textarchive.ru

Главная > Сказка


ЛАБОРАТОРИЯ СВМ

V-school

Сазанов В.М.

Основы
социально-сетевых
технологий

На пути к новому Интернет

Версия occt

Оглавление

Предисловие 7

ВВЕДЕНИЕ 9

Часть 1. Анализ 11

Глава 1. Социальные сети - введение 12

Первый подход 12

Понятия, позиции, история 12

Виртуальная социальная сеть – первый взгляд 16

Типовое в социальных сетях и ресурсах 17

Классы и структура социальных сетей 18

Способы реализации и платформы 19

Социальная сеть как «большая система» 23

Общие положения теории систем 23

Понятия системы и модели 25

Эффективность, ценность, полезность 28

Виртуальная сеть как
социально-значимый объект 31

Человеческие, социальные и
технологические возможности 31

Коммуникативная демократия и социальный капитал 32

Новая парадигма – социальная ориентация 34

Выводы и предложения 36

Приложение – Раз
В некотором царстве, … 38

Глава 2. Социальные сети
как системотехнический объект 39

Содержательное описание
социально-сетевых проектов 39

Обзор социальных проектов 39

Этапы развития и инструменты анализа 43

Интегральные критерии и оценки 44

Замечания и соображения 46

Системотехнический подход 47

Системотехника социальной сети 47

Параметры, связность и характеристики сетей 49

Рассуждения об энтропии в социальной сети 52

Социальные сети как граф 55

Понятия и определения 55

Топологические характеристики связности сетей 57

Электронные друзья - Облака - Активности 59

Метаязык описания социальной сети 62

Вопросы для самоконтроля и выводы 62

Приложение – 2.
Сказка про Web 2.0 64

Глава 3. Модели процессов и событий 65

Обзор подходов 65

Теория игр и модели влияния 66

Графовые модели и социометрия 67

Имитационное программное моделирование 68

Клеточные автоматы и групповая динамика 69

Графовые модели и социология 72

Социализация и межличностное взаимодействие 72

Теория систем отношений 73

Общение по Берну и сетевая применимость 74

Модель доверительной социализации 76

Теория игр, сотрудничество и конфликты 77

Историческая справка теории игр 77

Сотрудничество и своекорыстие в сети 79

Игры преследования – уклонения 81

Классификация сетевых игр 87

«Малые миры» и групповая динамика 88

Структура и эффекты «малых миров» 88

Модели групповой динамики Трофимовой 89

Модели влияния и сетевые игры 92

Обзор моделей и сетевых игр 92

Модели диффузии инноваций 94

Сильные и слабые связи в модели «из уст в уста» 95

Теория и модели коллективного действия 96

Некоторые обобщения 98

Вопросы – Резюме 103

Приложение - 3. 103

Глава 4. Психология и правовые аспекты 104

Нормальная сетевая психология 104

Элементы социальной психологии 105

Лидерство и руководство в сетевой группе 105

Групповая динамика и СВМ-типология 107

Виды конфликтного поведения в группе 108

Психопатология и инфовойны в сети 109

Патологические и прочие психотипы 110

Психология информационного противодействия 111

Тролли, кащениты и социальные хакеры 114

Правовые аспекты социального Интернета 117

Вопросы – Резюме 118

Приложение – 4.
Король и кролики. Сцена переизбрания. 119

Часть 2. Общественное благо, коллективные действия и сетевые игры 121

Глава 5. Социальная сеть – новая общественная сфера 122

Концептуально 123

Аспекты социовозможности 123

Особенности социальных сетей 125

Классы – Возможности - Оценки 125

Гражданское общество и сетевые технологии 127

Понятие и концепция «публичной сферы» 128

Социальная сеть как новая общественная сфера 130

Массовая коммуникация и социальная сеть 131

Сетевая коммуникация как передача знания 136

Социальная эволюция и модели общества 136

Стрела и варианты модернизации 137

Модель светско-духовного управления обществом 139

Социофилософский конструкт предлагаемого 140

Критика и перспективы 142

Вопросы для самоконтроля и выводы 143

Приложение – 5.
Игры демиургов \ Третья попытка 144

Глава 6. Гипотетическая Сеть Пассионариев 145

Истоки пассионарности 145

Социоистория и сетевая пассионарность 145

Пассионарность по Гумилеву 147

Моделирование пассионарного поля 151

О сети Пассионариев 154

Социальная стратификация и Сеть Пассионариев 155

Сеть Пассионариев – цели и задачи 158

Функции социально-ориентированной сети 158

Пути и методы реализации Проекта 161

Как построить социальную сеть? 164

О прогнозах и перспективах 165

Вопросы к размышлению 166

Приложение – 6 167

Глава 7. Вехи и компоненты
Движения Пассионариев 168

Вехи – Сценарии - Методы 168

Сценарии разворачивания Сети Пассионариев 169

Школа Разработчика и
Интеллектуальный центр 171

Школа Разработчика 171

Концепция интеллектуального центра 174

Организационные и технологические аспекты 176

Образовательные Web 2.0 технологии 177

Схемы обучения от Носителя Знаний 179

Тренды развития и примеры 180

Виртуальное народное вече 181

Наполеоновское и к размышлению 182

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185

Литература и Интернет-источники 186

Глоссарий 197

Приложения 203

Сравнение общенаучных и сетевых понятий 203

Популяционные модели 204

Гражданское общество \ Сетевая реализуемость 207

Сценарии разворачивания Сети Пассионариев 209

Об авторе 210

Предисловие

Виртуальные социальные сети, рассматриваются с позиций общественного блага. Под виртуальными социальными сетями понимается часть мировой Интернет-паутины, обеспечивающая социальное взаимодействие участников - общение, получение информации, выработку и проверку идей, социальную выгоду от контактов.

Среди всего многообразия социальных сетевых ресурсов выделен класс социально-ориентированных, для которого предпринята попытка анализа и разработки методов и средств осуществления социальных преобразований и обеспечения новых качеств коммуникационной среды, таких как интеллектуальность и пассионарность.

Основная функция существующих социальных сетей – восстановление старых и установление новых контактов путем общения. Однако, налаженные контакты и связи, как например, в Одноклассниках, без подпитки новой энергией – затухают. Исключение составляет молодежно-ориентированная сеть ВКонтакте, живущая подростковым энтузиазмом.

В результате проведенного исследования автор еще более укрепился в необходимости построения социально-ориентированных сетей для решения общественных задач и проблем модернизации общества.

В багаже Автора - треть вековой «твердый» опыт в области вычислительной техники, многолетнее участие в социальных сетях, начиная с МоегоКруга. В целях исследования была также проштудирована базовая литература по теории больших систем, основам социологии, психологии и политологии, прикладным вопросам теории коммуникации.

В предлагаемой работе как коллективное сетевое действие представлен сетевой вариант народного собрания – Виртуальное народное вече и гипотетический проект Движения Пассионариев, как возможность консолидации активной части нации.

Программа разворачивания – начиная со Школы социального предпринимательства и Интеллектуального Клуба, подкреплена схемами и моделями процессов.

Понимая, что «каждому в жизни можно простить одну книгу» - Автор постарался сделать ее интересной!

Благодарности

В первую очередь - всей семье «большой» Сазановых!

Считаю обязанным выразить признательность учителям и коллегам по первому месту профессиональной деятельности – знаменитой кафедре «Вычислительная техника» МЭИ, которой заведовал в то время Юрий Матвеевич Шамаев.

Персонально – Игорю Семеновичу Потемкину, Игорю Ивановичу Ладыгину, Александру Александровичу Дерюгину, Тупицину Дмитрию Дмитриевичу, Марине Владимировне Фоминой (Шиповой), всем соратникам тех лет!

Признательность – участникам социальной сети МойКруг, в ее дискуссионной части, прожившей до 8 августа 2008 года. Особо - Косоновской Елене, Борису Александровичу Семикову (Борискину), Ирине Конык, Надежде Петровне Гасановой, доктору Юрию Николаевичу Тявину. И даже – виртуальному Песику…

Участникам «умной сети» UpSelf Мурзину Мниру Кашафовичу, братьям Чернухиным, Олегу и Валерию Алексеевичам, Иванову Владимиру Александровичу и Елене Владимировне Ивановой, Надежде Николаевне Галыниной, и даже – виртуальной «букашке ЦЕ».

По МоемуМиру – Анненкову Владимиру Владимировичу и Анатолию Алексеевичу Овсейцеву.

ВВЕДЕНИЕ

Социальные сети – результат развития информационных технологий, часть социальной структуры общества, интересный социотехнический объект.

Объект исследования – виртуальные социальные сети - рассматриваются с системотехнических позиций, как программно-техническая система. Предмет исследования – кибертехнологии, понимаемые как управление процессами и в самой социальной сети и в ее наполнении – то есть «прорастание» Сети в социум.

Первая часть книги посвящена описанию предмета исследования – виртуальных социальных сетей с системотехнических позиций. Представлены основные понятия и определения виртуальных и классических социальных сетей, напоминаются результаты и достижения классических сетей. Приведен обзор сетей развлекательного, коммерческого и профессионального назначения.

Излагается методологическая база рассмотрения социальных сетей как сложного социотехнического объекта, допускающего кибернетические подходы. Приводится формальное описание социальной сети с привлечением теории графов и предлагается системотехническое описание социальной сети рядом внутренних параметров и внешних показателей качества. Рассматриваются модели роста, структуры и событий социальной сети. Проанализирован критический этап развития сети – «лощина сомневающихся». На основе имитационной модели Трофимовой И.Н. изучается влияние величины популяции, социабельности и разнообразия ее участников на формирование кластеров сети. Освещены некоторые вопросы сетевой психологии и правовые аспекты Сети.

Делается прогноз развития социально-ориентированных Интернет-технологий. Целесообразность построения сети изучается с позиций социального капитала и построения коммуникативной демократии.

Вторая часть – прогностическая и социально-философская. Возможности социально-сетевых технологий рассматриваются с позиций гражданского общества и концепции «публичной сферы». Предлагается двухконтурная гомеостатическая модель управления обществом и социофилософский конструкт модернизации.

Представлены коммуникационные и образовательные технологии, составляющие основу формирования сообществ единомышленников и диалога поколений.

Социотехнологический эксперимент Сеть Пассионариев, ориентированный на осуществление общественно-значимых преобразований – это заключительная часть изложения, ориентированного на обоснование Проекта социально-ориентированной сети цивилизационной направленности.

Часть 1. Анализ

Первая часть книги посвящена описанию предмета исследования – социальных сетей с системотехнических позиций. Приводятся основные понятия и определения виртуальных и классических социальных сетей, напоминаются основные результаты и достижения классических сетей. Проводится обзор и сравнение сетей коммерческого и профессионального назначения.

ЛАБОРАТОРИЯ СВМ

Оглавление

V-school

Основы социально-сетевых технологий

Глава 1. Социальные сети - введение

Мильоны - вас. Нас - тьмы и тьмы и тьмы… <А.Блок>

Первый подход

Понятия, позиции, история

Основные понятия Интернет-технологий такие как гипертекст, доменное имя, сайт, электронная почта, поисковая система, блог вошли в обиход, изучаются в школе и уже не требуют толкований и объяснений.

Социальной сетью стали последние 10 лет называть часть общей Интернет-паутины, обеспечивающей социальное взаимодействие участников, в основном – общение.

Основная идея социальных сетей очень проста. Под социальной сетью понимается множество агентов, которые могут вступать во взаимодействие друг с другом. С формальной точки зрения такие сети удобно представлять в виде графов и применять для их анализа математические модели.

Термин был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения». В своей работе он охарактеризовал социальную сеть следующим образом: “Каждый человек имеет определенный круг друзей, а эти друзья имеют, в свою очередь собственных друзей. Некоторые из друзей одного человека знают друг друга, другие – нет. Я нашел удобным говорить о такого рода полях как о сетях. Под этим мне видится система точек, некоторые и которых соединены между собой. Точками этой системы являются люди, а линии соединения этих точек указывают, какие люди взаимодействуют друг с другом» [Barnes].

Позиции. Социальные сети потенциально могут стать инструментом преобразования общества, распространения научного и технического знания, формирования коллективов и общественных движений. В текущем положении, используются для общения, маркетинговых исследований и продвижения продукции и услуг.

Для того чтобы социальные сети заняли свое место в научно-технической и общественной сфере они должны пройти путь от нынешнего начального состояния к взрослению и становлению в качестве привычного инструмента социальной коммуникации постиндустриального информационного общества.

Прогнозируемый путь развития - разделение сфер влияния на сети общения и знакомств, личных и деловых контактов, профессиональные сети, социально-ориентированные проекты.

Кибертехнологии и социальные технологии.
Технологии - это реализация научных знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей.
В школьном учебнике можно прочитать, что информационными процессами называют все процессы связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации [Угринович].

Для определения новых социальных технологий, с подачи одного из Интернет-евенгелистов, О Рейли появился термин Web 2.0 – «как методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются».

Важное качество за которое имеет смысл бороться в сложной системе – ее интеллектуальность как способность к абстрактному творчеству, эвристическом у мышлению (от анализа к ее синтезу), адаптационным прогнозам – от опыта к предсказанию.

Интеллектуальный скачек. Можно предположить, что сложная человеко-машинная система - социальная сеть, имеет возможность скачкообразно становиться интеллектуальной, когда количество ее элементов очень велико, и достигает некоторого критического значения, порядка миллионов [Еремин].

Из истории социального Интернета

Особенностью технологий «первой волны», с точки зрения социальных взаимодействий, является узкая направленность общения Личность-Личность или «вертикальные» отношения Фирма-Личность. Вместе с тем, исторические примеры показывают, что для социальных преобразований важными являются сплоченные «горизонтальные» интеллектуальные сообщества, которые наблюдались, например, на рубеже перестройки в академических институтах, вокруг бардов-исполнителей, клубов студенческой песни, физматшкол.

Один из первых примеров социальных сетей – это 40 млн. одноклассников, однокурсников и сослуживцев в сети www.Classmates.com, охватившей жителей Америки и Канады. Впечатляют цифры сети знакомств www.Mamba.ru, в которой более 10 млн. зарегистрированных «жаждущих» осуществляют около 1 млн. попыток найти друг друга каждый день.

Лидеры российского сегмента - сети Одноклассники.РУ и ВКонтакте.РУ, которые по данным на весну 2010 года – более 40 млн. участников, то есть – большинство обладателей Интернет.

Среди сетей мирового значения – Facebook c более чем 500 млн. участников.

Ниже представлена хронология достижений социальных проектов, составленная на основе [Черняк, Жилин].

1973 год. Марк Грановеттер сформулировал допущение о важности слабых связей и наличии кластеров в большой сети.

1994 год. Три студента выстроили цепочки связей актеров и увидели, что большинство "знакомы через 3 рукопожатия". (Использовано при построении социальной сети МойКруг как 3 круга электронных друзей).

1998 год. Понятие коэффициента кластеризации введено D.J. Watts S.H. Strogatz (Статья "Collective Dynamics of Small-Wоrld Networks" – Nature, 393 p. 440-442.)

2000 год. Malcolm Gladwell популяризировал понятие социально-активных людей как центров и связующих (hubs и connectors).

2001. Bruce Kogut и Gordon Walker определили, что средняя степень удаленности в бизнес-сообществах Германии - около 4.8.

2001. Биологи, изучая поведение насекомых предложили понятие "интеллект роя".

2002. Альберт-Ласло Барабаши сформулировал гипотезу о том, что в реальной сетевой жизни связи неслучайны и лишь некоторым (лидерам общественного мнения)  удается сформировать вокруг себя большие сообщества. (Книга "Linked", New York: A Prime Book).

Опыт социальной сети МойКруг

Кроме сетей контактов и коммерческих сетей, ориентированных на поиск «умных голов», следует упомянуть сеть личных и деловых контактов www.MoiKrug.ru, в которой на период расцвета было до 3 млн. участников.

Общение в данной сети происходило по немодерируемой схеме, на основе свободно предоставленных анкетных данных (учебные заведения, работа, личные интересы, любимые книги и сайты). Схема общения такова. Кроме обычного блога, участник мог заявить для обсуждения тему, сделать «затравку» новой или проблемной информацией, сообщать и обсуждать с другими участниками новости. Действовала схема голосования или рейтингования тем и новостей.

Опыт участия в данной социальной сети показал ее молодежную направленность и полезность с точки зрения изучения поведения участников виртуального обсуждения, которое отличается от обычного личностного или «живого» группового [Чеботарева].

Вместе с тем, уровень «взрослости» обсуждения часто не вызывал доверия. Приведу примеры. В подсети «Информационные технологии» – наиболее богатой и представительной – 6000 участников, обсуждалось 80 тем и 200 новостей, «выставлено» 600 вакансий. Но учебный открытый ресурс Интернет-Университета информационных технологий Шкреда А.В. рекомендовали своим друзьям – 100 человек. Ресурс «Виртуального компьютерного музея» Пройдакова Э.М. с полумиллионом посетителей – всего 3.

В подкруге интересов «Политика» было заявлено 1500 участников. Однако «Столкновение цивилизаций» С. Хандингтона – рекомендовал прочитать только один человек. Такие логические связки могут служить индикатором качества.

Наблюдение процессов социальной сети МойКруг во многом подтверждает критерии успешности формирования социальной группы, зависимость от величины и разнообразия популяции участников, рассматривавшейся в модели Трофимовой И.Н.

К сожалению, данная сеть после смены команды и продажи ее поисковой системе Yandex прекратила дискуссионные обсуждения и переориентирована на подбор персонала.

Виртуальная социальная сеть – первый взгляд

Под виртуальной (онлайновой) социальной сетью понимается социальная структура Интернет-среды, узлы которой составляют организации или отдельные люди, а связи обозначают установленные взаимодействия (политические, корпоративные, служебные, семейные, дружеские, по интересам и т. д.) [Бобровский].

С точки зрения пользователя, пришедшего в сеть, заполнившего свой профиль – социальная сеть – это место общения, дополненное возможностью ведения блогов, публикацией новостей, участием в голосованиях за темы и рейтингованием участников.

Придя в сеть по ностальгическим или еще каким-то настроениям, участник, удовлетворив частную потребность, не склонен к общественной сетевой публичной жизнедеятельности и результатом общения, остается только установление более прочных дружеских, личных или профессиональных связей, и очень и очень редко - консолидация.

Структурно социальная сеть – разбита по интересам на открытые или закрытые Сообщества, Клубы, отличающиеся еще и правилами модерации.

Исторически сложилось так, социальные сети сильно разнятся по составу участников и культуре обсуждений, что просто повторяет проблемы существующего общества. Кроме того – не все существующие сети имеют механизмы консолидации и формирования групп.

В «правильной» сети активности тем и рейтинги участников позволяют выталкивать наверх активные темы и лидеров общественного мнения.

Вход

Регистрация

Обсуждения

Индикаторы
активности

По темам

По интересам

По друзьям

=========

Новости

Блоги

Заметки

Круги Друзей

1 Круг
2 Круг – 3 Круг

----------------

Облака
интересов

Политика

Социология

Техника

Спорт

Развлечения

Книги

Рейтинг
темы

+ 100

Как построить

социальную сеть

Пассионариев?

«Мы полагаем, что
все это будет носиться,
и полагаем, что все
это - следует шить!»

Б.Окуджава.




Похожие документы:

  1. Основы социально-сетевых технологий На пути к социальному Интернет Оглавление

    Сказка
    ... Основысоциально-сетевыхтехнологийНапути к социальномуИнтернет Версия new-int Оглавление Предисловие 7 ВВЕДЕНИЕ 9 Глава 1. Социальные сети и технологии ... 2010 Сазанов В.М. Основысоциально-сетевыхтехнологийНовыйИнтернет Версия new-in ...
  2. Прикладные социально-сетевые технологии

    Документ
    ... ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3 Глава 1. Социальная сеть как новая общественная сфера 4 Инновационный социальныйИнтернет как ... социально-сетевыхтехнологийна модели виртуального «солнечного» гуманистического общества, а также – поиск новой идеологии, новых ...
  3. Анализ социально-сетевых технологических возможностей на примере гипотетической «Прогрессивной партии»

    Презентация
    ... наоснове ядра интеллектуалов средствами Интернет-технологий. Технологии первой волны (гипертекст и протоколы обмена) позволяли создавать сетевые ...
  4. Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы

    Литература
    ... в сети, намечены пути реализации. ОГЛАВЛЕНИЕНовыйИнтернет – реальность и ... НовыйИнтернет – реальность и футурологические прогнозы» \ Тезисно Предмет исследований: социально-сетевыетехнологии Лозунг: Обслуживание потребностей тела, и на ...
  5. Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы

    Литература
    ... в сети, намечены пути реализации. ОГЛАВЛЕНИЕНовыйИнтернет – реальность и ... НовыйИнтернет – реальность и футурологические прогнозы» \ Тезисно Предмет исследований: социально-сетевыетехнологии Лозунг: Обслуживание потребностей тела, и на ...

Другие похожие документы..