение педагогом современнымиобразовательнымитехнологиями, грамотное и ...
  3. Современные образовательные технологии

    Документ
    ... друг друга. Представим концептуальное осмысление современныхобразовательныхтехнологий. Современныеобразовательныетехнологии Направлены на <цель> Повышение качества ...
  4. Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся развитие критического мышления учащихся на уроках экологии в 6 классе раздел iii тепло в жизни растений урок №8 – приспособление растений к высоким

    Урок
    ... урок экологии в 6 классе на тему: Современныеобразовательныетехнологии как средство формирования ключевых компетенций ... учебной информации средствами критического мышления 2).Образовательная - Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися ...
  5. Современные педагогические технологии

    Документ
    ... « ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ » КЛАССИФИКАЦИЯ « ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»СОВРЕМЕННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕТЕХНОЛОГИИ А) РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ 7 Б) МЕТОД ПРОЕКТОВ 1. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Современные условия ...

Другие похожие документы..